Амстердам: тюльпаны, мельницы, геи, велосипеды, вафли и селедка

Минск. Беларусь
Отзыв написан: 25 декабря 2012 г.

Как-то так повезло, наверно, что за последние полотора года мне пришлось четыре раза, по шесть недель каждый раз, бывать в Амстердаме в командировках. Решил написать отзыв, хотя, я знаю, таких в И-нэте – уже тьма. Постараюсь особо не лить воду и быть более-менее объективным в оценках. Только факты и цифры. Здесь размещаю 50 фоток, как требует регламент. Сразу извиняюсь за качество: все фотилось разными людьми, разными камерами, ибо то, что когда-то это пойдет в отзыв, никто не знал. ВСЕ фотки (около 650) можно найти в альбоме на Пикассе, ссылка на который есть есть у меня на профильной страничке (нажмите на АКА_Марпл в начале рассказа - и вы сразу окажетесь там.)

Для того чтобы поехать в Голландию без автобусного или какого-либо другого тура нужно как минимум три вещи: виза (их пока не отменили), знание английского на уровне «моя твоя понимай» и деньги (их, наверно, никогда не отменят). В Минске визу в Голландию можно получить в Посольстве ФРГ. Но это довольно сложно: нужно бронировать отель, покупать билеты и т.д. Если у Вас есть многократная шенгенская виза, полученная в любом другом посольстве и уже погашенная той страной, что ее выдала, то можно ехать по ней. Некоторые ушлые люди получают однократные шенгенские визы для посещения, скажем, Литвы или Польши, посольства которых не требуют броней гостиниц, приглашений и т.п., а потом через Литву или Польшу едут по Европам. Посольства этих стран такое не приветствуют, но, с одной стороны, кто знает, куда Вы поехали после пересечения границы: в Вильнюс или Париж, – а может Вы и там, и там решили побывать…  В Голландии ВСЕ говорят по-английски. Не говорят только очень старые люди, которые родились еще до Второй мировой войны. Главное не стесняться. «How much is watch?» и вперед! Вы не экзамен сдаете, для вас главное – получить информацию. Народ в Амстердаме – дружелюбный, к туристам привычный.

Ехать можно по-разному. Поезд Минск – Амстердам стоит где-то 240 евро в одну сторону. Автобус «ЕвроЛайнз» из Варшавы до Амстердама– 70 евро. Узнал случайно. Друзья застряли у меня в гостях из-за извержения вулкана, и мы рассматривали все варианты. «Белавия» летает напрямую из Минска по понедельникам, средам и субботам. Очень удобно. Прилетели в среду – улетели в понедельник. Туда-обратно стоит около 400 долларов. Если лететь из Вильнюса Эстонскими авиалиниями – 160 евро, почувствуйте разницу. А если из Вильнюса на лоукосте до Эндховена, так вообще за 70 евро можно, только потом до Амстердама добираться на поезде - то на то и выйдет. Поезд из Минска до Вильнюса по 15-40 долларов в каждую сторону, в зависимости от поезда. В Вильнюсе аэропорт почти в черте города. Туда с вокзала ходит автобус за 3 лита. (Автобус Минск- Вильнюс тоже стоит долларов 15.) Ну и как вариант, на личном авто. Хотя бензин в Европе в раза два дороже, чем у нас. Плюс парковка в городе от 2 до 5 евро в час (Про парковку читайте отдельно дальше в отзыве).

Аэропорт.Аэропорт Амстердама называется Скипхол. Он построен на дне озера, из которого выкачали воду, и на метр-два ниже уровня моря. Доехать до города можно либо на такси (35-50 евро в зависимости от класса машины, маршрута и водителя), автобусе № 370 или № 197 (остановка прямо напротив выхода из аэропорта) за где-то 3.80 или 4.00 евро, или поезде. Билет на поезд можно купить в одном из желтых автоматов в холле. Автоматы принимают монеты, купюры и кредитки (причем, кредитки принимают только автоматы на Центральном Вокзале, на других только наличку и местные дебетовые пинкарты). Билет до Амстердам Центраал (Главного ж/д вокзала) стоит 3.80. Если платите кредиткой, автомат снимает еще один евро. Если вы не дружите с электроникой, то кассы расположены прямо здесь в зале возле отделения полиции и кафе «Старбакс». В кассах тоже будет дороже, чем в автоматах за наличные, на 50 евроцентов. Для начала узнайте, где вы будете жить: поезд огибает Амстердам полупетлей и приходит на Центральный вокзал. Т.е., если вы будете жить где-нибудь на юге, то лучше будет ехать до Амстердам Зауд, например. Это будет дешевле и быстрее. Для того, чтобы сесть на поезд нужно спуститься под землю. Сначала на табло найдите поезд, который вам нужен, узнайте, на какой он будет платформе, а потом спуститесь в туннель с цифрой нужной вам платформы. По прибытии на Сэнтрал Стэйшн, как обычно называют Амстердам Центраал, спуститесь в переход под поездами и идите в сторону уменьшения нумерации путей. Пару советов по пользованию поездами: двери сами не открываются, для открытия нужно нажать на кнопку возле дверей; если у вас на билетике стоит двоечка (второй класс), при посадке посмотрите, чтобы на вагоне тоже была двоечка, а не единичка: с билетом второго класса в первом могут оштрафовать (хотя туристов в большинстве случаев просто просят пересесть), билет туда-обратно стоит дешевле, чем два отдельных билета в обе стороны в сумме. На сайте http://ns.nl можно узнать расписание поездов и стоимость билетов.

Трамваи– самое удобное, не считая велосипедов, средство передвижения по городу. Я везде ходил пешком. Амстердам - город небольшой. Все достопримечательности можно обойти за день.  Билет на трамвай стоит 2.60 евро, если покупать билет у водителя (и это независимо от того, куда Вы едете: пару остановок или до конечной). Раньше можно было купить так называемую «стриппенкарт» в киоске или магазине и пробить соответствующее количество полосок на ней: одна зона – две полоски, две – три полоски, четыре – пять полосок. В пределах города там везде либо одна, либо две зоны. НО! Летом 2010 года стрепенкарты отменили. Теперь надо покупать электронный билет, который в специальном автомате можно пополнить со своей кредитки или наличными. Автоматы стоят в продуктовых магазинах, на вокзалах и т.п. Когда вы заходите в трамвай, вы просто прикладываете билет к считывающему устройству, оно отмечает в памяти бортового компьютера, когда и где вы зашли, а когда вы выходите, вы снова прикладываете билет к устройству и оно списывает с билета деньги в зависимости от расстояния, которое вы проехали. Стоимость поездки в пределах одной зоны 1.20 евро в течение часа в разных трамваях.  Зарегистрировав билет в одном трамвае, вы можете ездить в других трамваях в пределах оплаченных зон по этому билету в течение часа, т.е. регистрируя его в других трамваях бесплатно. Не забывайте регистрироваться при выходе. Иначе при следующей регистрации с вашего билета бортовой комп снимет по максимуму. Во многих трамваях сидят кондукторы, которые продают билеты и следят, чтобы все при входе прикладывали свои карточки к считывающим устройствам. Вспомнилась мне одна кондуктор, милая толстая чернокожая тетенька, которая не просто объявляла остановки, а еще рассказывала, куда с этой остановки можно попасть. А когда мы подъехали к Центральному вокзалу, она сказала по-английски: «Вот мы и приехали, дамы и господа. Счастливой вам дороги домой… Дом… Родной дом…».

Велосипеды. Они везде. Их тысячи. Не ходите по красным асфальтным дорожкам – они для велосипедистов. Вас могу сбить – и вы еще останетесь виноватым. Велосипеды довольно простые, но стоят от 200 евро. На первый взгляд кажется, что они все старые, но при ближайшем рассмотрении, оказывается, что это такая антикварная модель. На великах ездят все. Я видел такую картину: из дорого дома в центре вышел мужик в костюме, взял лежащую на крыльце почту, открыл припаркованный тут же Мерседес, бросил на сидение почту, закрыл дверь, сел на велик и уехал. Велосипед можно взять напрокат. Вроде, за 8.50 евро в день или за 13 евро на два дня. Вот страница одной из контор http://www.amsterdam.info/transport/bike-rentals/macbike/. В центре пункт проката находится на улице Дамрак в большом здании из красного кирпича между Сентрал Стейшн и площадью Дам. Немцы во время оккупации Нидерландов собрали все велосипеды и переплавили на оружие. Голландцы этого не забыли: молодежь иногда может крикнуть вслед немецким туристам-пенсионерам: «Где мой велосипед?!»

Гостиницы. Хостелы (шелтеры)  в центре Амстердама стоят 20-25 евро за сутки с включенным завтраком: туалет в коридоре и еще 5-7 человек, кроме вас, в комнате (http://www.shelter.nl/). Гостиницы стоят дороже. Две звезды начинаются где-то от 70 евро за комнату для двоих. Осторожно с документами. По работе мне доводилось часто сталкиваться с людьми, у которых украли документы и деньги прямо из сейфа в номере отеля. Ну и карманники: один толкает вас в плечо, а второй достает кошелек из кармана куртки; один проливает кетчуп на вашего ребенка в МакДональдс, а второй, пока вы возитесь с одеждой малыша, хватает вашу сумочку и убегает. Не будьте вороной! Вот этому парню не повезло, но обычно воришкам удается уйти безнаказанными.

Документы. По голландским законам у вас всегда должен быть с собой документ, удостоверяющий личность. Если такового не окажется, вас могут оштрафовать за нарушение закона. Если вы ничего не нарушаете, никто вас не остановит и ничего проверять не будет. Но уж если где-то что-то нарушите, имейте при себе паспорт. Хотя я не знаю, что такое нужно сделать, чтобы вас остановил полицейский. За переход дороги в неположенном месте, например, существует штраф. Я несколько раз переходил дорогу не там, где надо, или на красный свет на глазах у полиции. Один раз – прямо перед полицейской машиной (случайно, видел бы – не пошел): реакция – ноль. Машина даже притормозила, чтобы меня пропустить.

Еда. Цены на фрукты и овощи, по сравнению с нашими, с точностью до наоборот: вареная свекла – 4 евро за кг, помидоры – 5 евро за кг, зато ананас – 1.50 за штуку, или купи два и заплати 2 евро, два авокадо – 1 евро (с сиреневой плотной кожурой, очень вкусные и спелые, у нас таких не продают), бразильский манго – два на евро. Одним словом, дорого все, что растят сами, и дешево все, что везут из Африки, Азии и Латинской Америки. Цена на куриное филе – 5-6 евро за кг (хранится в холодильнике неделю и только на 6-ой – 7-ой день начинает пахнуть кислым молоком…). Литр молока – 70 евроцентов. Пластиковые бутылки из-под напитков размером литр и больше можно cдать за 25 евроцентов за бутылку. Только не срывайте этикетку, по ней машина, стоящая при входе в любом магазине, определяет, что это пластиковая бутылка. В сети продовольственных магазинов Альберт Хайм продаются очень вкусные заварные пирожные в шоколаде. Такие маленькие эклеры. Обязательно попробуйте. Набор из 10 стоит где-то 2.50. Важный момент: в продуктовых магазинах кредитные карты не принимают.

Национальная голландская еда – крокеты, фрикадельки и тосты, а вернее «тости». Крокеты – это картофельное пюре с травками или кусочками свинины, свернутое в шарик, обваленное в сухари и прожаренное во фритюре. Фрикадельки – это либо мясные шарики, либо длинные колбаски из фарша, подаются обычно с пюре или картошкой фри. Тости – это тонкие куски белого хлеба, пожаренные на сковороде или в тостере с сыром, помидорами, ветчиной и т.д. между ними. Эти блюда национальной кухни подают во всех ресторанах. На счет ресторанов... Как-то мои друзья повели меня в ресторан на прощальный ужин перед их отъездом. Мы заказали каждый что-то свое и решили заказать то, что значилось в меню как «овощная тарелка – веджитабл плейт», на стол для всех. Стоила эта тарелка 15 евро. Когда нам принесли четыре кубика маринованной свеклы размером 2 на 2 см кубик и четыре кубика маринованной репы, уложенные со свеклой в шахматном порядке, девушка из нашей компании сказала, что это не нам. Официант сначала смутился, а потом сказал: «Вам-Вам! Это же вы заказывали тарелку с овощами» .  Мы долго смеялись. Вопрос официанта: «Вам понравилось?» звучал, как издевательство. Наша дама ответила на этот вопрос так: «Это было … необычно». Мы до сих пор рассказываем историю, как поели свеклы за 15 евро. Возможно, 15 евро стоило оформление: на каждом кубике свеклы лежал свекольный листик, а на каждом кубике турнепса лежала горошина. Стэйки в том ресторане были, тем не менее, хороши и стоили 23 евро за стейк, что, в принципе, является нормальной ценой для амстердамских ресторанов.

Селедка. Все мы ели брестскую селедку «Матиас» от компании «Санта». Я только в Голландии узнал, что матиас – это маленькая селедка, которая ни разу не нерестилась. Ловят ее в мае-июне. У нее очень нежное мясо. Прям тает во рту. В Бресте же берут обычную селедку размягчают и усиливают вкус химикатами – и вот вам матиас, извольте. Голландский матиас стоит евро за штуку. Дорого, но очень вкусно. Селедка продается уже чищеная, позвоночная кость удалена, и две части филе висят на хвосте. Голландцы берут ее за хвост, макают в нарубленный репчатый лук и, держа за хвост, целиком отправляют в рот. Как вариант, ее едят с соленым огурцом и белым хлебом.

Вафли. Стали открытием для большинства посетивших меня в Амстердаме друзей. Два блинчика в клеточку с ириской посередине. Их продают везде. На рынках их можно купить горячими. Их пекут и поливают расплавленным ирисом прямо на ваших глазах. Они совершенно не похожи на то, что мы привычно называем вафлями. Если вам не удастся попробовать свежих вафель, вы можете купить «претапорте» в любом гастрономе. Пакет обычно стоит 1.30 – 1.80.

Бельгийская картошка. В ларьки, где ее продают, всегда стоит очередь. От французской жареной картошки (фрнеч фрайз) она отличается тем, что соломка толще (в толщину пальца) и едят ее с майонезом. Еда очень вредная, но попробовать надо.

Музеи. Музеев много: Мадам Тюссо, Ван-Гога, Рейксмузей, пива Хайнекен... Музей марихуаны, секса, эротики – сплошная профанация. Даже не тратьте денег! Про музеи пишут все. Поэтому писать не буду. Из серьезных музеев я был только в доме музее Рембрандта и в Рейксмузее. Советую оба. Билет в один стоит 8 евро, в другой – 12.50. В музее Рембрандта обязательно возьмите аудио-гид – это 80% всей информации, без гида это просто дом с картинами и домашней утварью. Самое сильное впечатление от дома-музея: во времена Рембрандта люди спали в шкафах (бокс-бедз – шкафах-кроватях) полусидя потому, что боялись умереть во сне от нахлынувшей в голову крови.

Многие ходят в Рейксмузеум только для того, чтобы посмотреть «Ночной дозор». Вся экспозиция построена так, что в 11-ый зал, вы попадаете в самом конце. Вы проходите все залы и, как в кино, слышите у себя в голове барабанную дробь, которая нарастает с каждым новым залом: и вот вы входите в 11-ый зал, где наконец-то должно раздаться «тадам!». Но в моем случае тадам не раздался: я был разочарован. На мой взгляд, некоторые представленные картины Рембрандта гораздо интереснее «Дозора» и по детализации и по технике. Но я не эксперт. Так что, если доктор сказал «в морг», значит – в морг.

В мой последний приезд пошли мы с друзьями в музей пива "Хайнекен". 15 евро включают экскурсию и три бокала пива. Довольно забавная экскурсия. Очень интерактивная. Вначале я очень скептически отнёсся к этой идее, но после посещения, не пожалел потраченных 15 евро. Все халявное пиво мы не выпили и привезли пластиковые пуговицы-купоны домой как сувениры.

Кофе-шопы. Курить марихуану и есть грибы в Голландии незаконно. Просто лет 20 назад страна решила, что за малое количество наркоты, растительного происхождения, они не будут преследовать. Если ты дома растишь два куста - ноу проблем, 6 кустов - шраф. Но мне говорили, что реально штрафуют только за 50-100. В центре города пахнет паленой коноплей везде. Купить покурить можно только в кофе-шопах. В центре, особенно в районе Красных фонарей, они – на каждом шагу. Косяк стоит 3 – 5 евро. Пошли мы как-то с подругой в кофе-шоп, чтобы посмотреть, хоть что это такое. Курить мы не собирались: потерять работу из-за пары часов сомнительного удовольствия как-то не хотелось (содержащиеся в марихуане вещества откладываются в хитиновых покровах (волосах и ногтях), в результате чего определить, курили вы или нет, можно спустя несколько дней, а то и недель после факта.) На столике стоял знак «No smoking». Я подошел к девочке варившей кофе и спросил, почему курить запрещено, где ж курить-то как ни тут. Она мне сказала, что по местным законам курить табачные изделия в общественных местах, к которым относятся кафе и рестораны, запрещено. Поскольку девушка сделала акцент на слове «tobacco», я спросил, а что же тогда можно тут курить, на что девушка сказала: «pure», что по-английски означает «чистый, без примесей». Я – ей: «Чистое что?» Она мне: «Чистую траву!» Стало весело: сигареты в общественных местах курить нельзя, а марихуану – пожалуйста! От нее я и узнал стоимость такого развлечения. Мы попили капучино (2 евро чашка – средняя для Амстердама цена) и пошли домой. Второй раз пошел я в кофишоп с друзьями, которые решили, что быть в Амстердаме и не покурить, это как быть в Париже и не увидеть Эйфелеву башню. Пока мы сидели и я наблюдал за неумелыми попытками своих друзей скрутить косяк, двое молодых людей пошли в туалет. Бармен подбежал к двери и начал кричать, что позовет полицию. Я подумал, что он заподозрил их в том, что они там собрались заниматься сексом. На самом же деле, как стало ясно из последующего разговора, он подумал, что они пошли туда употреблять кокаин. "По двое нельзя!" - кричал он, - "У меня инструкции, двое в туалете - вызывай полицию." Странно, неужели нельзя употребить кокаин одному..?

Район красных фонарей. Район находится в самом центре Амстердама. Если на площади Дам стать спиной к Королевскому дворцу и пойти прямо, то уже через 5-7 минут ходьбы вы увидите витрины с девушками, за 50-70 евро предлагающими «цигель-цигель ай-лю-лю». Подавляющее большинство народа, который вы там встретите, – туристы. Люди просто приходят посмотреть на девушек в окнах, посмотреть секс-шоу (говорят самое интересное со слоником на эмблеме), покурить травы в кофе-шопах и поржать с товаров в секс-шопах. Владельцы сексшопов – народ привычный: владелец одного из них флегматично смотрел на меня и моего друга, когда мы по очереди включали фаллоимитаторы и ржали над тем, как они все по-разному вибрировали у нас в руках. Он даже подошел и помог включить один из них, заранее зная, что мы ничего не купим. Девушки в окнах – на любой вкус и цвет. От 18 до 60 лет, от 50 до 150 кг. Есть настоящие, есть переделки из мужчин. Если кто-то вам понравился – милости просим: открывается стеклянная дверь, вы заходите, тетенька задергивает штору… кровать прям тут, никуда ходить не надо… Там есть такая улица, где расстояние между домами около метра и с обоих сторон от вас окна с девочками. Поскольку дома – высокие, а улица длиной метров 30, даже днем на ней темно. Вы идете, прижимаясь к стене, чтобы пропустить идущих вам навстречу, а с обеих сторон, как в аквариумах с красной подсветкой, плещутся русалки. Вас охватывает странное клаустрофобо-сюрреалистическое чувство оторванности от внешнего мира. В центре района находится старинная церковь, построенная в 15-16 веках. Напротив одного из ее входов – окна с девочками: вот уж где мирное сосуществование порока и благодетели не исключение, а норма жизни.

Поездка по каналам на экскурсионном водяном трамвайчике. Экскурсия длится час-полтора и стоит от 8 до 13 евро. С ужином или обедом – около 40-50 евро. Контор, которые возят, несколько: одна находится возле Сэнтрал Стэйшн, одна – возле Хард Рок кафе, недалеко от Лейдцеплейн, еще одна – в середине улицы Дамрак. Я ездил без ужина и считаю, что 12 евро на человека, которые мы заплатили, это много. Вас возят по каналам, записанный голос на разных языках рассказывает вам о том, что вы видите по ходу следования: посмотрите влево, посмотрите вправо. Мне экскурсия не понравилась. Второй раз бы не поехал и не рекомендовал бы даже ехать в первый. Если у вас мало времени обойти все пешком, то только в этом случаем можно покататься на пароходике. Не катайтесь в дождь: вода на стеклах искажает изображение – ничего толком не увидите.

Амстердам

Тюльпаны. Многие, приезжая в Амстердам, удивляются, что в городе практически нет цветов. Поскольку у многих Голландия ассоциируется с луковичными: гиацинтами, тюльпанами, нарциссами, - то вполне резонно предположить, что Амстердам должен утопать в цветах. Однако, это не так: им там просто негде расти: кругом асфальт, брусчатка, камень, - изредка попадаются зеленые лужайки с травой и миниатюрные клумбы возле подъездов, - но цветов как-то вот нет.

Даже в парках, в основном, просто кусты и зеленые лужайки. Если вы едете в Голландию смотреть на цветы, то ехать надо весной, желательно, во второй половине апреля: и на цветы посмотрите и на День рождения королевы (30 апреля) попадете. Любоваться луковичными ездят в Кукенхоф. Это большой ландшафтный парк недалеко от города Лейден. Из Амстердама в Кукенхоф можно попасть, купив прямой комби-билет в туристическом центре на Лейдцеплейн. Автобус отправляется оттуда же. Билет стоит 28 евро. В него входит проезд туда и обратно и посещение парка. Можно ехать на автобусе 197 или 370 до аэропорта, а оттуда на автобусе до Кукенхофа. Если хотите посмотреть университетский город Лейден, то можно ехать на поезде до Лейдена (7.50 в одну сторону), а из Лейдена на автобусе до Кукенхофа (можно купить билет (дэй пас) за 8.50 и ездить по нему на всем городском транспорте целый день; билет годен для проезда и в Амстердаме, и на автобус из Кукенхофа в Скипхол, и из Скипхола в Амстердам)). Парк находится в том районе Нидерландов, где выращивают луковичные.

Зрелище незабываемое: по дороге из Лейдена от горизонта до горизонта простираются поля тюльпанов, гиацинтов и нарциссов. Посаженные узкими полосками они вызывают впечатление, что земля вокруг вас покрашена всеми возможными красками. А если ветер дует в вашу сторону с поля, где растут гиацинты, то красота сопровождается еще и ароматом. Входной билет в парк стоит 14.50 евро. Очередей в кассах нет. Однако, это не значит, что в парке мало народу. Если вы придете в обед, то будете толкаться как на рынке в базарный день. Не смотря на размеры парка, народу – тьма: японцы, европейцы, китайцы, американцы, - парк открыт только с конца марта по 25 мая, и все хотят успеть. Парк разделен на несколько зон. В центре парка два павильона: в одном находятся всевозможные инсталляции из цветов, а во втором вы можете ознакомиться с новинками голландской селекции луковичных (в основном тюльпанов, нарциссов и амариллисов), а так же сирени и рододендронов. Они все посажены в шахматном порядке на квадратных клумбах.

В самом парке поражает сочетание дикой природы (в виде деревьев и кустарников) и искусственно созданных клумб. Создается впечатление волшебного леса, где у подножия деревьев, где большими яркими пятнами, где широкими полосами, где зигзагами, как по мановению волшебной палочки появились мускарии, гиацинты, тюльпаны, нарциссы и рябчики.

Цветы – везде: вдоль дорожек, между деревьями, на лужайках, вокруг фонтанов.  В 2010 году тема парка была «Из России с любовью». На одной из клумб в той части парка, где деревьев поменьше и клумбы имеют ярко выраженную геометрическую форму, из цветов были высажены целые картины в форме русских церквей. В одном из павильонов стояли березки, на которых висели шубы, дубленки и меховые шапки. Голландцы стояли в очереди, чтобы сфотографироваться в шубе на фоне берез, как, по их мнению, настоящие русские.

В парке есть действующая мельница, на которую можно подняться, чтобы полюбоваться сверху на близлежащие цветочные поля.

Мельницы. Я удивился, что мельницы в Голландии делали ВСЕ: мололи муку, выкачивали воду из осушаемых участков земли, размешивали краску, пилили лес и т.д. В Амстердаме их осталось всего две. Несколько мельниц есть в Лейдене, пару штук есть в Гарлеме. Чтобы получить более-менее полное представление о голландских мельницах, вы можете съездить в Заансе Сханс, музей деревянного зодчества под открытым небом. От Центральной Станции туда ходит 91-й автобус. У меня так и не получилось туда съездить, но говорят, что там интересно. Там представлено 5 разных по назначению и устройству мельниц. Все они рабочие. Можно съездить в Киндердийк, там мельниц больше и места живописнее, но это далеко, около часа на автомобиле в одном направлении.

Море. В Амстердаме моря нет. Чтобы позагорать, или просто побродить по пляжам, наслаждаясь бризом, нужно ехать в Зандфорт-ан-Зее или в Гаагу. Зандфорт ближе, минут 20 на электричке, но, кроме моря и пляжа, там особо ничего нет. Тем не менее, если вы настроены лирично: походить по пляжу, выпить кофе или чего покрепче, - вам в Зандфорт.

Гаага более динамична. Там есть пирс, набережная с магазинами и кафе. Пирс со всевозможной развлекаловкой находятся не в самом городе, а пригороде Схевенинген. Туда ходят гаагские трамваи 9 и 1. Схевенинген – очень популярный в начале прошлого века курорт. Да и сейчас в жаркий летний день там всегда масса народу. До Зандфорта билет туда-обратно стоит 9 евро, а до Гааги – 19.

Шоппинг. Европа, ясное дело, не США, здесь все относительно дорого, даже на распродажах. Пальто СК за 100 долларов вы здесь не купите. Тем не менее, шопинг в Амстердаме неплохой. Все, кто приезжал ко мне в гости, один день, а то и два, тратили на шопинг: все остались довольны. Некоторые потратили все деньги и еще взяли взаймы, чтобы купить все, что насмотрели. Шопинг в Амстердаме проходит в основном вдоль двух улиц: Кальверстраат и Лейдцестраат, - которые пересекаются в районе цветочного рынка. Советую начать шопинг с площади Лейдцеплейн, потом вдоль Лейдцестраат, поверните на Цветочный рынок, за рынком налево и за башней по Кальверстраат до площади Дам, а потом по продолжению Кальверстраат за площадью Дам до самого Центрального вокзала.

Мое наблюдение: на Лейдцестраат цены выше, т.к. там в основном магазины бутикового типа. На Кальверстрат (она раза в три длиннее) – все, что угодно, от C&A, V&D и H&M до брэндовых магазинов. Тем не менее, бутиков высокой линейки брэндов (Dior, D&G, Versaceи т.п.) там нет. Их можно найти на улице Питер Корнейлизоон Хоофстраат. Это недалеко от площади музеев: улица идет параллельно площади в двух кварталах от нее по направлению к центру. На площади Дам, напротив музея Мадам Тюссо, находится амстердамский ГУМ, универмаг Бейенкорф. В нем вы тоже найдете ряд дорогих брэндов.

Ну и последнее: не забудьте заполнить ВАТ рифанд. В Голландии возвращают, вроде, 7% от стоимости товара. Деньги можно получить в аэропорту наличными или по приезду домой. В Минске НДС точтно возрвращает Технобанк. Когда я улетал, это было на неделе, когда открыли аэропорт после извержения вулкана, кругом в аэропорту были очереди. Самая длинная стояла в … ВАТ Рифанд (Возврат НДС). Как-то видел на Лейдцестраат в ветрине стояла девушка и рекламировала джинсы. Джинсы были надеты на манекен. Девушка засовывала в карман джинсов бананообразный резиновый мешочек, от которого отходила трубка с резиновой грушей на конце. Она накачивала мешочек грушей со словами: «Вы можете создать желаемый размер, закрепить его и ходить целый день… Вы платите только за джинсы. Увеличитель вы получаете совершенно бесплатно.» Да, как говорится, только в Амстердаме!

Блошиные рынки. В Амстердаме два более-менее больших уличных рынка. Один – на Вотерлуплейн, а второй (Альберт Куйп) – недалеко от Музеумплейн. На первом продают всякое барахло: старые пластинки, антикварные вещицы, дешевые CD, DVD с порно и просто музыкой и кино, одежду, сувениры и т.п. Второй больше похож на Комаровку: здесь продают сыры, фрукты, овощи, свежую рыбу, бытовую химию, сувениры, одежду (в основном турецкий и китайский ширпотреб), ореховые смеси, шоколад (туристам больше всего нравится прилавок с шоколадными фаллосами и вагинами),  деликатесы в виде селедки и оливок специального засола.

Если на первый я сходил один раз посмотреть, то на второй я ходил часто за продуктами и просто погулять, благо я жил в десяти минутах ходьбы. Оба рынка не работают по воскресеньям.

Гей парад. Если вы – гей, то вам сам Бог велел, а если нет, то вам тоже будет интересно, посетить Амстердам во время гей-прайда. Гей-прайд – это мероприятие, проводимое сексуальными меньшинствами (a их даже в Голландии - меньшинство) для обозначения себя как таковых и борьбы за свои права. Поскольку в Голландии геев и лесбиянок в правах не ущемляют и относятся к ним толерантно, гей-прайд в Голландии проходит в виде веселого карнавала. В рамках прайда проводится масса различных мероприятий, которые вас вряд ли заинтересуют. Тем не менее, если вы очутились в Амстердаме в начале августа, вы просто должны посмотреть канал-парад, гей-парад, который в Амстердаме проходит на воде: катера, лодки и баржи, задекорированные под разную тематику проплывают по Каналу Принцев от Центрального ж/д вокзала до реки Амстель. Действо мне напомнило первомайскую демонстрацию в Советском Союзе: машины с инсталляциями в виде серпа и молота, летящего вокруг земного шара спутника или подмигивающего с броневика Ленина, ликующий народ с цветами, флагами и транспарантами в руках, - все то же самое, только больше красок, больше драйва и на воде. Обычно парад проходит в первую субботу августа. Начинается обычно в 2 часа дня. В час найти хорошее место у канала уже невозможно: люди занимают места с утра. Народ съезжается на лодках и паркуется у берегов. Приезжают целыми семьями с корзинами для пикника и пивом.

К 2 часам набережная по обе стороны от канала и все мосты облеплены зрителями. И вот появляется первая платформа. Это платформа мэрии Амстердама на ней огромный надувной анти-парковочный столбик, один из символов Амстердама.

Все крупногабаритные элементы на платформах надувные, - иначе не проплывешь под мостом. Перед каждым мостом, все инсталляции сдуваются, народ сворачивает флаги, нагибается, чтобы снова развернуться с другой стороны моста. Сразу совет: не занимайте место на мосту: 1. не увидите платформы сбоку (а это самый выигрышный вид), 2. при приближении к мосту шоу сворачивается и «команда» готовит судно для прохождения под мостом. Через пару платформ – катер полиции. Полицейские, размахивающие радужными флагами, и надпись на борту «мы хотим взять тебя на работу!» меня немного шокировали.

Всего было 86 платформ: на одной народ, одетый в золотые костюмы, просто веселился, на другой – ходили какие-то ангелы вокруг портрета Папы, который уж как-то очень зловеще смотрел на окружающих (оказалось это лодка компании борьбы со СПИДом, а Папа, как известно, против презервативов). На третьей – переодетые в костюмы разных народов участники шоу держали решетки, как бы напоминая, что в Иране, Саудовской Аравии и кое-где в Африке за это дело можно и в тюрьму попасть. На четвертой – корзины с фиолетовыми гладиолусами, которые люди на платформе бросали зрителям. На пятой стриптизеры в костюмах Робин Гуда разбрасывали яблоки и пластиковые бусы (отобрали у богатых – раздавали бедным)…

Парад продолжается около 2-3 часов. После чего на канале творится настоящее столпотрворение из лодок: народ разъезжается по домам.

Город превращается в одну большую дискотеку. Столько народу на улицах я не видел даже в Минске на день города, хотя население Минска в два с половиной раза больше. Народ веселиться, пьет, танцует. Гей –не гей – это не важно. Празднуют все. К вечеру всем уже все равно, гей-прайд – не гей-прайд: просто лишний повод повеселиться.

Еще одно забавное мероприятие, которое проходит за день до канал-парада, это олимпийские игры трансвеститов. Проходят они возле церкви Вестеркерк (где в неизвестной могиле похоронен Рембрандт и где венчалась королева Биатрикс). Соревнования проходят в трех дисциплинах: метание сумочек, бег на каблуках при полном параде и перетягивание каната. Как шоу, мероприятие очень даже ничего: все как на настоящих олимпийских играх: огонь, поднятие флага, гимн «Ай эм вот ай эм – я – тот, кто я есть.», судьи, участники из разных стран (хотя все они между собой говорили по-голландски). Сумочки метают в толпу. Тому, в кого попадет сумочка, дают радужный флажок, который нужно держать над толпой на вытянутой руке, как отметку для сравнения с другими результатами. Одна сумочка попала в меня…

Зоопарк. Амстердамский зоопарк называется «Артис». В нем очень красиво весной, когда цветут многочисленные луковичные, саккуры и рододендроны. Билет стоит 18 евро. Если соберетесь, планируйте полдня. Коллекция животных, рептилий и рыб – довольно большая. Есть павиллион с бабочками. Животные ухоженные, выглядят довольными жизнью. Мне очень понравилось.

Парковка. Во время моего пребывания в Голландии ко мне приезжали друзья. Одни из них приехали на машине. По стоимости паркинга Амстердам разделен на 5 зон со стоимостью парковки от 1 до 5 евро в час. Я жил на Площади Музеев, где парковка стоила 4 евро в час. Если ставить машину на всю ночь и покупать абонемент на неделю, то предоставлялась скидка, в результате чего парковка стоила 2.50 в час. Но это тоже было дорого. Спасло то, что в Амстердаме есть такая фишка: по периметру города есть сеть парковок P+R, где для туристов сутки стоят всего 6 евро, плюс вам дают бесплатные билеты на две поездки, чтобы доехать до центра и вернуться за машиной. Самая удобная из таких парковок находится под Олимпийским стадионом в конце улицы Стадионвег. В парковку два вьезда: один въезд - просто парковка, второй - туристическая парковка (P+R). Не ошибитесь: просто парковка стоит 40 евро в сутки! В пятницу вечером на турпарковке может не быть мест. Нужно подождать: кто-нибудь выедет, и вы заедете на его место.  Подъезжаете, берете билетик в автомате, заезжаете, паркуетесь, получаете на выходе билетик на две поездки на каждого пассажира машины. На 24-ом или 16-ом трамвае добираетесь до центра. Парковка работает 24 часа в сутки.

Что удивило:

- В конце 70-х кто-то выпустил на волю пару зеленых попугаев. Они выжили, размножились и теперь десятки попугаев летают по Амстердаму небольшими стаями. Я слышал, что дикие попугаи живут в Брюсселе, но про Амстердам не знал. Для меня было удивительно увидеть как-то мартовским утром, как стая из пяти зеленых попугаев размером с небольшую ворону ощипывала почки на каштане перед моим окном. Когда деревья покрываются листвой, они становятся не так заметны, и наблюдать их можно только в полете.

- Добрый день по-голландски будет goedendag  «хутен дах», но как мы не говорим «здравствуйте», голландцы не говорят «хутен дах». Наше «здрасце» по-голландски звучит «х*й дах», доброе утро - «х*йе морха». Прикольно было прийти с утра на работу и слушать, как все кругом матерятся, приветствуя друг друга. Неформальные «привет-пока» звучат как «х*й – дуй». Причем, в первом случае, это скорее хой, но голландский звук «о» очень глубокий, напоминает французское «о» в слове “mot” и произносится почти как русское «у».

- Туалеты для мужчин на улицах. Серая, иногда желтая пластиковая пирамида с четырьмя углублениями-писуарами по бокам. Просто подходишь к пирамиде передом, а людям задом, делаешь свое дело и идешь дальше. Ставят эти туалеты по пятницам и субботам и по праздникам, когда народ пьет хайнекен. На Лейдцеплейн их ставят прямо в центре площади. Местный народ не стесняется. Туристам такое видеть необычно и смешно: народ смеется, фотографирует. Очень забавно на таком туалете смотрится значок, обозначающий «мужской туалет», как если бы  женщинам не понятно, что им эти туалетом воспользоваться будет сложно.

- Падающие дома. В центре Амстердама часто можно увидеть дома, стены, которых нависают над улицей, как будто вот-вот стена обрушится. Другими словами, представьте усеченную пирамиду, стоящую на меньшем основании. Я сначала думал, что дома наклоняются из-за плохого фундамента, но оказалось, что они так были построены. В 15-16 веках земля была очень дорогая, и строить разрешали только по шесть метров в длину и сколько-то там в ширину. Вот люди и строили дома, расширяя их к верху. Каждый последующий этаж, в результате, по метражу был больше предыдущего.

Дешевые авиабилеты в Нидерланды
Angelana
25 апрель 2013 г.
Спасибо за подробный рассказ об Амстердаме. Я буду там на днях всего на 1 день, так сказать пролетом, и хотелось бы посмотреть и город и парк цветов.... Только вопрос: как это лучше сделать и на чем, и с каким билетом. Мне кажется лучше всего из аэропорта сразу поехать в парк КУКЕНХОФ, потом из парка в Амстердам, а после пешеходной прогулки обратно в аэропорт и на самолет. Буду очень благодарна, если вы сможете подсказать лучший вариант и какой билет и где в этом случае покупать; нас будет 2 взрослых и ребенок 5-лет). Проблема в том, что в Амстердаме (и вообще в этой части Европы никогда не была и не знакома со всей этой системой пассов и комби-тикетов). Скоро вылет, а решения нет, хотя в поисках перечитала массу материала в интернете. Спасибо огромное!!!
Lanka Baginska
27 декабрь 2012 г.
Спасибо за ёмкий, яркий и задорный рассказ!
Малтат
Россия, Красноярск
26 декабрь 2012 г.
Хороший рассказ!
Ledi lyda
26 декабрь 2012 г.
Браво! Так живописно донОсите.
26 март 2012 г.
Упс! Кому я советую :)! Посмотрел Ваши отзывы...
26 март 2012 г.
Удачи! У меня прям ностальгия... Больше в Амстердам не посылают, а сам вряд ли я соберусь. Кукенхоф планируйте на конец поездки. В начале апреля там мало чего еще есть.
Lorens
Латвия, Вентспилс
26 март 2012 г.
Вот и рассказ пригодился! Через пару недель летим. Спасибо огромное еще раз за обилие полезной информации.
восточник
Россия, Владивосток
11 январь 2012 г.
О полезном с хорошим юмором! :))
12 август 2011 г.
Прочитал свой рассказ. Одно небольшое упущение: билет в автобусах и в городе, и из аэропорта в город и т.д. всегда можно купить у водителя.
Comtesse
Россия, Ростов-на-Дону
24 июнь 2011 г.
Супер! Спасибо за информацию. Ваш Амстердам сильно отличается от моего. Чувствуется, что Вы там бывали неоднократно и подолгу. Спасибо. Думаю, что мы сможем открыть для себя что-то новое во время нашего летнего вояжа.
Lorens
Латвия, Вентспилс
22 январь 2011 г.
Класс! Спасибо за обилие полезной информации. В Амстердаме я еще не была, так что, может пригодиться.
13 август 2010 г.
:) Не знаю как пишется добрый вечер, но по телику каждый вечер шло шоу, где все время кому-то из студии звонили. Когда человек на том конце поднимал трубку, ведущий говорил: "Х*й нахунт!".
Zywiec
8 июнь 2010 г.
Очень интересный, информативный и правильный (в плане построения) рассказ! Спасибо! p.s. :-))))) Представил утро на Вашей работе.
8 июнь 2010 г.
Еще раз спасибо. Андрей: архитектура есть по ссылкам на пикасе. Как-то загрузка фоток медленно проходила: на стал много грузить. А вообще, как сказал один мой друг, "Когда ходишь по Амстеру, складывается впечатление, что стоишь на месте - везде одно и то же". И я с этим согласен.
INESS_LION
Украина, Харьков
7 июнь 2010 г.
Класс! та инфа, которую я искала))) спасибо :)
3 июнь 2010 г.
Саша! ну ты молодец! что тут скажешь! Отличный рассказ, много практической и полезной информации! Кое о чем я даже и не слышал никогда... Хотелось бы архитектуры на фотках побольше :), но это кто и что любит. Спасибо! Жду новых отчетов!
3 июнь 2010 г.
Спасибо за лестные комменты. Это всегда приятно, есть такое слово в английском rewarding. Я, как обычно, сначала опубликую, а потом ошибки нахожу :) Так что извиняйте за отсутствие запятых в сложноподчиненных предложениях, вводных конструкциях и причастных оборотах, опечатки, неслитное написание "не", ь в возвратных глаголах в третьем лице и т.п. Надеюсь это не слишком режет глаз. Тут я на сайте прочитал, что в Голландии магазины работают долго по вторникам и пятницам. Может где-то оно так и есть, но в Амстердаме в 6 вечера непродовольственные магазины уже закрыты. До 9 вечера магазины работают только по ЧЕТВЕРГАМ.
shelena
Узбекистан, Ташкент
Замечательно.спасибо!
Маргарита66
Россия, Владимир
3 июнь 2010 г.
Замечательный путеводитель по Амстердаму,с удовольствием прочитала!Спасибо и за красочные фотографии.
yaki27
3 июнь 2010 г.
Ну, повеселили, смеялась от души! Особенно читая раздел Район Красных фонарей - "от 18 до 60 лет, от 50 до 150 кг. Есть настоящие, есть переделки из мужчин". А вообще, много полезной информации для тех, кто собирается поехать в Амстердам. Я очень хочу поехать. Спасибо за рассказ и чудные фотографии!
Персональный подбор тура в Нидерланды!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Горящие туры! Сэкономьте до 40 % !!!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!
В Нидерланды с "1001 тур"!
Экскурсионные туры от 22 500 руб!
Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит