Челябинск. Россия
Отзыв написан: 15 октября 2012 г.
Посещенные курорты: Сиануквиль, Пномпень
Челябинск. Россия

Как я попал в Камбоджу.

Начну с того, что после поездки в 2010 году на Шри-Ланку, где 10 дней я провел, перемещаясь по стране нон - стоп, желания отдыхать по - другому отпала раз и навсегда. Теперь формула отдыха такая: 95% ЭКСКУРСИЙ, 5% ПЛЯЖА. Изначально изучал поездку в Кению, Танзанию, восхождение на Килиманджаро с отдыхом на Занзибаре, но отпуск приближался стремительно, а подготовка была равна нулю, начал искать альтернативу, и, совершенно случайно, за фужером вина, брат порекомендовал посетить Ангкор. Просидев вечер за интернетом, я понял, это то, что надо. Не буду описывать подготовку к поездке, хотя по времени это и заняло больше, чем сама поездка, это явно не важно.

Дорога в Королевство Камбоджа.

Имея опыт дальних перелетов, на этот раз я решил, сделать все, чтобы в дороге находиться как можно меньше, поэтому был вынужден отвергнуть перелеты регулярными рейсами, т.к. из Екатеринбурга и Челябинска прямых регулярных рейсов в Юго-Восточную Азию нет. Пришлось обращаться в знакомое турагентство. Собственно, это и был лучший вариант, за 30 тыр. Прямой перелет из Екатеринбурга в Бангкок.  Ночью вылетели, утром в Бангкоке. В аэропорту заблудиться не сможет даже ребенок, идешь по указателям, до стоянки такси, а там тебя уже ждут. Тут меня первый раз развели… Торг начали с 3200 бат, в интернете читал, что люди и за 2000 ездили, но диспетчер такси, так самоотверженно торговалась, а я был замучен в доску ночным перелетом, что я согласился на 3000. Сев в такси, я понял кто такой лох. Лох – это я. В официальных такси висят вывески, какое расстояние и сколько стоит. До Аранья Прайтет значилось 2800 бат… Лирическое отступление, почему я не полетел самолетом в Сием-Рип. Когда начал бронировать перелеты и гостиницы, короткой стыковки не было, а с потерей времени и за большие деньги, я был не готов. Поэтому решил с Бангкока добираться по земле. Заняло это 5- 6 часов от аэропорта до гостиницы. Но, вернемся в такси, таксист был вполне нормальный дядька, только по английски не говорил совсем, что немного заставило понервничать перед Аранья Прайтет. Он что-то лепетал на своем, я почему-то подумал, что подъезжаем, взял в руки сумку с ноутбуком, и, обнявшись с портфелем, я явно не понравился солдату на блок - посту, который нас и остановил. (По ходу, усиление было связано со вчерашними взрывами на юге Таиланда) Но вояки тоже по-английски не разговаривали, не понимая, что они от меня хотят, я показал им паспорт и фотографию пропускного пункта на границе с Камбоджи (распечатал из интернета, кстати, очень пригодилась), они радостно назвали меня Русия, и что-то объяснили таксисту, как я понял дорогу, и мы поехали дальше. Таксист, глядя на эту фотографию благополучно довез до пропускного пункта (всем советую иметь фотографию того места, куда едете, поверьте, пригодиться.) Граница напоминает муравейник, где все с деловым видом куда- то спешат. На границе была масса помогал, которых я просто игнорировал, а т.к. виза была электронная, то и времени граница отняла совсем немного. После границы очередной помогала просто засунул меня в бесплатный автобус до автостанции, а там подвел к стойке такси, причем предлагал даже поискать попутчиков среди иностранцев, чтобы сократить плату за проезд. Но я очень устал и торопился, поэтому сказал ему, что никого не надо, возьму такси в одну харю, тут – же в будке оплатил 48 баксов по прайсу  и меня с багажом загрузили в Камри. Хочу заметить, все это происходило просто мгновенно, я НИГДЕ НЕ ПОТЕРЯЛ НИ МИНУТЫ! На форумах часто хвалятся, что доехали на халяву, но торговаться на работе уже достало, поэтому на отдыхе хотелось максимально быстро и качественно. Второй таксист попался просто веселый дядька, по-английски говорил неплохо, но сигналил всю дорогу (у них на сигнале действует все дорожное движение), и останавливался два раза заправиться, около дома отдать жене деньги, взять и отдать письмо из Пойпета до Сием Рипа и … просто в туалет…  Привез он меня в тук-тукерам, но я прошу не обвинять на форумах таксистов, они, зачастую банально не знают куда ехать, гостиница у меня находилась реально в ж…. Тук- тук бесплатно довез до гостиницы, помог объясниться на ресепшене на чистейшем английском, после предложил повозить по Ангкору, где и был послан, т.к. у меня уже был нанят гид на все время пребывания в Сием Рипе.

Ангкор и Сием Рип.

Утром за мной заехал гид, Сованара с мужем (муж - водитель, кстати, тоже неплохо говорит по-русски) и мы поехали в Ангкор. Про гида, училась в Симферополе на филолога, соответственно, русский знает достаточно хорошо, выбрал ее, помимо отзывов на форуме, за то, что писала по электронке на русском она практически без ошибок, и фразы ставила правильно, в отличие от остальных. Второе образование получала в Камбодже на историческом факультете, поэтому, я посчитал, что это самый лучший вариант, о чем позже не пожалел.  Начали с Ангкор Том, посетили Байон, Байпун, Пимеанакас, Террасы Прокаженного короля и слоновью террасу, Пном Бакенг, Та Пром. (динозавров тоже посмотрел)  И, конечно - же, Ангкор Ват (может что-то пропустил, т.к. после просмотра пяти храмов, в памяти просто каша). Ничего описывать не буду, чтобы не затевать дискуссии, как я понимаю, по прошествии нескольких веков, не правы даже путеводители, не то что я. Личные впечатления, что я еще бы раз посетил, это Байон, Та Пром, он просто нереален, как из сказки, Ангкор Ват. Мое мнение, ни одна фотография, ни одно видео не сможет передать Ангкор Ват, его просто нужно обязательно увидеть, он божественен! Великие люди его строили, они хотели бессмертия, и им явно это удалось, за 9 веков, после  Ангкора ничего подобного построено не было. При посещении Пхимеанакаса произошла комичная ситуация (которую, кстати, уже описывали на форумах), ко мне пристал полицейский, с настойчивым предложением купить его полицейский значок, я отказался. Вечером, после экскурсий, поехал на тук- туке на ночной рынок, после экскурсий, массаж ног и fish массаж, это то, что доктор прописал. Про Паб стрит и рынки, находящиеся поблизости написано в интернете достаточно много, останавливаться на этом не буду. Из местного колорита, больше всего запомнилось, что каждый тук-тукер, после того, как предложит довезти до гостиницы и свозить в Ангкор, предлагает «бьютифул леди бум- бум». В мои планы бум-бум  не входило, поэтому отказывался и написать ничего не могу. Так закончился второй день.

Преа Вихеа.

Не могу понять, почему люди туда практически не ездят! Помимо храма, там просто прекрасные виды с обрывов на территорию Камбоджи, Лаоса и Тайланда. Не поверите, но,  сколько мы с гидом и сопровождающим нас полицейским ходили по Преа Вихеа и границе, я не видел ни одного туриста!!! Только на выходе повстречали англоязычную пожилую пару. Военных действий там сейчас нет, туристов со стороны Тайланда тоже не пускают. Добрые пограничники со своими семьями, готовые по первой просьбе попозировать Вам для фотографий, мирно висящий на столбе автомат, и стоящий в сторонке одинокий пулемет (на обратной дороге, вблизи горы,  встретили колонну БТР), А в остальном, мирно играющие дети пограничников да развалины великого храма. Сопровождал меня офицер туристической полиции, прекрасно говорящий на русском (учился в Липецке), особенно вблизи обрывов просто оберегал меня, в особо опасных моментах хватал за руку. Опять - же не буду писать исторических фактов, связанных с Преа Вихеа, потому - как некомпетентен. Места очень понравились. До горы доехали на машине гида, у подножия находится касса, которая за 5 баксов продает место в джипе, довозящим до Таиланда - Камбоджийской границы и до подножия храма. Дорога - крутой серпантин, местами с наклоном до 45 градусов. На обратной дороге залез в кузов пикапу, чего и Вам рекомендую, впечатления от спуска были незабываемые, несмотря на дождь.

На обратном пути посетили дом Пол Пота, смотреть нечего, да и немного жуткое место, особенно, когда вспоминаешь, что это за монстр.  Около дома полу пересохший пруд с лотосами, картина достаточно привлекательная. Также, по моей просьбе, останавливались, не помню в каком населенном пункте, посмотреть мебель и поделки из красного дерева, очень понравилось, возвращались уже затемно, когда я в последний раз попросил остановиться у базара с мебелью, чтобы пофотографировать, гид, не знаю, пошутил или нет, сказала, что оружия в деревнях еще навалом, а бывшие красные кхмеры и деревенские жители терпеть не могут городских и иностранцев, на меня это немного подействовало. Хочу заметить, это был второй прикол от Сованнары за день, первый, когда я безумно бегал по траве после дождя на вершине храма Преа Вихеа и фотографировал, она мне сказала: « Сергей, Вы видели плакат внизу, здесь очень много малярии, особенно после дождя» Что сказать, тонкий юмор и вовремя.

День четвертый. Koh Ker и Beng Mealea

Что сказать про эти храмы, интересно, посетить, конечно, можно, но лучше это делать до Ангкора и Преа Вихеа, так - как после них ощущения уже не те. Хотя посетить, конечно, стоит. Бенг Миле – большой храм, сильно разрушен, но очень красив. Просмотр портили только толпы китайцев, пытающихся обнять каждый камень и сфотографироваться с ним. Хочу заметить, до Бенг Миле мне посчастливилось не встречаться с организованными китайскими группами с синими флагами. Кох Кер, это группа храмов, самый красивый конечно самый большой, который похож на пирамиду майа в Мексике. Очень понравился небольшой храм на въезде (не помню названия), состоящий из пяти маленьких храмов из красного кирпича, два из которых полностью охвачены корнями деревьев, растущих на крыше. Со слов гида, группа храмов роулсгруп  состоит из похожих (у меня была и так довольно насыщенная программа, поэтому роулсгрупп туда не попала) Из приятного, в Кох Кер мы не повстречали ни одного туриста (наверное, потому - что достаточно далеко)

День пятый: Бантей Срей, Река тысячи лингамов, гора Кулен, водопад Кулен, Бантей Самрей.

С утра выехали в Бантей Срей. Храм, безусловно, очень красивый, красивая резьба, но… все впечатление портили толпы китайцев… Такого их количества я не видел никогда, до сегодняшнего дня мне просто везло. Фотографий нормальных сделать практически не получилось, так - как на каждом камне было по китайцу и пара еще в очереди. Далее отправились на гору Кулен, там все очень понравилось, и река тысячи лингамов, и храм со статуей лежащего Будды и купание в водопаде. По меркам данного водопада воды было не много, но в любом случае очень впечатляюще. Далее у меня было заготовлено отступление в плане, дело в том, что даже на билетах на Кулен, которые по Камбоджийским меркам стоят недешево, изображены каменные статуи слона и львов, удивляюсь, как большинство людей не задается вопросом: А где они? А они за 10 км. от храма в джунглях, 8 км. пути идет по дороге, которую дорогой сложно назвать, либо песок, либо каменные выходы лавы, последние два км. по тропинке в джунглях, подозреваю, что так называемая дорога подходит где-то близко от статуй (она уходила правее), но на мотоцикле большой разницы нет. Легковая машина, даже близко не подъедет, на джипе часть пути придется идти пешком.  Статуи впечатляют, рядом со статуями живут монахи. В интернете прочитал, что дальше в джунглях есть еще статуи, но я не ездил, написать ничего не могу. По транспорту, перед храмом есть мини рынок, там и пасутся мотоциклисты, которые готовы увезти к статуям в джунгли. Мне повезло гораздо меньше, мотоциклистов не было… Я сказал своему водителю, что мне принципиально важно попасть в джунгли, он, пообщавшись на кхмерском с торговцами на рынке, договорился с одной, тут-же появилась симпатичная девушка на скутере, которая покатав меня по местности, нашла мотоциклиста и передала меня ему. По стоимости поездки определенно сказать не могу, я заплатил своему водителю 15 $, уверен, что сильно переплатил, но выхода не было, даже общаться было не с кем. Сами статуи очень впечатлили, посреди джунглей такие огромные скульптуры из камня! Лишний раз восхищаешься кхмерам, которые все это сделали. В конце маршрута был храм Бантей Самрей, там мне повезло, народу не было, хотя когда уже выходил, приехало два автобуса. Храм очень интересный, похож на Ангор Ват, только гораздо меньше. Вообще, я бы сейчас план уже составил по-другому, Бантей Срей, Бантей Самрей, Бенг Миле и Кох Ке поставил - бы вперед, а потом уже Ангкор Ват, Ангкор Том, Та Пром, Преа Вихеа, так будет больше впечатлений от храмов, потому - что посте таких шедевров как Ангор Ват, Байон, Та Пром, Преа Вихеа, остальное уже как-то не очень смотрится.

День шестой. Озеро Тонлесап, плавучие деревни, крокодилы. Перелет в Пномпень.

Последний день своего пребывания в Сием Рип, я запланировал посещение плавучей деревни на озере Тонлесап. На озере, в плавучих деревнях живут вьетнамцы, кхмеры и тямы живут в избушках на сваях на берегу, все живут за счет рыболовства. Честно сказать, посещение плавучей деревни особого впечатления не произвело, плывут туда  местные катера десятками, туда обратно и так весь день,  для туристов это уже шоу, цирк, причем по Камбоджийским меркам недешевый. За 20 долларов снял лодку с мотором и поплыл к деревне, сам быт, конечно, посмотреть можно, далее привозят к плавучему магазину, под предлогом посмотреть с крыши этого заведения на деревню, в магазине все необычайно дорого, цены Сием Рипа умножить на два, а то и на четыре. Около плавучего магазина дежурят тетки на лодках с детьми, дети, кто со змеей в руках, кто в тазике плавает, как направляешь фотоаппарат, слышишь: Ван доллар, сииир. На саму деревню, конечно, посмотреть можно, никогда не видел плавучие дома, плавучее отделение полиции, плавучую баскетбольную площадку, подплывающие к тебе мини магазинчики на лодках, плавучую католическую церковь  и конечно, плавучую школу. В нее я попросил заплыть, предварительно купив в магазине со спекулятивными ценами два пакета чупа - чупсов. Открыв первый пакет и начав раздавать конфеты, был атакован детьми, посчитал, что лучше пакет отпустить. Пакет испарился меньше, чем за минуту, дети разбежались, а воздухе, покачиваясь, медленно опускался пустой пакет. Второй пакет решил отдать учителю, потому - что понял, что самым маленьким и слабым, прежде всего кому и привез, явно так ничего не достанется. Отплывая от школы, просто наворачивались слезы, вполне понятно, почему Анжелина Джоли помогает камбоджийским детям. Жалко их очень, что многого не видят, живут в таких условиях…  Вообще, в Камбодже маленькие дети, как правило, бегают голышом и играют, чем попало, что сами найдут, у меня в связи с этим возникла проблема, не мог ничего найти своему годовалому сынишке, очень хотелось что-нибудь привезти ему из Камбоджи. Я ездил в сухой сезон, озеро обмелело, ко многим местам лодка просто не могла подплыть. На обратном пути, к нашей лодке, что есть силы, поплыл малыш на тазике, греб так усердно, что я попросил сбавить ход, чтобы дать ему нас догнать, а как приплыл к лодке,  дал ему его ван доллар, он его честно заработал, конфет у меня больше не было. По пути в Сием Рип, попросил завезти на крокодилову ферму, к слову, крокодилы есть и на озере, в магазине небольшой вольер с крокодилами для туристов, но хотелось посмотреть их в разном возрасте и покормить их. (1 кг. рыбы стоит 3 доллара). Что хорошо, путешествуя в одиночку, это отсутствие в программе всяких ювелирных, сувенирных и прочих фабрик, куда сказал, туда везут. То - же касается и лодки на Тонлесап, я плавал единственный один на катере, остальные группами, и их везли по прикормленным местам, а я показывал, куда подплыть. Вообще, про группы, больше всего меня умиляли китайцы, которые даже ужинать на Паб стрит идут всей группой строем и с флагом тур компании. Перелет в Пномпень прошел штатно, размещение в гостиницу тоже.

День седьмой. Пномпень.

День начал в 7-00 с посещения Wat phnom, затем пришел на берег реки, чтобы нанять моторную лодку для речного круиза, был в такое время единственным клиентом, договорился за 20 долларов за все судно, и меня одного повезли по рекам Тонлесап, Меконг. Понравилось очень, королевский дворец в лучах восходящего солнца - просто супер, место слияния двух рек тоже интересно посмотреть, воды Тонлесап гораздо мутнее Меконга, и слияние видно достаточно отчетливо. Дальше мой капитан, под предлогом: «вери бьютифул исланд виладж» припер меня в ничем неприметную деревушку, но с шоу «ткацкая фабрика», пришлось объяснить, что покупать я ничего не намерен, после этого мой капитан вынужден был вернуться на судно и поплыть обратно. Впечатление от речного круиза было самым ярким за этот день. Интересно посмотреть еще Национальный музей, Wat Ounalom – обычный местный новодельный храм. Про Королевский дворец скажу так: Вроде все есть и вроде ничего и нет… Понравился тронный зал, но туда не пускают, смотри через двери, но не фотографируй, я, конечно, не послушался и сфоткал, охранник моментально среагировал, но было поздно, кадр уже сделан, павильон Наполеона стоит на реконструкции в лесах, и затянутый сеткой, я сначала мимо прошел, потом вернулся, нашел дыру в сетке и залез вовнутрь, строители с интересом смотрели за мной, но не выгоняли.  Серебрянную пагоду вообще узнал со второго захода, там настелили ковров, и плитку видно только с краев и небольшой участок между входами. По поводу гидов, в Пномпене они вам не нужны, все очень понятно и тук-тукер довезет недорого в любую точку города, хотя, собственно, основная часть достопримечательностей находится вдоль набережной, все в шаговой доступности. По местам Пол Пота решил ехать на следующий день с утра, а в остаток дня решил проехать по рынкам. Начитался на форумах про рынки, скажу вам честно, все изменилось, для нас наиболее комфортный только центральный рынок и расположенные рядом магазины, старый рынок, можно посетить только ту часть, что ближе к набережной, О-Россей и русский рынок - это вообще не для вас, а для местных, обстановка хуже чем у нас в начале 90-х на китайских рынках и покупать для нас особо нечего, скажем, на русском, чуть ли не половина рынка - это запчасти для мотоциклов и машин, часть рынка - продукты, но вонь, какая там стоит, выдержит не каждый, я не смог.

День восьмой. Пномпень Тоул Сленг и поля смерти. Сиануквиль.

Стартанул в 7-00 и был в Тоул Сленге первым посетителем, немного жутковато ходить в одиночку по этим зданием, описывать ничего не буду, не та тема, я поехал в познавательном плане, зацепило очень, на полях смерти был уже не один, приехало два автобуса с туристами. Далее переезд на такси в Сиануквиль. Девятый, десятый и одиннадцатый день я провел в Сиануквиле, обычный пляжный отдых, ничего примечательного, Сиануквиль, честно сказать деревня, и я искренне  пожалел, что не выбрал для пляжа Пхукет или Потаю. Туристов тоже практически не было, но и не чувствовалось уединенности, как на Мальдивах. Из ярких воспоминаний, только ресторан Николая Дорошенко Аэропорт. Большое спасибо Николаю за такое замечательное, креативное заведение! На одиннадцатый  день - путь в Пном Пень и перелет в Бангкок, но это уже совсем другая история…

Камбоджа - «жемчужина Азии»!
glazko
Россия, Челябинск
16 октябрь 2012 г.
Фотки вставил, отправил на модерацию, как пройдет, увидите! Спасибо за замечание!
Skripka
16 октябрь 2012 г.
Мда, рассказ конечно интересный, но без фото, как телевизор без картинки
Камбоджа - «жемчужина Азии»!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит