Отзыв написан: 13 июля 2012 г.

«Настоящий художник видит красоту там, где ее не замечают другие»

И ещё «A rolling stone gathers no moss»

Наша короткая  вторая поездка в Лондон заставила нас опять пересмотреть свои  отношения к этому  городу. Рассказ о путешествии мы решили сделать  лирическим путеводителем, используя подходящую великую и не очень, поэзию для этого времени года и погоды. Лондон, словно киллер, растворил серной кислотой  не прекращающегося ни на минуту проливного дождя, три из четырех дней нашей жизни в этом сумасшедшем городе. А бешеный ветер-палач уничтожал наши зонты с усердием, достойным маньяка Джека Потрошителя.  Лондон лишь однажды, не надолго, подарил нам отличную романтическую погоду, о которой мечтают все сборники стихов мира.

…И город, где цветет туман,
Стал навсегда своим и милым:
Там плачет, прислонясь к перилам,
Душа, сошедшая с ума.

(Авт.Г. Струве)

Туманов и смога  в Лондоне нет уже давно, хотя определение прилипло намертво. Мы жили в очень дорогом и престижном районе  Кэнэри-Уорф ( Canary Wharf) на Собачьем острове( Isle of Dogs )и лишь однажды увидели туман, в районе сорокового этажа самой высокой башни Лондона- One Canada Square. Больше туман нам не попадался . А жаль. Так хотелось выйти на балкон с трубкой в одной руке и утренней газетой The Times или  Guardian в другой, посмотреть на просыпающийся  туман на мокрых мостовых причала West Wood Quay на Темзе …и не согласиться с И. Эренбургом, который написал это в 1941 году.

Не туманами, что ткали Парки,
И не парами в зеленом парке,
Не длиной, — а он длиннее сплина, —
Не трезубцем моря властелина, —
Город тот мне горьким горем дорог,
По ночам я вижу черный город,
Горе там сосчитано на тонны,
В нежной сырости сирены стонут,
Падают дома, и день печален
Средь чужих уродливых развалин.
Но живые из щелей выходят,
Говорят, встречаясь, о погоде,
Убирают с тротуаров мусор,
Покупают зеркальце и бусы.
Ткут и ткут свои туманы Парки.
Зелены загадочные парки.
И еще длинней печали версты,
И людей еще темней упорство.

Мечтать в этом городе можно, а курить нельзя, тем более в отеле. Местные власти не согласны с О. Уальдом, который говорил: «Это хорошо, что вы курите. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников». Наш второй рассказ о Лондоне, всего лишь очередная попытка сорвать загадочное покрывало с «чужих уродливых развалин» города, где многие века «ткут и ткут свои туманы парки».

Оказывается, Англия является родиной не только тумана, но и  туризма. Именно английский проповедник Томас Кук (не путать с путешественником, которого съели аборигены) из Мельбурна, чтобы спасти рабочий люд от беспробудного пьянства, в 1840 году основал первое в мире турагентство, сейчас известное как Thomas Cook Group. Одним из первых американских клиентов фирмы стал Марк Твен. Около 500 туристов через год после создания общества трезвости отправились в познавательную поездку по окрестностям Лондона. К концу 19 века такие поездки стали массовым увлечением англичан.  Причем интересы путешествующих не ограничивались  Великобританией. И в 1870-е годы группы туристов регулярно отправлялись в Новый Свет. А на всемирную парижскую выставку 1878 года прибыло 75 тысяч английских туристов. В 2000 году  контора Кука поменяла владельца. Им стала вторая по величине в Германии туристическая компания C&N Touristic. За 885 млн. евро она приобрела право называться именем человека, который умел организовать путешествие так, как ни одна наша туристическая контора.

Глава католической церкви  Иоанн Павел II как-то публично высказал неодобрение всем разновидностям массового туризма. По его мнению, беглое знакомство – «посмотрите налево, посмотрите направо»- с достопримечательностями чужих стран унижает местных жителей и обкрадывает самих путешественников. Ведь таким образом они получают лишь самое поверхностное представление о чужой культуре и обычаях. Вот оказывается,  почему мы уже давно летаем сами, а не введемся на рекламу С. Маршака.

Есть за границей контора Кука.

Если вас одолеет скука

И вы захотите увидеть мир

Остров Таити, Париж и Памир,

Кук для вас в одну минуту

На корабле приготовит каюту,

Или прикажет подать самолет,

Или верблюда за вами пришлет,

Даст вам комнату в лучшем отеле,

Теплую ванну и завтрак в постели.

Горы и недра, север и юг,

Пальмы и кедры покажет вам Кук.

Мы вылетели в Лондон из Москвы ранним, дождливым, июньским утром новой для нас компанией BMI (British Midland International). Самолет, сервис, персонал, обслуживание разительно отличаются от  новых хозяев BMI, известной  - British Airlways. Молодые симпатичные стюардессы в кокетливых синих шляпках, шикарный кожаный салон даже в эконом-классе, очень вкусное бортовое питание , хороший выбор  вина и т.д. Не полет, а сказка, которая закончилась очень неприятной посадкой . Самолет садился при сильном боковом ветре в 1 терминале Хитроу. ( бритиши садятся и взлетают из 5-ого). Багажа у нас не было, только два небольших рюкзака и зонт. Быстро прошли английских пограничников и оказались на улице под проливным дождем и ураганным ветром. Дождь в наши планы не входил. Мы должны были из  аэропорта ехать сразу в Виндзор, в летнюю резиденцию Королевы. Маршрут мы очень хорошо знали, но что там делать под проливным дождем – непонятно. Автобус только через 15 минут и за это время мы должны принять решение – очень мы хотим попасть туда или отложим до следующего раза. Сухое благоразумие взяло вверх, и мы пошли искать метро.

Город Лондон развивался на неперспективном, болотном участке земли. Однако именно здесь, через реку Темза, у римлян проходили торговые пути, и вскоре Лондон стал известным торговым центром. Королева Боудикка (английская Жанна Дарк) и её соплеменники (с территории, которая сейчас носит название Норфолк), опустошили Лондиниум в 61 н.э., но вскоре эта деревня была восстановлена, став столицей Британии.

В 410 н.э. западная часть Римской Империи приказала долго жить, и солдаты покинули Англию, превратив город в руины. К IX веку город снова процветал, хотя уже другие идиоты -  викинги (скандинавские мореходы, они же варяги, они же норманны) снова совершали злобные нападения и жестоко грабили  город.

В 1066 норманны в очередной раз  вторглись в Британию и местный босс по имени  Уильям-Завоеватель (он же нормандский герцог Вильгельм Завоеватель) становится королём Англии. Для  защиты себя любимого от   норвежский братьев он  стал строить  могущественную крепость -  Белую Башню или   лондонский Тауэр.

Последним из датских монархов, хотевший улучшить свои жилищные условия на английской земле был   некий Свен Эстридсен. В 1069 году он послал огромный флот (до 300 кораблей) для битвы с Вильгельмом I Завоевателем, а на следующий год лично прибыл в Англию. Однако, захватив городок Йорк (столица севера Англии) и встретив армию Вильгельма, предпочёл получить большой выкуп и бежать с флотом обратно в Данию. Навсегда. Опустим из нашего рассказа одну тысячу лет из жизни Лондона по этическим причинам. Слишком много было мракобесия, крови и убийств на улицах и площадях этого милого города -  непатриотичной фазенды родных российских аллигархов и их отпрысков. Остановимся только на двух исторических местах, вернее трех. Ради третьего места мы и прилетели  в Лондон на длинные выходные.

Мрачная история Тауэра – это одна из визитных карточек Лондона. В городе этой крепости-плахи  не могло не быть. Одни названия чего стоят: Ворота предателей, Кровавая башня. Лондонский Тауэр был и крепостью, и дворцом, и хранилищем королевских драгоценностей, и арсеналом, и монетным двором, и тюрьмой, и обсерваторией, и зоопарком. А уж клиентов тюрьмы и плахи сосчитать невозможно.  Короли Шотландии и Франции, короли, королевы и принцы Англии, аристократия, священники, кардиналы и непростые подданные величеств и высочеств, навсегда остались здесь. В этих подвалах было погребено в общей сложности более 1 500 человек. Последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года. История Великобритании и Тауэра переплелись в один исторический моток так, что крепость закономерно превратилась в современный бренд Лондона. Настоящее простило прошлое и присудило ему будующую премию мира. Но история  Англии до начала XVIII века представляет собой не историю одного государства, а историю четырех совершенно разных стран и их народов, которые частенько  воевали друг с другом. Шотландцы, уэльсцы и северные ирландцы  являются потомками кельтов, а англичане - потомками англосаксов. Национальный вопрос во всем мире похож на гранату с выдернутой чекой. Многие жители британских островов не считают себя «великобританцами», и хотят быть теми, кто они есть на самом деле.
         Тысячелетняя шахматная доска Британии: правление Тюдоров  и  Стюартов (это черные клетки), а Георгианская, Викторианская и Виндзоровская эпохи ( белые) - это фундамент непростого характера британцев. Мы и не знали, что немцы оказались на британском престоле по одной простой причине – католики, имеющие родство со Стюартами, не имеют право на  британскую Корону благодаря Акту о престолонаследии от 1701 года. В жилах самой любимой Королевы на свете течет, оказывается немецкая кровь. А какая собственно разница – немецкая, английская, марсианская. Самое главное – её ЛЮБИТ и боготворит  народ. Пока мы готовились к поездке, наткнулись в книгах на одно очень известное слово, имеющее английские корни. Пуританство, пуританизм ( puritas — чистота). Это оказывается образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей, расчетливость и бережливость, трудолюбие и целеустремленность. Пуритане требовали заменить епископат выборными старейшинами, вместо мессы вести проповеди, обряды упростить, лишить храмы украшений. Эти все, в общем, правильные истины не понравились тогдашнему правительству, и многие пуритане рванули в Северную Америку. С поселения пуритан в 1620 году в штате Массачусетс началось английское заселение Северной Америки. А не с поселений англоязычных беглых воров и убийц, как нас учили в школе.

Другое здание, которое мы едем смотреть в Лондоне – здание Парламента (Вестминстерский дворец ), заново перестроенное после пожара 1834 года Чарльзом Барри и Огастом Пуджином в сказочном неоготическом стиле в середине XIX века. А часы на башне дворца – наши самые красивые и  любимые часы в мире, на которые мы можем смотреть бесконечно (см. наш рассказ http://www.otzyv.ru/read.php?id=132959) В отличие от безликих невидимок -  Breguet.

Во дворце 1200 помещений, 100 лестниц  и почти три километра переходов. В Палате общин (состоит из членов избранных всеобщим народным голосованием.) происходят главные политические  дебаты и обсуждения новых законов. Далее законопроекты передаются в Палату лордов (она считается верхней, и состоит из аристократии и деятелей англиканской церкви), где вносятся только необходимые канцелярские изменения и не более.

Сайт http://www.parliament.uk/

По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, но таких случаев не было никогда. Обычно монарх  спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин. Дэвид Кэмерон ответил, что – сможет. И пока он жив. Раз в неделю он обязан отчитываться перед Королевой за свои дела. Немного для нас странно выглядят функции Палаты Лордов. В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право отсрочить срок действия закона на один год.

Вообще, законодательная и исполнительная власть в Великобритании похожа на старинную сказочную головоломку. У   Её Величества есть Почтеннейший Тайный Совет. Тайный совет когда - то был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный.(любят они это дело). Королева, действуя по рекомендациям Совета, называется Королева в Совете. Главными офицерами органа являются лорд председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства- т.е. Премьер-министр), член Кабинета, и  представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин. Другое важное должностное лицо - Клерк, подпись которого стоит на всех приказах, сделанных Советом. Вот мы порадовались за всех клерков страны. И они чего- то стоят. Другие забавные должности мы нашли на официальном сайте Её Величества:

www.royal.gov.uk

Лорд-Канцлер (во время заседаний сидит на мешке с шерстью, который символизирует то огромное значение, которое сыграла шерсть в английской экономике), Лорд председатель Совета, Лорд-распорядитель, Хранитель малой печати, Лорд обер-гофмейстер (Deputy), Лорд-камерген, Лорд-казначей, Лорд-констебль, Лорд обер-церемониймейстер.

Лучше всех живется   Лорду хранителю малой печати. Он  не имеет должностных обязанностей, хотя формально является хранителем королевской печати. Лорд-Канцлер имеет больше всего функций: он хранит Большую печать Великобритании, председательствует в Палате Лордов, является старшим судьей Англии и Уэльса и министром Кабинета, ответственным за Департамент конституционных дел.

Вот бы наши бедняги- спикеры сидели на бочке нефти или баллоне с газом. Может, и жили бы они по-другому. Честно.

Подсмотреть за битвами в Парламенте можно в понедельник – среда с 14-30, четверг с 11.30 и пятницу с 9.30. По субботам и во время летних парламентских каникул (июль – сентябрь) – проводятся ежедневные туры с экскурсоводом . Цена взрослого билета 12 фунтов, детского-5ф..

Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику (в нашем случае - это наши депутаты), и поэтому  мы не будем  сравнивать  Парламент Великобритании и наш. Просто не будем.

К сожалению, мы опоздали на Trooping of Color(торжественный развод караула с выносом знамени) - The Queen's birthday , самую популярную церемонию чествования Её Величества. Она проводится ежегодно в первую или вторую субботу июня, (мы были во вторую) для официального празднования Дня рождения Королевы. В этом году празднование проходило на Темзе в сопровождение тысячи кораблей и корабликов. Её Величество сопровождали: Британская гвардейская дивизия,  состоящая из двух конных и пяти пехотных полков. Кавалерия – это Лейб-гвардейский конный полк (его форма – красные мундиры, а зимой еще и красные накидки) и Конногвардейский королевский полк – в синих мундирах и в синих накидках. Пехотные полки гвардии Её величества – Колдстримский, Гренадерский, Шотландский, Ирландский и Валлийский. Все гвардейцы-пехотинцы носят высокие медвежьи шапки и красные мундиры. Отличить друг от друга солдат того или иного полка непросто - по расположению пуговиц на мундире и цвету кокарды на шапке. Одетые в красивые мундиры, с золотыми шлемами, украшенными красными перьями, эти красавцы вызывают однозначную реакцию  у местных юных барышень.

Знаменитые шапки гвардейцев сделаны из меха североамериканского медведя-гризли. У офицеров шапки более высокие и более блестящие. Дело в том, что их делают из меха самца, а шапки рядовых и унтер-офицеров – из меха самки гризли (он не столь эффектно выглядит). Но и шапки рядовых гвардейцев, которые передаются по наследству, от демобилизующихся солдат – молодым призывникам,  служат, чуть ли не сто лет, так что члены общества охраны животных могут быть спокойны за поголовье медведей в Канаде. И ещё одна деталь – Гвардейские полки обладают  особой привилегией, которой нет больше ни у кого: раз в год Её Величество и её муж принц Филипп устраивают специальный приём для Гвардии, на который каждый гвардеец может привести с собой одного члена семьи. Молодые солдаты берут на эти приёмы либо своих матерей, либо своих невест. И с каждой из них (подчёркиваем- с каждой!) Королева ведёт персональную беседу. Интересно – о чем? Наверное, о театре. Шекспировском Глобусе, в который мы купили еще в Москве билеты на танцпол (стоячие места) за 5 фунтов на Генриха VI. Представление состоится в любую погоду, несмотря на то, что в театре нет и не было крыши.

…Вест-Энд окутан крепдешином.
Туман устал, в ночной реке
Он звезды собирал кувшином…

В своём истертом пиджаке.
Художник, на него похожий,
Бродил, с мечтами в рюкзаке…

На зло душевных бездорожий…
Сравнил часы под тихий бой…
Биг-Бен спешил, но час был схожий…

Куда-то вдаль по мостовой,
Запоминая светотени,
Он шел наедине с судьбой…

Вдыхая аромат сирени…
И чувства сонные пусты,
И взгляд уж не искал видений.

Вдруг в кулуарах темноты,
Знакомый профиль силуэта…
Успел лишь вздрогнуть: "Это ты…"

Не знал её, не ждал ответа,
Два мира встретились в ночи…
Эскиз забытого сюжета…

Вуаль из грёз и блеск парчи…
Его мечты чужая муза…
"Как миг замедлить, научи…

(Авт.Н. Гребенко)

А вот песня группы  PET SHOP BOYS  «West End Girls»  о девушках в этом районе.

День первый.

-Даже сплющенный своими собратьями в лондонской подземке, англичанин отчаянно делает вид, что он здесь один – говорил Жермен Грир и мы с ним согласны. Уважение к личному пространству для англичанина – это не пустой звук. Уважение начинается уже на перроне. Толпа выстраивается в маленькие ручейки из пассажиров напротив каждой двери по длине всего перрона. В вагон заходит ровно столько людей, сколько нужно для комфортной поездки в пункт А из пункта Б. Остальные спокойно ждут другого поезда. И так везде.

Доехали за 10,50 фунтов до станции Green Park по фиолетовой ветке, пересели на серую и вышли на новейшей станции Canary Wharf, которую проектировал  Норманн Фостер.

В недавнем прошлом рыцарь, а теперь еще и барон. В России у него ничего не получается строить. Так бывает, когда мысли великого архитектора сталкиваются со лбами наших начальников из Москомархитектуры. Заморожена стройка «Башни Россия» в Сити.

Вместо 612 этажей Сабянин предлагает сейчас  всего 360. Хорошо, что не 362 этажа.( Эту цифру любило все мужское население СССР до смерти Л. Брежнева.) Другой проект – Хрустальный остров - самое широкое и вместительное  высотное здание  в мире, высотой 450 метров.  Но, скорее всего его тоже не будет. Жаль. Третий проект планировался  на месте ЦДХ на Крымском валу. Это 15-этажный дом в виде разрезанного фрукта (апельсина) умер с уходом Лужкова. Не везет Фостеру в Москве. Может и не надо. Наша красавица-Москва и так превратилась в архитектурного урода , стараниями счастливого мужа-пенсионера  известной дамы. Пусть строит на Рублевке. Там нужнее.

Мы вышли из метро и попали под сильнейший дождь с ураганным ветром. По иронии судьбы, район , где находится отель называется Собачий остров. И погода была под стать названию – собачья. Даже в январе, когда мы были в Лондоне, было теплей. Отель совсем рядом, но как его найти, мы не знаем. Спросили у охранника. Тот показал и рассказал, но легче от этого не стало. Путь из отеля к метро, который у нас через два часа занял 7 минут,  мы преодолели за сорок. Наш зонт погиб смертью храбрых  через пять минут после начала поиска отеля. В отель мы зашли абсолютно мокрые, но счастливые, как дон Христофор Колумб, после высадки на берега Сан-Сальвадора.

Отель называется -  Marriott Executive Apartments London, West India Quay. Еще один бизнес-отель класса люкс. Нам не привыкать к холодной роскоши этой сети, но в этом отеле все немного по- другому. 9 этажей в здании – это отель, все остальное аппартаметы. В отеле стоит гробовая тишина. Объяснить это просто- хорошая звукоизоляция и несусветные цены.  (300 фунтов за ночь). Каждый посетитель дорог как бриллиант весом в один  карат.  Вышколенный персонал, отличные номера, халаты, тапочки, холодильник, набитый под завязку алкоголем, кофеварка. Пять звезд, одним словом. Но, окна выходят на внутренний двор и не открываются, а мы не можем жить в домах, где не открываются окна. Современные террариумы – это пытка. Почему  это сейчас распространено практически во всех отелях , объяснить трудно.  А если гость захочет пойти дальше банального гостеприимства и захочет пускать воздушных голубков из окна своего номера? Что делать, несмотря на правила и инструкции. Пока мы приводим себя в порядок, оторвемся от предвзятости в оценке великолепного отеля и расскажем  Вам историю о том, откуда на Темзе появились королевские лебеди и почему они все принадлежат Её Величеству.

...Когда-то, в далекие времена, возвращался английский король на родину из крестового похода. Король принял решение: дать утомившимся рыцарям передышку перед длинной дорогой домой и отдал приказ бросить якоря в тихой бухте острова Кипр.

Пока рыцари отдыхали, король влюбился в прекрасную кипрскую принцессу. Наконец, правитель Кипра уступил настойчивым просьбам британца и повелел устроить помолвку своей дочери.  Он понял, что если англичанин не получит, того что он просил - руки прекрасной принцессы, то  приберет к своим рукам весь остров. Но тут неожиданно заупрямилась сама невеста. Она наотрез отказалась ехать в далекую для нее Англию.

Ситуация, казалось, была безвыходной. И вот тогда английский король сказал принцессе: - Я буду ждать тебя до следующего полудня .

Наступил заветный полдень, к кораблю монарха подошла лодка, и слуги подняли на борт двух белоснежных лебедей и письмо.

«Если ты любишь меня, то останься со мной на острове. Мы будем жить с тобой счастливо, как эти два лебедя. Если же ты решил уехать, то возьми с собой этих птиц, и пусть они будут вечной и живой памятью нашей любви»…

В те далекие времена короли ещё не бросали своих королевств за один женский взгляд.      Король велел поднять якорь и, затаив в сердце великую скорбь, отплыл к родным берегам.

С тех самых пор английский монарх приобрел еще одно почетное звание - властелин лебедей….

Весь остаток вечера мы провели на сырых неприветливых  улицах города вечных дождей. Катались на метро (взяли билет на неограниченное число поездок-7 фунтов), сломали ещё один отельный зонтик, поужинали в итальянском ресторане (паста, кофе, вино -20 фунтов), составили программу на следующий день (музеи) и просто  читали  стихи, так не уместные в этом городе.

Ну как там Лондон? Вязкие туманы,
И в бурном сумасшествии дневном
По улицам несутся басурманы,
Курлыча на наречии родном,
И по ночам пространство пабов душных
Волною заполняет перегар,
А по утрам спокойно и послушно
Тебя встречает белый Трафальгар?
А я... Что я? Опять валяюсь дома.
Заела чужеродная среда.
Здесь все идет, конечно, по-другому,
А это означает - как всегда.
Ты видел бы, какая я смешная,
Когда в стихах пишу про небеса!
Как жаль, что я тебя совсем не знаю,
Мой лондонский случайный адресат...

Давай дружить несхожими мирами,
Делиться океаном и луной.
В набитых пабах сидя вечерами,
Ты виртуально чокайся со мной