Вентспилс. Латвия
Отзыв написан: 9 июля 2012 г.

Один из дней нашей экскурсионной программы был посвящен маленьким, но интересным местам Голландии. Крохотная она, эта Голландия. Пять – десять километров на авто и ты уже в другом городе. Сегодня я вам покажу Волендам, остров Маркен и ферму Клара-Мария.

Наш автобус бежит по польдеру (польдер — осушенный и возделанный низменный участок поберьжья).  Когда-то, на геофаке я изучала, как человек отвоёвывал у моря землю – сантиметр за сантиметром, клочок за клочком. И вот, я еду по осушенному дну морскому, еду посмотреть на то, что когда-то именовалось бурным и солёным заливом Зёйдерзее. Именно здесь, жители Волендама отгородили его дамбой от моря и превратили в пресноводное  озеро Эйселмер. Валендам - типичная прибрежная деревушка, в которой улицы расположены ниже уровня Северного моря на 2-3 метра.

Волендам в старину был главным рыбацким портом Голландии. Сейчас же это то ли городок, то ли деревня - одно из обязательных для посещения туристами мест. Со дня своего основания и до начала двадцатого столетия Волендам был гаванью для соседнего города Эдам, что на реке Эй, расположенного совсем рядом.  Когда до Зёйдерзее прорыли канал, то построили порт и гавань в Эдаме. А Волендам с 1930 года превратился в обычную рыбацкую деревню. Жители Волендама занимаются фермерством и рыбным промыслом, как и многие другие жители побережья. Но этого жителям было мало и постепенно, с развитием туризма по всей стране, и Волендам превращается в международный развлекательно - туристический аттракцион, призванный знакомить туристов с бытом, традициями и обычаями голландских рыбаков в старину.

Мы остановились у супермаркета. Именно он является местом встречи всех местный жителей и приехавших сюда туристов.  Мы не были исключением – встретились через пару часов “свободного плавания по акватории” этого милого местечка.

В Волендаме нет достопримечательностей. А это значит, что не надо ничего искать, а можно просто бродить и смотреть по сторонам.

Нам показали направление к набережной и главную улицу с кафешками и магазинчиками. Набережную мы оставили на десерт и пошли в народ. Частные домики жителей Волендама – это отдельный экспонат городка. Маленькие, как будто кукольные домики, крытые черепицей, очень опрятные, выкрашены в яркие цвета – вот таков современный Волендам. Жители стараются украсить дома, создают цветники и лужайки перед домиками, благоустраивают их.

Если говорить о традиционных ассоциациях в Нидерландах - это мельницы, тюльпаны, деревянные башмаки, и улица красных фонарей в Амстердаме. То Волендам – это копченый, по особому рецепту приготовленный угорь, и малосоленая волендамская сельдь. В городе множество рыбных ресторанов и магазинов, где предложат знаменитую во всем мире голландскую селедку и копченого угря. Здесь проводится рыбный аукцион и продаются тонны угря. Экскурсовод настоятельно рекомендовала нам попробовать селёдку. Кибелинг (национальное голландское блюдо - треска в кляре) мы уже пробовали в сырном городе Алкмаре, пришла очередь и сельди. Малосоленая сельдь и копченый угорь готовятся по старинным рецептам. Рыба всегда была и есть  и будет основным блюдом голландцев. Настоящую волендамскую сельдь вылавливают в конце весны или в начале лета, когда она самая жирная. Первый бочонок этой селедки обычно преподносят в дар королеве. Нас научили, как правильно есть сельдь – надо держать ее за хвостик и целиком отправлять в рот. У меня не получилось целиком – или рот мал, или сельдь попалась большая  :-). Могут приготовить и бутерброд с селедочкой на воздушной булочке, приправленной маринованным луком и огурчиком из бочки. Вкусно!!! Если вы увидите очередь в рыбном магазинчике – не проходите мимо, здесь можно отведать обязательный волендамский деликатес.

По количеству гуляющх туристов, понимаю, что выходим на набережную. Красота!!! С одной стороны яхты и яхточки, а с другой наполовину деревянные, наполовину кирпичные в основном зеленые домики, стоящие на сваях. В гавани, прямо с рыбацких лодок, можно купить только что выловленную, живую рыбу. В кафе нет свободных мест, туристы пробуют рыбку, запивают пивом. Кстати, о пиве - его можно пить только в кафе или ресторане. Если вы пойдете по улице с баночкой пива в руках, то можете нарваться на неприятности в виде штрафа. Вот такие правила - курить травку можно, а пиво пить на улице нельзя.

Мы зашли в сувенирную лавку, прикупили сувениров, сфотографировались с увековеченным в бронзе рыбаком и местной дамой, ждущей своего муженька с рыбалки.

Прошлись по узким улочкам.

У меня создалось впечатление, что у местных жителей  вечное воскресенье: все отдыхают и никто не работает. Сидят на террасе, винцом балуются, апрельским солнечным днем наслаждаются.

И их абсолютно не напрягают толпы любопытных туристов, которые заглядывают во дворы и окна. Привыкли уже!

Из Волендама мы отправляемся в Маркен. Это можно сделать двумя способами: первый - по озеру, сев на паром от причала Волендама, второй - по дамбе.

Мы выбрали второй - поехали по искусственной насыпи, со всех сторон, окруженной водной гладью. Живописная картина предстает перед нами! Море, небо, облака – жаль, что я не художник, хоть доставай кисти и рисуй!

Маркен - совсем небольшой городок находится в 22 км от Амстердама, находится на озере Зяудерзей, и до середины 20 века являлся островом. Само название водоема переводится, как Южное море, но, по сути, когда-то это был мелководный залив в Северном море, а после того как была построена дамба, в обиходе появилось иное название – Айселмеер. Озеро стало огромным вместилищем пресной воды, а в 1957 году намывные территории связали Маркен с материком.

Местных жителей здесь около двух тысяч, а туристов за год приезжает десятки тысяч. Мы не были исключением и поехали посмотреть на голландское чудо – как туристический бизнес и естественное проживание коренных жителей, идут рука об руку. Маркен – самое наглядное тому подтверждение.

Здесь каждый дом как музей.

Я зашла в маленькую сувенирную лавку, и тут меня ждал первый сюрприз  - хозяйка лавки, одетая в национальный голландский костюм, позировала перед моим объективом. Как здорово, какая милая бабуля!

Пока я с ней общалась, группа ушла вперед. Я в гордом одиночестве, пошла бродить по улочкам Маркена. Маленькие, наполовину деревянные, а наполовину кирпичные домики очень аккуратные, выкрашены в темно-зеленые цвета и  стоят на сваях. Белые окна, наличники и карнизы под крышами на зеленом создают яркий контраст.

Я иду по пустым крохотным улочкам Маркена. Вокруг ни души, а на душе тихо и спокойно, такое ощущение, что ты попал в забытую миром деревушку, очень милую и комфортную.  Неприлично конечно, но я аккуратно заглядываю в окна домов. Здесь каждое окно произведение искусства - кружевные занавесочки ручной работы, куколки, цветы. Хоть конкурс устраивай на лучший домик и окно.

А еще мне понравились стеклянные входные двери в домах (не скрывают они ничего друг от друга), а рядом на ступеньках, горшки с цветами - таких бесподобных цветочных шапок не отыскать ни в одной голландской глухомани (причем шапки цветов в три раза больше горшочков, в которых они растут).

Я не видела, но говорят, что летом маркенцы ходят в национальных костюмах специально, заманивая тем самым туристов. И все, от мала до велика  носят деревянные башмаки - кломпы и на пороге своих домиков их оставляют.

Крошечные приусадебные участочки земли у домов обработаны идеально.

И еще: надо приехать в Маркен в четверг, когда тут проходит повсеместная стирка, и домохозяйки вывешивают стираное белье, и всё-всё окрашивается в белый цвет!

В Маркене на всю Голландию знаменита коптильня для селедки, расположенная у самой пристани. И там же, практически на берегу озера-моря, примостился очаровательный ресторанчик «Land en Zeezicht». Длинный, как трюм корабля, он выполнен под старину, с прекрасным делфтским фарфором, с элементами морского декора и за счет окон, величиной в дверь, весь залит солнцем и флюидами Северного моря. Обязательно нужно испробовать тут угря и камбалу, а на десерт – блинчики – панекукен в сахарной пудре. И то, и другое – невероятно вкусно, есть шанс остаться без пальцев!

Так что, вывод один: в городок Маркен или в деревню Маркен (как кому нравится), с характерным этнографическим оттенком, нужно обязательно приехать! Отмечайте его на карте своих будущих путешествий по Голландии!

Мы снова погрузились в наш дом на колёсах и отправились на ферму “Клара-Мария” Это типичная семейная ферма по производству сыра.

Голландия - страна сырная и большинство сыров производится на заводах, но традиция приготовления домашнего сыра здесь всё еще очень популярна. Таких ферм много по всей стране. И многие из них предлагают услуги bed-and-breakfast. Здесь можно остановиться на ночь, а рано утром уже наблюдать за всеми этапами приготовления знаменитых сыров Gouda и  Edam.

Красивый дом, вокруг стриженая травка, пасутся овечки, коровки  – благодать.

Нас встречает старший сын хозяина. Знакомит со своим ремеслом изготовления кломпов.

Вспомните Кая и Герду из “Снежной королевы”, Помните странные туфли на их ногах? Это кломпы. Кломпы популярны у голландцев до сих пор, в огород выйти или в период дождей. Не снашиваются кломпы по 35 лет. Каких только размеров и расцветок мы тут не увидели – выбирай любые!!!

Но главный продукт  семейного бизнеса – сыр, ждёт нас впереди.

Хозяин рассказывает о ежедневных заботах своей семьи. Утром и вечером дойка коров. А потом, потом начинается молочное таинство – превращение молока в сыр. Пастеризованное молоко наливают в емкость, называемую сырной ванной, и добавляют в него свертывающий агент (чаще всего это сычужный фермент, благодаря которому молоко становится более густым) и кисломолочные бактерии, обеспечивающие превращение лактозы (молочного сахара) в молочную (оксипропионовую) кислоту. Полученный таким образом творог — основная составляющая сыра. Для твердых сыров получившуюся массу измельчают: чем меньше получатся кусочки, тем плотнее будет будущий сыр. Иногда на этом этапе в сырную ванну наливают горячую воду — она промывает творожистые частицы, делая их легче и однороднее. Затем массу нагревают до 35—55 градусов. Обычно при этом ее помешивают, чтобы будущий сыр не получился зернистым. Сыры, которые делают с участием бактерий Lactobacilli или Streptococci, нагревают еще сильнее, потому что эти бактерии переносят высокие температуры. Если сыр делается с травами, специями или приправами, их добавляют на этом этапе. Мы слушаем лекцию и глотаем слюнки, так хочется приступить к дегустации!

Затем наступает очередь формовки: сгусток уплотняют, при необходимости режут на куски подходящего размера и выкладывают в специальные формы. Теперь из сырной массы должна быть удалена лишняя жидкость — либо под действием собственной тяжести, либо под прессом. Чем сильнее нажим, тем тверже и суше будет готовый продукт. В Голландии, как и в России, получившуюся сырную единицу называют головой, хотя форма сыра может быть не только шарообразной, но и овальной или в виде кубов, колес, параллелепипедов, тетраэдров.

Почти во все сыры добавляют соль, причем не только для вкуса, а также для увеличения срока хранения. Происходит это на разных этапах, в зависимости от сорта: иногда соль соединяется с молоком в самом начале, в сырной ванне; некоторые сыры обсыпают солью в готовом виде или же вымачивают несколько дней в соляном растворе. Также в створоженную массу для изготовления сыра из зимнего молока добавляют красящие пигменты, например аннато, из тропического растения Bixa orellana L. Этот природный краситель, как и каротин, который получают коровы из летней травы, придает сыру выраженный желтый цвет.

Наконец наступает пора созревания. Попросту говоря, сыр должен «отдохнуть», вылежаться в специально предназначенном для этого прохладном помещении. Этот процесс может занять от нескольких дней до нескольких лет.

Для всех видов сыров существует свой штамп, которым штампуют каждую голову. На нем указаны страна происхождения (Нидерланды), название сыра, содержание жира в сухом веществе и серийный номер. Так что, по любой сырной голове всегда можно определить где, когда и кем он сделан. Это главная гарантия качества голландского сыра.

Отведав разные сорта сыра и выбрав для себя самый-самый, можно было прогуляться по сувенирной лавке, что многие и сделали.

Вот так пролетел еще один день нашего голландского путешествия.

P.S. Стыдно признаться, но за прошедшие 2 года я еще раз побывала в этой чудесной стране. Как-то медленно пишутся отзывы, но я вам клятвенно обещаю рассказать обо всех моих голландских поездках!

Дешевые авиабилеты в Нидерланды
RedFlower
25 ноябрь 2012 г.
Лариса, как всегда замечательные фото! Удалось попробовать местную селедку?)) Очень понравился этот милый городок!Я по нему скучаю)). Спасибо, что напомнила про него))
О.П.
Россия, Нижневартовск
9 июль 2012 г.
Очень хороший отчет! Спасибо Было приятно ознакомиться с таким замечательным городком и его колоритом! Фотографии тоже хорошо дополняют рассказ!
Персональный подбор тура в Нидерланды!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Горящие туры! Сэкономьте до 40 % !!!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!
В Нидерланды с "1001 тур"!
Экскурсионные туры от 22 500 руб!
Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит