Отзыв написан: 10 мая 2012 г.

В этой заметке я хочу рассказать о самостоятельном путешествии в Швейцарию, из которого я недавно вернулся. Может быть мой опыт и впечатления кому-то будут интересны и помогут составить общее представление об этой не очень популярной среди простых туристов стране, а возможно кто-нибудь отважится съездить туда на экскурсию.

Итак. Швейцария - это сложное и очень своеобразное государство в самом центре Европы, граничит с Францией, Италией, Австрией, Лихтенштейном и Германией. Имеет собственную валюту - швейцарский франк (чуть дешевле евро). История этой страны очень интересная и запутанная. Когда-то здесь располагалась римская Helvetia (латинское название Confoederatio Helvetica), затем наступило время феодальной раздробленности с постоянными междуусобицами (это и по сей день заметно), а последнее время это государство было символом мира и спокойствия в Европе, сохраняя свой нейтралитет во всех войнах и конфликтах и являясь при этом хранителем различных ценностей менее стабильных соседей. Именно благодаря этому нейтралитету Швейцария стала самым крупным и общепризнанным банком всей Европы и имеет самый высокий европейский уровень жизни. В общем о самой стране вы можете почерпнуть информацию из Интернета, а я расскажу о том, что и как увидел в своём путешествии.

До недавнего времени Швейцария была практически недоступна обычным туристам, так как для въезда туда требовалась швейцарская виза, получать которую обычному смертному просто не было смысла, так как моря и пляжей в Швейцарии нет, только горы, а цены просто заоблачные. То есть туда ездили в основном любители гор и те, кому это требовалось по работе. Однако, со вступлением Швейцарии в Шенген (Шенгенскую зону) в 2008 году всё изменилось. Теперь уже не требуется каких-то особых разрешений для въезда и эта страна больше не является закрытой зоной Европы, а следовательно туда можно попасть с любой шенгенской визой с территории любого соседнего государства, чем и пользуются путешественники вроде меня. То есть можно прилететь в Германию (в Мюнхен например) или Австрию (в Вену) или Италию (в Римини) по какой-нибудь дешёвой туристической путёвке (или же самостоятельно), сесть на поезд и через несколько часов быть в любом швейцарском городе. И это намного дешевле (в разы!) и проще чем лететь сразу в Швейцарию, так как цены там очень высокие. О получении швейцарской визы я уж даже не говорю - это была отдельная проблема, но сейчас всё это в прошлом и слава Богу! Теперь эту страну может посетить каждый желающий без всяких проблем, а стоимость поездки сравнима с ценой обычной экскурсии.

Добраться до крупных городов Швейцарии можно поездом или автобусом, смотря откуда ехать. Например из Лихтенштейна идёт только автобус, а вот из таких городов как Мюнхен, Инсбрук, Милан и т.п. лучше ехать на поезде, это удобнее и дешевле. Билеты можно купить в кассе вокзала или автомате, а в автобусах прямо у водителя. Сеть железных дорог в Швейцарии довольно хорошо развита, поезда ходят достаточно часто, а стоимость проезда относительно невысока. Более того, поезда в Европе ходят через несколько стран, что позволяет туристу выйти где угодно, походить посмотреть, а потом ехать дальше. К примеру из Милана (Италия) идёт поезд до Мюнхена (Германия) через Австрию, а также до Базеля через всю Швейцарию. Правда такая поездка может занять много часов, но зато есть ночные поезда, что позволяет экономить на ночлеге.

Ну с транспортом вроде всё понятно, но вот с языками в Швейцарии очень интересная ситуация. Дело в том, что в этой стране целых 4 государственных языка: немецкий (доминирующий), французский, итальянский и романшский (ретороманский) и они преобладают в разных областях. Конечно для лингвистов и спецов в области межкультурной коммуникации это просто рай, есть возможность практиковаться сразу в нескольких языках, да ещё на специфических диалектах, но вот для обычных наших туристов не всё так просто. С одной стороны это очень хорошо, так как достаточно хоть чуть-чуть говорить на одном из этих языков (или их смеси) и тебя уже поймут, но с другой стороны и надписи (таблички) и названия тоже идут на нескольких языках, причём язык будет зависеть от региона. Поэтому, если вы собираетесь поехать в Швейцарию, то лучше заранее выписать основные названия и слова (или фразы) на нескольких языках. Например, название самой страны хоть и созвучно, но значительно отличается на разных языках: Schweiz (по-немецки), Suisse (по-французски), Svizzera (по-итальянски), Svizra (по-романшски), Switzerland (по-английски). Следовательно, в зависимости от того, из какой страны вы будете въезжать в Швейцарию, нужно будет выбирать название при покупке билетов в кассе вокзала. Так же нужно очень внимательно читать и чётко произносить названия городов (а лучше писать на бумажке), так как в Европе много похожих названий. Например, город Бук находится в Польше, Брук в Австрии, а Букс в Швейцарии и при покупке билета можно легко ошибиться. Поэтому рекомендую говорить в кассе не только в какой город вам нужен билет, но и в какую страну! Также не помешает иметь с собой разговорники немецкого, французского или итальянского языков, это зависит от региона, который вы хотите посетить. Если, допустим, вы поедете в Женеву, то там преобладает французский язык, а на юге страны (у границ Италии) больше говорят на итальянском.

Теперь самое главное, ради чего вообще стоит куда-то ехать - достопримечательности, ведь при поездке в любую страну и на любую экскурсию, как правило, путешественники хотят узнать и увидеть что-то новое и интересное. Так вот в Швейцарии действительно есть что посмотреть: тут и прекрасные горы, и великолепные озёра, и средневековые крепости, и тихие спокойные чистые городки в немецком стиле, и множество различных памятников архитектуры и истории. Опять же, рекомендую почитать о них ещё до поездки, чтобы ехать куда-то уже целенаправленно. В общем, по-моему, в этой стране каждый найдёт что-то для себя. Особенно рекомендую съездить туда любознательным школьникам и студентам, у которых будет возможность познакомиться сразу с несколькими культурами и попрактиковаться в языках, а также окунуться в историю знаменитых городов (Женевы, Цюриха, Берна, Базеля), о которых они слышали с детства, где жили и творили многие велики люди разных эпох такие как Жан Кальвин, Жан-Жак Руссо, Карл Юнг, Альберт Эйнштейн, Вольфганг Амадей Моцарт, Владимир Ильич Ленин и т.д.

Теперь хотелось бы отдельно рассказать об отелях, ценах и образе жизни швейцарцев, так как для путешественников это часто даже важнее достопримечательностей. Как я уже упоминал, в Швейцарии очень высокий уровень жизни и отсюда можно сделать несколько логических выводов, которые подтверждаются многими фактами. Во-первых, это цены на жильё и гостиницы. Если вы вдруг захотите (или будете вынуждены) остановиться в швейцарском отеле, то будьте готовы выложить более 200 швейцарских франков (около 180 евро) за ночь (при довольно низком сервисе)! Это в несколько раз дороже такого же отеля в соседней Италии. И если вы находитесь, например, на юге Швейцарии и лишних денег нет, то лучше доехать до ближайшего итальянского города и переночевать там. А сэкономленных денег с лихвой хватит на обратный путь и ещё дневное путешествие по Италии (или Австрии). Для сравнения, в Милане или Болонии стоимость одних суток в отеле около 70 евро, а поездка из Милана в Венецию займёт пару часов и обойдётся примерно в 20 евро. Во-вторых, цены в магазинах значительно выше тех, которые приняты в соседних странах. Например, круасан или булочка стоит около 12 франков, а в Италии вся пицца целиком (круглая) стоит 4-5 евро, магнитик - 8 франков, а в других странах они идут по 1 еврику, набор открыток - 12 франков, везде это стоит 2-5 евро и т.д. А цены на шмотки вообще нереальные, как с другой планеты! В-третьих, они (швейцарцы) не привыкли работать, поэтому в большинстве городов всё открывается часов в 11 а в 5 вечера уже закрывается. Если какой-то магазин работает до 18-19 часов, то это уже событие и они вешают специальный плакат у входа, чтобы все знали какие тут "пашут" маньяки-трудоголики. Причём закрывается всё, даже вокзалы и отели, поэтому уехать куда-то после 9 часов вечера уже проблематично, так же как и вселиться в отель (в 9-10 часов они уже закрыты). Да и вообще в 9 часов вечера все спят, как будто уже глубокая ночь, кое-где даже фонари на улицах не горят! Так что делать покупки и заселяться в отели, равно как и брать билеты на поезд нужно днём. Хотя, в таких городах как Женева, всё немного по-другому, они ближе к ритмам современных мегаполисов, но и цены там соответствующие.

Ну и напоследок я хочу развеять несколько мифов о Швейцарии, которые бытуют в сознании наших туристов, навязанные фильмами и рекламой или возникшие в результате очень отрывочных сведений.

Миф первый - там тёплый и мягкий климат. Это очень относительное определение и нуждается в пояснении. Конечно же морозов до -50 там не бывает, но и тепла там тоже нет. Средняя температура колеблется от 0 до 18 градусов по Цельсию. И при этом часто идёт мелкий дождь или возникает туман, вследствие чего там довольно сыро и холодно, постоянно! Погода больше напоминает Лондон, чем центральную Европу.

Миф второй - у них там всё чисто и чётко. Тоже сомнительное утверждение. Хотя города в Швейцарии намного чище наших, но до идеала им далеко. И туалетов на улицах нет, а на вокзалах они маленькие, грязные и платные. А вот насчёт чёткости и точности я в корне не согласен. Например, Ж/Д вокзалы очень маленькие для такого количества людей, проходы узкие, кругом толкучка, кассы работают непонятно, из 5 штук 3 закрыты, а в оставшиеся 2 стоит огромная очередь (в три ряда) в маленьком коридорчике, поезда раздолбаны и постоянно опаздывают (без всяких предупреждений!), а автобусы ходят как им вздумается и непонятно откуда, чётких расписаний нет, схем движения тоже нет, в отелях нет мыла и туалетной бумаги (и это за такие-то деньги!) и т.д.. Этот список я могу продолжать довольно долго, но стоит ли...

Миф третий - там всё чистое, натуральное и сделано вручную. Это глупость! Найти натуральные швейцарские продукты в Швейцарии не намного проще чем в России. О вещах, посуде, сувенирах и т.п. и говорить нечего - всё барахло китайское, или типа того, и довольно низкого качества. А о собственном ручном изготовлении чего-либо они наверное вообще забыли, так как давно зажрались.

Миф четвёртый - они все очень культурные. Конечно же в Швейцарии есть культурные люди как и везде, но только у них свои понятия о культуре и воспитании. Например, они запросто могут громко сморкаться за столом в общественной столовой, когда вокруг много людей, едят они как свиньи, всё смешивают, могут разбросать еду на полу и т.п. И это далеко не самое противное, что они вытворяют в общественных местах. Так что такие утверждения очень относительны...

Миф пятый - в Швейцарии хорошая медицина. Хорошая она только в частных клиниках и за очень большие деньги (как и везде). А в госсекторе процветает бюрократия, на всём экономят и обслуживание как в наших поликлиниках.

Есть и другие мифы, которые также легко развеять. О них уже много написано и не хотелось бы повторяться.

Ну вот примерно так увидел эту страну лично я. Возможно что-то мне разглядеть не удалось, в чём-то я слишком субъективен, а где-то моё мнение однобоко. Но в любом случае к путешествию по Швейцарии нужно подготовиться и, по крайней мере, при поездке в первый раз, я советую съездить туда именно как на экскурсию, а если всё понравится, тогда уже там остановиться или же приехать туда целенаправленно в следующий раз.

tanyasa
Швейцария, Цюрих
26 март 2020 г.
Сбиваете людей с толку. Про внутреннюю медицину могут знать только местные.
tanyasa
Швейцария, Цюрих
26 март 2020 г.
Интересно, где вы нашли булочку за 12 франков? Такое впечатление, что вся информация собрана с различных форумов в Интернет, реального путешествия не было.

Женечка2012
Россия, Волгоград
3 март 2013 г.
С некоторыми вещами полностью согласна с автором. Была в Италии и поехали на экскурсию из Римини в Милан и за одно в Швейцарию, Лугано. Место конечно очень красивое. После наших волгоградских степей - горы и озера это воодушевляет. Но тем кто живет в той же Сибири (родилась я там, есть с чем сравнить) уже в Швейцарии возможно будет не интересно. Была в декабре 2012. Конечно было холодно, около нуля градусов. Долго погулять у нас не было времени, были в Лугано всего пару часов. Воздух потрясающий, пейзажи необыкновенные. Но согласна полностью что дорогая страна. Перекусили там в МакДаке, цены в разы выше наших. Магнитик нашли в одном единственном месте, но цена в 7.5 евро за обычный китайский магнитик смутила, сразу не взяли, а потом нигде не наткнулись на них. Шоколад тоже нигде не попался. Были к вечеру и возможно просто все уже закрыто было. Думаю одного дня с утра до вечера было бы достаточно для этого городка.
5и6веник_
Россия, Подмосковье
11 май 2012 г.
Своеобразно... после Вашего рассказа также ехать не хочется, дорого да и все мифы развенчали... хотя ежели судьба занесёт, то непременно воспользуюсь полезной информацией: такую инфу вряд ли выложат в ТА