Большое автоводнопутешествие от Москвы до Урала.Часть1

Отзыв написан: 27 декабря 2016 г.
Чтобы сходить в байдарочный поход по уральской реке, до нее нужно доехать. На поезде наших двух собак не провезти. Поэтому мы сели в нашу Ниссан Альмеру (далее Аля), положили в нее байдарку, посадили «охрану» и отправились в большое путешествие.

Мы (я и муж) планируем ехать туда неделю, посещая интересные места. Ночевать мы будем в палатке, где придется, так как наша страна кемпингами не изобилует.
Изначально мы собирались на Яйву. Но вечером я дозвонилась до местного такси, и мне сказали, что до нашей начальной точки сплава дороги нет. И это неважно, что на карте она аж асфальтовая.
Наша попытка попасть на реку Березовую тоже провалилась. Так как за доставку от Ныроба до Татарского моста с нас просили 11 000. Это чересчур для нашей семейной пары.
В результате, мы едем на Усьву. Планируем начать в поселке Усьва и закончить в Чусовом.

12 июля  2016 Пробег 234 км

Выехали в 9.22. Уже в 12 были в Переславле. Так как мы уже были здесь 2 года назад и останавливались в неплохом кемпинге на Плещеевом озере, то осматривать город не стали, а посетили Музей хитрости и смекалки. Он находится на центральной улице. Билеты 150р с человека. В небольшой комнате собраны вещи 19 века, характеризующие изобретательность наших предков. Пожилая женщина - смотрительница ведет экскурсию. Интересно. Запомнилась специальная чашка для усачей с полочкой для усов.

Еще 70 км, и мы в Ростове Великом. Припарковались у Кремля. Сейчас это музей. Самый дешевый билет там 50 р. Самый дорогой 550р, предусматривающий посещение всех музеев на территории кремля. Мы взяли билеты по 50 р, чтобы пройти на территорию, по 120 р за проход по стенам и еще по 120  за подъем на смотровую площадку на башне.
Кремль очень красивый, практически все отреставрировано и сияет белизной. Посреди центральной части, которая является архиерейским двором, милый прудик. Успенский собор еще не закончен изнутри. А снаружи он прекрасен!

Поднялись на стены. Виды с них замечательные. Видны все храмы и озеро Неро. Еще, проходя по стенам, мы посетили несколько церквей с росписью 17 века. А также мы зашли в Белые палаты. Проход на стены советуем всем.
Поднялась на смотровую площадку. Так как башня невысокая, то в основном виден Кремль, а не город, но все равно от красоты дух захватывает.

После пошла в митрополичий сад. Там растут яблоки, морковь, тимьян и прочее. Еще там можно выпить кофе, чай, квас, сбитень, съесть пирожки и пряники.
От Кремля можно пройти к озеру Неро. Там при желании можно взять на прокат  лодки  и катамараны.
Еще планировали посетить Спасо-Яковлевский монастырь, но отказались от этой идеи, так как эмоции от Кремля уже зашкаливали. Да и на часах уже было 5.
Поехали искать свою первую стоянку. Км 10 от Ростова свернули направо на Белогостицы. Посредине села повернули налево, за селом выехали на реку Вексу, там и встали на старице. Вечером была гроза. (N57 14601, E39 30891)

13 июля Пробег 300 км

Проснулись с солнышком. Купанье в речке отличное. Но совсем нет дров, готовили на горелке.
Выехали в 10. Где-то через час приехали в Ярославль. Город большой и красивый. Особенно после празднования тысячелетия в 2010. У нас было мало времени, поэтому мы не пошли ни в Ярославский музей, ни к церкви Ильи Пророка. Мы оставили Алю у церкви Спаса-на-городу и пошли на Стрелку. Это красивый парк на слиянии Которосли и Волги. Там есть поющие фонтаны.

Пообедали в столовой на Революционной улице. Дешево и вкусно.
Поехали в Кострому. Оставили Алю напротив Городской думы. Нашей целью были исторические торговые ряды. И сейчас там тоже торгуют. Зашли в магазин с гордым именем Сырная Биржа. Там большой выбор хороших сыров по цене 300р  с небольшим.

Еще там есть лотки с мороженым Караваево. Мороженое очень вкусное.
Поехали дальше. За неимением времени проехали Судиславль.
Пора искать стоянку. Км 100 от Костромы за Кадыем свернули направо на Селище. Проехали пару км по грунтовке до села. Село большое. Добрая женщина подсказала нам дорогу к реке Немде. Самым неприятным оказался небольшой спуск на дороге. Наша Аля существо нежное, а не внедорожник. Ну, ничего, проехали. Место классное у песчаного пляжа на реке. (N57 48380, E43 16689)

14 июля Пробег 46 км

Проснулись  с дождем. Грустно. Особенно «радовала» мысль о пройденном вчера спуске, который сегодня превратился для нас в мокрый подъем. Невольно думалось о тракторе.
Дождь прекратился в 11.30. Тогда и выползли из палатки. Выехали в 13.30.  Подъем прошли. Аля и Олег молодцы!
Через час приехали в Макарьев. Это старинный город на берегу Унжи. Там есть знаменитый Макарьев-Унженский монастырь.
Пообедали в Блинной на центральной площади рядом с собором. Всем рекомендуем.
Далее я пошла на поиски монастыря. Я почему-то думала, что он отовсюду виден. Ничего подобного. Пришлось опрашивать местное население. Монастырь находится над обрывом. Он огромный. Но надпись на воротах гласила, что он открыт только с 7 до 13.  Раз я не смогла проникнуть внутрь, то я решила обойти его вокруг. Виды с тропинки открывались замечательные. Когда я подошла к лестнице, ведущей вниз к небольшой церкви, то обнаружила в стене калитку. Я дернула ее ...

и вошла в монастырь. Странное чувство охватило меня. Величественные соборы окружали меня, и никого вокруг. Только тишина и покой. Казалось, я перенеслась в далекое прошлое и зависла в нем на несколько минут.
Но надо было уходить, пока мой неофициальный визит не был обнаружен.

Мы покинули милый Макарьев с его церквями и домиками 19 века около 6. Нужно было искать нашу внеплановую стоянку за городом. На бензоколонке еще одна добрая женщина подсказала нам поворот на деревню Пузыри. Это около 7-8 км от Макарьева. Проехали еще пару км по вполне приличной грунтовке и выехали к красавице реке Унже. Повернули направо. Там много стоянок на обрыве над рекой. Мы выбрали самую живописную. (N57 55029, E43 53064)
А еще там можно спуститься к реке и искупаться в чистой и теплой воде.

15 июля Пробег 164 км

На таком замечательном месте мы решили остаться на полудневку.
Я прошла вперед на 300-400 м и обнаружила огромный песчаный пляж. Патара почти. И там никого не было. Жизнь удалась!
Потом я вернулась на стоянку и   переплыла реку. На том берегу  тоже чудесный пляж, обрамленный соснами.
В 3 часа поехали. Доехали до Шарьи, это небольшой райцентр. Там отоварились и набрали воды в колодце.
Стоянку нашли, свернув на Заболотье с шоссе км 30 от Шарьи.
Это просто небольшая поляна на окраине деревни. Не сравнить с предыдущей, но на ночь сойдет.

16 июля Пробег 250 км

Сегодня мы просто тупо ехали по просторам нашей необъятной родины.
Пообедали в хорошей столовой Перекресток, которая находится на правом повороте на Киров. Прямо идет дорога на Дарьяловскую. Вкусно и недорого. Вообще, придорожные идальни обслуживают быстро, еда там вкусная, свежая   и дешёвая.
По дороге я искупалась в Куке, Мостовице и Вятке ( недалеко от Котельничей).

Остановились на реке Вятке км 20 не доезжая Кирова. Там поворот на Гирсово. В посёлке есть магазины. Справа в лесочке над рекой стихийный кемпинг. Так как сегодня суббота, то почти  все места были заняты. Но мы смогли найти небольшую полянку и поставить там лагерь. Там есть пляж и можно купаться в Вятке. (N58 43513, E49 32178)

17 июля Пробег 122 км

Осмотр Кирова мы начали с Кировского парка. Там стоят памятники Ассоль и Бегущей по волнам.

Александр Грин родился в Вятской губернии и провел свои детские и юношеские годы в Вятке. В Кирове есть музей Грина, памятник Грину и т.д.
Потом мы поехали смотреть дом Булычева на ул. Ленина 96. Это весьма необычное строение, которое  купец построил, чтобы убедить свою дочь жить в Вятке. Но она вильнула хвостом и убежала в Петербург.
Вот какие дочки бывают!
А сейчас в этом здании ФСБ.

Следующим пунктом осмотра у нас был Александровский Сад. Он находится на холме над Вяткой, где был основан город Хлынов и построена первая крепость в 15 веке.
Очень приятное место с красивой ротондой. Там есть набережная, с которой открывается потрясающий вид на могучую реку и бесконечные леса за ней. Сегодня воскресенье, и кировчане гуляли в парках.

Город произвел очень приятное впечатление своей доброжелательностью, умиротворением и красотой своих видов.
Хотели купить магнитик на память о нашем визите. Но это неожиданно оказалось трудным делом. С помощью местных жителей нашли магазин «Вятские сувениры» на ул. Герцена.
К сожалению, на посещение музея Грина у нас уже не было времени, и мы покинули этот полюбившийся нам город.
До Кирова все шоссе, по которым мы ездили, были довольно хорошими. И мы уже расслабились. А зря...
Км за 10 до Белой Холуницы мы попали в ж... Около 3 км дороги были все в ямах. Первый раз в жизни я видела, как машины крались по обочинам, не смея ехать по так называемому асфальту.
После  города Белая Холуница мы с шоссе увидели большое озеро и  поняли, что мы не можем его проехать. Это чудное озеро с песчаными пляжами окружено соснами. Воскресенье вечер. Там было много машин. И, к сожалению, мусора. Метров в 10 от берега шла асфальтовая дорожка. И с внутренней стороны было чисто. Там среди сосен мы и разбили свой лагерь. (N58 51603, E50 50625) Асфальтовая дорожка оказалась Тропой здоровья для местных жителей. В этом городке масса жителей, придерживается здорового образа жизни. Мы видели на этой Тропе здоровья много людей на велосипедах, бегающих трусцой или просто гуляющих.

18 июля Пробег 358 км

Сегодня мы опять просто тупо едем. Дорога между Кировом и Пермью продолжает удивлять. Участки шоссе, где можно ехать со скоростью 120, перемежаются с жуткими ямами. Ограничения скорости здесь очень по делу. Хорошо хоть предупреждают, хотя лучше бы дорогу починили. Правда, в паре мест мы ремонтников встретили.
Остановились мы на Сюзьве. Повернули  направо, не доезжая моста через эту реку. Там съехали налево на втором повороте на лесную дорогу. Сюзьва разочаровала. Вода в ней была грязной, даже купаться не хотелось. А вот поляна для лагеря весьма симпатичной. Звук от близкого шоссе воспринимался как естественный звук водопада и спать не мешал.

19 июля Пробег 118 км

Уже в 10.30 были в Перми. Это большой индустриальный город. Сразу приехали к очень красивой церкви Вознесения на Екатерининской. Она была построена в начале 20 века. Сейчас она в прекрасном состоянии.

Затем поехали на Комсомольский проспект посмотреть на площадь памятников. Памятники там забавные.

Но самый известный памятник Ушам находится ближе к Каме на том же проспекте. Он состоит из двух частей собственно Ушей, которые можно примерить на себя и Фотографа и служит иллюстрацией к поговорке “пермяк - соленые уши”.
Классная выдумка!

Недалеко там памятник Мишке. Это иллюстрация к мнению иностранных туристов, что по уральским городам ходят медведи.

Потом я пошла к набережной. К сожалению, она на реставрации. Так же в лесах колокольня Успенского собора. Печалька...
Очень симпатичные магнитики мы купили в ЦУМе рядом с памятником Медведя.
Честно говоря, Киров мне понравился больше Перми.
Затем мы поехали по направлению к Чусовому. Остановились мы на берегу Чусовой, она же Камское водохранилище, недалеко от поселка Усть-Шалашная. Вода изумительная: чистая и теплая. (N58 17730, E56 52065) Завтра мы должны доехать до Усьвы, собрать байдарку и встать на воду.

20 июля Пробег 100 км

Жизнь, как всегда, внесла свои коррективы в наши планы.
Теперь мы живем по новому времени 2 часа вперед от Москвы.
В 12 по местному времени мы приехали в Чусовой. Вроде приличное шоссе при въезде в город превратилось в неприличную грунтовку. Мы проехали сразу к автовокзалу, который находится на Свердлова 1а.
Там же рынок и  магазин Пятерочка. До Усьвы идут все проходящие автобусы до Губахи и Кизела.
Напротив автовокзала есть платная стоянка. Всего за 50 р в день здесь согласились принять и позаботиться о нашей Алечке. Закупив продукты для похода, мы поехали в Усьву. Как только выехали из города, дорога покрылась нормальным асфальтом, что отнюдь не исключает ям на нем.
Это уже горы. И путь наш лежал по серпантину и горкам. Минут через 40 приехали в поселок и увидели нашу реку Усьву. И я поняла, что не мы ошиблись, выбрав эту реку в последний момент. Чистая река текла среди гор, поросшими елями.

Проехали к жд мосту. Там галечный пляж, где купались местные и гости Усьвы, и там же стапелилась группа катамаранщиков.
Решили переночевать здесь, а машину перегнать в Чусовой завтра. С местами под палатку там не густо, но мы нашли неплохую полянку рядом с жд насыпью. Там мы поставили машину и разбили лагерь.

21 июля Пробег 64 км

Муж уехал отвозить машину в Чусовой. Обратно должен вернуться автобусом 14.10 и принести мне обед из кафе в Усьве.
Жду.
Дождалась. Загрузились и поплыли уже около 4. И начались мели и проводки. Закрались сомнения, а проходима ли данная река для байдарки. С правого берега были скалы, из которых вытекал ручей.

Уже через 1-2 км увидели на левом повороте знаменитые Усьвинские СТОЛБЫ. Не доплыв немного до поворота, нашли замечательную стоянку на правом берегу. Стоянки там через каждые 20 м. Правда, пришлось сжигать мусор и очищать поляну.

22 июля.

У нас дневка и трекинг на Столбы. Забраться на них можно 2 способами. Первый для экстремалов. Крутая тропинка начинается уже у подножия скал. Второй для обычных людей. Тропинка начинается, не доходя скал недалеко от левого поворота реки. Там есть хороший ориентир: стол и лавки под навесом. Внимание! Таких навесов там два. Нужный – ближе к скалам.  В одном месте тропинка крутовата, но не слишком.
Вскоре мы вышли на вершину скал. Там несколько изумительных смотровых площадок. Последняя - непосредственно за самым известным Столбом – Чертовым Пальцем. Потрясающие виды!

Тропинка идет дальше, и, возможно, спускается с другой стороны скал. Но мы пошли обратно. Вся прогулка заняла у нас более 5 часов.
Сегодня пятница. И мы поняли причину такого количества стоянок, когда наблюдали «парад» катамаранов по реке. На некоторых стояли колонки, и «шедевр» «Бабы Мани дочка» имели счастье услышать все в радиусе 5 км.
На нашей довольно большой площадке остановилась группа из Верещагино. И мы поимели удовольствие наблюдать су

першоу «Строительство бани». Туристы из Верещагино плыли, как и все, от Усьвы до Мыса с пятницы по воскресенье.
Итак, хронология событий.
19-00 Группа, среди которых было двое детей, прибыла на нашу стоянку со словами, что дальше по течению ночью может быть слишком шумно.
20-00 Принимается эпохальное решение строить баню.
20-30 Обнаруживается, что река в данном месте меньше, чем по колено, но это не останавливает суровых верещагинских мужиков. Мужик сказал – мужик сделал.
21-00 Работает бензопила, топятся камни
22-00 Начинается строительство каркаса. Сначала с помощью шуруповерта, потом скотча.
00-40 Заканчивается строительство каркаса. Большая часть группы уже спит. Вернее, все, кроме мужественных строителей, спят. Ложимся спать и мы.
01-01 Раздается звук бензопилы и стук топора.
03-00 Строители моются. (Установлено по свидетельским показаниям)
Утро. Баня разбирается.

23 июля

Доплыли до красивого камня Большое Бревно на левом берегу. Абсолютно неподходящее название для этой величественной скалы. Мы этот камень назвали Балуном. Высоко на скале красиво играл саксофон. К сожалению, его заглушали «музыкальные» катамараны.

А напротив камня была стационарная стоянка Пиратского сплава.
Там было человек 100. Идея неплохая. В пятницу они выплывают из Усьвы. Всю субботу их развлекают на стоянке, в воскресенье они

плывут до Мыса. Мы встали на правом берегу, уже проплыв камень, на большом острове. Повезло.
Ночью до часа «наслаждались» громкой музыкой от Пиратотеки.

24 июля

Наша цель зайти на вершину Балуна. Воскресенье, и уже тихо. Все плывут на Мыс. Удачи им!
Пошли по тропинке по правому берегу вверх по течению. Прошли через опустевший лагерь «пиратов».

Перешли реку в брод и увидели натоптанную тропу у начала скалы. Она крутая, но не чересчур. В самых крутых местах есть веревки. Дошли до беседки наверху. Виды замечательные. Был виден Панорамный камень на левом берегу. Он находится вдалеке от реки. Была четко видна тропа, ведущая от лагеря туда. К сожалению, не было времени сходить в это замечательное место.

После обеда поплылик следующему камню Омутному.
Собственно говоря, это три камня на правом берегу: Козел, Омутной и Бастионы. Проплыв пол километра, мы повернули налево и сразу увидели громадную скалу. Это был самый высокий камень на Усьве – Козел. Опять абсолютно неподходящее название. Он скорее похож на медведя. Так мы перезвали еще один камень.

А дальше мы подплыли к уникальному месту - Омутному. Это сплошная вертикальная скала на повороте. Трудно описать чувство, охватившее нас. К сожаленью, еще меньше это передают фото.
Нам очень повезло – мы заняли отличную стоянку на пляже напротив Омутного.

25 июля

Дневка. Прекрасное купание, так как около скал глубоко. Между Омутным и Бастионами есть овраг с натоптанной тропой. Это немного вниз по течению от нашей стоянки. Муж перевез туда меня и собак. Я поднялась по тропе на Омутной, а потом на Медведя. Виды – закачаешься.

А вот моя попытка пройти на Бастионы провалилась, так как тропы туда из оврага нет.
Вечером еще раз сходила на скалы, так как освещение все время меняется. Но часть Омутного не освещается солнцем никогда. Я поплавала вдоль гротов в воде и видела там папоротники, растущие вниз. Так как освещаются они светом, отраженным в воде.

26 июля

Встали, не доходя Мыса. Много мелких перекатов и шивер, каждые полчаса приходится выскакивать из лодки и проводить ее.

27 июля

Прошли Мыс, это большое село с 2 магазинами. Купить можно все, кроме картошки.
Встали на большом пляже. Поссорились с мужем. И он сделал себе отдельный «домик», где он гордо мог кидать окурки на камушки. Прожил он там 40 минут. После этого его зажрали комары, и наша семья воссоединилась.

28 июля

Проплыли Бобровку. Там есть магазин(ы) и музей. В музей не пошли, но, когда нам пришлось причалить за селом из-за дождя, к нам подплыл сам основатель и хозяин музея. Мы купили у него рыбу, покормили его, побеседовали на политические, бытовые, философские и поэтические темы. В результате разговора выяснилось, что мужчина – это бог на земле, а жена, ругающая мужа, ругает бога. Я представила «божеств», сообразивших на троих и не вяжущих лыка, и еле сдержала смех.
Впрочем, рыба, которую мы запекли в фольге, оказалась очень вкусной, особенно голавль.

29 июля

Нас постоянно пугал дождь. Встали на чудесном пляже.

30 июля Пробег 104 км

Сегодня последний день похода. Довольно быстро доплыли до Чусового. Как только проплыли автомобильный мост через Усьву, на левом берегу нашли хорошее место для антистапеля. Муж пошел за Алечкой. Наша «девочка» прекрасно отдохнула на стоянке и была готова везти нас дальше.
Наша цель на завтра - Кунгурская ледовая пещера. Поэтому мы поехали на Кунгур и остановились, не доехав 40 км до города. Стоянки на реке мы не нашли, поэтому остановились на лугу около лесополосы, свернув с шоссе на Аитково. Кстати, выяснилось, что речка там есть, и мы могли доехать до нее.

Отдых на море по лучшей цене!
Наталья
26 январь 2017 г.
Чудесное путешествие. Вас всегда интересно читать, вы не подражаемы по рассказам.
Jana
Германия, Падерборн
30 декабрь 2016 г.
Спасибо за рассказ. Очень красивые места вы показали. Почти под каждой фоткой лайк поставила. И все-таки вы смелые люди! 120км в час на "Ниссане Альмере" по дорогам с ямами и купаться в незнакомых водоемах я бы не рискнула.
platok
Россия, Обнинск
28 декабрь 2016 г.
Люди в палатках больше трех дней- герои для меня!) но ваше путешествие ведь незабываемо!
Желаю вам, чтобы ссоры ваши не длились дольше 40 минут))
(Мы- то с вами знаем, что совсем их избежать вряд ли возможно))) но это мелочи жизни)
Юра&Лиля
Россия, Новый Уренгой
28 декабрь 2016 г.
В Пермской губернии есть дороги и селения, которые на карте не обозначены. И наоборот. Усьва стала туристической тропой, при Союзе была просто красивой рекой, каких в моем крае много. Посмешили фразой о "божествах", соображающим на троих. Спасибо за рассказ!
28 декабрь 2016 г.
Киров-Пермь - всего-то полтысячи км, и в самом деле - пустяк :)
Исландская федеральная предназначена для джипов - другого типа машин я там не заметила. К тому же "грунтовка" вовсе не означает "ямы".
lindagreta
28 декабрь 2016 г.
Спасибо за интерес к моему рассказу. На самом деле, не все так страшно. Этот кусок дороги, где "машины крались по обочинам" был всего км 3. И дороги почти везде были неплохими, за исключением перегона Киров-Пермь. Так что повторить наш маршрут можно.
Кстати, проблемы с дорогами наблюдаются и в Исландии. Там км 20 "федеральной" трассы номер 1 представляют из себя грунтовку, где мы ехали со скоростью 20 км/ч.
27 декабрь 2016 г.
Даже не знаю, что побудило бы повторить ваш маршрут... "машины крались по обочинам, не смея ехать по так называемому асфальту."
"Участки шоссе, где можно ехать со скоростью 120, перемежаются с жуткими ямами."
Наслышана, как в московских банях делились "свечные заводики" - градообразующие предприятия - российского захолустья. А надо бы было заводовладельцев и их наследников обязать пожизненно поддерживать инфраструктуру в достойном современного человека состоянии - за такой-то подарок судьбы... Горько и обидно спустя четверть века оглядываться назад и смотреть в настоящее.
За рассказ спасибо.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.