Путешествие из Таиланда в Камбоджу и обратно

Самара. Россия
Отзыв написан: 1 сентября 2016 г.
Британский актер Майкл Палин как-то сказал: «Однажды меня укусил жук-путешествен-ник. Вовремя я не принял противоядие. Теперь я счастлив»… За всю мою сознательную жизнь мне такой жук  ещё не встречался, но и без этого укуса моя «болезнь» к путешествиям с некоторых пор стала абсолютно неизлечимой, отчего я тоже счастлива, ведь именно благодаря  путешествиям человек по-настоящему познаёт мир, открывает для себя что-то новое, стремится увидеть те места, о которых читал в книгах. А когда он сам является очевидцем того, что на протяжении многих веков отражалось в нравах, культуре, архитектуре, традициях народов мира, то это воспринимается им намного лучше, нежели  переданное словами. Поэтому для себя я сделала такой вывод по поводу путешествий: это та вещь, купив которую вы станете только богаче!
Собираясь во второй раз в Паттайю, я даже и предположить не могла, насколько я стану духовно богаче, ведь душа моя  рвалась в совершенно противоположную сторону, на родину текилы и сомбреро, к жгучим мексиканским мужчинам, поющим: « Гитара играет и месяц сияет, стоят под окном мужчины…Ай-я-я-яй, выйди, Татьяна…»  (ну, это уже в моём представлении))) Но мой неизменный спутник дон Хуан (он же Иван))) категорически воспротивился. И, чтобы «отвязаться» от меня, сказал, что в Мексику мы полетим в 2018 году, в год, когда состоится чемпионат мира по футболу, который будет проходить у нас в Самаре. Связи Мексики с ЧМ я  совершенно не увидела, скорее всего расчет был на «авось ОНА передумает». Наивный! Его домыслы меня  мало волновали, ведь обещание уже дано. Так что теперь вы, господа-товарищи, являетесь свидетелями того обещания, и кое-кому «отмазаться» вряд ли получится ;) Но всему своё время. А время сейчас собирать чемоданы в полюбившийся мне отель Pinnacle Jomtien Resort & Spa, расположенный в южной части города Паттайя на Джомтьене. А, собственно, чемоданы-то можно и не собирать, ведь там, как в Греции, всё есть, были бы деньги и, конечно, загранпаспорт.
До взлёта оставалось несколько минут, и я, в ожидании, смотрела в иллюминатор на то, как наш самолёт поливают противообледенительной жидкостью. Кто-то в салоне по этому поводу шутканул:  его окропляют святой водой, чтобы  безопасность полёта была уж наверняка. Ну а у меня при взлёте в голове всегда вертится одна и та же музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром», именно та, когда хорошо подвыпивший герой Андрея Мягкова летит из Москвы в Ленинград, периодически роняя свою отяжелевшую голову на плечо  Э. РязановаКто бы мог подумать, что я снова окажусь на «Азиатской ривьере», в Паттайе!
 Выбор пал именно  на этот  курорт  по одной очень важной для меня причине, которую поймут лишь женщины: нужно было заменить кольцо, приобретённое три года назад здесь, в Паттайе, на ювелирной фабрике Gems Gallery. То кольцо мне совершенно разонравилось, к тому же  хотелось новое колечко, с ярко-голубым топазом, под мой индийский браслет с аметистом и разноцветными топазами. Что тут поделаешь – охота пуще неволи ))
Всего несколько часов полёта, и вот он, Бангкок! Самолёт стал снижаться, а внизу появилась, как мне уже стало казаться, извечная картина – всё те же облака, похожие на повисшие в воздухе невесомые кусочки ваты и всё те же полоски «линолеума» - зелёные и рыжие прямоугольники полей… И снова савади кха, Таиланд!
Сам отель и историю Паттайи я описывать не буду, об этом я уже говорила в рассказе о предыдущей поездке, добавлю лишь, что главной автомагистралью этого городка, получившего такой статус только в конце 1978 г.,  является Сукхумвит – трасса № 3, протяжённостью чуть более 400 км. Строили её американцы с той целью, чтобы в любом месте данной дороги можно было посадить самолёт. Имейте в виду, если вдруг кто-то заблудится, достаточно произнести слово «Сукхумвит» - и вы будете на верном пути. Отсюда уже проще добраться до своего отеля. Оказывается, не все дороги ведут в Рим ))
И ещё хочу сказать о философии тайцев, которая  очень пригодилась бы нам, среднестатистическим, нервным, вечно недовольным и постоянно  депрессирующим россиянам, живущим  в условиях «злого» мегаполиса. Основа их  жизненной позиции  - это санук, сабай и суай. Три слова,  несущие очень важную смысловую нагрузку и являющиеся основой  мировосприятия, которая делает тайцев тайцами, а атмосферу в Таиланде именно той, за которой мы туда стремимся.
Санук переводится с тайского как «удовольствие», сабай можно перевести как «приятно», либо «удобный»,  «спокойный», «расслабленный».  Причем этот перевод приблизительный и  не может передать того смысла, который вкладывают в эти слова сами тайцы.
Сабай обычно произносят дважды,  сабай-сабай, особенно когда хочется подчеркнуть насколько всё замечательно.
Словом суай  описывают всё самое прекрасное в жизни. И если у доминиканцев принцип существования маньяна (завтра), то у тайцев это троекратное «С» – санук, сабай и суай.
        Совсем недавно было такое время, когда наш российский рубль был приблизительно равен одному бату. Теперь же, как это ни печально, он стал стоить почти в два раза дороже. По этой причине наши планы резко сократились – пришлось временно отложить экскурсию в Малайзию и Сингапур, но посещение Камбоджи было в обязательном порядке, т.е.  must-have.
Прохождение границы Таиланд-Камбоджа особых осложнений не вызвало.
  Стоимость камбоджийской визы составляет 20 $.  Кроме этого, нас «развели» на 100 бат с каждого якобы на фото. Мы вложили в наши паспорта «штрафные», поскольку фотографировать нас никто и не собирался. Оставалось ждать. Только вот где? В здании был всего лишь один напольный вентилятор, но свободных сидений возле него не было, а стоять целый час  не хотелось. На улице находиться было просто невозможно. К этому запаху я не привыкну никогда! Он был настолько омерзительный, что словами  не передать: тухлая рыба вперемешку непонятно с  чем. Если поточнее сказать, то здесь не пахло, а воняло! Мы всё-таки вышли на улицу. Там, на асфальте, играли чумазые дети лет четырёх, с другой стороны дороги  был длинный торговый ряд с дешёвым спиртным, сигаретами и пр. Спиртные напитки здесь действительно дешёвые, ну а если кто нарвётся на подделку, переживать не стоит – она здесь высокого качества. Лишь предостерегли, чтобы мы  не пили настойки с заспиртованными  змеями – это нужно рассматривать только как сувенир. Наконец, нам вернули паспорта уже с камбовизой. Вскоре граница всей нашей группой была успешно пройдена, и далее мы должны были двигаться в город Сиемреап (он же Сиамриап, Сием Рип, Сием Реап; по-кхмерски «победа над сиамцами»).  Мы расположились в автобусе, и наш замечательный гид Анастасия начала свой рассказ о доселе неизвестной мне Камбодже. За окном мелькали лачуги деревенских жителей, рисовые чеки. После российской хмурой осени глаз радовался солнцу и зелени! Несмотря на увлекательное повествование Насти, я, к своему стыду, задремала, и часть информации была упущена. Вечером, перед сном, я попросила Ивана пересказать то, что я пропустила. Его версия была, конечно, не столь интересной, и я (о, ужас!) снова уснула под его монотонный убаюкивающий голос (( Поэтому  придётся описать только то, что мною было услышано.
Итак, королевство Камбоджа, ранее именовавшееся Кампучией, - государство в юго-восточной Азии, расположено на полуострове Индокитай, страна «третьего мира» с населением  около 15 млн. человек, в основном это этнические кхмеры. Кстати, название страны за последние 60 лет менялось 6 (!)  раз. Основной язык – кхмерский, распространён также и французский. Столица королевства -  2-х миллионный город со смешным названием Пномпень. Второй по величине город в стране – Баттамбанг, с официальной резиденцией Анджелины Джоли, которая является почётным гражданином Камбоджи. На деньги Джоли в Камбодже построены школы и больницы. Местная валюта – риель. Камбоджа – аграрная страна, поэтому 80% населения составляют крестьяне, остальные 20% - образованная интеллигенция.  Весомая часть доходов  страны основана на туризме и пошиве одежды (между прочим, хорошего качества). Только вот сами камбоджийцы в одежде настолько непритязательны, что для них не существует понятия как кофта, брюки или платье. Есть только «верх» и «низ». Помимо одежды Камбоджа экспортирует каучук, лесопродукцию, рис, рыбу, табак и обувь. Очень активно развивается рынок недвижимости, масштабны также иностранные инвестиции. Пенсию в Камбодже получают только госслужащие, да и у тех она невелика. Медицина в стране платная и большей части населения фактически недоступна. Медучреждения находятся только в городах, а из деревень  туда не наездишься (да и не на чем), крестьяне лечатся дома, детей рожают там же. Лично я в Сиеп Реаме наблюдала такую картину: мужчина едет на мопеде и держит стойку с капельницей. Просто у него нет денег на то, чтобы оплатить койко-место в больнице на время процедуры. Бедность не лечится, поэтому здесь выживает кто как может. Если кого-то из крестьян во время работы на рисовых чеках укусила ядовитая змея, можно смело отрубать укушенную конечность, т.к. если этого не сделать, через полчаса наступит смерть. Но не всё так плохо в этом мире, ведь солнце светит всем!
Вскоре мы добрались до нашего отеля. Пообедав и отдохнув, мы должны были отправиться на обзорную экскурсию по городу. Наше внимание привлекла музыка, раздававшаяся с улицы: там накрывались столы и готовилось какое-то торжественное мероприятие. Настя пояснила, что это кхмерская свадьба. Главное в жизни нынешнего гражданина Камбоджи – большая дружная семья, причём в само понятие «семья» входят все родственники, даже самые отдаленные. Т.к. камбоджийцы  не понаслышке знают вкус потери близких людей, семейные ценности тут нерушимы…
Сием Реап - симпатичный и достаточно современный город,  здесь строят красивейшие здания, дорогие отели и роскошные рестораны.

Глядя на это, никогда бы не подумала, что последние 500 лет страна испытывала трудности. В 1431 г. некогда могущественный Ангкор был разграблен соседними странами, покинут людьми, поглощен джунглями и впоследствии забыт на долгое время. Затем в XIX веке Камбоджу колонизировала Франция, позже страна неудачно попыталась обрести независимость в 1953 г., а в 1970-х был нанесен большой удар со стороны США. Дальше – ещё хуже. Когда к власти в какой бы то ни было стране приходят больные на голову люди, прежде всего это  сказывается даже не на ее экономике, не на внешних отношениях с другими государствами, а на гражданах этой страны. Пример тому красные кхмеры в Камбодже, которые находились  у власти почти пять лет с 1975-1979 г.г. и успели под предводительством кровавого коммуниста Салота Сара, более известного под псевдонимом Пол Пот, за все это недолгое время уничтожить несколько миллионов соотечественников. Сейчас те действия, которые они  совершали в Камбодже, называют геноцидом. Когда Пол Пот пришел к власти, ничто не предвещало всех тех ужасов, которые коснулись ни в чём неповинных граждан Камбоджи буквально сразу. Программа его правительства заключалась в том, чтобы прекратить политику разорения крестьянства, поднять аграрный потенциал страны, покончить с коррупцией и ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных государств. В общем, навести порядок в стране и создать идеальное коммунистическое общество. Практически всех жителей городов выселили в сельскую местность, закрыли школы, университеты, библиотеки и больницы. Коммунистическая идея достигла наивысшей точки безумия. В стране царили разруха и голод… Наконец, вьетнамскими войсками  полпотовский режим  был свергнут, и народ Камбоджи вдохнул воздух свободы. Сейчас в городе установлен памятник жертвам режима. Но до сих пор на месте сожжения  тела  Пол Пота кхмеры оставляют подношения, чтобы не злить дух бывшего вождя.
Пока нас катали по городу, на одной из улиц я увидела большой красочный портрет мужчины в парадном костюме. Это его величество Нородом Сиамони – король Камбоджи. Королем Нородом Сиамони стал в 2004 г., когда его отец Нородом Сианук, отрекся от престола, объяснив этот шаг преклонным возрастом и проблемами со здоровьем. Но реальная власть находится в руках премьер-министра Камбоджи. Сиамони холост и не имеет прямого потомка, его детище – королевский камбоджийский балет. В детстве он учился балету в Чехии, а в 11 лет танцевал там «Щелкунчика». Позднее он преподавал балет во Франции. Кроме этого изучал кинорежиссуру. Нородом Сиамони свободно владеет французским, чешским и английским языками. Он много читает, много медитирует. Его называют тихим королём.
Ознакомив с городом, нас повезли в ювелирный магазин. Камбоджа славится своими драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, топазами  и приятной стоимостью на ювелирные изделия. Здесь за гроши можно приобрести либо уникальное украшение, либо нарваться на подделку. В камнях я разбираюсь не настолько хорошо, как хотелось бы, а обнаружить жалкие стекляшки у себя на родине и потом расстраиваться по этому поводу мне не хотелось. Покупать я ничего не стала, о чём нисколько не сожалею. Но колье с N-ным количеством сапфиров (или их искусной  имитацией?) было бесподобно!
Я с уважением отношусь к странам с многовековым медицинским опытом, поэтому в китайскую аптеку   отправилась с удовольствием. Нет, я не ошиблась, именно китайскую, потому что когда в Камбодже во времена кровавого правления Пол Пота были уничтожены практически все лечебные учреждения, в том числе и сами медики, стране пришлось нелегко, и Китай пришёл на помощь. Девушка-консультант с приятным голосом со знанием дела расписывала преимущества того или иного БАДа, а в это время улыбчивые камбоджийки делали всей нашей группе массаж ног,
  также желающим китайские врачи  по пульсу определяли заболевания (или их отсутствие). Презентация товаров проходила довольно увлекательно, поскольку информация «сдабривалась» экспериментами. Например, рассказывая об акульем жире, нам наглядно показывали как будут разбиваться холестериновые бляшки со стенок сосудов. В трёх пенопластовых чашечках были налиты простая вода, рыбий и акулий жир, для ускорения процесса в каждую из них добавили горячей воды. Победу одержал конечно же акулий жир, который буквально «разъел» чашечку! А от эксперимента по заживлению ожога в течение получаса мы отказались, поскольку он всё же не для слабонервных: раскалённой на огне цепью мужчина обжигал себе руку, после чего наносил на обожженное  место чудодейственный крем. Проходило всего лишь 30 минут – и ожог исчезал бесследно.  Понятно, что дело оплачиваемое, но проводить подобное в XXI веке только ради того, чтобы туристы приобрели товар совершенно не приемлемо для   цивилизованного мира ((
Приближался вечер, и мы отправились к Ангкору за билетами, т.к. уже в 17 часов касса начинает продажу билетов на следующий день, причём в «завтрашний» билет включено и сегодняшнее вечернее посещение. Очередь оказалась не такой уж длинной и оформление прошло довольно быстро. Взяв заветный билетик, на котором красовался сам Ангкор и личное фото,
 мы помчались смотреть на величественный древний храмовый комплекс, утопающий в последних лучах солнечного света. Беглый взгляд – и мы спешим на ужин с национальными  кхмерскими танцами, ведь  ни один визит в Камбоджу не обходится без просмотра по крайней мере одного традиционного танца кхмеров. У танцовщиц выверенные, отточенные движения, исключающие всякую импровизацию, поскольку каждый жест, каждое движение обозначает что-то определённое и играет значительную роль.
 Девочки с детства занимаются растяжкой суставов, чтобы надолго замирать в различных позах во время танца. Особой популярностью пользуются танцы «Apsara». Это древний камбоджийский танец, в котором девушки изображают небесных нимф-танцовщиц (апсар). Грациозные движения танцоров, красочные одежды, украшенные золотом и шелком головные уборы завораживают… Ах, если бы ещё уметь «читать» эти жесты!
Утром возле отеля нас ждала уже не Настя, а  камбоджийский гид. В автобусе он, первый делом, назвал своё имя. Я не знаю каким образом здесь выбираются имена, но у меня сложилось впечатление, что это происходит также, как в Доминикане – что первое увижу, так и назову. Поэтому в Камбодже можно встретить людей с такими именами как Сок, Компот и, простите, Х*й. Нашего гида звали Самсунг. Очень даже легко запоминающееся ;)
Наша первая (и самая главная) остановка – легендарный индуистский  храмовый комплекс Ангкор Ват, что означает «город-храм».

Вчерашний вечерний  вид Ангкора показался мне мрачным и хмурым. Сегодня же при ярком солнечном свете он заиграл новыми красками! Я не буду сильно углубляться в историю, потому что, честно говоря, просто запуталась во всех их правителях Сурьяварманах и Джаяварманах, здесь переплетаются индуизм и буддизм, в которых нет определённой точности. Но всё же не могу не сказать несколько слов о столь могущественной кхмерской цивилизации, существовавшей почти 600 лет с IX по XV в.в. Её наивысший расцвет пришёлся  на  XII в.  Это была крупнейшая в Азии империя, занимавшая чуть ли не всю территорию до Китая.  Площадь всего храмового комплекса - около 200 кв. км. Благодаря безупречно выполненным ирригационным работам, сельское хозяйство у кхмеров было на высоком уровне. Были построены широкие каналы, возведены плотины, вырыты водохранилища. Урожай риса собирали дважды, а то и трижды, в год. Также  процветала торговля. Сюда привозили золото и ценные породы дерева, свинец, шёлк, краски, специи. Столицей считался Ангкор,  посвящённый богу Вишну. В наше время этот храм является национальной гордостью и изображён на государственном флаге Камбоджи.

Строился Ангкор 37  лет. Строительство велось без использования цемента и связующих материалов, блоки скреплялись принципом замка.  Для этого с горы Кулен было доставлено более 5 млн. тонн песчаника. Удивительно, но сейчас, при всей имеющейся современной технике, его строительство заняло бы не одну сотню лет! Все жилые строения, будь то дома простых граждан или дворцы правителей, уничтожило время, поскольку  их делали из древесины, камень предназначался только богам. Ангкор представляет собой сложное трёхуровневое сооружение: низший мир, мир людей и небесный мир (рай). Вот в рай-то как раз можно попасть, но  только при условии соблюдения дресс-кода: необходимо, чтобы плечи и колени были закрыты именно одеждой,  обвязаться парео или накидой не разрешают.  Все ступени храма сделаны очень высокими, чтобы жителям легче было выдерживать осады, их  крутизна также «отражает» нелёгкий путь к «вершинам небесным». Стены  украшают тысячи барельефов – каменные кружева, фигурки апсар, картины из мифов и повседневной жизни.  Говорят, что нет среди них ни одного повторяющегося…

Следующий в списке посещений -  Ангкор Том (Ангкор Тхом) - Большой Город. Это последняя столица кхмерской империи. Несколько его храмов окружены крепостной стеной с впечатляющими  километровыми размерами. По бокам подъездной мощёной дороги выстроилось по 54 фигуры ангелов с миндалевидными глазами и строящих гримасы демонов в военных головных уборах.
 Они тянут в разные стороны огромного Нага (змееподобное мифическое существо), символизируя единство и борьбу противоположностей. По-кхмерски сил добра и зла – равное количество. Но кто же перетянет «канат»?  Здесь имелись больницы и библиотеки,  также  была прекрасно налажена система водоснабжения и канализации. Центральное место в Большом Городе занимает храм Байон с 54 башнями, с которых на посетителей со всех четырёх сторон смотрят 200 загадочно улыбающихся лиц.

Укрыться от  их взглядов невозможно, они повсюду…
 Но будьте внимательнее к своим вещам – здесь, как бандиты с большой дороги, дежурят обезьяны  в ожидании зазевавшегося туриста;)
 Последний посещённый нами храм называется Та Пром (не путать с «Газпром»!) Он знаменит тем, что здесь снимали самые зрелищные сцены фильма “Лара Крофт: Расхитительница гробниц” с Анджелиной Джоли в главной роли.
 Его стены и крыши увенчаны  вековыми деревьями, корни которых, как спрут, вплетаются в каменную кладку. На меня, похоже, большее впечатление произвёл не столько храм, сколько эти сказочные гиганты. Как гласит табличка, по-английски они называются spun, а по-латыни - тетрамелесы голоцветковые. За века корни деревьев срослись со стенами до такой степени, что при попытке их убрать, каменная конструкция не выдерживала и распадалась на блоки. После этого было принято решение оставить всё как есть, потому деревья украшают стены храма и поныне.

Возвращаясь к автобусу, мы увидели, как несколько человек из на нашей туристической группы что-то бурно обсуждали с полицейским. Неужели кто-то попал в неприятную историю? Оказалось, что здесь велась бойкая торговля: кепка копа и наручники ушли «с молотка», а вот его значок из-за нагло завышенной цены никак не желал расставаться с хозяином.
 Одна пышнотелая дама дёргала продажного представителя власти за рукав, наверное, пытаясь определить «почём материальчик». Но размер униформы субтильного полицейского явно не подходил для мужа Дамы, иначе пришлось бы предприимчивому копу идти домой в одних трусах… и со значком.  Ну а что такого – дело-то житейское )
Восстановить Ангкор в его изначальном виде - задача невыполнимая, ведь разграбленное уже не вернёшь, а  сделать всё заново по силам разве что государству столь же мощному и благополучному, каким было само ангкорское царство. 1431 г. стал для него роковЫм. Ангкор захватили сиамцы, и началось его медленное увядание вплоть до окончательного крушения. Историки по-разному объясняют падение древней кхмерской империи: от конфликта с конкурирующими королевствами  - до чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных земель. Новые исследования показывают, что основной причиной послужило изменение климата. Две мощнейшие засухи привели к недостатку воды для питья и сельского хозяйства, а также огромный ущерб был  нанесён ангкорской системе орошения,  занимающей центральное место в экономике кхмеров. Существует также  мнение, что строительство столь грандиозных сооружений, на которое ушли все силы, и вызвало закат империи. В результате Ангкор простоял заброшенным почти 5 веков, и только во второй половине 19-го столетия был открыт повторно, совершенно случайно, французским путешественником, заблудившимся в джунглях. В те времена в существование Ангкора  всерьёз никто не верил, считалось, что это просто красивая легенда. Как же все ошибались!
В 1992 г. Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО, а в 2007-м  номинировался в новый список Чудес Света. Идея составить новый реестр самых выдающихся сооружений планеты принадлежала  швейцарскому миллионеру, кинематографисту и путешественнику Бернарду Веберу. Любой житель планеты мог проголосовать с помощью электронной почты или СМС.
Почти 100 млн. человек 07.07.2007 г. выбирали семь главных чудес из списка финалистов, куда вошло 21 грандиозное сооружение. При этом ЮНЕСКО  отказалась признавать результаты голосования, называя его «частной инициативой, не отвечающей научным и воспитательным задачам»  данной организации.  Ангкор же в великолепную семёрку не попал. А жаль. Он достоин этого! Да и не только он. Хотя цифра «семь» была выбрана не случайно, невозможно в неё вместить все чудеса на свете, их намного больше, и все они занимают заслуженное место!
      Честно говоря, осознание того, насколько великой и могучей была кхмерская империя, пришло только через некоторое время. Это произошло уже дома, когда я рассматривала сделанные мною фотографии, с трудом представляя  храмовый комплекс 800 лет назад, когда ещё он не был разрушен временем, а его стены были инкрустированы сапфирами и рубинами и украшены золотыми изделиями… Нет, не хватает у меня на это фантазии! Столько здесь всего загадочного и космического, что невольно задаёшься вопросом: творение ли это рук человеческих или  гигантские храмы завезены инопланетянами? И так стало обидно за Ангкор, потому что не считать его Чудом Света просто преступление! Подобные сооружения можно найти только в Южной и Центральной Америке, да и то  в меньших масштабах. Такого  больше невозможно увидеть нигде.  А может быть, это частично и моя вина, может быть как раз моего-то «голоса» ему и не хватило?..
       Напоследок нас привезли в небольшой магазинчик, благоухающий божественным ароматом кофе. Кофе выращивается в Камбодже с колониальных времен, поскольку раньше эта страна была французской колонией. Существует много его сортов, но ароматный напиток готовится всего из двух - «арабики» и «робусты». Кофе из «арабики» получается мягким, с легким ароматом шоколада, а из «робусты» - более терпким. А вот их смесь, как говорится, самое ТО!
К пограничному переходу Пойпет – Араньяпратхет мы подходили уже вечером. Оставив свои пальчики на память королевству Камбоджа и снова заполнив миграционную карту Таиланда, мы благополучно перешли границу. Гудбай, Камбоджа! Или, быть может, до свидания?
Поскольку буддизм в Таиланде играет очень важную роль, вернувшись из Камбоджи, мы решили: пора по буддам!  Будда  означает «пробудившийся», «просветленный». Заметьте, в  русском произношении слов «проБУДиться» и «Будда» единый корень! Чтобы лицезреть «просветлённого», мы взяли две бонусных экскурсии от «Пегаса», совместив приятное с полезным – увидеть что-то новое и заодно пошопиться, ведь ни одна экскурсия не обходится без заездов в магазины!
Итак, сначала мы направились к горе золотого Будды – Кхао Чи Чан, окружённой небольшим, но красивым и ухоженным парком. Когда-то  гору взрывали, чтобы получить камень для строительства американских военных баз. Впоследствии это было запрещено  и в 1996 г. сыну короля пришла идея в честь 50-й годовщины правления Его Величества  Рамы IX, сделать наскальное изображение Будды как символ мира  (кстати, самое большое в мире!) Выложено оно из чистого золота, поэтому парк и изображение находятся под патронажем королевской семьи, и на территории постоянно дежурят военные. Приблизительная высота изображения – 130 метров, ширина – 70 метров. Говорят, что третья часть всего золота   была собрана местными жителями. Будду вырезали при помощи лазера в течение двух дней, именно поэтому он выглядит таким ровным и аккуратным. На скале Будда изображен в позе лотоса, в момент, когда он достиг Просветления. Изображение Будды видно далеко с дороги, и вблизи оно выглядит впечатляюще.
 Остановок на экскурсиях было предостаточно. Латексная фабрика с настоящим латексом, где изделия производят чётко по немецкой технологии, да и ассортимент достаточно широк: подушки и матрацы различных форм и размеров, гарантирующие сладкий и безопасный сон, автомобильные комплекты, детские наборы, тончайшие латексные одеяла и многое другое. Ну как тут удержаться и не купить хотя бы подушку с матрацем, ведь треть жизни мы проводим лёжа на них. Есть в Паттайе и  King Power Complex - магазин беспошлинной торговли (Duty Free).
 Название Кинг Пауэр говорит само за себя – «Королевская власть». Т.е. качество товаров здесь гарантировано именем монарха. Продукция представлена самая разнообразная: часы, брендовая одежда, изделия из кожи, спортивные товары, косметика, алкоголь. И сразу так захотелось, чтобы меня на ночь забыли в Duty Free ))) Одна из самых известных достопримечательностей города - змеиная ферма. Каждый день здесь устраиваются представления, во время которых сотрудники демонстрируют навыки обращения с ядовитыми рептилиями. Зрелище весьма захватывающее.
 Несмотря на свою любовь к острым ощущениям, я предпочла смотреть шоу с дальних рядов. На ферме собрана огромная коллекция ядовитых и неядовитых змей, обитающих в Таиланде. Но самая любимая и почитаемая из змей – сиамская кобра. Здесь своими глазами можно увидеть как собирают змеиный яд для приготовления лекарств и бальзамов, приобрести косметические средства и лечебные препараты на основе змеиного яда и органов, сумки, ремни, кошельки и пр. из змеиной кожи. И вот, наконец, долгожданная всеми  остановка - винодельня.

Конечно, находясь в Таиланде, стоит попробовать местные вина, потому что делаются они из экзотических фруктов.  В большинстве своем они очень освежающие и не крепкие, около 10 градусов. Для такого климата сухие вина употреблять не стоит. Тайское вино по вкусу часто сравнивают с очень молодым или домашним, не выдержанным вином.  Так же в Таиланде популярно вино, которое изготавливается из риса. В нем самый меньший процент сахара и алкоголя, чем у других вин. По вкусу оно напоминает шампанское без газа. Пить его намного вкуснее  со льдом. А лично я с нетерпением ждала когда нас наконец-то привезут в VitaMax.  Надо сказать, что в Паттайе можно найти косметические средства, произведённые не только на территории Таиланда, но и лучшие разработки других государств. Вот как раз в центре красоты и здоровья VitaMax собраны лучшие продукты из Кореи, Австралии и США. Настоящий рай для женщин!
 Есть здесь и корейский женьшень, дарующий долголетие, и уникальные средства для лечения инфекционных заболеваний, коллагеновые маски, разглаживающие морщины (покупать всем, проверено на себе), пилинги, кремы и лосьоны из природных компонентов. И, как все мы знаем, красота не должна быть  только внешней. Красота идёт изнутри. И мы отправились в Erawadee. В аптеке тайской медицины «Эравади» царит своя неповторимая атмосфера. Заходишь – и тебя сразу обволакивает густой травяной аромат. Тайская народная медицина известна на весь мир и про её эффективность знают не понаслышке не только наши соотечественники. Здесь Вам предложат продегустировать чай различных сортов, а затем  можно приобрести препараты на все случаи жизни  и натуральную косметику, всё  довольно хорошего качества. Помните фразу из  фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: и тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат. Наверное, это об «Эравади» ))) Не могли пропустить мы и одну из самых знаменитых пасек города – пчелиную  ферму Big Bee. Несмотря на сравнительно небольшую территорию, мне она показалась очень даже биг.
 На ней расположено достаточно много ульев. Презентация  прошла на «ура». Во время увлекательного, а местами и смешного, рассказа мы узнали много интересных фактов о самих пчелах, об их содержании, об ульях – старых и современных, о быте пчеловодов, об особенностях производства меда, а также о полезных свойствах продуктов из меда. Здесь можно приобрести не только мёд, но и пчелиную пыльцу, маточное молочко и разнообразную косметику, изготовленную на основе меда и других природных компонентов. Находкой для многих "наших" туристов оказалось вино на меду, очень вкусное. И конечно же, самая главная для меня остановка -  ювелирная фабрика Gems Gallery.
 Как говорится, мужчине для полного счастья нужно кольцо любви, а женщине – ещё и бриллиант в нём. Нет, бриллианты здесь мы брать не будем, предпочитаю наши, российские. А вот то кольцо с топазом, которое задумала, обязательно приобрету. Вынув из сумочки визитку консультанта Типы, я попросила, чтобы мне снова пригласили именно её для выбора украшения. Как советчик в этом важном вопросе она меня полностью устраивала. Предоставив  сертификат фабрики и кольцо, которое хотела заменить, мы пошли выбирать новое. Хочу заметить, что при  замене я должна была выбрать новое изделие большей стоимости, чем то, что меняю. Причём за него возвращают полную цену, что оказалось очень приятным. Добавив пару сотен батов, я стала обладательницей нового колечка с насыщенного цвета ярко-голубым топазом. Миссия была выполнена)
Ещё одно интересное место – Холм Будды. Это самая высокая точка Паттайи. Отсюда открывается живописный вид на южную часть города. На самой вершине холма величественно возвышается статуя золотого сидящего Будды
  с просто  колоссальными размерами - высота 15м, ширина 10м, с красивой ночной подсветкой. К Будде ведёт  длинная лестница, охраняемая семиглавыми змеями-нагами. Змеи спускаются с самой вершины донизу, и смотрятся как ноги статуи.
 Если Вы живёте правильно, то сосчитанное Вами количество ступеней к Будде совпадёт с реальным. А посчитавшим неверно пора идти в буддийский храм за очищением и благословением. После внесения пожертвований, монах повяжет Вам  на руку верёвочку (сайсин), после чего начнёт читать мантры, а Вы загадываете желание. Как только верёвочка износится – ждите его исполнения. Но помните выражение: бойтесь своих желаний на тайской земле, они имеют свойство сбываться! Наконец, все сто с лишним ступеней преодолены, и Вы оказываетесь рядом с  Большим Буддой, сидящим в позе лотоса с улыбкой на лице. Вокруг него – 15 маленьких Будд, олицетворяющих дни недели, пороки и добродетели, а также главные дела, которые в течение своей жизни  обязан сделать каждый человек. Узнать своего Будду очень просто, достаточно знать день недели когда Вы родились. Мой Будда – воскресный.
 Будда Воскресенья несёт заботу и любовь. Соответствующий цвет – красный, поскольку светило – Солнце. Попросив своего Будду исполнить заветное желание, мы подошли к одной  из малых статуй – Будде Богатства – толстому дяденьке с дырочкой вместо пупка.
 Возле него всегда много туристов. Кто-то непременно хочет с ним сфотографироваться, а кто-то попытать счастье: закинуть монетку в отверстие в животе с некоторого расстояния. Если получилось попасть с первого раза – Вас ожидает богатство. Иван умудрился попасть со второго раза, а я…а я и так богата. Духовно.
        Мы сели в автобус, ожидая отправки по отелям. Но, как это обычно бывает, кто-то запаздывал. Чтобы как-то скрасить этот процесс, гид Юля решила занять нас… едой. Но какой едой! В мешочке, который она протягивала всем желающим отведать экзотики по очереди, был разнообразный ассортимент жучкой-паучков. Отважившись, я зажмурилась и положила в рот сначала кузнечика, потом сверчка (кстати, он оказался самым вкусным). А вот личинка шелкопряда была, мягко говоря, полусырой. Хотя, я же в это ничего не понимаю ))

Вообще кухня  Таиланда – одна из самых лучших в мире. Секрет её не только в полезности и экологичности продуктов, но и в сочетании нескольких вкусов: горького, кислого,  солёного, сладкого, острого. Основа этой кухни – рис. Его подают на завтрак, обед и ужин.  «Еда» в переводе с тайского дословно – это «рис». Кстати, лапша здесь тоже рисовая. В настоящее время ни тараканов, ни кузнечиков, ни личинок тайцы особо-то не едят. Сейчас это скорее аттракцион для туристов в духе когда-то популярного телешоу «Фактор страха». И только позже я узнала, что с личинкой-то  немного ошиблась, на самом деле она и должна быть сочной. Но как меня потом ни подбивали попробовать жареную лягушку, этого сделать я не смогла. То ли потому, что лягушку стало жалко, то ли тайского рома было недостаточно выпито чтобы осмелиться на такое кушанье. А может просто я вегетарианкой становлюсь )))
 Ну вот и подошло к концу наше путешествие из Таиланда в Камбоджу и обратно. Как говорят, Вы либо влюбитесь в Таиланд всей душой, либо отвергнете его раз и навсегда. Для меня же Таиланд – это та страна, куда хочется возвращаться снова и снова!
 Только вот когда ещё удастся здесь побывать – не знаю. Ведь я ещё много где не была, но это в моем списке дел.

Таиланд. Лучшие предложения!
Екатерина
Россия, Саратов
16 май 2017 г.
Собираюсь зимой в Тай, от туда хочу дня на четыре в Камбоджу съездить. Есть вопрос по правилам въезда-выезда. Во-первых, существует ли сейчас какая-то пошлина для россиян при въезде в Тай (без визы по штампу), и, если да, то, существует ли необходимость второй раз пошлину оплачивать (при возвращении из Камбоджи в Тай)? Спасибо!
веселый доктор
26 сентябрь 2016 г.
Однозначно в избранное
4 сентябрь 2016 г.
Кузьма, как вы хорошо Тай охарактеризовали: теплый, мягкий, нежный...Думаю про него еще найдется много определений. А Камбоджу нужно все-таки видеть, а не только про нее читать, это стОит того. Но это только мое личное мнение
4 сентябрь 2016 г.
Игорь, ну ты же знаешь, если бы не один наш общий знакомый ))) не было бы этих рассказов о поездках! Да и какие там шедевры, так, пописываю для души. И жду чего-нибудь эдакого от моего вдохновителя ;)
Кузьма Непрутков
3 сентябрь 2016 г.
Теплый ,мягкий,нежный Тай .Тянет туда после каждого прочитанного рассказа,но как вы правильно говорите, еще много мест где хочется побывать и времени на все катострофически не хватает а постоянно путешествовать не хватает финансов.В Камбоджу не хотелось,но думаю если хорошо порыться в литературе,отзывах путешественников,то можно найти для себя что то интересное и не взирая на грязь и запахи ,посетить эту страну.
Игорь Кинас
Германия, Пфорцхайм
3 сентябрь 2016 г.
Лена, просто шедевр! Давно ничего твоего не читал, а тут вдруг такое "угощение")))
Кстати, зря не попробовала лягушек. Вкусные, типа курятины, но ещё более нежные.
2 сентябрь 2016 г.
Lara, как Иван говорит: вот если бы я не уснула в Камбодже пока гид рассказывала, то много было бы ещё чего интересного рассказать ))) По поводу кольца, думаю здесь срок не важен, главное доказать, что оно покупалось на этой фабрике. Ну а Таиланд... какие твои годы, конечно съедишь, тут недалеко )))
Manokhina Lara
1 сентябрь 2016 г.
Такое создаётся впечатление, что прочитала не рассказ, а целый огромный роман. Как всё это умещается в твоей маленькой голове....Много интересного.. Когда же я доберусь в эту страну...Кстати, не думала, что можно поменять кольцо поистечении 3-х лет.. всё-таки срок.. Очень красочные фотки..., умеешь найти изюминку. У меня вот бывает, что места красивые видишь, сфоткаешь... а на фотках нет такой яркости..??а матрац ты разве купила тоже?а мне вот... с последней поездки на море и привезти-то нечего было...
1 сентябрь 2016 г.
Достойно GEO)))) Поставила рассказ на полочку - вдруг соберусь в те края. Такие путеводители, оживлённые собственным опытом и прекрасным языком, однозначно побуждают ринуться по стопам автора.
Таиланд. Лучшие предложения!

Планируй свой отпуск заранее!
о. Пхукет, Паттайя, Краби, Бангкок, Као-Лак и д.р.
Удобный онлайн поиск и офисы рядом с домом!