Серпухов. Россия
Отзыв написан: 7 июня 2016 г.
Давно не была в Тарусе. Этот малюсенький  (даже не маленький) городок с населением в пределах 10 тыс.жителей манит, притягивает и завораживает. А русским Барбизоном его называли К.Паустовский, В.Ватагин и сестры Цветаевы. Вот туда я и решила поехать, устроив себе выходной в пятницу. Всего-то 36 км от Серпухова, 70 км от Калуги и 135 км от Москвы. Наметила достопримечательности в пределах двух десятков и отправилась в путь дорогу.

Пейзаж вдоль дороги желто-зеленый. Зеленый понятно почему, а желтизны добавляет желтая сурепка, которая растет вдоль дороги. По пути были замечены всего 2 коровы, хотя деревень проезжали немало. На обратном пути  увидели овец - число чуть поболее. Да.... коровы и овцы сейчас уже экзотика.
      Когда-то,  прочитав 8-и томник К.Паустовского, заметила что он увлекался  в своих произведениях прилагательными. А поскольку еду в его город, решила поиграть с этой частью речи в этом рассказе.
      Вот и Таруса. На въезде в  центр города с правой стороны снежно-белоснежная гостиница "Таруса", похожая на небольшой замок.

Главная площадь города - площадь Ленина, богатая примечательностями.  Естественно, памятник Ленину.

А рядом Собор Петра и Павла, построенный на деньги Екатерины П. После революции его постигла участь всех храмов: его закрыли. В нем был Дом пионеров, в трапезной находилась картинная галерея. Открыли и освятили храм в 2009 году.

Трехярусная колокольня впечатляет...
А внутри храм просто воздушный.

Здесь же напротив памятник Ефремову - командиру 33 армии,  который родился в Тарусе в 1897 году.

Рядом небольшой  простенький фонтанчик со скромным цветничком.

Неподалеку бедная книжная полка буккросинга. Бедная в смысле количества находящихся в ней книг. Об этой  затее тарусян я прочитала заранее и решила внести лепту: привезла книгу из своей библиотеки. Увидела, что читающие или не читающие тарусяне не очень активны в этом деле. На полке лежало всего 3 книги.

В нескольких шагах находится картинная галерея, которую я решила оставить на потом.

Сначала на набережную Оки. Пейзажи обворожительные. .....Речные изумительные дали,  а на переднем плане памятники.

Памятник Марине Цветаевой поставлен в 2006 году. Скульптор В.Соскиев, архитектор Б.Мессерер. Вспомнилось цветаевское четверостишие о ее рождении ( хотя и не то время года):
"Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась".

В этом четверостишии я заменяю местоимение "я" на "ты" и читаю его своей дочери,  которая родилась в период буйного плодоношения рябин.

"Спорили сотни колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов".

В России всего 3 памятника М.Цветаевой и  это первый в полный рост.

Дальше по набережной установлен памятник Бэлле Ахмадулиной.

Магическое влияние творчества М.Цветаевой на Б.Ахмадулину отмечают многие исследователи их творчества. Читая их биографии заметила, что в детстве та и другая занимались музыкой, но оставили это занятие ради музыки слова. Автором этого памятника стал муж  поэтессы Б.Мессерер, у которого есть идея создать на берегу Оки Аллею поэтов. Я бы изменила название на Аллею творцов. Ведь здесь творили и творят не только поэты, но и художники, скульпторы. Семья Ватагиных насчитывает уже четвертое поколение неподражаемых творцов.

Памятник К.Г.Паустовскому установлен в 2012 году.

В 1955 году его жена Татьяна Евтеева-Арбузова купила часть дома на ул.Пролетарская и до своей смерти в 1968 году Паустовский К.Г. творил свои шедевры в Тарусе. До этого удивительного местечка мы еще дойдем. Кстати,  известная пьеса А.Арбузова "Таня" посвящена Татьяне Евтеевой-Арбузовой.

Ходить по Тарусе - одно удовольствие.Симпатичные уголки сменяются цветущими шиповником  и ирисом. Я бы в это время назвала этот милый город - городом ирисов.

После  кафе "Парус"  приличная набережная заканчивается и начинается лесная тропинка, которая ведет к Камню памяти М.Цветаевой. Эту часть пути я бы назвала "по долинам и по взгорьям".

Завещание  Марины Цветаевой прозвучало в ее очерке "Хлыстовки" ("Кирилловны"): Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с тарусской каменоломни камень:
"Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева.
Париж. май 1934.

Ее завещание исполнил неизвестный студент из Киева Семен Островский, который прочитал этот рассказ и на свои средства установил в 1962 году Камень памяти М.Цветаевой.
Этот камень не сохранился.
Но завещание  поэтессы было  все-таки выполнено в 1988 году и вот  что мы видим.

На этом окские красоты не кончаются. Впереди Мусатовский косогор. Здесь можно посмотреть надгробие на могиле художника Брисова-Мусатова, установленное его другом скульптором Матвеевым А в 1911 году.

Немного об этом удивительном художнике, родившемся в 1870 году и прожившем всего 35 лет. Его называют певцом дворянских гнезд и  певцом сирени. За короткую жизнь художником было написано 77 картин- элегий. Его известные "Водоем" и "Окно" находятся в Третьяковке. "Автопортрет  с сестрой" и акварельные "Колокольчики"  -  в Русском музее.

А под Мусатовском косогором есть родничок с холодной-прехолодной водой. А над родничком  дерево любви с ленточками - так назвали это дерево юные тарусянки,  набирающие воду из родника. А где-то я читала, что это дерево исполнения желаний. Ленточки у меня не было,  желания я исполняю сама. Так что путь-дорога  к осмотру следующих достопримечательностей продолжается.

Еще на одном косогоре Воскресенская церковь ( 1628-1654) - так называют ее тарусяне или Храм Воскресения Христова. Храм был перестроен в 1900 году. Стилизация в " русском стиле" скрыла подлинные детали. Храм был закрыт, так что посмотреть внутренние интерьеры не удалось.  Взбирание на косогор утомило. Благо можно отдохнуть на лавочке и полюбоваться окскими далями. Расположение храма уникальное.

Хождение по улочкам Тарусы - это не хождение по мукам, а удовольствие. Много кафешек, магазинчиков, мимо которых невозможно пройти .
В кафе "Провинция" продается вкусная выпечка, не устояла перед баварским пирожным, которое можно съесть прямо на улице за уютным деревянным столиком, на двоих, запивая кофе или чаем, и наблюдая за тарусянами. Почти маленький Париж или Барбизон, неспроста так его назвали. Только с небольшим отличием. В Париже нет таких объявлений:

Магазин модной одежды - отголоски от индивидуально-фантазийной Маши Цигаль, которую привозили в Тарусу на дачу, которую главным призом на показе отметил Пако Рабанн и у которой когда-то  купила бархатные спортивные костюмы Уитни Хьюстон. В этом  небольшом магазинчике можно купить авторскую одежду по приемлемым ценам. Такой точно ни у кого не будет.
 Опять  кстати, бабушка Маши Цигаль - Нина  Ватолина в 1941 году создала знаменитый плакат "Не болтай!"

В Тарусе много сувенирных  магазинчиков. Мне приглянулся "Коралл",   из его богатого ассортимента можно что-то выбрать для подарка..

Еще одно местечко,  о котором хочется написать. Это кафе "Старый город". Мимо него нельзя пройти: небольшие охлаждающие в жару прудики, у одного из которых можно увидеть  тарусского писающего мальчика. Портретная галерея неизвестного художника  украшает стену и призывает войти и посмотреть.

Я обязательно сюда зайду, но в следующий раз. Впереди у меня картинная галереия, Музей семьи Цветаевых и Музей К.Паустовского.

Обожаю Тарусскую картинную галерею. На этот раз поразило ( в плохом смысле этого слова) небрежное оформление экспозиций. Многие картины стояли на полу, без всякой атрибутики. Мне  не понравилось это неуважение к  авторам.

Временная экспозиция  - старинное оружие из частной коллекции.

Откровенно, я не люблю такие экспозиции. Поэтому пробежала эту часть без особого удовольствия.
Больше всего мне  понравилась керамика. Хожу долго и смотрю-смотрю-смотрю.  Стильная тарусская керамика  имеет  свое лицо и душу.  В этих местах просто невозможно творить без души.

А жемчужиной  художественной коллекции является эскиз В.Д.Поленова к картине "Христос и грешница".

Временем исполнения этюда считается1881-1882годы, когда автор совершил первую поездку в Палестину. В различных музеях страны есть этюды к этой известой картине. Не стала обделенной и маленькая Таруса.

Интересен  скульптурный  зал на втором этаже, посвященный В.Ватагину, который участвовал в создании этой галереи. В молодости он окончил естественный факультет Московского университета, работал в Германии, Голландии,  Бельгии и других европейских странах.  В 1912 году побывал в Индии. В.Ватагин был удивительной личностью. В 80 лет он писал, что "доживает последние две недели своей МОЛОДОСТИ. После 80 лет каждый год приходится считать счастливым выигрышем". Умер скульптор на 86 году жизни. Его  творения продолжают нас радовать и удивлять.

В картинной галерее можно посмотреть китайскую коллекцию. Откуда она взялась, даже спросить было не у кого. Думаю сделать по этим работам просто фотоальбом. Лимит фото поджимает. Поэтому покажу пару нежно-кружевных работ, которые мне понравились.

Спасибо всем, кто гулял со мной по Тарусе. Это удивительный городок, который стоит посетить.

Отдых на море по лучшей цене!
Кузьма Непрутков
16 июнь 2016 г.
Очень интересное повествование.Открыл для себя много нового.Наши люди,наша история,наша страна.
Галина
Россия, Серпухов
16 июнь 2016 г.
Elenkomi, рада, что Вам понравилось. Я люблю бывать на выставках керамики, где бы они не проходили: в маленьких городках и больших, в России и в других странах. Но тарусская керамика всегда поражает своей неповторимостью.
Elenkomi
Россия, Сыктывкар
16 июнь 2016 г.
Спасибо за рассказ. Люблю бывать в маленьких городках. Керамика изумительная!
platok
Россия, Обнинск
15 июнь 2016 г.
Дааааа... Баварские пирожные, кафе... Кто бы мог представить себе это здесь еще лет 10 ... Нет, 15 назад... Ничего подобного...
А такие книжные полочки у нас по всей Калужской области, похоже. Я в своем городе носила много книг. Разбирали, надеюсь не в макулатуру)
9 июнь 2016 г.
Какое милое местечко! И как много знаменитых имен для среднерусской глуши...
Галина, спасибо за экскурс в малоизвестные периоды жизни известных людей.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.