Отзыв написан: 3 мая 2016 г.

«Славное море, священный Байкал»…. Слова из этой песни знают все, посмотреть на  знаменитое озеро мечтает каждый человек,  а  нам в этом году посчастливилось побывать там. Но обо всем по порядку. Отпраздновали Новый год, прошли каникулы, стремительно приближался март – месяц нашего отпуска, а плодотворных идей не возникало. Погода вокруг совершенно не радовала,  погреться на солнышке не было возможности- доллар улетел в заоблачные выси. И вот тут на глаза попался тур от фирмы «Магазин путешествий» с вполне романтичным названием «Очарование Ольхона». Цены вполне реальные, и мы решили попробовать.  Для того, чтобы добраться в заветное место нужно всего лишь сесть на самолет, пролететь пол России, а затем еще 6 часов на машине до места. Летать я обожаю,  поэтому, проторчав все полетное время в иллюминаторе, благо небо было чистым, и встретив рассвет в небе, ранним утром мы высадились в аэропорту Иркутска и стали ожидать встречающих.  Ровно в 9 часов, как и было обещано, мы увидели приветливую женщину с табличкой,  познакомились с участниками путешествия, прилетевшими на самолете, и отправились в город собирать остальных членов группы. Благодаря этому, немного посмотрели на Иркутск из окна автобуса. К сожалению, более подробно познакомиться с городом нам не пришлось. Ну вот наконец, все в сборе, и мы весело катим по дороге навстречу неизведанному. Погода довольно кислая, настроение не очень, сказывается бессонная ночь, но все-таки возникают первые путевые заметки. Очень интересный лес вокруг состоит только из берез и сосен, прямо как обозначение на картах и планах «бер.сосна». Лес кончается и начинается бескрайняя степь с небольшими селениями и многочисленными стадами лошадей и коров. Степь постепенно переходит холмы, поросшие лесом. Дорога бежит все дальше, холмы становятся выше.

Проезжаем небольшие перевалы, делаем пару остановок в священных для местных жителей местах, трясемся по грязи, объезжая ремонт дороги, все клюют носом, и только неугомонные девчонки на заднем сидении веселятся.  Хочется уже приехать, а озеро так и не показывается, но вот остановка. Нас встречает знаменитый бродяга, и пред ним, как в песне простирается Байкал…. Вскоре выезжаем на ледовую дорогу.  Оборудована она настоящими знаками, вот только ДПС к счастью нет.

Движение довольно оживленное, ведь эта дорога единственная связь жителей Ольхона с материком, и в зимнее время она активно используется, так как это самый дешевый и быстрый транспорт. В остальное время года передвижение либо на пароме, либо на транспорте на воздушной подушке. Проехав до острова, наш водитель впервые выпускает группу на лед, и нашему восторгу нет предела! Вот он, Байкал. Глаза широко открываются, ноги разъезжаются, фотоаппараты щелкают. Честно говоря, было полное впечатление, что приехали, ан нет – всем в машину и дальше, еще часок по тряской каменистой дороге в центр острова до поселка Хужир. А тем временем небо проясняется и выглядывает солнышко. Становится совсем хорошо. Приехали! База уютная, место красивое, встречают приветливо и сразу к столу, обедать. Знакомимся с нашим гидом Эльвирой прекрасной и договариваемся о планах на вечер.  После обеда у всех «тихий час», а я просто не могу спать рядом с такой волшебной красотой, поэтому сразу отрываюсь от своих Иванов и бегу на волю. Вот он какой Байкал! Какая мощь, ширь, великолепие!!!! А самое главное, ничто не ограничивает меня, ведь лед – не вода, не создает препятствий для любопытных и можно залезть туда, куда летом не пройти.  Через нагромождение прибитых к берегу льдин пробираюсь на «чистую воду»,  занятие это довольно утомительное – очень скользко и чтобы не покалечится, приходится все манипуляции производить  на четвереньках.

Сразу поломать ноги не входит в мои планы. Зато выбравшись на простор и приспособившись ходить, шаркая ногами, мне удалось обойти окрестности и понять, что на взятых с собой коньках прокатиться будет очень даже здорово. Издалека я видела человека, который катился вдоль озера и видимо на весьма далекое расстояние. Ну конькобежный спорт я оставила на потом и вернулась почти к самому выходу на экскурсию.  Самое первое соприкосновение с Байкалом у меня прошло самостоятельно, а теперь Эльвира посвятила нас в некоторые его тайны.  Целью нашей прогулки был мыс Бурхан и скала Шаманка – символ Байкала, почти на всех рекламных буклетах изображена именно она. Присмотритесь внимательно к этикетке напитка «Байкал» и вы тут же увидите ее, так что будете в курсе, даже не побывав на озере. Так вот немного об озере, природе, местных жителях и их религии.
О названии озера есть следующие предположения, каждый может выбрать что нравится: От бурятского «Байгаал-далай», «обширный, большой водоём, подобный морю». От якутского байхал, байгал «море», «большая, глубокая вода». От китайского Байхэ — «Северное море». Во всех языках примерно одно и то же. Местные жители называют Байкал морем: пошел на рыбалку на море, вышел в море и т.д.
Байкал – древнейшее озеро на планете, возраст его примерно 25 миллионов лет. Загадка в том, что озера, как правило, столько не живут. Постепенно озеро мельчает, заполняясь донными осадками,  и превращается в болото, а то и совсем высыхает. Байкал – самое глубокое озеро на планете, глубина его достигает 1642 м.  В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах Северной Америки (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио). Это самый большой на планете резервуар с пресной водой.  В воде Байкала очень мало примесей, поэтому на нее периодически покушаются различные промышленные производства, которым нужна исключительно чистая вода. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине до 40 метров.  В Байкале обитает множество живых организмов и рыб, которые нигде больше на планете не встречаются. Также Байкал уникален среди озёр тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Можно еще долго перечислять все байкальские чудеса, но тогда мой рассказ так и застрянет на месте.

Края эти населяют буряты, эвенки, якуты. Все эти народности отличаются тем, что основной религией у них является шаманизм. Эта религия основана на общении избранного человека (шамана) с духами в состоянии транса – камлание.  Шамана избирают сами духи, простому человеку стать им не получится. На мой взгляд – это самая добрая религия, ведь духи в соответствии с ней, присутствуют в любом предмете и живом и неживом. Поэтому здесь принято очень бережное отношение к окружающему. За все, данное природой, люди благодарят и не берут больше необходимого,  чему неплохо бы поучиться современному обществу. Вот я и подошла к основной цели нашего похода – скале Шаманка. Это самое священное место на Ольхоне, да и на всем Байкале.  Издавна именно здесь  совершают свои камлания шаманы, сюда приходят помолиться и принести духам дары. Рядом со скалой стоит ряд  столбов, обвязанных разноцветными лентами.

Столбы эти называются  сэргэ. Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.  Ленты и разноцветные флажки с молитвами повязывают на столб, они развеваются по ветру и молитвы улетают к духам, а они уже решают в своей небесной канцелярии – исполнять или не исполнять желания и прошения. Если вы видите повязанные на столбе или дереве такие ленты и флажки, значит место это священное. Храмов буряты, эвенки и якуты не строят – духи и так все проблемы решают. У нас по всей стране  прокатилось  поветрие – навязывать на деревья всякую всячину, якобы для исполнения желаний – так вот, дорогие друзья, не делайте этого. И желание не исполнится, и дерево погибнет, да и крайне неэстетично, когда по ветру болтаются любые тряпки. Ленты для этих целей не простые и содержат много символов, имеет значение длина и цвет, завязываются специальным узлом и вообще обряд должен быть соблюден. Духи не поймут вашего обращения, с ними надо общаться правильно.  К скале можно подойти, но вести себя прилично, разговаривать в полголоса и уважать местные традиции. На саму скалу забираться нельзя – для местных жителей это табу, это дозволено  только шаманам. Вероятно,  духи шаманов былых веков и охраняют озеро. Если пройти вдоль берегов, то можно увидеть их суровые профили. Но это уже мое воображение подсказывает.   Много интересного рассказала нам Эльвира, а потом отпустила полюбоваться закатом, предупредив, чтобы не опаздывали к ужину. И мы послушно разбежались в разные стороны на фотосессию, в которой главная роль была отведена Байкалу.

За ужином наша группа перезнакомилась поближе, и оказалось, что мы представляем сборную России – все из разных городов! Эльвира рассказала нам о завтрашнем распорядке и потихоньку все разбрелись спать.
На следующий день я проснулась рано, правда, рассвет к своему огорчению пропустила, но до завтрака решила пока все еще сладко спят, пробежаться к Шаманке и вообще по берегу.  Меня встретила тишина, изредка нарушаемся птичьими песнями, яркое солнце и длинные тени.

Отправившись вдоль берега, я вскоре повстречала очень дружелюбную собаку, которая и сопровождала меня на прогулке, потрясая альпинистскими способностями – совершенно бесстрашно спускалась по обрывистым берегам и поднималась обратно. А тем временем по накатанной ледяной дороге внизу уже начали сновать по своим делам машины. Довольно скоро показалась окраина  деревни и небольшая, но очень милая церковь на холме, в которую я  зашла по нашему, по православному, попросить удачи во всех наших передвижениях.

Обратно, к завтраку возвращалась почти бегом. Накормили нас вкусно, и мы отправились на северную оконечность острова Ольхон на мыс Хобой.  Сначала дорога шла по земле через великолепный сосновый лес, а затем мы выехали на лед. Как оказалось, продвигаться по нему совсем не просто – где-то он совершенно гладкий, где-то проходят трещины, а где-то небольшими глыбами набились небольшие льдины, и такие места нужно объезжать – не перепрыгнешь. Наш водитель оказался самым опытным и вел весь караван. Первая остановка около небольшого острова, в котором вода пробила небольшие гроты. Осенью, во время штормов натеки воды замерзают в этих расселинах в виде причудливых сосулек и остается в таком виде на всю зиму. Тут  полный восторг – ледяные занавеси, люстры, сталактиты – все это блестит и переливается  на солнце!

Лед под ногами хоть и не особенно прозрачен в это время года – от тепла и солнца начинает подтаивать и мутнеть, но все равно производит впечатление.  Здесь же Эльвира немного рассказывает нам о свойствах Байкальского льда и его поведении. Обычно лед встает на Байкале только к концу января. В зависимости от температур толщина его колеблется от 1 до 1,5 метров и в это самое время он отличается особой прозрачностью - через его толщу можно рассмотреть камни на дне. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10—30 км, а ширина — 2—3 м. При подъезде к озеру мы на заправке видели карту с обозначением этих трещин, но, несмотря на это, несчастные случаи все же происходят. Разрывы происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Не замерзает только устье Ангары. Набегавшись и налазавшись по гротам, садимся в машины и едем дальше к следующему островку. Кому-то он своими формами напоминает лежащего льва, а кому-то русалочью голову с длинными волосами – воображение у всех разное. У островка опять фотосессия. Рядом с оконечностью островка полынья с настоящей Байкальской водой – зачерпываем и пробуем. Вкусная! Вообще-то у меня была даже мечта окунуться где-нибудь в прорубь, но ее поблизости от нашей базы так и не нашлось, а в такую полынью лезть как-то побоялась…

. Снова фото, и дальше к цели нашего путешествия – мысу Хобой. Здесь у нас небольшая пешая прогулка и обед на свежем воздухе. Поначалу Эльвира рассказывает нам легенду о возникновении трех скал на мысу, в народе называемых тремя братьями. Примерно так: Было у Байкала много детей, но одна из всех дочь Ангара – самая любимая.  Ангара влюбилась в красавца Енисея, а Байкал не отпускает свою дочь. Решила она тайком сбежать, и понеслась навстречу любимому. Байкал обнаружив это, послал в погоню трех своих сыновей. Тем жалко стало сестру, походили они, походили, вернулись и сказали отцу, что не нашли ее. А Байкал раскрыл обман, разгневался и превратил братьев в скалы – что ему, детей-то много, а Ангара так и сбежала.  Рассказ окончен, пошли.

Тут на скалах множество чудес – натеки и ледяные фигуры,  под ногами тоже интересно – то поровнее и идти легко, то вдруг поле вздыбленных ледовых пластин, очень скользко и нужно проявлять большую ловкость и осторожность, чтобы не упасть. Местами встречаются участки льда с гигантскими белыми пузырями – газы, поднимающиеся со дна, замерзают прямо в его толще, образуя фантастические узоры.

Озеро в этой части имеет почти самую максимальную ширину и действительно напоминает море. Несмотря на солнце, с моря движется какая-то дымка, налетает на скалы, образуя причудливые и загадочные очертания, все время меняющиеся и завораживающие своеобразной красотой. Из тумана иногда показываются люди, везущие за собой волокуши с грузом.

Это отважные туристы, путешествующие пешком по льду Байкала. Мне очень хотелось пойти в такой поход, но меня не поддержали мои Иваны. Легкий ветерок смахивает дымку, еще поворот, и мы оказываемся в уютной ледяной бухточке, защищенной от ветра. Там и обедаем. На свежем воздухе все так вкусно!

А напоследок Эльвира показывает нам скалу, похожую очертаниями на окаменевшую женщину, о которой тоже есть своя легенда. Примерно такая: много было шаманов на Байкале. А один из них был самым добрым и много людям послужил. За это любили и уважали его. А вот жена его была завистливой и злой. Решили духи наказать ее и превратили в камень. Прослушав легенду, было решено зайти за мыс и перепрыгнув через трещину (захотелось трудностей и опасностей) пройти в красивую пещеру, увешанную ледяными водопадами. Накануне в эту трещину провалилась китаянка, ее конечно вытащили, но рассказ конечно немного пощекотал нервы. С нашей группой все обошлось благополучно,  мы в полной мере насладились всеми красотами и чудесами.

Но на обратном пути испугаться все же пришлось. Все расслаблено шли к ожидающим нас машинам, как вдруг с моря раздался гул, который приближался и по мере приближения раздавались звуки, похожие на выстрелы! Вот и заговорил батюшка-Байкал. Впечатлений на весь оставшийся день!!!! Видимо прошла подледная волна, оттолкнулась от скал и пошла обратно в озеро, а лед не выдержал и затрещал. Слава Богу, никаких больших трещин, никаких оторвавшихся льдин, никто никуда не проваливался. Ну полюбовались, напугались – и в обратный путь на базу. По дороге часть группы отделилась и ушла кататься на собачьих упряжках.

Мы же,  зайдя в магазин, вернулись домой. Иваны остались сидеть в беседке на солнышке, потягивая пиво, а мы с Наташей пошли осваивать ледяное пространство на коньках.  Какое же это удовольствие скользить по огромному катку! Правда нужно быть настороже – не везде лед настолько ровный, как хотелось бы, но все равно здорово! Пока мы катались, подъехал дядька на квадроцикле с привязанной к нему «ватрушкой» - местный аттракцион и предложил прокатиться совершенно бесплатно. Почему же не воспользоваться? Мне все интересно. Аттракцион оказался совсем не для слабонервных, дух захватывает, но зато накричалась до хрипоты. Как оказалось, многие на берегу это слышали, насмешила всех. Вобщем, день сплошных удовольствий и потрясений. Вечерело, мы устали, накатались, и пошли на ужин, который опять закончился всеобщими посиделками с рассказами и воспоминаниями о впечатлениях сегодняшних. Эльвира ознакомила нас с планами на следующий день, перед сном посмотрели на яркие Байкальские звезды и на боковую. Шла спать с мыслью – не проспать рассвет. Получилось! Проснулась ровно в 12 часов по Москве, а по-нашему, по-Байкальски в 5 часов утра. Тихо-тихо оделась, схватила фотоаппарат и отправилась на Бурхан к Шаманке. Успела как раз вовремя, но оказалось, что я не первая. Вездесущие китайцы (забыла сказать, что китайских туристов на Байкале очень много!) уже тут как тут.  Немного погодя ко мне присоединилась Таня из нашей группы. Места хватило всем, к счастью китайцы вели себя тихо, поэтому все получилось в лучшем виде – солнце встало, окрасило противоположный гористый берег в розовый цвет, одело на Шаманку золотую шапочку, а потом пошло, пошло, пошло вверх, освещая и согревая все вокруг.

Нам не захотелось возвращаться так рано, к завтраку и так успеем, а тут такая красота, поэтому спустившись на лед мы пошли гулять любуясь сверкающими на солнце  льдинками разных форм, размеров, прозрачности и причудливости. Возникала ассоциация с царством снежной королевы из старого фильма.

А кругом тишина, покой, только иногда где-то  затрещит лед – озеро уже начинает просыпаться после зимнего сна. После завтрака выезжаем на южную окраину Ольхона. Название Ольхон происходит от бурятского слова «ойхон» — «лесочек» или «немного лесистый». Природа Острова очень разнообразна. И если на севере острова лес, рядом с нашей базой в середине  почти прибалтийская – огромный песчаный пляж с дюнами и соснами, то южная часть степная. Из растительности только травы и лишайники. В мифах и легендах бурят Ольхон — обиталище грозных духов Байкала. По преданиям, сюда спустился с Неба Хан-ХотоБабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь в образе белоголового орла-беркута живёт его сын Хан-Хубуу Нойон, который первым получил шаманский дар от Тенгри – Небесного Бога. Раньше я уже писала, что даже мне, человеку далекому от  шаманизма привиделись в очертаниях скал суровые лики давно ушедших шаманов.

По дороге есть одно заветное место – шаманская березка, одинокое дерево посреди степи.  И конечно про нее своя легенда: давным-давно жил в этих местах шаман. Только добро делал он людям, долго жил, но подошла смерть его.  Опечалились все, много слез пролили, а шаман сказал перед самой смертью - не горюйте, я вернусь и опять помогать вам буду. Похоронили старого шамана, прошло некоторое время, и выросла на его могиле березка. До сих пор ходят к той березке со своими бедами  люди, говорят, помогает она.  Двигаемся дальше и вот остановка рядом со скалами, поросшими изумительного цвета зелеными лишайниками.  Эльвира предлагает сочинить легенду об этом месте – опять три большие скалы, стоят как три брата, но про братьев уже было…. Саша не теряется и тут же сходу предлагает: приехали три машины (а мы как раз на трех машинах) с туристами и окаменели в восхищении от раскинувшейся вокруг красоты. Годится.  Тут нам разрешено полазать по скалам и побегать по окрестностям. Место высокое, виды открываются замечательные и мы, несмотря на сильный холодный ветер, рассыпаемся в разные стороны ловить удачные ракурсы и позировать на фоне.

Дальше по программе залив с очень гладким льдом, где предусмотрено катание на коньках. Тут уж можно отвести душу – очень забавно было сначала с большими усилиями продвигаться навстречу ветру, а потом повернуться спиной,  распахнуть куртку как крылья, и обратно катить как под парусом без всяких усилий – ветер гонит вперед с довольно приличной скоростью!

А на следующей нашей остановке мы наконец увидели тот самый очень прозрачный Байкальский лед – он сохранился в тени под живописной скалой.

Некоторым было даже страшновато – ходишь как по стеклу, видишь камешки на дне, а лед-то толщиной около метра!  Конечно же  интересно поваляться и посмотреть в глубь. Здесь мы сфотографировались всей нашей дружной группой на память, и чтобы не забыть кто откуда каждый держал табличку с именем и названием своего города.

Следующая остановка вблизи мыса Хоргой, где была предусмотрена прогулка к  старинной курыханской стене и обед на свежем воздухе. Но ветер дул с такой силой, что на стену идти не решились, да и Эльвира не посоветовала тревожить покой и древние захоронения. Говорят, не любят они этого, много тут было всяких травм и неприятностей. Обедали забравшись в машины – тепло, уютно и особенно вкусно.

Отобедав, проехались на противоположный байкальский берег, полюбовались заливом Малое море, и в заключение помедитировали у Ступы Просветления на острове Огой.

Ступа эта появилась совсем недавно в 2005 году. Строительством ее руководил лама из Бутана. Ступа возведена за счет частных пожертвований. Основанием для выбора места под строительство на Байкале послужило предсказание тибетского Учителя Ринпоче, о том, что в будущем буддизм будет практиковаться на севере. Ступа на острове Огой сооружена с соблюдением всех необходимых правил и с выполнением всех необходимых ритуалов и практик во время строительства. Проводимые обряды, по свидетельству очевидцев, сопровождались благоприятными чудодейственными знаками. В процессе строительства над ступой неоднократно фиксировались яркие радуги, причем одна из них возникла на глазах строителей из основания ступы и другим концом радуга соединила остров Огой с Ольхоном. До сих пор мнения разделяются стоило ли это делать, так как в основном местные жители не исповедуют буддизм, основная религия здесь шаманизм. Усталые, но довольные и полные впечатлений возвратились на базу. Так прошел еще один замечательный день.

К сожалению, нам пришлось возвращаться домой раньше намеченного времени. Но Байкал навсегда останется в памяти. И конечно огромное спасибо всем в группе за прекрасное общение, огромное спасибо Иркутской фирме "Байкал Терра", придумавшей и осуществившей этот тур и нашему гиду Эльвире за то, что познакомила нас с природой, легендами и обычаями живущих здесь людей. Мы вернулись в Москву  совершенно очарованные Ольхоном, как о обещалось в названии тура.
Отдых на море по лучшей цене!
Ни-как
Россия, Люберцы
7 май 2016 г.
На Баргузине, вообще, всегда не забываемо.....а уж по Байкалу....:)
platok
Россия, Обнинск
6 май 2016 г.
Не знааааю... В легкий штормец по Байкалу на Баргузине- это не забываемо)) да и остальные места летом хороши) но зимний Байкал для фото очень хорош, согласна
Ни-как
Россия, Люберцы
6 май 2016 г.
Платок, летом, как-то , менее интересно здесь....
platok
Россия, Обнинск
5 май 2016 г.
А все же летом надо услышать шум Байкала! В непогоду)
Vladimiras Titarenko
Литва, Вильнюс
5 май 2016 г.
Понравился рассказ, только хотелось бы увидеть пару фотографий прибайкальских селений или того же селений Ольхона. (больше 30 лет прошло) Спасибо!
4 май 2016 г.
Милый и очень информативный рассказ - прочла с большим интересом. Спасибо!!!
Наталья
4 май 2016 г.
Не забываемое путешествие. Захватывающие виды. Байкал красив и удивителен в любое время года.
РоВлаВик
Россия, Новокузнецк
4 май 2016 г.
Красивое путешествие и очень "вкусно" Вами описано!
Спасибо!!!
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.