Как я к Паласову железу ходил - рассказ пользователя Isaev Mikhail

Абакан. Россия
Отзыв написан: 1 июля 2015 г.
Небесные камни валятся на землю постоянно, но просвещённому  ученому сообществу эти штуки в руки не попадались, пока  немецкий ученый Питер палас не поехал в Сибирь. Здесь ему показали камень, который местный кузнец хотел перековать в полезные инструменты.  К счастью или несчастью ему это не удалось, и камень достался Паласу. Он его вывез в Санкт-Петербург. Где и представил научному сообществу. Оказалось это настоящий метеорит. Когда у научной братии появился артефакт, родилась наука «Метеоритика» - так её потом назвали. А сначала все небесные камни назвали «паласиками».

Так вот родоначальник Метеоритики был найден в Новоселовском районе Красноярского края. На месте находки стоит знак. Рядом шурфы – одни говорят, руду искали  (и нашли), другие утверждают - осколки метеорита искали. В общим, мы тоже решили дойти туда и что-нибудь поиска.
Дело это оказалось не простым -  Wikimapia врет. Там указано два места и одно точно не правильное ))). Но, даже зная координаты найти в тайге объект площадью 2 квадратных метра дело не простое. Оказалось памятник охраняется. Дирекция особо охраняемых территорий Красноярского края согласилась помочь.  Хотели идти зимой на снегоходах. Но все как-то не складывалось. Затем были клещи, большая вода, наконец, в последних числах июня собрались. Нам обещали две лошади, на которых мы должны были проехать примерно 25 км. Мой маленький опыт езды на этом священном животном внушал мне большое беспокойство. Одно дело 3 км. по ровной степи и совсем другое дело 25 км. по горно-лесистой местности…
Но кто-то над нами сжалился. Егеря решили ехать … на тракторах. В конце июня сезон слепней. Этот паразит  больно жалится и откладывает личинки под кожу животных. Спасаясь от него лошадь может понести,  залезть в реку или перевернуться и показаться спиной по траве. Где окажется всадник – вы понимаете. Однажды местные егеря возили в тайгу банкиров на таежном вездеходе ГАЗ-66. В одной из луж он застрял по самое … пузо  - банкиры ночевали в будке, пока егеря ходили за трактором. Про уазик и говорить нечего.  Его уже пару раз топили. Поэтому  выбор пал на трактора.

В кабине трактора есть только одно место – для водителя. А пассажир сидит на  «ящике» - это такой бардачок слева от водителя. Трактор едет не быстро , 5-8 км. в час. Но ехать лучше, чем идти чем пешком. Пока ехали по дороге, было даже прикольно, но когда пошли овраги – начался ад. Рядом с вашей головой находится рама кабины, поэтому зазевавшийся пассажир наказывается ударом в голову. Никаких сидений или ремней безопасностей на тракторе нет и если не держаться руками, можно вывалиться или свалиться на водителя. Высунуться нельзя – плакучая ива и кудрявая береза тебя оплюют и поцарапают.  Выживать надо как-то внутри рамы кабины. Одной ногой упираешься в пол, другой в «приборную доску» а руками стараешься держаться за стойки, крышу или кресло. Оказывается, на такой растяжке можно ехать полчаса. Когда последние силы вас покинут, начинаются поиски других вариантов выживания. Ошибки наказываются тумаками и ссадинами. За четыре часа пути я кажется понял, как здесь ездят. Нужно сесть на ящик как на жёрдочку. Согнуться в виде червяка и постоянно держать свою голову рядом с головой водителя – самое безопасное место. И главное – следить за дорогой. Это помогает предсказывать колыхания трактора. В результате обратная дорога оказалась намного комфортней )))

Половину  шли вдоль речки, с названием  Убей, то и дело пересекая её в брод. Вода еще большая и наши вещи, которые ехали в ковше, конечно искупались. Пару раз тракторы вязли в грязи. Один раз – когда выходил из брод, второй раз у самой избы – в какой-то болотине. Так вытаскивая друг друга, мы все-таки доехали до таежной избы.

От туда до памятника километра 3 в гору. Едва не рванули.

Спасибо синякам и ссадинам – удержали. Таежный быт не хитрый тут и рассказывать нечего.  Утром встали 6 утра  и  по холодцу в гору. Росы на наше счастье было мало – шли сухими. Все тропы наверх давно заросли шли через кустарники и поля папертника, который здесь похож на маленькие деревья.

Гнус, слепни и как ни странно клещи – мелки, красные и проворные – сняли десятка два. Первый раз видел, чтобы слепни и клещи были в одно время и в одном месте.
Три километра шли три часа.  По пути потеряли воду и последние 500 метров были особенно трудными.  По пути встретили мишку. Но здесь, в отличии от Ергаков, зверье угощают дробью и пулями, так что близкого знакомства не случилось.
Дойдя о до знака как планировалось, порылись в шурфах, которые как окопы опоясали памятник.

Здесь есть камешки очень похожие на метеориты, но это … магнетитовая руда. Но что удивительно, её здесь всего несколько сотен тонн.

Добавим к этому странный факт – метеорит весом около 700 килограмм найден на вершине горы. Хотя должны быть бо-о-о-ольшая воронка. По версии ученых метеорит на верх горы затащили древние люди и поклонялись ему как богу.  Есть прозаическая версия – упал давно, до того как сформировался ландшафт. И на десерт совсем фантастическая версия - сотни тонн магнетита и есть основное тело метеорита, а тот камень,  который нашли – лишь его осколок.
В общем, хоть камень и лег в основание метеоритики никто о нем толком ничего не знает.
Теперь несколько слов для будущих путешественников. Лучший маршрут такой: От Куртака на лодках по Убею (по средней воде) подняться до устья ручья малый Ижим. Дальше примерно 10 км. пешком вверх по ручью до избы. Когда выходишь из избы взгляд упирается в хребет – по его гребню и поднимаются к памятнику.  Долиной ручья лучше не идти  - там завалы и  болотина.
С Кульчека пешком идти долго – почти 28 км (2 дня). На квадроциклах – нельзя. Придется пересекать Заказник – поймают, оштрафуют. Кроме этого есть риск застрять в какой-нибудь луже – их много по дороге.
Говорят можно зайти через гору Имир. Опять же сначала нужно приплыть к подножью горы по Сисимскому заливу. Там охотничьи угодья и якобы есть лесная дорога. От туда километров 10 по хребту, но там источников нет воды.
Удачи.
Отдых на море от 9725р!
7 июль 2015 г.
Популярным этот маршрут вряд ли станет - ну и слава богу! - где-то ведь и клещам со слепнями должно быть вольготно... Прониклась трудностями похода и одержимостью его участников)))
КЛМ
2 июль 2015 г.
Мне понравился ваш рассказ. Есть цель и она достигается, не смотря ни на какие трудности и препоны. Да осилит дорогу идущий.
Отдых на море от 9725р!

Автобусные туры на Черное море и Азовское море из Москвы.
Скидки нараннее бронирование от 30%. Анапа, Крым, Сочи.
Новинка город Ейск и Геленджик! Новые автобусы.