Киев. Украина
Отзыв написан: 26 июня 2015 г.
После утренней церемонии раздачи пищи монахам - http://album.turizm.ru/85669/mess_1/odin-den-v-luang-prabange-utro/, туристы или расходятся досыпать, или, позавтракав, берут разные экскурсии.

Одного дня в Луанг Прабанге мало. Здесь есть что посмотреть и в городе, и в его окрестностях. И мы будем здесь четыре дня. Два дня проведем в городе, а на два уедем за город в эко-лодж Махоут.

Там можно будет поближе познакомиться со слонами — покупать их в реке и затем прогуляться, сидя на них верхом, по джунглям. Затем мы совершим трек по горам и попробуем спуститься на плотах по одному из горных притоков Меконга. Неужели рафтинг выбьется из плавного ритма жизни страны и будет таким же бурным, как на Замбези?

А вообще, здесь нужно поддаться спокойному течению жизни лаосцев и постараться никуда не спешить. Может быть поэтому Луанг Прабанг называют еще «городом вечной нирваны». Здесь не принято торопить события. Что будет — то и будет.

Завтра днем мы посмотрим монастыри города, а сегодня отправимся в одно из знаковых ритуальных мест в окрестностях Луанг Прабанга — пещеру Пак Оу. Ее еще называют «пещерой тысячи Будд». До нее нужно плыть около 30 километров вверх по течению Меконга.

Мы договариваемся на пристани с капитаном длинной шаланды с крытым верхом и лодка берет курс вверх по течению. На берегу нас провожают несколько молодых монахов, ожидающих парома на другую сторону реки. Они веселы и постоянно фотографируют друг друга «мыльницей».

В районе Луанг Прабанга река довольно полноводна. Истоки ее находятся в Тибете. Длина реки около четырех с половиной тысяч километров — это расстояние между Киевом и Дели. Меконг впадает в Южно-Китайское море, образуя дельту из сотен рукавов. И это самое плодородное место Индокитая, за которое веками боролись вьетнамцы, тайцы и камбоджийцы.

Вообще река довольно спокойная, однако выше по течению она имеет много порогов. На юге Лаоса река образует водопад Кон — oн падает с высоты семиэтажного дома. И лаосцы верят, что этот водопад является самым широким в мире. Не знаю. Сам не видел — мы туда не добрались.

По берегам реки много деревень, и их жители всегда рады туристам. Наш капитан причалил к одной из таких деревушек. Причал — простая широкая доска, по которой надо, балансируя, сходить на берег. Там туристов ждут торговые ряды.

И в первых рядах — какие-то бутылки с настойками на травах и змеях. Это целебные напитки Лао-Лао. Редкий мужчина пройдет мимо них. Попробовал и я. На вкус — так себе. Много не хочется. Говорят, что помогает в некоторых мужских делах, но официальной статистики не видел никто.

В следующих рядах много всяких тканей и туда сразу пошли женщины. Хоть и считается, что лаосцы ленивы, но все выставленные вещи сделаны своими руками. Среди туристов очень славятся лаосские домотканые изделия из шерсти — они легки и практичны. А цены чисто символические — два-три доллара обычно удовлетворяют обе стороны.

Здесь благодатный климат — можно выращивать по четыре урожая в год. Но только зачем так трудиться, если для пропитания хватает и одного?

И так во многом. Видно, что жизнь течет без напряжения. «Что будет — то и будет» — таково любимое выражение лаосцев.

Почти в каждой деревне или монастыре стоят под навесами длинные большие лодки. Но они не для повседневной жизни, а для праздников. И раз в году лаосцы устраивают гонки на этих лодках. Куда только тогда девается их меланхолизм и спокойствие?

В этой же деревне есть и небольшая буддистская пагода — Ват. Пагоды и ступы являются основным архитектурным выражением идей буддизма. Они относятся к типу «священных сооружений». И в формах таких пагод заключен религиозно-философский смысл.

Основным сооружением каждой пагоды является ступа. Это и символ буддистского учения, и хранилице ценных предметов одновременно. Есть ступы, выстроенные для хранения всего одного волоса Будды. А в других есть и захоронения.

Рядом со ступой всегда есть скульптуры Будды. Они разные — он или сидит, или лежит, погрузившись в нирвану, но всегда у него на голове эдакая выпуклая шишка, символизирующая высший, надчеловеческий разум. Разные жесты и у рук. Ими он показывает все, что хочет донести верующим в своих поучениях — уверенность, сомнение, осторожность и мн. другое.

Быть монахом в Лаосе считается почетным и каждый мальчик должен несколько лет отдать этому благому делу. Но, все-таки они живут тоже в 21 веке, и им не чужды современные средства коммуникации — мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и компьютеры.

Не чужды буддизму и земные радости — поэтому очень часто Будду окружают статуи молодых женщин, отжимающих воду со своей длинной косы. Это Апсары — полубогини, небесные танцовщицы и вечно юные девы неземной красоты со сверхчеловеческими возможностями. С ними часто сравнивают и прекрасных земных женщин.

К слову сказать, буддизм приветствует и поощряет путешествия, потому что в путешествиях человек встречает по пути новых людей и другую культуру. И, cоприкасаясь с ними, он становится уже другим…

И в этом суть буддизма — пережить превращения, сохранив при этом позитивную энергию и уважение к ближнему.

Так что нам, путешественникам, буддизм должен быть тоже очень близок…

Еще полчаса ходу вверх по течению, и, наконец, впереди показалась громадная скала с большой черной дырой посередине. Это и есть «пещера тысячи Будд», или Pak Ou, что означает «пещеры в устье реки У».

Их здесь две и, купив билет за 2,5 доллара можно посетить обе.

В горах, окружающих Меконг, много различных пещер, приспособленных под храмы. Специалисты относят их к ранне-буддистской архитектуре, и некоторые из них датируются третьим веком до нашей эры.

Пещеры Пак Оу — самые известные в среде туристов, так как до них легче всего добраться. Эти пещеры не только объект природы, но и очень высокочтимые святилища.

По сути, это религиозный храм, который действовал еще до появления буддизма. В те давние времена местные жители поклонялись духам природы — Phi, и полагали, что пещеры охраняют дух протекающего рядом Меконга. Ведь Меконг — это жизнь.

С появлением Буддизма, пещера стала храмом, куда жители окрестных деревень стали приносить фигурки Будд. Их количество трудно сосчитать, но полагают, что в этой пещере их не менее 4000. Они разные — от больших до маленьких. Сделаны из дерева, камня, металла и даже тканей.

В 16 веке эти пещеры взяла под свой патронат королевская семья, жившая тогда в Луанг Прабанге. И каждый Новый год, вплоть до своего изгнания в 1975 году, они их посещали.

В этой скале две пещеры. Нижняя — Tham Ting — вся заставлена этими фигурками и свободного места в ней практически нет. Есть даже ступы с прахом жителей соседней деревни Ban Pak Ou. Помимо туристов, здесь много и местных жителей. Они раскуривают фимиам, и зажигают благовонные свечи. В застоявшемся воздухе пещеры стоит какой-то необыкновенно приятный аромат.

Верхняя пещера Tham Phum размером побольше, но там меньше фигурок, и она менее посещаема — не каждый туда добирается, хотя это и не очень высоко — вверх по вертикали каких-то метров 70–80. Наверняка между этими пещерами существует и внутренний подземный проход, но для туристов такой информации нет.

Реликвии, найденные в этих пещерах, наводят на мысль о связи религии и торговли. Буддийские миссионеры часто сопровождали торговцев и жертвовали деньги на благоустройство пещер. Некоторые из них украшались даже арками, колоннами и отличались оформленными фасадами.

Говорят, что в период Лаосского Нового Года, который обычно бывает в начале апреля, жители Луанг Прабанга совершают сюда паломничество, чтобы помыть запылившиеся за год изображения фигурок Будд.

На другом берегу виден небольшой приток Меконга Nam Ou и маленькая деревушка. Туда можно переправиться чтобы отдохнуть и пообедать.

Лаос — недорогая страна и здесь можно неплохо поесть всего за пару долларов. Пока ждали заказанный обед, решили прогуляться по деревушке. Многие дома стоят на сваях. Крыши и стены сделаны из бамбука, соломы и пальмовых листьев. По улочкам бегают очень много маленьких детей.

Пока плыли обратно в Луанг Прабанг, коротко вспомнилась история Лаоса.

Его соседи — Китай, Мьянма, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам в давние времена всегда были «заклятыми» друзьями Лаоса, и постоянно претендовали на его территории.

Да, собственно, и как таковой страны Лаос вообще не было до 1945 года. Были королевства Луанг Прабанг и — южнее — Чампассак. Еще более древние свидетельства говорят о Лаосе как о стране Лан Ксанг — стране миллиона слонов.

Площадь современного Лаоса около 240 тысяч квадратных километров. Это меньше чем половина Украины. Выхода к морю нет, поэтому в годы французской колонизации страна не получила такого развития как Вьетнам или Камбоджа.

Во время вьетнамо-американской войны Лаос тоже был втянут в ее мясорубку. По территории страны проходила так называемая «тропа Хо Ши Мина», по которой из Северного Вьетнама в Южный коммунистами доставлялось оружие. Да и Советский Союз не стоял в стороне — он то и помог свергнуть здесь короля и установить коммунистическо-социалистический режим.

А дальше было все как у нас — репрессии, концлагеря, коллективизация и углубление нищеты.
Лаос — одна из немногих стран, сохранивших и сейчас коммунистические символы — красные галстуки у пионеров и флаги с серпом и молотом на воротах и зданиях. На многих домах обычно висят по два флага — лаосской Народно-революционной партии с серпом и молотом и государственный Лаоса.

Сейчас на Земле осталось уже мало мест, где можно увидеть такие флаги с серпом и молотом, знакомые многим из нас еще с детства. Кто знает — пройдет еще немного времени, и эти символы неудачного у нас эксперимента исчезнут уже повсюду и навсегда.

Должен сказать, что к чести правящей Народно-революционной партии Лаоса, против буддизма она не боролась никогда.

Лаос продолжает и сейчас строить социализм. Но уже, как говорится, с человеческим лицом — мелкий бизнес отдан в частные руки, однако основные средства производства и недра остаются в руках государства. Посмотрим, что из этого получится. Но именно поэтому в Луанг Прабанге нет проблем с частными отелями. Их здесь много и они есть на самый разный карман.

А пока нам надо возвращаться в Луанг Прабанг. Уже близится вечер и там — в городе — можно еще многое посмотреть.

Документальный фильм автора заметки: «Лаос — бальзам для души» - http://www.youtube.com/watch?v=pRGfqjqzAwo&feature=youtu.be
Персональный подбор тура в Лаос!
Зося*
Казахстан, Караганда
7 июль 2015 г.
Невероятное путешествия...тем более что не очень часто туристы туда едут...очень интересный рассказ и фильм -удивтельный!!! Спасибо большое что с нами поделились...
27 июнь 2015 г.
Удивительно стройные у Вас рассказы - все по делу, но очень не скучно. И фильм понравился.
Елена&...
Россия, Краснодар
27 июнь 2015 г.
С удовольствием посмотрела фильм. Очень интересно. Удивительные места!
Персональный подбор тура в Лаос!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Горящие туры!!! Сэкономьте до 40 % !!!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!