Второй раз на Крите - только самое интересное

Отзыв написан: 28 февраля 2015 г.
Крит - признание в любви.
Эта поездка на Крит была для меня второй. Первый раз - пять лет назад мы были втроем с мужем и дочерью, жили недалеко от Ретимно. Когда встал вопрос, куда бы "вывезти" родителей - сразу вспомнила о волшебном острове, захотелось, чтобы и они увидели все то, что так понравилось мне. Захотелось показать то, что реально восхитило меня, оставив за кадром те достопримечательности, которые лично меня оставили совершенно равнодушной, а зачастую и вовсе разочаровали.
О нас: компания из 5 человек. Мои родители - пенсионеры, дети: девушка 13 лет и малыш, которой в поездке исполнился год, и я - девушка за 40.
Перелет и гостиницу заказали через турфирму - оказалось дешевле, чем бронировать самим. Конец сентября - не особый сезон. Порадовал трансфер туда - народу немного, развезли быстро, в результате - экономия на аренде авто (можно брать на сутки меньше). Гостинице специально заказала прямо в центре Ретимно (Элеонора Отель), у входа в старый город: до моря 5 минут, мама жить не может без шопинга - можно гулять каждый вечер по магазинам. Правда небольшая проблема с парковкой, но после пары кругов всегда можно найти место. А какой кайф сидеть вечером и утром на балкончике, смотреть как просыпается город, как сидят в маленьких кафешках местные жители, как они приходят в дома напротив, в комнатах зажигается свет... Чувствуешь себя совсем своим здесь...
Машину брали там же, где и в прошлый раз: Just Rental Center, абсолютно довольны. Ниссан Микра в отличном состоянии.
Элеонора Отель: просторные номера, малость староватый ремонт, но нас вполне устраивало, что не очень - откровенно старая техника на кухне, отрываются вентили у плиты, но если пожалуешься - починят, не пожалуешься - не починят, хотя видят, что сломалось... Тихо, хорошее расположение... Кто поедет с ребенком - нет детских кроваток, мы везли свою, у нас есть походная кровать - незаменимый друг путешественника, я ее с собой везде таскаю.
Еще одна прелесть жизни в старом городе - шаговая доступность колхозных рынков. Их три: в разные дни их разбивают в разных местах, хотя торговцы везде одни и те же фермеры. Расписание и локализацию я прочитала на воротах порта. На рынках, правда особо не поторгуешься (а может просто я не умею), все по цене примерно как в магазине, зато качество!!! Винограда я такого раньше никогда не ела!!! Также продаются домашние молокопродукты, например овечье молоко, по вкусу почти как коровье, дня через три скисает в потрясающую простоквашу, ее пили все, даже дети, хотя они у меня не любители. Основное количество пищи закупали в крупных сетевых магазинах - все как в России: скидки, распродажи, далеко от жилых кварталов... В супермаркетах много национальных товаров: салатов, соусов, выпечки и т.д. Интересно, что практически отсутствует детское питание. Я, воспитанная на путешествии с ребенком по Скандинавии, привыкла, что каши и баночки есть везде. Здесь каши редкость и ассортимент их крайне бедный, а баночек НЕТ ВООБЩЕ. Спрашивала у местных жителей: они удивлены самой идеей, что можно травить детей какими-то баночками, все же есть натуральное, овощи, мясо и т.д. Поэтому кормили ребенка всем, что ели сами, удивительно, что никакой аллергии не было, хотя ела она все подряд.
Про шопинг. Я вообще не любитель, но мама... Пока не обошла все магазины - не успокоилась. Купили кожаные сумки и обувь - мне очень нравится греческое качество: красиво и долго служит, ювелирные украшения (серебро с камнями) - оригинально и недорого, маме шикарные часы - раза в 2 дешевле, чем в России. Что модно сказать: не любят карты, любят наличку, дают суперскидки - только, чтобы наличкой, проще дают скидку, чем Tax free. Вообще, про Tax free часто врут, дают какие-то бумажки, где все так красиво написано, а в аэропорту оказывается, что это просто так бумажка. В Греции в Tax free не верьте, у них вам обязательно должны дать стандартную форму Global Refund, иначе ничего не получите. У нас так и произошло, кроме нас в группе было еще ТРОЕ лошков с такими же малопонятными бумажками, судя по лицу дамы на возврате, таких чуть ли не большинство...
Работа туроператора на курорте ниже всяких ожиданий... Для начала объявили, что в определенный день в определенное время надо обязательно придти на встречу с представителем. Зачем, спрашиваю, а затем, чтобы она переписала ваши билеты. Удивляюсь, нельзя ли переписать наши билеты прямо сейчас, или, например, отправить ей их по почте (мне же их по почте прислали, прием сама же фирма и прислала, может она их теперь и себе пошлет?), нет, говорят, она их должна в руках подержать. Хорошо, пришла на встречу - жду, представитель опаздывает на 20 минут, является и вместо извинений заявляет, что гостиница так расположена, что ей парковку не найти. Держит в руках билеты, спрашивает про экскурсии, узнает, что я уже без нее арендовала машину, приходит от этого в полубессознательное состояние и зло прощается со словами, что накануне отъезда оставит записку, во сколько подойти. Причем в отель за нами не зайдут - надо ждать на перекрестке возле отеля такого-то. Спрашиваю, где он, на что получаю ответ - поищите, у вас много времени до отъезда. Кстати, время отъезда она указала на 20 минут раньше, чем был запланирован автобус. Подойти пораньше не проблема, однако, когда автобус не пришел в назначенное время мы перепугались страшно, чуть на такси не поехали. Когда приехал трансферный автобус, они даже не извинились, сказали, что видно что-то перепутали...
Хватит о грустном. Кроме работы туроператора, все было просто прекрасно.
Итак. Прилетели поздно вечером, заселились в отель, купили в магазинчике вина и оливок. Здравствуй, Крит!
Первый день.
С раннего утра на море. Теплая вода, из-за скал, окружающих пляж, восходит солнце... Ощущение полного счастья и одиночества - люди есть, но они далеко - в городе, а пляж абсолютно пустой. После завтрака- прогулка по пустынным улочкам старого Ретимно, до жары успели даже погулять по крепости. Крепость Ретимно меня поразила еще в первый мой визит, большая, хорошо сохранившаяся, с нее открывается прекрасный вид на город. Кстати, мы много гуляли по старому городу, в нем можно рассматривать каждый дом, они все очень интересные, действительно старые, не стилизованный новодел...
Получили машину и отправились в Ханью. Вождение в Греции - особое дело. Никло не соблюдает правила. Вообще никто. Ограничение скорости повсеместное, то 40 км/час, то 60, при этом меньше 80 вообще никто не ездит, если ты едешь медленнее, тебе все гудят, зло обгоняют, прессуют и так далее, чувствуешь себя каким-то отстоем. Двойную сплошную люди вообще за разметку не считают. Все нормально, но напрягает то, что они обгоняют на крутых закрытых поворотах. Я лично аварий не видела, но веночков много... В городах непонятна схема проезда перекрестков: те кому ты должен уступать - почему-то тебя пропускают, а когда ты едешь по главной дороге - прессуют, типа "тут еду я". Хотя, в принципе, на дорогах хамов мало, есть правда такая особенность: может обогнать тебя, мчаться как на пожар, тут же остановиться и начать либо трындеть с приятелем, либо разгружаться, либо высаживать пассажиров. Но в целом, вождение на Крите достаточно комфортное, ко всему привыкаешь.
Итак, поехали мы в Ханью, поехали по навигатору, можно и по указателям, но сложновато, хотя есть места, где лучше ездить по указателям... В Ханье все путеводители рекомендуют первым делом идти на рынок. Мое впечатление: рынок не впечатляет. Дело в том, что в основном торгуют киоски типа маленьких магазинчиков, таких по всему острову навалом, есть рыбный отдел, но он рано начинает функционировать и очень рано заканчивает, около часу уже и нет никого. Зато на рынке есть кафе, там постоянно толпа народу, приходится подождать свободного столика, зато обалденно вкусно, все свежее, очень недорого. Пообедав, пошли гулять, походили по земляным валам и крепости, она в Ханье не очень, зато бесплатно, спустились к заливу - основное место фотографирования, мечеть, перестроенная в выставочный зал, магазинчики и ресторанчики. Мне Ханья не очень понравилась, но это кому как, посмотреть надо.
День второй.
Этот день я решила посвятить пешим прогулкам. Первым делам туда, где я получила массу впечатлений в прошлый раз - на полуостров Акротири, к монастырям. Первая остановка: Гувернетто-Католику. Про Гувернетто в путеводителях пишут, что он интересный, для настоящих ценителей, там очень все строго. Действительно, приезжаешь на парковку, там все уставлено табличками, типа одеваться прилично, не шуметь, костры не жечь и т.д., часы работы прописаны. При этом все закрыто! Наглухо!!! Были и в часы работы, и в самый разгар работы, на этот раз даже не видели никого. Непонятно, если монастырь закрыт для посещения, почему бы так и не написать, а то все рвутся, друг у друга спрашивают, пожимают плечами... Прошли мимо Гувернетто, там маленькая тропинка уходит вниз к заброшенному монастырю Католику. Его в какой-то момент времени просто забросили и все, не ремонтируют, он постепенно ветшает. Если хотите посетить его, мой совет, идите рано утром, чтобы придти туда первыми и единственными. По дороге, где-то на полпути - пещера отшельника, в ней сталагмит в виде пьющего медведя. Можно немного отдохнуть в прохладе и дальше в путь. Часть дороги - своеобразная лестница в скале, часть тропинка, но пройти можно легко, прошли и мои родители-пенсионеры, и я с ребенком в кенгурушке. В какой-то момент, из-за поворота открывается вид на монастырь. Все говорят одно и то же - крайне напоминает Петру, как она показана в фильмах про Индиану Джонса. Это именно так и есть, иначе не скажешь. Абсолютно неописуемое чувство, когда ты оказываешься там "на краю земли" один. Тишину нарушают только колокольчики коз, мы только своей семьей сидим на мостике - перекусываем, полуразрушенные кельи, церковь в скале. Нереально! Мы приехали так рано, что первых людей встретили только у Медвежьей пещере по пути назад, сначала планировали опять в нее зайти, но увидев людей, решили уступить им право побыть в пещере одним... Прошли к машине мимо постоянно закрытого Гувернетто, уже даже как-то я и не удивилась...
Вторая цель маршрута - Агиа Триада, или Монастырь святой Троицы, один из исторически самых богатых монастырей на Крите. Он совсем другой, ухоженный, с идеальными плантациями, вылизанным двором, цветами в горшках, апельсиновыми и лимонными деревьями во дворике. Есть лавка, где торгуют своей продукцией. Кстати, насчет продуктов собственного производства в монастырях: видимо надо быть поклонником именно монастырской продукции, чтобы покупать ее именно в монастырях. В маленьких лавочках во всех городах и поселках "органические" мед, масло, узо, вино и прочее дешевле. Как насчет качества не знаю, я не настолько специалист, чтобы его понять. По-моему так все едино. Я в монастырях особо не закупалась - ну слишком дорого.
Нашей следующей, и последней целью на этот день была Грамвуза. Правда по дороге мы завернули в Мони Гониас, про этот монастырь тоже много написано во всех путеводителях, говорят, в нем богатейшее наследие и т.д. Он оказался платным, и мы не пошли, как постоянно говорит мама - культовое заведение должно быть бесплатным. Зато завернули в Колимбари поесть, считается, что в этом поселке самые прекрасные рыбные блюда на острове. Взяли без изысков рыбную тарелку. Рыба, когда она только что из моря - прекрасна и удивительна. Перед и после еды искупались здесь же на пляже.
Дорога на Грамвузу за 6 лет, пока нас тут не было не улучшилась, зато стала платной. Вообще, ничего не изменилось: та же забитая парковка без особых удобств, малюсенький общепит. По-прежнему радуют взрослых и детей ручные козы, которые есть только здесь: их можно кормить с рук апельсиновыми корками, гладить, таскать за рога. Они лезут в машину, ходят по ногам, дерутся за корки... Когда мы были на Грамвузе в первый раз, все было залито мазутом, везде гнили водоросли. Слаба Богу, в природе работает самосанация, я увидела Грамвузу такой, какой все восхищаются. Когда впервые видишь море, оно открывается из-за горы, такого потрясающего цвета, оттенков, переливов невозможно представить - это надо увидеть самому. Дорога до пляжа от парковки достаточно долгая и утомительная из-за жары, хотя может это мне так показалось из-за малыша в кенгурушке.

День третий.
Нагулявшись пешком, на этот раз решили поездить на машине. Едем на Элафониси. Нам малость не повезло и дорога через Тополийское ущелье, а именно туннель, была закрыта, пришлось ехать в объезд. При этом выскочили мы на дорогу, как раз около туннеля, и решили поискать церковь святой Софии в скале. Дело в том, что с одной стороны, мы искали ее в прошлую нашу поездку, но не нашли, с другой стороны, это было 30 сентября, по-нашему, именины святой Софии, хотя по-гречески, праздник святой Софии был 2 недели назад. В путеводителе пишут, что церковь находится сразу за выездом из туннеля. Это, естественно, не совсем так. После выезда из туннеля надо искать такое расширение дороги, где легко можно съехать и поставить машину. В этом месте - оглядитесь и найдите ресторанчик - он слегка на высоте, в кустиках, но разглядеть можно. Идите к ресторану, через пару лестничных пролетов, дорога раздваивается к ресторану и вверх к церкви. Может быть это символично, но в день святой Софии, мы с моей дочерью Надеждой, церковь эту нашли и осмотрели. Нам понравилось. Это действительно церковь в настоящей пещере со сталактитами и сталагмитами. При входе в пещеру девушка раздает что-то типа путеводителей.
Вторая наша остановка: Хрисоскалитис, или Золотоступенный монастырь. О нем тоже всегда пишут восторженные отзывы в путеводителях. Не знаю, стоит ли его посещать, это каждый решит для себя сам, я бы, наверное, не советовала. Он платный. Красивый, но более впечатляющий издалека. Внутри - маленький. Знаете, мое ощущение было, как будто меня малость обманули: я думала, там можно смотреть и смотреть, гулять и гулять, а так: пара келий, типа как бы музей, и очень-очень маленький храм. При этом место раскрученное, народу масса. При этом, здесь, в Греции настолько много церквей и церквушек, храмов, монастырей и так далее. Конечно же, золотой ступеньки, несмотря на легенду нет, хотя, говорят, ее может увидеть только безгрешный, ну а мы не смогли. С монастырских стен открываются потрясающие виды. Именно они немного примирили меня с платным входом...
Недалеко от монастыря мы пообедали в семейном ресторанчике. Волшебное мясо, типичные греческие закуски, интересно, что еды много, однако встаешь из-за стола с ощущением легкости.
Ну и наконец-то, совершенно божественная вещь, просто рай на земле - пляж Элафониси. У пляжа - огромная парковка, народу тонна, машин - не протолкнуться, идем в колонне. Однако, многие начинают парковаться на дальних подступах, потом идут чуть ли не с километр по жаре с детьми и сумками. Не бойтесь, проезжайте дальше, там у самой воды - огромная площадка, много свободных мест, хотя это был выходной день, и "час пик". Этот пляж знаменит своим розоватым с золотыми вкраплениями песком, мелководьем для детей. Можно пройти по этому мелководью на острова. На островах много укромных местечек - бухточек, ходить туда нельзя - нудисты (мерзкие, в основном немецкие старички и старушки). Страшно тошнотворное зрелище. Интересно, что мы с мамой сели на этом мелководье, наблюдали за детьми, болтали, НО! когда долго сидишь, тебя начинают кусать, причем больно, какие-то маленькие дерзкие рыбки. Приходится все время шевелиться, болтать руками не помогает, надо как-то попой дергать. Во время прогулки по острову, интересно посмотреть на всякие смешные растения-цветочки-кактусы. Большинство из них сухие, но при этом обалденно пахнут, понятно, почему Критский мед считается одним из лучших в мире.
Все говорят, что здесь надо встречать закат, именно с этого места видно, как солнце падает в море. Мы этого не видели, зато на обратной дороге обратили внимание на массу ресторанчиков с названием "закат", террасами, соблазняющими великолепными видами и т.д. Но нам надо было к себе в Ретимно. Приехали и пошли "жить красивой жизнью". Есть у нас такая традиция: в любом месте сходить и выпить коктейли, посидеть в уличном баре, поглазеть на людей. Коктейли в старом Ретимно дороговатые по отношению к их весьма посредственному качеству.
День четвертый.
Опять решили посвятить день пешим прогулкам. На этот раз наша цель - Имбруйское ущелье. Я в прошлый раз решила, что это как минимум чудо света. С того момента, как я его увидела, я все красоты сравнивала именно с ним. Приехали в Черногорию, там типа самое глубокое ущелье Европы, ну разве оно идет в сравнение с Имбросом, ну и так далее. Планируя поездку, я понимала, что пройти ущелье еще раз с ребенком на руках, у меня не получится, но я должна была, просто обязана, показать его родителям. Поэтому мы все доехали до деревни Импрос, я проводила семью к началу маршрута и пошла с ребенком гулять, ждать времени, когда можно будет ехать к концу ущелья - забирать семью. Родители пришли усталые, но довольные, красоты все-таки там неописуемые.
Сели в машину и поехали во Франкокастелло - смотреть крепость и купаться. Пляж у крепости я присмотрела еще в прошлый раз, поэтому сразу туда: купаться, купаться и еще раз купаться. Мелко, песочек, что еще нужно для семьи с детьми. А вот насчет крепости случилось небольшое расстройство - она стала платной. При том, что смотреть-то внутри особо нечего, там же полные развалины, снаружи интереснее.
Ну да ладно, сели в машину и поехали смотреть Араденское ущелье. Это еще одна мощная достопримечательность. Этакий марсианский пейзаж на земле. Я думала, что за те 5 лет, что нас здесь не было, что-то измениться, сюда придут люди жить, однако все осталось по-старому. Деревня Арадена - конечная точка дороги. Дальше все, тупик. В деревню ведет мостик с огромными просветами между балками, пешков по нему ходить страшно. По обе стороны от деревни уходит ущелье "сделанное" из красных камней, страшно глубокое, подползаем к краю и смотрим вниз - жутковато. Справа от моста - заброшенная деревня. Большая часть домов - заброшена, ходить в них нельзя, зато можно заглядывать в окна - интересно все-таки... Церковь, не сказать, что заброшенная, но покинутая, внутри чисто, на стене - табличка, что будет реставрироваться. Всюду козы колокольчиками звенят... Впечатляет!!!
Хочется есть, заехали в деревню Анаполи. Так же, как и 5 лет назад - ресторанчики на главной площади. В прошлый раз было просто не очень вкусно, в этот раз - еще хуже. Обед, который приготовили судя по всему на прошлой неделе, специально для нас разогрели в микроволновке. Он упал нам в желудки камнем, долго там лежал, периодически просился наружу. Так отвратно я больше на Крите не ела ни разу. Мой совет, если соберетесь по этому маршруту - берите еду с собой, лучше съесть ее в каком-нибудь живописном месте, чем в Анаполи травиться, причем ДОРОГО!!!
Кстати, дорога в Арагонское ущелье идет по потрясающей красоты серпантину, он вьется по скале над морем, такое встречается не часто, получаешь настоящее удовольствие и по дороге туда, а по дороге обратно. На этом серпантине модно остановиться (там есть где) и пойти на пляж "сладких источников". Это место называется так потому, что вода в месте впадения источников выглядит так, как будто она сладкая, с этаким муаром. А так - пляж как пляж, даже я бы сказала не очень, он мелкогалечный, входить не удобно, плюс большие валуны и завихрения воды - детям на удобно, швыряет. Идти достаточно далеко (примерно минут 30) и по труднопроходимой местами тропе. На некоторых участках - вообще по камням карабкаешься и прыгаешь. То есть кому хочется полазать -попрыгать - вам сюда, кому трудно - лучше не ходить. Я пожалела, что пошла с родителями и кенгуренком.

День пятый.
В ночь на пятый день нашего пребывания на Крите похолодало и пошел моросящий дождик. Нет не холодно стало, но этак прохладно. Поэтому часть достопримечательностей мы пробегали, а не проползали, как по жаре.
Первая наша цель - Арменойское святилище. Вообще из всех могильников, которые здесь есть, я решила осмотреть только это (в принципе, если его осмотреть, то можно больше нигде и никакие могильники не осматривать - примерно одно и то же). Могилки есть большие и поменьше, есть как бы частные, а есть явно общественные, есть мелкие, а есть и глубокие (туда даже электричество проведено). Интересно, что в оригинале, кладбище это сооружалось по строгому плану: богатые отдельно, бедные отдельно, правда потом все малость перепуталось. Самый частый вариант могил: коридор и одна или несколько камер-залов, возможно, они принадлежали одной семье. Исторический факт: максимальный возраст у похороненных здесь мужчин - 31 год, а у женщин 28 лет. В основном женщины умирали в 20-25 лет, скорее всего родами. Удивительно, что похороненные здесь люди вообще не ели морепродуктов, хотя и не голодали: в их рационе было много животного белка и растительной пищи. Как же так, ведь захоронение всего в 9 километрах от Ретимно (берега моря). Люди эти болели массой болезней: и инфекционных, и обменных, а уж о кариесе и говорить не приходится.

Вторая цель - Курталиотское ущелье и церковь святого Николая. Есть мнение, что это самое красивое место на Крите. Мне так не кажется, но место действительно красивое, правда здесь и в жару ветренно, а уж нас совсем сдувало. Немного отогрелись в церкви и спустились к источникам. По легенде, святой Николай ударил здесь посохом, и из под земли забили 13 источников. Ощущение внизу в ущелье потрясающее: тишина и ото всюду журчит вода, шумит вода, а потом и рычит вода - там где она сливается в мощный поток. Сделаешь шаг назад - журчит, шаг вперед - рычит...
Превели.
Сначала - новый монастырь. В путеводители много и интересно написано про эти новый и старый монастыри, про историю... Есть старый монастырь, он лежит в руинах, вход туда платный, говорят внутри смотреть особо нечего (не была - не знаю). Была в новом монастыре. Вход тоже платный. Сам монастырь маленький. В нем: церковь, музей и монашеские кельи. Несмотря на платный вход, фотографировать в музее нельзя, кельи фотографировать не рекомендуется, а в храме фотографировать прямо-таки категорически запрещено. Это не удивительно - везде так, но везде люди все-таки потихоньку фотографируют, им делают замечание, они извиняются и так до бесконечности. Здесь все не так. Если служитель увидел, что кто-то фотографирует, он подходит, делает замечание, заставляет стереть фотографию, проверяет память, потом только отпускает.
В храме - частица Креста Господня. Его можно попросить достать, тебя им тогда могут благословить, можно к нему приложиться. Многие просят. Мы издали посмотрели...
Я бы сказала так: туда стоит поехать истинно верующим людям: музей посмотреть, к кресту приложиться, для остальных - можно и съездить, а можно и не ездить...
Потом, конечно же, пляж. На пляж можно идти от горбатого мостика, а можно поехать по разбитой дороге на машине (которую не жалко - она же прокатная). Хотя справедливости ради надо заметить, что разбитая дорога на Крите все-таки лучше давеча отремонтированной в моем дворе, во дворе такие ямы, что туда машина уходит целиком, а на Крите, максимально половиной колеса. Потом все равно надо пройти, но совсем немного. Пляж Превели интересный, на нем пальмы растут, можно по речке побродить, можно в море искупаться...
Обедать поехали в Плакиас, конечно же морепродукты. Обратно домой через Котсифойское ущелье. Оно короткое, он очень живописное. В нем есть место, где скалы буквально нависают над дорогой!!!

День шестой.
Самый длинный маршрут путешествия. Мы едем на другой конец острова.
Первая остановка. Не сказать, чтобы запланированная, а так, больше чтобы размяться. Однако... Монастырь святого Георгия Мореплавателя. Самая старая церковь монастыря построена в 13 веке. Монастырь принадлежит экуменическому течению церкви (это такое течение, которое призывает к объединению всех христианских конфессий). Очень интересное место, искренне советую посетить.
Вторая остановка. Элунда. Правда мы на сам полуостров, можно сказать не поехали. Вернее как: мы подъехали к перемычке, проехали по набережной, которую заливает морская волна, а брызги волн долетают до машины, остаются на стеклах. Заехали на полуостров. Остановились, осмотрели ветряные мельницы, увидели указатель на раннехристианскую базилику - от нее остался только мозаичный пол, осмотрели, вернулись к машине и решили ехать дальше.
Третья остановка - Агиос Николаос.
Совершили стандартную прогулку по городу: то есть прогулялись вокруг озера. Это-то и забавно: вроде просто обходишь озеро по кругу, а на самом деле спускаешься в самую нижнюю точку города, потом поднимаешься чуть ли не в самую верхнюю. То буквально трогаешь воду, а то смотришь на рыб с приличной высоты...
По дороге указатель на церковь Панагия Кера. Церковь 13 века с шикарными фресками внутри, я там была  прошлый раз, вход платный, родители не пошли, не то, чтобы денег жалко, а просто толпы народа...
Потом поехали в Иерапетру. по дороге остановились в маленькой деревушке, по-моему в Макрилле, но может быть я и ошибаюсь. Нашли маленький семейный ресторанчик. И там ПОЕЛИ. Именно так, с большой буквы. Заказали стандартно: шашлычки баранью котлетку, греческий салат, однако нам принесли от заведения различных закусок, потом заказ, потов виноград со своего балкона, потом детям конфетки от заведения. Это тот случай, когда тебя кормят от души, а потом ты оставляешь чаевые от души. Так вкусно, так приятно, по настоящему греческое гостеприимство..
Иерапетра.
В крепость не попали - она уже была закрыта. Погуляли по набережной. Что-то в прошлый раз мне здесь понравилось больше. В принципе на острове есть и более интересные места... Искупались и назад в Ретимно.
День седьмой.
Решили далеко от дома не уезжать, погулять по окрестностям.
Первый пункт - Монастырь Аркади. Этот монастырь славен своей историей - борьбой с турками, рядом мемориал с многочисленными костями. Памятник на месте порохового склада, где погибли почти 1000 человек и 1,5 тысячи турок. В монастырь приходят семьями, привозят на экскурсии детей из окрестных школ. Мы тоже почтили память павших.
Потом заехали в Элефтерну.
Если ехать по указателю, то попадаешь на вершину горы, которая "выстлана" плитами, по плитам можно дойти до большого круглого строения - башни, потом пройти мимо нее к огромным рукотворным пещерам - резервуарам для воды. В принципе, есть еще огромные раскопки, которые можно посещать, но, на мой взгляд, это для любителей. А нам, простым людям, достаточно и других раскопочных мест, коими богат Крит. Поэтому мы просто полюбовались окрестностями и подышали воздухом.
Потом, без особой цели, еще поколесили по окрестностям и посмотрели совсем маленькие монастыри и монастыри побольше. Интересно, что в своем путешествии наткнулись на группу русских паломников, которые ездили специально по монастырям - святым местам - церквям и т.д. Очень прилично одетые: платки, длинные юбки и т.д. эти дамы и приличные молодые и не очень люди в свободные 15 минут с криками "ой смотрите виноград (апельсины, орехи) тут растут" помчались обносить монастырский садик. А экскурсовод им только что рассказывал, что этот сад один монах обихаживает, ему трудно. Чувствуется после их набега монаху стало полегче...
Названия всех монастырей уже и не вспомнить, да и надо ли. Монастырей много, можно искать какой-то особый, но мне нравится просто ездить и гулять - смотреть.
Конечно же заехали и в деревню Спили - посмотреть фонтан с львиными головами. Меня эта деревня еще в прошлый раз поразила. Дело в том, что люди в маленькой деревушке, типа нашего Гадюкино, взяли и построили у себя на площади достопримечательность - фонтан. Холят его, лелеют, убирают, не ломают... Рядом построились сами по себе потихоньку торговые ряды, стали приезжать автобусы: фонтан посмотрят, по рядам пошатаются, купят что-нибудь. Из местная фишка - крем с добавлением масла авокадо, может и фигня какая-то, но мы прикупили. Фонтан и правда милый, домашний такой. Будет время - загляните.
День восьмой.
Еще одно милое место в наших окрестностях - Аргируполи. Множество источников и источничков, рыбные ресторанчики с потрясающими запахами готовящейся рыбы и мяса. Правда, рыб при нас только поставили готовиться, поэтому мы просто поглазели на работу поваров, а также на рыб в огромных аквариумах, а еще на главных хозяев местности - самых разных кошек... На вершине горы - церковь, а точнее часовенка - источник.
Потом заехали в соседнюю деревушку Порос смотреть самый старый на острове платан. Там же одноместные и коммунальные могилки можно осмотреть, маленькую церквушку, набрать воды из горного источника. Могилки многоуровневые: есть внизу, почти по демлей, есть на уровне первого этажа, а есть наверху - нужно еще долезть. Посидели в тени платана, попили воды, опять-таки подумали о вечном и скоротечности бытия...
Заехали и в соседний монастырь Мириакефали. В нем церковь основанная святым Иоанном Отшельником. Еще раз повторю: монастырей много, а мы на них всей одни. Поэтому осматриваем те, что по пути. Я от этого получаю заряд бодрости и благодати одновременно.
Потом заехали домой пообедать и снова в путь. На этот раз решили просто погулять по родному городу Ретимно. Побродили, еще раз посмотрели на дома и улицы. Кстати, зашли и в венецианскую гавань. Подивились на суперцены в ресторанах. Вообще, конечно, это каждый решит для себя сам, но мне кажется, понты покидать можно и дома: зайти в самый роскошный ресторан, а потом говорить людям, что я там был. На отдыхе, по-моему, лучше купить свежайших морепродуктов на рынке или в магазинчике и наслаждаться- наслаждаться этими деликатесами прямо со сковородки - из духовки... Правда жалко потратить около 200 евро за кампанию там за обед, за то, что ты тут сидел, а не у себя в номере...

День девятый - "по пещерам".
Еще одно чудо света, очаровавшее меня в Греции - пещеры. Они разные: большие и маленькие, ухоженные и дикие. В прошлый раз меня поразили две, их я и решила показать родителям. Во-первых, пещера Сфедони в местечке Зониана. Пещера - музей. В ней дают "путеводитель"  -листок формата А4 с кратким описанием пещеры на родном языке (русском, то есть), потом экскурсия на английском, но абсолютно все понятно - грек говорит очень простыми словами. Сталактиты - сталагмиты - подсветка - подземные обитатели в лужице. Пещера очень большая, но водят в несколько залов. Экскурсии примерно каждые час. Посетить надо обязательно.
Вторая пещера, которую решено было посетить - Идейская. Ну в принципе, ничего прямо-таки очень выдающегося в этой пещере нет - просто огромная не очень глубокая дырка в горе, но местность интересная - высоко в горах. Рядом с пещерой - неплохой ресторан, где мы и поели. В это пещере, говорят, провел свое детство Зевс. Очень может быть...

В прошлый раз, мы выбирались из этой местности горными тропами, зарекалась ехать там еще раз, но!!! не удержалась, решила показать родителям, что есть такое настоящие горные дороги, прямо-таки козьи тропы: с одной стороны обрыв. с другой - отвесная скала, в прошлый раз мы жутко боялись заблудиться, но в этот раз наш китайский друг навигатор, оказалось, знал эту дорогу и указывал куда ехать. Так что было не страшно и мы реально получили удовольствие. Как попадать на горную тропу: если вы ехали в Идейскую пещеру из Ретимно, то на обратном пути на первой же развилке (1200-1300 метров от пещеры) надо повернуть направо (а вы приехали слева). Сначала будет приличный асфальт, зато потом!!! На навигаторе можно поставить пункт назначения Камарес, чтобы примерно понимать куда ехать, правда тогда он может начать уводить на более благоустроенную дорогу, но вы не поддавайтесь - повернуть надо именно на первой развилке.

День десятый.
Родители поехали на Санторини, благо теперь можно ездить из Ретимно (раньше можно было только из Ираклеона). Санторини лично мне не понравился, однако, я настаиваю, что съездить и посмотреть нужно обязательно, хотя бы, чтобы говорить, что лично вам тоже не понравилось. Если люди, которые настаивают, что можно не видеть Крита, по Санторини надо посмотреть обязательно. Единственное, что думаю стоит сказать, что я объездила остров сама, по путеводителю и без гида, но сейчас считаю, что была не права - надо ехать с гидом, слушать, смотреть, конечно все будет зависеть от качества его рассказа, но надеюсь, что вам повезет. Родители были от своего гида в шоке, рассказ был ни о чем, поездка по прикормленным магазинам...
День одиннадцатый.
Природа и ущелья.
Пока не было родителей, я с детьми гуляла по Ретимно, заглянула в книжный магазинчик и прикупила книжку "Ущелья Крита".
В прошлый раз ездили в ущелье с церковью святого Антония - покровителя больных и целителя. Потом искала-искала, где же было это ущелье - найти не могла, и, о чудо!!!, нашла в этой книге. Решено - едем к святому Антонию.
Ущелье начинается недалеко от местечка Патсос. На навигаторе можно заводить таверну Дримос, она там есть, есть она и на Гугл-картах. Оставляете машину у таверны и идете в ущелье. Удивительно место. В самом начале маршрута - часовня в скале, свечи и иконы, можно положить денежки и взять, чего и сколько надо, можно позвонить в колокол. У часовни свалены костыли и инвалидные кресла - это побросали исцелившиеся здесь в ущелье больные люди. Я купила иконы болящим родственникам и знакомым - верю, что поможет. Мы полазали по окрестностям, ждали пока наши свечи догорят. В Греции такое правило: можно свечи зажечь, но уходя принять их гасить, они так и стоят недогоревшие. Но мы же русские люди, а у нас считается, что святой видит тебя, пока горит твоя свеча, поэтому, мы хотели, чтобы свечи погорели подольше, поэтому облазали все вокруг, карабкались по горе к пещере, но ее не нашли, устали и вернулись. Можно идти по ущелью вперед, но у меня же кенгуренок, мне трудно, поэтому не пошли - вернулись к машине.
Фест. Большие по площади развалины. Туристическое место. Много машин и автобусов, трудно с парковкой, до входа переть по жаре. Не то что "на любителя", я бы сказала "на профессионала". Дело в том, что любители ездят смотреть Кносский дворец. Там сделаны, так называемые "инсталляции", то есть некоторые места дворца достроены так, чтобы народ понимал, как это было на самом деле. В Фесте такого нет, для профессионала это хорошо - нативно, как есть, без чьих-либо художественных фантазий. Для любителя - плохо. Трудно представлять, что именно эта кучка камней на самом деле спальня. Вход находится на горе, а все раскопки внизу. Поэтому, прежде чем платить, можно посмотреть, за что и решить - ходить или нет. Я, лично, показала всем, что там смотреть особо нечего, отметились, что мы посмотрели, что это такое и пошли дальше.
А дальше наш путь лежал к другому ущелью, по которому мы решили погулять: Агиофарраго. Можно доехать до местечка Помбия, оттуда в местечко Листарос, к монастырю Одигитрии. От монастыря дорога идет дальше, по ней машины едут в ущелье и обратно. А здесь, внимание, не повторяйте нашей ошибки. Через какое-то время, почему-то большинство машин тормозит и паркуется, а дальше люди идут пешком, хотя дорога, в принципе есть, и не такая плохая, уж получше, чем у нас во дворе. При этом окрестности страшно неживописные: скотные дворы, собаки, огороды и т.д. Надо ехать дальше, потом будут такие воротики, надо открыть их, проехать и закрыть, это типа, от коз, чтобы меньше шатались где ни попадя. Едем еще дальше, приезжаем на тенистую парковку. Там дальше дороги нет, совсем нет, только пешеходная тропка. Вот где надо парковаться. Там, за штакетником, само ущелье, в ущелье красиво, олеандры, скалы, в середине - часовня святого Антония, в конце - приятный сюрприз в виде тихого пляжа. В принципе, ущелье считается святым местом, на скалы приходят молиться верующие и поэтому, нуддизм запрещен. Но немцы есть немцы, святое место не святое, им только дай свои мужские и женские недостатки продемонстрировать. Причем у меня это реально вызывает раздражение и злость, я же с детьми!!! А мы на этом пляже видели странную семью: мама и папа лет эдак за 60 с ними дочка лет 30. Дочка лежит в купальнике загорает, над ней стоит абсолютно голый папа. При этом она на него как вежливый человек смотрит - они спокойно беседуют. Если ты психически ненормальный эксгибиционист - лечись!!!
Следующий пункт назначения - Матала. Тоже туристически раскрученное место, толпы народа, ходят друг у друга по головам, мы не стали останавливаться, просто показала родителям пещеры издалека, рассказала историю и поехали дальше. В прошлый раз мы по этим пещерам лазали - не для слабонервных, в большинстве пещер - общественный туалет.
Ну и наконец в конце дня - Гортина. Очередные развалины, но на этот раз римского периода. Для любителей истории, мне они в прошлый раз понравились, поэтому я решила их родителям показать. Родители были не в восторге, хотя признали, что познавательно. Меня впечатлил собор святого Тита, где похоронен первый епископ Крита. Он страшно древний, при этом очень прилично сохранился. Еще театр и свод законов, большинство из которых посвящены роли женщины в семье и обществе...

День двенадцатый.
Сегодня решили съездить посмотреть самое крупное озеро - Курнас. Причем не пожалели. Дело в том, что после ежедневных купаний в море забываешь, что это за чудо - купание в пресной воде. Если ехать на озеро - то в один из последних дней пребывания на острове, чтобы понять и прочувствовать. Вода даже на ощупь другая, кожей ощущаешь этот бархат. Единственное, в разных местах и на разных пляжах глубина разная, мы подъехали с такой точки, что потом полчаса шли по щиколотку в воде, чтобы просто окунуться - трусы намочить - показать, что я здесь был. Зато, пока бродили, нашли краба, он "кусался", дети были в восторге, потом он меня так тяпнул, что я от неожиданности зашвырнула его подальше и потом уже не нашла, слез было...
Следующей нашей целью было ущелье Терисо, оно необычно тем, что автомобильная дорога в нем идет по дну, а не по верху, как обычно, поэтому ты едешь по дороге и наслаждаешься видом давящих тебя скал, периодически останавливаешься погонять коз и пофотографироваться.
По дороге заехали в селение Мескла. Там византийская церковь Христа Спасителя с уникальными фресками 14 века. и большая современная церковь Богородицы, построенная на месте раннехристианской базилики. Интересно, что церковь Христа Спасителя в принципе закрыта, но из соседнего домика, сразу как подъезжаешь, выходит специально обученный человек и открывает тебе церковь.
Обедать поехали в Ханью. Маме там очень шопинг понравился.
День тринадцатый.
Напоследок оставили посещение Кносса и Ираклеона.
Кносский дворец мне лично очень нравится. Причем нравится именно своими инсталляциями и дорисованными фресками. Представляешь, как именно здесь все было. Греческий развалин навалом по всему миру, куда бы в Европе не поехал, везде что-нибудь подобное увидишь. Поэтому лично мне, развалины надоели, я их видела немеряно совершенно разной сохранности. Здесь немного другое, да развалины, но достроенные, чтобы было понятно, как здесь все было. Опять таки мое мнение. Ехать в Кносс надо самим без экскурсии, чтобы вдоволь нагуляться и наслушаться разный гидов. Гиды все разные, одни бегут галопом - с ними интересно пробежаться и послушать первый раз, чтобы понимать где тут что, другие обстоятельно стоят у каждой смотровой точки, рассказывают долго и очень подробно. Если нравится - можно послушать и их, потом перейти к другим, потом почитать путеводитель, потом опять побродить, пофотографироваться, а когда уже ноги не держат - в Ираклеон, обедать и отдыхать, а потом опять гулять и гулять уже по городу. По Ираклеону нагулялись вдоволь по маршруту, предложенному в путеводителе. Кстати, меня на Крите приятно удивило то, что нищих и попрошаек мало (например на Сицилии от этого сброда деваться некуда), также мало бесконечного бича Италии  - негров с палеными сумками-очками-часами-детскими игрушками. Немного попрошаек есть только в стольном граде Ираклеоне. На выезде из города (если в сторону Ретимно) - один из самых больших супермаркетов острова (фирма-хозяин периодически меняется, но ассортимент шикарный). Здесь я набрала сувенирной продуктовой продукции: оливковое масло, вино, развесные оливки разных сортов (обязательно покупайте, не жалейте денег - такого нет нигде, с самыми дорогими баночными не идут ни в какое сравнение), сушеный инжир и т.д.
День четырнадцатый.
С утра отдали машину, окропив слезами, так мы к ней привыкли. Погуляли по городу, полежали на пляже, прощально пообедали в небольшом ресторанчике у пляжа и на трансфер...
Прошли месяцы, села писать отзыв, пережила все воспоминания опять. Может быть это навязывание своего мнения, но я скажу еще раз - Крит должен увидеть каждый. Обязательно. Хотя бы раз в жизни.
Лида Иванова.
Греция - со скидкой!
Olusha1980
14 май 2015 г.
Памятник на месте порохового склада, где погибли почти 1000 человек и 1,5 тысячи турок - очень понравилось )))) А за рассказ спасибо - очень интересно.
Lucine
Россия, Ростов-на-Дону
15 март 2015 г.
Рассказ, действительно, очень подробный и полезный для тех. кто планирует поездку на Крит. . К Критским пещерам могу добавить пещеру Зевса, где по преданию, он родился. Изумительной красоты пещера. Посмотрите, не пожалеете.
Елена&...
Россия, Краснодар
1 март 2015 г.
Интересный рассказ. Жаль, нет фотографий.
Греция - со скидкой!
Лучшие курорты Греции: Крит, Родос, Кос
Раннее бронирование и горящие туры - скидки!