Волгоград. Россия
Отзыв написан: 24 февраля 2012 г.
Посещенные курорты: Аруша
Волгоград. Россия

В первых строках своего рассказа о восхождении во второй половине января 2012 года на высшую точку Африканского материка (5895 м)  хотелось  бы выразить огромную признательность всем предыдущим участникам подобного мероприятия, которые оставили свои повествования, длинные и не очень , во всемирной паутине Интернета, советы и мысли  которых нам очень помогли при подготовке к восхождению и разрешению целого ряда вопросов. В связи с чем, хотелось бы для следующих восходителей передать свой «опыт» и дать некоторые ответы на вопросы, которые мучили и нас при подготовке к восхождению. Извиняюсь за описание излишне подробных деталей, которых нам не хватало в период подготовки. Литературные и видео рассказы (в You Tube) о восхождении на Килиманджаро по различным маршрутам достаточно широко представлены в Интернете.

Часть первая. Подготовительный этап.

Восхождение на КИЛИМАНДЖАРО меня занимало уже более 10 лет, после того как узнал, что первые Волгоградцы покорили «крышу» Африки. В горы первый раз я попал 30 лет назад, в альплагерь «Уллу-Тау» в Приэльбрусье. С того времени были разные восхождения, в том числе восхождения на такие всемирно известные пятитысячники, как  Казбек (5033 м. – 1988 год) и Эльбрус Вост. (5621 м. – 1999 г.).
            И вот, в октябре 2011 года с предложением «съездить» в Африку на КИЛИМАНДЖАРО ко мне обратился друг и коллега по работе – Игорь. Тоже большой любитель гор, но по части горных лыж. В отличие от меня, у Игоря не было опыта восхождений, тем более высотных, но было огромное желание покорить высоту. Было принято принципиальное решение – ЕДЕМ. С этого момента мы занялись «физической подготовкой», которая правда состояла только поднятии веса своего тела на 8-й (мною) и 17-й (Игорем) этажи проживания – без лифта. В последствии, на горе, Игорь отметил важность и роль этих ежедневных «восхождений» на протяжении 3-х месяцев. Кроме того, Игорь активизировал занятия дыхательной гимнастикой (задержка дыхания).
           Маршрут

На КИЛИМАНДЖАРО ведут порядка десятка маршрутов различной сложности и длительности, с палатками и с ночевками в «хижинах». Друзья двумя годами ранее  ходили по маршруту Маранга (Кока-кола), с ночевками в хижинах. Из их рассказов запали слова – «лучше бы взяли свою палатку и в ней ночевали».
Перечитав огромный массив информации по КИЛИМАНДЖАРО (КИЛИ), определились с маршрутом – MACHAME ROUT или «виски» (6-и дневный поход с ночевками в палатках). Ключевым моментом в выборе данного маршрута было то, что на 3-й день восхождения запланирован подъем с лагеря Shira Hut (3840 м) до  Lava Tower (4630m), и спуск к лагерю  Barranco camp (3860m). Такая «пила» способствует лучшей акклиматизации к высокогорным условиям. Кроме того, многими «писателями» отмечалась красота маршрута, ежедневная смена «декораций». И действительно, каждый из 6 дней маршрута по своей природной окраске принципиально отличался.
             Цена вопроса оказалась в очень большом диапазоне, базируясь на рассказах восходителей. Многие российские организаторы туров на КИЛИ предлагают для минигрупп  из 2-х человек  свои услуги в диапазоне от 00 и выше. При этом участники говорят о 0-00. Разница на наш взгляд была существенной, и мы решили отказаться от тепличных условий и  поехать в Африку без сопровожатых. Предварительно мы списались с фирмой Peter Tours в Танзании (Моши), которая предлагала выбранный нами маршрут за 00. Но надеялись найти более выгодное предложение уже на месте.
             Трансфер
           Просмотрев сайты российских организаторов тура по восхождению на КИЛИ, мы поняли, что перелет нужно искать самостоятельно, потому что цена варьировалась от 500   до 2000 евро (при прямом рейсе).  Для себя мы определились, что летим с одной пересадкой, это значительно удешевляет полет. Запрос через ряд поисковых серверов показал, что один из самых «дешевых» вариантов с одной пересадкой – это Катарские авиалинии. Заходим на сайт Катарских авиалиний (www.qatarairways.com) (русифицирован), и непосредственно у авиаперевозчика бронируем авиабилеты. В какой-то момент была ситуация, когда билеты по выбранному маршруту полета дорожали каждый день, и мы не успевали их взять. Оказалось, что если заказываешь в Qatar Airways дней за 90-95, то получается минимальная цена, а ближе к вылету – только рост. Этот факт повлиял на то, что первоначально запланированный «отлет» на 8 января, был перенесен на  14 января 2012 года.
  Маршрут полета: Москва-Найроби, с пересадкой в Дохе (Катар), и обратно.
 14.01.2012:  QR869 14:45 Москва (Домодедово) – 19:00 Доха (Катар)
 15.01.2012: QR534  00:50 Доха (Катар) – 06:10 Найроби (Кения)
  Общее время полета 16:25, между рейсами – 5 час. 50 мин.
  Обратно
  22.01.2012:  QR533 18:40  Найроби (Кения) – 23:35 Доха (Катар)
  23.01.2012:  QR868 07:40 Доха (Катар) – 13:45 Москва (Домодедово).
  Общее время полета 18:05, между рейсами – 8 часов 5 мин.
  За все это удовольствие на 2-х персон было оплачено 957,3 евро.
Принципиально важно  – при  регистрации на рейс в Москве, просили предъявить карточку, по которой оплачивались электронные билеты.

Выбор авиарейсов был обусловлен привязкой к рейсовому автобусу The Riverside Shuttle Bus (www.riverside-shuttle.com), по следующему по маршруту:
              Найроби, международный аэропорт (Кения) – Аруша (Танзания) – Моши (Танзания) (около 350 км.).
          Важно было попасть на утренний автобус, так как в этот же день мы планировали найти фирму, которая организует восхождение. У нас были короткие и жесткие сроки.
             Через интернет были забронированы места в автобусе до Моши и обратно, в Аэропорт Найроби. Причем было оговорено, что в Моши 22.01.2012 нас забирает автобус в 6.00 в указанном отеле. Оплата составляет 80$ в обе стороны на одного.
            В этот же автобус(ы) можно сесть и купив билет непосредственно в аэропорту, и есть предложения, но цены не уточнял. На границе с Танзанией я насчитал 3 или 4 автобуса одной фирмы, в которых наряду с местными, как и мы, ехали европейцы  - в том числе и с рюкзаками. Но при этом, у нас был ваучер, который мы показывали и водителю, когда договаривались, чтобы он не забыл забрать нас в 6.00 утра из отеля 22.01.2012, и в отеле. В ваучере были указаны телефоны, по которым можно было связаться (мы просили на ресепшен 22.01.2012 связаться и уточнить прибытие автобуса). Так как у нас с Игорем английский был не на высоте, иногда мы просто показывали документы, ваучеры бронирования и тем самым разрешали многие вопросы.
                     Выбор отеля

OSY GRAND HOTEL

Так как мы решили, что стартовать будем с Моши (ближе к Machame Gate), то и выборку отелей по различным сайтам осуществляли по Моши. Свой выбор остановили на Osy Grand Hotel. Когда списались напрямую с отелем, цена оказалась 25$ в сутки на человека с европейским завтраком (BB). Отель небольшой, но высокий (6 этажный). Довольно неплохой: в номере вентилятор, кондиционер, TV, душ. Розетки отличаются от российских – тройные. И без переходника могут быть проблемы. Но я уже такое проходил ранее, поэтому мы припасли наше «тайное оружие» против их англинского варианта: берете из дома обыкновенные пластиковые вилки и ложки. Втыкаете ручкой в верхнюю часть розетки и дело в шляпе! Зарядные устройства готовы к эксплуатации (только плоские вилки). Дешево и сердито. А то сколько  же надо было иметь переходников? Мы сразу задействовали 3-4 розетки.  Отель нас вполне устроил, и в следующий раз я бы выбрал его опять. Расположен недалеко от центра, рядом базар, где мы по возвращении с горы набрали манго, ананас и немного оторвались.
Поблизости есть и другие отели, поэтому на месте можно выбрать на любой вкус, вплоть до вилл.
             Медицина
           Прививку от желтой лихорадки с получением международного документа (желтой книжки), а также заодно и от столбняка мы делали заранее (17.11.2011) в «Специализированной клинической инфекционной больницы» департамента здравоохранения Краснодарского края (350015, г. Краснодар, ул. Седина, 204). Цена вопроса 627 р.,  а времени убили -2 дня в поездке (в Волгограде такие прививки не делают). Вместе с тем, при получении визы в Танзанию, просили предъявить желтые книжки по прививкам.
           От малярии приобрели на 2-х пачку Плаквенила и за 2 недели до выезда начали принимать по 2 таблетки  в неделю. Но учитывая, что единственного  комара, «героически погибшего», мы увидели на последней ночевке в горах в конце 6-го дня нашего пребывания в Танзании, отказались от дальнейшего употребления данных таблеток.
Какие-либо мошки, мухи, комары и прочая нечисть, которую мы уже поджидали в Найроби (ведь Африка)  нас вообще не допекали нигде: ни в Кении, ни в Моши, ни в лесу, ни в горах. Были ясные и теплые (жаркие) деньки. Может нам повезло с погодой, и она была  не летная для насекомых?
         Игорь для профилактики горной болезни принимал диакарб. Я не стал, так как не припомню, чтобы на альпинистских сборах на Кавказе кто-то принимал таблетки от «горняжки». Вместе с тем, Игорь на всем маршруте чувствовал себя не плохо, а мне последние метров триста по высоте до вершины дались тяжело. Я все-таки грешу на излишние килограммы собственного веса, и съеденную перед восхождением колбасу. Ну об этом чуть ниже, не будем забегать вперед.
          Аптечка наша состояла в основном из активированного угля, смекты, пластырей. Очень пригодился колдрекс, правда не нам, а нашему гиду, у которого на BARRANCO поднялась температура. Двумя пакетиками колдрекс вопрос был решен.
           Уголь и смекта нами тоже использовались.  По приезду в отель, у меня было что-то не ладно с животом. «Не понравилась» наверно пища в самолете. Пакетик смекты,   2 таблетки угля – и все нормально.
Ну а пакеты с влажными салфетками с бактерицидными свойствами у нас были наверно в каждом кармане рюкзака.
Снаряжение
До последнего мы планировали взять с собой палатку и газовую горелку. Консультации в Интернете убедили нас отказаться от этого.
           Предоставление палаток входит в стоимость тура, и использование собственной палатки не намного удешевит ваш тур, но создаст ряд проблем. Если вы ее несете сами, то сами и ставите, а если отдадите носильщикам (портерам) – то где есть вероятность, что они вам ее не испортят. Местные палатки не плохие, с москитными сетками,  двойные, с пологом и тамбуром, в котором располагался наш обеденный «напольный» стол. Утром, уходя на очередной переход, мы оставляли своих портеров позади, они собирали лагерь, и, как правило, обгоняли нас (у нас же еще фото сессии).
                  Горелку если брать, то только бензиновую. Газ в баллончиках, я нигде не видел! Это не Кавказ и не Альпы. А в самолете с собой нельзя. На гору берут 5-ти литровые баллоны газа, на которых и готовит повар. Нужды в горелке не было. Кипяченой воды было достаточно, его приносили в термосе для чая, кофе, какао и пр.
           Иностранцы заказывают в фирмах больше услуг. Портеры несут раскладные столы и стулья для обеда, на переходах в обед разворачивают обеденные палатки, биотуалеты в специальных палатках. Мы на это не претендовали.
            Из личного снаряжения мы взяли коврики, спальники, телескопические палки (каждый по паре), накидки от дождя. Я использовал накидку типа пончо, приобретенную в Спортмастере рублей за 300, испытанную на Кавказе – легкую, прикрывающую рюкзачок и до колен.  С погодой нам повезло, под ливневый дождь попали на подходе к последнему лагерю в MWEKA CAMP (3100), который переждали под крышей  административного здания и пошли искать наших портеров, палатки которыми были поставлены до дождя.
           Из обуви взяли только кроссовки типа вибрам (опять же Спортмастер) и высокие утепленные ботинки для восхождения на вершину. Не хватало легких бивуачных шлепок. Весь маршрут я прошел в кроссовках. Могут быть проблемы с попаданием мелких камешков в кроссовки, лучше иметь небольшие «фонарики» на обувь, или как их называют – гамаши. В обязательном порядке они нужны при спуске с вершины по сыпучей гальке (я был в горнолыжных штанах с резинкой внизу, которую одевал на ботинки, и камни не попадали).
           Из одежды в основном шел в коротких шортах, иногда одевая с утра легкое трико, и в майке с коротким рукавом, но закрывающей плечи, в кепке.  Руки, ноги и шея от солнца подгорели (еще уши и нос – так что не забываем крем от солнца с защитой не менее 30 ед., а лучше – 50), но одеваться не хотелось. Вечером, после еды,  утеплялись, в BARRANCO (3860 м.) и BARRAFU (4700 м.) в пуховке было не жарко, но изморозь была только утром.
           У нас было по 2 рюкзака: большой (75-90 л), который сдавался в багаж самолета, и который мы упаковали и отдали нести портерам, а также небольшой – литров на 15-20, с личными теплыми запасными вещами, накидкой от дождя, водой, перекусом, документами и аппаратурой. У Игоря был маловат, что создавало некоторые неудобства (приходилось сверху подвязывать).
             Важные мелочи
           Игорь перед отъездом каждому подготовил небольшой пакет документов, куда вошли: полная информация по посольствам в Катаре, Кении, Танзании; копии электронных авиабилетов, загранпаспортов, ваучеров на автобус; переписка по гостинице; распечатанные карты г. Моши; схема маршрутов на КИЛИМАНДЖАРО. При этом как оказалось, нам, с учетом знаний нашего английского, не хватало распечаток с интернета с образцами заполненных документов на въезд и выезд в Кению и Танзанию, которые мы постоянно заполняли: въехали - выехали, заехали – проехали… Дополнительно, сканированные образы загранпаспортов поместили в свои почтовые ящики.
          Взяли с собой несколько рулончиков пищевой полиэтиленовой пленки, которой упаковывали багажные рюкзаки (рюкзак чище и сохранней), учитывая, что из Танзании в Найроби ехать автобусом несколько часов, багаж на крыше, пыли в местах ремонта дороги хватало.
              Взяли с собой небольшой кипятильник, и небольшое количество продуктов.
          Перед поездкой мы дополнительно застраховались в ВСК-страховой дом на период поездки с 15.01.2012 по 22.01.2012 по программам «Медицинские и иные расходы» на 30 тысяч евро и  «Несчастный случай» на 15 тысяч евро. Это удовольствие нам обошлось в 1214.95 руб.
Курсы валют в банках:
                                    $                                 евро
                        покупка/продажа    покупка/продажа
КАТАР                     3,63 / 3,655              4,5  /  4,9
КЕНИЯ                  83,00 / 88,00         101,00 / 117,00
ТАНЗАНИЯ              1530/1650
          Итак, мы были готовы к штурму высочайшей вершины Африканского континента в жестком временном графике, расписанном в Волгограде на 10 дней и фактически по часам.

Часть вторая.
          О Моши, Моши, где же ты!
          Что ждет нас в том краю далеком?

14 января у 60-й стойки аэропорта Домодедово нас ждали приветливые девушки в форме Катарских авиалиний. Разрешенный вес багажа был 23 кг, ручной клади – 7 кг. Мы с Игорем первый раз летели Qatar Airways и приятно были удивлены тем сервисом, который нас окружал: приятные стюардессы; новые самолеты, оборудованные индивидуальными сенсорными экранами, позволяющими слушать музыку, смотреть фильмы (правда только 2 на русском), играть в игры, следить за режимом полета и пр. Почему наши авиакомпании не любят и не уважают своих пассажиров? А цена билета? За четыре 5-ти часовых перелета Москва-Доха, Доха-Найроби и обратно цена составила около 480 евро на человека (около 21 тыс. руб.), т.е. чуть более 5 тыс. руб. за перелет (5-ти часовой). За перелет 1 ч 20 мин. Москва-Волгоград (без всякого сервиса и обеда) S7 Airlines с нас взяла со сборами по 5,5 тыс. руб. И куда мы с такими тарифами залетим?!
         При регистрации в Домодедово до Найроби, нам выдали желтый транзитный конверт, который мы предъявляли в Дохе, т.к. пассажиров с самолета развозят  к разным терминалам, транзитных – в зону транзита (Transfer and Departure). Свой багаж, нам сказали, мы увидим только в Найроби.
        В Катаре (Доха) разница во времени составляет 1 час (минус от московского). В Дохе сели в восьмом часу вечера, до вылета в Найроби (0:50) было более 5 часов, которые пролетели незаметно в магазинчиках Qatar Duty Free. Еще одна особенность Qatar Airways: транзитным пассажирам, ожидающим следующего рейса (несколько часов), полагается бесплатный ужин в ресторанчике, находящемся на втором этаже в левом дальнем крыле, если смотреть на взлетную полосу. Подходите к девушке с Qatar Airways под электронным табло напротив раздачи, предъявляете билеты, и она выдает талон  на питание. Учитывая, что до отеля в Моши нам добираться еще часов 18, ужин был к  месту. Бутылированная вода (0,5 л) в пустынном Катаре дешевле (1$), чем в Домодедово (2$).
          Рейс Доха-Найроби – ночной, поэтому  в самолете выдали дополнительно повязку на глаза для сна (очень удобная вещь), одноразовые носки и беруши. На всех рейсах – одноразовые наушники. Рейс был полный, а мы надеялись, что разбредемся по салону и поспим. Взлетели, посмотрели кино, поели, заставили себя немного поспать и вот мы в Африке. Прилетели в 6:10, а в 6:30 уже прошли таможню, контроль, получили визу и багаж.
             Для получения визы бланки (зеленые) раздали в самолете, заполнили не без помощи соседа – студента из Дании. В графе физическое проживание в Кении – ничего не проставили. А надо бы в будущем писать какой-нибудь отель с адресом в Найроби. При оформлении нам на это указали, мы сделали вид, что ничего не понимаем, твердим Килиманджаро-Килимаджаро. Показываем ваучер на автобус до Моши. Сфотографировали, оплатили 50$ и виза готова. Правда есть вероятность, что могли дать транзитную визу, она подешевле (), но на обратном пути из Танзании опять была бы также процедура и оплата. Но все обошлось.
         На выходе из зала прилета нас встречала толпа африканцев с различными табличками. Обойдя их всех, мы поняли, что нас еще никто не встречает, до рейсового автобуса около 2-х часов. В левой части здания нашли указанное в ваучере кафе (по моему KARIBU), и стали ждать.
           Потом к кафе подошла еще парочка «бледнолицых», затем появилась группа поляков с рюкзаками. Мы поняли – что это наши люди. Поляки начали активно переодеваться в летнюю «форму одежды»: шорты, майки, босоножки… На солнышке изрядно припекало.   Никаких комаров, мух и прочего вокруг не было и в помине.
          Пока ждали автобус, обошел аэропорт. Очень много всяких фирмочек, предлагающих свои услуги. В том числе есть предложения трансферта до Моши. В одной из таких поляки и оформили свой тур на КИЛИ. Но мы набрались терпения и выдержки.
        Подошел автобус, за нами пришли и погрузили. Все вещи забрасывают на крышу, там специальное «багажное» отделение, которое накрывают тентом. Но наш багаж был упакован в пленку еще в Москве.

Небольшой японский автобус, человек на 25, был полон и нам остались только откидные сиденья. В 08:40 мы выехали в сторону Моши. За окном была Африка во всех ее колоритных цветах, с ее бедностью и необычной для нас природой.

Через 2,5 часа остановка около магазинчика с традиционными африканскими статуэтками, картинами и всякой всячины. Тут же туалет, магазинчик… В автобусе нам раздали очередные бланки для прохождения границ (выезд из Кении, въезд в Танзанию). После стоянки до границы оставалось минут 30 на автобусе.
         Формальности на Кенийском пограничном пункте прошли быстро, и пешком перешли в Танзанию (метров 100), до следующего пограничного поста.  Заполнили очередной бланк для визы в Танзанию, приготовили 50$. Так как на границе встретились 3-4 автобуса, в которых ехало человек 20 «бледнолицых», которым требовалась виза в Танзанию, то оформление заняло некоторое время. В это время автобусы и наш груз проходил формальную проверку на границе.
       На границе колоритные «масайские» женщины, с огромными дырками в ушах, в которых навешено большое количество бус, предлагали на перебой различные женские украшения, сделанные из обычного бисера, который у нас продается на каждом шагу.  Сейчас жалею, что не сделал ни одного фото с местными красавицами. Больше нигде такой картины и такого колорита не встречалось.
Природа Танзании сначала мало, чем отличалась от кенийской. Но при приближении к Килиманджаро, она становилась интересней и зеленей. Через 1,5-2 часа прибыли в Аруши. Все пассажиры нашего автобуса, за исключением еще парочки «бледнолицых» покинули нас. Но тут нас ждала настоящая осада со стороны местных. Только мы с Игорем вышли размяться из автобуса, каждого из нас обступила группа настойчивых местных жителей и стали наперебой задавать вопросы. Это все были посредники/представители различных компаний, которые на местном рынке предлагают свои услуги: сафари, Килиманджаро и пр.
         Мы сразу раскрыли свои карты, и сказали, что хотим Килиманджаро, Machame Rout, 6 дней – и уже завтра. С Георгием (George), или  Джорджем, мы довольно быстро сговорились за 900$, и я уточнял все нюансы – что входит в цену. Тут же поступили предложения за 850$, но я уже прекратил прения, сославшись на договоренность. Вероятно, можно было бы договориться и за 800$, но низкая цена несколько смущала (в интернете читал рассказы про 950$-1000$). Анализируя эту ситуацию потом, учитывая, что мы уже на месте и нам трансфер  не нужен, отель – тоже оплачивается нами (не хотелось экспериментировать с предлагаемыми  Джорджем вариантами), то можно было бы побороться и за 800$.
           Итак, Джордж подсел к нам в автобус, и мы поехали в Моши, в отель Osy Grand Hotel, так как в нашем ваучере значился маршрут до отеля. В автобусе с нами еще ехала одна женщина, в возрасте и церковном одеянии . Она досконально нас расспросила куда мы, за какую цену договорились, потом задумавшись сказала – «нормальная цена, а то некоторые предлагают 700$ - а потом возникают нюансы, только правильно оформляйте все бумаги». Мы очень сильно прониклись к ней за такое участие в нашем выборе.
         Через 1 час мы были уже в отеле. Джордж следовал за нами неустанно, боялся упустить. Вот что значит конкуренция. Оформление в отеле не заняло много времени, показали электронную переписку, заплатили по 25$ (завтрак включен) и пошли в номер (причем, нам показалось, что на месте можно было оформить и за ). Бросив вещи и переодевшись, на машине, поджидавшей нас у отеля,  через 10 минут мы были в так называемом офисе компании «Totally wild safaris». Без Джорджа мы бы не нашли этот офис. В офисе нас ждал директор – Mr. Shanel. В результате обсуждений мы пришли к следующему:
            Цена тура MACHAME ROUT – 900$ с одного. Сейчас мы вносим аванс в размере 1500$, т.к. 1260$ - плата национальному парку, причем через карточку безналичным порядком (показал пластик), остальные средства – для закупки продуктов. Оставшиеся 300$ мы оплачиваем по возвращении с горы (сертификаты нам отдали только после уплаты остатка).
               В стоимость тура входит: плата национальному парку, страховка, размещение в 2-х местной палатке, 3-х разовое питание (завтрак и ужин, на обед – курица с волосами, банан, яйцо и сок или вода), гид, повар, портеры, транспорт до ворот парка и обратно, 3 литра бутылированной воды.
              Мы не оговорили вопрос чаевых, а они тоже не маленькие (мы отдали по 200$, хотя вопрос стоял и о большей сумме). Чаевые необходимо оговаривать сразу, об этом предложении мы прочитали и в книге отзывов о фирме в последний день. (Просите книгу отзывов при оформлении туров!).
                  У нас на руках остались предоставленные 2 документа: об оплате и программа.
                 Обратно в отель мы уже вернулись пешком, оказалось не так и далеко.
               Тут мы поняли, что последний раз ели в самолете, и необходимо перекусить. Так как впереди ждал 6-ти дневный поход на гору, мы не хотели рисковать желудками, и решили перекусить прямо в номере. Для этого у нас была с собой тушенка, колбаса, лапша, чай, кофе и т.д. Пригодился родной кипятильник. Лапша быстрого приготовления с тушенкой очень хорошо пошли.

Часть третья. Восхождение!
                Первый день. Отель - MACHAME GATE (1490 м.) - Machame Hut (3000 м.)

16.01.2012 года. Завтрак в отеле был ну очень «континентальный» (омлет из 1 яйца, бумажная сосиска, 3 банана и чай с хлебом, маслом и джемом). Надо было бы добавить нашей  тушеночки с вермишелью, т.к. весь день прошел в заботах, подходах, и пообедать пришлось только к вечеру.
               В назначенные 9:00 (9:20, что для африканцев является верхом пунктуальности) за нами заехала машина, мы погрузили наши вещи и поехали в офис компании. Лишние вещи, которые мы не планировали брать наверх, в т.ч. тушенка с вермишелью на ужин после возвращения с горы, мы упаковали в большой пакет и оставили в офисе компании, так как по возвращении с горы нас должны сюда завести (300$ надо же отдать).
                Взвесили наши рюкзаки, которые мы отдаем нести нашим портерам. Мой большой рюкзак весил 15-16 кг, личный – 9 кг. У Игоря приблизительно такой же вес. Затем они закупили на рынке продукты, взвесили вес груз. Это принципиально, т.к. от груза экспедиции зависит количество портеров. На маршруте дважды происходит взвешивание грузов, которые несут портеры: в Machame Gate и Machame Hut, вес не должен превышать 24 кг.

Таким образом «их профсоюзы» борются за права носильщиков – да и что бы поменьше была безработица. В последний день, мы все-таки пересчитали всех наших портеров. Наша группа поддержки составила 8 человек (при этом у нас есть подозрения, что они обслуживали еще и нашего французского соседа (Фабиана) по бивуакам).

После окончания всех приготовлений, на микроавтобусе, нас, гида и еще 3-х портеров со всем багажом доставили в  Machame Gate. По дороге еще купили свежего мяса. Перед входом в Machame Gate находится что-то биржи труда – стоит большое количество потенциальных портеров. У входа в парк – рейнджер с калашниковым. Оформление документов на выход у нашего гида Августа, заняло часа 2. Уже все «бледнолицые» выдвинулись в первый переход, а мы все что-то оформляли. Нам дали по 1,5 литровой бутылке питьевой воды (да с отеля мы прихватили по литру), коробку с сухим пайком. Наконец в 12:30 мы вышли с Machame Gate.
                 На входе в национальный  парк нас встречали обезьяны. Немного по фотографировали и двинулись дальше в чащу леса. Лес удивлял своим разнообразием и буйной растительностью, различными звуками, огромными папоротниками…

Но вся эта зеленая чаща была по краям широкой дороги, перешедшей в тропу, шириной 1,5-2 метра.
Форма одежды  была спортивная - короткие шорты, майка с короткими рукавами (прикрывающими плечи), кроссовки и телескопические палки (по паре на каждого). Погода была отличная, комаров и прочей нечисти не наблюдалось. Не помешали бы «фонарики» (гетры) на кроссовки, так как мелкие камешки постоянно попадали Игорю в обувь. С нами шел только наш гид – Август (с «фонариками» на ботинках).

Темп был выбран классический: 45-50 мин. идем, 10-15 мин. отдыхаем. Тропа была пологой, местами крутой со ступенями. Часа через 2 встретили первый туалет деревенского типа. В лесу, недалеко от тропы и такое сооружение. У нас не то что в лесу, в городском парке не найдешь общественного туалета, а если вдруг обнаружишь, то не захочешь заходить. А вот в АФРИКЕ … нет проблем. Тропа тоже заботливо ухожена, проделаны специальные канавки для стока воды, по краям тропы уложены стволы деревьев, приятно идти. Небольшой дождик немного напугал, мы накинули накидки, но дождь перестал, да и кроны деревьев нас прикрывали.
            Темп у нас был довольно-таки быстрый, так как мы обошли многих наших «бледнолицых братьев», которые вышли раньше нас. Задача была в первый переход  до 3000 м. пройти активно акклиматизацию, поэтому и рюкзачки были 10-12 кг. На тропе встретили 2-х итальянцев, говорящих не плохо по русски, и познакомились с девушкой Викой, из Латвии.
               В 16.30, через 4 часа  мы были уже в Machame Hut (3000 м.). Сделали отметку в журнале (в каждом базовом лагере производится личная отметка в журнале), и наконец решили перекусить. Пока мы утоляли голод, подошедшие портеры ставили лагерь.

После 4-х часовой «пробежки», майка была мокрая. Взяв одного провожатого, мы решили сходить к речке принять водные процедуры. Речушка оказалась где-то внизу по склону, но желание принять холодные ванные было превыше усталости. Вокруг была прекрасная природа, холодная горная вода, и теплое солнце. Усталость как рукой сняло. Вернувшись в лагерь, мы подоспели на ужин. Ужин длился не менее 1 часа. «Напольный» стол был приготовлен в тамбуре нашей палатки: на подложку из китайских мешков постелили что-то типа скатерти, на которой стояла посуда, термос с кипятком, какао, чай… Потом принесли поднос с приготовленным попкорном. Мы от попкорна отказались, и сказали нам его не давать. Это наверно их приучили американцы или европейцы. Потом принесли суп пюре, которое очень хорошо пошло. Мы подумали, что это все, достали свою припасенную копченую колбаску и хорошо добавили. Но тут приносят вареную картошку и овощное рагу с мясом, но в нас это уже не влезло и мы отказались. В следующие дни мы не спешили со своей колбасой.
           Повар, который был в нашей команде, готовил не плохо, не жаловались. Но припасенную колбаску и мед с грецкими орехами мы иногда использовали.
Темнеть стало где-то в 19:00. Спать улеглись в 20:30. Но я в первую ночь долго не мог уснуть, соседи бубнили. Лагерь стоял в лесу, палатки всех участников разбросаны, но слышимость хорошая. Часов до 22:00 были слышны голоса портеров, но потом как отрезало – дисциплина. Это я уже понял потом, и за соблюдением дисциплины следят ответственные.

День второй.  Machame Hut (3000 м.) - Shira Hut (3840 м)

Спал не очень, ноги нагрузились и я их не знал куда деть. Было не холодно. Подъем в 7:00. Для водных процедур нам подогрели одну большую миску (тарелку) воды на двоих. После легкого завтрака, в 8:30 вышли на второй переход. С лагеря тропа идет только круто вверх.

Лес значительно поредел и весь покрыт мхом. Через 1,5 часа подъема, на высоте 3320 м. вышли на связь с Волгоградом. Вообще со связью на протяжении всего маршрута у меня проблем не было (Smarts GSM/Ростелеком). А вот у Игоря связи не было (Билайн) (в Дохе было все наоборот). Билайн в Танзании работал неустойчиво, некоторые смс отправлялись, а некоторые – безуспешно.
             После 3-х переходов минут по 45 с 15-ти минутным отдыхом, остановились на перекус, поднявшись повыше над площадкой, на которой портеры расставляли палатки для обеда и поджидали своих клиентов. А мы наблюдали за всем этим в тишине сверху.
             Для перекусов мы с Волгограда привезли сушеный чернослив, абрикос, грецкие орехи, гематоген, аскорбинки в таблетках и в драже, колбасу сырокопченую. Кроме того, гид принес нам ланч – половину которого мы вернули. На кусочек курицы, которую они нам предлагали, «без слез нельзя было смотреть». Такое ощущение, что ее не совсем ощипали, и вообще курица напоминала летучую мышь . Наши припасы нравились всем портерам, которых мы угощали, особенно колбаса (Russian salyami – very good!).
            В 12:00 тронулись дальше, наконец-то тропа стала ровнее, и через час мы были уже в SHIRA HUT. Погода была отличная, светило солнце. Лагерь был как на ладони, т.к. лес остался позади, и впереди нас ожидала каменная пустыня. Удивительно, но в отличие от Кавказа, мы не увидели альпийских лугов.
        Определившись, где берут воду, с большим 20 литровым ведром, мы с Игорем пошли принимать водные процедуры и захватили с собой француза – Фабиана.
           Речка оказалась небольшим ручейком, местами уходящим в камни. Француз протер только глаза  - вода ему показалась холодной, а мы с удовольствием обливались, и как потом оказалось -  прием таких ванн оказался последним. В BARRANCO мы не рискнули обливаться, «прохладно» было, а в BARAFU – речки нет, и с водой напряженная ситуация, ее приносят с лагеря KARANGU.

Сверху на нас глядели десятки глаз портеров, которые кутались в теплые одежды и фотографировали на телефоны. На что я им крикнул: «One photo, five dollars», но это их не испугало. Видимо, они первый раз видели людей, которые купаются в воде +10.
              Погода была отличная, народу в лагере все прибывало и прибывало. Я насчитал  более 50 палаток и сбился. Лагерь оборудован несколькими туалетами, для туристов – отдельно, даже с кафелем. Чисто и аккуратно. Из живности, только местные вороны, со страшными клювами, и белой окантовкой на шее.
            Времени много, погода отличная, сходили с гидом на близлежащий обзорный пичок (с многочисленными турами). Вид открывается изумительный, да и для акклиматизации хорошо – порядка 4000 м. Поднялись, а там итальянцы акклиматизируются – играют в карты.

В 17:30 был обед. Аппетит отличный – хороший признак. Суп пюре съели с удовольствием весь, а вот гору риса с поджаркой, не осилили. На десерт – немного арбуза, и конечно какао, чай.
            Вечером, несмотря на близость палаток и многоязычный говор, после 22:00 все замерло, итальянцам только делали замечание, и тишина. Дисциплина!

День третий.  Shira Hut (3840 м) – Lava Tower (4630 м. ) – Barranco Hut (3950 м.)

Встал часов в 6 часов утра. Вся трава была посеребрена инеем.

Воды для умывания по нашей просьбе сделали две миски. Завтрак  был легкий – чай, яичница с сарделькой, арбуз.
              Вышли в 7:55. На шорты надел трико, иней меня что-то засмущал, но уже через минут 30 опять разделся, тепло. Тропа довольно пологая, каменистая. В 11:20 вышли на LAVA TOWER (4630 м). Здесь уже портеры оборудовали палатки для обеда, расставили биотуалеты (2 группы богатых иностранцев шли с этим добром). Удивительно, но на высоте более 4600 метров, были оборудованы 3 туалета.
            Некоторым нашим попутчикам уже здесь было не по себе, некоторые «обнимались» с камнями, высота все-таки сказывается. Неплохо перекусив, мы с гидом пошли на саму LAVA TOWER. Немного легкого скалолазания, и вот мы на самой верхней точке.

Связь хорошая. На спуске, у меня из чехла выскочила видеокамера и плавными скачками попрыгала к низу, за ней устремился гид-Август, я за ним. Больше камера не снимала, а по виду, оставались еще надежды на вторичную эксплуатацию (фото были на флэшке, а видео – на встроенной памяти, дома вытащили). С этого момента у нас остался только один фотоаппарат, и фактически все фотографии иллюстрирующий данное повествование  сделаны Игорем.
                В 12:55 начали спуск вниз, в BARRANCO HUT. Сначала был крутоватый скальный спуск, встретились с одной группой, думали, что застряли на долго, но обскакали их. Спуск был интересен по своему. После каменистой тропы, мы попали в сказочный лес – нигде ранее такого леса нам не встречалось, да и в мире наверное больше нет. Причудливые растения, водопады… С фото сессиями задержались  немного.

В 14:30 были уже в лагере. Итак, сегодня наш путь занял 6,5 часов, в т.ч. акклиматизация 1,5 часа на высоте 4600 метров.
Лагерь пестрил разноцветными палатками. Портеры уже поставили палатки, перед LAVA TOWER  они ушли по другой, более короткой тропе. Здесь чувствовалась прохлада, в шортах, ходить не было ни какого желания. Попив горячего чаю, какао, одевшись потеплей, мы отправились гулять по лагерю, изучать близлежащие окрестности, хотя было желание прилечь и полежать.

Ужин как обычно в 17:30, суп, картофель, слегка тушеная капуста и блины! После ужина пошли опять гулять, в вверх-вниз. Наш гид Август немного приболел, появилась температура. Мы ему предложили колдрекс (было 2 пакетика). Он сказал, что ни разу не пил такое вкусное лекарство. На утро все как рукой сняло. На следующий день нам предстояло подниматься по BARRANCO WALL. Августа мы убедили встать пораньше и выйти на стенку, чтобы не  толкаться с другими группами на узкой тропе. Кроме того, в лагерь придем пораньше, больше будет времени отдохнуть, ведь ночью - на восхождение. Он согласился.

День четвертый.  Barranco Hut (3860 м.)- Barafu Hut (4700  м.)

19.01.2012, в России наступили настоящие крещенские морозы, а мы в шортах прогуливаемся. Встали в 6:00, перекусили и в 7:15 уже вышли из лагеря. Мы были первые, и впереди ни кто нас не сдерживал. Лагерь BARRANCO еще только собирался в очередной переход.

Оделись четь теплее, так как стена с утра в тени, и немного прохладно. Со стороны стена смотрится немного пугающе, но везде идет тропа, палки мы даже не убирали. В отдельных местах приходилось немного «полазить». На верх вылезли через 1,5 часа, переоделись, так как солнце уже припекало. Высота – 4255 м. Вид на Килиманджаро - потрясающий, небольшая фото сессия и вперед.

Впереди – каменистые склоны, вверх-вниз, вверх вниз. В 10:00 достигли горной речки, низшей точки (высота 3975 м.) перед взлетом в лагерь Карангу.
              Первый раз решил испить из реки, внушала доверие. Вода талая, очень приятная на вкус. Я заполнил свои бутылки (2 шт. по 0,5 л.). Отсюда портеры набирают воду и несут в лагерь BARAFU.  Взлет перед лагерем пугающий, но прошли за 30 минут и остановились на перекус (4044 м.).

Спустился туман, все окутал, стало прохладно. Отдохнув минут 45, в 11:15 тронулись в путь. В 13:45 мы были уже на месте, отметились в железной будочке, с солнечными батареями. Наши портеры догнали нас, и ставят палатки. Туман, высота 4677 м.

Наш бивуак стоял в самой верхней части лагеря. Днем попытались поспать – особо не получилось – давала знать о себе голова, точнее, ее реакция на «горняшку». Вечером поужинали, собрали все к ночному восхождению. Выход назначили на 1:00 (подъем в 24:00). Все в основном выходили из лагеря в 24:00, были, кто вышли и раньше. Мы не хотели прийти на вершину ночью, хотелось встретить рассвет, сделать фотографии.

День пятый. Barafu Hut (4700 м.)-Stella Point (5756 м.)-Uhuru Peak (5895 м.)-Mweka hut (3100 м.)

Встали в начале первого ночи, а проснулись раньше, так как складывалось впечатление, что все проходящие на восхождение перешагивали именно через нашу палатку…
            Слегка перекусив, я еще добавил колбаски, мы были готовы идти к вершине. Оделись теплей, взяли перекус и воду на верх. Гид Август принес еще термос, который засунул  в мой рюкзачок и забрал его. С нами шел и второй гид, который забрал рюкзачок и у Игоря. Первые часа 2 мы обгоняли поднимающиеся фонарики. Тропа все время поднималась круто вверх и вверх. Темнота кромешная, и только свет фонарей. С высотой воздух становился все холодней и холодней. Я был в перчатках, но руки начали мерзнуть, пожалел, что не взял варежки. У гида Августа были вязанные варежки, у другого гида – трехпалые рукавицы.
            Где-то на 5500 м. мне стало не по себе, тошнота, но рвать нечем, и ноги отказываются идти. Из-за меня темп нашей группы упал и стал рваный. Через 15-20 шагов – отдых, и дальше. Наконец подняв голову вверх ты уже не видишь мерцающих фонариков – это означало, что мы подошли к Stella Point (5756 м.), 05:30. Здесь решили перекусить, попить чай. Вода в термосе оказалась чуть теплая, но я знал, что мне надо прополоскать свой желудок, и я выпил полную чашку этой водицы. Надо брать свой проверенный термос, и заливать в него кипяток. Чай у меня долго не задержался, но потом стало легче. Не надо было есть перед восхождением колбасы…

Путь от Stella Point к вершине был значительно пологим, уже начинало светать, и мы не спеша двигались в вершине.

Самочувствие еще было не важное, но шлось уже веселей, и через час, в 6:30 мы были уже на вершине. Рассвет мы встретили на горе, погода была прекрасная, мороз градусов до 10 (капюшон и куртка задеревенели). Но взошло солнце и начало согревать. Для фотографирования природы время исчисляется несколькими минутами – пока встает солнце. С каждой секундой цвет снега и облаков изменяется.

На вершине образовалась очередь, из желающих сфотографироваться. А затем – спуск в лагерь.

От Stella Point спуск по каменистой осыпи, очень важны гетры (фонарики) на обувь. Спуск был изматывающий, по 20 сантиметровому слою мелкой лавы, похожей на щебенку. Пыли было вагон и маленькая тележка, вода – только та, которую взяли с собой, и та замерзла в боковых карманах рюкзачков.
           Через 2,5 часа мы были уже в лагере,

и в 10:10 уже легли немного поспать (1 часик), так как впереди предстоял спуск до Mweka Hut (3100).
Пообедав, в 12:30 мы продолжили спуск. Сначала была каменистая пустыня, потом пошел кустарник, и дальше редкий лес. За 2 ч 40 минут мы спустились до Mweka Hut. При подходе к лагерю, начал идти дождь, и когда мы заскочили в домик, где отмечаются туристы, пошел проливной тропический  дождь. Больше часа мы проведи в спасительном домике.
                  Стоянка Mweka Hut, чем то напоминает Machame Hut: лагерь в лесу, покрытом мхами. Наши палатки портерами были поставлены до дождя, и в нутрии все было сухо. Желание вылазить из палатки и ходить никакого не было, тем более что время от времени дождь продолжался.

Встретил нашего соседа – француза Фабиана, который в дождь собрался спускаться вниз, говорит голова очень сильно болит, а когда я его спросил про чаевые портерам – он сказал, что они попросили с него 400$, и он в шоке.
                 После ужина гид Август с представителем от команды портеров зашли к нам в палатку для того, чтобы обсудить про чаевые. На подходе к Mweka Hut мы задали вопрос Августу про чаевые, и он выразил надежду на 250-300$ c каждого, объяснив, что 8 человек команды, 10$ в день на каждого  и т.д. Мы сказали, что думали о 120-150$, чем привели их в некоторое замешательство. Август каждый день спрашивал нас, удовлетворяет ли нас еда, все ли хорошо, есть ли какие претензии
                 После ужина разговор был короткий, мы предложили по 200$ с человека (итого 400 $), и это их устроило также. Вика,  единственная в нашем походе соотечественница из Прибалтики, рассказывала, что когда покупала тур у местного оператора, снизила цену с 1200$  до 1000$, мотивируя, что 200$  отдаст сама в виде чаевых. Мы сделали однозначный вывод, по поводу размера чаевых необходимо договариваться в офисе и фиксировать размер. С Августом мы договорились, что с портерами расплатимся утром.

День шестой. Mweka hut (3100 м.) – Mweka Gate (1980 м.) – Отель Osy Grand Hotel

Подъем в 6:00, завтрак, коллективное фото на память, и вот последний переход. Тропа подсохла, спуск был быстрый, но приятный. Снова буйная растительность, фото сессии.

Внизу встретили обезьян, но уже другой вид – с белыми пушистыми хвостами (издалека на деревьях).
             В 9:20, через 2 часа 10 минут, мы уже внизу, ждем сертификаты. Грузимся в микроавтобус с нашими 3 портерами и Августом, и едем в офис компании. «Обмениваем» оставшийся долг в 300$ на сертификаты и оставшийся сверток с вещами, прощаемся, пишем отзыв в книге, и уезжаем в отель.

В 11:00 мы уже в номере.
               Приведя себя в порядок, мы отправились посмотреть Моши, и прикупить подарки, сувениры, а также ананасы и манго на перекус. Рынок находится недалеко от отеля. В одном из магазинчиков прикупили – фирменное кофе в упаковке (как оказалось, очень даже неплохое), купили панаму с надписью КИЛИМАНДЖАРО за 5$ (на горе ее предлагали за 10$). Рекомендации: если планируете тратить, то поменяйте долларов 20 в банке по курсу 1520, так как везде где расплачиваетесь долларами, их считают по 1000.
           Вернувшись в отель, наелись манго и ананаса, перебив тем самым себе обед. Как оказалось, манго очень питательный фрукт, недаром портеры ели его на обед. Вечером приготовили  из оставшейся тушенки и вермишели быстрого приготовления приготовили себе ужин, вскипятив кипятильником воду. Упаковали «багажный» рюкзак в пленку. Мы готовы были к обратному перелету.

Часть четвертая. Возвращение домой!

В 6:15, с небольшой задержкой нас забрал автобус, и мы выдвинулись в Аруши, где в 7:30 пересели в автобус до Найроби. В 10:10 прошли границы, и в 13:30 уже были в аэропорту Найроби. Дальше – Доха – Москва – Волгоград, где нас ждал домашний очаг и морозная погода.

Oyuna
Монголия, Улан-Батор
8 август 2013 г.
Дорогой автор! Огромная благодарность вам за этот очень полезный и насыщенный рассказ о восхождении на Килиманджаро. Я собираюсь на свою первую в жизни поездку в Африку, на Кили. Мне уже за 50 и не могу к сожалению взойти на эту красивую вершину вместе с нашими ребятами. Но и упустить возможность поехать туда и увидеть всю эту красоту тоже непозволительно. Вот уже купила билет и целыми днями сижу в интернете в поисках полезных информаций. К моему счастью, в конце 70х училась в России и благодаря знанию языка смогла прочитать ваш рассказ :) Если у вас есть надежные контакты в Аруше с кем можно договориться об организации моего тура пока ребята будут в горах, смогли бы вы помочь мне установить контакт. Спасибо. С уважением, Оюуна
Niza
США, Майами
14 март 2012 г.
замечательный рассказ, фото, инструкция начинаюшему альпинисту,
ценовая раскладка...всё в наличии...тоже хочется, но вряд ли...возраст
mohatma
Россия, Хабаровск
8 март 2012 г.
Рассказ просто великолепный, а фотографии посмотришь и сразу желание подорваться и в Африку бежать, на гору карабкаться...

Так и надо будет сделать-)

Большое спасибо автору за историю!!!
VolgaBob
28 февраль 2012 г.
Спасибо за отзывы. Относительно возраста - на горе мы встретили семейную парочку немцев, ей 55 ,ему 60.,Мы ими восторгавшись. Другое дело, что немецкие пенсионеры могут себе позволить, а у наших перспектива в лучшем случае - дача!
28 февраль 2012 г.
С большим удовольствием прочитал Ваш рассказ. Ведь для меня это уже только мечта. И здоровье и возраст не позволят подобное. Спасибо и за интересные фото.
восточник
Россия, Владивосток
28 февраль 2012 г.
Рассказ и фото очень понравились!Молодцы!Спасибо за рассказ!
VolgaBob
27 февраль 2012 г.
Сам сожалею, что разбил фотокамеру на Lava Tower. Спасибо за представленные фотографии Игорем. Наверно надо будет еще раз вернуться...
ursegoval
Россия, Петрозаводск
27 февраль 2012 г.
Здорово! Теперь я представляю себе, как это делается. Поздравляю с покорением очередной вершины. Спасибо. Хотелось бы побольше фото.
Zho
Казахстан, Алма-ата
27 февраль 2012 г.
Спасибо за такой обстоятельный рассказ. Очень надеюсь, что самому пригодится :)
SwetlanaM
25 февраль 2012 г.
Здорово! Спасибо за доставленное удовольствие, как будто с Вами взяла высоту. Важен Ваш опыт и подробный отчет, особенно для начинающих. Буду ждать продолжения - новых высот!