Отзыв написан: 21 февраля 2012 г.

День первый прошел в дороге и  обретении пристанища. Жили мы в гостинице Sokos Hotel Caribia. Номер был хороший – огромный полулюкс с огромной ванной, огромной кроватью и не менее огромным телевизором, ну да не буду рассказывать, на сайте отеля (ссылка чуть выше) есть «Виртуальный тур». Еще один плюс – наличие аквапарка. Он довольно камерный, не два гектара, как в Хельсинки, но бассейнов много, закрытых и, на мое счастье, открытых (терпеть не могу пары хлорки), причем самых разных, весь традиционный набор. Горок тоже хватает, и – ура! – масса саун. Их в «Сокос-Карибия» несколько и все они при аквапарке.

День второй: город, собор и замок

Одна из главных достопримечательностей  Турку -  это кафедральный собор,о нем стоит сказать пару слов. Это, во-первых, одно из самых древних строений в Турку, да и во всей Финляндии. Собор был заложен еще в 1258 году, а освящен в 1300 году в честь Девы Марии и первого епископа страны - святого Генриха, крестившего Финляндию. Того самого Генриха-англичанина, которого зарубил топором на льду озера Кёюлиёнярви финский крестьянин Лалли. После этого Генрих стал святым-мучеником, а Лалли – финским национальным героем, в недавнем телевизионном конкурсе «Великие финны» он занял 14-е место в списке лучших сынов Суоми всех времен и народов.

И, самое главное – кафедрал города Турку является главным храмом Финляндии. Сам собор я описывать не буду – он действительно хорош, а для тех, кому интересна его история, на втором этаже есть музей (вход – 2 евро). Вход в собор свободный, чем, как я уже говорил, беззастенчиво пользуются экономные турфирмы. И посетить его действительно стоит.

Замок Турку, он же Абоский замок. Разница названий объясняется просто – и замок, и сам город Турку были основаны шведами, поэтому тамошние объекты, как и многое в Финляндии, имеют два названия. По-фински – Турку, по-шведски – Або. В общем, старый замок города Турку встретил нас противнейшим холодным дождем. Я сразу вспомнил вычитанное на форумах «В Турку всегда идет дождь. Это финский Лондон» и успел испугаться, но, слава богу, это был последний дождь

На экскурсии мы впервые столкнулись с очень, на мой взгляд, правильной вещью, распространенной в музеях Финляндии. Не секрет, что наши дети не очень любят ходить в музеи, и в этом я их понимаю. В юном возрасте мало интереса смотреть на скукоженные до невообразимости кожаные башмаки и ржавые наконечники копий. Осмысление и понимание того, что стоит за этими экспонатами, приходит позже, когда ты уже более-менее свободно плаваешь в водах реки времени. Но в детстве посещение музея – это, как правило, унылая обязаловка.

Но в двух из тех трех музеев Турку, что мы посетили, присутствует многомерность экспозиции, в ней как минимум два слоя. По музею можно пройти, осматривая его как взрослый, но существует и другой путь, для финнов, похоже, более важный – путь детей. Подробнее о нем будет в рассказе о музее Aboa Vetus & Ars Nova, а пока пару слов об экскурсии в замке Турку.

Представьте себе, что вам 5-10 лет. На входе вас встречает кошка Мурри, рассказывает, что она уже два столетия служит хозяину здешнего замка – старому гному, и вы все вместе отправляетесь искать сокровища этого гнома. Вас ведут из зала в зал, вы попадаете то в тюрьму, где сидел финский Робин Гуд – Яакко Илкка, крестьянин из области с говорящим названием Похьянмаа. Узник этот прославился тем, что единственный из всех з/к сумел сбежать из тюрьмы замка Турку, после чего учинил крестьянскую «дубинную войну», был вторично пойман и четвертован уже без всяких отсидок. Бежал он, кстати, нырнув в туалетный желоб. Этого, правда, детям не говорят, дети – они такие повторюшки…

Потом вы оказываетесь в зале с деревянными скульптурами святых, то вас заводят в королевский зал, где ныне церковь со светильниками-парусниками, то в музей старой игрушки, то в зал с финской смертью (в смысле – Смертью, она, как положено финской Смерти с косой наперевес сидит на санках), то зал с моделями замка в тот или иной век. Любопытные вещи увидите - строили замок на острове, а потом он оказался в черте города. Оказывается, в Турку произошло поднятие суши, причем очень значительное - на 3-5 метров. Бывшие острова стали холмами, а бывшее море - сушей.

При этом вы, пятилетний, видите то мелькнувшего где-то на лестнице того самого древнего гнома с мешком, то вас подводят к вентиляционному воздуховоду из сокровищницы гнома, заглянув в который, можно увидеть кое что из его богатств. Вы бродите по узеньким-узеньким, но крутющим-крутющим лестницам, а от кирпичных стен неправдоподобной толщины веет древним холодом. Потом вас вообще приводят в зал, куда заявляется Йоулупукки с многообещающим мешком и за стишок дает подарок .

Потом вас все-таки отводят в сокровищницу гнома, где, на взгляд взрослого, куча всякого древнего хлама вперемешку с псевдозолотыми монетами, а для ребенка – сокровища, исключительно сокровища и ничего кроме сокровищ… А еще там часы, которые отсчитывают не минуты, а столетия - старому хозяину торопиться некуда. А летом, говорят, мальчиков еще и в рыцари посвящают! А завершается все в комнате, где можно тыцать на компьютере, вставлять головы в нужные дырки для фотографии, трогать руками платья принцесс и королевишней, и еще! и еще! В общем, дети выходили из замка с глазами на пол-лица, горящими как галогеновые фары.

Я, наверное, не буду долго рассказывать про замок, тем более, что есть прекрасный анимированный тур на официальном сайте замка.

День третий.  Городок Наантали, путешествие в страну муми-троллей.

Мумиляндия находится всего в 15 км. от Турку. Как я понял, когда «делили» наследие Туве Янссон, решено было обойти и без того непомерно разросшийся Хельсинки, а раскидать его равномерно между Тампере и Турку. В Тампере был создан главный музей Муми-троллей, а близ Турку, в городке Наантали – парк мумиков.

Наантали – городок маленький даже по финским меркам, всего 18 тысяч населения. Там даже есть поговорка: «В Наантали только две улицы, по одной ходят буржуа в погожую погоду, а по другой свиньи – под дождём”. С другой стороны, это один из самых древних финских городов, выросший еще в Средневековье вокруг женского монастыря святой Биргитты.

Главное в Наантали это все-таки Муми-тролли. Они живут на острове с шахтерским названием Кайло уже 20 лет. Возле этого острова нас и высадили из автобуса.

На остров все отправляются пешком – по понтонному мосту длиной в 250 метров. На входе нас всех встретил полицейский (тот самый, который, как вы помните, расследовал дело о чемодане Тослы и Вислы), и надел каждому ребенку на руку бумажный браслет (взрослых «обилечивали» обычные контролеры). И мы по каменной дорожке двинулись к сердцу парка – знаменитому синему Муми-дому с остроконечной красной крышей. На подходе к нам подбежала Крошка Мю и повела всех детей на зарядку. А на крылечке уже стояло все семейство муми-троллей и приветливо делало ручкой. Попрыгав и потанцевав мы отправилась осматривать дом. И вот здесь вот, во время осмотра дома, и стало понятно, чем же так примечателен этот финский Муми-дол, и чем он отличается от Диснейлендов и прочих детских парков.

Дело в том, что Мумиляндия в Наантали построена по совершенно другому принципу, нежели обычные тематические детские парки. Muumimaailma, как зовут ее финны, разрабатывалась при непосредственном участии самой Туве Янссон (в частности, все дома, обстановка в комнатах и т.п. делались по ее эскизам) и по принципам, сформулированной самой писательницей. Поэтому основной упор был сделан не на развлекательность, а на включенность.

Здесь, например, нет никаких аттракционов, кроме самых простейших – лабиринта и т.п. Предполагается, что ребенок просто бродит по острову и наблюдает за жизнью Муми-троллей: вон Снусмумрик вышел из своей палатки, сел на перила моста и заиграл на губной гармошке, вон Муми-мама побежала куда-то по своим делам. Естественно, если подойти, Снусмумрик тебе подмигнет, а Муми-мама на секунду остановится и прижмет тебя к теплому и мягкому животу. Это не то что ты ходишь и подсматриваешь – ты скорее как в гости пришел. И без внимания тебя не оставляют – здесь учат рисовать муми-троллей, в летнем театре «мумики» тебе покажут спектакль (спектаклей два, один на финском (шведском), другой – типа мюзикла без слов, понятный каждому, идут каждые полчаса). Пойдешь по дорожке дальше – можно облазить корабль Муми-папы или лабораторию Снорка или отправиться в путешествие по специальной тропе, где ждут приключения. Можно, в конце концов, просто вдумчиво облазить весь остров. И даже не только его – рядом с островом Муми-троллей есть разбойничий остров Васка, рассчитанный уже не на детей, а на подростков. Там уже не погружение, а приключения – надо захватывать пиратский корабль, стрелять из лука, бегать по веревочным дорожкам на громадной высоте и т.п. Как я понял, оба острова идут «в комплекте» - по однодневным или двухдневным билетам можно посещать и Мумиляндию, и Васка.

В общем, если соберетесь, время работы уточняйте на официальном сайте Muumimaailma

Нам же открыли только Муми-дом, близлежащий домик Хемуля, да столовую Муми-мамы. Ну и магазин сувениров, конечно. Но и этого, честно говоря, вполне достало для счастья.

Потому как в доме, например, – полное впечатление, что ты пришел в гости, и пока хозяева суетятся внизу, осматриваешь обстановку. Причем хозяева тебе разрешили не только все трогать, но и совать свой нос везде, где хочешь. Можно попечатать на пишущей машинке Муми-папы. Можно поглазеть на фонарики, собственноручно сделанные Муми-троллем. Можно посмотреть в устремленный через окно в море телескоп, посидеть в кресле, повздыхать, глядя на скатанную веревочную лестницу (вы, конечно, помните, как Муми-тролль обычно выбирался из дома?). В общем, мы с детьми облазили все этажи дома, забрались даже в подвал, где хранятся варенья и маринады Муми-мамы – совершенно настоящие и невообразимо красивые баночки.

Из-за этого едва не опоздали в домик Хемуля, где, конечно же, все в бабочках и гербариях – даже ставни в виде разноцветных крыльев. И хорошо что успели, потому что всем выходящим из домика выдавали фонарики – чтобы дети не заблудились по дороге в столовую Муми-мамы, где наш ждал обед.

И вот, наконец - прощай Наантали. Грузимся в автобус и отправляемся в Турку.

День четвертый.  Зооландия и ресторан «Харальд».

«Зооландия», финская помесь зоопарка с парком отдыха, расположена неподалеку от городка Lieto (Лието) ехать до которого от Турку где-то минут двадцать. Ехать, между прочим, по старой Воловьей дороге, самой значительной магистрали ранней финской истории. А сам Лието находится на пересечении Воловьей и Старой Тамперфорской дорог, причем вторая еще в Средние имела неофициальное название «Дорога разбойников».

Разбойников мы не встретили, но на входе нас ждали гном Ляксу и олень Мустике. Которые и поведали детям душераздирающую историю о Деде Морозе, который так нагрузил сани подарками, что они перевернулись и сейчас дедуля не знает что делать. Естественно, дети всем колхозом отправились спасать добро доброго дедушки. Шли долго (территория парка – 12 гектаров), а по пути глазели на животных. В Зооландии звери самые обычные – зайцы, поросята, олени, козлята, лоси и.п. Нет, есть, конечно, условная экзотика в виде страусов, попугаев и всяких земноводных от змей до крокодилов. Глазея на зверей мы дошли до места встречи с Дедом морозом. Ну а дальше все понятно - дедушка поздравил детей с Рождеством, дети читали стихи, получали подарки. Взрослые же в это время потихоньку начали просачиваться в жарко натопленный чум, где, как выяснилось, наливали знаменитый финский глёг и раздавали национальное финское печенье «Пеперкакку». Это печенье в Финляндии традиционно готовят к Рождеству по довольно сложному рецепту с добавлением множества пряностей (и перца, как понятно из названия, в том числе). Получается объедение - мы увезли с собой в Россию на сувениры коробок пять. Вскоре все основательно прогрелись, и, несмотря на безалкогольность глёга - горячий ягодный сок и пряности - дело дошло уже и до песен (на русском, французском и финском языках).

Попрощавшись с Дедом Морозом, разгоряченной компанией мы двинулись обратно. Дальше была масса аттракционов, лохматый низкорослый пони, которому наши дети выдергивали траву из-под снега (и он, что удивительно, не оказывался), квадроциклы, на которые мы не попали по возрасту, пневматические пушки и стены для скалолазания, еще один перекус, где меня наконец-то научили правильно есть карельские пирожки, к которым я до сего дня был равнодушен.

А вечером был ресторан «Харальд» (у меня так просилось на язык «Гнилозубый», но я решил не портить группе настроения). Как понятно из названия, ресторан (один из лучших в Турку, как я понял) оформлен в стилистике викингов: шкуры зверей на бревенчатых стенах, вонзенные куда попало мечи, боевые топоры, круглые щиты и простая грубая экологически чистая еда сильных и небритых мужчин: ошкуренный деревянный поднос с картошечкой, рыбкой, мяском, ягодами и т.п. Выбиваются из общей картины разве только десерты, представить себе потного берсерка, уплетающего клубничный кейк, довольно тяжело.

Самый большой ажиотаж вызвали, конечно же, не еда даже (хотя качество более чем достойное), а раздаваемые всем посетителям фашистские каски шлемы викингов. В них щеголяли решительно все, за исключением особо суеверных и мнительных мужчин. Странно даже, что Йоулупукки пришел безрогим, хотя, казалось, ему-то уже по имени положено. Это, как вы помните, был уже третий рождественский дед за эту поездку.

Потом был большой и шумный пир, дети устроили битву викингов, причем девочки с успехом оттузили мальчиков.

День пятый. Музей-аптека Квенселя , музей Aboa Vetus & Ars Nova , Музей ремесел Луостаринмяки

Итак, наш последний день в Турку был первым и последним без организованного экскурсионного обслуживания. Пару слов о самостоятельном перемещении в финских городах, если кто вдруг еще не в курсе. Лучше всего было бы прямо в отеле приобрести карту Turku Card (бесплатный проезд в городском транспорте, бесплатный вход практически во все музеи, изрядные скидки во многих ресторанах, кафе и т.п., стоит это богатство 21 евро на сутки или 28 евро на два дня). Но мы протупили, и удрали в город без нее. В автобусе можно купить билет прямо на входе у водителя. Имейте в виду, что вам не обязательно покупать новый билет при каждой посадке в автобус. На проданном вам тикете пробиваются две строчки: время покупки вами билета, и – крупно – время, до которого купленный билет считается хорошим и годным. На купленном билете вы можете кататься ровно два часа, и сколько автобусов вы смените за это время – ваше дело. Представители нашей группы опытным путем установили, что за два часа можно устроить себе автобусную экскурсию по всем уголкам Турку – город-то небольшой.

В общем, вскоре мы уже вылезали на Торговой площади (это такой местный Рим, похоже, все автобусные маршруты начинаются оттуда и заканчиваются там же) и отправились в музей-аптеку и дом Квенселя, хотя вообще-то это одно и то же. Это просто старый дом, который стоит на этом месте уже три столетия, владел им какой-то не то финский, не то шведский буржуа по фамилии Квенсель, и раньше в нем была аптека.

Вот экспозиция и показывает – как примерно выглядела аптека в те самые 1700-е годы, где хозяин ел, где спал, где растирал порошки, где хранил травы, а где, вполне легально, хранил самогонный аппарат.Музей, кстати, порадовал. Вроде бы и ничего особенного, но, во-первых, оказалась куда обширнее, чем можно было ожидать от маленького одноэтажного домика, каким он видится с улицы. А во-вторых… Вспомните хоть один музей в Москве, где можно посмотреть не как жили Пушкин или Горький, а обычный человек того времени? Как выглядела московская аптека XIX века? Как выглядел продуктовый магазин в 30-е годы? Где можно посмотреть дореволюционную гимназию? Правильно – ниХде!

Детям, правда, под конец малость прискучили экспонаты времен напудренных париков, поэтому пришлось их коррумпировать купленным здесь же в аптечной лавке кульком с кусковым лакричным сахаром, и отправится восвояси.

Чтобы не превращать променад в гонку, мы неспешно прошлись вдоль Ауры, и это было очень славно. Присыпанный снежком Турку был на редкость хорош. Чем все-таки подкупают маленькие городки – это своим неспешным ритмом. Никто не торопится, не суетится, почти забытое в мегаполисах понятие «прогуливаться» здесь – ежедневная обыденность. Так, потихоньку, по мостам и набережным, мы и вышли к следующему пункту нашей программы – музею Aboa Vetus & Ars Nova.

Пару слов о том, почему у музея двойное название и что он, собственно обозначает. Проще всего со вторым. Если Ars Nova перевода, в общем-то, не требует, то Aboa Vetus переводится довольно просто – «Древний Турку» (ну ладно, пусть «Або», не цепляйтесь). А теперь о том, как же лошадь с ланью оказались в одной телеге и под одной крышей. История эта довольно любопытная. В начале 90-х мэрия Турку решила перестроить довольно таки старенький Дворец культуры под Музей современного искусства. Однако, едва только начали положенные по закону археологические раскопки, как сразу стало понятно, что близкого открытия музея современного искусства можно не ждать – под землей обнаружилось нечто такое, что ученым пришлось скорректировать не только историю Турку, но и всю древнюю историю Финляндии.

Если очень коротко, то сначала под землей была обнаружена обширная каменная площадь, потом пошли дома, причем – сенсация! – кирпичные. Достаточно сказать, что до этих пор во всей Финляндии было известно все три средневековых строения из кирпича, а при раскопках нашли как минимум столько же. Плюс – осколки безумно дорогой венецианской стеклянной посуды – и это в 13 то веке! И все это на изрядном отдалении от центра города. В общем, пришлось изрядно править и план средневекового Турку, и собственную медиевистику. Ну а когда пошла практически не разрушенная каменная кладка, решено было глубже не лезть, чтобы не ломать реликвии, а над самим сохранившимся фрагментом города ставить музей.

Так и родился этот гибрид – самый современный и самый дорогой музей в Турку, вся нижняя часть которого – выжившее средневековье, и лишь на втором этаже – смирившееся с подселением современное искусство.

Сразу скажу, что современное искусство, на мой взгляд, слова доброго не стоит, поэтому на них сразу «тьфу» и больше не слова, а вот с древностями сложнее. Сразу скажу, что, несмотря на настойчивые рекомендации знакомых, мы сильно колебались – идти туда или нет. Нет, ну в самом деле – сочетание «пятилетние дети + археологический музей» казалось нам слишком радикальным. Мы оба не раз и не два ездили в археологические экспедиции и прекрасно знаем, что извлекают из-под земли. Увидеть по ним, каким прекрасным был город в те времена так же просто, как влюбится в прекрасную женщину на основании «костных останков», извините за неаппетитное сравнение.

Все-таки пошли. И слава богу. Упреждая – это был первый музей в жизни мартышек, из которого их пришлось «викивиривать», утаскивать буквально за руку. Во-первых, сама экспозиция выдержана не в «академическом», а в «просветительском» стиле. Это, если хотите, не музейная монография, а музейный науч-поп. Во-вторых, просвещать они собираются как раз тех, кого надо – то есть детей и подростков. И это тоже очень верное решение. Нашим музеям, как это не печально, очень мешает эдакий снобизм – у нас тут артефакты мировой ценности и картины всемирного духовного наследия, будем мы вам тут два прихлопа устраивать! Ходите, впитывайте, и благодарить не забывайте. Ходят бедные детишки, куда деться. Но благодарить не спешат.

В общем, вся экспозиция построена как рассказ средневекового мальчика Матти, который с отцом приехал в средневековый же Турку на заработки. Сначала рассказывается о купеческом доме, в котором он живет, потом обжившийся Матти повествует уже о городе. Все это перемежается разными заданиями-играми, но это, наверное, лучше давать фоторепортажем.

В общем, детишек мы едва выгнали, а так как времени музей у нас отнял едва ли не в два раза больше, чем предполагалось, папа предложил исключительно мудрое, на его взгляд, решение. Не тратить время на запланированный поход в ресторан, а сразу отправляться в «Город мастеров», пардон - Музей ремесел Луостаринмяки, а перекусить в какой-нибудь кафешке по дороге. Перекусивши, родители с новыми силами кинулись в музей ремесел, но буквально на подходе завод у близняшек закончился, и они мешками повисли на папе, убеждая, что ни одного шага они сделать больше не в состоянии, при этом каждая всерьез претендовала на единую папиную вую, шею то бишь.

Мы грустно улыбнулись Луостаринмяки, сфотографировали его снаружи и едва дотащили мартышек до автобусной остановки (такси в Турку поймать нет ни единого шанса, имейте в виду).

В общем, музей Aboa Vetus так и остался нашим последним воспоминанием о Турку. А утром мы сели на поезд и отправились в обратный путь.

В Финляндию с "1001 тур"!
Экскурсионные туры от 1481 руб.!
Суперскидки до 40% по акции Раннее бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит, страхование