Мальдивы + Шри Ланка. Подводный мир Нилавели

Отзыв написан: 25 января 2015 г.

Нырял с 21 по 26 августа 2014 г. в местечке Нилавели на восточном побрежье Шри Ланки, в 15 км на север от Тринкомали (см. предыдущую часть). Среди дайверов  бытует мнение, что дайвинг на Шри Ланке никудышный или что его нет вообще. По моим впечатлениям, и то, и другое  - неправда. Дайвинг есть везде, где есть океан, но везде свои особенности. На Ланку мы приехали во второй части путешествия с нырялкой, первая часть проходила на Мальдивах. Хотя расстояние между Ланкой и Мальдивами 700 миль, но разница по подводному миру и по организации, конечно, приличная.
Во-первых, организация. Дайвинг-центр -ланкийский и все гиды и инструкторы там ланкийцы.  А ланкийцы, по своему менталитету, это большие дети и редкостные раздолбаи, даже больше, чем русские. И раздолбайство -  это определяющий момент. Раздолбайство плохо сочетается с дайвингом. Думаю, всем, кто нырял в Египте, известно понятие «иншалла дайвинг» , то есть дайвинг, в котором погружения происходят в основном по воле Аллаха, и исключительно полагаясь на его милость.

Дайвинг-центр, то ланкийский и инструкторы там ланкийцы!

Примерно тоже происходит и на Шри Ланке, только полагаться приходится уже на милость Будды.  Я на Ланке был не впервые и хорошо понимал, что у них не может быть по-другому, для Ланки это норма, но я был к этому готов и поэтому мне все понравилось.

Идем вниз (с Мамбой!)

Например, в первом же дайве, гид по имени Мамба, вел группу, в которой было четверо новичков, у которых за спиной по 4 дайва и азм грешный, то же не айс. Посередине дайва Мамба, никому ничего не говоря, вдруг всплывает, причем без соблюдения каких-либо правил всплытия. Я остаюсь с кучей новичков, не зная местности. Через минут 7-8 возвращается, как ни в чем ни бывало. Куда он всплывал – может покурить захотел или вспомнил, что девушке позвонить надо - не знаю.
Во-втором дайве, в тот же день, показывает – мол, последи за группой, а я сейчас вернусь и обратно всплывает. Я как овчарка 15 минут нарезаю круги, чтобы группа не расплылась, топлю всплывающих и т.п. Я им сказал на второй день, ребята я вообще-то не работать приехал, а нырять, я типа деньги заплатил. Сразу все встало на место меня стали ставить или с опытными дайверами или если таковых не находилось,  то с гидом. Тоже особенность менталитета – если ты не просишь, значит тебя все устраивает. Поэтому, если Вас что-то не устраивает, сразу же требуйте –другой сайт, другого гида, другую снарягу и вам будет дано.
  В третий раз,  я потерялся в подводных шхерах (скалы такие), но я, правда, минут через пять нашелся (пять минут для потеряшки это много можно и не найтись), но это я нашел гида, а не он меня. Мне кажется - он даже и не искал. Так что, шейкер здесь не лишняя деталь амуниции.
 Это лирика. Теперь - по сути. Дайвинг-центр довольно крупный по ланкийским меркам, работает там человек 10 гидов, инструкторов и boatmenов. Работает в летний сезон (апрель-октябрь) на восточном берегу Ланки в NilaveliBeachHotel. В зимний сезон (ноябрь-март) дайвинг-центр переезжает на западный берег в Берувелу (отель YpsilonTouristResort).  Стоимость одного дайва – 25 $, если снаряга своя, это более чем вдвое дешевле чем на Мальдивах и одинаково с ценой на египетских дейликах. За ныряние на территории морского национального парка PigeonIsland берут 15 $ но один раз, потом ныряй сколько хочешь хоть в парке, хоть нет.
PigeonIsland - это достопримечательность общеланкийского масштаба. Туда едут люди со всей Ланки, причем в основном местные на уик-энд, а не туристы. Оно и понятно это самый красивый риф, который мне довелось видеть на Ланке, а я нырял на обеих берегах. По животному миру и красоте кораллов он вполне сопоставим с Красным морем. Но по структуре отличается. Если на Красном море и на Мальдивах риф образован самими кораллами, понятно мертвыми, а на них растут живые, то на Ланке самые красивые рифы это камни и подводные скалы, обросшие кораллами.
 Вот и тут огромная скала-остров находится в 1,5 км от пляжа Нилавели и собственно от дайвинг-центра. Нырялка в основном происходит в окрестностях этого острова. Вокруг много мелких скал и островков. Глубины очень небольшие, особенно после Мальдивов. Максимальная глубина на Ланке была 22 м, но это нужно сильно поискать. Cредняяже глубина дайва 10-12 м. Течений там нет вообще, так иногда какое-то движение воды. Поэтому новичкам там не страшно и комфортно. Но учиться на Ланке я бы не сталКаждый день, сидя в баре на берегу бассейна, я наблюдал, как происходит обучение OWD. Английский, на котором говорят местные инструкторы, мягко говоря, малопонятен, поэтому всё объясняется знаками. Как объяснить знаками, что такое воздушная эмболия при экстренном всплытии я не представляю, поэтому главное чему учат – это продувать маску. Потом я наблюдал сдачу открытой воды после такого обучения. Это воистину утопление му-му. У русских инструкторов так даже на интре не плавают. Причем никого не поправляют, на ошибки не указывают, все пофиг. Тем не менее, обучение дайвингу в отеле очень популярная развлекуха. Видимо потому, что более в Нилавели делать нечего.

Утопление Му-му.
Примерно так выглядят люди после обучения в местном дайв-центре. Бредут по воде яко посуху.

Но показывают , что все ОК (а может это воздуха ноль?!).
Еще раз о том, что на глубине исчезает красный цвет- видно на маникюр это не действует!!

Единственное развлечение там это экскурсия на PigeonIsland. А на PigeonIsland единственное развлечение это снорклинг. Но снорклинг на PigeonIsland, по моим понятиям довольно тяжелый. Это не Мальдивы и не Крансоморск где можно пузом скрести по поверхности рифа и видеть красивых рыбок практически не уходя с поверхности. На PigeonIsland нет кораллового рифа, там подводные шхеры, то есть нагромождение подводных скал и камней. И что бы увидеть путных рыбок нужно в эти подводные лабиринты заныривать. Глубиныгде можно встретить не только бабочек, но хотя бы мурен, платаксов и наполеонов начинаются от 5 метров. Постоянно нырять с задержкой на такие глубины способен не каждый отыхающий.
Поэтому, увидев, что на  PigeonIsland присутствует красота и разнообразие подводного мира люди, но воздуха, что бы это спокойно наблюдать конкретно не хватает, люди идут учиться дайвингу. Справедливости ради нужно сказать, что возможно не во всех дайв-центрах Ланки такой пофигизм. На протяжении берега Тринкомали-Нилавели, а больше на северо-востоке Ланки туристических зон нету, имеется порядка семи дайвинг-центров. Так вот в наш дайвинг-центр приезжали русские люди со всей округи, потому что в нашем дайв-центре брали людей без опыта и без языка, а в других дайв-центрах, дайверов, которые по-английски не-алё, тех не брали. Сертификаты не спрашивают, я сказал, что advance -поверили на слово и чек-дайв делать не заставляли. Новичков заставляют идти на чек-дайв. Страховку тоже не спрашивают. Снаряга на прокат абсолютно новая в основном Beuchat. Нырялка происходит с собственных ботов дайвинг-центра. Это не сильно большая лодка, вмещающая восемь дайверов. Вместе с баллонами тесновато. В воду заходят кувырком назад. Скубу собирают на берегу гиды, и сами тащат это дело на бот. Я собирал всегда сам. Береженого бог бережет. А вот лодк приходится затаскивать с пляжа в воду всем миром, тощие гиды одни не справляются.
 Баллоны DIN, есть стальные бочонки, а есть и аллюминиевые свечки все на 12 л. Найтрокса нет.  Бот вмещает баллоны только на один дайв. Поэтому после первого дайва все забираются в бот и плывут на берег менять баллоны. Или бывает, что дайверов высаживают на какой-нибудь необитаемый остров или камень, а гиды плывут за баллонами. Никакой кормежки или поилки не предусмотрено, об этом нужно заботиться самому. Ну типа взять водички, сигарет и бананчик.  Сайтов довольно много, большинство из них подводные шхеры покрытые кораллами - очень красиво. Видимость похуже, чем на Красном море, но по-другому на Ланке не бывает, там через каждые пятьсот метров в океан впадают реки, порой довольно приличные. Но, учитывая, небольшие глубины, видимость и освещенность довольно хорошие. У меня подводные кадры в Нилавели получились даже лучше, чем на Мальдивах.  Встречается очень много тернового венца, так что поторопитесь пока он не сожрал все кораллы. Ходили на рэк (затонувший корабль)- мелководный -10 метров, очень старый уже весь окаменел, как называется не помню. Кто интересуется рэками, тому нужно в Тринкомали, там со Второй мировой этого добра навалом и японские самолеты и корабли. Да там была война, если кто не знал. До сих пор во многих отелях стоят подводные мины-ежики в качестве малых архитектурных форм.
 Рыбы из тех, которых видел сам: Акулы на PigeonIsland- не редкость, но только одного вида – ночные мальгашские. Там обитает оседлая популяция этих интересных рыб. Ходят стаями по 5-10 штук, в основном на сайте именуемом sharkpoint. В других местах на Ланке акул вблизи побережья почему-то нету вовсе. Местные говорят – Будда избавил нас от этой напасти. Акул на PigeonIsland не прикармливают, но они привыкли к людям и внимания на них не обращают. Как и вся живность на PigeonIsland, акулы крупные для своего вида и хорошо упитанные. Есть манты, кстати, мантами местные называют любого ската больше одного метра в диаметре - и стингрея, и орляка, и синеглазку. Стингреи (скат-хвостокол) в окрестностях сайта «pаrrotisland» просто огромные (под два метра в диаметре, поверьте представить себе это трудно)и любопытные сами идут к дайверам.
Я на Мальдивах таких не видел, хотя их там предостаточноТунцы, барракуды и прочая обычная живность для Индийского океана в полном изобилии.
Почему-то почти нет скорпеновых. За исключением крылаток, которых везде путаются под ластами. Хотя, может быть, у меня сложилось такое впечатление, потому что на Ланке мы не делали ночных погружений.
Черепахи встречаются, но не обильно. Интересная особенность - очень крупные попугаи – просто лошади, а не попугаи. Меньше чем полметра вообще не видел. Особенно впечатляют шишколобые попугаи, которые держаться большими стаями. Встретив такую стаю впервые, я их сперва принял занаполеонов, настолько это крупные звери.
Если говорить не только о PigeonIsland и его окрестностях, то есть еще сайты в районе бухты Тринкомали. Там в основном ныряние на рэки. Еще в определенные сезоны говорят, что организуют ныряние с китовыми акулами, но я не пробовал и не очень верил. Выйти на китовую акулу даже на Мальдивах получается не у всех и не всегда. Я никогда не слышал от дайверов или просто отдыхающих, что они встречали китовую на побережье Шри Ланки, а верить показаниям местных, у которых и сенеглазка зовется мантой, я бы не советовал.
Есть еще одна совершенно непроверенная тема, которую я не раз слышал от местных гидов- они уверяют, что в Тринко организовывают нырялку с китами, не китовой акулой, а именно в китами.
Что киты в окрестностях Ланки есть –это несомненно , я сам видел на южном побережье. Весьма популярно развлечение –это сафари на китов. Но на этом сафари не ныряют, а гоняются за китами на довольно больших и быстроходных яхтах, оборудованных сонарами. И киты такие посудины ближе чем на 50 м. не подпускают.
Для ныряния с китами, мне кажется, лодочка должна быть маленькой, может даже зодиак. И еще очень нужно, чтобы кит захотел с тобой пообщаться.
Но вообще хочу разузнать об этом побольше. Потому что ныряние с китами это круть и большая редкость.
Что не понравилось Мелководность - нет ощущения океана, хотя это субъективно. Хотя географически там не Океана, а Бенгальский залив. Организация нормальная, но если есть привычка к  Ланке.
Дополнительные комментарии Резюме - на Ланке есть интересный дайвинг, но не везде, как на Мальдивах. Нужно знать, где нырять. На PigeonIsland очень красиво, как Красное море, но немного по-другому.
Вообще на 90 % рыбы на Шри Ланке те же, что и на Мальдивах, а на Мальдивах, те же, что и в Красном море. Все это Индийский океан. Поэтому мне кажется, на Мальдивы стоит ехать за тем, чтобы посмотреть, прежде всего, акул, мант, и попытаться встретить китовую. Всех остальных ребят можно посмотреть и Красном море, если пойти на сафари, тем более что вода в Красном море попрозрачней будет. Специально ехать на Ланку за дайвингом, разумеется, не стоит – зачем переть такую даль, чтобы увидеть почти тоже самое, что в Красном море. Но если попали на Ланку, то понырять сам Бог велел, не пожалеете. Учиться дайвингу на Ланке не стоит, лучше учитесь в России и приезжайте на Ланку уже готовыми.
Для тех,  кто интересуется, название и адрес дайв-центра
YpsilonDivingCentreАдрес: 11thMilePost, NilaveliBeachHotel,
Nilaweli, Trincomalee, Шри-Ланка

Описывать подводный мир словами бесполезно, поэтому лучше посмотрите подводные снимки с небольшими комментариями, все это окрестности Pigeon Island!

Муренки, куда же без мурен!

Фараонова каракатица

Хоть на Ланке риф и не коралловый , но мягких кораллов и актиний там на целый ботанический сад

Грибная кочка

"Звезда смерти" - терновый венец, страшный враг кораллов, судя по их количеству,
скоро они сожрут Pigeon Island

Голожаберников достаточно даже днем

А это гигантские губки, сплошь усеяные разноцветными "рождественскими елочками". На самом деле, это многощетинковые черви. При приближении они прячутся в дырочке в губке.

"Сердце спрута" и его бесстрашный защитник

Обычная картина -  бабочка порхает над коралловыми зарослями.

Развалины древней шхуны

Мавританский идол, зачем-то заплыл в это мрачное место

Вождь крылаток

Спящая крылатка

Аравийский кузовок тоже проснулся и вылез их гротика

Полукруглая рыба-ангел на входе в каньон.

А вот спинорог, похожий на рыбку-Пикассо, среди валунов

Рыбы-солдаты (и примазавшиеся к ним) в ожидании атаки

Ночные мальгашские акулы на shark point

Вот кто-то потерял свой мозг....

...а-а-а, это наверное это Мамба потерял!!

Голубой платакс

С моим бадди-французом Полем.
"Платакс ! " - подумал француз, "француз ! "- подумал платакс.

Русские отметились красной звездой!

Милашка -пуфер

Хитрая леопардовая мурена спряталась за ёжиком!

Мраморный крабик

Сладкогуб в подводных шхерах

Аравийские хирурги идут двойкой, такая охота!
Зося*
Казахстан, Караганда
1 август 2015 г.
Очень познавательный и интересный рассказ...а фото-вообще-выше всяких похвал!!!
ЛОРРИ
Беларусь, Минск
29 январь 2015 г.
Очень иформативный, без кругов на воде,рассказ.А фотографии актиний и кораллов-выше всяких похвал!
КЛМ
26 январь 2015 г.
Рассказ понравился. Во-первых, тема моя -подводная. Кое-что из сленга дайверов мало понятно, но стараюсь "догнать". Во-вторых, очень хорошая подсказка для тех, кто ищет погружений на Шри Ланка. В-третьих, фотки уже лучше, чем в предыдущем рассказе, но есть еще над чем поработать, подписи к фотографиям юморные. В целом приятное впечатление. Ставлю 10.