Пенза. Россия
Отзыв написан: 24 января 2012 г.

Филиппины — это не просто южная страна, это целых 7100 островов, разбросанных в Тихом океане над Индонезией. Картинки в интернете обещали прекрасные пляжи с белым песком, только вот на какой из семи тысяч островов ехать? До поездки мы не знали о Филиппинах ничего, кроме хилеров, которые чудесным образом без инструментов голыми руками исцеляли людей, доставая из них лягушек и червяков. Можно сказать первобытные знания. Постепенно изучая историю страны, карту, отчеты, расписания паромов и самолетов, список наполнился тремя названиями: Борокай, Эль Нидо и Бохол. Что там говорить, первые два местечка были словно с рекламы Баунти, но фактор удаленности сыграл свою роль — делать третий сегмент на самолете за двухнедельный отпуск не хотелось. Остановились на варианте Москва — Гонконг — Себу — Гонконг — Москва. Именно из Себу можно было очень легко и быстро, но без взлетов и посадок, попасть на о. Бохол. Он имеет идеальное положение, этакая жемчужина, окруженная другими островами, которые надежно защищают его от суровых внешних факторов, как- то тайфуны или цунами.

Ночной вылет из Гонконга авиакомпанией Себу Пасифик сам по себе развлечение. Подойдя к гейту за полчаса до вылета, мы не обнаруживаем ожидающего нас самолета, который как правило уже за час находится на изготовке. Изучение табло вылетов и прилетов помогло найти ответ — оказывается, мы ждем рейс из Себу, на стоянку у него ровно 15 минут и затем он тем же летным составом отправляется обратно. Ну, благо рейс не длинный (2,5 часа) и кормить пассажиров не надо — следовательно, нечего и готовить. Проходя в салон, с удивлением обнаруживаем пилотов, стоявших там же, которые с нетерпением наблюдали за скоростью заполнения салона, явно надеясь вылететь пораньше. Раньше и вылетели. Самолет заполнился лишь на одну треть в основном филиппинской публикой. Мы плавно перетекли на свободные ряды, где и проспали весь полет. К слову, вместо кормежки стюардессы предложат вам поиграть в игры на быстроту реакции. Например, сложить пальцами фигуру десять, показать свою фотографию на любом документе и т.д. Из призов были кружки, игрушки, сумки с символикой Себу Пасифик. Мы ничего не выиграли — скорость реакции после 12 часов прогулок по Гонконгу уже не та.

Терминал прилета удивил своей деревенской простотой, какие-то «рубиновые» мониторы, деревянные тумбы, обменник без информации о курсах. На ночь остается работать только один, что дает ему право устно диктовать курс обмена, видимо в зависимости от внешности клиента. Нам было предложено поменять доллары курсом 1:40, хотя днем позже в банке мы уже разменивались курсом 1:43. Грабеж! Но оставаться в аэропорту в ожидании утра хотелось еще меньше. Ловим такси по счетчику, просим отвезти к пирсу 4 компании СуперКэт. Уже на этом этапе понимаем, что трудностей с языком абсолютно нет, население отлично общается на английском. Ехать минут 30, за это время была возможность рассмотреть город, но как-то не получилось. Освещения улиц особо нет, видно, что народ снует периодически, но кто и что делают — непонятно. Вообще было ощущение, что если нас сейчас где-то по пути выбросят, живыми мы не выберемся. Добравшись до места, с удивлением обнаруживаем очередь за билетами, хотя продажа еще не началась (время около 5 утра). Таксист сдачи дать не может, смотрит на нас испуганными глазами, просит разменять. Это где же я тебе разменяю, товарищ? В незнакомом стремном городе ночью? Уже хотела было спросить я, как из очереди отделилась филиппинка и с улыбкой разменяла мне пятисотку. Надо же, первое приятное удивление, спасибо.

Тут, как по волшебству открывается пункт продажи билетов, я покупаю сразу туда и обратно. Выгоднее всего брать обратный билет в пределах 7 дней, тогда скидка будет около 20%. Мы возвращались на восьмой. Идем в порт ждать отплытия в Тагбиларан в 8:30 утра. На пороге весит вывеска «Имеешь билет, заходишь в порт». Улыбнуло и чем-то напомнило лозунги пожарной охраны в «12 стульях». Перед входом в зал ожидания несколько этапов проверки: просветить вещи, дать понюхать собаке... И везде смотрят билеты и спрашивают «Why so early?” Этот вопрос мы не переставали слышать на Филиппинах, реально складывалось впечатление, что на месте (порт, аэропорт) надо быть минут за 20. Тогда наверно вопрос автоматически менялся бы на Why so late?

Сидим, ждем, время течет медленно, за окном просыпаются краски.

В 8:30 еще только объявили посадку, и ровно в 9 утра мы тронулись. Выбирая компанию для переправы, скажу честно, не руководствовались принципом экономии. SuperCat — одна из самых дорогих, но одновременно самых комфортных. Все-таки страна бедная, хотелось застраховаться от перегруза, что там порой не редкость. На Филиппинах, состоящих из тысяч островов, очень развит водный транспорт, даже лучше чем воздушный. Нет такого острова до которого нельзя доплыть! :-) Но есть в этом очень неприятный момент, связанный с погодой. В случае тайфуна или большой волны никто просто никуда не поплывет. Можно так застрять на день, а можно на неделю — как повезет.

За все время нашего пребывания на Филиппинах не просто не штормило, не было вообще никаких волн. Такой гладкой поверхности моря я не видела еще нигде в мире.

Поездка была очень комфортабельной, даже муж, страдающий обычно морской болезнью, в этот раз весело смеялся над фильмом с Джеки Чаном все полтора часа, что мы плыли.

На выходе нас сбивает с ног жаркий сочный морской воздух. Его уже успело прогреть южное солнце, и мы наконец-то раздеваемся. На выходе из порта два десятка зазывал-таксистов. Цена до отеля на Алона Бич одна у всех — 600 песо. Не торгуются абсолютно. Мы резко выделяемся из толпы озадаченных прибывших и грузимся в старенькую Тайоту. Реально был шанс остаться без извозчика, а ждать уже надоело. Кстати, многие приезжают на Бохол на день без ночевки с целью осмотра острова. Встречающие таксисты держат в руках прейскуранты не только цен до отелей, но и осмотров достопримечательностей. В дневную программу можно успеть включить все основное и здесь уже торг уместен, т.к. цена идет на тысячи. По пути наш извозчик успел не только рассказать краткую историю Бохола, но и разочароваться в нас как в потенциальных клиентах. Все экскурсии у нас были уже заказаны.

До Алоны минут 30 езды от порта. Первый наш отель Harmony был нужен нам всего на 3 дня с целью остановиться недалеко от пляжа. 3 дня мы планировали просто купаться и отдыхать. А уж потом переместиться на маленький о. Панганган (соединен с Бохолом), где у нас был расписан каждый из пяти дней.

Собственно Алона также находится не на самом Бохоле, а на острове Панглао, соединенным с Бохолом мостом. Отель был из разряда лишь бы переночевать. Цена ничтожная, отзывы неплохие, завтрак включен. Персонал очень приветлив, заселили без проблем уже утром. Единственное, что напрягало — это муравьи. Просто какое-то немыслимое количество муравьев постоянно пролагало свою тропу через наш коричневый чемодан, куда бы мы его не положили.

Отель располагался не на первой линии, как и большинство отелей, т.к. длина самого пляжа очень и очень невеликая. И вся эта территория в 500 м от пляжа активно застраивается. Застройка хаотичная, как соты. Путь дальних пролегает через территорию ближних. Основной дороги как таковой нет. Складывается впечатление, что нынешние строители и инвесторы Алону и угробят. Пляж и так маленький, купаться можно и вовсе на клочке длиной в 50 метров, а если все вокруг застроить и заселить, то остается надеяться, что все они будут дайверами, а не пляжниками.

В первый же день у меня случилась депрессия. После всего комфорта, к которому я привыкла на отдыхе, Алона ассоциировалась у меня с деревней в Тамбовской области. Дороги как таковой до пляжа нет — обычная накатанная земля, размытая постоянными дождями. Так и норовишь упасть в лужу, поскользнувшись на грязи.

Купаться негде — весь пляж в водорослях и заходить в воду по ним очень рискованно, т.к. там могут легко прятаться ежи. Кроме водорослей вход в море делают невозможным бесконечные лодки, ожидающие дайверов. Небо в облаках, дождь начинает моросить время от времени. В общем, тихий ужас.

Но на второй день как-то сами по себе минусы начали превращаться в плюсы и я начала искренне получать удовольствие от эко-туризма. Дороги стали превращаться в развлечение, удаленность от пляжа одновременно означала и тишину тоже, которую мы так любим по вечерам. На пляже, в самом конце мы нашли кусочек, где можно по песку зайти в воду безо всяких водорослей, по пути наблюдая за большими морскими звездами прямо под твоими ногами и собирая диковинные раковины. А затянутое небо не давало обгореть, одновременно даря нежный загар. Дождь и вовсе шел только ночами.

Так мы и жили 3 дня, ловили крабов (чаще безуспешно), изучали повадки морских звезд и копили красивые ракушки. И только муравьи все никак не хотели оставить наш чемодан в покое. Так и уехали с ними на Панганган.

Хозяин отеля на Пангангане англичанин Пол, представительный мужчина лет 50-ти, проживающий на Филиппинах последние 6 лет, и управляющий своим отелем вместе с женой филиппинкой Ара. По моему мнению, их детище Isla Hayahay просто скрытая жемчужина Бохола. Всего 8 бунгало — Пол не гонится за деньгами, зато гарантирована гостеприимная атмосфера этакого маленького пансиона.

Побеседовать с Полом о том, о сем — великое удовольствие. Во-первых, приятно слышать грамотную классическую английскую речь. Во-вторых, просто дивишься подходу человека к бизнесу. Никакой жажды наживы — достаточно лишь сказать, что цены не меняются на период рождественских праздников.

Ара — основной повар в отеле, сразу же выясняет пристрастия в еде и потом балует вас своими кулинарными изысками весь срок пребывания. Обязательно берите пакет с включенным full-board. Завтрак будет стандартным (яичница, блинчики, тосты, фрукты), но очень сытным и вкусным. А вот обед и ужин — это просто нечто. Не будет шведского стола, да он и не нужен. Не будет даже выбора, да и он не нужен. Вам просто принесут суп, закуску, основное блюдо и десерт отменного вкуса, так что каждый ваш прием пищи превратится в кулинарный экспириенс.

В наш 5-дневный пакет кроме питания входили еще и 4 тура. В день приезда мы решили просто прогуляться вокруг. Выйдя за территорию отеля, сразу же оказываешься в деревне, где вдоль дорог сидят на лавочках местные жители и бегают дети. И те и другие с нескрываемым любопытством разглядывали нас, длинноногих светлокожих незнакомцев. Улыбались при встрече взглядом. Детишки кричали «Hello”. Практически никто не оставил нас без внимания.

На следующий день мы и еще пара молодых сингапурцев французского происхождения отправились на Countryside tour. Первой остановкой были Шоколадные холмы — естественные природные образования необычной формы. Как раз на одном из них и организована смотровая площадка. Холмы зовутся шоколадными за цвет, который приобретает трава, выгорая на солнце летом. Мы были зимой, цвет был не тот.

После холмов едем смотреть на тарсиеров — самых маленьких приматов на земле. Крошечные обезьянки, так похожие на инопланетян, никого не оставят равнодушными. Питомник представляет из себя парковую зону с деревьями и тропинками. На деревьях располагаются домики тарсиеров. Они сами либо в них, либо за пределами где-то на деревьях. Не всегда удается найти самим, поэтому у группы посетителей из 10 человек будет проводник. День для тарсиеров — время сна, поэтому активных движений вы от них не увидите. Они спят большей частью, лишь изредка просыпаясь, испугавшись шума от незваных гостей. Должно быть, наша компания для них огромный стресс.

После тарсиеров, уже ближе к обеду, нас везут на речной круиз по реке Лобок.

На самой лодке шведский стол средней паршивости, из развлечений живая музыка и остановка у филиппинских крестьян. Лодки пристают к берегу, где компании одинаково одетых селян начинают развлекать прибывших своей самодеятельностью. В программе песни и пляски. Европейские пенсионеры рьяно кинулись участвовать, мы предпочли смотреть со стороны. Получилось искренне и весело, как ни странно.

Следующим пунктом в нашей программе стала старая церковь из кораллового камня, на сваях которой по легенде проявилось лицо Иисуса. И если на предыдущих остановках наш гид был не слишком разговорчив, то здесь просто не скрывал своей набожности и своего восхищения церковью. Внутри и в самом деле красиво.

Напоследок заехали в пещеру, названия которой уже не помню, да и не впечатлила. На Юкатане таких мы видели очень много, и поживописнее.

В целом тур неплох и ИМХО обязателен при посещении Бохола.

Тур 2. Наблюдения за дельфинами и снорклинг на о. Баликасаг.

Многообещающая реклама, по сути можно не ездить.

Очень ранний подъем в 5 утра. Далее долгая дорога назад на Панглао, Алона Бич. Там нас погрузили на лодку и в компании гида, повара, и 2 лодочников отплываем на поиски дельфинов. Слева начинает пылать рассвет,

справа ночь и полнолуние,

а посередине рваные штанишки капитана.

Первые полтора часа напоминали выставку ослов. Никаких дельфинов, только напряженные взгляды к горизонту и прислушивания. Хотели уже было положить конец этому разводу и предложить поехать на снорк, как, откуда ни возьмись , появились те, кого мы искали. С десяток круглых спин и острых плавников в 50 м от лодки. Дельфины спокойно плыли мимо нас по своим делам.

Еще через полчаса высаживаемся на о. Баликасаг.

Наш поваренок идет готовить нам завтрак, точно тот, который мы привыкли видеть в отеле. Казалось бы, чего проще — дать с собой сухой паек, так нет, специальный человек с нами на полдня поехал, чтобы у нас была горячая еда. Мелочь, а так приятно. Настоящая забота о постояльцах.

Еще очень приятный момент (уж не знаю, связанный с отелем или со страной вообще) — вас никто никуда не торопит. Туры (кроме дельфинов) начинаются тогда, когда вы хотите. Снорклинг будет продолжаться столько, сколько вы захотите. Полная свобода действий. Нам хватило часа. Риф неплохой, но усиленно уничтожаемый туристами и самими филиппинцами. По нему ходят, его рвут руками. Прибрежная зона для снорка напоминает суп из людей и лодок. Постоянно приходится себя ограничивать в движении, что сказывается на восприятии красот.

Тур 3. Island hopping.

ИМХО стоящая вещь. Опять едем вместе с сингапурцами. Для начала на лодке нас подвозят к маленькому островку недалеко от Пангангана, где мы имеем возможность посмотреть, как живет простой филиппинский люд.

Нищета нищетой, но какое счастье на лицах этих людей. Заглядываем в школу.

Нас торжественно приветствуют фразой Good morning, visitors! Опять дети в восторге от бледнолицых, а мы в свою очередь от них. Детей очень много. В семье обычно по 6-7 ребятишек.

Затем просто катаемся по Calape Bay, останавливаемся то там, то здесь ради плавания с маской. Вот здесь есть где разгуляться. Красивейшие нетронутые кораллы. Просто целые сады! Причудливые формы, невероятные цвета! И все это прямо под тобой! Я была уверена, что ТАКОЕ может увидеть только дайвер. Египетский снорклинг и рядом не стоял.

На одной из остановок плаваем над огромными раковинами с моллюсками, должно быть метр-полтора длинной. Это местная достопримечательность.

Тур 4. Danao adventure park.

Неплохое развлечение для любителей экстрима. От отеля у вас будет оплачен путь туда-обратно (кстати неблизкий), одно activity, ланч. Все остальное за свой счет, но цены либеральные: 200 -400 песо на человека. Plunge — 700. Из развлечений suislide,

канатка (чуть ли не страшнее будет, но вид окупает себя),

лазанье по пещерам, каякинг, тьюбинг и прочее. Очередей нигде нет.

На обратном пути нас завозят на устричную ферму, где вы сможете посмотреть, как появляется на свет это деликатес. Суровые парни с мачете нарубят вам сетку моллюсков, а гостеприимная хозяйка снабдит вас соусом и лаймом для поедания свежевыловленной добычи. Я не особый любитель сырых устриц, но в этот раз было вкусно.

В наш последний вечер на Бохоле мы почти два часа просидели на берегу, провожая солнце.

С удивлением обнаружили, что с его уходом все камни на земле зашевелились.

Отличное место для релакса на несколько дней. Кстати, если вы решите поехать на Бохол и остановиться на Пангангане, то быстрее и дешевле добираться из Себу не через Тагбиралан, а через Тубигон. У отеля, пожалуй, один минус. У него нет пляжа. Есть зона для загорания, есть вход в воду. В метрах 100 от берега очень неплохой риф, но идти до него нужно по мертвым пластам кораллов, поэтому не забудьте тапки. Босиком идти крайне опасно.

При уплытии с Бохола необходимо будет оплатить terminal fee, что-то очень символическое, рублей 10-20. Но имейте в виду, что при вылете с Филиппин собирается дань в размере около 550 песо или 14 долларов США, что может стать крайне неприятным сюрпризом, т.к. узнаете вы об этом, уже сдав багаж и купив сувениры.

Отъезд был омрачен еще и чудовищным отравлением нас обоих по пути в аэропорт. Было так плохо, что над нами реально нависла угроза лечь в больничку в Себу. Из города Себу хочется уехать незамедлительно, просто сразу же, как туда попадаешь.

Перспектива там полечиться пугала даже больше, чем остаться там жить. Терпели, как могли до Гонконга, а там как-то само прошло.

Нездоровье, случившееся нами, единственный негативный момент, связанный с Филиппинами. В целом, страна очень позитивная, красивая, интересная и гостеприимная. Не зря же люди начинают туда ездить постоянно, побывав раз.

Горящие туры на Филиппины!
РоВлаВик
Россия, Новокузнецк
8 август 2013 г.
Рассказ, как и отдых - замечательный! Особо улыбнуло про муравьёв и чемодан. Жаль нет подводного фото больших раковин. Миа, ты просто молодец!
Mea Me
Россия, Пенза
13 август 2012 г.
аппарат аппарат Sony alpha 230
tekilla
Россия, Красноярск
13 август 2012 г.
Отличные фото.Какую фотокамеру используйте?
Mea Me
Россия, Пенза
9 март 2012 г.
для Астраханец, есть подозрения, что сэндвичами, которые взяли с собой в дорогу. Несколько часов, проведенные ими на жаре, видимо, не пошли им на пользу
Астраханец
Россия, Астрахань
9 март 2012 г.
Спасибо за очень подробный и интересный рассказ. А чем же Вы все таки отравились? Уж не устрицами ли?
Milaschka
17 февраль 2012 г.
Mea Me, здоровья Вам и финансового благополучия, чтобы больше путешествовали и писали отзывы с потрясающими фотографиями! :)
Skripka
25 январь 2012 г.
Прикольно, фотки супер!
24 январь 2012 г.
Очень здорово! Спасибо Вам большое и за интересный рассказ, и за фото.
cheelena
Россия, Самара
24 январь 2012 г.
Какие чудесные виды закатов!
Спасибо за рассказ и фоты.
Горящие туры на Филиппины!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит
  • Суперскидки от 40% по акции Раннее Бронирование
  • У нас ВСЕГДА дешевле! Звоните сейчас: (499) 215-05-60

Персональный подбор тура на Филиппины!
  • Горящие туры на Филиппины!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!