Отзыв написан: 15 ноября 2011 г.
Посещенные курорты: Гагра

Как всё начиналось.

Начну с того, что это был наш первый отпуск, проведенный в Абхазии, не считая советских времен. В 2008 и 2010 ещё были две однодневные вылазки в Абхазию, в составе экскурсионных групп. Так что, можно сказать, что Абхазия для всех нас была практически чистым листом. Так почему же все-таки Абхазия? Прежде чем выбирать, а куда же нам «рвануть», мы попытались выработать, так сказать единую стратегию отдыха, и понять: а какой отдых, учитывая разницу возрастов (моё семейство это муж и двое сыновей 15 и 22 лет), будет всем по вкусу? Сошлись на следующих параметрах: никакой городской суеты, шумных тусовок, пьяных компаний и гремящей до утра музыки. Шаговая доступность моря - однозначно, но не с точки зрения исключительно пляжного отдыха, а с точки зрения наименьших временных затрат на принятие солнечных ванн и водных процедур. Обязательно: удобное транспортное сообщение и  возможность свободного передвижения в любом понравившемся направлении самостоятельно. Никаких степных пейзажей, только горы! Никакой самостоятельной готовки, но, при этом, «привязка» к трехразовому питанию тоже исключалась, т.е. если питание, то только, как дополнительная, отдельно оплачиваемая услуга.  Хотелось кушать что захотим, где захотим и когда захотим, желательно что-то необычное, новенькое. Основная цель: увидеть как можно больше самых красивых мест, второстепенная – вдоволь насладиться морем и солнцем. По условиям проживания: только номера со всеми удобствами. Телевизор, кондиционер и холодильник в номере условие желательное, но необязательное.

Учитывая наши относительно скромные финансовые возможности и отсутствие загранпаспортов, выбор был невелик: горный Крым, Черноморское побережье Краснодарского края, южнее Туапсе и Абхазия. Краснодарский край отмели сразу – толпы народа и подготовка к олимпиаде. Крым, хоть и манил, но было опасение, что в сентябре там может быть уже прохладно и цены, прямо скажем, не порадовали. Да и Абхазия, если честно, манила значительно больше.  Итак, основной выбор был сделан. Оставалось определиться с городом и жильём. Начинаем шерстить интернет и останавливаем выбор на Новом Афоне: центр страны, т.е удобное транспортное сообщение с любой точкой Абхазии и равноудаленность этих «точек», отсутствие шумных (пляжных и ночных) развлечений,  сосредоточение в одном месте большого количества достопримечательностей. Искать жильё на месте, приехав впервые в незнакомую страну, для меня неприемлемо, поэтому  снова интернет. Остановили выбор на мини гостинице «У моря». Она отвечала всем нашим выше перечисленным запросам, да и цена порадовала: 450 руб. с человека в сутки без питания в сентябре. Номера с удобствами и кондиционером в номере, общим телевизором и холодильником. На дворе май, но решено - бронируем! Банковский перевод в размере 10% от общей стоимости (2000 руб.), получаем подтверждение из «Службы гостеприимства Абхазии», и дело сделано – ждем сентября.

А вот с этого места, начинается самое интересное – я начинаю читать отзывы туристов.  И вот тут я перепугалась не на шутку! На один положительный отзыв приходится, как минимум, два отрицательных. Антисанитария, похищение людей, тотальное воровство, отсутствие сервиса, алчность и ненависть местного населения к «русо туристо», многочасовые очереди на границе, дороговизна продуктов, бездействие милиции, не развитость инфраструктуры, вот далеко не полный перечень прелестей Абхазии, о которых кричит интернет.  Уже мелькнула мысль: «Да бог с ними с 2000 руб., -  здоровье дороже!».  Но первый шок прошел, и я начала трезво оценивать ситуацию.

Во-первых, зарегистрировалась на двух форумах, посвященных отдыху в Абхазии. Обитая на этих форумах (больше читала и задавала вопросы) я научилась, так сказать «фильтровать базар». Заметила, что авторы львиной доли негативных отзывов, желают оставаться неизвестными и, разместив свой отзыв, исчезают с форума навсегда.

Многие такие отзывы, как оказалось, являются откровенной «заказухой». Они, как правило, не содержат никакой конкретики (просто – всё плохо!),  и истинные намерения автора быстро разоблачаются старожилами форумов.

Следующая категория негативных отзывов, это отзывы из разряда «Отзыв обманутых ожиданий». То есть люди, выезжающие впервые в Абхазию, не утруждают себя сбором информации о стране, а смело ставят её в один ряд с другими популярными курортами. Основным критерием при выборе является: «хочу всё сразу, качественно и дешево». А уже по приезду в Абхазию и наступают горькие разочарования: «мы думали там будет 5* и "All-inclusive"  за три копейки!!!! А на самом деле там, оказывается, коровы по улицам гуляют, местное население в пояс не желает кланяться, ну и далее по списку.

Третья (очень редкая) категория негативных отзывов написана людьми, которые оказались в Абхазии, действительно, в неприятной ситуации и при этом не утратили способность мыслить здраво. Эти отзывы наиболее информативны и содержат конкретные «явки и пароли». Наиболее ценны те, которые написаны действительно объективно, авторы трезво, без лишних эмоций оценивают ту или иную неприятную ситуацию, не стесняются признавать собственные ошибки, отмечают как отрицательные, так и положительные моменты, и не дают огульных оценок типа «у меня украли сумку – все они, абхазы, одним миром мазаны». То есть право делать выводы предоставлено читателям, а автор высказывает только свое мнение и не выдает его, как «истину в последней инстанции».  Вот именно на таких отзывах я и заостряла своё внимание, а все остальные отметала, как ненужную шелуху.

Ну и, конечно, не могу не остановиться на положительных отзывах. Эти отзывы наполнены шелестом волн, ярким солнцем, прохладой горных рек, величием гор, запахом шашлыка и кавказским гостеприимством. Читая эти отзывы, невольно заряжаешься положительной энергией и оптимизмом автора, окунаешься в неповторимую атмосферу Абхазии, и всё остальное невольно отступает на второй план, становится неважным. И именно такие отзывы поставили жирную точку в моих колебаниях: ехать или нет. Конечно, ехать! Плевать на все «страшилки» - лучше ужасный конец, чем ужас без конца!

Дальнейшая подготовка к отпуску прошла под девизом:

«Нет,  я не плачу, и не рыдаю.
Хотя не знаю, где найду, где потеряю.
И очень может быть, что на свою беду,
Я потеряю больше, чем найду».

И я начала готовиться. И снова сбор информации. Теперь уже о месте, где мы решили остановиться и окружающей инфраструктуре, особенностях местного менталитета (что можно, что нельзя, а что не рекомендуется), местном общепите (обслуживание, цены, что вкусно, что не очень), об экскурсионных маршрутах и их стоимости, о нюансах перехода границы (не смотря на то, что дважды её уже пересекала), об особенностях и стоимости транспортных услуг и многом, многом другом. Я задавала вопросы и получала на них исчерпывающие ответы – знающие люди охотно делились информацией. Также мне удалось выйти на человека, который уже отдыхал именно по нашему адресу. Его отдых более чем удался, и он снабдил меня подробным описанием всего, что нам ещё предстояло увидеть, дал массу полезных советов. После переписки с ним, пазл сложился окончательно, оставалось испробовать на себе.

Да забыла сказать, что два сайта с описанием домов, расположенных по адресу: Сухумское шоссе 158-160, в числе которых была и выбранная нами мини-гостиница, сами по себе очень информативны и сдержат ссылки на огромное количество фотографий. На одном из них описано всё, до мельчайших деталей, имеется «гостевая книга», через которую можно переписываться с хозяевами (а точнее с родственницей хозяев тесно с ними связанной), чем я активно пользовалась. Имеется рубрика ответов на «часто задаваемые вопросы» и многое другое, позволяющее получить достаточно хорошее представление о местах проживания и окружающем пространстве.

Отдельный вопрос об организации питания. На сайте, для желающих, предлагалось на выбор 2-х и 3-х разовое питание по вполне приемлемой цене. Было представлено недельное меню, преимущественно состоящее из блюд национальной кухни и фотографии этих блюд (ну очень аппетитно!).  Мои мужики плотоядно облизывались, а я боялась, что желание набить желудок пересилит жажду путешествий, или ограничит их продолжительность.  Решила узнать о возможности какого-то компромиссного варианта и задала вопрос через «гостевую книгу». Ответ пришел незамедлительно и заставил больше «выдохнуть с облегчением», нежели огорчиться: «Извините, но в настоящий момент питание не организовывается, из-за недостаточного количества желающих пользоваться данной услугой» и далее перечислялись близлежащие точки общепита, где можно вкусно и недорого покушать.   Так что, об отсутствии питания я знала уже в июле и была больше рада, чем огорчена.

Итак, после такой «артподготовки», я четко уяснила для себя некоторые моменты, касательно отдыха в Абхазии,  которые нужно либо принять за аксиому, либо не ехать в Абхазию вообще:

1. В Абхазии нет сервиса по европейским стандартам и всего из этого вытекающего.

2. В Абхазии имеют место частые отключения воды и электричества.

3. Очистные сооружения в Абхазии не функционируют.

4. Ни за какие деньги никто не будет целовать Вас в ……  (сами знаете куда).

5. Качество обслуживания и жилья не находится в прямой зависимости от количества денег за это заплаченных.

6. Корова – священное животное. Они встречаются в Абхазии не только в селах, но и на улицах городов, а где коровы, там и продукты их жизнедеятельности. Корова на проезжей части – нормальное явление.

7. Туристам – автомобилистам следует строго соблюдать правила дорожного движения. Туристам пешеходам, придерживаться правила «не верь глазам своим», если видишь на проезжей части пешеходную зебру, или для тебя зажегся зеленый сигнал светофора.

8. В Абхазии лучше не болеть.

9. На дешевые продукты, фрукты и лекарства рассчитывать не стоит.

10. Чтобы не случилось, надеяться, в первую очередь, только на себя.

11. Успех Вашего отдыха зависит в равных долях от: Вашей осведомленности, Вашего поведения и банального ВЕЗЕНИЯ.

12. Любая приезжая женщина в Абхазии обречена на внимание со стороны местного мужского населения. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от поведения женщины.

13. Плавки и купальники уместны только на пляже.

14. Абхазия – сочетание потрясающей по красоте природы с элементами потрясающей разрухи.

15. Граница Абхазии с Россией может обернуться суровым испытанием.

Следующие три пункта применительны не только к отдыху в Абхазии:

16. Если вы решили взять на отдых ценные вещи – будьте готовы с ними навсегда расстаться.

17. Рекламу любого жилья следует делить, как минимум, на три.

18. Не следует оплачивать в первый день весь срок проживания.

Криминогенная обстановка в Абхазии – тема отдельная. Не смотря на то, что интернет разрывается от сообщений о тотальном воровстве, грабежах и прочих страшилках, случившихся в Абхазии, я уверена, что понятия «беспринципность» и «порядочность»,  «хороший человек» и «отморозок» не имеют ни гражданства ни национальности. Случиться может что угодно и где угодно. Залогом Вашей безопасности именно в Абхазии, по моему мнению, будет служить, в первую очередь, хозяева, у которых Вы остановились. Ну а бдительность и осмотрительность никто нигде не отменял.  А если всё-таки не повезло, то на правоохранительные органы понадеяться конечно можно, но лучше см. пункт 10.

И самое главное, что я поняла, это то, что первый шаг к успешному отдыху - почувствовать в себе силы понять и принять эту  страну такой, какая она есть! В противном случае лучше отказаться от поездки. Я эти силы в себе почувствовала, а мужчины мои поверили мне.

И вот, что из этого получилось.

Ну вот, наконец, позади все сборы и хлопоты, час пробил! Едем в Абхазию. Чувства смешанные: томительно-радостное предвкушение встречи с теплом и морем, разбавленное щемящей тревогой перед неизвестностью: а что нас ТАМ ждет? Точнее это мои ощущения, а семейство моё пребывает в почти счастливом неведении, так как, в отличии от меня, не обременяло себя посещениями форумов. Получив из моих уст «курс молодого бойца», состоящий из 18-и выше перечисленных пунктов, посмотрев фотографии абхазских пейзажей (в качестве прививки и с элементами разрухи) безмятежно ожидали начала отпуска. Надо сказать, что мы с младшим сыном (в семье – «мелкий»), по сравнению с остальными членами семьи, бывалые путешественники, именно с ним мы дважды посетили Абхазию. Старшему сыну было вообще «фиолетово» куда ехать, лишь бы было теплое, чистое море (прошлогоднее посещение им Херсонской области оставило неизгладимое впечатление о море, кишащем водорослями и огромными синими медузами) и номер  с туалетом и душем. Он вообще в нашей компании человек случайный – не совпали отпуска с любимой девушкой. Самый интересный экземпляр в нашей компании это мой муж, или как мы его все называем «Папа». Для него это был первый в жизни выезд на отдых. То есть у него ВСЁ было впервые!  Как мы подбили его на такую «авантюру» - отдельная история, но родственники и соседи до сих пор удивляются, как нам это удалось.  Скажу только, что когда выбирали место отдыха, Папа с ужасом смотрел на фотографии крупных отелей и просил подобрать что-нибудь попроще, потише и побезлюднее.

Мы в поезде! 202-ой Москва-Адлер в этом году приятно удивил. Новехонькие вагоны с автоматическими дверями, полки напоминают не затрапезную кушетку в советской поликлинике, а мягкие диванчики. Очень порадовали стеклопакеты на окнах, биотуалет, и кондиционер. Настроившись на полуторосуточный релакс после бешенных сборов (все, кроме младшенького махнули на вокзал прямо с работы), принимаем по 50 грамм на грудь и бухаемся спать. Наивные! Проснувшись утром, понимаем, что релакс отменяется. А виной всему попутчик подсевший ночью в Рязани на боковую полку. Этого Колю долго будем помнить не только мы, но и весь наш пятый вагон. Рот у мужика буквально не закрывался ни на минуту – зычным голосом он без устали учил жизни, на примере собственной героической биографии, всех, кто попадался под руку. Причем реакция окружающих его ничуть не волновала, он тупо делал свое дело. Раздобыв на первой же станции бутылку водовки и  проверив её на крепость, путем размазывания по столу и поджога, (она горела, а у нас пропал дар речи), Коля к обеду «уговорил» её с соседом с боковушки, и его речи постепенно трансформировались в заунывное, но громкое пение. Когда кроме нас ещё человек десять настоятельно попросили его завершить концерт, Коля, слава богу, угомонился и заснул, к немалой нашей, да и всего вагона радости. Пока он дрых, народ ходил мимо на цыпочках (не буди лихо, пока спит тихо) и от души нам сочувствовал.  «Испытание Колей» продолжалось до Туапсе, а после того, как он вышел, хотелось напиться от счастья.

Адлер встретил нас шумом, суетой и палящим солнцем. Продираемся сквозь толпу таксистов жаждущих довезти нас до границы совсем дешево (всего за 800р!) за пределы вокзальной площади и там без труда сговариваемся с водителем симпатичного «рено» за 500р. По дороге наблюдаем масштабы «стройки века». Глазу хочется зацепиться за что-то хоть отдаленно напоминающее город-курорт, но тщетно: всюду заборы, клубы пыли,  грузовики с московскими номерами и бесконечная стройка.

На границе вливаемся в пестрое людское море. Увидев такой «провал курортного сезона 2011» мои мужики приуныли. Однако очередь движется довольно бодро, и уже через 20 минут занимаем очередь сразу в три окошка паспортного контроля. Минут через 10 понимаем, что перетекать придется, не туда, где быстрее, а к мужу, у которого самый здоровый чемодан, так как перетащить его поперек нескольких очередей не получиться. Но наше воссоединение вокруг главы семьи встречает бурный протест со стороны соотечественника, стоявшего сзади. Попытки объяснить, что мы одна семья и несовершеннолетнего ребенка не пустят без мамы и папы, результата не дают - парень продолжает возмущаться.  Решаем вопрос миром – пропускаем парня вместе с его другом вперед, после чего он, наконец, успокаивается.  Медленно, но верно движемся к заветному окошку. Вот уже успешно его миновал друг нашего скандалиста. Вот уже он отдает свой паспорт в окошко и …… на нем вдруг зависает компьютер! Ждем ещё 15 томительных минут, но душу греет мысль, что все-таки «бог шельму метит», мы отмщены! Когда последний из нас проходит паспортный контроль, смотрим на часы: прошел ровно час. Еще 5 минут на переход, пожелание «счастливого отдыха» от симпатичной девушки – абхазского пограничника на абхазском паспортном контроле, и ПРИВЕТ, АБХАЗИЯ!

Дорога до Нового Афона

Без труда находим такси до Нового Афона, а точнее таксист находит нас. Предлагает за 1500р. Так как (спасибо форумам!) знаем, что «красная цена» до Афона - 1700р., без колебаний соглашаемся, но уточняем, что нам нужно дальше «ракушки» (центр) и даже дальше вокзала, до первой за вокзалом заправки, в село Пцирхска. Парень колеблется, признается, что слабо представляет себе это место (живет в Гаграх, и возит в основном в Гагры), просит накинуть ещё 500р. Решительно отказываемся и мирно расходимся с взаимными извинениями. Но расставание было не долгим, через минуту парень догоняет и говорит, что согласен за 1500. Резво грузимся в его ухоженную, но не новую иномарку. Я внутренне готовлюсь к аттракциону «абхазские горки», но уже через 10 минут понимаю, что аттракцион отменяется – парень едет достаточно быстро, но вполне себе аккуратно (К стати, в итоге аттракциона избежать все-таки не удалось. За два дня до отъезда, по дороге на маршрутке из Сухума, я вспомнила даже те молитвы, которые никогда не знала!). Болтаем с водителем и наслаждаемся свободной дорогой и окружающими пейзажами. Узнав, что жильё в частном секторе мы нашли через интернет, парень удивленно вскидывает брови. Все дружно хохочем над Папой, который впервые увидев горы, принимает зацепившиеся за их вершины облака,  за лесные пожары.

Новый Афон встречает нас блеском золотых куполов монастыря. Не успев ничего толком рассмотреть, проскакиваем его насквозь до начала частного сектора. Водитель сбавляет скорость, и мы все обращаемся в зрение – выглядываем заветную заправку. Первая обнаруживается минуты через три  слева по борту – она-то нам и нужна! Благодарим водителя и расплачиваемся с ним. Но он не спешит уезжать, а спрашивает: знаем ли мы куда дальше. Называем адрес, и говорим, что точно знаем, только то, что это где-то здесь. Обозрев окружающий пейзаж – утопающие в садах, хаотично разбросанные по пересеченной местности домики, парень решительно запихивает нас обратно в машину и отважно пускает своего железного коня вниз по единственному в зоне видимости крутому спуску, по направлению к морю. Спуск, подъем, поворот, спуск…. Так как народу на улице не наблюдается, а таблички с номерами на большинстве домов отсутствуют, наш водитель развивает бурную деятельность. Он заглядывает во дворы, редких отдыхающих просит позвать хозяев и расспрашивает их. Мы же стоим за его спиной, как стадо баранов, а я понимаю, как лоханулась – здесь, для того, чтобы найти дом, нужно знать имя хозяина, а я этого сделать не потрудилась. Минут через 15 блужданий в трех соснах, в одном из дворов, находим молодую женщину (почти девочку), которая признаёт в нас «своих отдыхающих». Радости нет границ! Со слезами на глазах благодарим нашего водителя, а он желает нам приятного отдыха и уезжает, так и оставшись, для нас безымянным героем. Муж шипит мне на ухо: «И кто там, в интернете, про местных плохо говорил?», а сын сожалеет, что не дали водителю ещё денег. Но хозяйка ведет нас к дому (мы застали её в гостях), до которого всего-то метров 100. Если бы мы повернули голову направо и вверх, то увидели бы знакомую по фотографиям картинку. Чертыхаясь, прем чемоданы в горку (ехать по щебенке они отказываются) и еще раз вспоминаем добрым словом нашего водителя – вот бы мы тут без него поупражнялись с этими чУмоданами!

Гостиница.

И вот, наконец, наш приют. Хозяйка приглашает нас под навес летней кухни и предлагает кофе. С радостью соглашаемся. Чтобы мы не скучали, пока готовится кофе, нарывает с дерева, растущего тут же, здоровенную миску инжира. Жуем потрясающий инжир и, наконец-то, осматриваемся. Увиденное вселяет оптимизм! Просторный ухоженный двор,  в окружении фруктового сада, двухэтажный каменный дом, трехэтажная гостиница (третий этаж не достроен) и просторная летняя кухня под навесом.

Посмотрите направо – горы,
посмотрите налево – море.

Всё чистенько и радует глаз. Однако отмечаю про себя (страшилок то начиталась), что забор вокруг участка явление скорее номинальное, чем защитное. Тишина! Хозяйка приносит ароматный кофе в маленьких чашечках. За чашкой кофе знакомимся, её зовут Гаяне. Ещё раз оговариваем условия проживания – никаких изменений и неприятных сюрпризов, всё также, как было обещано. Единственно – номера получились на разных этажах (заказывали 2 на втором), что нам, собственно, было не принципиально. Не глядя, решаем, что мы с мужем идем наверх, мальчишки – вниз и, допив кофеёк, заселяемся.

Номера

Сразу скажу, что ничего нового мы там не увидели – фотографии, размещённые на сайте, полностью соответствовали действительности. Я даже фотографировать номера не стала. Около 12 м.кв., свежий ремонт, новая мебель и сантехника, кондиционер. На окне – жалюзи. Из мебели: две деревянные односпальные кровати (не скрипучие), на них новые не продавленные матрасы, журнальный столик, 2 тумбочки, 2 мягкие табуретки, платяной двухстворчатый шкаф с зеркалом. Обозрев санузел, я запоздало вспоминаю, что читала на сайте, что в санузлах номеров второго этажа отсутствуют раковины, есть только душ и унитаз (мы тогда, помнится, на это плюнули – лишь бы вода была), но теперь, то расклад изменился, пацанам-то достался 1 этаж! Рву к ним, и понимаю, что обратного обмена без боя не получится. Им вообще на двоих достался трехместный номер! А они уже делят: кто будет спать на «двуспальной» кровати. В санузле действительно обнаруживается сияющая раковина, а над ней полочка с зеркалом. Всё остальное, почти как у нас, только другой расцветки. Увидев их счастливые мордахи, решаю об обмене не заикаться и убираюсь восвояси.

В целом, нашим номерам смело можно поставить оценку «5-». Маленький минус, даже не за отсутствие раковины (об этом предупреждали и мы сделали сознательный выбор), а за отсутствие в нашем санузле каких-либо крючков, полочек и зеркала. Учитывая, что гостиница совсем новехонькая, понятно, что курортный сезон начался раньше, чем у хозяев до этого дошли руки.  Но на фоне всего остального, эта мелочь настроения нам не испортила, тем более, что конструкция санузла позволяла безболезненно к «присутствию отсутствия» приспособится: полотенца – на перекладину  для душевой шторки, туалетные причиндалы – в стакан и на широкий бортик душевого отсека, мыльницу и шампунь – туда же. Делов-то!

Дорога к морю, море и пляж.

Потрошим чемоданы на предмет поиска купальников и плавок и отправляемся покорять море! Дорога, а точнее тропинка к морю проходит через хозяйский фруктовый сад. Бредем с раскрытым ртом: инжир, яблони, груши, виноград, фейхоа, мандарины, хурма, персики! Все деревья усыпаны плодами, и спелыми, так что ветки гнутся до земли, и ещё зелеными. Трава аккуратно окошена, в местах резкого перепада высот в земле вырезаны ступеньки.

Одна минута, и мы уже в тени мимоз укрывших выход с участка
Проходим через калитку, 10 шагов вниз и мы на железной дороге.

Это всего одна колея (ветка на Сухум), и хоть видно, что дорога действующая, напоминает она, скорей, пастбище. Как минимум, штук восемь коров преспокойно пасутся прямо на рельсах. Шутим, что на будущий год возьмем билеты на 75-ый поезд Москва – Сухум и попросим машиниста тормознуть у нашей калитки.

Ещё метров 30  и вот он спуск на пляж. Просто так не спрыгнешь – высоковато будет, пляж укреплен бетонной защитной стеной. Спускаемся на пляж по металлической лестнице (уклон градусов 45), с одной стороны смастрячены деревянные перила.

Нашему изумлению нет границ – на пляже мы одни! Я, конечно, надеялась, что народу будет значительно меньше, чем на нашем побережье, но чтобы совсем пусто!  Первый шок, сменяется бурной радостью.  Без лишних слов скидываем на ходу нехитрые одежды, и заныриваем по полной! Даже мой муж, который после неудачного купания в детстве, к водоёмам близко не подходил, не удержался и поплыл. Накупавшись вдоволь, начинаю придирчиво осматривать пляж, особенно на предмет его санитарного состояния. Пляж галечный, от крупной (ближе к стене), до совсем мелкой (ближе к морю). Есть даже небольшие песчаные участки. На мелкой гальке мы спокойно развалились, даже ничего под себя не подстелив. Также на пляже обнаруживаю, кое-где высохшие водоросли, кое-где древесную кору и пепелище от небольшого костра. Из бытового мусора обнаруживаем единственную консервную банку, которую тут же приспосабливаем под пепельницу, и пустую пивную бутылку. Почти над головой шумит небольшая эвкалиптовая ро.

Аромат непередаваемый – пьянящая смесь запаха эвкалипта и запаха моря. Вдалеке прекрасно просматриваются сияющие купола монастыря и Иверская гора. Море не штормит, но и от штиля такое его состояние достаточно далеко – явно просматривались «барашки». Вода чистая, но прозрачности хватает не более чем на метр. Вход (по колено) мелкая галька и даже песок, дальше – от крупной гальки до крупных каменюк. Но мы, к этому делу, привыкшие, заранее запаслись специальными тапками. Особенный восторг у моих мальчишек вызывает наличие волнорезов, с которых можно нырять и отсутствие буйков и «вредных» спасателей. Понимаю, что про спасателей вопрос спорный, но в прошлом году в Адлере, спасатели, даже при не очень сильном шторме, отгоняли народ от линии воды, не разрешая даже «ножки помочить», что очень напрягало. Но с волнорезов нырять пока запрещаю категорически. На завтра планируем купить какую-никакую маску и предварительно исследовать глубину.

В течение отпуска мы вдоволь насладились и штилем и штормом (шторма можно было бы и побольше – ощущения от купания в шторм непередаваемые). Вода в море была и кристально прозрачной с косяками рыбок в штиль, и совсем мутной во время и после шторма. Однако ни разу ни в море, ни на берегу, мы не обнаружили никакого намека на бытовой мусор и другие продукты жизнедеятельности.  В шторм в море плавала древесная кора, листва, один раз даже ствол дерева (ну очень крокодила напоминал), но никакого, пардон, дерьма не наблюдалось и в помине. У волнорезов оказалось очень глубоко, так что нанырялись мы от всей души (муж, правда, так и не решился, а вот меня дети взяли на «слабО») Несколько раз любовались забавами дельфинов. При этом 90% процентов времени, проведенном нами на пляже за весь отпуск, мы были там в гордом одиночестве. При таком раскладе, отсутствие лежаков (загорали прямо на мелкой гальке, иногда стелили полотенца), отсутствие кабинок, для переодевания (переодевались, повернувшись спиной друг к другу), отсутствие туалетов (до дома минута ходу), не вызвало у нас никаких отрицательных эмоций.

Наши хозяева.

В течение первых двух дней знакомимся со всей хозяйской семьёй. Старшее поколение – Тотос и Алвина, их сын Эдик и его жена Гаяне и их замечательные сыновья – погодки, тоже Эдик и Тотос семи и восьми лет. Впечатления от общения с этим замечательным семейством самые, что ни наесть позитивные. Причем проявления их заботы, радушия и гостеприимства можно было скорее почувствовать, нежели увидеть. Это несколько большее, чем просто слепое механическое действие (убрал – не убрал, помыл – не помыл). Не было в них показной фальши, которую многие воспринимают, как проявление гостеприимства. Не было «шарканья ножкой» перед отдыхающими, но не было и никаких выражений недовольства, замечаний, упреков.  Не было дежурных приклеенных улыбок, но зато те улыбки, которые они дарили, были искренни и шли от чистого сердца. Это порода людей, которые не станут вмешиваться в чужие дела, если их об этом не просят, но и не допустят ситуаций, которые создают другому неловкость. Такие люди всегда уравновешены и контролируют свои эмоции, не демонстрируют ни симпатий, ни антипатий. Общались они со всеми естественно и непринужденно, но, с дру­гой стороны, их поведение не было: ни напыщенно, ни развязно, ни фамильярно и самое главное они никогда не были навязчивы.

Нет в этих людях алчности и желания, как некоторые выражаются, «срубить денег». Я, например, только на пятый день опомнилась, что неплохо бы оплатить проживание. За 5 дней мне об этом никто не напомнил и даже не намекнул. Так прикол был ещё и в том, что я ещё два дня пыталась эти деньги отдать! Всем «гостиничным» бизнесом ведает Гаяне, но её дневной график настолько плотный (проще сказать: вертится, как электровеник), что, даже после того, как я высказала намерение рассчитаться сразу за весь срок проживания, выкроить минутку, чтобы «срубить с меня деньжат» у неё получилось только через два дня, и то мне пришлось самой буквально её отлавливать. Аналогично ситуация обстояла и с продажей продукции собственного производства: мандариновый сок, вино, чача, мед, молоко, сыр и.т.д… Ассортимент и цены были озвучены нам один раз, при заселении. Дальше каждый сам для себя решал, покупать, или не покупать. А вот предложение бесплатно кушать любые фрукты, растущие в саду, повторялось настойчиво и многократно. В итоге я за этот отпуск съела столько инжира, сколько не съела за всю свою жизнь! А мандариновый сок, чача, сыр, молоко, вино, просто выше всяких похвал!

Несколько эпизодов из нашего общения с хозяевами:

Мы с мужем просыпались немного раньше остальных, и я выходила под навес на перекур. Обычно в это время, за столом, за чашечкой кофе уже сидел Тотос – старший. Я подсаживалась к нему поздороваться и потрепаться за жизнь. Через пару минут передо мной возникала чашечка ароматного кофе, сваренного Гаяне или Алвиной. Мелочь – а как приятно!

Возвращаемся с экскурсии на Гегу уже затемно. Во дворе застаём дивную картину: под навесом все столы сдвинуты в один ряд, горы шашлыка, море вина-коньяка-чачи, и уже изрядно захмелевшая компания из самых стойких отдыхающих и Тотоса, запевает «Надежду». Оказывается, хозяева празднуют день рождения внука, и все отдыхающие в числе приглашенных. Проскочить незамеченными не получается, нас отлавливают и усаживают за стол. Тотос никого не обходит своим вниманием – тосты звучат поочередно за каждое семейство. И это не цветистые кавказские заученные наизусть тосты, а простые добрые душевные слова, в адрес каждого из присутствующих. Примерно через час понимаем, что пора отползать, пока мы ещё способны ползти. Оставшийся шашлык всем миром доедали три дня.

Просим Эдика отвезти нас на сероводородные источники в с. Приморское. Стоит поездка 400 руб. за машину туда и обратно. После поездки расплачиваемся, но у нас тысячная купюра, а сдачи у Эдика нет. Отдаем ему тысячу и обещаем, что поедем ещё. Получается поехать только один раз, за пару дней до отъезда. О сдаче в 200руб. даже не заикаемся, так как Эдик, стараясь подвезти нас прямо ко входу, пробивает на машине колесо (дорожка там та ещё!), и благополучно о них забываем. Спустя два дня Эдик везёт нас уже на границу. Таксу его мы знаем - 1700руб. Но подъехав к границе, всё равно спрашиваю у него «Сколько?», отвечает - «полторы». Расплачиваюсь, а про себя удивляюсь, почему подешевело.  И только уже позже до меня доходит, что в отличие от нас, он про те 200 руб. не забыл

Бытовые условия.

Скажу сразу, что этот вопрос мало нас волновал. Главное для нас в этом вопросе – удобства в номере, ну и естественно, наличие воды и электричества.

Так как готовка и отдых, для меня понятия несовместимые наличие или отсутствие кухни тоже было вопросом не принципиальным. На всякий случай всегда возим с собой электрочайник «Малыш», так как максимум, что я делаю на отдыхе, это завариваю чай и стругаю бутерброды. И в этом году изменять я себе не собиралась.

Пользовались кухней мы только один раз в день, по утрам, чтобы позавтракать. Кипятили чайник, делали бутерброды, иногда варили яйца. На этом наше общение с кухней и заканчивалось. Но, тем не менее, там было всё необходимое, для того, чтобы приготовить что-то посерьезнее бутербродов: четырехкомфорочная  газовая плита, мойка,  двухкамерный холодильник, всевозможная кухонная утварь. Кроме этого на кухне стоял телевизор, имелись три длинных стола и лавки. Одного холодильника на всех явно было маловато, и хозяева сообщили нам, что планируют на будущий год закупать дополнительные холодильники.

Электричество за время нашего отдыха отключалось всего один раз, часа на три, после сильнейшей ночной грозы. Соответственно не было воды в гостинице, так как  она подавалась электронасосами, однако в общем душе, туалете и на кухне вода была, так как поступает туда самотеком из  единой на всё село накопительной емкости, а в неё - из горных родников. Горячая вода тоже была постоянно. К стати, все мы благополучно, для пищевых нужд, использовали воду из под крана. Я пробовала это сделать в Адлере – больше не хочу, одного раза хватило, чтобы понять, что пить можно только бутилированную. А здесь все пили из-под крана и ничего!

И ещё мы обратили внимание, что места общего пользования и двор всегда содержались хозяевами в идеальной чистоте.

Село Псырцха

Расположено к востоку от райцентра Гудаута в предгорной полосе. В этом районе горная цепь близко подходит к побережью. На севере границей Псырцхи служит Бзыбский хребет, на востоке Псырцха граничит с Сухумским районом, на юге территория села выходит к черноморскому побережью, на западе — с городом Новый Афон.

Тихое и очень живописное местечко, настоящая деревня.

Не портит его даже наличие железной дороги. Её можно угадать по проходящим дважды в день электричкам и поезду Москва – Сухум. В остальное время железная дорога - это место активного пастбища местных коров. Сухумское шоссе, от нашего дома – в трех минутах ходьбы и это очень удобно в плане передвижения. С транспортом вообще проблем никаких, даже не нужно голосовать, водители сами останавливаются и предлагают подвезти. Как-то сидели на отбойнике у заправки и ждали машину, чтобы ехать на экскурсию. Машина задержалась на 20 минут. Так за эти 20 минут около нас притормозило аж три легковушки и одна маршрутка! А потом мы познакомились с местным таксистом Зиновием, который был у нас чем-то вроде радиотакси. Это было очень удобно, особенно при поездках в Афон, в том плане, что не нужно было тащиться до «ракушки» и искать транспорт. Позвонил Зиновию, и он тут как тут – заберет из любого места. 150 рублей за всю машину на четверых выходило чуть дороже маршрутки.

Когда, в процессе сбора информации перед отпуском, я узнала, что передвигаться пешком по Сухумскому шоссе в нашем районе можно только по обочине – это меня немного напрягло. Но знающие люди с форума успокоили, сообщив, что движение по Сухумскому шоссе не сопоставимо с московским, и обочина достаточно широка, для спокойного по ней передвижения. По обочине нам пришлось ходить только в кафе, а это около 700 метров, и исключительно по вечерам. Строем в колонну по одному мы не шагали, но и на асфальт не выходили. Шли свободно, машины сами по себе – мы сами по себе, никто друг не мешал.  Во всяком случае, не только в кювет прыгать, но и просто вздрогнуть нам не пришлось ни разу. В темное время шоссе хорошо освещено. Гораздо больше меня напрягали перекрестки в Афоне и Сухуме, их приходилось перебегать не хуже сайгаков. Если какая-то машина вдруг решала остановиться на красный свет, то сзади немедленно начиналась серенада из автомобильных гудков. Когда один раз в Сухуме на пешеходном переходе нас пропустила машина с местными номерами, у меня от изумления пропал дар речи.

Магазинов поблизости было три. Два из них  в двух минутах ходьбы от дома и еще один, чуть дальше, в кафе, куда мы ходили ужинать. В основном отоваривались в одном из них – заведение, типа сельпо советских времен. Ассортимент просто потрясающий: от автомобильных запчастей до продуктов питания. Там удивительным образом находилось всё, что нам было нужно. Карточка, для оплаты телефона – пожалуйста! Горячий хлеб и булочки – пожалуйста! Скотч и изолента – пожалуйста! Сладкая, но маленькая дынька – ради бога! Хозяин и продавец сего заведения – Боря, тоже оставил у нас самые светлые воспоминания. После первого посещения, встречал нас, как старых знакомых. Ни разу не подсунул нам никакой дряни, ни разу не обсчитал. Всегда сдержанно улыбчив,  вежлив и обходителен.

Безопасность.

Не могу не коснуться этой темы, так как она особенно злободневна, касаемо именно отдыха в Абхазии. Скажу сразу: в Абхазии нас не ограбили, не обокрали, ни разу не оскорбили, не обругали и даже в нашу сторону косо не посмотрели. Я не зря, когда описывала гостиницу, упомянула  о символическом заборе вокруг участка – местами сетка местами колючая проволока в три ряда, которая остановить может разве только корову. Но, не смотря на это, наш покой, ни разу никто не нарушил. По ночам мы спали с открытыми окнами, да и двери номеров на ночь закрывать зачастую забывали. Один раз даже забыли пляжную сумку с фотоаппаратом «Никон колпикс» на улице, около двери в номер. Утром забрали от туда, где положили. По началу, я ныкала деньги и ценные вещи по разным потаенным местам, но скоро бросила это занятие. Понимаю, что это более, чем беспечно, но было ощущение полного спокойствия и безопасности, за что я до сих пор не перестаю благодарить наших хозяев. Спустя пару дней после приезда, мы заметили, что хозяева – мужчины не ложатся спать до тех пор, пока не вернутся и не улягутся спать все отдыхающие. После этого с цепи спускалась устрашающего вида собачка. К стати, пес – умница! К тем, кто находился во дворе, он испытывал самые нежные чувства, но если кто-то приближался к участку со стороны, превращался в серьёзного охранника. Мы особенно близко с ним познакомились, так как просыпались раньше остальных и его ещё не успевали привязать. Да, как же я забыла! Одна кража у нас все же произошла – этот шкодник спер у меня из-под носа полкило вареной колбасы!

Общепит Абхазии ну о-о-о-очень нас порадовал! Но тут следует отметить, что мы были готовы к тому, что скорости обслуживания, как в Макдоналдсе не будет. В основном, если никуда не уезжали, питались мы в двух близлежащих кафешках: в гостевом доме «Мандарин» и «У Робика». А в поездках предпочитали апацхи. Господи, чего мы только не попробовали!

Пишу, а слюна на клаву капает. Копченое мясо, солянка по-абхазски, садж-кебаб, долма, хачапур, копченый сыр, да один шашлык чего стоит! Единственное, что мои мужики не оценили, это мамалыгу и фасоль. А у меня они пошли на ура! Вот только осилить всю порцию ни разу не получилось. По поводу обслуживания никакого негатива не осталось. Обычно мы заказывали бутылочку вина или кофеек и просили принести это сразу. Поэтому наше ожидание остального заказа, не было слишком утомительным. Да и более получаса ждать не приходилось. Непроизвольно нам удалось повлиять и на скорость нашего обслуживания. Просто, когда официантки извинялись (а они извинялись!) за то, что нам пришлось подождать, мы отвечали, что никаких претензий не имеем, а искренне им сочувствуем, потому что носились они, действительно, как заведенные. И так получилось, что простые слова сочувствия превратили нас в любимых клиентов и обслуживать нас стали в первую очередь. С некоторыми девчонками даже удавалось немного потрепаться «за жизнь», а прощались мы со слезами на глазах.  Надо ли после этого говорить, что нас ни разу не отравили и не обсчитали? А когда приносили счет, буквально требовали  обязательно его проверить, нет ли какой ошибки. Один единственный раз, в «Абхазском дворике» в Афоне, нам приносили заказ в очень загадочной очередности: сначала шашлык, мамалыгу и фасоль, потом харчо, потом салат, а в завершении картошку фри и хачапур. При этом картошку принесли вместо двух, одну. Но вот этому мы были как раз очень рады, так как больше в нас уже не лезло, тем более в счет её тоже не включили. Сей «каламбур» мы списали тогда на неопытность официантки (совсем молоденькая девочка обслуживала), тем более, что посещали мы это кафе не один раз, и такого не было. Да, забыла сказать, что заказывали мы, то, что душа требует не обращая внимания на цену того или иного блюда. Общая цена всего заказа, включая алкоголь (нам - бутылку вина и 150г. коньяка Папе) варьировалась от 1200 до 1600 руб. на четверых.

Было и несколько моментов, которые мы до сих пор вспоминаем с улыбкой:

Приходим первый раз в «Мандарин» ну очень голоднющие! При выборе блюд – голод худший советчик, хочется всего сразу и побольше! Официантка - Арина, записав наш заказ, с жалостью и сочувствием смотрит на нас и произносит: «Вы не переживайте, всё, что не доедите, мы вам с собой завернем!». В тот раз я думала, что лопну, но «с собой» пошел только хачапур. Мы не сразу научились рассчитывать свои силы.

Не помню, в какой кафешке, кажется тоже в Мандарине, "мелкий" решил заказать себе салат «Мексиканский». Официантка настойчиво предупреждает, что он очень острый, но «мелкий» стоит на своем, типа фигня, обожаю остренькое и не такое кушали. Мы берем себе обычный салат и мясо по-абхазски. Замечаем, что наш мелкий, что-то как-то долго ковыряется в салате и лицо у него какое-то каменное. Приносят мясо, пробуем – довольно остро, но если периодически винцом запивать, то очень даже вкусно. И тут наш мелкий не выдерживает: вы, говорит, моего салатика лизните, и вам ваше мясо парным молоком покажется! Пробуем салатик и я понимаю, что значит «в зобу дыханье сперло»! Муж и старший сын застывают с каменными лицами. На глазах выступают слезы. У меня такое ощущение, что во рту взорвалась петарда, а из ушей вот-вот повалит дым. Мелкий, глядя на нашу реакцию, сваливается под стол от хохота.  После этого Мексиканского салатика, мясо кажется нам раем и летит уже без запивания.

В «Абхазском дворике», опять же младшенький, и опять же решает выпендриться. Заказывает себе «спагетти-балоньезе». Предупреждаем, что не стоит рисковать, заказывая в кафе с абхазской национальной кухней, итальянское национальное блюдо. Но упрямству нашего мелкого, может позавидовать самый вредный ишак. В результате его спагетти принесли, когда мы свой заказ уже доедали, и напоминало «это» кашу сероватого цвета с вкраплениями мелко нарубленных грибочков. Мы хохотали до слез, пока мелкий давился этим деликатесом – кашу он с детства не выносит.

Не могу не сказать пары слов про кафе «У Робика». Нам очень нравилось там бывать и не только из-за хорошей кухни. Подкупала сама атмосфера заведения. Живая музыка, мило и уютно, не смотря на то, что кафе стоит практически на обочине Сухумского шоссе.

Хозяин сего заведения Робик - очень харизматичная личность. Сначала удивило, что хозяин сам встречает и провожает всех посетителей, со всеми мужчинами здоровается за руку, это было неожиданно, но очень приятно. И самое интересное, что он еще всех запоминал. Когда мы пришли во второй раз – встретил уже, как старых знакомых, по-дружески, но  без лишней фамильярности, не забыв поблагодарить нас за то, что мы отдаем предпочтение его заведению.  По вечерам в кафе всегда был полный аншлаг, но даже когда приходили новые посетители, а свободных мест уже не было, как по мановению волшебной палочки на свободном пространстве появлялись столы и стулья. Если официантки начинали зашиваться, то к обслуживанию посетителей подключались свободные повара и хозяйская чета. И даже при таком наплыве посетителей, прощаясь с нами, Робик уговаривал нас посидеть ещё, просто послушать музыку и совсем не обязательно ещё что-то заказывать. Ну а кухня там вообще выше всяких похвал!

Культурная программа.

За 11 полных дней нашего отпуска, мы успели совсем немного: облазили основные достопримечательности Нового Афона, дважды посетили сероводородные источники в Приморском, съездили на экскурсию по Восточной Абхазии, погуляли по Сухуму, ну и конечно же джиппинг по маршруту: Гегский водопад, источники Ауадхара, альпийские луга и, на обратном пути уже остановились на Рице.

Естественно джиппинг оставил самые неизгладимые впечатления. Восторг и эйфория – по- другому не скажешь. Описать всё увиденное словами невозможно, лучше выложу фотографии. Отдельное спасибо нашему водителю Карену! С ним мы чувствовали себя, как за каменной стеной, а его задор зарядил нашу поездку огромным позитивом.

Отдельно хочу остановиться на поездке по Восточной Абхазии. Эта экскурсия не вызвала такой бури эмоций, как джипинг, не была богата на захватывающие дух пейзажи, но была по своему интересна и увлекательна и очень насыщенна. Началась она с незапланированного знакомства с Нижней Эшерой. В день экскурсии, как оказалось, у российской группы войск было что-то типа пересменка и все Сухумское шоссе было забито военными колоннами. А так как наш путь лежал на восток через Сухум, то решили объехать пробку через Нижнюю Эшеру. Уже через пятнадцать минут езды, я поняла, что пустившись в это путешествие, допустила серьёзную оплошность – напрочь забыла про существование таблеток от укачивания! Несмотря на то, что нас вез комфортабельный шестиместный микроавтобус «Хендай», дороги Нижней Эшеры добили меня так, что у Сухумского маяка я выпала из машины в полуобморочном состоянии. Хорошо ещё, что по дороге сделали небольшую остановку у какого-то полуразрушенного советского санантория, где даже на верхних этажах гуляли коровы.

Прежде чем рассказывать дальше, хочу остановиться на личности нашего экскурсовода. Надо отметить, что на эту экскурсию нас пригласили наши соседи – молодая супружеская пара с двухлетним сынишкой. Они уже один раз ездили с этим экскурсоводом и остались очень довольны. Эта экскурсия позиционировалась им как возможность увидеть такую Абхазию, которую не показывают туристам, и от части, прогноз действительно оправдался. Зовут его Федор, по образованию он биолог, а мы позвали его не иначе, как ботаником. Нашу экскурсию можно было смело назвать «Флора Абхазии с отвлечением на достопримечательности». Я очень сожалею, что у меня полнейший дебилизм, в отношении запоминания имен собственных, а уж то количество латинских названий встречающихся на нашем пути, всяких травок, цветочков и деревьев, которыми сыпал Федор привело мою и без того крутяще-мутящую голову в состояние полной прострации.

Однако в Сухуме я ещё не до конца утратила способность радоваться жизни и, выпав из машины в районе маяка, относительно быстро пришла в себя. К маяку подошли какими-то «огородами» и вдруг оказались в эпицентре операции по штурму заброшенного дома. Брутального вида мужчины  в камуфляже и с автоматами в руках ползком и мелкими перебежками подбирались к руинам двухэтажного строения. Мягко выражаясь, мы слегка опешили, но мужики с серьезным видом потребовали, чтобы мы проходили быстрее и не вздумали фотографировать, пообещав, что стрелять не будут. Уф! Слава богу – учения! Побыстрее удаляемся на безопасное расстояние и наблюдаем за процессом уже издалека.

Сухумскую набережную мы прошли пешком: начали от маяка, а сели в машину уже где-то за морвокзалом.

Полюбовались остатками Великой Абхазской стены (до того момента, я знала о существовании только Великой Китайской)

Забрели на какие то заброшенные раскопки, где Федор предложил нам набрать глиняных черепков якобы добытых при раскопках, которые в большом количестве были свалены в каком-то полураздолбанном сарае. Однако, как не был велик соблазн, чувство самосохранения  всё-таки победило: а если бы эти черепки обнаружили у нас при переходе границы?

Где-то на пляже наш мелкий откопал вот такой кактус

Мы тогда еще посмеялись над ним, что если вдруг окажется, что этот кактус занесен в Красную книгу, то-то будет весело, когда нас ним на границе повяжут! Сразу порешили, что ежели чего, то продадим мелкого в рабство. (После успешного перехода границы мелкий скандировал: «Мы – не рабы! Рабы – не мы!», а кактус теперь живет у нас дома, в горшке на окошке).

А вот этот экземпляр откапывать мы уже не решились

А это, земляничное (или клубничное?) дерево

Не буду тратить время на дальнейшее описание сухумской набережной, скажу только, что нам там очень понравилось, и мы решили, ещё раз обязательно сюда вернуться и нагуляться от души.
Уж не помню, кто из нас заикнулся про сухумский ботанический сад, на что Федор ответил, что делать там нечего, и он покажет нам намного больше абсолютно бесплатно. Для начала мы подъехали к забору ботанического сада с тыльной стороны, где Федор и провел нам экскурсию.  Ребята, кто знает, что это за фрукт (а может ягода)?

Федор назвал это, то ли гуава, то ли гуаява, а может ещё как, ну не запоминаю я эти названия! И меня бы это особо не интересовало, если бы мы этого чуда не наелись до отвала. Решились не сразу, а только после того, как Федор с аппетитом слопал пару штук. На вкус немного напоминает инжир, только менее сладкий. Скажу сразу, пошло хорошо и последствий не было никаких. Приехав домой, я набрала в поисковике «гуава, гуаява» и оказалось, что такой фрукт действительно существует, вот только ничего общего с тем, что мы съели в Сухуме, он не имеет. Так что же это было? Пока не узнаю, не будет мне покоя!

Попрощавшись с Сухумом, берем курс на Каманы. Дорога плохо отложилась в моей памяти, так как после 15 минут езды, все мои мысли были только о том, когда будет следующая остановка, и было уже не до созерцания окружающих красот. Вот ведь наградил господь никудышным вестибулярным аппаратом!  Остановились мы неожиданно около заброшенного грузинского кладбища. Но я была бы рада остановке даже около крематория! Ходим между могил… Последние надгробия датированы концом 80-х. На памятниках следы от пуль, всюду разбросаны полусгнившие ящики от патронов, тишина и запустение. Грустно….. Но основная моя цель – глоток свежего воздуха, достигнута, чувствую в себе силы продолжать путешествие. Следующая остановка около кафе, расположенного прямо в лесу, до которого мы доехали быстро и  я не успела "укачаться", даже, как ни странно, испытывала чувство легкого голода.

Перекусив шашлычком  и вдоволь наглотавшись свежего воздуха, двигаем дальше. То, что мы проезжали, вспоминается, как в тумане, помню только заброшенные грузинские села и реку Кодор.

Адекватно воспринимать действительность я начала уже в Каманах, около Святого источника. Народу было немного и в принципе можно было окунуться, но я не решилась. И не потому, что вода холодная, мною как раз двигало желание именно освежиться. Я посчитала кощунством просто поплескаться в таком святом месте. А фальшивить, изображая истовую веру, просто не смогу – это должно исходить из глубины души, а у меня как-то не исходит. Все святые места воспринимаю с чувством  глубокого уважения, но, к сожалению, только с эстетической точки зрения. Среди всех участников нашей экскурсии истинно верующих людей тоже не нашлось, поэтому, послушав рассказ Федора о Святом Василиске, вдоволь напившись воды из источника, просто гуляем и фотографируем.Поднимаемся на холм, где покоятся мощи Святого Василиска.

Вспоминаю, что читала, что-то о Каманском то ли храме, то ли монастыре.  Увидев часовню Святого Василиска,

построенную на развалинах древнего храма, честно говоря, подумала, что читала именно о нем и не стала задавать вопросы Федору. И уже дома, читая о Каманах, поняла, как ошиблась! Знаменитый Каманский мужской монастырь мы так и не увидели. Почему Федор промолчал и не показал его нам? Думаю, что история и архитектура интересовали его значительно меньше, чем ботаника.  Ему уже не терпелось показать нам настоящие плодоносящие финиковые пальмы и заброшенный дендропарк.

Едва увидев нашу машину, я ощутила сильный приступ тошноты. Но вариантов не оставалось – искусством телепартации я не владею, а пешком до Афона далековато будет! Поэтому, собираю волю в кулак и лезу в камеру пыток под названием «микроавтобус Хендай».

Как и куда мы потом ехали, я понимала плохо, мечтала лишь о том, чтобы всё это побыстрее закончилось. Когда машина наконец-то остановилась, я уже находилась в состоянии, близком к обмороку. Хотелось лечь и тихо сдохнуть под ближайшей пальмой. Поэтому все, окружающие нас красоты, меня уже не впечатляли. Помню только заброшенный парк, два очень красивых, но разрушенных здания и легенду, рассказанную Федором о том, что некий князь построил Красный дворец, для своей больной туберкулезом жены. Врачи советовали ей не ночевать в одной комнате дважды, чтобы воздух оставался чистым от бацил. Поэтому князь решил эту проблему с поистине королевским размахом, построив дворец из 365 комнат, по числу дней в году. После этого рассказа, Федор пересел на своего любимого конька и начал рассказывать что-то про слоновые и финиковые пальмы и прочую окружающую флору. Хоть мне и было уже до всего «фиолетово», но это место почему-то очень меня зацепило. Уже приехав домой, и пересматривая фотографии, мне захотелось побольше узнать про него. Так как кроме легенды про 365 комнат в моей памяти ничего не отложилось, я так и набрала в поисковике: «365 комнат».  То, что я прочитала, заставило сердце  дрогнуть и крупно пожалеть о том, что я не смогла по настоящему оценить это замечательное место. Вот, что я прочитала:

«В 1895 году русский князь Николай Николаевич Смецкой купил большой участок земли в Гульрипше. Здесь, на площади в 75 га, он разбивает прекрасный субтропический парк, а в 1900 году принимает решение о строительстве санатория для туберкулезных больных. Уже в ноябре 1902 г. на высоте 120 метров над уровнем моря был открыт Санаторий Гульрипш-1 или как его называли Белый корпус.

Трехэтажное здание с четырьмя, соединенными переходами блоками было рассчитано на 110 мест. Полный пансион в месяц стоил 60 рублей, половину от действительных затрат. В санатории были все удобства – электричество, водопровод, первый в Абхазии лифт, ванны, телефон, почта, экипажи, прачечная, в каждом блоке своя столовая. Порции в столовой не нормировались, окна в палатах были устроены так, что холодный воздух направлялся сначала вверх и затем, постепенно обогреваясь, распространялся по комнате, что давало возможность держать всю ночь и в любую погоду форточки открытыми, следовательно, – больные дышали всегда свежим воздухом.

В 1913 году архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым по заказу Смецкого было завершено строительство санатория Гульрипш-2 или «красного корпуса», того самого, упоминавшегося в легенде.

В то время это было самое большое здание в Абхазии, четырехэтажное, состоявшее из 112 комнат на 250 мест. Полный пансион в санатории стоил 125 руб. в месяц, тоже половина затрат. Имелся электрический лифт, водолечебница, ингаляторий, обширная столовая со сценой для постановок и спектаклей, ванны, водопровод, телефон, почта и экипажи.

Николай Николаевич был истинным сыном XIX века, представителем лучшей части русской интеллигенции и дворянства: просветитель и гуманист — он не только сажал и строил, он неутомимо пропагандировал свои успехи в пересадке и акклиматизации заморских растений. Смецкой везет на выставку в Москву «Русская Ривьера» в 1912 году коллекцию выращенных им пальм, кактусов, агав и других деревянистых, древесных и кустарниковых пород, произрастающих в Сухуми. Участвуя в таких выставках, Николай Николаевич старался ознакомить широкий круг людей с исключительными возможностями культивирования в стране новых видов растений. С учетом его основной цели: охрана здоровья народа, — посаженные им сады должны были выполнять санитарно-гигиеническую функцию — превратить малярийный край в роскошный парк с субтропической растительностью, который в сочетании с прекрасным сухумским климатом должен был стать одним из лучших курортов для легочных больных.

Современному бизнесмену, так называемому «новому русскому», лихорадочно пытающемуся утвердиться в мире за счет приобретенной, часто не без криминала, собственности, вряд ли будут понятны некоторые поступки этого человека. В 1907 году Смецкой обратился в Москву в Городскую Думу с просьбой принять от него в дар санаторий, Гульрипши (белое здание), но его просьбу почему-то не удовлетворили. В 1914 году он отдает безвозмездно в распоряжение Красного Креста красное здание в Гульрипше для лечения инвалидов войны. В 1915 году Смецкой опять обращается в Министерство просвещения с просьбой принять в дар санаторий для лечения учителей и учащихся. Дар был принят, но пока суд да дело, произошла февральская революция 1917 года.

Потом были страшные годы со сменой власти. Николай Николаевич всеми силами пытается сохранить оставшиеся санаторные корпуса и парки. В 1918 году, когда в Абхазии установилась советская власть, он обратился в Ревком с просьбой принять меры по охране здравниц. Новая власть продержалась в Сухуми сорок дней, но в феврале—марте 1921 года с помощью Красной Армии большевики окончательно закрепились в Абхазии. Смецкой остался верен себе: он сам передает советскому правительству свои санатории с просьбой сохранить их как здравницы для легочных больных. Санаторию в Гульрипше в 1921 году было присвоено имя Ленина.

Десять лет прожил Николай Николаевич при советской власти, оставаясь таким же, как всегда: помогал в благоустройстве санаториев, руководил сбором мандаринов. В 1929 году вышло постановление Совета Труда и Обороны о восстановлении этих курортов. Уже тогда санаторий в Гульрипше считался превосходным.

В 1948 году была даже выпущена почтовая марка с фотографией санатория «Гульрипши».

Парк пережил Первую мировую и Великую отечественную, в Сухуми не было гитлеровцев, Белый и Красный корпуса и парки санатория в Гульрипше сохранились. В них поправляли свое здоровье фронтовики. Но вначале 1990-х годов во время грузино-абхазской войны наследию Смецкого был нанесен огромный ущерб. Одно время в дендрарии располагался штаб грузинской армии. Почти столетние деревья нещадно вырубались и шли в костры, многие посадки пострадали от снарядных осколков. Погибли архивы и значительная часть библиотеки. Санатории превратились в руины».

Господи, как же мне стало обидно и больно! Почти 100 лет созидания, труда, любви, благородства были одномоментно перечеркнуты и растоптаны! То, что создавалось кропотливым трудом и с огромной любовью, во благо людей, дело всей жизни замечательного русского человека стало вдруг никому не нужным, а руины Белого и Красного корпуса теперь стоят как памятник «эпохе равнодушия».

Однако, я немного отвлеклась от нашего путешествия. А дело обстояло очень грустно, так как ехать дальше я уже точно не смогла бы. До этого я мужественно молчала, но теперь вариантов уже не было, нужно было признаваться. Я тогда, помнится, на полном серьезе хотела предложить оставить меня полежать на дороге под кустиком и забрать на обратном пути. Даже этот бредовый вариант в то время казался мне лучше, чем перспектива оказаться снова в машине. Однако я недооценила великодушие наших ребят – соседей Пети и Насти. Дело в том, что в начале экскурсии Настя попросилась на переднее сидение рядом с водителем, сказав, что её укачивает. Я не стала возражать, понадеявшись на возможность в случае чего открыть окно. Но машина оказалась с кондиционером и окна сзади не открывались. И теперь Настя, так как ей было очень даже хорошо, без колебаний уступила мне своё место и с согласия всех членов экипажа, отключили кондиционер, а с моей стороны полностью открыли  окно. Дальше дело пошло значительно веселее – при таком раскладе ехать я могла сколько угодно, и по каким угодно дорогам!

Следующим пунктом нашего путешествия было посещение бесплатных сероводородных источников где-то в районе Тамыша. Решение это было принято Федором спонтанно, после того, как разговор случайно зашел об источниках в селе Приморском. Такое поведение Федора, за время экскурсии, стало для нас уже привычным. Ещё около получаса и вот они источники. Менее цивилизованно, чем в Приморском, но вполне пристойно. Народу значительно меньше. Однако от принятия сероводородных ванн отказываемся – как то уж очень грязновата купель показалась. А предприимчивый местные житель уже снуёт между желающими оздоровиться и сшибает по стольничку с носа.

Факт превращения бесплатных источников в платные, Федор воспринял, как личное оскорбление. И он решил, во что бы то ни стало, окунуть нас в бесплатных, как и обещал. Снова куда то едем. Следующие источники приводят нас в состояние легкого шока.

В ТАКОЕ, я не согласилась бы залезть, даже если бы мне за это хорошо заплатили! Осторожно интересуемся у Федора, много ли здесь еще подобных источников? Ответ заставляет в очередной  раз изумиться предприимчивости местного населения. Оказывается реальные источники где-то в другом месте, а то, что мы видим всего лишь прорыв трубопровода, идущего от источников к поселку, при помощи чего этот поселок  отапливается. Где рванет трубопровод – там и бальнеологическая лечебница. На всякий случай предупреждаем Федора, что остальные дырки в трубах смотреть уже не будем.

К этому времени солнце начало уже сильно склоняться к горизонту. Но как оказалось, это ещё не финал нашего путешествия. Федор жаждет показать нам Сухумский аэропорт (опять разговор случайно зашел).  Слабо представляем себе, как это будет выглядеть – обычно аэропорт это особо охраняемая территория, но любопытство берет верх, поэтому соглашаемся. Как ни странно, но подъезжаем к аэропорту со стороны главного фасада. Я, честно говоря, думала, что Федор потащит нас через какую-нибудь дырку в заборе.

На площади ни души. Видим два здания аэровокзала: первое, ещё сталинской постройки – свежее и отреставрированное, второе – годов 70-х – 80-х из стекла и бетона – заброшенное, но не разрушенное и не разграбленное. До нашей делегации никому нет дела, поэтому  смело направляемся вслед за Федором ко второму зданию. Однако всё не так просто – все стекла в здании целы, а двери закрыты. Однако Федор не такой, чтобы просто так сдаться. Из нескольких стеклянных дверей он выискивает одну, закрытую просто на деревянную палку. Проход свободен! Увиденное, в очередной раз, навевает грустные мысли: когда-то здесь кипела жизнь, а теперь…. вот, что осталось от былого величия

Поднимаемся на широкий открытый балкон и осматриваем панораму летного поля и несколько старых самолетов.

Так как не покидают опасения, что нас здесь могут сильно «нахлобучить», предпочитаем смотаться оттуда побыстрее.

Смеркалось… Движемся по направлению к дому. На переднем сидении и с открытым окном чувствую себя почти счастливым человеком. Почти – потому что усталость такая, будто в одиночку разгрузила вагон угля. У всех остальных на лицах написано тоже самое. Лучше всех, как ни странно, чувствует себя двухлетний сынишка наших соседей. И вообще за всю дорогу он не ныл, не скулил, не закатывал истерик – просто чудо, а не ребенок! Проезжаем мимо какого то, как сказал Федор, экспериментального растениеводческого хозяйства. Отмечаем шикарные сосны с огромными шишками, на что Федор немедленно реагирует (его энергия не знает границ!) и предлагает остановиться и нарвать, так как такие шишки в ботаническом саду продают по 50 руб. за штуку. Вяло отказываемся, так как сил совершать лишние телодвижения, уже не осталось. Однако Федора просто так не возьмешь!  Тогда он спрашивает: «А мандаринов хотите?». Отмахиваемся, ну какие в сентябре мандарины – только зеленые! Да нет, говорит, спелые! Оставить без внимания такое чудо рука не поднимается, поэтому тормозим (а наш водитель уже тихо матерится). Так как наш «мелкий» оказывается самым молодым и длинноногим, то лезть через забор приходится ему. Спустя пару минут он уже отоваривает нас шикарными шишками. Следом за шишками нам в руки уже валятся те самые мандарины. Федор говорит, что это какой то экспериментальный сорт. Размером они с алычу и такие же ярко-желтые. Но на этом сходство с алычой заканчивается – это чудо явно из семейства цитрусовых. Кожица тонкая, очень ранимая и сладкая, а мякоть – вырви глаз! Даже лимон отдыхает! Берем с собой пару горстей (с чаем, они потом очень даже хорошо пошли!) и до Сухума движемся уже без остановок. Очень жаль, что не получилось сфотографировать эти мандариновые деревья, уже темнело, а возиться с настройками фотоаппарата, не было уже ни времени, ни сил. Где-то в центре останавливаемся (всем нужно в магазин), расплачиваемся и прощаемся с Федором. По дороге до дома обмениваемся впечатлениями и приходим к единодушному мнению, что в принципе экскурсия удалась, несмотря на импульсивность Федора и отсутствие сильных эмоций.

Основные достопримечательности Нового Афона нам удается обойти в три захода. Подробно останавливаться на них не буду, потому что про них уже и так много везде написано. Скажу только, что никакие описания и фотографии не способны передать это пьянящее ощущение свободы и красоты, которое испытываешь от созерцания реальности. Сказать, что нам понравилось – это ничего не сказать, мы были в восторге!

Были ещё поездки в село Приморское, на сероводородные источникии прогулка по Сухуму с заходом на рынок за специями и обедом в Нартаа.

Отъезд.

Мы и не заметили, как промелькнул наш отпуск! Уезжать не хотелось категорически! Но делать нечего – пакуем чемоданы. Так получилось, что к нашему чемодану и двум сумкам добавляется ещё и здоровенный баул (как у челночников). Учитывая, что нас четверо, мы затарились дарами Кавказа по полной программе. На поверку у нас получилось: 14 Х 0,7 бутилированного вина, 3 литра местного разливного коньяка (настойки), по 1,5 л меда, чачи, домашнего вина, специи, чай, головка копченого сыра, банка варенья из фейхоа и трофейный кактус. Распихиваем всё это в равных пропорциях по сумкам и чемодану между вещами, а не поместившиеся шмотки сваливаем в баул. Поклажа, мягко говоря, получается неподъемная и, кроме этого мы отдаем себе отчет, что возможно на границе нам придется напоить всю очередь.

И вот снова граница. Едва выйдя из машины Эдика, замечаем тетеньку с тачкой. Она тоже нас замечает и кидается к нам, а мы к ней! Договариваемся за 150 руб. Закидываем поклажу на тачку и споро двигаемся в пограничную зону. Тетенька прет не хуже локомотива, так что мы еле-еле за ней успеваем. Я даже не успеваю выкурить сигарету, как мы оказываемся у абхазского паспортного контроля. Буквально пролетаем его – у старшего сына, шедшего в арьергарде, даже не просят паспорт. У российского паспортного контроля слегка переводим дух – в каждое окошко стоит по 2-3 человека. Тетенька с нашими чемоданами проскакивает первой, за ней муж. Когда мы с сыновьями подходим к ленте, наши чемоданы уже по ней едут – тетенька и муж обошлись без нас. Я на скаку скашиваю взгляд на пограничника, сидящего перед «телевизором» и вижу, что при виде наших чемоданов, на его лице не дрогнул ни один мускул. Старший сын, который вечно нас догонял, даже не сообразил сразу, что граница уже позади. Мелкий радуется, что продажа его в рабство не состоялась. Все вместе дружно жалеем, что не взяли больше спиртного – знали бы, что так будет, в баул ещё вполне можно было бы что-нибудь запихнуть. Договариваемся с нашей тетенькой, что она ещё за 50 руб. довезет шмотки до входа на Казачий рынок – хотелось купить зеленого чая, который полюбился нам с прошлого года, а в Абхазии мы такой не нашли. Сгружаем пожитки на автобусной остановке прямо у входа на рынок и расплачиваемся с тетенькой. Как мы ей благодарны, словами не выразить! Муж хочет добавить ей ещё денег, но вся мелочь закончилась, остались только тысячные купюры, да и тетенька уже растворилась в толпе на Казачке. Муж с мелким идут на рынок, а мы со старшеньким остаемся караулить шмотки. Вернулись они минут через 20 с чаем и очень довольные – им удалось найти нашу тетеньку и отдать ей ещё 100 руб. – тетенька, с их слов, очень этому растрогалась.

По дороге на вокзал, вновь ощущаем приступ тошноты от вида, когда то  любимого нами Адлера. До чего же приход цивилизации может всё изгадить! До поезда ещё целых два часа и мы решаем пообедать на дорожку в кафешке на вокзале. За 500 руб. с носа без алкоголя -  мы не поняли, что мы съели, да и вообще, что пообедали. Решаем догнаться шаурмой, слава богу, что взяли две, а не четыре – капуста, сырая морковь и море майонеза – гадость одним словом. Выбрасываем сей кулинарный шедевр в урну, и ждем поезда в состоянии «не сыт, не голоден». Вот уж не думали, что уже через два часа после перехода границы, с ностальгией будем вспоминать так полюбившуюся нам Абхазию.

Прошло уже полтора месяца после нашего возвращения, а Абхазия всё не отпускает! Я не думала, что такое бывает…. Я впервые отдохнула так, что напрочь отрешилась от всех хлопот и забот. Приехала, что называется, заново родившейся. Первый день на работе читала должностную инструкцию, пытаясь вспомнить, кем я работаю. Потом пыталась вспомнить пароль рабочего компьютера – безрезультатно, слава богу, вспомнила, где я его записала. Тяжелее было со входом в почту и на форумы. Все логины и пароли похожи между собой, но не одинаковые, так что пришлось потратить ещё два дня, прежде чем методом научного тыка, удалось добиться положительного результата. Вобщем "отрубило" меня капитально!  Мы все строим планы на поездку в Абхазию в следующем году. Мелкий уже не желает никакой заграницы, старший мечтает отвезти туда свою девушку, муж вообще Абхазией «заболел», а про меня и говорить нечего! Решили, во что бы то ни стало обязательно туда вернуться, ведь ещё так много всего осталось неизведанным!

Если путь твой к познанию мира ведет,
Как бы ни был он долог и труден - вперед! (Абулькасим Фирдоуси).

Абхазия: цены ниже!
Лилия Семенова
8 июнь 2012 г.
Очень увлекательно!Даже прослезилась...
alexey1960
Россия, Екатеринбург
28 ноябрь 2011 г.
Редко такой длинный рассказ бывает интересным - но у Вас получилось. Поучилось прежде всего потому , на мой взгляд, что Вы - человек позитивный, владеете эпистолярным жанром и Вам понравилась Абхазия... Помню свои опасения при подготовке к поездке в Абхазию в далёком уже 2008г., да ещё грузины тогда барагозили : еле жену уговорил не сдавать путёвки. Восторг от поездки у нас был полный. Читая Ваш рассказ вспоминаю "свою" Абхазию,хочу ещё раз там побывать, но боюсь , что не получится войти дважды в одну и ту же воду. А Вам желаю удачи и новых впечатлений.
20 ноябрь 2011 г.
Вот это рассказище ! :)
MikMik
США, Лос-Анджелес
19 ноябрь 2011 г.
Я был в Абхазии в 79 ещё ребёнком потом в 98 в составе международной делегации...Хорошие воспоминания из детства. Сегодняшняя Абхазия без СССР уже не та, но всё же, такая же.... душевная .....
Спасибо за рассказ и удачи Вам !
YULyasha
17 ноябрь 2011 г.
И Вам, всем, всем, и каждому лично, и форуму в целом, СПАСИБО огромное, преогромное! Ведь я пришла сюда полгода назад робким новичком, практически "слепым котенком", а благодаря Вашей поддержке, дружеским советам, участию и куче полученной здесь полезной информации, получила 12 дней абсолютного счастья!
cameia
17 ноябрь 2011 г.
И я вот осилила... Юля, рассказ потрясающий! Его читать и перечитывать можно бесконечно... А ещё - вновь очутилась я в той сказочной атмосфере, за что тебе отдельное БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
ARTO
Россия, Орел
17 ноябрь 2011 г.
Юля, какая вы молодец! Рассказ замечательный,живой,читается легко, написано отлично, прекрасное "пособие" для путешествующих по Абхазии впервые.На мой взгляд - лучший рассказ сезона 2011. Просто умница!Спасибо, за доставленное удовольствие!
его девушка
Россия, Иркутск
17 ноябрь 2011 г.
рассказ отличнейший. Читала с удовольствием. Рада что отдых получился отменно 100%
YULyasha
15 ноябрь 2011 г.
Спасибо всем огромное за такие оценки!!! А Абхазия не отпустила и не отпустит. Ну очень зацепила...
15 ноябрь 2011 г.
Захватывающий, интересный рассказ. И посмеялся в свое удовольствие. Спасибо Вам.
Мирана
15 ноябрь 2011 г.
Ну, наконец-то, Абхазия "отпустила", даже отчет наславу получился.
Абхазия: цены ниже!
Горящие туры в Абхазию!!!
Спецпредложения с выгодой до 30%! Туры рассрочку или кредит.