Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
21 июля. Гейрангер-Старая Стринская дорога (258)-Лум (Lom)- Лустер (Luster)
По старой привычке мы не сговариваясь проснулись в 6 утра. Я высунула нос из палатки в надежде увидеть начинающее голубеть небо. Утренний фьорд определенно мог стать площадкой для съемки мистического фильма. В плотном белом тумане, скрывающем горы, прямо перед носом крался в порт огромный круизный лайнер. Не оставив за собой даже малейшего всплеска волн, круизник беззвучно материализовался из облачной стены, мелькнул неясным призраком и снова ушел в белое марево. Я заворожено смотрела в туман, ожидая появления гремлинов, пришельцев с лазерными указками и Гарри Поттера на метле. Вместо них пришел муж и утащил меня спать с формулировкой «может-через-пару-часов-прояснится-хоть-немного».
Через пару часов Гейрангер продолжал радовать плотной пеленой облаков и мелкой моросью. Троллям под хвост последовательно отправились пара треков над Гейрангером и очередной водопад. Лезть куда-то по мокрым скользким скалам, чтобы оттуда ничего не увидеть, отчего-то никто не захотел. Далснибба, поворот на которую был едва различим из-за густого тумана, присоединилась под хвостами троллей к уже вычеркнутым из планов пунктам. Погодка за бортом навевала стойкую хандру и полное нежелание покидать теплую и сухую машину. Я с грустью представляла, что мы увидим в таких облаках на следующем отрезке нашего маршрута – Старой Стринской дороге.
Старой Стринской - Gamle Strynefjellsvegen – уже больше сотни лет. Построенная в 1894 год дорога между Grotli и Hjelle заменила собой существовавшие в этом районе с давних пор маршруты в виде малопроходимых «козьих троп». Открытая для проезда только летом, Старая Стринская дорога входит в топ самых красивых норвежских дорог и относится к категории национальных туристических маршрутов. В 1978 году старая Strynefjellsvegen была заменена новым 12-километровым участком с хорошим асфальтом и тремя туннелями, который остается открытым весь год, тем не менее старый отрезок длиной в 27 км между Grotli и Videseter продолжает пользоваться большой популярностью у автопутешественников, для которых природа – главная цель вояжа.
На Старой Стринской нас ждал основательный туман и наглые овцы. Овцы лезли в окна и настоятельно требовали вкусненького. Туман лез в окна и надежно скрывал все предполагаемые красоты. Муж кормил овец сушками, я безнадежно пыталась сделать хотя бы пару фото. Временами из тумана выплывали большие снежники, по которым я по неизвестной причине носилась в постоянно сваливающихся с мокрых голых ног шлепанцах.
Просветление в небесах застало нас аккурат в конце Старой Стринской. Голубой кусок размером с небольшое одеяльце привел меня в неадекватное умиление, вылившееся в бесконечное число фотографий ни о чем, но с пятачком ясного неба. Жизнь вроде как обещала наладиться.
К городку Лум (Lom) мы подъезжали под палящим солнцем. Рассматривая знаменитую ставкирху, муж грелся в теплых лучах, а я бубнила под нос про несправедливость мира: это б солнце да на Старой Стринской.
Самые старые ставкирхи - норвежские деревянные церкви - датируются началом-серединой 12 века, а большинство из них относится к 13 веку. Подобные церкви в средние века строились во многих странах Северной Европы, но до наших дней дошли только норвежские. Исследователи считают, что норвежским церквям посчастливилось быть построенными на задворках Европы - местное население, будучи финансово несостоятельным, чтобы построить каменные церкви или новые деревянные, берегло существующие как зеницу ока. Всего дошло до наших дней 28 древних деревянных церквей - некоторые почти не изменились со времен строительства, облик других, сильно перестроенных во время реформации, восстанавливали во время реставраций в 19 веке, когда был создан специальный комитет по сохранению деревянного зодчества. Во многих же церквях от средневековья, увы, остался только каркас.
Навыки хранения деревянных церквей в сыром климате норвежцы – отличные моряки - перенесли из корабельного дела. Церкви регулярно просмаливали. В наследство от моря ставкирхам достались и отличительная особенность скандинавской деревянной архитектуры - драконы, перекочевавшие с носа драккара, деревянного корабля викингов, на коньки церковных крыш.
Lomskyrkja – церковь в Луме - одна из крупнейших деревянных церквей в Норвегии. Дендрохронологичeские исследования подтверждают, что церковь относится к 1158-59 годам. Нагретые на солнце бревна отчетливо пахнут смолой, старые надгробия рассказывают долгую историю норвежских семей. Рядом с залитой солнцем ставкирхой отчего-то забываешь о времени. Теряешься в нем. Пропадаешь. Я бы не удивилась, встретив за поворотом викингов с мечами. Наверное, временные дыры все-таки существуют.
За Старую Стринскую солнце реабилитировалось на Sognefjellet – очередной национальной туристической дороге длиной в 108 км. Дорога между Lom и Gaupne открылась для движения автотранспорта в 1938 году. Официальный статус Национальной туристической дороги присвоен Sognefjellet в 2003 году, а январе 2007 британская The Guardian назвала Национальную туристическую дорогу Sognefjellet одним из лучших байк-маршрутов в мире.
Как и Гейрангеру, Sognefjellet тоже досталась изрядная доля определения «самый». У озера Fantesteinen, на высоте 1 434 метра над уровнем моря, Sognefjellet проходит через самый высокий горный перевал в Северной Европе. Sognefjellet – ворота в два национальных парка: Исполиновый Край Jotunheimen, с самыми высокими пиками Северной Европы, включая Galdhøpiggen с ее 2 469 м., и Jostedalsbreen, с самым большим североевропейским ледником площадью 485 кв.км. 55 дорога приводит к самому длинному фьорду в мире – Согнефьорду (Sognefjord), а на пути к нему лежит Hurrungane – группа Блудных Детей, с 24 пиками высотой более 2 000 метров выше уровня моря. Потрясающие панорамные виды, снежные пики, вересковые пустоши - дорога с таким количеством «вкусностей» просто обречена была стать популярным маршрутом.
Невероятной красоты пейзажи, открывающиеся с Sognefjellet, заставили нас надолго застрять на 55 туристической дороге. Солнце, словно извиняясь за Гейрангер, солнечными зайчиками отражалось от многочисленных озер, лучами запутываясь об остроконечные пики. Стеклянная карта вершинах помогала разобраться в многочисленных вершинах Hurrungane, снежник рядом с парковкой манил завалиться на него голым пузом, бесчисленные озера отражали причудливой формы белые облака. 55 дорога стала для нас одним из самых ярких норвежских впечатлений.
По дороге к кемпингу мы завернули на пять минут в лес – собрать дуром растущие в норвежских лесах грибы. В кемпинге для нас нашлось замечательное место в двух шагах от фьорда. Пока я мастерила грибной суп по рецепту «куча грибов и одна картофелина», муж пожарил на гриле семгу. Ужин в Dalsøren Camping с видом на фьорд, освещаемый заходящим солнцем, окончательно примирил меня с неосуществленными планами, смытыми дождем над Гейрангером. Медведи, побросав балалайки, шастали в кустах, хрустели ветками и примеривались к рыбному филе.
Вы великолепно передали словами и фото своеобразие этих мест. Спасибо!