Отзыв написан: 17 ноября 2014 г.
Посещенные курорты: Женева, Вадуц, Берн, Люцерн, Монтрё

На автомобиле по Швейцарии

Цюрих, Вадуц, Берн, Люцерн, Монтре, Женева.

Февраль 2013г.

Обязательным дополнением к этому сочинению является путеводитель по Швейцарии, в котором читатель найдет фото и рассказы о достопримечательностях. Здесь же - только мой бесценный опыт. Буду рад, если что-либо Вам пригодится.

Никак не складывалось со Швейцарией раньше. Объехали ее со всех сторон, но, ни разу, даже проездом, не попадали. И вот сложилось.

Несмотря на игрушечные размеры, решили селиться в разных точках и оттуда выдвигаться к достопримечательностям. Вышло:

Zurich - Рейнский водопад (Rhein Fall)

Vaduz – Triesenberg, Luzern

Bern – Thun, Fribourg.

Montreux – Vevey, Gruyeres, Broc, Lausanne

Авто.

Машину бронировал как всегда на www.autoeurope.ie. Momondo нашел, правда, еще одну, тоже ирландскую бронировочную компанию с ценами еще ниже, но не рискнул. Сразу обнаружил, что предупреждения, о том, что в Швейцарии все дорого, оправдываются. Франшиза 1 650 франков. Доп. водитель 12,5 франка в день. Грабеж. Ни разу такого не видел. Разглядывая цены, решил брать механическую передачу т.к. думал, что скользко. Плюс экономия бензина. Как при любой попытке сэкономить, возмездие пришло быстро. Снега на дорогах не было. По опыту знаю, что при пересадке на палку, заглохнешь пару раз выезжая из rent car, а потом про «палку» забываешь. Сев в машину, я посмотрел на «палку» запоминая, что самая левая – реверс, правее – первая и т.д. «Значит, стартовать нужно со второй слева и ручку вперед». Машина стартовала неохотно и все пыталась заглохнуть, но все это я отнес к несбалансированности своего давления на газ и сцепление. Как то я покатился. Но аэропорт Цюриха устроен так, что берешь машину вроде не в подвале, но выезд этажа на 4 выше. И по крутой спирали. В общем, по горизонтали я еще как-то катился, а на подъеме прочно заглох. Вспоминая обучение езде, пытался стартовать с горки с ручного тормоза, но не удалось, как и в те обучательные (студенческие) времена. Хотел скатиться назад, но обнаружил очередь за собой, которая тихо наблюдала за моими упражнениями. Хоть бы погудели. Таня пошла просить очередь синхронно сдвигаться назад, если хотят когда-нибудь выехать. Помучив машину еще и нанюхавшись паленого сцепления, я сдался и пошел к первому, за мной, в очереди на выезд и сказал, что не имею опыта ручной… и не сдвинет ли он авто до первой горизонтальной площадки. Из машины вышел men, с бейджем «Qatar Airways», сказал Тане типа «ты присмотри молодка за моим каром» и мы сели в мою машину. Машина бойко поднялась к первому выезду, но он оказался со шлагбаумом. В общем, до самого верха были шлагбаумы. Наконец мы выехали на горизонтальный участок. Я был очень рад. Выйдя из машины мы увидели, бегущую Таню. «Мать твою, моя машина» или что-то такое сказал добродетель и кинулся вниз по спирали. Я хотел крикнуть: «Да здравствует еврейско-арабская дружба», но забыл, как будет «Да здравствует». Под моим управлением машина еле стартовала и лишь через несколько светофоров я вспомнил, что реверс включается только при нажатии специальной кнопки, и я все это время стартовал с третьей скорости. Дальше дело пошло лучше. Вот почему у них такая большая франшиза.

О машине. Бронировал Wolkswagen Golf – получил Hunday i30. Машина оказалась вполне нормальной. Понравились встроенные парктроники. Шумновата, пожалуй, на 120 км/час. И еще, как то утром запищала. На панели появился значок в виде перевернутого ведра и вываливающейся из него большой снежинки. Т.к. снежинка была только на приборной панели и не очень красная - решил, что ехать можно. Потом в Лихтенштейне увидел русскую семью, которая пояснила мне, что это предупреждение о том, что температура ниже +4 С и может быть скользко.

В дороге использовал Sygic. Все претензии, которые были к программе в Америке сняты. Вела себя замечательно. Все знала. Только во Франции не правильно показывала допустимую скорость. В Швейцарии постоянно спрашивала, ехать ли по платным дорогам или объезжать их. Ездили и так и эдак. В конце узнали, что в Швейцарии платных дорог нет. Все оплатили добрые швейцарские налогоплательщики. А вот французы на нас отыгрались.

Чтобы закончить дорожную тему добавлю, что в какой бы город не приезжал, всегда искал ж/д вокзал и паркинг перед ним. И практически всегда это было удобное место для начала осмотра города. Цена примерно 2CHF/час. Машину можно оставлять и на улице, это примерно 1CHF/час, но нужно бегать и доплачивать каждый час, что часто неудобно. Также оставляли машину в паркингах торговых центров. Они расположены в правильных местах. Но ценовая политика застаиваться не дает. Час, два - за обычные деньги, а потом цена часа стремительно нарастает. Дороги в городах по определению непроезжие. Если есть вторая полоса, то она для автобуса. Тем не менее, в пробках не стоял ни разу. Ездить старался аккуратно. В городе скорость 50км/час, в жилой застройке – 30. Пешеходов пропускал. Я уж стал опасаться, что таким и останусь. Но пронесло. В Москве отпустило.

Про камеры на дорогах. Знаков не видел. Уже вернувшись в Москву получил по почте два штрафа. Оба на французском. Один, как я понял, о том, что можно было ехать 50 км/час, а я ехал 54. За это они попросили 40 CHF и успокоили меня тем, что фото с камеры они третьим лицам передавать не будут. Следом получил просьбу прислать еще 200 CHF за аналогичное преступление в другом регионе. Скорость моя уже не упоминалась. По сумме видно летел как истребитель. К письмам были приложены реквизиты для оплаты. Мой банк платить по этим реквизитам отказался. Сказал, что не полные. Потратил кучу времени на поиск сайта для оплаты штрафов. Нашел такой только для Цюриха. Но там я, как на зло, не нарушал. Звонил в посольство с просьбой подсказать сайт. Добрая русская женщина обещала поспрашивать у послов, но потом сказала, что все очень заняты. С большим трудом нашел знакомых-знакомых в Швейцарии, которые и оплатили. Теперь всем советую: ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА ЗНАКАМИ!!!!!!!!!!!!

…Эй, гражданина!

Ты туда не ходи, ты сюда ходи,

а то снег башка попадёт,

совсем мёртвый будешь!

Василий Алибаевич

Все-таки кататься по этим местам (если вы не лыжник) нужно не зимой. Дождь, снег, наледь на местных дорогах не располают. Зонт, непромокаемая куртка, обувь с Gore-Tex – необходимые условия. Сколько денег я потерял на «сугревных» кофе с булочками и пирожными? Сколько кг приобрел?

Итак…

Цюрих

Жили мы в гостинице «Alexander Guesthouse». Гестхауз, на мой взгляд, предполагал если не деревянный дом, то хотя бы домашний уют. Не оказалось. Весь номер занят кроватью из серого ламината. Из остатков ламината они сколотили столик, типа письменный. Список мебели кончается телевизором, очень цветным в этой юдоли печали. Единственный случай в эту поездку, где мы пролетели с гостиницей. Из плюсов (почему клюнули): расположение и свой паркинг (за 30CHF/день). Гостиница в правильном месте, у Niederdorfstrasse - пешеходной улицы. В день прилета мы успели походить вдоль этой улицы, сходить за реку, посмотреть старый город и пройти по Bahnhofstrasse. Все очень красиво. Даже в дождь. Даже если не ходить к дому, где жил Ленин, день можно провести легко, приятно и интересно.

На следующий день мы поехали на Рейнский водопад (Rhein Fall).

По дороге высокомерно думал: «Ну какие водопады в Швейцарии? Тоже мне Ниагара с Викторией». Оказалось – замечательное место. Очень красиво. Описывать не возьмусь. Тут нужен Гете с Шиллером. Замечу лишь, что смотреть водопад нужно с двух берегов. С низкого берега – бесплатно, только за паркинг попросили немного, что странно для чистого поля. На высоком берегу за небольшие деньги дают войти в замок Лауфен. От него можно спуститься к воде. Нужно обязательно это сделать. Виды потрясающие. В замке занимательный и изобретательный музейчик. На его стене с немецкой аккуратностью переписаны все параметры водопада, кроме, пожалуй, молекулярного состава воды. Оттуда я узнал, что летом расход воды в 3 раза больше зимнего. Еще один повод приехать летом. Катают вокруг водопада на катерке, но из-за погоды кататься мы не стали.

Stein am Rhein

Оттуда поехали в Stein am Rhein. Городок игрушечный, туристический. Несколько улиц. Река. Все очень красиво. Но столкнулись с угрюмой швейцарской действительность. Сработало дурацкое европейское правило. С 14 до 18-19 все рестораны закрыты. А после водопада мы уже были готовы укусить чего-нибудь швейцарского. Открытой оказалась только цветочная лавка (где мы разменяли денег на оплату парковки) и пара сувенирных магазинов. Осмотрели городок на голодный желудок и поехали домой. В навигаторе выставил «избегать платных дорог» и он повел нас через аккуратные деревни. В одной заметили слово ресторан. Хозяйка-официантка и все остальное в одном лице, знаками выразила готовность накормить нас. При знакомстве мы выяснили языковые предпочтения. Она предложила немецкий и французский. Мы – обломки английского, русский и белорусский. В результате она стала на немецком и жестами комментировать меню в ответ на хаотичное наше тыканье в редкие знакомые слова. Мы заскучали. Вдруг Таня увидела знакомое слово «картофель» и стала жестами рассказывать, что ее вчера накормили жареной, но предварительно натертой на терке картошкой. Хозяйка радостно закивала. Мы поняли, что проще рассказать, что мы хотим. В результате я изобразил жарящийся кусок мяса, вежливо похрюкал, обозначая его происхождение, жестами потер картошку и показал на Таню, мол как у нее и славно пообедал. К вечеру мы вернулись в Цюрих.

Вадуц

Утром мы поехали в Лихтенштейн. Чтобы поставить галку, т.к. ни разу не были. Для знакомства выбрали столицу – Вадуц. Следуя путеводителю, нашли паркинг у музея искусств и информационный центр. В информационном центре получили карту и буклет на русском языке!!! Такой респект поразил, т.к. за все время поездки ни одного упоминания о существовании нашей великой страны не видели. Ни одного отечественного бренда. Наверное, рынок у них мал для нас. Да и кириллицу видели еще только раз. Уже из этого буклета было понятно, что делать тут нечего. Но мы обошли все достопримечательности, благо они все на одной недлинной улице. Ознакомились и с памятником великому лихтенштейнскому композитору. Имени не записал. Больше памятников не видели. Ни конных, ни пеших. Этот композитор, похоже, и составляет список великих лихтенштейнцев. За то в ресторанах, кондитерских, гостинице висели портреты королька ихнего с супругой и прынца, правящего, тоже с супругой. Королек, по фото, еще мужчина хоть куда. Зачем отрекся от престола? Нам жителям страны, где руководители с поста, в основном, уходят только на кладбище, не понять.

В общем, если у вас нет в Вадуце бабушки или других близких родственников, делать там особенно нечего. Осмотрев все, стали подниматься на гору к замку. Вот это понравилось. Улицы с аккуратными домиками идут серпантином. Постепенно открывается вид на город, реку и соседние горы. Очень красиво. По пути, как у нас в парках, стоят информационные стенды. По ним ознакомились с лихтенштейнской природой, государственностю и экономикой. Поразило, что половина экономики – промышленность. И это в стане, где в столице виноградники. И не где-то сбоку, а в шагах 500 от центра. Нам с королем с горы было видно все. Город и вся остальная гора лежали как на ладони. Удивило, что строительство даже 2-х, 3-х этажного здания здесь возможно только с огромным (высотой с 12-тиэтажку) подъемным краном. Отсутствие таджиков пагубно сказывается на строительстве. Оперативно ознакомившись с достопримечательностями решили ехать в гостиницу не дожидаясь check-inа, который у них в 15-00. Второе, после замка, что понравилось в Лихтенштейне, был отель Oberland в городке Triesenberg, в 15 мин. от Вадуца. Из экономии Таня нашла гостиницу не в столице, а в городке над ним. Городок Triesenberg – самое красивое, что мы видели в Лихтенштейне.

От невнятного Вадуца в него ведет красивый серпантин, мимо королевского замка. С каждым поворотом открывается все более красивый вид на Рейн, долину, заснеженные горы напротив. Городок весь на горе. Не одной горизонтальной улицы. Все поднимается и спускается серпантином. Радушные хозяева нас тут же поселили. Гостиница маленькая, новая. Номер просторный с балконом. Все номера с видом на уже не раз упомянутый пейзаж, похожий на картинку из календаря. В городке 2 ресторана и пиццерия. Все оказалось естественно закрытыми и мы поехали обедать в Вадуц, где по столичному все работало. На знакомом паркинге к нам подошел гражданин объединенной Германии и подарил талон на парковку еще на 2 часа. На мои слова, что мы только пообедать (1 час стоянки бесплатно) он ответил: «Пригодится» и я понял, что не только мы переоценили туристический потенциал Вадуца. Пообедав на сухую (может их прынц тоже узаконил 0 промилле?) мы поехали назад уже другим путем, который оказался не менее красив. Отведать старого, доброго Лихтинштейнского в Тризенберге мы отправились в ресторан Kulm. Сидели у окна, нависавшего над пропастью. Смеркалось. Вид в окне был как с заходящего на посадку самолета. На противоположной горе, днем казавшейся нежилой, загорались фонари жилья и фары машин. Внизу тек темный и густой Рейн. Вдоль него, по фривею двигались с работы уставшие граждане. Везде была тихая лихтенштейнская жизнь, как в сказке Андерсена.

Утром поехали назад, в уже родную Швейцарию, в Берн, но с заездом в Люцерн.

Люцерн

Симпатичный город. Туристическую часть можно осмотреть за пол дня. Все очень понравилось. Жаль только, что приехали в дождь, а уезжали в снег.

Берн

Как водится у нас последнее время, сразу при въезде в город мы вступили в конфликт с законом. Еще на подъезде к гостинице я заметил, что за мной движется автомобиль с мигалкой. Ну, едет и едет. Мигалку не включает. Навигатор вел нас петлисто и через некоторое время я снова обратил внимание, что он едет за нами. «Может ему тоже в центр», - подумал я. Переехали через мост. Въехали в старый город и у площади у горисполкома я увидел, что у них на мигалке зажглось STOP. Я остановился. В зеркале заднего вида они сидели тихо. Полиция? МЧС? Думаю, то ли по-американски сидеть с руками на руле, то ли выходить с правами и словами: «… ты чо командир». Достаточно долго они сидели решая, сразу стрелять или кинуть гранату и потом стрелять. Наконец из машины вышли полицейские, маленькая, полная женщина и парень вида старшеклассника. В переговорах участвовала тетенька. Она на доступном английском объяснила, что мы:

1. Не остановились на ее мигание фарами,

2. Едем без света, а уже сумерки и

3. Едем в 50км/час, где можно только 30 и вообще куда едем?

Я сказал, что еду в гостиницу, показал бронь и объяснил, что, как водится, ничего не видел, а еду по навигатору. Тетенька сказала, что ездить нужно по знакам и с меня штраф. С этими словами они пошли к своей машине, а я переводя на английский «…может договоримся на месте?» стал доставать наличку из сумки. Когда я подошел, полицейские увлеченно разглядывали карту в поисках нашей гостиницы. Тут нужно сказать, что Таня постаралась и жили мы в средневековой части Берна, где ездить могут только телеги и сумки на колесах. Они стали мне показывать пути объезда для подъезда, но я честно признался, что по карте не найду никогда. Только навигатор. Тогда тетенька сказала: «Следуй за мной» и я пошел в машину, сжимая в кулаке новые евро. Покружив вокруг средневековой застройки мы остановились у дома с названием нашей гостиницы. Старшеклассник помахал нам в окно рукой, показал зачем-то большой палец и они уехали выполнив свой гибддшный долг. Мы сидели потрясенные. Не только сэкономленными 200 евро, с которыми я уже мылено расстался, но полицией, которая делает, то что должна.

Берн оказался очень симпатичным городком. Удобным для туризма. Карту с достопримечательностями можно пересечь из угла в угол за час. Жили мы в гостинице Goldener Schlüssel. Гостиница расположена в исторической части в их варианте нашего кремля, образованном четырьмя рядами, впритык построенными домов. Длина такого ряда – около километра. Пересекающих улиц нет. Только небольшие арочные переходы с улицу на улицу. Вдоль первого этажа, по всей длине арочные галереи. Т.к. все первые этажи – магазины, рестораны, удобно для перемещения в плохую погоду. Плюсом является и расположенный рядом паркинг. Номер просторный. Два окна, хотя и выходящих в колодец. Что запомнилось на все жизнь: ночью что-то щелкнуло у окна. Я проснулся, но тут же заснул. Утром обнаружил, что прохладно и одна батарея закручена. Стал выговаривать Тане. Она как всегда стала отпираться и тут я заметил, что и вторая батарея закручена, хотя я помню, что выставлял обе на max. Таня оправдывалась тем, что она вообще боится крутить батарею. Когда пошли завтракать и я сообщил об этом полтергейсте портье. Он удивился и ответил, что ночью батареи выключаются автоматически. Я и сам вырос в стране, где экономика была экономной, но это я даже комментировать не буду. Еще раз. Город очень понравился. Осмотреть можно за день, но можно провести и больше. Портили впечатление только перемежающиеся дождь со снегом.

Thun

Утром поехали в Thun. Замечательный средневековый городок у одноименного озера. На всех моих фото видны большие и легкие хлопья снега, шедшего весь день. На площади – мобильный рынок. Удобно. Ассортимент известный. Только много сыров. Солят странные овощи. Несколько неизвестных корнеплодов. Яблоки - мелкие и кривые – видно дико экологичные. Температура воздуха, как на средней полке холодильника, что удобно торговцам, но не способствует туризму. Долго лезли в гору к диснейлендовскому замку. К нему ведет бесконечная лестница вдоль крепостной стены. Долгий подъем компенсируется зазаборным разглядыванием. За СССРным штакетником, сарайки, старые бочки и огородики. Привешенные к сарайкам ржавые трубы, мотки кривой проволоки и старые доски так напоминают отечественное садоводческое товарищество, что я часто закидываю голову, проверяя, действительно ли идем к замку. В результате дорога привела в главную церковь. Сидя в тепле, читали про соседний «…Шадау Парк с роскошными клумбами цветов и завораживающим видом на озеро и Альпы». Вокруг церкви – обзорная площадка. Уж не до клумб. Сквозь идущий снег безуспешно пытались разглядеть озеро. Помолясь, пустились в обратный путь за заслуженным обедом.

Итого: городок симпатичный. Пол дня можно провести с интересом. А без дождя со снегом и весь.

Фрибург

Ездили так же во Фрибург. Очень симпатичный городок. Ближе к обеду вышло солнце, что еще больше украсило город. К must see, кроме перечисленных достопримечательностей, добавлю старинную канатную дорогу. С нее красивые виды на город, да вообще приятно не лезть на гору пешком.

Монтре

Монтре одна из целей нашего путешествия. Опасения завышенных ожиданий оказались напрасными. Я вообще люблю города, прелесть которых трудно объяснить и перечислить. Ну, озеро, ну, набережная. Но что-то в нем есть кроме этого. Недаром его любили кроме меня Набоков, Чаплин и Меркьюри. Дальше, в Веве жил Гоголь. Так мы и жили здесь, в разное время: Гоголь, Набоков и Я. Поселились в отеле Bon-Port, небольшом, аккуратном в удобном месте и с паркингом. При вселении получили карточку, по которой бесплатно ездили в Веве и посетили со скидкой Шильонский замок.

Провели в Монтре 5 дней и не скучали. Т.к. к описанию в путеводителе добавить почти нечего, просто перечислю посещенные места:

- Веве. Первый раз туда поехали на электричке, а возвращались пешком. Надо иметь в виду, что не вся дорога по набережной. Не малый кусок нужно идти вдоль дороги.

В Веве обедали в ресторане рекомендованном, как любимый ресторан Жоржа Сименона. Столешница стола была сколочена из двух широченных досок скрепленных медной табличкой с именем Жака Руссо. Языковой барьер не позволил выяснить, было ли это любимым местом и Руссо. При посещении Веве нужно помнить, что с 14 до 18 все рестораны закрыты.

- Грюйерский замок. В день поездки в Грюйер выпал снег и поездка оказалась легким экстримом. Часть дороги была не чищена, машину водило и на скорости 40 км/час. Из Грюйерского замка прекрасные виды. В приготовлении сыра участвовать отказались, т.к. очень уж сырный был там запах. А жаль. Благодаря санкциям Грюйер у нас главный иностранный сыр.

- Оттуда поехали в Брок на шоколадную фабрику Cailler-Nestle и поучаствовали в интересной экскурсии.

- Лозанна. Почему то не очень понравилось.

- Выходя из гостиницы разглядывал замки на горе над нами. Однажды съездили в городок Глион. Местами уровень подъема дороги приближается, по ощущениям, к отрицательному. У ж/д вокзала оказался ресторан, призревший законы и работающий в обед. Пока мы раздевались, я услышал ободряющую фразу на русском: «А есть ли у вас сегодня ваш знаменитый украинский борщ»? Кроме вкусной еды замечательный вид из окна на горы и озеро.

- Ходили в Шильонский замок. Там дают аудиогид на русском. Интересная экскурсия.

Дивон ле Бен

Из экономии дальше передвинулись не в Женеву, а небольшой французский курортный городок. Зимой спрос на отдых на водах упал, и отель Park & Suites Prestige Genève Divonne Les Bains достался нам за деньги явно не соответствующие швейцарским ****.

В Дивоне (туристического интереса не представляет) прожили пять дней, выдвигаясь в разных направлениях.

Ньон

Соседний с Дивоном городок. Перефразируя героиню «Бриллиантовой руки» Ньон – город контрастов. Навигатор привел на паркинг у ж/д вокзала в жилую застройку напоминающую наши старые жилмасивы. И лишь перейдя через железную дорогу, мы оказались в старинном швейцарском городке. Симпатичное место. Можно приятно провести пол дня.

Шамони

Поехали посмотреть на Монблан. Машину оставили на паркинге около Медиатеки. Сколько не ходил вокруг, возможности оплатить не обнаружил. Спросил у очень лыжно экипированного итальянца выгружавшего шумную семью. «Не знаю. Я не плачу», - ответил он, и я решил довериться профессионалу. Городок очаровательный. Похож на баварский Гармиш. Снег. Солнце. Постоянно щелкал фотоаппаратом в разные стороны. Солнце лежало на вершине Монблана. Сделал примерно 100 фото этого замечательного явления. На пути к паркингу меня обрызгала лужной грязью проезжающая машина, а через несколько минут все высохло без следа. «У них даже грязь чистая», - с завистью отметила Таня. Возвращались через

Анси

Очаровательный древний французский городок. Кроме достопримечательностей из путеводителя запомнился рестораном, где мы обедали. Во-первых, меня потряс пароль на wi-fi из 26 букв и цифр. И это до истории со Сноуденом. Представляю, какой пароль у них сейчас. Во-вторых, в ожидании блюд перебирал их книжные полки. Обнаружил книжки 1912 и даже 1892 гг издания. Представляю, какие книжки стоят у них дома.

Ивуар

Средневековая деревня, сохранившая свой облик до наших дней. Но в холодную погоду хождение по узким каменным улицам не вдохновляет. Да и в то, что Ивуар «с 1959 года получает награды в ежегодном конкурсе на самый цветущий город» пришлось поверить на слово. Оттуда поехали в

Эвиан

Оказался симпатичным городком. Но провести больше часа не удалось, т.к. кроме небольшой набережной ходить почти некуда. На втором завтраке в ресторане при казино мне пришла замечательная идея завершить наше путешествие по Швейцарии триумфальным объездом Женевского озера по периметру. Что мы и сделали. За Эвианом фривея нет, и было интересно просто смотреть в окно. А потом мы выехали к ставшим уже родным Монтре и Веве, мимо Лозаны к Моржу, по которому походили уже в сумерках.

Женева

С Женевой нам не повезло. Два раза, выдвигаясь в Шомани и Эвиан, навигатор вел через Женеву. Причем не вокруг по фривею, а через набережную, центр. Город казался большим и красивым. Но в ночь перед поездкой в Женеву пошел снег. У меня есть видео, где я с огромной лопатой, одолженной гостиничным дворником, сбрасываю с машины шапку снега высотой в саму машину. По Дивону было проехать не просто. Фривей был почищен и полит реагентом по-московски, а вот Женева была непроезжая. Снегоуборочной техники не видел. В этот день Собянин бы выиграл выборы до обеда. Иногда попадались граждане в шляпах с пером отчищающие тротуар около дома. На улицах в снегу вязли большие продуктовые машины с цепями на колесах, допарализовывая парализованное движение. Машину поставил сначала в паркинге ж/д вокзала, где за 2 часа попросили 20 CHF, а за 11 – 60. Потом переставил буквально за углом, где за 20CHF можно было стоять уже 7,5 часов.

Мы немного походили, стараясь ставить ноги в мокрые следы оставленные гражданами, но очень быстро устали и промочили ноги просто через верх ботинок. Так что Женевы мы почти и не видели.

Полное собрание отчетов автора в моем блоге «В поисках Ориентании». Только искать его нужно через гугл поиск.

ИТОГ

Швейцарии - зачет. Женеву – на осень.

P.S. Возвращаясь на машине в Цюрих, откуда вылетали в Москву, затеяли викторину. Вспоминали российские и швейцарские бренды известные за границами этих стран. Результат был неутешителен. Страшные силы высвобождаются в народе, не обремененном построением рая на земле.

Михаил Николаевич
Россия, Ярославль
26 ноябрь 2014 г.
Обстоятельно и подробно. Спасибо.
mil_sen
17 ноябрь 2014 г.
Спасибо! Классный рассказ. Вспомнилось и взгрустнулось. Двухнедельное путешествие по удивительно чистой, гостеприимной и продуктово- и культурнонасыщенной, мне запомнилось!Мы были там в зимнее время, теперь есть мечта побывать летом. Вам желаю не останавливаться, а двигаться вперед, познавая новые страны и культуру!
Vladimiras Titarenko
Литва, Вильнюс
17 ноябрь 2014 г.
Хороший рассказ. Вроде бы тоже живу в Шенгенской зоне, но на превышение в 4 км.час у нас не помню, чтобы штрафовали. Спасибо!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
Спасибо!Хороший рассказ.
17 ноябрь 2014 г.
Благодарю. Интересно. И фото замечательные.
Ярик Грунин
Спасибо. Интересно и информативно
Ни-как
Россия, Люберцы
17 ноябрь 2014 г.
Эх, хорошо же, не где нас нет, а где ты был когда-то...
17 ноябрь 2014 г.
Вы правы, эмоциями от поездки пусть делятся женщины - у них это лучше получается. Достоверные сведения об исторически-туристических объектах лучше черпать из путеводителей,. А вот практическая часть путешествия, обдуманная и логически выстроенная, лучше дается мужскому перу.