Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
17 июля. Таллин – Silja Line
Утренний Таллин был целиком и полностью отдан туристам. Может, поэтому город с утра встал не с той ноги – вчерашнее голубое небо сменили тяжелые тучи до горизонта. Но вряд ли таллиннские тучи могли кого-то напугать. Желающих посмотреть на культурную столицу Европы 2011 года было много. Мы вооружились картой и влились в поток.
Средневековый город состоял из двух самостоятельных частей. На холме Тоомпеа расположился дворянский Вышгород. Внизу, рядом с гаванью, вырос торговый Нижний город. Весь Старый Таллин занимает достаточно небольшую территорию и при желании быстрым шагом его можно обойти за пару-тройку часов, но делать этого категорически не хочется.
Наша утренняя прогулка по Таллину началась от церквать Нигулисте – Святого Николая. Церкви, как и прилегающим кварталам, сильно досталось во время бомбежек советской авиации. В восстановленной Нигулисте разместили музей.
На улице Рюйтли, ведущей к Нигулисте, сохранилось несколько готических домов, в том числе дом палача. Я при виде таких улочек теряю волю, как крысы от звуков дудочки Нильса. От неразумного количества домов с Рюйтли флэшку пришлось освобождать, применив насилие надо собой. Впрочем, волю есть от чего терять на любой из улиц Ваналинна – не зря Таллин был «лицом» чуть ли не всех европейских городов в советском кинематографе.
Рюйтли плавно переходит в Ратаскаэву, на которой туристы фотографируются рядом со средневековым колодцем. Колодец называли Кошачьим – якобы таллинцы зачем-то скидывали в него кошек. Недолюбливали, видимо. Или просто не умели готовить.
От Ратаскаэву удобно подняться к Вышгороду по Пикк-Ялг – Длинной Ноге.
Рядом есть Короткая Нога – крутая Люхике-Ялг, мы оставили ее для спуска. Зимой по Люхике-Ялг можно внепланово съехать вниз на пятой точке. Способ нетрадиционный, но быстрый, особенно если вписаться в поворот.
Легенда гласит, что Тоомпеа – совсем никакой не холм, а очень даже курган. Курган сложила надо могилой богатыря Калева его убитая горем вдова. На легендарном холме когда-то стоял замок, к которому за время его существования приложили руку все, кто когда-то владел городом. Сейчас то, что осталось от укрепленного Тоомпеа, гораздо лучше смотрится откуда-нибудь со смотровой площадки Нижнего города. На самом же холме замок придется поискать. Вот остатки стен. Вот собор Александра Невского. Замка нет. В 1773 году восточную его стену заменил дворец губернатора грязно-розового цвета. Никакой, на мой взгляд. Особенно если представить, как колоритно смотрелась грубая каменная замковая кладка, которую губернаторский дворец заменил. От замка сохранились лишь стены надо обрывом да сторожевая башня Длинный Герман. Чтобы ее найти, надо обойти дворец слева.
Мы собрались, было, залезть на башню одной из старейших церквей Таллина - Домского собора, но тот оказался закрыт до полудня. Зато рядом так одуряющее вкусно пахло корицей, что мы, как два барбоса, пошли на запах. Запах привел к тележке с жареным миндалем – традиционным таллинским лакомством. Миндаль в сахарной глазури с корицей надо обязательно есть горячим, остывший – уже не то.
Кроме как с башни Домского собора, посмотреть с Тоомпеа на Нижний город можно с двух смотровых площадок. Лучший вид – с той, что у дома 12 на улице Кохту.
Центр Нижнего города – Ратушная площадь, шумная и заполненная туристами. На высокую башню Ратуши летом можно подняться. Учитывая, что моими любимыми спортивными снарядами последние полгода были два - кресло в рабочем кабинете и водительское сиденье Енота - башня далась с боем. Правда, куда как более подкованный в делах физической культуры муж потом тоже жаловался на неправильные ощущения в ногах, так что я быстренько оправдала свои потрясающие физические кондиции неправильными ступенями лестницы. Кстати, ступени там и правда неудобные – слишком высокие.
После Ратуши мы отправились на штурм башни Олевисте. Церковь Олевисте была освящена в честь канонизированного норвежского короля Олафа II. Сейчас шпиль башни возвышается над городом на высоте 124 метра, а когда-то был еще выше. Так что какое-то время Олевисте даже подвизалась в качестве самой высокой церкви Европы. Одного словосочетания – «норвежский король» - было достаточно, чтобы придумать себе связь таллиннской церкви с глобальной целью нашей поездки и полезть наверх.
Шириной башня церкви Олевисте была куда как больше ратушной. Муж разглядел конструкцию снизу и обнадежил, что при такой ширине шаг винтовой лестницы должен быть меньше, а значит – и ступени ниже. То есть на середине пути мы гарантированно не умрем.
Внутри оказалось, что внешние размеры – обманка. Ширина лесницы вполне позволяла упираться в обе стены плечами, а чтобы разойтись с идущими в противоположном направлении, приходилось вжиматься в стену, стоя на одной ноге. Тем не менее эта лестница далась уже легче, видимо, организм начал понимать, что в покое в отпуске его никто не оставит. Тем более, что открывающийся со смотровой площадки вид на город вмиг заставил забыть про вредных средневековых строителей, которые поленились засунуть в башню лифт. Под нами лежал Старый Таллин. Над Тоомпеа бродили потрясающей красоты грозовые облака. Над морской гладью скользили парусники. С противоположной стороны виднелись корпуса модернизируемого ныне промышленного квартала Роттермана. На Олевисте мы застряли надолго.
Все оставшееся время до парома мы бродили по улицам и переулочкам. Съели суп с пирожками в «Тристане и Изольде», расположенном в подвале Ратуши. Забрели опять в переулок Катарины, убедились, что в сумерках он выглядит намного колоритнее. Прошлись вдоль крепостных стен, по оживленной улице Вене, длинной Пикк, широкой Лай, суетной Виру. Отметились повторно на смотровой Тоомпеа – выглянуло солнце, и меня понесло смотреть на город еще раз. Ну просто обязательно надо посмотреть на красные крыши на фоне голубого неба, разве нет? И когда в половине пятого пришлось отправиться на стоянку за машиной, я поняла, что Таллина мне катастрофически не хватило. Вроде как мы обошли все переулки-закоулки, некоторые даже не по разу. Залезли почти везде, где можно залезть, посидели в ресторанчиках, слопали горячий миндаль, почти в ноль убили аккумулятор фотоаппарата. «Сейчас только вот по этой улочке еще раз пройдем, и все, ладно?» - просительно заглядывала я мужу в глаза. Город не хотел отпускать. Я не хотела уходить. Мы были с городом в полной гармонии.
Очередь на въезд в терминал Сильи начиналась за несколько километров до порта и заставила немного понервничать. До отправления Baltic Quenn оставалось меньше часа, служащие терминала активно гнали зарегистрировавшиеся авто на паром. В общей суете я умудрилась уронить паромные карточки, выходя из машины на грузовой палубе. Собственно, выйти-то я как раз и не успела – карточки были у меня в руке, когда я пыталась открыть этой самой рукой дверь Енота. Карточки рассыпались между дверью и сиденьем, муж обозвал меня безрукой вороной и собственно на этом история о моей потрясающей ловкости и мужниной политкорректности должна была бы закончиться. Но – не закончилась.
Среди собранных карточек отсутствовала одна – на заранее оплаченный завтрак. Мы по очереди поискали рядом с сиденьем, под сиденьем, за сиденьем, в бардачке, в паспортах, в карманах, опять рядом с сиденьем и под ним. Карточка как сквозь землю провалилась. «Может, нам ее и не дали?» - уже начала сомневаться я. «Да вроде была она!» - усугубил муж. Карточка была белоснежной, не заметить на черном полу Енота ее было невозможно. Мы без особой надежды поинтересовались судьбой карточки на стойке информации, получили ответ, что согласно данным системы карточку мы получали, обозвали на всякий случай нехорошим словом эстонского регистратора и успокоились тем, что заплатили за завтрак еще раз.
Утром, при выезде из порта, меня как будто толкнут в бок. Я посмотрю на пол – карточка, нагло белея, будет лежать на самом видном месте. «Кажется, у нас завелся домовенок!» - скажет муж. – «Хотя нет, я знаю – это тролли. Они вредные, это они нашу карточку стырили!» Если бы мы знали тогда, сколько еще пакостей приготовили хвостатые поганцы, я бы их собственноручно тем завтраком накормила. Хотя, кажется, придушить – более надежный способ.
18 июля. Стокгольм – Иннердален (Innerdalen)
Если написано «не входить» - обязательно кто-то вломится. «Не шуметь» - начнут орать под дверью, «больше двух не собираться» - устроят демонстрацию. В правилах Сильи было написано, что спуститься к своим транспортным средствам на грузовой палубе надо за 15 минут до прибытия парома. Стоит ли удивляться, что наша линия под таким хорошим номером 1 не смогла двинуться с парома первой из-за одиноко стоящего авто, хозяин которой тоже не признавал сформулированных кем-то глупых правил. Мы всем своим первым рядом с грустью смотрели на свет в конце туннеля, в который уходили наши счастливые соседи. В город мы выезжали почти последними – за нами двигались всего две машины. С момента прибытия Балтийской Королевы в порт Стокгольма прошло больше часа.
Начавшийся еще Стокгольме дождь шел с утра и всю Швецию. «Карелия!» - констатировал муж, разглядывая мелькающие за окном пейзажи. «Не-е, ни фига не Карелия!» - сообщил он через пару минут, глядя на ровную до скуки дорогу. Енот, накормленный шведским бензином, резво наматывал километры.
Граница Швеции и Норвегии обозначилась качеством асфальта и сменившимися видами за окном. «Да уж, не Карелия!» - оценил муж. «Или Карелия?» - задумчиво почесал он затылок, глядя на дорогу. Енот, проехавший по дождю порядка 600 км, отсвечивал чистыми боками.
Я бы сильно удивилась, если бы Иваныч со своей стороны не устроил какую-нибудь пакость. Возможности подложить большую свинью в виде неконтролируемого маршрута мы Иваныча лишили еще дома, но сей подлый девайс уже в дороге нашел способ подкладывать мелких свинок. Про потерю в пространстве при расчете километров мы уже выяснили и даже придумали способ борьбы. Но одной свинки Иванычу оказалось мало. Теперь Иваныч потерялся во времени и после каждого выключения находил себя в разных часовых поясах. Мы пытались вручную запихать в Иваныча и нужный пояс, и нужное время, но упрямая техника позиций не сдавала. Судя по демонстрируемому времени, Иваныч за наше недолгое путешествие успел побывать и в Бомбее, и в Сан-Диего. Чтоб я так жил.
О второй Иванычевой свинье мы догадались не сразу. Я долгое время пребывала в радостном заблуждении относительно времени приезда, пока муж все не испортил. «А скажи-ка мне, как это мы должны прибыть в конечный пункт в 20.50, если уже 19.40, а нам еще 280 километров пилить?» - заинтересовался муж затейливыми расчетами Иваныча. По всему выходило, что никак. Иваныч был пойман за руку, время пересчитано без помощи техники, результат не порадовал. «Ничего, на сайтах многих кемпингов было написано, что можно приехать после закрытия ресепшн, устроиться, а заплатить утром. И в отчетах народ это упоминал!» - утешили мы друг друга. С долгим переездом очень уж хотелось расквитаться прямо сегодня. Силы позволяли, дури много.
Кемпинг, ночь и крах иллюзий о норвежском гостеприимстве наступили одновременно. Появившаяся из недр кемпинга тетя в пижаме махала руками и готова была грудью оберегать покой постольцев. В принципе, всё правильно – народ уже сны про троллей смотрит, а мы им сейчас под носом дверьми хлопать начнем, барахло свое раскидывать. Распугаем всех троллей. Понятно всё и логично. Непонятно только, что делать. Кемпингов в округе больше нет, мест для дикой стоянки тоже – одни поля и дома вокруг. А если не поля – то горы и ночь.
«Что у нас с утра в планах?» - спросил муж. «Иннердален!» - послушно доложила я. Чертовски хотелось спать. «Значит, поедем в Иннердален!» - заявил муж. Ему тоже чертовски хотелось спать. Вот так мы в первом часу прокрались сквозь спящую Сунндалсору, увидели свой первый фьорд и проехали свои первые пробитые в скалах туннели, до которых не добралась электрификация.
Дорога к парковке перед долиной Иннердален местами для стоянки тоже не баловала. По дороге встретились расположившиеся в чужом (в смысле, имеющим конкретного хозяина) поле с палаткой немчики. Я с завистью обозрела немчиков – непонятно откуда взявшееся в советских человеках уважение к чужой собственности не давало так же легко, как немчики, запороться на чужую делянку.
Ночь набирала обороты. Я заявила, что готова спать прямо на дороге. Мы съехали на какую-то грунтовку, идущую по краю очередного поля, удачно срытого от дороги деревьями, плюнули на палатку и решили спать в машине. Ставить палатку во втором часу ночи, да еще и на чужом поле, все присутствующие малодушно отказались. Муж занялся раскладыванием сидений и устройством спальных мест.
И тут я наконец посмотрела по сторонам. На этом сон закончился. Я, не отрываясь от открывающего вида, на ощупь пыталась найти в заваленном багажнике штатив. Ради этого стоило ехать без остановки почти тысячу километров и наплевать на все кемпинги мира. Именно в такую Норвегию мы стремились несколько лет.
Если бы тогда кто-то сказал нам, что эта луна в нашем путешествии – последняя, мы бы точно отправились в долину Иннердален прямо ночью.
Итого за день: 880 км
А тут такой репортаж :)
Спасибо :)))
И да, теперь еще больше в Таллин хочется :)))