Отзыв написан: 29 августа 2011 г.
Дзоты в виде мешков и бочек с песком в центре города Коломбо и повсеместно около стратегически важных объектов, противотанковые ежи, установленные вдоль дороги в аэропорт, истребители МИГ, проносящиеся то и дело над головой, вышколенные военные с автоматами Калашников наперевес, все это ни малейшим образом не мешает получить удовольствия от путешествия по райскому острову Шри-Ланка.

За время трехнедельной поездки по острову, нам удалось познакомиться с генералом безопасности, бывшим шефом охраны президента, главой базы военно-морских сил в Киринде, кучей улыбающихся и очень дружелюбных солдат и офицеров, вооруженных до зубов, и к слову почти всем имеющим за плечами боевой опыт и ранения. Даже дали подержать автомат в руках. Русских очень любят. Спасибо видимо нашим спецам оказывающим поддержку стране.

За время войны сингалов с тамилами погибло около ста тысяч человек, что для 20 миллионного государства  и немного и немало. Сейчас страна благодарна новому правительству во главе с президентом, выбранным уже на второй срок, и есть надежда, что в благословенное место, наконец, пришел мир.

При этом общаясь за время поездки как с сигналами так и с тамилами, мы были удивлены благостности и того и другого народа. Воистину воюют не народы, а политики. Как везде. Хочется, почему то добавить в конце политического отклонения, что люблю грузинский народ.

Теперь собственно вернусь к раю.

отель Мангрове Бич один на километры на побережье
Поскольку отдыхали мы как на берегу с открыток Баунти, так и в горах также достойных открыток, разделю повествование на блоки, состоящие из районов острова и произвольно блоки по разделам еда, народ, транспорт, памятники архитектуры, и т.д., но в части относительно нераспиаренной в путеводителях. Инфы общего характера в инете навалом.

наше бунгало за 20долл

Так как любим вкусно поесть, и увлечены кулинарией, таки и начну с еды.

Еда отвратительная. Вроде и океан, рядом изобилующий рыбой, лобстерами, и прочими гадами, и овощей с фруктами навалом, прямо на расстоянии вытянутой руки, и Индия с ее фантастической кухней рядом, а готовить они не умеют. Туристическая индустрия развита слабо, ланкийцы уверены что мы «европейцы» едим сэндвичи, пьем нескафе и не хотим знать ничего о местной кухне. Мы перед поездкой узнавали о популярных блюдах и когда запрашивали их, встречали удивление. Например, буйволиное молоко buffalo milk  именуемое на острове kurd (произносят как кёрд). Подается с нектаром пальмового цветка, называют его просто ханни (мед), но я нашел название Джаггери jaggery. Это очень вкусно, покупал даже в супермаркетах, которые иногда попадались. Стоит 130 рупий (чуть больше доллара) за глиняный горшок. Подозреваю, что горшочек стоит полцены продукта. Сделан вручную. Это как мацони или густой йогурт без добавок. Все туристы в отеле, которые видели, что мы заказали, просили то же. В результате официант на туктуке уезжал на рынок, т.к. всем не хватало. Я убедил менеджера одного отеля в Тангалле снабдить описаниями и фото меню ресторана, т.к. по слову понятному только местным все, разумеется, будут брать сэндвичи.

Остров состоит в основном из буддистов и индуистов, так что в основном пища вегетарианская, а зачастую веганская. В отдельных районах острова больше едят курицы или рыбы, а где-то даже и говядину, несмотря на то, что корова животное священное.

Самым популярным блюдом является Рис и Карри. При этом под карри понимается набор из 4-8 тарелочек, в которых собраны различные сочетания продуктов, даже кусочек мяса. Полноценное блюдо, достаточное для того чтобы наесться на день. Вторым по популярности блюдом является Котта. Это овощи вперемешку с яйцом, возможно кусочками мяса, преобладает капуста. Очень вкусно. Ел в обычной кафешке-столовке для местных в Коломбо, чем потряс зазывалу, не ожидавшего, что я зайду. Было остро, но вкусно. Стоила огромная тарелка доллар. И то, похоже, это была цена для меня, для своих наверно дешевле. Обслуживал, с перепугу, то ли хозяин, то ли директор. Дали воды из графина, которую не пил, отсадили с соседнего стола старенького помятого милого бомжика, а салфетки положили в виде нарезанных газет, вспомнилось, чем вытирали попу в Советском Союзе.

медитация торговца. мусор сжигают рядом

И с Рисом и Карри и с Коттой подается некая паста по виду похожую на густую аджику, а по ощущениям тротил. Добавлять в блюдо на кончике ножа. Это перец-паста в чистом виде. Можно замешать и всю тарелочку, как и делают все местные, тогда у Вас будет, наконец, возможность ощутить, что такое когда остро не только на входе в Ваше тело, но и на выходе спустя сутки. К сожалению, я так и сделал.

Понравились местные плюшки-чипсы. Зовутся пападам. В Индии есть что-то похожее.

Много папайи. Вкуснее с соком лайма. Кокосовое молоко, пить только из разновидности кокоса называемого Тямбили. Он оранжевый. Из него же делают молодое вино Тодди, и старое Арак. Не пей каку. Голова после большого количества просто взрывается, а мало мы не пьем.

Пиво ничего на острове, но стоит как в Москве. Есть Lion и Anchor. Второе понравилось больше.

Зависим от кофе. Кофе удалось попить в предпоследний день в Негомбо в 4х зв отеле. Эспрессо или какой нибудь вариант обработанного и сваренного кофейного зерна типа в турке народу незнаком. Спросил, у Вас кофе растет? Растет. Пожарь, смели, свари. Будут денег давать за это. Удивились. Говорят, это же Вы белые и правильные все знающие люди на наш дикий остров притащили свое нескафе три в одном… Мы-то, понятно, такое тем более не пьем. Ох уж эти корпорации..

С чаем, как не смешно звучит, та же фигня. Сейчас внимание!: Ланкийцы чай не пьют. Производитель номер 3 в мире после Китая и Индии, а по объему экспорта, могу ошибаться, чуть ли не номер 1, (а теперь посмотрите на карту и сравните эти три страны по размеру), чай в своей культуре потребления не имеет. Англичане его сюда завезли, они же его и вывозят. Мы пили в ресторанах какой-то жмых в пакетиках под названием  Млесна, Дилмах и Липтон. Что такое зеленый чай они даже не в курсе.

На чайных плантациях есть магазины, экскурсии, более всего ценится чай из верхнего самого зеленого листочка, который они называют сильвер ти. Стоит круто. Но все равно недорого в сравнении. Есть баночки из серебра в деревянных коробках, стоит, кажется 4500 рупий, это 40 долл, но это же всего 1300руб. Наверно серебра там на эту сумму только. Обычного чая много, в разной таре, разных сортов, все копеек стоит.

В общем, все листочки уходят на экспорт, а локал пипл, который на 95% за чертой бедности, может позволить себе корешки, то есть стебли. Их они перемалывают. И пьют. И довольны.

Позволю себе прорекламировать место. Потому что нас там потрясли. Единственное место, где было, не просто вкусно, а очень, и Комм, Делос или Аркадий Новиков могут смело покупать этого чела, был ресторан Ойстерс в Негомбо в 50м от знаменитого Lords art café. Адрес не знаю, но он прямо посередине улицы идущей вдоль океана, и ресторан утопает в олеандре. В чем-то утопает, не ботаник, не уверен в олеандре.

Просто просите у Себастиана шеф-повара его рекомендацию. На инглише звучит: Гив ми ё бест. Он нам приготовил банальный островной Рис и Карри так!!!, что я смело, причисляю это блюдо к десятке самых вкусных блюд, что я ел вообще….Разумеется ничего общего это блюдо, ни по виду, ни по составу, ни по вкусу, с традиционным блюдом не имело. Ели у них несколько раз, и все было потрясающе. А какой овощной суп он сделал…. Официантом, а по совместительству совладельцем ресторана вот уже 12 лет работает Крис шотландец. Пашет как вол.

Средняя цена блюда в Ойстерс около 5-7 долл.

А  Lords отстой.

Дороги и езда.

Уау. Я привык, жена нет. Это стресс. Задница болела уже после первого дня езды, т.к. дороги плохого качества, авто или тук-туки еще худшего, но в конец добивает рваная манера езды. Нервы вообще ни к черту.

Сначала было страшно. Двойные обгоны, не то что двойные, а иногда и тройные в слепой поворот, в том числе и ночью, выезд на встречку вообще в порядке вещей.

Тайну раскрыл. Во-первых, маленькие скорости. Сравнивать то не с чем. Через какое-то время кажется, что и 60км/час круто, но средняя 30-40. На такой скорости они успевает совершить любой маневр, в том числе и экстренное торможение. Во-вторых, у них есть система оповещения друг друга посредством сигнала. Машина, которую обгоняет следующий на слепом для второго повороте, получает предупреждение от первого, если на встречке кто-то есть. За все три недели мы даже намека на аварию не видели. Более того в 99% случаев мы бы вылезли и били морды, ну или как минимум  ругались бы в привычной манере. Там все очень по-доброму. Ни пальцем у виска, ни аналога слова козел, ни кривого выражения лица. Буддисты….

Мы брали за 65 долл в день микроавтобус с англоговорящим водилой, к слову тоже бывшим офицером. Договорились, чтобы он нам ничего не впаривал, не убеждал, и что мы лишь готовы прислушиваться к его советам, но ровно все его советы мы приняли и нам никто ничего не навязывал. Парень был просто супер.

Океан.

Поскольку я занимаюсь подводной охотой, данный срез меня интересовал более всего, и я его срезал.

в попытке найти желтоперого тунца
Испанская макрель

Рыбы, не повезло, видел немного, на рынках видели и Желтоперого тунца от 50 до 100кг, и собакозубого тунца, Ваху, Макрели, Каранксы. Я взял каранксов, снеперов, джеков, пампан до 7-12кг. Тунец кг под 20 у меня сошел. Ребята до меня брали каранкса за 40кг, и тунцов под 30.. Желтоперые в океане, а мы специально на сутки уходили в океан, нам так и не встретились.

На троллинг, но так.. походя попался один бонито и макрелька небольшая.

С точки зрения дайвинга, красот рифов, соседние Мальдивы несравнимы и прозрачностью воды, и разнообразием фауны, и красотой рифов. Дайверов не видели ни разу, не видели даже дайв-центров, но они все в основном в районе Хиккадувы, а мы там не были. В Тангале и Киринде с этим ажиотажа точно нет.

Т.к. в стране только недавно закончилась война, есть ограничения на выход в море. Все лодки пронумерованы и привязаны к конкретным портам. В каждом порту упомянутые дзоты не с автоматчиками, а с крупнокалиберными пулеметами. Выйти иностранцу можно только после уплаты тикета 1000рупий с лодки, но Нейви могут и запретить. Лодки по приходу с воды обыскивают с фонариком, залезая даже в сумки. Странные пока правила. Кажется, охота запрещена, на нас это не распространилось, т.к. обаяли старших чинов и получили покровительство. Да и вообще с выходом в море форейнерсов какие-то проблемы. Даже нас с бюрократией выпускали.

Прогулочных лодок нет, сервиса нет, марин нет. Выйти можно только на рыбацких лодках или тунцеловах соответствующего качества, но прикольно. До недавнего времени разрешенная мощность двигателя была 15 лс. Сейчас вроде говорят можно до 2х 25ток. Это чтобы береговая охрана, в случае чего, могла догнать.

Достопримечательности.

Сложно что-либо добавить к тому массиву инфы, который есть в путеводителях и инете. Рассчитывайте силы. Мы из запланированных 8 дней на культурный треугольник Канди - Дамбулла (Сигирия) – Анурадхапура сорвались на 5,5 днях и развернули своего водилу на океан.

Во-первых, темплы-темплы-темплы, дагобы-дагобы-дагобы, все это уже пестрело в глазах и мы уже не воспринимали информацию и не отличали их друг от друга, во- вторых устали от езды, плохих дорог и уже также не радовались смене пейзажей за окном, павлинов, перебегающих дорогу, воспринимали как куриц, и вообще решили, что просветляться лучше всего не у монастырей, а на берегу океана.

Конечно, впечатлила гора льва

в Сигирии, виды оч красивые. Подниматься лучше рано утром или под вечер в 16-30, чтобы успеть подняться по 1500 ступенькам и спуститься  и не в жару. Закат красив.

В то, что фрески нарисованы тысячи лет назад не верю. Подрисовываются видать наивными ланкийцами.. Видел много наскальной живописи по миру, в таком виде, в таком влажном климате, …..невозможно. Но царь Кассапа силен, 500 наложниц с собой в гору уволок, заперся там и самоутверждался на них лет 20. Откуда сил столько… Аюрведа видать. Но все равно плохо кончил.

Кстати львиные лапы, говорят, были Львом целиком, когда то, во что тоже слабо верится, потому, что куцый лев тогда бы получился. Или гора укоротилась. Тоже слабенькая легенда.

Канди очень красивый город. Там вроде как крупнейшая святыня буддизма хранится. Зуб Самого Будды. Но никто его никогда не видел опять же. Буддисты вообще народ наивный. Вот наша святыня перед кремлем лежит, так ее видно. А у них она в ларце, ларец в венце дагобы (могильник по нашему), а на парахеру (шествие по нашему) выносят копию.

Какой зуб, какой будда…

Барабанщик, барабанящий перед церемонией выноса ларца, шумно жевал жвачку с открытым ртом. И вообще видно было, что все подустали от этого моциона. Впариволо. 25 долл вход.

Интересно

ботанический сад в Парадении. Часть парка, где летучие лисицы, а их там больше чем можно предположить после прочтения путеводителей, воняет, пачкает ноги точно, голову и плечи с высокой степенью вероятности. Никогда их столько не видел.

В центре парка как спрут Фикус с кроной 2500м2, очень впечатляет. Кстати, вопреки обыкновению, кафе в центре парка более менее по кухне. Берите рис и карри, не ошибетесь. Днем жарко, парк огромный. Так что, выбирайтесь туда в начале дня или под закрытие. Нужно часа три.

Слоники в Пиннавеле. Этот путь проделали на поезде. Выезжаете рано утром в 6 с чем то или 7 из Канди, в котором можно на пару-тройку дней из-за слонов, храма зуббы (зуб будды) и Ботанического сада, зависнуть, путь пара часов, виды оч красивые. Обсервер салуна нет, берите второй класс, стоит доллар, ехать будете с местными, но они суперские. В 9 с чем-то начинается кормление слонов, долго в парке делать нечего, если не пойдете кататься на них, но далее следует что-то необычное. Слонов в буквальном смысле сквозь город выводят на реку поплескаться, помыться и попить…. Слонов в городе я еще не видел. Водопой тоже впечатлил.

стоять лучше поотдаль

банный день

Все очень натурально, погонщиков особо не видно, такое ощущение, что все сами по себе. Слоны опасны. Местные держаться поодаль. Нас держали за рукав, чтобы не дернулись фотографироваться. Таки дернулись. Обошлось. В Пиннавеле билет в слоновник не выбрасывать. Он дает возможность перемещаться за слонами.

Нувара Элия, или как они произносят Нурелия, действительно маленькая Англия. Зимняя резиденция англичан, подходящая им по климату. Гористая местность, в хорошую погоду виден пик самой высокой горы 2500м, которая звучно для русского уха называется Пидорочто-то там.

Туманный Шри-Ланко Альбион

Отелю 80 лет

сбор чая

Наш водила замерз. Мы единственный раз за отдых надели на себя всю московскую предполетную одежду. Неплохой сад в центре города, Гранд отель с лужайкой и кафе. Жили в Глендовере. Отелю 80 лет, хозяин знаком с президентом. Вообще если у тебя какой-то бизнес более менее крупный на Шри-Ланке, ты имеешь короткий выход на власть. Все просто. Я общался с ирландским архитектором, который живет в этом отеле уже 8 месяцев и строит по заказу местных богачей дома и отели в англ стиле. Подтвердил, что круговая порука присутствует, но все в приемлемых дозах.

В Нувара Элии было самое большое количество нищих. Но при этом это единственное место на Шри-Ланке, где я смог купить сигары. В Гранд Отеле в баре.

По поводу нищих. Поравнялась с нами первоклашка симпатичная. Заговорила. Стандартный набор: Хелло, Хау ар ю, откуда ты и все такое, мы поддерживаем разговор, поскольку девчушка симпатичная и дружелюбная. Следующий вопрос ошарашил. Гив ми мани. Не встретив понимания, убежала.

А еще благодаря англичанам там прижились скачки. Лошадей мы не видели больше нигде.

Элла. Жили на View Point Villa. С хозяином Санной познакомились в Тангалле. Это он нам собственно дал водилу с машиной. Отель стоил долларов 30 с чем-то за ночь. Вошел в каталог Lonely Planet как отель с красивыми видами. Действительно очень там все. Мальчик обслуживающий нас в ресторане, очень похож на Билана, по мнению русских женщин. Я не очень силен в Билане. На ужин попросите речную рыбу. Рекомендую встретить рассвет.

Кешью

отель View Point Villa

Анурадхапура. Запомнилась не она сама, ни крупнейшая ступа-дагоба и не дерево Бо, к которому нас не пустили, т.к. жена была с открытыми плечами, а путь оттуда до Негомбо.

Дорога раньше была закрыта, т.к. была районом боевых действий. Мы проезжали покинутые разрушенные деревни, которые всего за год поглощаются джунглями. Местные, если ты останавливаешься, менее избалованны, и предельно дружелюбны. Даже стесняются.

Мы нашим детям купили чемодан одежды в среднем по 1.5 доллара за вещь. Вещи шили при нас.

Разрушенные деревни встретились нам еще раз уже на берегу океана, между Путталамом и Негомбо. На это раз смыло их цунами. Теперь строятся на второй линии. Пальмы продолжают расти под наклоном от океана. И в том месте было много католиков. Соответственно много кладбищ и крестов.

Поезд.

Еще проделали путь на нем от Эллы до Нувара Элии. Там станция в 8км от городка, называется Нану Ойя. Этот путь красивее. Проложен сквозь горы, много водопадов по пути, по времени часа 3 кажется.

Местные уступают места у окошек. Туристов немало. Есть обсервер салун 1 класса, но на него надо заранее покупать билеты. Мы не успели и ехали во втором. Обсервер стоит долларов 6 на нос, второй доллар, полтора.

Двери в тамбурах открыты, все едут на подножках,  но тоже уступают места и даже рекомендуют с какой стороны встать, чтобы фотографировать. Даже местные любуются открывающимися видами. Окна в самом вагоне открыты почти все.

Над головой кнопочки и можно включить вентиляторы. Для 50-70 летних составов все очень чинно. Вспоминаю поезд в Советское время Москва – Баку, это ужас, в сравнении с поездом на ШЛ, по которому бегают куры.

в поезде органик фуд

Природа, живность.

Были в Яла парке на джипчике, видели много буйволов, павлинов, мангустов, несчетное количество птиц, в том числе и наших на зимовке, крокодилов, слонов, оленей и т.д, но!!!!!!!

Просто перемещаясь по острову,

Увлекся скульптор формами и забыл про глаз

Кандийские танцы

католикам есть место

как это?

Монахам было жарко медитировать и они перебрались в пещеры

На пальце Будды осиное гнездо

Fish market в Негомбо

Очень грязный пляж в Негомбо

мы видели их всех в обычной среде в гораздо большем объеме!:), за исключением, пожалуй, крокодилов. Обещанных леопардов и медведей не было.

То и дело на протяжении всего пути, водитель притормаживал, чтобы пропустить павлинов, которых реально много и мы перестали их снимать, варанов, змей, мангустов и обезьян Хануман, побольше макак, с черными мордами и ирокезами. Хануманов много в Анурадхапуре. Макаки наглее. Эти важные. Едят рис из тарелочек. Малыши задиристые, но чуть что к папе за спину прячутся.

Хануман иногда едят из тарелок

Проехав пол-острова, а мы не были только на севере и на востоке, мы видели побережье как на Сейшелах, с белым песком и пальмами в 10 метрах от океана, саванну, джунгли, сосновый бор в горах прям как в Подмосковье, удивительно как пейзаж менялся за минуты на коротких расстояниях.

кто-то русский уже купил участок этого побережья

Что еще добавить… К бурундучкам, воронам отношение в отелях такое же как к тараканам. Которые есть. Большие.

Связь.

Какая-то странность. Мы оба положили в начале поездки по 10 долл на местную карточку Диалог. У меня, притом, что я звонил и писал смс много раз в Москву, и общался по местным номерам, процентов 30 осталось невыговоренными. Жена потратила все, т.к. пользовалась инетом через i-phone. Очень дешево.

Возникла идея оповещать население смсками, на случай очередной угрозы волны. Про слово цунами они из газет узнали. Они установили громкоговорители на берегу по всей линии, но я не видел их. Местные сказали, что идея хорошая и сказали мне что я clever man. Телефоны есть у всех.

Выборы.

8 апреля были выборы. Мы наблюдали предвыборные события, точнее местные технологии пиара. Так как телевизоры не у всех, реклама шла тремя каналами. Первый это расклейка на везде. Я как то, пока жена была в саду специй и разбиралась в премудростях аюрведы, пошел перпендикулярно дороге с фотоаппаратом в джунгли. Прошел метров 800 и наткнулся на призыв голосовать за номер 8, приколотый к пальме. Там даже тропинки не было. Вся страна обклеена кандидатами. Опоры мостов, баннеры на ветках, стены от пола до потолка, все заклеено тоннами бумаги. Второй канал это громкоговорители, разъезжающие по дорогам. Устанавливают и на тук туки. Третий это газеты. Местная основная газета, после выброшенной части с кандидатами похудела раз в 10.

Победил , кстати, действующий президент Раджапакса. Но все с кем мы там не говорили, им довольны. Войну закончил.

В следующую поездку поедем обследовать север острова со столицей тамилов Джаффной и восточное неосвоенное пока пляжное побережье.

Если пытаться сравнивать Шри-Ланку с баунти курортами, то она конечно проиграет, поэтому надо настроиться на изучение местного колорита, тысячелетней истории, благостного народа и природы.

Март- апрель 2010г

Курс рупии 110р – 1$

Рис 1 кг – 80р

Картошка 30р

Ашани
28 август 2013 г.
Ваши фотографии просто волшебные!!!
Рассказ интересный!
А бунгало-то каково!
Я думаю каменная дева (на Вашем фото) не обделена скульптором, а просто подмигивает всем, кто ею любуется... И странно почему она подстрижена... Обычно ланкийки всегда с длинными волосами.
Спасибо Вам!
Ирина_
26 сентябрь 2011 г.
Фотографии просто вау!
30 август 2011 г.
Великолепно! и с юмором. Спасибо.
abromed
30 август 2011 г.
Фотографии действительно отличные. Особенно понравилось зеленое поле. Спасибо!
BATTERFLY
Россия, Новосибирск
30 август 2011 г.
Здорово! И рассказ и фото! Захотелось увидеть все это своими глазами. Спасибо!
Танютка
Россия, Иркутск
30 август 2011 г.
Супер!!! Отлично написано, легко и с юмором. Фотографии великолепные!!!
sof84
фотки хорошие
Лова
Россия, Владивосток
30 август 2011 г.
Очень интересно! С удовольствием почитала.