Гранд-тур Китай, или окучивание русских по-китайски

Отзыв написан: 18 июля 2011 г.

Не вижу смысла описывать красоту буддистских и ламаистских храмов, а также многочисленных императорских дворцов, кроме которых в Китае, как мне показалось, и смотреть-то нечего. Об этих достопримечательностях полно информации в интернете, в т.ч. и на сайтах турфирм, которые жаждут видеть вас в числе своих клиентов.

Мне же хочется рассказать о том, на что попадаются практически все русские туристы. И главный мотив написания этого отчета – предупредить соотечественников о ловушках для русских туристах, которые расставлены нашими китайскими братьями буквально на каждом шагу путешествия по Китаю.

Только лично прочувствовавшему разводы, о которых пойдет речь ниже,  становится понятным, почему нас, русских, даже гиды-китайцы (которых мы кормим, и кормим не плохо) презирают и обзывают бранным словом «шапью». Произносить нужно с презрением и ненавистью на лице, примерно так, как это однажды выдала наша пекинская гид Валя. Точного перевода этого слова я не знаю, но максимум, что мне удалось выяснить – это китайский мат. Судя по обстановке, в которой это слетело с Валиных уст и выражению ее лица – наверное, что-то типа «дураки», «дебилы», «уроды», «мразь» или типа того, а может и еще жестче.

Согласиться на путешествие «толпой» меня сподвигло лишь то, что прокатиться самостоятельно по маршруту, который предлагается в рамках тура по программе Гранд-тур Китай от Чайна-Тревел я не смог бы никогда. Прежде всего – по причине пресловутого языкового барьера, т.к. владею лишь родным русским.

То, что Китай не Европа (в смысле свободы общения и передвижения) – начинаешь понимать сразу же, в Пекине. Вокруг почти все вывески на китайском. От всемирно употребимых слов, например «POST OFFICE» и тому подобных, шарахаются даже куколки-китаяночки на информационных стойках в местах, где по иностранцев по определению всегда много (вокзалы, аэропорт). Так что если не владеешь китайским – ни английский и никакой другой не поможет. Ну, разве что в Шанхае, наиболее комфортном городе для европейцев городе, с грехом пополам сможешь объясниться с братьями по разуму. Но и там  любое иностранное слово они слышат, прежде всего, как how much (сколько стоит) и сразу же начинают набивать цену на калькуляторе.

Главная опасность для туриста – приставленный к нему гид

Самыми коварными китайцами, которых следовало опасаться прежде всего, оказались, как вскоре выяснилось – наши гиды. Русские туристы для них всего лишь кошельки на ногах, из которых нужно вытряхнуть как можно больше. Причем началось разводилово уже в первый день нашего пребывания на земле великого южного соседа.

В начале путешествия успокоило и расслабило то, что прямо в аэропорту Пекина группу встретила разговаривающая вполне сносно по-русски гид-китаянка Валя. Она занималась нами все дни в Пекине, а потом сопровождала группу в качестве «мамочки» вплоть до Шанхая.

Вот общее состояние группы к началу путешествия: ночь провели в самолете, а по прилету – сразу «в бой». Еще не перезнакомились друг с другом и не освоились среди китайцев, каждый боится отстать от толпы. Вот тут-то нашему гиду и самое время предложить «культурную программу» на вечер первого дня: всемирно известный китайский цирк.

Кстати говоря, со слов всех наших гидов в Китае всё «самое-самое»: и на дорогах-то чистота, и продукты всякие есть, и т.д. и т.п. Любят они себя похвалить. Ну и, естественно, цирк там самый лучший. Короче, народ повелся, причем, совершенно не ориентируясь в ценах (повторяю: первый день в Китае!) и даже не задумываясь, стоит ли то зрелище, которое нам обещают, 200 юаней с носа, т.е. 32 доллара США.

Когда приехали к цирку – там прямо в фойе цирка с билетами в руках нас уже поджидал муж Вали. Вопрос: а мужика-то за что припахали? Из любви к русским? Он же зарплату не получает… Как это всегда и бывает, правда скоро выплыла наружу. Уже дома я зашел на сайт цирка и вот здесь: http://www.beijing-theatre.cn/post/200801012125.html прочитал, что билет на 17-й ряд действительно стоит 200 юаней. Но, если брать билеты на группу от 10 чел. – то цена билета – по 120 юаней.

Вот так, в первый же день наша гид Валя срубила в собственный карман 80 х 20 = 1600 юаней или примерно 0. Вроде бы с ее стороны все чисто: хочешь – купи в кассе сам за столько, сколько отдал. Но все равно как-то не честно это получается, не по пословице «Русский и китаец – братья навек». Но это было только начало… Уже постфактум пришло понимание, что это был пробный Валин камень на вшивость, и на податливость подопечных…

К слову, не все из группы оказались такими же доверчивыми как я, и уже на следующий день начали тихо роптать, навроде того, что: «а я перед поездкой читал в отзывах, что билет в цирк стоит около 120 юаней»… Короче говоря, предложение посвятить следующий вечер знаменитой пекинской опере за, кажется, опять по 200 юаней с носа – народ молчаливо но дружно отверг. А может, просто любителей оперного искусства среди нас не оказалось.

По приезде в г. Сиань (где терракотовая армия, главная туристическая фишка Китая), тамошняя гид Люба, начала окучивать публику сразу же, по пути из аэропорта в отель. Типа, чтобы вечером вы не скучали – предлагаем вечернюю прогулку на автобусе, а потом банкет пельменей. Такой банкет, с ее слов,  устраивается только в Сиане, который славится своими пельменями и т.д. и т.п. И вся эта уникальная возможность почти даром – 230 юаней с человека, т.е. 150 прогулка + 80 пельмени.

Все дружно схватились за кошельки, и только я задал вопрос, который следовало бы задавать гиду перед каждым подобным «непристойным» предложением: а что я увижу за эти деньги?

Ответ последовал мутный: посетим 4 самых интересных места в городе, увидим ночной Сиань с его замечательной подсветкой, а в конце посмотрим поющий фонтан, для чего сюда специально приезжают туристы не только со всей Земли, но и с Марса.

Я решил, что обойдусь без этих радостей, и попросил вернуть отданные сгоряча денежки. И тут началось! Люба и Валя в два голоса начали стращать, что от толпы отрываться опасно, что в городе орудуют карманники и прочая криминальная нечисть, и что если со мной не дай бог что-то случится – наши гиды никакой ответственности за меня не несут!

Сразу вспомнились услышанные где-то слова о том, как опасно отдавать деньги китайцам в руки: если ты что-то купил и отдал при этом больше – сдачи не дадут, а если решил отказаться от покупки – то вообще не вернут ничего. По-крайней мере мурыжить будут долго и нудно. Но тут была не та обстановка, и деньги мне все же отдали.

Итак, вечер я посвятил самостоятельному знакомству с городом. Ноги сами привели туда, где много огней и народу, и тут …начали встречаться знакомые лица! Позже выяснилось, что я гулял по тем же самым тропам, куда моих собратьев-славян привезли за деньги. Я же гулял бесплатно и, что самое ценное, без необходимости на каждой остановке «через 15 минут быть здесь».

Это, пожалуй, был самый замечательный вечер за все время тура! Нагулялся от души, прошел всю центральную улицу, при этом не из окна автобуса полюбовался ночной подсветкой города. Зашел и в супермаркет, и в многочисленные лавчонки на пешеходной улице, и все прочие удовольствия испытал! Только что пролетел мимо банкета пельменей…

На следующий день я поинтересовался, а что же это были за великие пельмени? Делиться радостью народ как-то не спешил, и лишь один выдавил из себя что-то типа: теста наелись… Еще жалко было, что фонтан знаменитый не увидел. Но когда кто-то обозвал этот фонтан двумя струйками навстречу друг другу – вся жалость куда-то исчезла.

Вот они какие, настоящие китайцы!

Кстати, по пути в отель после «самоволки» (а было уже за 23 часа), я все же заблудился. Остановил какую-то молоденькую китаяночку, показал ей визитку с названием отеля, начал чего-то мычать… Она все поняла, минуты 3-4 кому-то звонила по мобильнику, после чего жестами объяснила, куда мне надо идти.

Видя, что уверенности в моих глазах не прибавилось – взяла меня буквально за руку, подвела к стоянке такси в 50 метрах и объяснила, что таксист отвезет меня до отеля за 8 юаней. При этом и таксисту что-то объяснила! Таксист привез меня туда, куда требовалось, и счетчик отбил именно 8 юаней! Вот они, настоящие китайцы! Порядочные, и не жиреющие за счет лопоухих русских!

Почему русские для китайцев «шапью»

Перемены в настроениях соотечественников после вчерашнего демарша я почувствовал буквально на следующее утро! Ко мне подошли несколько человек из группы и начали кто изливать душу, а кто-то предлагал объединиться против китайской экспансии… Но, забегая вперед, скажу: сообществу из 20 человек, возраста от 30 до 60 лет, которые увидели друг друга впервые только в Пекине – объединиться так и не было суждено.

Примерно на 4-5-й день сообщество стойко разделилось на 3 категории: Первая – это «бунтари», которые задают гидам неудобные вопросы и не спешат хвататься за кошелек. Вторая – «немые», голоса которых за все 12 дней никто так и не услышал. Эти всегда покорно шли туда, куда их вели и сдавали столько, сколько скажут на все, что предложат. И третья – сочувствующие желтолицым братьям, соотечественницы преимущественно престарелого возраста. Порой доходило до того, что некоторые из этих доброхотов в минуты народных волнений успокаивали гидов-китаянок и нашептывали им на ухо что-то типа «не ссорься с ними, они на тебя в Москву напишут». Это, конечно, была полная задница… Глядя на этих экземпляров глазами китайцев понимаешь, что таких не только окучивать охота, но и просто гадить на голову – удовольствие.

Кстати говоря, когда в конце экскурсии бросили клич скинуться на благодарность-чаевые гиду – эти, сердобольные, на полтинничек что-то не очень  раскошелились… Все же прав был старина Гейне, изрекший: «Чем больше узнаешь людей, тем больше нравятся собаки».

Резвый сам налетит, а береженого бог нанесет

После того, как народ за 230 юаней посмотрел на подсвеченные струйки и вдоволь наелся теста – некоторые начали осторожничать. Порой доходило до анекдотов.

Например, к исходу второго дня в Сиане наша гид Люба опять начала заботиться о нашем вечернем досуге. По программе тура был запланирован ужин, который Люба предложила провести под китайские песни и пляски. Предложение выглядело примерно так: можно поужинать так, а можно и в театре. Пока идет ужин – вам станцуют 6 (или 8) танцев всего за 180 юаней с носа. Это шоу, опять же, есть только в Сиане и по 180 – это очень дешево, ну и т.д. В общем, грех не увидеть это уникальное зрелище!

Прозревший народ (в том числе и сердобольные) за кошельки не схватились. А одна особо хитромудрая семейная парочка (та, которая накануне возмущалась, что вместо банкета пельменей наелась теста) видимо что-то не поняла или недослышала. По прибытии к месту ужина парочка решительно насела на гида с требованием отправить их в отель на такси. Признаться, все мы опешили от такого демарша, потому что доселе у всех на глазах эти ребята были едоками № 1 за общим столом и на отсутствие аппетита не жаловались…

Представляю, какое разочарование их постигло, когда на следующий день они узнали, что никакого «китайского стриптиза» во время ужина не было, платить было не за что, да и денег никто не собирал. Так что «сэкономили» они не в свою пользу… J

За счет чего выживают «бедные» китайские гиды

Далее по программе был Лоянь с тысячами будд, высеченными в скале и монастырь Шаолинь. В этой части тура нашим гидом был молоденький китаец Ваня.

Заполняя очередную паузу своего скудного рассказа о стране и маршруте путешествия, Ваня поведал, что он второй ребенок в семье и за право его родить папа заплатил штраф 2000 юаней. А когда он вырос – вернул папе долг в десятикратном размере. Перед расставанием с нами Ваня даже что-то спел, только что на ушах не сплясал. Публике его артистические наклонности очень понравились.

Но вот вопрос: а так ли уж беден Ваня, что даже петь перед «шапью» приходится, чтобы сорвать щедрые чаевые? Давайте прикинем.

Конкретное разводилово Ваня учинил в монастыре Шао-Линь, где предложил подняться на канатке на верхушку какой-то горы, откуда видно настоящий монастырь. При этом выяснилось, что тот монастырь, по которому нас водили пол-дня – то ли новодел, то ли построен недавно после пожара. Но скорее всего – построен специально для туристов. А может я что-то не так понял.

Короче говоря, с согласных прокатиться на канатке Ваня собрал по 130 юаней. Кто-то из толпы бормотнул, типа билет мне потом отдай на память. Так от этого назойливого Ваня потом всю дорогу бегал как от прокаженного. Потому что никаких билетов у него не было в принципе.

Вообще-то – билеты должны были быть, и касса была. Но наш китайский поводырь провел нас на канатку «черным налом», перекинувшись парой фраз с играющими в карты контролерами. Из чего можно сделать вывод, что доходы от окучивания таких как мы лохов уже заранее были распилены.

Кстати, из таблички над кассой канатки я усек, что билет туда-обратно стоит 35 юаней на человека. Так что несложно прикинуть, на сколько долларов обогатился предприимчивый китайский Ваня с 15 человек за счет только одной канатки. Ну а что касается обещанных сказочных видов – то горы, они и есть горы. Тому, кто бывал хотя бы в Кисловодске – смотреть особо нечего, китайский вид гораздо скромнее. Лично я отдал бабки за то, чтобы посмотреть подвесную веревочную тропу, вид сверху на которую мне был обещан и которая есть во всех описаниях этих мест. Когда же приехали наверх – Ваня на голубом глазу заявил, что, дескать, во-о-он она, эта тропа. И при этом показал не вниз (как на картинках, чтоб фотку классную можно было сделать), а куда-то вверх. Мол, хочешь – сбегай 3 км, посмотри. Если успеешь за 15 минут. А успеть было надо, чтобы вернуться вниз со всеми и, соответственно, не потеряться от группы.

В общем, тему обозначил, а в результате опять кинул.

А вот еще один Ванин ход конем. Перед приездом в Шаолинь он сообщил, что здесь можно приобрести уникальный бальзам, который изобрели монахи для залечивания своих многочисленных травм после занятиями у-шу. Заботливый гид «предостерег» нас от подделок за 80 юаней, которые продаются повсеместно, и облагодетельствовал предложением приобрести настоящий, но и именно у него по 50 за бутылочку. К середине путешествия народу уже пора было бы сбросить розовую пелену с глаз, особенно после канатки. Но русский пипл всё же и в этот раз повелся и дружно схавал Ванину добродетель, в считанное мгновенье расхватав бутылочки непонятьсчем. Мне не досталось, но я к этому и не стремился, потому что в Шаолине нашел и купил точно такую же и именно за 50.

А еще в Шаолине были показательные выступления «мастеров ушу», как их заявляет в своих проспектах Чайна-Тревел. Уж лучше бы писали честно: показательные выступления детей одной из сотен школ-интернатов с профильной подготовкой по у-шу. Я все равно пошел бы. Выступление понравилось, но, как и на протяжении всего Ваниного сопровождения, никакого билета на память у меня не осталось. Так что можно не сомневаться, все 100% собранных со зрителей юаней до малолетних «мастеров ушу» Ваня точно не донес.

Туристический шопинг или китайские подделки – они и в Китае подделки

А вот еще одна фишка на протяжении всего путешествия по программе тура.

Почти через день в программе запланированы посещение «музея шелка», «нефритовой фабрики» и т.п. и т.п. И будьте уверены, эти места ваши гиды не объедут. Причем привезут вас туда в самое лучшее время дня.

Например, по пути на Великую китайскую стену, ради которой и стоит посетить Пекин (т.к. смотреть-то там больше особо и нечего),  наш автобус заехал на какую-то жемчужную фабрику-магазин. Потратили лучшее время, извели деньги на «жемчуг», а приехали на стену в самый солнцепек. Т.е. самое интересное, ради чего народ в Китай и едет – получилось  по остаточному принципу.

Но почему «жемчуг», а не жемчуг? О, это отдельная история!

Это был второй день путешествия, и народ, хотя бы некоторые из них, еще не поняли, где и среди кого находятся. В магазине при фабрике жемчуга почти все наши дамы нахапали серег и колечек с, естественно, «самым лучшим и 100-процентно натуральным жемчугом». Так вот, у одной из девиц нашей группы кольцо-то оказалось не серебряным, как в магазине уверяли продавцы!

На 3-й или 4-й день покрытие кольца облезло и обнажилась латунь или то, из чего оно в самом деле было сделано… Возникает вопрос: жемчуг или пластмасска была в этом колечке? А если все же жемчуг, опять вопрос: искусственный или натуральный, и хорошего ли он качества? По крайней мере – стоит ли тех денег, которые за него получил магазин и наш гид? И это только у девицы, которая сразу же надела обновку и начала носить кольцо на износ, даже постирала в нем что-то. А как у тех, кто не захотел признаться прилюдно, что его кинули? Или, еще круче, у тех, кто «драгоценную покупку» приберег до дома или на подарок? Подозреваю, что таких оказалось не меньше половины, если не все 100% покупателей этого счастья.

Информация для размышления: действительно ли все китайцы хитрые и коварные? Или это только миф? По-моему скромному мнению, гид приставлен к группе для того, чтобы отводить доверчивых и простодушных от мест, где их могут кинуть. А на деле наши гиды не только завозили нас в эти туристические клоаки, рассчитанные специально на, у которых времени не будет выкатывать продавцу претензии. Гиды и сами рубили с подопечных туристов бабло там, где только можно и при каждом удобном случае.

Ваш гид всегда в доле! За ваш счет

А почему опять в доле «наш гид»?

А все очень просто. Перед заходом группы в магазин каждому всучивают какую-то бумажку, которую требуют предъявить на кассе. Это ни что иное – как метка о том, кто тебя сюда привел и, стало быть, кому следует выплатить откат с прибыли. Турфирме или конкретному гиду – не суть важно. Но я обратил внимание, что наши гиды всегда выходили с этих магазинов последними и как-то не торопили увлекшихся созерцанием витрин.

Понятно, почему из гидов никто наших туристов не поторапливал. Чем по Великой китайской стене подольше бродить, пусть лучше в магазине потолкаются. Чем больше сбросят там бабосов в очередной лавке, тем больше откат гиду.

Бросилось в глаза еще и вот что: то ли туристы в Китае только из России, то ли нас, русских, возили по спец. магазинам для русских – но везде и надписи на русском, и продавцы лопочат хоть и плохо, но по-русски. О том, что торговля эта заточена под наших соотечественников – говорит хотя бы тот факт, что даже размеры шелковых одеял, которые стоит привезти из Китая, шьют под пододеяльники русских размеров. В чисто китайских магазинах одеял таких размеров, которые нам предлагали купить в «магазинах для русских» – нет!

После истории с «жемчугом» лично у меня и на шелковой фабрике уже начал напрашиваться вопрос: а натуральный ли в одеялах шелк? Короче говоря, одеяло я все-таки купил, но не в специальном «для русских», а в обыкновенном китайском магазине. В таком районе очередного китайского города, где ни то что русского – европейца никогда в глаза не видели.

Незапланированный шопинг

Ну да ладно, всякие эти фабрики шелка, нефрита жемчуга и прочей дребедени, которая дома, как правило, оседает на дальних полках и валяется без дела. А как относиться к тому, что как-то мимоходом гид Валя завезла нас в Пекине в медицинский центр, которого в программе вообще не было? Получилось это как-то случайно, по-пути, когда народ еще не расчухал, что такими коммерческими отклонениями от маршрута съедается наше время.

В медицинском центре всех нас посадили в кружок, напоили желтой водичкой типа фурацелина (у них она называется «зеленый чай»), и китаец в белом халате на приличном русском (внимание: опять заточенная под наших соотечественников русскоязычная туристическая тропа!) выдал примерно следующее. «Всем вам дико повезло, т.к. у вас есть возможность получить бесплатно консультацию медицинского светила, владеющего секретами тибетской медицины. Все это делается на средства правительственной квоты в целях распространения в широкие народные массы уникальных тибетских методик исцеления».

Далее народ стал по одному заходить к светиле в кабинет, а некоторые стали выходить с пакетиками со снадобьями. Зашел и я.

Пожилой доктор-китаец нащупал пульс на обеих моих руках одновременно и через минуту начал перечислять «обнаруженные» болезни.  Рядом сидела медсестра (или помощник шарлатана от медицины), которая на сносном русском переводила китайское бормотанье светилы и тут же спрашивала меня: «Это действительно у вас есть?».

Примерно ¾ из тех болячек, которые озвучил шаман, у меня действительно имеется. Но тут резонно задать себе вопрос: а может ли в наш-то поголовно компьютерный век не быть шейного остеохондроза у мужчины, которому под пятьдесят? Но вот той болячки (МКБ), которая живет со мной уж как минимум 15 лет – тибетский светило почему-то не заметил… Закончился сеанс колдовства тем, что мне выдали стандартную бумагу с названиями лекарств на русском и ценами против тех, которые излечат меня от моих напастей. Цены сильно не отличались: все они были или , или . Бумагу я взял себе на память, но с валютой решил не расставаться. В отличие от некоторых из дам нашей группы, которые набрали снадобий кто на 300 евро, а кто и того больше…

Кстати, приехав домой, я перетряхнул в холодильнике полку с мазями, которые 2 года назад привез из Таиланда и Шри-Ланки и решил, что правильно сделал, что не повелся на тибетское счастье. Пусть уж оно достанется тем, кто действительно сможет правильно им распорядится. А мне – дай бог использовать то, что уже есть. Тем более – срок годности еще не вышел…

Массаж по-китайски

А вот еще одна тема развода «по-китайски» – массаж.

В первый же день в Пекине гид Валя объявила, что желающие получить сеанс знаменитого на весь мир китайского массажа могут записаться и сдать по 180 юаней. За эти деньги к вам придут в номер и прямо там облагодетельствуют. Причем придет тот, кто пожелаете – мужчина или женщина. И такие предложения будут только в первой половине путешествия, в двух или 3-х последних городах китайского массажа нет!

Кто-то из народа, в основном пожилые представительницы прекрасной половины человечества, на эту фишку повелся. Но продолжалось это не долго. Почему – об этом чуть ниже.

Лично я недалеко от отеля зашел в первый попавшийся салон, и китаец средних лет всего за 30 юаней так обработал меня с ног до головы на протяжении 45 минут, что результат оказался лучше, чем после 8-дневного сеанса массажа в Пятигорске! Судя по его движениям, он сделал не просто массаж, а поработал еще и как мануальный терапевт. По крайней мере после его воздействий мои сдвинутые шейные позвонки, которые я чувствовал до того времени постоянно и которые наотрез отказались поправить мне в Пятигорске, встали на свое место!

И такие же салоны (или как там эти заведения у них называются) были в каждом городе, вплоть до Шанхая, в котором закончился наш тур. Так что миф о том, что настоящий китайский массаж можно сделать только в первых трех городах тура – сказка. И основан этот миф на том, что в концу тура даже самый последний лох прозревает и посылает гидов с их добродетелью куда следует. Соответственно – раз нет клиентуры, нет и предложения. Все легко и просто.

Знаменитая китайская кухня. ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Отдельная тема – китайская кухня. Практически каждый день по программе был обед. Дома, когда я еще не понимал, что такое эти обеды – такая забота организаторов тура порадовала. Все стало ясно в первый же день, и в остальные было практически то же самое. Вот что такое китайский обед для туристов.

В обеденное время автобус подъезжает в какой-то очередной чипок, которые, по моему убеждению, существуют в основном за счет туристов. Группа распределяется на столы по 10 человек (кстати, вероятнее всего именно из-за этого турфирмы набирают группы по 10 или 20 человек). Посреди стола – стеклянная крутилка, на которую ставятся блюда с китайской жратвой. Я ничего не имею против сочетаний острого с кислым, рыбы в кляре облитой сладким соусом, креветок в карамели и прочих кулинарных комбинаций. Раз любят это есть китайцы – ну и флаг им в руки! Но хоть бы кто-то стоял и рассказывал, что именно ставят нам на стол! Но поскольку наши гиды в это время питались за отдельным столиком – каждый обед превращался в «Поле чудес» или в соревнование знатоков «Что? Где? Когда?». Каждый крутил стеклянную вертушку к себе, зачерпывал нечто и пытался на вкус угадать, из чего это нечто приготовлено.

Справедливости ради замечу, что никому от такой еды дурно не было. Все как-то наедались, да и не съеденного оставалось на столе не менее четверти. Но чувства удовлетворения от дегустации китайской кухни все же не осталось. И вот почему: что ели? так ли ели? так ли это вообще едят? Короче, набили утробу, ну и ладно… Наверное, опять расчет на русскую терпимость: что ни подай – все схавают.

Оставляю открытым вопрос к организаторам тура: является ли обязанностью гидов быть с нами рядом во время приема пищи и комментировать, что мы едим. Но, как мне представляется, за приличные бабки некий комментарий к блюдам можно было бы и дать.

Ужин в ресторане «Пекинская утка»

В рамках тура у нас было запрограммировано посещение ресторана «Пекинская утка» с, естественно, дегустацией «утки по-пекински». Перед поездкой я поинтересовался, что это такое и с чем ее едят. По крайней мере, усвоил, что по правилам такую утку готовят около 24 часов.

Так вот, хоть я и не читаю иероглифов, но тот ресторан, в который нас привезли – не может называться «Пекинская утка». Так, какая-то забегаловка у дороги. На входе – сувенирные прилавки, сразу видно, что туристическая тропа.

Да и сомнение берет большое, что та утка, которую мы заставили повара разделать на наших глазах – именно «пекинская».  Могу ошибаться, но по-моему это была обычно сваренная (или тушеная, я в кулинарных делах не копенгаген, а скорее осло) птица. Причем не исключено, что и не утка вовсе… Уж можно подумать, надо было кому-то для русских туристов 24 часа мариновать бедную птицу и выполнять с ней прочие обязательные манипуляции… Короче – очередной развод по-китайски.

И еще. Женщины, которые в свободное время прогулялись по продуктовым магазинам, вычислили, что то, чем нас кормят во время этих «запрограммированных» обедов и ужинов – на половину китайский фастфуд, т.е. еда, приготовленная из ингредиендов для бедных, преимущественно сои. Т.е. примерно такая же жратва, которая готовится из пакетиков и продается в забегаловках-предприятиях китайского общепита повсеместно.

Но «по-китайски» мы все же поужинали, когда сами зашли в ресторан с газовой горелкой посреди стола. Долго, конечно, разбирались, что заказывать, как готовить. Но, в конце концов, отбросив ложную скромность, посмотрели, как это делают местные за другими столиками и сделали так же. Надо сказать, отличие от того, чем нас кормили в толпе – разительное.

Можно ли нас, русских, уважать за это?

На второй или третий день в Пекине, когда все уже насытились китайским фастфудом, некоторые попросили нашего гида сводить в супермаркет, чтобы прикупить фруктов: ананасов, манго, еще какой-нибудь теплолюбивой снеди, с которой в России тяжко.

Гид Валя сказала: легко! и повела толпу куда-то на улицу, за угол от ресторана, в котором мы ужинали. Там, за углом, находился обычный придорожный фруктово-овощной развал – под тентом, товар в ящиках или прямо на асфальте, с гиревыми весами и без ценников. И посыпались юани из русских кошельков в карман стихийному уличному торговцу рекой! Наверное, этот китаец за полчаса или того меньше сделал свою недельную выручку.

Может я и сгущаю краски, но меня берет большое сомнение в том, что наша гид ушла от этого торговца без копеечки отката. По крайней мере, ушла она как всегда последней и с увесистым пакетиком в руках…

А вот еще один эпизод, когда соотечественники проявили себя как быдло. И в не малой степени благодаря гиду Вале.

Переезд в другой город на скоростном экспрессе (как наш «Сапсан»). Минут за 10 до расчетного времени прибытия Валя объявляет, что стоянка поезда 1-2 минуты. Наши тетки подскакивают и бегут занимать место у дверей со своими чемоданами. Заметим, что в этот момент на табло – скорость 250 км/час.

И тут на нашего гида находит озарение: Валя объявляет, что поезд опаздывает на полчаса. А сесть-то теткам уже некуда! Освободившиеся места мгновенно заняли китайцы, которые сели в поезд по билетам без мест, и до того момента стояли в тамбуре или сидели прямо на полу возле сортира!

Вопрос гиду: а ты что, дорогу не выучила, по которой ездишь раз в две недели? Не узнаешь картинку пригорода, куда мы должны приехать? А может это был просто хитрый ход, чтобы хотя бы на полчаса посадить экономных собратьев на оплаченные русскими лохами места в мягких креслах? Ответ на этот вопрос пусть останется на совести Вали, но на ее месте я не считал бы своих русских соотечественников цивилизованными людьми…

Как мы прокатились на велорикше

А вот еще один пример на тему «русский и китаец – братья на век».

Одним из пунктов нашего китайского вояжа была покупка шубы. Еще в Москве я выяснил, что выгоднее всего это сделать на Ябалоу, специализированном шубном рынке в Пекине.

В первый же день мы спросили гида, когда мы сможем совершить запланированную покупку, и Валя пообещала все устроить.

Когда мы прибыли на какой-то местный черкизон (запланированный в туре) Валя свела жаждущих прикупить шуб с уже поджидавшими китайцами, которые на своих Тойотах или Мерсах отвезли нас на Ябалоу. Лично к нам был приставлен некто Юра.

Ябалоу – это 4 или 5 этажное здание торгового центра по продаже шуб с сотней офисов-бутиков. Когда мы вошли в это здание – Юра начал совершать с нами странные маневры: в поисках нужной модели мы перемещались из бутика № 203 в № 408, затем в № 322, затем в № 204, ну и т.д. Писали эти восьмерки минут 30, после чего обессиленный Юра понял, что мы не правильные пассажиры и как-то незаметно исчез.

Но поскольку у меня был его Юрин номер телефона, я позвонил и попросил его отвезти нас обратно, к месту сбора всей группы. Юра ответил, что он уже …в другом городе, по коей причине сделать это не может. Однако все же сделал так, что к нам подвалил какой-то другой русскоговорящий китаец, который хотя бы нарисовал на бумажке иероглифы – название места, куда нам нужно вернуться.

С этой бумажкой мы минут 20 пытались поймать такси, но безуспешно. Единственный вариант, который оказался возможным – велорикша. Сторговались и поехали. Доехав до какой-то широкой улицы, китаец остановился для высадки пассажиров и протянул руку за вознаграждением.

Поскольку того места, куда нам нужно было приехать, не было видно – мы пытались объяснить рикше, куда нас надо довезти, а он что-то эмоционально нам объяснял. Короче, чуть не дошло до настоящей драки… Благо, в этот момент мимо проходили какие-то китайцы, которые увидев назревающую потасовку, подошли и по-английски объяснили, что нам надо перейти улицу (которую велорикше, видимо, переезжать было запрещено), и пройти метров 300 вперед.

Вот такое маленькое приключение случилось с нами благодаря тому, что Вале с Юрой не удалось поживиться за наш счет…

Позже, когда мы попытались спросить Валю, почему она нас бросила и проч. – она отшутилась, типа того, что «зато на велорикше прокатились! Такое счастье только в Пекине». Кстати, это оказалось блефом… Велорикши были в каждом из шести городов, в котором нам довелось побывать.

Но вот вопрос: а что бы делала Валя, если бы китайский велорикша учинил бы с нами нечто нехорошее? Или если бы мы элементарно потерялись? Задним числом уже пришла мысль, что нужно было сесть в такси и уехать прямо в отель. А Валя под одобрительные возгласы группы из 18 человек пусть бы думала, где нас искать …

И в заключение немного о хорошем

Нет, не только негативные впечатления я вынес из поездки. И ничуть не пожалел, что съездил в этот тур (см. самое начало).

Самое приятное воспоминание о китайцах – китайские малыши и молодежь, студенты. В том числе и та студентка в Сиане, которая совершенно бескорыстно организовала наше благополучное возвращение в отель.

Среди туристов-иностранцев – подавляющее большинство русских, но встречаются и из стран бывшего соцлагеря. Большинство же туристов – сами китайцы.

Самый красивый город – Шанхай и, конечно, его башня «Жемчужина Востока». Хотя и остальные города хороши по-своему. Жаль только, что мало было свободного времени. Но все самое интересное в каждом городе я увидел в часы самостоятельных прогулок.

Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
алекс-1956
Россия, Кемерово
30 май 2013 г.
Был в Китае(Пекин и Бэйдахе) в авг-сент 2012 года. Нас с супругой гиды обслуживали отдельно,был закреплён все 4 дня в Пекине легковой автомобиль,типа мерседеса(китайс сборки)Всё было очень чётко,строго по времени начала экскурсии от отеля. После ВКС на которой мы были с 0930 до 1130 .те не в пекло,нас привезли в прекрасный ресторан, находящ за фарфоровой фабрикой. Мы и фабрику с удовольств посмотрели и покушали славно.Из напитков была приличн водка( 1-н в доме).пиво.пепси-кола и тд. Наши гиды никогда не пытались нас обмануть или обсчитать. А на различн фабриках конечно разводилово,но если заранее прочитаешь отзывы об этих делах,-то на их удочку не попадёшься. Так и мы не стали покупать шолковое одеяло на фабрике в Пекине за 1100 юаней, но купили такое-же на распродаже в Бэйдахе за 150 юаней и сейчас им очень довольны!
алекс-1956
Россия, Кемерово
28 октябрь 2011 г.
отличный рассказ,спасибо автору!
tuzz62
24 июль 2011 г.
Была в таком же туре по Китаю в 2008 году,вернулась в полном восторге. Китай - великая страна ! Замечательные гиды ! А то, что они получают деньги за привоз туристов на фабрики и пр., так это во всем мире. Автор полон яда, он лезет изо всех щелей, только и занимался всю поездку тем, что подсчитывал чужие доходы. Если жалко денег не фиг никуда ездить, сидите дома. А я, обязательно, еще раз съезжу в Китай !!!
Lenchik
Израиль, Иерусалим
22 июль 2011 г.
Хочу заметить,что все описанное автором относится не только к туристам из России.Туристов из разных стран всех вместе кормят в туристских столовках и возят на фабрики.Согласна с вами,что жалко там терять самое лучшее время,но нам еще перед поездкой объяснили,что это политика государства такая( уж не знаю,правда или нет). Просто надобыть внимательным,как ,впрочем , и везде.
Sonyk
22 июль 2011 г.
Попадание в десятку! Сколько раз езжу в Китай, столько и наступаю на одни и те же грабли (или они мне под ногами попадаются). С гидами постоянно ругаюсь, но требую своего, ведь за свои же деньги приехала! Наверное не все гиды такие, но в большинстве своем , как две капли перцовки, в какой бы город не приехали, просто их постоянно надо ставить на место. А интересно, у нас, в России с иностранцами также обходятся? Замечательный рассказ, ну просто инструкция по выживанию!!!
tvorec
Россия, Томск
20 июль 2011 г.
Я просто рыдал, читая рассказ!!!!!
Опубликуйте его еще на разных порталах и форумах обязательно!!!!!
Он несет в себе потрясающе важную и нужную информацию!!!!!!
О Сиане.... Там есть такой фонтан. Даже 2. Один в центре около Барабанной башни, второй около Большой Гусиной Пагоды. Вот который около Пагоды и есть то, что нужно смотреть. Большой и красивый. А в центре так... Даже на троечку не тянет.
Надо все таки отдать дань справедливости Китайским Гидам. Не все они беспринципные и вороватые. Я лично знаю парочку относительно честных.
Люди путешествуйте сами. Будет вам счастье и радость. Китай не такая уж и страшная страна!!!!
Отличный рассказ!!!!
20 июль 2011 г.
Не в бровь, а в глаз!
Очень хорошо все описали. И посмешили тоже. Иногда полезно посмеяться над самим собой--Руссо туристо.
Маргарита66
Россия, Владимир
Поучительно.Спасибо за рассказ.
Natalla
19 июль 2011 г.
Кстати, этого Юру я знаю (а может это был другой Юра? у китайцев не особо фантазия развита на наши имена). Хвост "оторвала" следующим образом: пока он таскался за мной по шубному магазину я фыркала и морщила нос. Но он, зараза, упертый- не уходит. Причем в кадой лавке при входе в полголоса говорил что-то продавцу, явно ценовой порог. Так я сделала вид, что мне ничего не понравилось, попрощалась и вышла на улицу. Небольшая 10 минутная прогулка по окрестностям, и я вновь в магазине, ещё через 1 час я счастливая обладательница шубы (купила в том бутике, куда меня недоконвоировал Юра)
Natalla
19 июль 2011 г.
Забавно, в общем и целом все верно, только гиды везде одинаковые вне зависимости от разреза глаз. :) Кстати, зря вы так про Пекин, там таки есть что посмотреть. Уже несколько лет, чтобы не иметь такого как у вас неприятного осадка от поездок, стараюсь путешествовать самостоятельно. Поверьте, в китайском языке я ещё больший некопенгаген, чем вы, но всегда всё складывается удачно. Любая страна заиграет совсем другими красками, когда вы увидите её "своими" глазами , а не глазами гида (их иногда называют "гниды", наверное не зря) Попробуйте, вам понравится !!!! :)))
Олега..
Россия, Люберцы
сумели порадовать.....
адвокат Махитин
18 июль 2011 г.
Мда, злобно Вы о гидах :) От какого туроператора ездили?
А зеленый чай-то за что? Ну и подозревать, что утка - это не утка, вряд ли разумно.
jek37
18 июль 2011 г.
Червонец за довольно точное описание гидов и посмешили хорошо!!!
Удачи вам в следующем путешествии в Китай!!!!
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит