Отзыв написан: 17 июня 2011 г.

Открытие Америки или буэнос диас, Мексика!

Отпуск – это всегда вопрос – как провести его, чтобы интересно было нам, пресыщенным всяческими чудесами. В прошлый раз добрались  до Дальнего Востока, а в этот раз решились обратить свой взор на запад. Сначала  видением промелькнула Куба, но окончательно осенило – Мексика! Терра инкогнита, про которую только и знали, что столица Мехико, есть курорты Акапулько и Канкун, ну и конечно там снято множество слезливых сериалов, типа «Просто Мария». Углубившись в поиски подходящего маршрута, как всегда обнаружилось, что цены турфирм мы не потянем, а я уже всерьез завелась… Прочитав все отзывы, найденные в интернете, перелопатив путеводители и опросив знающих людей, составила маршрут. Убедив Ваню, что мы сможем,  хотя сердце при этом замирало, страна-то испаноязычная, и если английский мы с пятого на десятое понимаем, то по-испански вряд ли это прокатит. Оставалось уповать  на ослепительные улыбки, пару-тройку слов из разговорника, а потом включать язык жестов.  Но все решилось, к нам запросто присоединился Ваня Александров, компаньонки по путешествию в Камбоджу в прошлом марте, и началась приятная суета. В течение недели купили все билеты, оформили электронные соглашения на въезд  в страну, по интернету заказали часть гостиниц по маршруту и затаились в ожидании.

И вот наступило 18 марта – время старта. Как всегда, выпив в аэропорту на дорожку  жутко дорогого пива и джин-тоника, отправляемся в путь. Первая часть перелета Москва-Мадрид  проходит почти незаметно. Что для нас какие-то 5 часов. Мы счастливы, отпуск, впереди новая страна, новые люди со своими обычаями и взглядами на жизнь, ну и конечно новые трудности и опасности. Походив по магазинчикам, мы поняли, что старушка Европа – слишком дорогое удовольствие, борьба с курением поставлена очень серьезно, мест для пускания дыма в аэропорту не предусмотрено, а так, конечно все красиво, чисто, культурно. Три часа ожидания пересадки пролетели незаметно, и вот нас приглашают для следующей части перелета в огромный,  красивый Боинг. К сожалению, весь полет происходит в темноте. Это вам не восток. Если туда мы следуем навстречу солнцу, то здесь, наоборот убегаем от него. Из впечатлений перелета: Атлантика пролетела в кромешной тьме, но первая встреча с Америкой все же состоялась на высоте 10000 метров – я  увидела освещенный массой огней Майами! Это видение почти совпало с завтраком, а вскоре (часа через 2)  уже приземлялись в Мехико.

Прикинув время, мы вычислили, что летели аж 12 часов! Несмотря на это,  довольно быстро сориентировались в аэропорту, прошли таможню, нашли такси и отправились в отель Fontan, забронированный нами еще в Москве. В Мехико раннее утро, солнышко только позолотило еще не очень оживленные в это время улицы, пока прохладно и мы несемся по городу, разглядывая его во все глаза и еще не веря, что мы вообще-то на другом континенте! В отеле нас встречают не очень выспавшиеся девицы, находят нашу бронь и радуют сообщением, что заселение произойдет только в 15.00, номера еще не готовы. Попытка доплатить и устроиться пораньше успеха не имела.  Бросив вещи в камеру хранения, отправляемся на разведку. Наши силы требуют подкрепления, поэтому самым насущным вопросом становится завтрак. В это время ни одно близлежащее кафе еще не работает, тут в маленьком сквере мы замечаем дядьку, который жарит в масле нечто непонятное, но по виду довольно привлекательное, и решаем попробовать на свой страх и риск, ведь это первое соприкосновение с мексиканской кухней.

Штука оказывается кукурузной булкой с очень острой овощной начинкой, но голод утоляет, и мы отправляемся дальше. Осматриваем  близлежащий огромный католический собор 16 века, вросший в землю примерно на метр, и решаем пройтись по бульвару «Реформа» до антропологического музея. Дорога  неблизкая – остановок 5 на автобусе, зато бульвар встречает нас зарослями экзотических деревьев, среди которых выделяется обильно цветущая сиреневыми цветами роскошная акация, гигантские пальмы и масса очень забавных лавочек, поражающих своими конфигурациями – даже в виде мягкой мебели и человечков. Мы никуда не торопимся – у нас почти 8 часов свободного времени, поэтому фотографируем все, что нравится,  притормаживаем, где хочется, в общем, знакомимся с новым городом.

Музей находим почти сразу. Очереди в кассу нет из-за раннего времени, поэтому очень быстро оказываемся на его территории. Подкрепившись в ресторанчике местными блюдами – кукурузными блинчиками с разными начинками и наконец-то напившись кофе, отправляемся окунаться в историю Американского континента. Музей великолепен, огромен, информации и экспонатов масса – можно ходить целый день и восхищаться

Всем приезжающим в Мексику советуем посетить.  Пробродив часа три,  понимаем, что нужен отдых – мы на ногах уже почти двое суток. Выйдя на улицу, замечаем, что народу значительно прибавилось, на улице стало шумно и весело, появилось множество торговцев всякой всячиной. А на площадке при музее местные индейцы показывают один из своих старинных обычаев (или ритуальных игр) – летающие индейцы «воладорес».

По традиции, пять участников в костюмах, имитирующих птиц, взбираются на десятиметровый столб. Первым лезет музыкант -"воладор", он же капитан, который садится на круглую площадку - "текомате" на самом верху мачты и начинает играть на бамбуковой флейте и барабане одновременно. Четверо танцоров - "володаресов", олицетворяющих четыре стороны света и четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю, занимают места с каждой стороны квадратной рамы вокруг капитана и опоясываются веревкой, намотанной на нее. Пока четверка летунов готовится к прыжку вниз головой, который символизирует падение дождя, пятый играет на инструментах и танцует, наклоняясь по направлению к четырем сторонам света. По его команде храбрецы прыгают с обмотанной вокруг себя веревкой, которая постепенно разматывается, и они описывают все более широкий круг, совершая при этом 13 оборотов вокруг своей оси.

По мнению ученых, есть связь между четырьмя "воладоресами" и 13 оборотами. Если их перемножить, то получится число 52 - "месоамериканский век".

Конечно же,  мы не упустили возможности посмотреть и заснять этот древний обычай. Как выяснилось позже, он посвящен дождю и плодородию, как в основном и все индейские обычаи и ритуалы.

Кругом масса интересного, но уж очень хочется отдохнуть, обрести, наконец, пристанище и поселиться в гостинице.  На этот раз нас после некоторых переговоров заселяют в номера. Мы расходимся отсыпаться.

Вечером  ужинаем в нашем с Ваней штабном номере, благо магазинов кругом хватает, еду и пиво купить не сложно. За ужином решаем завтра отдохнуть,  погулять по центру города, осуществить первый шопинг и если захотим посетить какой-нибудь из многочисленных музеев.

Со сном в первую же ночь возникли некоторые трудности – организм не хотел спать во время! Происходила акклиматизация. Но это давало и некоторые плюсы – мы просыпались рано совершенно без всякого напряжения, а раннее утро в Мехико – самое лучшее время: не жарко, относительно тихо, мало народу и машин.

На завтрак приходим одними из первых. Мой организм опять неадекватен – принимает завтрак за ужин, и я наедаюсь как удав, попутно отведав новые для нас блюда, такие как салат из кактусов (нечто безвкусное, но экзотика). Быстро собравшись, выходим и идем по утреннему городу в сторону исторического центра, который находится буквально в нескольких кварталах от нашей гостиницы. Ориентироваться легко – у нас есть карта, да и планировка улиц прямоугольная, так что заблудиться практически невозможно. Старый центр украшают огромные старинные базилики, построенные испанцами в 16-17 веках и уже на метр-полтора вросшие в землю. Внутри масса золота, скульптур, росписи. Возникают большие сомнения, все ли золото вывезли конкистадоры? Так как день воскресный, во всех храмах идут службы с песнопениями под орган – очень красиво и торжественно.  А улицы тоже наполняются звуками: выходят шарманщики, люди выводят собачек, очень потешно: кто-то прогуливает своего любимца на роликах, кто-то на велосипеде.

Иногда случаются забавные ситуации… Вокруг старинные очень красивые дома, все в целости и сохранности, несмотря на почтенный возраст.  И очень чисто на улицах, несмотря на то, что Мехико один из самых больших и густонаселенных городов!

Из уличных зарисовок: к еще не открывшимся кафе подъезжают небольшие машины и из них на подносах выносят очень аппетитные сладости. Полицейские запросто беседуют с местными бомжами, вместе хохоча над какими-то своими новостями. Мексиканцы в большинстве своем небольшого роста, полненькие, очень улыбчивые и приветливые. Увидев растерянную физиономию туриста, стремятся помочь разобраться в ситуации. Так потихоньку, глазея по сторонам, мы выходим на площадь «Сокало». Главный собор восхищает своими размерами, великолепным убранством и, конечно же, органом. Вокруг собора масса полицейских-женщин, поразивших Ваню Александрова тем, что все как на подбор маленькие, полненькие и очень веселые. Площадь плавно переходит в рынок, заполненный очень яркими вышитыми рубашками, расписными фигурками и разными колоритными личностями. При этом все галдят, нахваливая свои товары и торгуясь с покупателями, рядом танцуют индейцы в перьях, бьют в барабаны и окуривают всех какой-то травой – шум стоит несусветный. Мы к такому не привыкли, да и глаза разбегаются при виде всей этой экзотики.

Потолкавшись на рынке, продолжаем прогулку по улицам, посещаем площадь трех культур, на которой можно увидеть остатки древней индейской пирамиды, испанскую базилику 16 века и вполне современное административное здание

.  Так и бродили по городу, пока не устали и не проголодались. Кафе нашли довольно быстро. Их здесь множество на разный вкус и кошелек. Местные жители предпочитают есть прямо на улицах, покупая у торговцев кукурузные лепешки с разными начинками – такос. Стоит такая еда гораздо дешевле, чем в кафе. В среднем поесть с пивом можно за 5-10 долларов. Порции обычно большие и одного блюда хватает, чтобы утолить голод. После еды нас размаривает, и мы возвращаемся отдохнуть в гостиницу, тем более, что у нас в Москве в это время все уже сладко спят. Уложив отдыхать Ваню и отпросившись на пару часов, выхожу погулять в город – такая беспокойная натура. Очень хочется посмотреть, вдохнуть, попробовать. Увидев возвышающийся неподалеку шпиль собора, отправляюсь туда, попутно заглядываю в тесные дворики и подворотни, густо обвешанные электрическими счетчиками. Дворики-патио очень уютные с множеством лесенок и балкончиков, местами встречаются небольшие алтари с фигурами святых и приношениями для них. Подойдя к собору, обнаруживаю центральное мемориальное кладбище с захоронениями местных знаменитостей
. Место тихое и очень красивое. Главным предметом поклонения здесь является могила самого первого президента Мексики Бенито Хуареса. Вот уж не думала, что придется помянуть!  Помедитировав на кладбище, отправляюсь дальше по узким улочкам.

Хорошо бродить не спеша, рассматривать старинные дома, наблюдать местную жизнь, хотя, на улицах пустынно – сейчас самая жарища,  и время сиесты. Через некоторое время слышу веселый визг, смех, крики, и выхожу на площадь с огромным сооружением в виде башни со смотровой площадкой. Возле нее находится веселый фонтан, бьющий прямо из асфальта с разными режимами

. И все это веселье от того, что местные детишки и молодежь бегают под струйками воды, даже не пытаясь увернуться. Такое счастье написано на лицах! Вот бы побегать также беззаботно! Но я тетенька солидная, боюсь замочить фотоаппарат, поэтому ограничиваюсь только снимками. Возвращаюсь в гостиницу и делюсь впечатлениями с Ваней. До вечера есть еще время, поэтому надо заняться некоторыми делами.

Пока наши девушки отдыхают, мы  втроем отправляемся на автовокзал за билетами в Оахаку, куда в дальнейшем  лежит наш путь, а заодно разведываем, что представляет собой мексиканское метро. Оно не такое красивое, как старые станции в Москве, но там много интересного и не очень привычного. Платформа не посередине между поездами, а по разные стороны, поэтому нужно очень внимательно ориентироваться, иначе уедешь не в ту сторону. Для неграмотных все станции помечены пиктограммами. И опять же приятно поражает низкая стоимость: одна поездка стоит 3 песо, что в переводе на рубли означает 9 рублей! Очень чисто, совсем нет толкотни даже в час пик. Никто никуда не несется с выпученными глазами, как в московском метро, не толкается и не ругается. Кричат только продавцы газет, дисков и всякой мелочи. Вот эти очень звонкие!!!

Переходы на разные линии - отдельная песня – можно увидеть макеты пирамид, аквариумы с черепахами,  фотовыставки, а в одном месте было даже звездное небо!  Ориентироваться довольно легко, тем более, что у нас была схема,  найденная в интернете. На нужной станции быстро находим автовокзал и обращаемся в первую же попавшуюся кассу, где нам сразу показывают монитор с расписанием  рейсов, спрашивают, в каком автобусе мы хотели бы ехать, т.к. есть  несколько классов автобусов. Мы выбрали люкс, чтобы передвигаться с комфортом и не пожалели. Автобусы в Мексике прекрасные – очень удобные, даже выспаться можно без проблем. Вернувшись, делимся с девчонками нашими впечатлениями и за ужином в номере решаем поехать завтра в Теотиуакан тоже самостоятельно на рейсовом автобусе.

Теотиуакан  место, где люди становятся богами,  заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города  Мехико. Это первый крупный город  западного полушария, его возраст — около 2 тыс. лет. Теотиуакан — более позднее название.

Был заброшен в середине 7 века .. В период расцвета  здесь жили более 150 тыс. человек, но пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины. Одни из главных (и самых старых) построек Теотиуакана  пирамида Солнца и пирамида Луны (высота — 42 метра)..Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану. Вокруг центра находились близко расположенные друг к другу  глинобитные жилища простых горожан, образующие отдельные городские кварталы, с узкими улицами и глухими стенами домов. Все дома были одноэтажными, с плоскими крышами и без окон. Единственным источником воздуха и света служили двери, обязательно выходившие во внутренний открытый дворик. Священнослужители, обладавшие познаниями в астрономии, следили за социальной жизнью и оказывали значительное влияние на сознание жителей. Религия глубоко проникала в жизнь каждой семьи. Домашние алтари были обнаружены даже в самых бедных домах.

Город был основным объектом паломничества. Тысячи предгорных деревень в определённые дни оставались практически пустыми, а их жители устремлялись на площади Теотиуакана, чтобы принять участие в религиозных церемониях и мистических праздниках, призванных обеспечить будущее процветание города и всех обитателей долины. Существуют две основные гипотезы гибели города: иноземное нашествие и восстание угнетенных низов против правящей касты знати и жрецов. Город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Кроме того, гибель Теотиуакана произошла в эпоху его наибольшего расцвета. Однако против обеих гипотез говорит то, что не обнаружено следов насилия или восстания. Загадок много, нам их не разрешить, но побывать в таком загадочном месте очень интересно.

На следующее утро, опять проснувшись в несусветную рань, завтракаем, собираемся  в путь. Добравшись до автовокзала, видим громадную очередь на Теотиуакан и я, перебрав свои извилины, вспоминаю, что сегодня 21 марта – день весеннего солнцестояния, местный праздник. Но что делать, не возвращаться же, будем преодолевать трудности и опасности. Правда, автобусы ходят часто, и очередь движется очень быстро. Примерно через час мы прибываем к пирамидам, но высаживают нас километра за 2 от них, потому что желающих посетить священные места безумное множество и подъехать поближе не представляет возможности. Идем к пирамидам, поглощенные улыбающейся и галдящей толпой мексиканцев. По обочинам дороги начинают выстраиваться торговцы сувенирами, водой и всяческой едой, но их еще мало. Для мексиканцев 11 часов утра – это рано. Чем ближе подходим, тем больше толпа. На территорию комплекса вошли довольно быстро, и пошли осуществлять мечту – залезть на пирамиду Солнца. Не тут-то было. Желающего народу было столько, что простоять в очереди пришлось бы целый день, поэтому договорившись встретиться через некоторое время, пошли обозревать то, что возможно.

Повсюду индейцы в полном облачении с барабанами танцуют ритуальные танцы. Масса народу водит хороводы, периодически воздевая руки к солнцу, набираясь энергии. Люди приходят сюда целыми семьями, тащат младенцев, инвалидов в колясках, бабушек и дедушек !!! Мы были удивлены и потрясены. Но вместе с тем, что народу очень много  и толпа большая, никто не злится, не толкается, не ругается, все помогают друг другу лазить по очень крутым лестницам, которыми заполнен весь комплекс. То и дело приходится подниматься и спускаться. Шум стоит неимоверный, кроме стука барабанов и криков торговцев сувенирами примешивается рычание свистулек-ягуаров, которое с непривычки пугает. Нам удалось залезть на пирамиду Луны, полюбоваться окрестностями: близлежащими горами, мексиканкой степью с торчащими гигантскими кактусами, улицей мертвых и окружающими ее небольшими пирамидами. Бродили мы в Теотиуакане полдня, пока не устали от жары и шума. Двойственное чувство: с одной стороны посмотрели местный праздник, с другой – не осуществили мечту. Расстраиваться не стали, все равно интересно. Но надо выбираться,  усталость дает себя знать, да и как выбираться обратно,  мы пока не знаем. Выйдя на дорогу, замечаем, что толпа только прибавляется – вовремя мы ушли. Спросив у полицейских про автобус, быстро находим его, берем билеты и возвращаемся в гостиницу. Как же хорошо выпить прохладненького пивка, принять душ и отдохнуть!

Ближе к вечеру сходили на смотровую площадку, оказавшуюся  по совместительству музеем революции, и посмотрели на закат в Мехико. Зрелище впечатляющее: Солнце ушло за горы, но все еще освещено красноватым  заревом, зажглись огни, веселый фонтан внизу приобрел разноцветную подсветку и стал от этого еще красивее, чем днем. Визг купающихся не утихает, несмотря на то, что становится прохладно. Над горами периодически вспыхивают, как звезды огни самолетов (аэропорт находится в самом городе). Усталые, но довольные мы возвратились в гостиницу, проверили с нашим знакомым менеджером все расчеты и пошли собираться в дорогу. Завтра начинается наш маршрут на юг к Канкуну.

На следующее утро прощаемся с гостиницей и в путь. Северный автовокзал в Мехико огромный, напоминает аэропорт. На посадку в автобус надо приходить заранее, как в аэропорту регистрироваться и  сдавать багаж.  Потом занимаем свои места и поехали. До места назначения – Оахаки ехать 6 часов по прекрасной горной дороге.  Пейзажи постоянно меняются. За окном то выжженная солнцем пустыня, по которой ветер завивает небольшие смерчи, то сосновый лес, который вдруг сменяется кактусовым. Разноцветные горы, глубокие ущелья, даже удалось разглядеть вершину самого большого вулкана Мексики Попокатепетля, как будто парящую в воздухе над горной цепью. Мимо нас промелькнули разнообразные цветущие кактусы и агавы. Как бы мне хотелось погулять в этих кактусовых лесах и рассмотреть цветы, если бы удалось до них дотянуться, ведь они гораздо выше меня, но автобус идет по своему маршруту четко и останавливаться по просьбе любознательных туристов не собирается. Приходится довольствоваться только снимками из окон автобуса.

В назначенное время прибываем в Оахаку. Гостиницу находим напротив автовокзала и сразу заселяемся в нее. Искать что-то другое неохота, да и незачем, потому что завтра снова в путь. Следующая остановка Сан-Кристобаль. Мы с Ваней идем узнавать насчет рейсов и билетов. Нас несколько ошарашивают: рейсов всего три и два из них ночные. А ехать 11 часов. Посоветовавшись с компанией, решаем ехать в ночь, поэтому  у нас образуется еще один день в Оахаке. И впоследствии мы не пожалели об этом. Оахака оказалась очень уютным, приветливым, разноцветным городом. Аккуратненькие одно- и двухэтажные домики раскрашены в яркие цвета. Внутреннее убранство собора Санта-Доминго даже великолепнее, чем в центральном соборе Мехико. На первых этажах домиков лавочки с множеством  ярких и необычных сувениров. Очень часто встречаются ухмыляющиеся черепа и скелетики. У мексиканцев какое-то особое отношение к смерти.

Знаете мексиканского поэта Хавьера Вильяуррутию? (Я тоже не знаю, но цитата понравилась) Он говорил, что здесь очень легко умереть. И чем больше индейской крови течет в наших жилах, тем привлекательнее для нас смерть. А вот европейцы боятся не только смерти, но даже самого упоминания о ней. Вот вам, скажите, приятны разговоры о смерти? А мы можем и поговорить, и пошутить об этом. Есть мнение, что особое отношение мексиканцев к смерти (если, конечно, не считать его мифом) — результат слияния двух довольно жестоких культур: ацтекской, с её массовыми человеческими жертвоприношениями, и испанской, с её корридой и инквизицией.  Но это так, лирическое отступление и стремление понять новую для нас, и меня в частности, культуру. Прогуливаясь по городу и глазея по сторонам, находим турбюро и заказываем экскурсию на завтрашний день. Будем знакомиться с культурой сапотеков и миштеков – коренных жителей здешних мест, а также посмотрим, как ткут знаменитые шерстяные коврики и делают мескаль.

Вечереет, вопрос об ужине стоит очень остро, поэтому, когда мы выходим на центральную площадь, называемую как  в любом мексиканском городе Сокало, и видим ряды уличных кафешек, садимся в первом попавшемся и с наслаждением предаемся чревоугодию. Здесь мы столкнулись с одной особенностью – в небольших городах меню только на испанском языке и разобрать что к чему непросто. Иногда, правда есть фотографии блюд. Надо отдать должное официантам. Они изо всех сил стараются помочь и объяснить что это за чудеса кулинарного искусства. Иногда это превращается в очень смешную пантомиму с размахиванием  руками и самыми неожиданными жестами, напоминающими нашу детскую игру-угадайку. После ужина  возвращаемся в гостиницу, попутно попадая в красочные музыкальные шествия с фейерверками. Здорово все это! Месксиканцы прекрасно умеют развлекаться и заражают своим настроением  нас туристов. В гостинице выпиваем на ночь пивка и по традиции договариваемся о планах на завтра.

С утра встречаемся за завтраком, рассчитываемся в гостинице, оставляем пока там свои вещи и отправляемся на экскурсию. Народу немного, поэтому загружаемся в микроавтобус. Группа разношерстная – есть мексиканцы, датчане, еще какие-то англоговорящие люди и мы, русские. Наш гид Джордж ведет экскурсию на двух языках испанском и английском по очереди. Мы в основном все понимаем и переводим девчонкам. Сначала посещаем городок Туле, основной достопримечательностью которого является гигантский древний болотный кипарис. Про это дерево есть легенда, что когда-то все звери дружили и говорили на одном языке, но был у них один враг – человек. Дерево в Туле согласилось укрыть всех зверей на своих ветвях. Бог охоты разгневался и сделал так, чтобы ни одно животное не смогло покинуть дерево, все так и остались на нем. Поэтому многие видят в очертаниях огромного ствола и ветвей разных зверей.

Потом едем в ткацкую мастерскую и там видим весь процесс производства ковриков, начиная от шерсти-сырца до готового изделия. Нам разрешается даже измазаться натуральными красителями, самым экзотическим является красная краска, получаемая из жучков, живущих на кактусах опунциях. А еще попробовать самим почесать шерсть, покрутить прялку и подергать ткацкий станок. Мне, конечно, хотелось бы поучиться ткать, но нужно двигаться дальше.

Следующий пункт -  небольшая фабрика по производству мескаля. Тут нам рассказывают и показывают весь процесс, начиная от обстриженной под ананас агавы, заканчивая первачом, вытекающим из огромного самогонного аппарата по-мексикански. Все заканчивается дегустацией. Даже и не знаю что сказать – все так вкусно! Настроение заметно приподнимается.

И, наконец, последняя точка нашего путешествия – древний город сапотеков Митла.. Его назва­ние «Нахуатл Миктлан» переводится как «место мертвых». На языке сапотеков оно звучало как «Лйобаа», то есть «место для погребения».

Все местные постройки, как правило, невысоки и значительно растянуты по горизонтали. Дома соседству­ют с площадями. Украшения зданий состоят из дере­вянных панелей, покрытых штукатуркой и сложным мозаичным узором. Такие мозаичные картины, состоящие из повторяющихся геометрических узоров, явля­ются основной отличительной чертой Митлы.. Мно­гие исследователи склоняются к предположению, что на большинстве таинственных картин изображены Пернатый змей Кецалькоатль. По другим предположениям мозаики изображают облака и дождевые капли. Центральное место в мистическом комплексе занимают так называе­мый Колонный зал, колонны когда-то поддерживали крышу, но время ее разрушило. Здесь же находится зна­менитая Колуна де ла вида, «Колонна жизни». Согласно мистическому поверью, можно узнать, много ли лет жизни тебе осталось, если попытаться ее обхватить, а потом посчитать, сколько места осталось между руками. В связи с тем, что Митла в отличие от Монте-Альбана была исключительно религиозным центром, местом силы, верхов­ный жрец жил именно здесь. В основе религии сапотеков лежали представления о двух основных божествах: боге неба и боге земли.

Существовало также различие между объектами, «содержащими» и «не содержащими» в себе жизнь. Свет и землетрясения обладали жизнью. Свет занимал центральное место во всей системе мировоззрения. Умершие представители правящего класса присоединялись к Свету в образе «людей-облаков» (их на­вивали «бед-заа») и при помощи священников могли при­носить удачу живым сапотекам. Примерно такую информацию мы получили от нашего гида. К этому времени мы уже немного устали, и воспринимали английский через одно слово на третье. Мы побродили по живописным развалинам,  полюбовались красивыми видами и местными контрастами: прямо на фундаменте разрушенной пирамиды построен католический храм, очень странно выглядит соседство базилик и индейских построек, окруженных заборами из кактусов,  но есть в этом что-то очаровательное. Ближе к обеду возвращаемся в Оахаку очень довольные экскурсией. У нас остается еще полдня на шопинг, обед и сборы. Вечером загружаемся в автобус и едем дальше. Прибытие в Сан-Кристобаль намечается в 7 утра, поэтому можно спокойно выспаться в автобусе, что мы и сделали. Еще раз отмечаю комфортабельность автобусов, потому что для меня сон в транспорте проблема, а здесь поспать удалось.

Наутро, прибыв в Сан-Кристобаль, узнаем про рейсы на Паленке, следующий пункт нашей программы и устраиваем совещание, стоит ли останавливаться здесь на ночь. До Паленке добираться 5 часов, в Сан-Кристобале нас интересует только каньон Сумидеро. В экскурсионном бюро при автовокзале узнаем, что экскурсия начинается в 9 часов. Так что мы спокойно успеваем на нее, длится она полдня, так что решаем сдать вещи в камеру хранения, съездить в каньон, а потом передвигаться дальше. Купив билеты на экскурсию, завтракаем в кафе, с трудом отбиваемся от чистильщиков обуви, настойчиво предлагающих почистить наши кроссовки и сандалии гуталином (ха-ха) и ждем начала экскурсии. Ровно в 9 нас забирает микроавтобус, а через полтора часа мы уже бодро бороздим воды реки Грихальвы. Въезжаем в заповедник, и начинаются чудеса: На пляжах пока еще не очень крутых горных берегов расхаживают большие стаи черных птиц, похожих на воронов и красующихся друг перед другом в позе «монтана». Чем дальше мы едем, тем круче становятся берега, а на узких кромках пляжей греются крокодилы. Нам показали двух лежащих и одного плывущего. Никогда не видела этих зверей в дикой природе! Сидящие на торчащих  из воды бревнах белые цапли просто с удовольствием позируют туристам, жадно фотографирующим все вокруг

Через некоторое время подплываем к очень необычному скальному образованию, очень похожему на елку, огромные лапы которой торчат прямо из скалы.  Потом заплываем в небольшую пещерку с алтарем какого-то местного святого. А на деревьях, окружающих речку можно заметить зверей, похожих на куниц и обезьян, правда фотографировать их трудно, близко к себе не подпускают и скачут высоко в кронах. В общем, красота. Получив некоторое представление о природе этих мест,  возвращаемся к месту отплытия, сдаем спасжилеты и возвращаемся обратно, заглянув по дороге в небольшой городок Тусла-Гуттиере

. Где некоторые пообедали, а некоторые просто пошатались по улочкам, покупая сувениры. Возвратившись в Сан-Кристобаль, успеваем на автобус, который отправляется в 4 часа. По моим расчетам   в 9 вечера мы должны быть в Паленке. Как раз времени будет достаточно, чтобы заселиться в гостиницу, поужинать и отдохнуть. Но это я так думала, а на самом деле оказалось все по-другому. Наш автобус тащился по горной дороге через майянские деревни как черепаха. На горы нахлобучились тучки, стало как-то мрачновато, интересностей и красот по дороге не встречалось, становилось грустно. Начало интенсивно темнеть и вскоре дорога погрузилась в кромешную тьму, изредка разрываемую несколькими фонарями придорожных деревень. На часах уже десять часов вечера, а  никаких признаков городка на нашем горизонте не маячит… Мне уже стало совсем тревожно – приедем среди ночи, где искать гостиницу непонятно, да и поселят ли нас неизвестно, поэтому тихо подпрыгиваю на своем месте…

Но вот часов в одиннадцать с опозданием на два часа прибываем в Паленке. Моя первая мысль – гостиница.  Выйдя из автобуса и оглядевшись, замечаю надпись Hotel Santa Elena

и, махнув рукой девчонкам, чтобы не беспокоились и подождали, несусь узнавать о наличии свободных мест. Все в порядке, места есть. Объяснившись с дежурным, что сейчас привалит небольшая компания, иду к своим с хорошей вестью, что наконец-то наступит долгожданный отдых. Заселяемся в гостиницу и быстро бежим разыскивать магазин. Очень кушать хочется. Благо, в окрестностях есть еще продавцы каких-то лепешек и вполне приличных гамбургеров, пиво, ром и кока-кола находятся в соседних магазинах. Наступает долгожданный релакс. Быстро ужинаем и бухаемся в постель. Где-то в подсознании мелькает мысль о благодарности всем мексиканским богам за ночлег и ужин.

Проснувшись как всегда рано утром, бегу на разведку. Надо узнать, где экскурсионное бюро, где можно позавтракать и как попасть в следующий пункт нашего путешествия Мериду.   Все это быстро находится неподалеку от отеля, и мы отправляемся завтракать. Пока нам готовят блинчики и яичницу, договариваюсь об экскурсии. Экскурсия должна быть прекрасной – нас доставят в древний город Паленке, а потом еще свозят на водопады Мисоль-Хо и Агуа-Асуль. В общем, все местные достопримечательности у нас в кармане. Потом узнаю, что до Мериды ехать 9 часов, поэтому прямой резон взять билеты на ночной рейс и прибыть туда утречком. Совещаюсь с народом – все согласны. Позавтракав и договорившись в гостинице оставить за нами один номер, чтобы отдохнуть после экскурсии перед дорогой, собраться и помыться, отправляемся окунаться в мексиканскую историю.

Садимся в микроавтобус и отправляемся в Паленке. При входе на развалины к нам подходит местный гид и, после некоторых сомнений, мы решаемся воспользоваться его услугами. Его имя снова Джордж, на самом деле Хорхе – очень популярное среди мексиканских гидов имя! В чем мы дальше убедились. Наверное, они считают, что иностранцы неспособны запомнить больше одного имени, а может, действительно имя Хорхе самое популярное в Мексике .  Мы совершенно не пожалели, что воспользовались его услугами, потому что не будь проводника, мы не увидели бы и половины всего интересного в Паленке. И хоть экскурсия опять проводилась на английском языке, мы узнали много интересного. Нам с Ваней снова досталась роль переводчиков. Паленке окружен джунглями, большая часть города еще не раскопана, да может быть в этом нет и смысла. Того, что расчищено и находится на поверхности вполне хватит еще для изучения археологами. Именно здесь была обнаружена очень известная гробница царя Пакаля. Вообще-то в пирамидах обычно захоронений не было, но в этой, называемой храм надписей, что-то показалось археологам странным. И они докопались-таки до гробницы, несмотря на препятствия в виде заваленных камнями и глиной проходов, толстых стен и огромной могильной плиты с загадочным рисунком, изображающим то ли древнего человека, то ли стилизованного астронавта в космическом корабле. На самом деле, после расшифровки надписей оказалось, что это изображение человека в  состоянии остановки между двумя мирами, ми­ром живых и миром мертвых.

Именно в Паленке мы увидели священное дерево индейцев – дерево креста или сейбу. Очень интересно здание обсерватории – войти в него можно только с помощью приставной лестницы, так как все помещения находятся на уровне второго этажа и выше. Именно здесь жрецы проводили свои наблюдения за звездами и вычисления периодов засухи и дождей. На сохранившихся настенных барельефах можно рассмотреть портрет царя Пакаля, его одежду и обувь, настолько реалистично все исполнено древними скульпторами. Также можно увидеть пять основных  священных элементов жизни древних майя – земля, воздух, огонь, вода и кукуруза! Кроме того, майя были очень продвинуты в вопросах канализации и водопровода. Мы видели древние бани, каналы для подвода воды и даже туалеты! В заключение экскурсии полазили по небольшим пирамидам, чуть отстоящим от основного комплекса. Виды на окрестности открылись потрясающие. Именно здесь мы впервые увидели игуану, которая с удовольствием приняла участие в фотосессии, а вот колибри нам с Ваней заснять не удалось – уж больно шустрая птичка.  К ждущей нас машине Хорхе выводил нас через джунгли, где мы наглядно увидели остатки еще не раскопанного города, прошли мимо очень живописной речушки с голубоватой прозрачной водой и несколькими каскадами водопадиков, льющихся по каменным сосулькам застывшего известняка. Уже на выходе мы увидели еще одного представителя местной фауны – небольшого удавчика, покалеченного в аварии. Бедняжка. Так жалко было, что я даже погладила его.

Подойдя к нашей машине и поблагодарив Хорхе за интересную экскурсию, обнаруживаем, что предприимчивый водитель уже нашел нам кучу попутчиков. Хорошо, хоть нам место осталось! Мы отправляемся к водопаду Мисоль-Хо. Название так и переводится с древнеиндейского – водопад. Остановка всего 45 минут. За это время успеваем полюбоваться, сфотографировать самые красивые виды, а желающие еще искупались. Прохладная вода придает бодрости и снимает усталость. Мы опять готовы к новым впечатлениям. Следующая остановка – водопад Агуа-Азуль – в переводе «голубая вода». Нам везет в том, что мы попали сюда в сухой сезон, во время дождей водопад меняется, и вода в нем приобретает грязно-коричневую окраску. Это природное чудо. Первый водопад был красив, но этот просто великолепен. Вода изумительного бирюзового цвета спадает вниз множеством каскадов, образует мелкие озерца и лагуны, все это обрамлено зарослями джунглей

. Красота необыкновенная.  Времени на созерцание и купание дается почти три часа, поэтому мы успеваем облазить все окрестности, сделать множество снимков и накупаться. А около пяти часов вечера двигаемся в обратный путь. По дороге наблюдаем великолепный закат над горами.  Полные восхищения экскурсией, возвращаемся в гостиницу, собираем вещи, меняем деньги, ужинаем и идем на автовокзал. До свидания, Паленке! Пришлось немного понервничать, но все это окупилось с лихвой богатейшими впечатлениями. Через некоторое время автобус уносит нас в ночь на встречу с новым городом Меридой.

Утром прибываем в Мериду и опять быстро находим себе пристанище в гостинице Hotel Espanol. Неплохой отельчик с внутренними двориками и маленьким бассейном – для меня это счастье! Люблю воду. Располагаемся, немного пробегаемся по городу, но ужасно жарко. Улицы буквально плавятся от зноя, поэтому решаем переждать жару, валяясь под кондиционером в номерах. Ближе к вечеру, искупавшись для бодрости в бассейне, выходим осматривать вечерний город. В основном  Мерида город одноцветный – домики окрашены  белой краской. Как обычно, вся культурно-развлекательная жизнь сосредоточена перед центральным собором на площади Сокало. Еще одна особенность Мериды – на улицах много экипажей, запряженных лошадьми в нарядных сбруях

. В многочисленных сквериках под вечер оглушительно галдят какие-то птицы, похожие на наших скворцов. Местами возникают импровизированные концертные площадки, чаще всего танцуют РЭП с акробатикой под барабаны.

С наступлением темноты включается подсветка, и город становится совсем уютным.

Многочисленные  кафешки завлекают посетителей, уличные торговцы предлагают такосы всевозможных видов и форм, мороженое и еще какие-то местные деликатесы, фрукты. Все ярко, шумно, с улыбками. Удивительно, но я пока еще не встретила в Мексике ни одного постного лица. Может просто не присматривалась? Ваню угораздило надеть футболку, привезенную из Вьетнама с красным флагом. Многие подходят и спрашивают нас, откуда мы? Получив ответ, что из России – очень радуются, любят здесь русских. Наверное, еще по старой памяти, когда гостил у них дедушка Троцкий. Да и еще создалось впечатление, что к любым революционным движениям мексиканцы  относятся очень положительно. В одном из городов мы видели развешанные портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина рядом с проходящим митингом.  А у меня свои интересы в этой прогулке – ищу турбюро. Очень хочется съездить в Ушмаль –  старинный майянский город. Наконец нахожу то, что надо и договариваюсь об экскурсии на завтра. Прекрасно! Теперь можно спокойно поужинать, что мы и делаем у себя в гостиничном ресторанчике. Оказывается, даже с кухней нам тут повезло – накормили очень вкусно.

Наутро отправляемся в Ушмаль. Наш гид – отдельная песня. Как мы с Ваней назвали его «настоящий мачо». Белая приталенная рубашечка с кокетливыми защипами, стрелки на брюках такие, что можно порезаться,  ботинки начищены до зеркального блеска, а в дополнении всего шляпа и зонтик, настоящий красавец. Имя не отличается оригинальностью – опять Хорхе или Джордж. Мы садимся в машину – в этот раз получилась экскурсия только для нас. По дороге Хорхе много рассказывает нам об американских индейцах.  Оказывается, несколько тысяч лет назад, когда еще не было Берингова пролива, жители центральной Азии (предположительно Алтая и Монголии) отправились искать новые земли, так и забрели в Америку. Сначала поселились на Аляске, но показалось им, что выбранная для житья земля несколько холодновата. И вот некоторые самые теплолюбивые пошли на юг и в результате дошли до Юкатана, заселяя по дороге понравившиеся территории и образуя различные племена со своими традициями. Такие открытия повсюду. Под интересные рассказы, которые мы с Ваней опять же переводим с английского всем остальным, доезжаем до Ушмаля.

В переводе с индейского название означает «построенный трижды» и действительно, при изучении развалин было выяснено, что город разрушался и отстраивался трижды. Расцвета достиг в 6-9 веках, а потом был внезапно покинут жителями. Главная достопримечательность Ушмаля пирамида карлика или пирамида волшебника. Легенда гласит – некий карлик (волшебник) построил пирамиду за одну ночь и вырос сам. При раскопках и изучении оказалось, что пирамида напоминает матрешку. Сначала на этом месте стоял небольшой храм, а каждые 52 года – полный цикл майянского календаря, прямо поверх храма строили другой – побольше. Так и получилась эта пирамида. Раньше на нее можно было подняться по очень крутой и высокой лестнице и ощутить себя либо жрецом, либо жертвой. Наверху пирамиды находится небольшой храм в форме головы бога дождя Чака. Несчастную жертву, причем это мы считаем ее несчастной, а у майя особое отношение к смерти и религии, поэтому чаще всего это все было добровольно и даже почетно, загоняли наверх пирамиды к храму и клали на каменный алтарь. После чего рассекали грудь  обсидиановым ножом, вырывали сердце и жертвовали его богу дождя. После этого тело сбрасывали вниз, снимали кожу, в которую наряжался верховный жрец и танцевал ритуальный танец.

Ужасные, кровожадные майя имели основание делать это, так как по майянскому представлению обо всем, мы живем в эпоху  Пятого Солнца, ленивого солнца и чтобы время не останавливалось и солнце постоянно двигалось, нужно кормить его сердцами и кровью, как когда-то сделали индейские боги. По майянскому календарю 23 декабря 2012 года должен наступить конец света. Правда, мексиканцы говорят об этом без страха и довольно легкомысленно. Но, хватит ужасов. Мы идем дальше. Со стен окружающих зданий на нас бесстрастно взирают носатые маски бога Чака. Если бы я раньше не читала,  и если бы Хорхе не рассказывал,  ни за что не подумала бы, что это изображение бога. Уж больно лихо закручены носы-хоботы

. Придумали же майя такое чудо-юдо. Бог дождя был в этой местности самым главным, потому что ни речек, ни источников в округе нет. Вся надежда была на сезон дождей. Воду заботливо собирали в каменные резервуары, хранили и расходовали очень экономно. Такую громадную цистерну мы увидели рядом с пирамидой. Кроме того, жрецы-астрономы должны были абсолютно точно рассчитать начало периода дождей, чтобы успеть расчистить участок и выжечь срубленный лес под посевы кукурузы – основной еды майя.

Кроме Чака, на стенах следующего сообружения, называемого в некоторых источниках женский монастырь, можно увидеть изображения другого бога Кецалькоатля – птицезмея. Это сооружение никогда не было монастырем, по словам Хорхе это тоже что-то типа календаря, потому что как-то между собой соотносятся количество комнат, окон, входов и выходов. К сожалению, мы не настолько знаем английский, о чем здесь пожалели. Несмотря на франтоватость и самолюбование, наш экскурсовод действительно рассказывает много интересного. Здесь в Ушмале мы столкнулись с целой толпой соотечественников. По нашему предположению, они едут по маршруту, который рассматривался нами в начале, через турфирму. Честно говоря, наше путешествие мне нравится больше. Как-то не хочется находиться в толпе. Дальше мы посещаем площадку для ритуальной игры в мяч и дворец правителя. А после этого Хорхе дает нам возможность самим полазить по развалинам и пирамидам, пофотографировать многочисленных игуан, греющихся на раскаленных камнях, пока он ждет нас в машине.

Напоследок мы заезжаем в Кабах – еще один древний город майя. В переводе с языка майя слово «каабах» означает «сильная рука». Альтернативное название - Кабахаукан - можно перевести как «королевская змея в руке». Город был оставлен, или, по крайней мере, никаких новых религиозных зданий больше не возводилось, за несколько столетий до испанского завоевания Юкатана. Самым известным сооружением является так называемый Дворец Масок, фасад которого украшен сотнями масок длинноносого Бога Дождя Чаака. Храм также известен под именем Кодз-Пуп, что означает «свернутые циновки» по образцу сохранившейся каменной мозаики. Это массовое повторение единого набора элементов является необычным в искусстве майя. Здесь оно создает уникальный эффект. Здесь Хорхе рассказывает нам и о некоторых других менее кровавых жертвоприношениях, которые обычно совершали правители или знатные люди, прокалывая уши, язык или гениталии, они собирали немного крови и поливали землю для повышения плодородности. А еще показывает агаву, из которой получают волокно «сизаль». Многие знатные люди Мериды разбогатели на производстве сизаля, т.к. волокно очень прочное и используется в производстве канатов, сетей, щеток.

По словам Хорхе, в этом районе еще много неизученных  нераскопанных городов майя и мы сами видим – то там, то здесь в хилых джунглях развалины и холмы, подозрительно напоминающие пирамиды. Мы еще немного лазим по развалинам, а потом возвращаемся в Мериду. Экскурсия получилась очень насыщенная и интересная, горячо благодарим Хорхе и учим его нескольким нашим словам, которые он на удивление быстро усваивает и проговаривает почти без акцента. Видно мексиканцы очень музыкальны и имеют хороший слух. После экскурсии нас замечательно освежает бассейн. Потом мы с Ваней идем покупать билеты на завтра в Канкун – конечный пункт нашего путешествия.  В вечер прощания с Меридой мы обнаружили не очень приятную (для нас) особенность. После 6 часов вечера в магазинах перестают продавать любой алкоголь, даже пиво. Во как! Но у нас был небольшой запас, поэтому мы не расстроились. Прогулявшись напоследок, купив понравившиеся сувениры и попрощавшись с очаровательным вечерним городом, идем собираться в дорогу.

Наутро прощаемся с очень милой сеньоритой на ресепшн, прощай гостиница, прощай Мерида. И через 4 часа оказываемся в Канкуне. Здесь у нас уже забронирована гостиница, поэтому ловим такси и отправляемся к нашему Hotel Las Perlas. Отель оказался очень уютным и милым. Комнаты огромные, есть кухня для желающих готовить кулинарные шедевры и прекрасный балкон с видом на море. Красота! Побросав вещи на ресепшн у специального человека Фелипе, выясняем где что находится, получаем от него карту города с пометками и устремляемся в даун-таун за покупками. В путеводителях очень правильно пишут, что в курортной зоне все очень дорого. Заглянув в местный магазинчик, убеждаемся, что это не вранье.    В городе очень вкусно обедаем в кафе, наконец-то пьем приличный кофе и навещаем супермаркет. Прилавки ломятся от всяких вкусностей: тут и разнообразные фрукты, морепродукты, колбасы, сыры, напитки и много-много всего. Решив, что ужинать будем в номере, накупаем всего, что понравилось. Вечер посвящен знакомству с морем и вкушению ром-колы на балконе под музыку, несущуюся со стороны бара. Договариваемся, что следующий день у нас свободный, и каждый занимается тем, чем хочет.

Наутро завтракаем в отельном ресторанчике, который представляет собой большую хижину на сваях, выходящую в море. Усаживаемся с Ваней напротив открытого окна и приступаем к трапезе. У меня случился конфуз – сосиски, которые привлекли своим аппетитным внешним видом, оказались на вкус какими-то ватными, поэтому бросаю кусочек в море. Что тут началось! Сверху пикируют чайки, снизу подплывают рыбы. Зверинец какой-то. Так совместными усилиями и позавтракали с местной живностью. Птиц здесь много: чайки нескольких видов, пеликаны, фрегаты, бакланы, ласточки и какие-то еще, которых мы не знаем. После завтрака идем на пляж, но море у нас не очень привлекательное – довольно мелкое и много водорослей. Сожалею, что не взяла с собой маску и трубку. В зарослях водятся разные рыбки, можно было бы и поближе познакомиться.

Повалявшись часок на пляже, начинаю скучать и думать что бы предпринять? Составляю план – сначала съезжу в город в турбюро и куплю билеты назавтра в Чичен-Ицу, потом на автобусе объеду весь курорт, находящийся на длинной песчаной косе, а потом куплю в местном супермаркете что-нибудь к ужину. Народ не против. За билетами я еду одна, оставив Ваню отдохнуть от жары в номере. Довольно быстро нахожу ларек с экскурсиями и выспрашиваю что почем, куда и зачем. В городе оказывается почти в 3 раза дешевле, чем в отеле. Пожав руку довольному менеджеру – все-таки 5 билетов купила и, договорившись о том, где нас забрать завтра, возвращаюсь домой. Предлагаю Ване, уже охладившемуся и отдохнувшему, проехаться по побережью. Вздохнув, он соглашается, и, по-моему, впоследствии не пожалел.

Мы проехались вдоль всего курортного Канкуна, посмотрели на роскошные гостиницы, утопающие в цветах и фонтанах. Красиво, представление о том, как отдыхают америкосы (а это в основном курорт для американцев США и Канады), получено. А на обратной дороге мы немного прошлись вдоль берега залива, постоянно пугая игуан, попадающихся в зарослях кустарника, и зашли на дикий пляж. Море поразило нас своим бирюзовым цветом и бурным характером. В нашем лягушатнике, прикрытом от ветра островом Мухерос лишь легкая рябь, а здесь настоящая океанская волна.

Только смельчаки на досках с парашютами решаются залезать в море. Кругом стоят красные флажки – предупреждение об опасности. Только в одном месте я смогла помочить ножки и зайти по пояс в воду. Вообще-то страшновато, когда все вокруг бурлит и пенится. Помедитировав на берегу, возвращаемся в отель полные впечатлений. Договорившись, что поужинаем в номере и сами приготовим креветки, еду в супермаркет за продуктами. А Танюшка с Мариной их приготовили. Опять ужинаем на балкончике – кайф!

Следующим утром завтракаем и отправляемся на экскурсию в Чичен-Ицу. Начало какое-то странноватое. Нас долго свозят в одно место из разных отелей, потом сортируют на инспано- и англоговорящих, что в общем-то правильно. И, наконец, сажают в автобус. Как зовут нашего гида? Правильно – Хорхе или Джордж! В нашем автобусе в основном молодые американцы, но есть канадцы и вездесущие китайцы, ну и мы русские. Гид рассказывает нам программу экскурсии и правила, по которым мы сегодня «играем». Сначала мы заезжаем к карстовому колодцу – сеноте, которых очень много здесь на Юкатане различных форм и глубины. В этом колодце можно искупаться, что я и делаю с удовольствием. Забавное ощущение: плаваю в полутьме в голубоватой воде, а сверху через дырку в куполе пещеры падает ярчайший солнечный луч!

Красиво. Потом выходим к автобусу и некоторое время, пока все собираются, знакомимся с местной живностью: двумя лошадками, которых можно покормить морковкой, красочным индюком и гусями. Желающие фотографируются в виде знойной мескиканской пары в национальных костюмах, нарисованных на деревянном щите. После этого направляется дальше.

По дороге Хорхе показывает нам майянские деревни и рассказывает о преимуществах традиционных индейских хижин, построенных из жердей и крытых соломой. Оказывается, здесь прохладно в зной, крыша не протекает в дождь и тепло в прохладную погоду. Ну, в общем, как всегда древняя мудрость гораздо лучше цивилизации. Через некоторое время останавливаемся на майянской ярмарке, где нам предлагается купить поделки из полудрагоценных камней, амулеты, серебряные украшения, разноцветные вышивки и прочие произведения майянских кооперативов. Здесь же нас кормят обедом. Как всегда вкусно и сытно. А уж в полусонном состоянии после обеда везут в собственно Чичен-Ицу. Как-то не очень продумано получается. Попадаем туда в самое пекло, но, несмотря на это народу очень много. Вот что значит близость курорта и раскрученная достопримечательность!  Чичен-Ица - один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев".

Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме воинов (мы их не видели, только по рассказам) можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел.

Самой главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькана (Кецалькоатля). Ее называют большим солнечным календарем. В ее основании лежит квадрат со стороной 55,5 м, высота сооружения достигает 25 м. На гранях пирамиды девять террас — по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир — то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине строения ведет четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из них соответствовал определенному месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Все лестницы, в свою очередь, насчитывают по 91 ступени. Если эту цифру умножить на четыре (количество лестниц) и прибавить еще одну ступень — платформу на вершине, на которой стоит храм, то получится 365 — число дней в году. Вероятно, пирамида также служила и для астрономических наблюдений, ведь она к тому же строго ориентирована по сторонам света.

Но святилище Пернатого Змея обладает и другими феноменальными свойствами. Если бы строители сместили его хотя бы на один градус, то им бы не удалось достичь того особого визуального эффекта, что возникает два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, символами бога Кукулькана. В строго определенное время на ступенях этой лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды. Иллюзия длится 3 часа 22 минуты. Древним майя, наблюдавшим за действом, вероятно, казалось, что Кукулькан возвращается к жизни и нисходит на землю.
Однако это не единственный «спецэффект» потрясающего строения. Майя снова удивили ученых, установивших, что пирамида является… гигантским резонатором. Звук от шагов людей, поднимающихся по лестнице с внешней стороны сооружения, трансформируется внутри пирамиды в точную имитацию голоса кетцаля — священной птицы майя (ее название — составная часть имени Кетцалькоатля). Вероятно, крики кетцаля также играли немаловажную роль в священных обрядах. Пока еще остается загадкой, как древние строители сумели рассчитать нужным образом толщину сложенных из известняка стен и акустику залов пирамиды. Кстати, тот же звук можно воспроизвести, если, стоя на определенном расстоянии от северной грани пирамиды, громко хлопнуть в ладоши или издать другой резкий звук.

Хорхе рассказывает нам все это и демонстрирует наглядно. После этого, предлагая держаться за его раскрытым большим зонтом, проводит нас к площадке для игры в мяч. Тут вся группа,  измученная  зноем, падает на скудную травку в теньке и продолжает слушать гида. Он рассказывает нам уже о другом объекте – площадке для игры в мяч, по сторонам которой расположились два храма. Она обладает удивительными свойствами. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой — в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.  В это верится с трудом, но такая «система для переговоров» существует на площадке по сей день, и все желающие могут на себе испытать действие этого непостижимого для разума чуда. К сожалению, мы поленились и не узнали…. Как знать, предусмотрен ли был строителями заранее акустический эффект или, случайно его обнаружив, они довели до совершенства этот «каменный телефон»? Дальше следуем за Хорхе к стене черепов – цомпантли. Это веселенькое сооружение служило подставкой для шестов, на которые нанизывали черепа принесенных в жертву и зачастую их бывало очень много.

Самыми ценными жертвами были захваченные в плен цари враждебных племен и военачальники.  Одной из особенностей этой стены является то, что черепа, высеченные там разных форм. Майя специально деформировали череп самым высокопоставленным младенцам, чтобы они напоминали по форме зерно кукурузы, олицетворяющее жизнь и возрождение после смерти. Дальше опять выходим на площадку перед пирамидой, где Хорхе наглядно показывает на одной симпатичной девушке, как приносились человеческие жертвы.

Все смеются, ей тоже весело, но если включить воображение – жуть какая-то. После этого научно-практическая часть экскурсии заканчивается и нам дается время самим полазить по  остаткам древнего города.
Раньше читала и знаю, что поблизости есть священный колодец-сенот, спрашиваю где находится и мы отправляемся посмотреть на него. Этот знаменитый колодец  поражает своими размерами. Почти круглый, словно его кто-то высверлил огромным коловоротом, он достигает в диаметре шестидесяти метров! Колодец Смерти занимал важное место в жестокой религии древних. В его сине-зеленые воды жрецы майя сбрасывали жертв, чтобы умилостивить богов. Да, веселенькое местечко! И как бы в подтверждение всего этого ужаса вокруг куча лавочек с ухмыляющимися черепушками, скелетиками, чертенятами и прочими сувенирами.

Надо возвращаться к автобусу. Многое мы не посмотрели в Чичен-Ице, но что получилось, то и хорошо. Своей-то истории зачастую не знаем, а тут такое все необычное. Ученые разобраться не могут, где уж нам. Перед отъездом в кафешке выпиваем холодненького пивка на дорожку и в обратный путь. Возвращаемся в гостиницу затемно и обнаруживаем, что у нас пополнение. Заселяется целых два автобуса с полицейскими. Прикол! Что бы это значило? Мы, конечно, не поняли, но никто не устраивает засад, не кричит «фриз!», значит все спокойно. Может учения, а может просто корпоративчик. Ужинаем опять на балконе и наблюдаем за передвижениями полиции.

На следующее утро нам улетать. Завтракаем в компании полицейских. Приятно видеть их даже на отдыхе подтянутыми, в полном обмундировании, не расстающимися с автоматами даже за столом. Потом в последний раз купаемся в море, собираемся и в аэропорт. Нужно улетать обратно в Мехико, а потом и в Москву. Наш короткий отпуск приходит к концу, а жаль. Только, может стали   ощущать себя в Мескике своими. Такси приходит вовремя, прощаемся с отелем и двигаемся в аэропорт. По дороге встречаем необычное явление: по мосту над дорогой проезжает самолет. Что это, мы так и не поняли, но сфотографировали. В аэропорту как всегда пробегаемся по сувенирным лавочкам и через некоторое время взлетаем. Из окна самолета попрощались с длинной косой Канкуна, а через два часа приземлились в Мехико. Ну, тут уже все знакомо. Такси отвозит нас в гостиницу, где мы ожидаем встретить радушный прием, но не тут то было. Куча народа заселяется, меня как-то заклинило, как оказалось, скакнуло давление, поэтому долгое время не можем найти общий язык на ресепшн. Но вот появляется наш старый знакомый – менеджер гостиницы и все встает на свои места. Мы разбираемся с оплатой, и нас заселяют очень быстро. Отдыхаем после перелета, а потом  желающие, а это я и Иваны, идем смотреть и слушать оркестры марьячос, которые тусуются на площади Гарибальди. Ориентируемся как всегда по карте и быстро находим площадь (на самом деле небольшой пятачок). Представителей оркестров в национальной одежде мы начинаем замечать еще по дороге к площади – они ищут клиентов. Марьячос – от французского слова марьяж – свадебные оркестры. Вот и играют они на похоронах, свадьбах, танцах и местных торжествах. Нам не очень-то повезло. На самой площади был только один оркестр. То ли день такой выдался, то ли все разъехались по свадьбам, но было пустовато.

Мы не расстроились и решили пройтись до известной нам пешеходной улочки. По дороге к ней через жилые кварталы удалось краем глаза зацепить настоящую мексиканскую жизнь. Мы наткнулись на заведение с надписью «пулькерия», я про это читала – заведение, где можно появляться женщинам для распития слабоалкогольных напитков. Говорю своим Ваням – давайте посмотрим, но они как-то смущенно жмутся и мнутся. Открываю дверь и вижу – действительно заходить не стоит. В маленьком помещении стоят три столика, как у нас в общепите, на которых взгромождены жбаны с мутным питьем, наподобие нашей бражки. Веселые тетки черпают из жбанов половниками питие и сильно радуются жизни. Заметив меня, жестами подзывают – мол, иди к нам, но я скромно удаляюсь, постеснявшись сделать снимок на память, а жаль. Наверное,  здорово бы получилось. Ну ладно, с пулькерией не повезло, а через дорогу встречаем питейное заведение, где можно выпить текилы.  Начинает накрапывать дождик, поэтому пытаемся зайти туда. Но на наше приветствие «буэнос ночес» настоящие мачо, сидящие в баре,  отвечают такими задорными взглядами, что мы удаляемся.  Немножко побродив по вечерним улицам, встретив очень симпатичную «смертушку»,

возвращаемся в отель. Выпиваем пивка по традиции и договариваемся о планах на завтра. А завтра вылет в Москву, поэтому желающие могут где-то побродить, а  кто-то может совершить шопинг и просто отдохнуть.

Наутро завтракаем, опять продлеваем один номер до вечера, чтобы иметь возможность  принять душ и собраться перед перелетом,  и мы с Ваней отправляемся в район койокан, чтобы посмотреть полупровинциальный  престижный район Мехико. К сожалению, статую койотов, в честь которых назван район мы нашли, а вот все остальное осталось загадкой. Карты не было, а сведения путеводителя нас несколько обманули. Пришлось возвращаться. Мы еще раз прошлись по бульвару Реформа и вернулись в отель. Некоторое время еще оставалось, и я опять отпросилась на часик побродить в одиночестве по Мехико. И снова прогулка удалась. Я нашла симпатичный католический храм и центральный рынок возле него. Обожаю местные рынки! С удовольствием побродила среди гор овощей и фруктов, восхищаясь изобилием. Забрела в рыбные ряды, осмотрев разнообразные породы съедобных рыб и морепродуктов. А напоследок вышла к рядам «общепита», где с удивлением фотографировала местный деликатес – запеченные бараньи головы. Вернулась очень довольная. А через некоторое время пора было уже отправляться в аэропуэрто (аэропорт по-мексикански).

По дороге столкнулись с местными пробками –  в сравнение не идет с московскими - все очень культурно и довольно быстро движется. Ну нет здесь хамов, влезающих и подрезающих!  Добираемся без приключений, регистрируемся, а через некоторое время, опять в темноте летим до Лондона.  Интересного по дороге только и было, что гроза в районе Бермудского треугольника, а также посадка в Хитроу. Мне, сидящей около окна, удалось увидеть некоторые виды Великобритании и Темзу с мостами и окружающими ее кварталами. Потом было восьмичасовое сидение в аэропорту. С мыслями – ну неужели нельзя за отдельную плату придумать какую-то экскурсию в закрытом автобусе без выхода в город? Даю идею турфирмам – работайте! Истомившись, обойдя все магазинчики, выпив настоящего  ирландского Гиннеса, наконец-то садимся в самолет, который довезет нас в Москву. Тут уже сразу слышится ставшей непривычной русская речь и все становится родным. Трехчасовой полет показался молниеносным и вот мы в Домодедово. Раннее утро воскресенья и хочется побыстрее добраться домой, что мы и делаем. Вот и все Вива ла Вита (да здравствует жизнь)– вот что поняли мы в Мексике, несмотря на кровавое прошлое страны.

Некоторые особенности мексиканской жизни для путешественника.

1. При прилете очень удобно брать такси – утомление, акклиматизация и т.п. – в голове кавардак, поэтому очень просто взять билет (он оплачивается в одном из киосков, предлагающих  такси) и назвать адрес. Стоимость услуги 250 песо за машину. Нас было 5 человек, поэтому получилось по 50 песо, что составляет около 150 руб/чел.
  2. Для особо экономных – можно доехать на метро, правда, нужно искать вход и ориентироваться. Для этого советую распечатать карту метро из интернета, найти легко. Стоимость поездки  3 песо, что составляет 9 руб/чел. А также придется искать гостиницу после выхода из метро на нужной станции.
  3. Во многих отзывах написано, что лучший курс обмена долларов на песо в аэропорту. Это не соответствует действительности. В городе меняют лучше. И еще – выйдя после досмотра, не стоит менять деньги в первом же обменнике, ну если только совсем немного. Даже в аэропорту обменников много и курсы у них разные.
  4. В субботу и воскресенье с обменом могут возникать трудности, поэтому лучше запастись песо в будний день. Чаще всего в гостинице тоже можно обменять деньги по приличному курсу.
  5. Болезнь Монтесумы (тривиальная диспепсия). Посещает каждого рано или поздно – особенности местной воды, ну и еды конечно. Мы вычислили, что некоторых очень подкашивает поедание бобовой пасты, которая подается почти ко всем блюдам и питие мексиканского пива. Будьте внимательны и наблюдайте за собой, выясняя, что может отравлять вам жизнь. Лекарства не очень-то помогают в этом случае.
  6. Гостиницы – обычно имеют нормальные постели, номера чистые и довольно просторные, с ванной и туалетом тоже все в порядке, но заселение во многих отелях происходит в 15.00, а час расчета 12.00 – нужно учитывать это при планировании своего путешествия.
  7. В гостиницах запросто можно бросить вещи, если Вы приехали раньше времени заселения. Также на автовокзалах за определенную плату можно оставить вещи в камере хранения.
  8. Есть еще одна особенность – очень часто в гостиницах нет кондиционеров,  только вентиляторы, но это относится к дешевым гостиницам. В Оахаке, Паленке, Мериде и Канкуне очень жарко и душно, поэтому если Вы не выносите духоты, нужно сразу выяснять наличие кондиционеров в номерах. Мы селились в гостиницах, проживание в которых стоило в среднем около 500 песо в день за номер, около 1500 руб/сутки. Оплачивать гостиницу лучше всего картой и заказывать при возможности заранее через интернет – получится дешевле раза в два. Проблем с гостиницами нет. В любом месте их много на любой вкус.
  9. Тем, кто любит кофе – берите с собой свой. Кофе в Мексике поганый.
  10. Учитывайте, что все археологические памятники желательно посещать рано утром – народу мало и не так жарко. И еще 21 марта, 21 октября и в дни  всяческих специфически-астрономических майянских праздников во всех интересных местах – Теотиукане, Паленке, Ушмале, Чицен-Ице огромные толпы мексиканцев! Лучше воздержаться от посещения.
  11. Несмотря на то, что мексиканцы очень улыбчивые и доброжелательные, следите за своими вещами, деньгами и документами. Расслабляться не стоит. Особенно в транспорте. Во время междугородных поездок обязательно нужно документы и деньги держать при себе, не укладывать их в рюкзаках на багажные полки.
  12. По поводу экскурсий – нужно выяснять сразу, что входит в оплату. Например, в Оахаке стоимость экскурсии включала  транспорт,  гида, посещение  фабрики ковриков и мескаля (150 песо с человека). В Сан-Кристобале полная стоимость экскурсии по каньону 280 песо с человека. В Паленке  с посещением водопадов стоимость эксукрсии включала только транспорт (150 песо с человека). В Ушмале  стоимость экскурсии (индивидуальной)  включая транспорт и услуги гида, составила  355 песо с человека. Экскурсия из Канкуна в Чичен-Ицу с посещением сенота, обедом, услугами гида и входными билетами  обошлась 395 песо с человека. Чичен-Ица и Каньон Сумидеро–  экскурсии, в стоимость которой было включено все.. На остальных экскурсиях отдельно оплачивался вход на различные объекты и в Паленке услуги гида.
  13. Для экономных – можно посещать все это самим, договариваясь с местными такси или взяв билеты на автобус, но во-первых – нужно хорошо подготовиться и знать куда идти, а также уметь договариваться.
  14. Расписание автобусов.
  15. Из Мехико в Оахаку автобусы идут каждый час, время в пути 6 часов. Стоимость 464 песо с человека.
  16. Из Оахаки в Сан-Кристобаль только 4 рейса: 7.00, 19.00, 20,00, 21.00, время в пути 11 часов. Стоимость 512 песо с человека.
  17. Из Сан-Кристобаля до Паленке рейсов много 7.15, 11.15, 12.15, 14.15, 15.45, 16.05, 17.45, 18.00, 23.00, время в пути 5 часов, но автобус запросто может опоздать часа на 2. Стоимость 174 песо с человека.
  18. Из Паленке в Мериду рейсы 8.00, 21.00, 23.00, 23.25, время в пути 9 часов, но автобусы тоже могут опаздывать, правда потом в пути время нагоняют. Стоимость 402 песо с человека.
  19. Ну а уж из Мериды до Канкуна всего 4 часа пути и автобусы тоже ходят очень часто. Стоимость 276 песо с человека.
  20. Курс песо к доллару примерно: 11 к 1. Если на рубли 1 песо примерно 3 рубля.
  21. Стоимость поездки приведена в автобусах класса люкс. Очень комфортно и можно выспаться.
  22. В Канкуне не принебрегайте советами путеводителя. В курортной зоне все, включая экскурсии, стоит в 2-3 раза дороже, чем в даун-тауне, поэтому лучше прокатиться за 9 песо на автобусе в город, чем покупать все втридорога
  23. И конечно Канкун – это не Мексика, это дорогой курорт. Настоящую Мескику там почувствовать не удастся.
  24. Насчет напитков: текила и мескаль несколько дороговаты. Мы пили в основном ром и пиво. И еще. В Мериде мы столкнулись с тем, что после 18.00 в выходные дни любой алкоголь, даже пиво и слабоалкогольные коктейли, не продается в магазинах! Это стоит учесть. В Мехико в магазинах бывают скидки на пиво, но опять же , нужно понять местных, при этом бутылки  нужно сдавать, только тогда действуют скидки.
  25. В небольших городах и вообще местами в кафе нет меню на английском языке. Иногда есть фотографии блюд, а иногда приходится выяснять что есть что языком жестов, поэтому стоит из Русско-Испанского разговорника хотя бы выписать слова: рыба, говядина, свинина, курица,  и т.д, чтобы было легче понять что предлагается.
  26. Средние цены: футболки 50 песо за штуку, приличные джинсы 270 песо за штуку,  фрукты 30-40 песо за килограмм, сувениры  - их много, как сторгуетесь – это принято. Покушать в кафе около 10 долларов на человека.
  27. Русских в Мексике любят, но могут спутать с Американцами, которых пренебрежительно называют гринго. Не стесняйтесь при каждом удобном случае говорить, что вы русские, а уж если наденете футболку с красным флагом или портретом Ленина, Сталина, Карла Маркса, Че-Гевары – будете уважаемыми людьми. Но опять же, дружба дружбой, а заработать на лохе-туристе некоторые очень даже не против. Могут предложить текилу по специальной цене – только для вас, но продать ее втридорога. Мы с этим столкнулись. Так что думайте всегда над своими действиями, чтобы не было обидно в последствии.
  28. Хоть Мексика и считается странной третьего мира, там чисто, там очень хорошо развит туризм, там прекрасный транспорт и вообще очень здорово.
  29. Мексика очень интересная страна, но дорога туда тяжелая. После возвращения отходняк в среднем 2 недели, поэтому нужно рассчитывать свои силы и беречь здоровье.
  30. Путешествие обошлось нам на двоих  4430 долларов, включая самое дорогое перелет 2600 долларов (сюда включен перелет из Москвы в Мехико и обратно, а также внутренний перелет из Канкуна в Мехико),  450 долларов еда с выпивкой, а мы отнюдь не трезвенники, проживание, транспорт, экскурсии и  сувениры.

PS. В Мехико мы познакомились  с Амадо, который знает русский язык в совершенстве им готов помочь самостоятельным путешественникам. Если возникнет надобность, можем дать координаты..

Выгодные предложения на туры в Мексику!
rogalik
16 август 2011 г.
Здравствуйте, спасибо за интересный рассказ, планируем в январе поездку в Мексику, было бы здорово получить контакты Амадо.
mmmvvvddd
21 июнь 2011 г.
Здравствуйте! Спасибо за комментарий. Ссылка на фотографии была, но видно при модерации ее удалили. Если интересно - вот она.
*****

Фотографии нужно загрузить в рассказ - это еще можно сделать, зайдя в редактирование рассказа. ссылки на сторонние сайты не приветствуются. - Redaktor
17 июнь 2011 г.
Очень насыщенное и интересное было у Вас путешествие.
Спасибо, что поделились своими впечатлениями.
А вот фото нет. Жаль.
Выгодные предложения на туры в Мексику!
Подбор персональных туров по запросу клиента
Скидки на раннее бронирование, бонусы