Отзыв написан: 7 июня 2011 г.
Посещенные курорты: Цюрих, Берн, Интерлакен, Люцерн, Монтрё

Хочу поделиться личным опытом путешествия на поездах по Швейцарии, быть может, это будет полезно кому-нибудь для того, чтобы открыть для себя новые страны и пространства Европы.

Благодарности.

Спасибо консульству Франции и железным дорогам Швейцарии за предоставленную возможность осуществить прекрасное, хотя и кратковременное, путешествие по стране Швейцарии с её притягательной природой и богатейшей историей.

Предпосылки.

Вначале была долгосрочная виза Евросоюза (шенген), которая позволила запланировать путешествие по Европе. Потом появилась робкая, но постепенно приобретавшая всё более реальные очертания идея посмотреть Швейцарию (давно хотелось попасть в альпийскую страну летом), которая окончательно окрепла после прочтения очень познавательного материала «Рассказ. Швейцария: полстраны за 3 дня», за что огромное спасибо автору.

Хотелось чего-то подобного, но повторять маршрут не хотелось…

Ремарка: Прошу не кидать в меня критическими замечаниями за то, что я не большой любитель ходить по музеям и подробно изучать предмет до того, как собственно в него окунуться. Я такой по жизни и предпочитаю экспромты. Это позволяет экономить время, полагаться в основном на интуицию и время от времени получать вознаграждение в виде приятных сюрпризов.

Итак…

Даты и маршруты.

То, что в Европе (да как, впрочем, и везде) хорошо весной, я знал давно. Весенняя Европа создает прекрасный задел настроения на лето и осень. Поэтому были выбраны заключительные числа мая, когда уже тепло, но ещё пахнет весной.

Затем был приблизительно спланирован маршрут, который обязательно был должен включать поездку на одном из панорамных поездов, являющихся одной из достопримечательностей Швейцарии и позволяющих насладиться пейзажами этой красивой страны.

Из многообразия панорамных поездов был выбран поезд Golden Pass («Золотой перевал», считающийся одним из самых посещаемых в Швейцарии), маршрут которого начинается в Монтре и заканчивается в Люцерне (ну или если хотите, то наоборот, всё зависит от того, откуда и куда вы собираетесь ехать).  Мы собирались ехать именно в этом направлении и поэтому определили, что прилетать мы будем в Женеву, а улетать из Цюриха.

Ремарка: надо заметить, что места на панорамные поезда надо резервировать заранее и за дополнительную плату (я сделал это на сайте http://www.goldenpass.ch/default.asp?OrgID=6), особенно в «высокий сезон». Мы зарезервировали, но так как лето ещё не началось, то мы, по моим наблюдениям, были единственными, кто это сделал. Но, сказать по правде, все 3 поезда, а проехать пришлось с пересадками (так уж проложен маршрут), были почти полностью заполнены, хотя, конечно, всем хватило места и никто не стоял.

Билеты на самолет были заказаны на сайте http://www.anywayanyday.com . Есть тонкость – билеты на самолет, когда народ летит на выходные в Европу и обратно, дороже тех билетов, полёты по которым приходятся, например, на четверг и понедельник. Иногда разница достаточно существенна. Поэтому советую пробовать различные варианты заказа.

Информация о том, что между Женевой и Монтре, равно как и между Люцерном и Цюрихом, было ещё около 100 километров пути, натолкнула на свежую мысль: каждую ночь проводить в новом отеле нового города.

В итоге предварительный маршрут выглядел так: Женева – Монтре – Люцерн – Цюрих. Путешествовать так путешествовать.

Отели и вокзалы.

Отели резервировались на том же сайте, что и билеты на самолет. Выбор падал на отели недалеко от вокзала, чтобы чемодан, если таковой всё-таки захочет с нами поехать, мог спокойно полежать в отеле, пока мы бегаем по городу, осматривая достопримечательности. Подобную услугу (хранение багажа после выписки из отеля) предоставляют все отели и бесплатно, в отличие от вездесущих вокзальных камер хранения, которые, впрочем тоже бывают очень полезны (Интерлакен тому подтверждение).

Не стоит бояться соседства с вокзалом, вокзалы в Швейцарии – это сосредоточение более дешевых сервисов по отношению ко всей остальной дороговизне на ВСЁ, но от этого не страдает качество. Туалетом там не пахнет. На больших вокзалах есть даже платные души, не говоря уже о вкусных бутербродах, напитках, одежде и прочих ценностях страждущего путешественника.

На вокзалах чисто и персонал говорит на большинстве доступных для наших соотечественников языках (в Швейцарии основных 3 – немецкий, французский и итальянский) плюс, нет, пока не русский, а английский. Вы можете себе представить грузчика или обходчика, ну, или, контролера, который достаточно свободно может на всём этом объяснить, куда собственно вам пойти? Я теперь могу.

Поезда и билеты.

В поездах есть кондиционеры и достаточно комфортно, даже во втором классе, для того, чтобы вы начали задумываться о том, что автомобиль - это скорее обременительное и дорогое зло, чем средство передвижение по Швейцарии. Кроме того, поезда ходят точно по расписанию и расположены в центрах городов, что создает дополнительные удобства для путешественника.

Ремарка: если вы зарезервировали места во втором классе, например в панорамном поезде, то и билеты вы также должны купить соответствующие, и сесть вам стоит в вагон второго класса, номер которого очень хорошо заметен на каждом вагоне.

Благодаря статье, адрес которой приведен в начале, я узнал о существовании проездных документов для иностранцев: Swiss Pass. Этот документ предоставляет вам возможность без дополнительной платы путешествовать на большинстве поездов в стране, ходить в музеи, кататься на пароходах и в общественном транспорте. На некоторые маршруты есть ограничения, однако должна предоставляться скидка, но нам не довелось с этим столкнуться, может повезло. Хотя, например, взобраться на башню в каком-нибудь соборе всё-таки стоит денег, но, как говорят продавцы билетов: “Мы не музей”, остается верить этим правильным швейцарцам.

Если вы путешествуете группой (2 человека и больше), то вы получаете скидку на Swiss Pass, это называется Swiss Saver Pass, но необходимо, чтобы вы все были вместе, когда придет контролер и потребует предъявить билет.  Проездные  Swiss Pass продаются на вокзалах в павильонах “Info” только живыми людьми (везде полно автоматов по продаже билетов), которые требуют предъявления вашего паспорта.

После покупки билетов (226 франков на человека за 4 дня), я был не уверен, что при столь большой стоимости проездного нам удастся хоть что-то сэкономить, но после пары экспромтов в Берн и Белинзону, сомнения пропали и их заменило чувство, что деньги были потрачены правильно и с умом.

Ремарка: Если ваш поезд с пересадкой, то всё организованно очень удобно, поезда обычно на одной и той платформе, только с разных сторон. Так что повода для волнений нет, даже если разница между приездом одного поезда и отъездом другого будет составлять всего 4 минуты. Будьте уверены: Вас там ждут.

Ремарка: Наблюдал несколько раз, как персонал на вокзале ждал пассажиров прибывающих поездов на инвалидных креслах со специальными передвижными лифтами. Сотрудники станции помогали людям на колясках сойти с поезда на низко расположенную платформу. Думаю, что бесплатно. Ну что тут можно прокомментировать?

Экспромты.

После того, как мы за пару дней освоились в стране пребывания и поняли, что поезда не так страшны, как в России (да простит меня РЖД), и всё, и в поездах, и на вокзалах сделано для людей, то нас стали посещать странные мысли о том, чтобы не проводить время в душных городах, шатаясь по прекрасным, но уже просмотренным улицам, а попробовать увидеть что-то ещё, благо у Швейцарии есть что показать. Так родилась первая идея, вместо нескольких часов катания на кораблике по Люцернскому озеру, прокатиться на поезде в один из красивейших городов Европы – Берн. Мы не пожалели об этом решении ни разу.

Вторая идея стала как бы продолжением первой: если часовое путешествие в сторону Берна не утомило, то может ли утомить двухчасовое, если оно лежит в Итальянскую часть страны и предполагает осмотр старинных крепостей? Вперед в Беллинзону. И претворение в жизнь второй идеи также того стоило.

Ремарка: кроме того, что, как я раньше написал, в Швейцарии несколько государственных языков, швейцарцы ещё и пользуются ими всеми по назначению: в Женеве и Монтре объявления в поездах делают сначала на французском, потом на всех остальных и на английском, в Люцерне, Берне и Цюрихе сначала на немецком, а в Беллинзоне на итальянском. Это приятно удивило и вызвало чувство легкой зависти к тому, как можно скрасить совместное проживание народов с различным менталитетом и отношением к жизни.

Достопримечательности.

Сразу оговорюсь, что выражаю только своё личное мнение и конечно каждый, кто знает больше, сможет поспорить с моими выводами, поэтому, тех кто хочет уличить меня в том, что я ничего не знаю про Швейцарию, прошу успокоиться и не делать этого, я это и так признаю.

В Женеве интересный, хотя и небольшой, исторический центр и великолепный вид с башни собора святого Петра. Фонтан в заливе Женевского озера. Ну и собственно более ничего.  Полдня вполне достаточно.

Далее поезд в Монтре и через час вы, бросив вещи в отель, рядом с которым расположена пристань, на кораблике плывете уже к Шильонскому замку. Очень рекомендую его посмотреть, только стоит иметь в виду, что в Швейцарии всё закрывается в 18-00. Ну кроме ресторанов.

В замке можно побывать в каждой (!) комнате, за исключением тех мест, которые могут представлять опасность для жизни. Очень впечатляет.

Монтре примечателен тем, что это наверное самое фешенебельное место для отдыха, которое я видел. Наших соотечественников там очень много, а это, согласитесь, о чём-то да говорит. Очень красивые виды, всё располагает к спокойствию и отдыху.

Поезд «Золотой перевал». Маршрут стоит посмотреть, хотя вам придется потратить около 7 часов на то, чтобы просто сидеть и глазеть в окно на горы, пейзажи, деревеньки, вездесущих коров (это настоящее священное животное Швейцарии) и озера. Жаль не видно мостов, по которым вам придется проезжать. Вся эта поездка – как одна большая бесконечная открытка.

Пересадка в Интерлакене. 2 часа между поездами на панорамном маршруте и легкая жалость от того, что приходится так быстро покидать этот приветливый курорт, расположенный на быстрой горной реке, текущей из одного озера в другое. Тут гораздо более демократично по сравнению с блещущим роскошью Монтре. Много уютных домиков с парой-тройкой грядок картошечки «для себя любимого». Идиллия.

Люцерн. Отель над историческим мостом, перекинутым через реку, вытекающую из озера.  Толпа туристов на прекрасной набережной.  Уютно, но не более того. Полдня достаточно.

Берн. Советую посмотреть однозначно. Самый красивый город в Швейцарии из увиденных. Исторический центр внесен в реестр Юнеско. Не пожалеете. Вид с собора святого Петра завораживает. На этой верхотуре беседовали со смотрительницей, которая работает там каждый день, так вот, когда утром она туда поднимается, то первым делом любуется видом на заснеженные Альпы. В Монтре наш метрдотель сказал, что Шильонский замок - второе по посещаемости место в Швейцарии, а на мой вопрос: «А что же первое?», он ответил, что это место в Берне, где живут медведи… видел я это место, но искренне не понимаю, как можно этих бедных (или богатых?) мишек сравнивать с великолепным замком. Но если сказать про Берн в целом, то это, конечно, очень красивый город.

Цюрих. Обычный европейский город с историческим центром. Фонтан в озере поменьше женевского. Полдня достаточно.

Беллинзона. Понравилась. Мне нравится Италия, а это место - ну просто кусочек этой страны в Швейцарии. Кофе как в Риме. Говорят по-итальянски. Жарко по-итальянски. Цены ниже, чем в остальной Швейцарии. Городок почти не имеет исторической части… почти. Но есть 3 (Три!) крепости, которые с одной стороны очень хорошо сохранились, а с другой великолепно отреставрированы и очень ухожены. В самую нижнюю крепость провели лифт(!). Чем сделали возможным посещения этого места даже для не сильно быстрых пенсионеров. Это, я вам скажу, впечатляет. Поиск места прохода ко второму замку занял достаточно времени, и если бы не верный iPhone со скачанной заранее в отеле картой Беллинзоны, то искать это место пришлось бы долго. Очень узкий и не приметный переулок. Тяжелый подъем по жаре. Но крепость того стоила.

Бюджет.

Могу только повторить слова из отчета, ссылка на который приведена в начале: Швейцария ОЧЕНЬ дорогая страна. Хотя нормально поесть можно и на вокзале. Правда-правда, очень вкусно и не дорого.

Эксцессы.

Первый и последний эксцесс случился в самолете на Женеву, когда, уже взлетая, я прочел в только что купленном путеводителе о том, что Швейцария резко возражает против вступления в Евросоюз и необходимо получать отдельную визу… перед глазами сразу встали 4 дня, проведенные в стенах аэропорта, без права на выход в город… Путеводитель оказался изданным в 2006 году и умудрился на 3 часа полета испортить настроение. Опасения, что в страну не пустят, улетучились только после того, как таможенник, практически не глядя и даже не поставив штампа, отдал мне мой паспорт.

Послесловие.

Наверняка я упустил какие-либо детали, так как писал этот текст уже по памяти, не делая записок во время поездки. Если кто-то заинтересовался – готов ответить на вопросы, если, конечно, смогу.

ANNAJOURN
Россия, Орел
11 март 2012 г.
Спасибо большое за рассказ! Очень понравилось. Есть ответы на многие мои вопросы.
14 июнь 2011 г.
И Вам спасибо. Фото получилось ровно 1000. Тут разместил то, что показалось интересным.
Redaktor
14 июнь 2011 г.
А какой ответ, кроме \"спасибо!\" может быть? :)
Фото разместил как положено. Ждем ответа от Redactor\'a
bambina
Россия, Новосибирск
12 июнь 2011 г.
где же фото?
Redaktor
10 июнь 2011 г.
Вас никто не заставляет вставлять фото в рассказ - они чудесно показываются и отдельной галереей. Потому войдите в рассказ через редактирование, закачайте фото (хоть с компа, хоть ссылками с указанного вами и удаленного мной сайта) - и вновь отправьте на редактирование.
10 июнь 2011 г.
Мне кажется, что рассказы легче читаются без встроенных фото. Фотографий на самом деле было очень много. Выборка: ***** паролем является число из названия альбома
Fdii
9 июнь 2011 г.
Рассказ хорош, тока фотографий бы побольше