Гусева Евгения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Максимов Павел
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ескина Алла
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Захарченко Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Табагуа Диана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Антонова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Антохина Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ткач Михаил
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Макарова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Таран Алена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Беляева Ксения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Лисина Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Вахрамова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кириллов Дмитрий
+7 (495) 725 1001
1001тур
Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Королева Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулагина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лавренюк Анжелика
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ласьков Максим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Буглак Иван
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Лызина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Купреева Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Еприцкая Яна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Фили, 1001 тур
Перезвоните мне
Шакирова Ксения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Павликова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Малькович Регина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Плешко Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Самарина Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Чабан Екатерина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Мазина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Рыльцева Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Афанасьева Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Власова Анжелика
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Алексеева Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Нестерова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Галина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Базылева Наталия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Попеску Даниела
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Гурьева Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарова Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Лукманова Рената
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Маргарян Шушан
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тихонова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Молодежная, 1001 тур
Перезвоните мне
Родзик Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Бодаева Людмила
+7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Змерзлюк Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Порохина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Габоева Белла
+7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Гаршина Алена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Мишина Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Бывалова Мария
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Никулина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Наумова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кувыкина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Волкова Виктория
+7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Гончарова Лилия
+7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Фортова Маргарита
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шипова Алиса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Никита
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Павленко Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тузова Татьяна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрикова Валерия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шугаева Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Бабичева Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Гакова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Сукачева Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Иванова Анастасия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Ларионова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Фарахеева Лилия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Молодежная, 1001 тур
Перезвоните мне
Четвергова Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Слобожанинова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Карпухина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Евдокимова Екатерина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Осипова Инесса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Погосян Ани
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковязина Жанна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Фили, 1001 тур
Перезвоните мне
Чекалова Лариса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Максим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокина Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Метельская Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Хлопкова Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шевцова Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гарёва Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Маслов Александр
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Васнева Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Лужкова Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Карева Олеся
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Самохина Валерия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Баркова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Дербина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Вадим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гундырева Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Рогова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Потапова Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Коваленко Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Сапрыкина Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Шелягина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кичигина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Зубкова Руслана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Молодежная, 1001 тур
Перезвоните мне
Северина Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Ворик Илона
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шепелева Татьяна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ульбашева Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
ПРЕЛЮДИЯ. Возможность приобрести в Германию достаточно дешевые авиабилеты стала одним из стимулов для многих путешественников для посещения этой страны. Я тоже не осталась в стороне. Давно «облизывалась» в этом направлении, составляя несколько маршрутов в зависимости от аэропорта прилета. Окончательный выбор пал на Дюссельдорф. Каюсь - причина такому развертыванию событий лежала не в историко-культурологической плоскости Германии (о Северной Рейн-Вестфалии до поездки я знала неприлично мало), а в относительной близости к давней моей мечте – Амстердаму.
Однако дело сделано; и уже в октябре душу грели Ай-Берлиновские билеты на майские праздники. Сразу после их покупки забронировала гостиницы в Дюссельдорфе и Амстердаме. И … Благополучно забыла до весны. В новогодние каникулы ярко светила встреча со Святой Землей, к которой нужно было подготовиться весьма основательно. К тому же «отходняк» после Израиля затянулся на несколько месяцев. Надо сказать, что так долго никакая другая страна меня от себя не отпускала. Наступил март, и стало понятно, что пора перенести свой взор с Востока на Запад. Первым шагом на этом пути было традиционное получение визы. С одной стороны, прохождение этой знакомой процедуры в N-ый раз не вело к каким либо особым сложностям. К тому же сайт немецкого Посольства http://www.moskau.diplo.de/ удобен своей национальной четкостью и конкретностью с прописанием практически всех тонкостей заполнения анкеты и требований к прохождению самой процедуры непосредственно в Консульстве. С другой стороны, с каждым разом все ощутимее возникает желание почувствовать себя ВНЕ этих необходимых рамок. И дело не в сложности и временных затратах. Для жителя Москвы – это некритичный момент. А в ощущении той внутренней свободы, которая возникает лично у меня каждый раз, когда оказываешься в той части современной Европы, по которой можно передвигаться без оглядки на границы и таможенные преграды. Ты испытываешь дополнительный кайф от одной только мысли, что можно подойти и купить в кассе любого заштатного городка (если конечно через него идет нужный поезд и делает там остановку) билет в Париж, Копенгаген, Базель, Вену. И махнуть туда (совершенно не запланировано) на ближайшие выходные…
ПЕРЕЛЕТ. AIRBERLIN – это low-coster авиаперевозчик. Со всеми вытекающими плюсами и минусами. Плюсом, который упоминался еще в самом начале, выступает стоимость перелета. Самолеты «свеженькие». У меня даже мысль возникла, что после 10-15 первых лет своей жизни в этой экономичной кампании, Аэробус или Боинг выкупается нашими «недешевыми», и, дребезжа и разваливаясь, важно выполняет рейсы Трансаэро или S-7. На рейс можно зарегистрироваться через Интернет за 30 часов до вылета. Хотя специальной стойки для сдачи только багажа в Домодедово мы не приметили. Но и очереди к обычным тоже. Минусами при желании можно считать отсутствие горячей кормежки (только один бутербродик + напитки), возможные более жесткие ограничения в провозе багажа, частое отсутствие бизнес - салона. Для меня данные показатели не рассматриваются как важные. Более «ощутимую» еду при желании можно заказать за дополнительную плату, вещички в большом количестве не перевожу. Да, и бизнес - классом не избалована. Поэтому никаких особых претензий высказать не могу.
И туда из Домодедово, и обратно из дюссельдорфского аэропорта вылетели в срок, чемодан был получен быстро, с пограничным контролем тоже никаких особых заморочек не возникло. Единственное, «немцы» попросили показать обратные билеты. Рейс в Дюссельдорф был вечерний (18:40 - 20:10). Постприлетные процедуры заняли не более 15 минут, после которых мы по зеленому значку S отправились искать нужный нам поезд. Удивительная вещь: два человека, к которым мы обратились на своем пути за консультацией, оказались русскоязычными. Как только они слышали, что мы с мужем разговариваем между собой на русском, тоже переходили на него. Надо сказать, что по встреченным нами в Германии русскоговорящим, эта страна можно соперничать с Израилем. Иногда нам даже казалось, что последняя из упомянутых уступает по количественному параметру.
ПРОЕЗД. Если речь зашла о немецкой железной дороге, то оставлю еще несколько о ней комментариев, т.к. основным видом транспорта в этой поездке стал именно железнодорожный. И в Германии, и впоследствии в Нидерландах – это весьма удобно и быстро. Нужно только понять специфику организации такого переезда, тарифы. http://www.bahn.de – общий сайт ж/д Германии, где можно купить заранее билеты, в том числе и в другие страны, посмотреть расписание по всем направлдениям http://auskunft2.vrsinfo.de/ass/client/vrs/neu2/fahrplanauskunft_relaunch_en.htm - планирование поездок по Германии, где пошагово под собственный И напоследок некоторые собственные советы:
1. Изучите, лучше заранее (перед поездкой) расписание поездов по вашему маршруту, обратив внимание на тип поезда (U-bahn, S-bahn, RB/RE, IR, IC, ICE), его время в пути и сам путь из точки А в точку В (мы из Дюссельдорфа в Кельн ехали по какой-то окружной дороге около полутора (!) часов;
2. Помните, что по Земельному билету нельзя ездить на скоростных поездах (IC, ICE). Поэтому оптимальный вариант - RB/RE. U-bahn, S-bahn тащатся почти в два раза дольше;
3. Не забудьте компостировать купленный билет (компостер – желтого цвета, находится или перед лестницей на платформу, или непосредственно на платформе). Это требование не касается Земельного, в него нужно вписать фамилию одного из пассажиров;
4. Билеты на небольшие расстояния не нужно покупать заранее, сидячих мест всегда хватало; на дальние (например, из Дюссельдорфа в Амстердам) – удобнее купить не перед поездкой, получится значительно дороже, а по возможности за несколько месяцев (продажа начинается за 72дня), т.к. по дешевым тарифам билеты быстро разбираются.
5. За все свои переезды мы встретили контролеров только в международном экспрессе (ICE). И, когда тащились какими-то полустанками в Кельн (на некоторых из них просто нет касс, поэтому «обилетиться можно только в самом поезде). Я думаю, каждый понимает, что такая ситуация связана с погрешностью меньше 5%, т.е. никто практически не ездит «зайцем», и экономически не выгодно содержать кучу сотрудников такого рода (в отличие от российских реалий).
ПРОЖИВАНИЕ. Местом дислокации в Германии был выбран Дюссельдорф. «Если уж судьба (вернее, AIRBERLIN) распорядилась нас приземлить в этом городе, значит, мы там и поселимся», - решила я. Расклад получился такой: первые два дня ДО и ПОСЛЕ Амстердама были прожиты именно в этой уютной «деревне на Дюсселе». В начале у меня имелся в запасе альтернативный вариант после Нидерландов вернуться прямиком в Кельн. Однако, будучи не любительницей смены мест, предпочла от него отказаться. Возвращение в «родное» место, в котором ты ощущаешь себя почти местным жителем, лично мне прибавляет комфортности и спокойствия, особого важных в заключительной части разноплановой и с большим багажом впечатлений поездки.
Выбор пал на трехзвездочный Hotel Mondial. Я исходила из нескольких изначальных приоритетов. Во-первых, гостиница должна быть расположена недалеко от ж/д вокзала, т.к. предполагалось немало вылазок из города с перемещением именно на поезде. С другой стороны, в пешей доступности от Старого города – Altestadt с его знаменитой набережной, от Королевской аллеи (Königsallee) с ее многочисленными магазинами. Задним числом, с теперешней моей колокольни «знатока» Дюсселя я бы поселилась еще ближе к центральной части. Это связано и с большей импозантностью самого района, привокзальность практически нигде не выступает его эстетическим «плюсом», в Германии она к тому же носит определенный национальный оттенок; и с возможностью сократить время выгуливания от гостиницы до «знаковых» мест и обратно. Хотя речь идет о 15-20 минутах.
Вторым приоритетом выступала стоимость. Осознав, что в Амстердаме €100 в сутки за номер – «бросовая» цена, хотелось несколько подсократить расходы на проживание в Дюссельдорфе. В целом гостиница не стала серьезным разочарованием. Это как раз тот вариант, когда ты не жалеешь, что именно на ней остановил свой выбор, хотя вряд ли в следующий приезд в ней опять поселишься. Из ПЛЮСОВ: 1. Соответствие цены уровню и качеству услуг - чисто, аккуратно с практически полным набором необходимых вещей для городского пристанища (бар-холодильник, фен, собственная туалетная комната с душевой кабиной и т.п.). 2. Неплохие завтраки (колбасная и сырная нарезка, овощи, оливки, джем, масло, свежайший хлеб, мюсли, вареные всмятку яйца). Единственный момент, несколько омрачивший эту идиллическую картину. Завтракать мы приходили всегда к официально объявленному началу, а в последний день припозднились на час (из трех отведенных). И оказались к «шапочному разбору». Уходившая при нас официантка, закрывающая дверь кухни, своим видом подтверждала, что «продолжение банкета» не предвидится. 3. Доброжелательный персонал, к тому идущий на некоторые приятные уступки.Приехав из Амстердама в начале одиннадцатого утра при check-in 14.00, нас сразу же заселили.
МИНУСЫ: 1. Находится на шумной Adolf-Straвe, где проходят трамвайные пути и весьма активный автомобильный трафик. С закрытым окном внешние звуки не мешают, а вот при открытом … Кондиционера нет, в шкафу скромно притулился вентилятор, который летней жаркой ночью вряд ли решит проблему. 2. Несколько старая и обшарпанная мебель. Некую усредненность данного отеля характеризует и тот факт, что только дома мы вспомнили, что не запечатлели его не на одном фото. Как-то было ненужно и неинтересно. ПОКУПКИ. В начале пару слов о деньгах. Последнее время предпочитаем минимизировать наличность. В Дюссельдорфе с оплатой банковскими карточками проблем вообще не возникло. Везде (музеи, рестораны, магазины) этот трюк успешно проходил. В Кельне (про Амстердам я расскажу отдельно) нас ждала несколько иная ситуация. В музеях не устраивал тип карты (VISA), предпочтительнее была MASTERCARD; в местных едальных и торговых заведениях карточкой можно было расплачиваться только с определенной суммы (в ресторанах начиная с €20, в магазинах – с €79).
Расслабившись в Дюсселе, в Кельне, который мы посетили в последний полноценный день на немецкой земле, пришлось выбирать из двух альтернативных вариантов: снять небольшую сумму в банкомате (который по закону подлости никак не хотел попадаться на нашем пути) или оставшиеся €50 оставить на завтрашние аэропортовские расходы. Остановились на последнем. Дюссельдорф порадовал нас и в контексте шопинга. Под это «благое» занятие был оставлен специально один день, когда мы вернулись из Амстердама. Основные торговые улицы в Дюссельдорфе «кучкуются» рядом с Königsallee, в ее конце по обеим сторонам находятся многоэтажные галереи, разбавленные одноэтажными магазинами. На самой «Кё» - ассортимент подороже - для более изысканного вкуса. В целом мы остались довольны этой частью «культурной» программы, на некоторые из вещей получили небольшую тридцати процентную скидку. Мне показалось, что особо удачен выбор мужской одежды, как casual, так и деловой; обуви. С женскими коллекциями дела обстоят не столь радужно. Или перекос в явную «молодежность», или для «фрау». Хотя, может быть, просто не мой стиль.
ЕДА. Германия явно не претендует на первое место по утонченности питания. Еда сытная и простая, без изысков. Мне показалось, что тремя ее кулинарно-питейными столпами выступает свинина (рульки, колбаски, бифштексы и т.п.), картошка и пиво. Если говорить о представленности последнего в этом регионе, то в Дюссельдорфе – это темный Альт (от латинского altus – верхний; имеется в виду верхнего брожения) и светлый Кёльш (нем. Kölsch). Кстати, такого же уровня брожения. Чаще всего пиво подается в небольших стаканах (0,2 или 0,35л), похожих на коктейльные. Цены весьма демократичные. Например, рульку (€12,90) с жареной (не фри) картошкой и тушеной квашеной капустой лично я не смогла осилить. В среднем мясные блюда (салат и гарнир входят уже в стоимость) «тянут» до €15. По сравнению с соседними Нидерландами, можно сказать, что ешь «даром». Найти место для вечерней трапезы в Дюссельдорфе не представляет труда. Набережная Рейна, которая не случайно зовется «самой длинной в мире стойкой бара», прилегающие к ней улицы, изобилуют пивными и ресторанами. Это создает особую атмосферу активного, никогда не скучающего города, от которого заряжаешься позитивом.
Относительно молодой по своему возрасту, не обремененный великими историческими событиями и памятниками, Дюссель притягивает другим – бьющей через край энергией, возможностью моментально отвлечься от оставленных в Москве забот и быстро переключиться на отдых в самой непринужденной его модели. Оказавшись в нем достаточно случайно, мы влюбились в нашу немецкую «деревню». Пребывание в ней стало той расслабляющей «фишкой», которую мы стараемся обязательно включить в познавательно-культурную модель своих путешествий. Неким «аналогом» будапештского термального гостиничного комплекса… Или стамбульского отельного хаммама…
ПРОГУЛКА ПО ДЮССЕЛЬДОРФУ И БЕНРАТУ.
Есть особая прелесть в майских путешествиях. Яркие краски, всеобщее цветенье создают особую праздничную атмосферу, поднимают настроение.
Прилетев вечером в Дюссельдорф и выйдя на первую свою прогулку по этому городу, мы сразу заметили приятное отличие от нашей еще серой Москвы, в которую, как никогда ранее, весна долго не хотела приходить в этом году. Особенно порадовали распустившие свои белые и ярко розовые кисти каштаны.
Да, и сам по себе Дюссель очень зеленый город. Выхаживая по нему в поисках «интересностей» мы постоянно натыкались на его скверы, парки, где в каналах, небольших озерах бултыхались никого не боящиеся утки и лебеди.
И конечно нельзя не упомянуть знаменитую Королевскую аллею (нем. Königsallee), которую все любовно называют просто «Кё». Построенная в начале 19 века на месте крепостного рва, она с севера на юг пронизывает центральную часть Дюсселя, собрав вокруг себя множество магазинов, кафе, офисных зданий. Территориально выступая преддверием Старого города, Ке встречает практически любого путешественника, спешащего к Ратуше или на Бургплац.
Свое название Ке получила после весьма скандального события (изначально она проходила как «Аллея каштанов»). В 1848 году произошло, так называемое, «покушение конским навозом». Король Фридрих Вильгельм IV, приехавших с официальным визитом в бесшабашный Дюссель, был закидан этим специфическим продуктом жизнедеятельности лошадок. Чтобы умилостивить монарха аллею быстренько переименовали в его честь.
Местные жители, похоже, всегда любили повеселиться. Да, и сейчас «украшают» свой город различными приколами. Такие рекламные тумбы, разбросанные по всему Дюсселю, не позволяют почувствовать себя одиноким; ты всегда оказываешься в компании. Даже на безлюдной улице ранним утром…
С другой стороны, дюссельдорфцы не забывают проявлять свою национальную пунктуальность и четкость. Мне лично «приглянулись» их светофоры. Не только для автомобилей, но и для пешеходов есть предупреждающий третий их «глаз» – с ярко желтой полосой. Перед зажиганием зеленого цвета, он указывает на то, что нужно приготовиться перейти улицу, после – что начать сейчас переход ты не имеешь право, но если ты уж оказался на полпути, тебе для этого и отведено специально дополнительное время под данный свет.
Дюссельдорф в отличие от соседнего Кельна не обременен большим количеством знаковых событий в своей истории. Выросший из деревеньки на Дюсселе, небольшом притоке Рейна, он особо себя не зарекомендовал «участием» в глобальных, меняющих мировую цивилизацию мероприятиях. Одним самых известных и почитаемых (для местных жителей, а не для остального человечества) стала битва при Воррингене в 1288 году, в которой архиепископ Кельнский, протестовавший против выдачи Дюссельдорфу статуса города, потерпел поражение. В результате этих событий город и приобрел свой долгожданный статус.
Выгуливаясь по современному Дюсселю, лицезря его благополучие и экономическую «упитанность», а, с другой стороны, вспоминая недавнее свое посещение родных волжских городов с весьма «бородатой» историей (Юрьевец, Кинешма), я про себя думала: «Да, бог с ней, с этой историей! Может ли она выступать достойной заменой стабильности и гарантированности благополучия в настоящем?!» А встречающиеся повсюду ухоженные пожилые горожане навевали именно в майские дни мысли о диалектике понимания победителей и побежденных.
Однако все вышесказанное не отрицает наличие в городе достаточно симпатичной и компактной Старой части с традиционной Ратушной площадью, в центре которой важно восседает на коне Ян Веллем. Будучи курфюрстом Дюссельдорфа, он сделал его своей основной резиденцией, увлекся в ней активным строительством (тратя немалые средства на излишнюю роскошь из, как и принято, городской казны). Поговаривают, что и этот пафосный барочный памятник поставили не благодарные ему горожане (написано на монументе), а он сам себе любимому. Причем сумма расходов равнялась бюджету Дюсселя за два года.
Если пройти от Ратуши дальше к Рейну, то выйдешь на следующую площадь – Бургплац. От ранее стоявшего на ней герцогского замка осталась одна башня, от которой вниз к Рейну спускается лестница, где любят посидеть и местные жители, и путешественники. Не случайно, она проходит как «Испанская» по аналогии с одной из основных достопримечательностей итальянской столицы. С правой стороны площади виднеется кривой шпиль одной из самых древних дюссельдорфских церквей - базилики Святого Ламберта. И на этот случай у неунывающих горожан есть своя версия. Якобы местная нечистая сила в лице черта была сильно недовольна строительством этого католического храма и постаралась «подпортить» его внешний вид. Хотя истинное положение дел, скорее всего, связано со строительными промашками. В церкви праздновал свою свадьбу уже не раз упомянутый Ян Веллем. К тому же в ней хранится немало интересных «вещей» - саркофаг с мощами святого Аполлинария Равеннского, сподвижника Апостола Петра, который активно участвовал в «продвижении» христианства в этих краях, а в последствии стал покровителем Дюссельдорфа; мощевик с головой святого Виллеика, одного из главных святых города и многое другое.
Советую не пропустить и весьма интересный монумент, посвященный главному историческому событию в Дюсселе. Как вы думаете: «Какому»? Правильно, битве при Воррингене и последовавшему за ней присуждению деревне статуса города. Мы, к сожалению, заприметили памятник только поздно вечером в самом конце нашего немецкого вояжа.
В самом Дюссельдорфе в мою программу входило еще два места для обязательного посещения. Именно они должны были пролить особый бальзам на мою модернистскую «душу». Это музей современного искусства «К20» и «хайтековская» Медиа-гавань.
Здесь собрана превосходная коллекция классического модерна. Особенно стоит выделить работы первой половины прошлого века – Пауль Клее (самая обширная и полноценная экспозиция, охватывающая практически все периоды его творчества), Кандинский, Малевич, Шагал, Пикассо, Рене Магрит, Август Маке, Макс Бекман… Встреча удалась до такой степени, что жаль было прощаться. У меня даже мелькнула мысль: «Может быть, постараться и в последние дюссельдорфские дни прийти – попрощаться?» Однако не сложилось.
В непосредственной близости от музея находится еще одна известная церковь - Апостола Андрея. В этом храме теперь уже нашел покой все тот же Ян Веллем. Его жизненная история служит еще одним доказательством, что лучше быть первым парнем в своей «деревне», чем последним в столице. Кто бы вспомнил об этой весьма незначительной личности даже на уровне местной национальной исторической концепции, если б его не «занесло» в заштатный в те времена Дюссель.
Набережная неширокого в тех краях Рейна хороша в любое время суток: и в утреннее затишье, и в пивной гомонящий вечерний час. Повернув влево (если стоять лицом к реке) из Старого города минут через пятнадцать ты попадаешь в совершенно иную эпоху, даже не в нынешний двадцать первый, а в следующий век. Медиа- гавань или Старый порт представляет собой тоже современную коллекцию. Но архитектуры и дизайна... Умение работать с формой, лепить из нее удивительные строительные конструкции, поражает. Именно здесь окончательно осознаешь, что сегодня Дюссельдорф – отнюдь не заштатный город, а современный центр, где создаются соответствующие лучшим мировым стандартам рекламные, маркетинговые, пиаровские технологии. Работая здесь, ты не будешь ощущать себя на задворках империи, в глухой провинции. Для этого достаточно выглянуть в окно своего кабинета.
Еще одним символом современного Дюссельдорфа выступает его телевизионная башня. Она хорошо видна из многих точек города. Особенно мне понравилась «задумка» с часами. Вечером весь стебель телевышки освещается вертикально расположенными белыми огнями. Они разделены двумя горизонтальными красными тоже светящимися полосами. Определить точное время не представляет труда. В самом верху - часы, посередине – минуты, самая длинная нижняя часть отведена под секунды. Следует помнить об одной тонкости для определения часов и минут. Как известно, они могут представлять десятичные цифры. 59 огоньков было бы сложно подсчитать. Поэтому в двух верхних сегментах башенной ноги десятки и единицы группируются по краям своего сектора. Кстати, где-то прочитала, что эти часы согласно книге рекордов Гиннесса являются самыми большими в мире.
Запланированная программа была выполнена достаточно быстро. К тому в майских путешествиях световой день длинный. Это 15.00 для января предполагает близкое окончание прогулки, а поздней весной – это самая его середина. А не махнуть ли в Бенрат? Я вспомнила очередной совет gregormichael(я) о том, что быстрее всего добраться до этого пригорода на электричке с центрального вокзала. На самом деле, ехать, как и обещалось, минут десять. Далее – минут пять пройти по прямой до самого дворцово -паркового ансамбля.
Архитектура самого дворца, строившегося на протяжении 70 лет во второй половине 18 века, вобрала в себя, как барочно – рокальные изыски, так и традиции раннего классицизма. И здание, и окружающий его парк по внешнему виду, по неспешной камерной атмосфере напомнил нам столичное Кусково; даже концерты в обеих усадьбах проводятся в летнее время.
Построенный для курфюста Баварии Карла-Теодора, дворец выполнял и функции загородной резиденции, где он принимал гостей, устраивал торжественные встречи, охотничьего домика, позволяющего заниматься в комфортных условиях любимой забавой. Попасть в само здание можно только с организованной экскурсией. Мы попали на последнюю - в 16.00. Как оказалось, больше желающих не нашлось; и очаровательная девушка провела ее только для нас двоих. Фотографировать в самом дворце запрещено, заставляют даже сдать сумку. Мы остались довольны; малочисленность нашей группы позволила в неспешной обстановке обойти большинство его помещений, иногда наш гид даже разрешала пройти за веревочные «ограждения» и посмотреть некоторые экспонаты поближе. Мы так увлеклись, что вместо положенного часа, «выгуливались» почти полтора. При моей еще одной слабости - к дворцово-усадебному быту, экскурс в немецкую модель обитания среднестатистического князя, была весьма полезна. Меня всегда умиляют изречения из серии: что для себя нового можно увидеть во дворце в заштатном дворце N, если до этого уже побывал в Эрмитаже, Версале и Шенбрунне. Привлекательность посещения лежит не только в этой однозначно-ограничительной плоскости. С каждым новым посещением, начинаешь замечать национальные и временные особенности реализации различных стилей и направлений, удается прочувствовать историческую эпоху и личность хозяина.
На окружающий дворец парк тоже наложила отпечаток мода на стилевое решение. Сейчас он состоит из двух частей: вычурной французской с газонами и яркими клумбами и английской с его естественным природным ландшафтом.
Дворцовые парки Германии, как впрочем, и большинства других европейских стран, представляют собой бесплатные зоны отдыха. Будучи в Бенрате воскресным вечером, мы видели большое количество местных жителей разного возраста, которые со своими домашними любимцами разных размеров, на велосипедах и на роликах, бродили, бегали, катались, сидели на скамейках или возлежали на травке. А у нас в Кусково вход в парк уже много лет платный…
ПРОГУЛКА ПО БРЮЛЮ И КЕЛЬНУ.
На знакомство с Кельном и Брюлем я отвела только один день. Конечно этого недостаточно, чтобы полноценно познакомиться с большинством интересных мест. С другой стороны, я понимала, что в конце поездки уже скапливается усталость, в том числе, и в возможности активно реагировать на все увиденное вокруг. Марксистско-ленинский принцип (кстати, содранный у идеалиста Гегеля), что количественные показатели всегда переходят в качественные, неверен в примитивном раскладе. И духовную пишу, лучше не доесть, чем переесть до длительной изжоги.
Мне лично более близок иной подход – стремится разнообразить свои путевые впечатления. Это помогает при не полномасштабном охвате достопримечательностей раскрыть основную суть увиденного, воссоздать полноценную картину того или иного города, или страны в целом.
Забегая вперед, скажу, что эта часть нашего путешествия вырвалась в единоличное первенство по наличию проколов в программе. И в очередной раз доказала, что желание «объять необъятное», часто оборачивается негативной своей стороной.
Все началось с утреннего проезда в Кельн. Мы уселись в самый «тормозной» поезд, тащившийся целых полтора часа каким-то объездным путем. И тем самым сразу потратили не запланировано много времени на утренний путь. Правды ради отмечу, что пересадка в Кельне на местный поезд до Брюля заняла пять минут. Так что у ворот Аугустусбурга мы оказались минут через пятнадцать-двадцать. Железнодорожная станция находится непосредственно через дорогу от входа в дворцовый комплекс.
Строительство этого замка началось примерно в одно время, что и в Бенрате. Местный курфюрст Клеменс Август традиционно для человека своего времени и социального слоя благоволил к охоте. Поэтому наличие резиденции, в которой можно совместить приятное с полезностью официальных встреч, способствовало возведению на руинах старой крепости шедевра немецкого рококо, ныне включенного в небезызвестный своей престижностью список культурного наследия ЮНЕСКО. Хотя сам Клеменс Август не дожил до торжественного «разрезания атласной ленточки», его идея роскошного загородного дома благополучно воплотилась его преемником.
Если сравнивать увиденные нами в этих краях оба дворцовых комплекса, то они соотносятся в близкой пропорции к той, которая существовала в те времена между древним Кельном, известным еще с римского периода (откуда и пошло название Кельн, т.е. Колония Клавдия алтаря Агриппины) и провинциальным Дюссельдорфом. По интерьерам Аугустусбурга можно изучать рокальный «дизайн». Кажется, что в его залах представлены все сюжеты, характерные для этого стиля: и пасторальные пастушки, и бравые охотники, и разнообразные «зверюшки», в том числе и в виде охотничьих трофеев. Особого внимания заслуживает и парадная лестница, которая восхищает своей элегантной вычурностью, а потолок над ней с эффектом объемности изображаемых на нем персонажей, добавляет эстетических впечатлений.
К сожалению, и в этом дворце любая фотосъемка запрещена. Хождение внутри - только в рамках экскурсии. За €1 можно взять аудиогид на русском языке и, примкнув к любой группе, осматривать залы. Главное, далеко не отрываться от коллектива.
Аугустусбург славится и своим шикарным барочным парком во французском стиле, который впоследствии был дополнен английским «соседом». Здесь, в отличие от более скромного Бенрата, среди цветочных витиеватых цветочных клумб струится каскад фонтанов. Хотя он и уступает итальянской Казерте и родному Петергофу, но добавляет роскошных красок в общий дворцовый ансамбль.
За неимением времени мы так и не дошли до охотничьего замка, мало времени уделили и самому Брюлю, который показался при беглом знакомстве весьма приятным городком, достойным более длительного знакомства. Мы лишь перекусили кофе и немецкими пончиками в одном из его кафе и направились на встречу с Кельном.
Кельнский железнодорожный вокзал спроектирован таким образом, что, еще не выйдя за его пределы, ты в огромное обзорное окно уже можешь приобщиться к самой знаменитой достопримечательности этого города.
Собор сразу гипнотизирует своими гигантскими размерами (занимает третье место в списке самых высоких церквей на Земле), указывает на твое мизерное место в огромном христианском мире. Становится сложно оторвать от него взгляд. И как следствие, возникает постоянное желание запечатлеть на фото все новые и новые элементы этого огромного строения.
Одной из основных причин возведения такого масштабного сооружения стал перенос из Милана останков трех волхвов, которые кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю были переданы императором Фридрихом I Барбароссой за помощь в покорении Милана во время второго итальянского похода.
Это одни из самых почитаемых в христианстве святых, которые, как вы знаете, пришли к младенцу Иисусу в Вифлием, чтобы поклониться будущему Спасителю и принести дары в честь его рождения.
Появление таких реликвий требовали особого обрамления. Для этого было недостаточно изготовления великолепной раки для их хранения, нужно бы создать и соответствующее храмовое сооружение, сопоставимое с самыми известными христианскими церквями в мире. Так в 13 веке начался один из самых известных долгостроев в Европе. Собор постоянно достраивался и переделывался, несколько веков он стоял нетронутым, находясь в запустении. И только в 1880 году (через 632 года!) произошло его праздничное освящение и открытие. Эта история мне несколько напоминает возведение другой известной церкви – Саграда Фамилии в Барселоне. Прав был великий Гауди, считая, что торопиться ему не стоит, т.к. основной «заказчик» всегда успеет получить его творение. Тем более, что счастливая история Кельнского Собора подтверждает его мнение.
В Кельнском Соборе, кроме осмотра его интерьеров, можно посетить сокровищницу и подняться на башню. Если первый пункт «культурной» программы мне пришелся явно по вкусу: великолепная коллекция посохов, в том числе Святого Петра 4 века, украшенные золотой нитью архиепископские ризы, позолоченные и украшенные драгоценными камнями дароносицы и многое-многое другое, подчеркивающее богатство и значимость Кельнской католической церкви. А подъем на башню оставил у меня неоднозначные впечатления. Можно представить все его прелести, если честь два ключевых момента – отсутствие лифта и высота башни. В результате получается жесткий экстрим, после которого требуется некоторое время для восстановления сил. Есть и стимулирующие моменты - по дороге наверх открываются неплохие виды, завершающиеся полномасштабным обзором Кельна. Еще одной каплей дегтя выступает защитная металлическая сетка на самой верхней смотровой площадке. Нет ощущения полета. С другой стороны, даже при большом желании этот полет совершить будет невозможн
Воодушевленные яркими впечатлениями от музея современного искусства в Дюсселе, мы обязательно хотели посетить кельнский музей Людвига с его тоже известной коллекцией современных художественных работ.
Не пошла… Порадовал Макс Эрнст своими ярко выраженными сюрреалистическими сюжетами, и мой любимый Оскар Кокошка, которым я любовалась в Вене, представлен экспрессионистскими портретами в своей музыкально-возбуждающей манере. И все. Даже несколько полотен Шагала в этот раз особо и не тронули. Хотя несколькими днями раньше в Дюссельдорфе я не могла от него отойти.
Мы пожалели, что потратили такое ценное для нас время в Кельне именно на этот музей. Если уж выбирать, то надо было предпочесть ему Римско-германский музей. Тем более, что с артефактами этого древнего периода Кельнской истории мы практически не столкнулись.
И времени, и сил оставалось только на беглое знакомство со Старым городом, вернее тем, что от него осталось, и было восстановлено после практически полного разрушения во Вторую мировую войну. По дороге в одном из баров на набережной мы сделали небольшую передышку, чтобы попробовать местный Кельш. И в путь…
Вот романская церковь Святого Мартина в обрамлении ярких домов с остроносыми крышами.
А это комплекс городской Ратуши, состоящий их готической башни и Ганзазаля (Hansasaal), в котором проходили ассамблеи. Портик последней украшает внушительная фигура Юстиции. На башне разместилось 124 фигуры знаменитых кельнцев, которые в разные эпохи и совершенно различными деяниями прославили свой город. Среди них и писатель Генрих Белль, и основатель научного коммунизма Карл Маркс, и Конрад Аденауэр – первый канцлер ФРГ, и три волхва.
Если пройти еще дальше параллельно набережной, то увидишь «облагороженные» руины какой-то церкви. Это то, что осталось от самого старого приходского храма города – Святого Альбана. Разрушенный в последнюю войну, он специально не восстановлен, как напоминание о страшных трагедиях, которые сопровождали мировые побоища прошлого века. В глубине можно заметить две скульптурные фигуры «Скорбящие родители» - памятник всем, кто потерял своих детей на полях сражения.
Солнце даже этого долгого майского дня стало уже садиться, мы повернули назад. Пора была возвращаться «домой» - в Дюссельдорф.
По улицам разъезжали веселые пивные фургончики.
По мосту через Рейн шел поезд в сторону железнодорожного вокзала. Наверно, за нами…
А завтра в полдень мы покидали и Германию.
Однако меня не покидает до сих пор чувство, что в эту неожиданно так приглянувшуюся мне страну, я обязательно вернусь.
по Германии