Отзыв написан: 5 апреля 2011 г.
Посещенные курорты: Сьюдад-Реал

Где в Испании найти историю? Странный, нелепый вопрос. Надо просто оглянуться вокруг и любой факт может рассказать об истории этой страны, а то и всей нашей цивилизации.

Мы собрались в Мадриде на конференцию по истории геологии и горного дела, и испанские организаторы постарались показать нам исторические места, куда туристы обычно просто не успевают добраться. О времени, проведенном в Мадриде, я уже писал (http://album.turizm.ru/64550/mess_4 ). Надеюсь, рассказ об увиденном в ходе самой конференции тоже будет интересен, хоть и получился он немного длинноват.

Заседания начались в Мадридской школе горных инженеров (Горном институте). В фойе нас встретила Св. Барбара – католическая покровительница геологов, шахтеров и т.п.

Перед залом заседаний выставлена весьма своеобразная скульптура под названием «Сиеста Адама». Каждый может осмыслить в соответствии со своим воображением.

Сами заседания проходили в шикарном зале с портретом короля Карла III (основателя Горной школы), лепниной и цветными витражами на окнах.

Вечером – экскурсии в Горно-геологический музей (Geominero Museo), расположенный в историческом здании Института геологии и горного дела. Здание Института и музей торжественно открыты Королем Альфонсо XIII в ходе 15 сессии Международного геологического конгресса в Мадриде в 1926 г.

И в Музей Горной истории Фелипе де Бурбона и Греция, Мадридской горной школы с моделями горных машин и сооружений, коллекцией шахтерских ламп и относительно небольшой, но очень изысканной коллекцией минералов,

В том числе самородного золота

и серебра.

Еще мы подивились обстановке, в которой занимаются студенты.

И спустились в учебную шахту

После двух дней заседаний нас, с утра пораньше, загрузили в автобусы и повезли к югу. Ехали мы по Ла Манче и довольно скоро пейзажи напомнили нам о главном герое этих мест – благородном идальго Дон Кихоте-Ламанчском.

Кофейная остановка состоялась в крохотном селении Пуэрто Лаписе. Это место описано у Сервантеса – здесь, на постоялом дворе, Дон Кихот готовился к посвящению в странствующие рыцари и провел ночное «бдение над доспехами», разложив их на поилке для мулов и яростно отгоняя погонщиков, пытавшихся напоить своих животных. Все так и есть: и постоялый двор, и поилка, и сам Дон Кихот, даже в двух видах.

После короткого знакомства с постоялым двором въехали в скалистую местность,

чтобы осмотреть район развития молодых вулканических пород – базальтов (всего 6-7 млн. лет назад) и как их добывают для выработки особых сортов цемента. Правда, смотреть пришлось из-за колючей проволоки, на карьер не пустили.

К обеду прибыли в конечный пункт нашего путешествия Альмаден – небольшой городок в провинции Сьюдад Реаль. Этот городок возник и жил за счет разработки месторождения киновари (основная руда для производства ртути) – крупнейшего в мире по запасам этого металла. Месторождение использовали еще римляне, делая из киновари красную краску, но наибольшего расцвета Альмаден достиг в 16-17 веках, ртуть отсюда отправляли в Мексику, где использовали при добыче серебра. В 2004 году шахты закрыли и превратили в объект туризма.

Может быть отчасти и поэтому, Альмаден совсем не выглядит заброшенным и умирающим. Это уютный, чистый и вполне ухоженный город, расположенный в лощине между двух скалистых отрогов Сьерра Морены. В нем всего 6,5 тысяч жителей, но есть Горная школа (отделение Политехнического университета Кастилии-Ла Манчи).

В городе несколько очень приличных отелей c нестандартным оформлением. Один – Hotel Plaza De Toros De Almaden, расположен прямо в помещениях арены для боя быков, построенной в 1752 году – большие двухуровневые номера непонятной конфигурации, с маленькими окнами на улицу, лесенками, закоулками и другими прибабахами.

Фотографии номеров и вид здания сверху – http://www.hotelplazadetoros.com/

Другой отель «Casa Betancourt» – довольно скромный снаружи, но внутри – множество двориков-патио, лесенок и переходов. Каменные нештукатуреные стены намекают на древность, хотя здание построено в 19 веке. Обстановка, по-моему, напоминает некое средневековое поместье.

Эти фото с сайта отеля, а следующие – мои: окно в номере с двойными ставнями и деревянными жалюзи и вид из него на улицу и «за город».

Патио используются для завтраков или просто для беседы и релаксации.

Отель назван в честь Аугустина де Бетанкура (1758-1824) – замечательного инженера, имя которого памятно как испанцам, так и россиянам.

Он родился на Канарах, учился в Мадриде и Париже, изучал машины и механизмы в Англии и Франции и закупал их для Испании. В 1783 году Бетанкур исследовал шахты Альмадена на предмет их осушения, улучшения процесса извлечения и транспортировки ртути.

В Испании он еще известен как создатель первого оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом и как один из организаторов и участников первого запуска воздушного шара в 1783 г., всего на несколько месяцев позже братьев Монгольфьер.

В 1808 г. Бетанкур поссорился с испанским правительством и уехал, сначала в Париж, а потом в Россию. И вот в России он сумел развернуться в полную мощь: он участвовал практически во всех инженерных проектах, реализованных в это время: установка монументов, строительство и реконструкция оружейных и металлургических заводов, строительство крупных инженерных объектов. К самым известным проектам можно отнести: строительство Манежа в Москве, в Санкт-Петербурге – здания Экспедиции заготовления государственных бумаг (т.е. фабрики для печатания денег), организация установки Александрийской колонны и участие в строительстве Исаакиевского собора, проектирование и строительство павильонов Нижегородской ярмарки, строительство мостов и дорог. Вот например проект Каменноостровского моста через Малую Невку в Санкт-Петербурге.

Еще он организовал и долгое время возглавлял Институт корпуса инженеров путей сообщения (бывший ЛИИЖТ, сейчас ПГУПС – Петербургский Университет Путей Сообщения).

Чертежи и портрет взяты из «Проекта Бетанкур», там еще много чего можно найти, кому интересно: http://betancourt.fundacionorotava.es/sections/biography/period01_html

Два дня, проведенные нами в Альмадене были очень насыщенными. Кроме заседаний в здании горной школы, мы обследовали местные достопримечательности и успели совместить коктейль-церемонию с трансляцией полуфинального матча чемпионата мира по футболу Испания-Германия и понаблюдать за реакцией и испанцев и немцев.

Здание горной школы, где мы заседали, построено на месте бывшей каторжной тюрьмы. Сейчас о ней напоминает только несколько фрагментов фундамента, раскопанные в цокольном этаже школы и туннель, прорытый вглубь горы. Снимок получился некачественным, но уж очень хочется показать этот довольно оригинальный способ… сбора воды(!), просачивающейся сквозь землю, для нужд каторжной тюрьмы. Именно таково назначение и применение этой галереи.

Еще в здании Горной школы расположен горно-исторический музей Франсиско Пабло Ольгадо (Museo Historico-Minero “Fco. Pablo Holgado”). Здесь собраны материалы по истории шахт, горных разработок и каторги, а также модели оборудования, инструменты, образцы пород и минералов, найденные в шахтах или просто красивые.

Здесь же организована драматическая композиция: несколько экранов, на которых высвечиваются жутковатые изображения каторги и каторжан в красно-желто-черных тонах, звучит очень тревожная музыка и драматическим голосом рассказывается про трагическую судьбу несчастных каторжников. Но все это, к сожалению, по-испански… Я сумел понять, что каторга была организована в 1566 году и тогда условия были достаточно комфортными. А существовала она, с перерывами, до 20 века. И во время гражданской войны здесь кто-то кого-то держал и мучил, но я так и не понял: кто кого именно.

Вторая экскурсия была в Горный парк Альмадена (Parque Minero de Almaden). Это комплекс, объединяющий собственно шахту, различные постройки, обслуживавшие шахту и несколько музейных экспозиций. На входе – памятная доска об открытии парка, вырезанная в куске руды – красном кварците, пропитанном сульфидом ртути – киноварью.

Экскурсия начинается с осмотра вводной экспозиции, посвященной истории месторождения, шахт, способов добычи ртути, оборудования разных эпох и т.д. Для начала демонстрируют разрез шахты, на котором цветом показаны участки добычи разных веков, начиная с 15. Общая глубина шахты – 750 метров. На мой взгляд – очень толковый экспонат и в эстетическом, и в содержательном смысле.

Потом несколько экранов с анимацией, объясняющей способы организации и ведения работ от века к веку. Сделано простенько, но очень наглядно – шевелятся человечки, двигаются грузы, переливается вода, раздаются взрывы. Жалко только, что текст написан и озвучен опять-таки на испанском.

Здесь же, рядом модели строений и механизмов – ворот-подъемник, корзина для сбора и подъема руды, молоты, каски и т.д.

После осмотра экспозиции нас экипировали касками и шахтерскими фонарями и отправили в шахту, на первый уровень – 50 метров ниже поверхности земли.

Мы долго бродили по галереям,

осматривали забои и рабочие места,

подъемники, которые вращались лошадьми

или вручную,

заглядывали в жутковатые бездонные колодцы, уходящие на нижние горизонты.

Посмотрели, как осаждается самородная ртуть – ее собирали вручную, в специальные сосуды около 2 литров, такой сосуд наполненный ртутью весит около 30 кг. Капли самородной ртути блестят на фото.

В конце концов, нас посадили в специальный поезд-рудовоз и вывезли на поверхность.

Но и это было не все. Дальше экскурсия двинулась вдоль наружных сооружений и машин с объяснениями – как ртуть выделяли из руды.

Печь Бустаменте (на фото) считалась достаточно совершенным способом: снизу разводили огонь, выше клали руду, при нагревании которой ртуть испарялась и попадала в «холодильник» – трубы, сложенные из керамических сосудов без дна. Там она конденсировалась, стекала в центральный открытый желоб и по нему попадала в приемник ртути. Понятно, почему максимальный возраст работников не превышал 35 лет!

Последний номер этой программы – Музей Ртути, где рассказывается как раз о способах ее экстрагирования и использования.

Модель печи Бустаменте

Модель более древней и еще менее совершенной печи

А это «бассейн» с ртутью – на закуску. Все горизонтальные поверхности покрыты жидкой ртутью.

Как писали в XIX веке «Продолжение впредь».

Испания со скидкой!
Geoid
23 декабрь 2011 г.
Спасибо, Ledi lyda, за теплые слова.
Спасибо и тем, кто оставил отзывы уже давно, прошу извинить, за то, что раньше почему-то не ответил.
Ledi lyda
21 декабрь 2011 г.
Понравилось всё: от минералов и ветряных мельниц до галерей, забоев в шахте.Спасибо Вам,Geoid, за интересный рассказ!
12 июнь 2011 г.
Любопытный рассказ и фото. Спасибо!
катуся
Россия, Тольятти
14 апрель 2011 г.
Очень интересно и познавательно, здорово узнать и другую,не туристическую Испанию..! Спасибо! Десять!
Alexpop2
7 апрель 2011 г.
хорошо, канешно хоть и я горный закончил, но у нас другое отношение к подземным кладовым - срубить уголька черного и до ....
Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.