Отзыв написан: 14 февраля 2011 г.

Приветствую вас, дорогие путешественники!

Отдыхали мы с супругой на славном острове Крите с 12.08.10 по 26.08.10. Ну и, по традиции, отчетом об этом путешествии мы и хотим вас порадовать.

Лично для меня это уже была не первая поездка на Крит, я там уже бывал за 3 года до этого. Тогда я, правда, отдыхал в другом месте (г. Херсониссос – 26 км к востоку от Ираклиона), ну да ладно, обо всем по порядку.

Да, поскольку буковок в отчете наверняка будет очень много, я решил присвоить название каждому абзацу, чтобы каждый мог читать выборочно то, что ему интересно.

Итак, день первый, 12.08.10, четверг

ПЕРЕЛЕТ

Вылетали в 9:35 из «Домодедово» компанией «Нордстар», которая раньше называлась «Таймырские авиалинии» (чартерный рейс). Можно было, конечно, полететь и «Сайрой» (регулярный рейс), которой я, собственно, 3 года назад и летал. Но это, во-первых, было несколько дороже, а во-вторых, даты вылета не очень удобные, поэтому решили рискнуть. И не прогадали: «Нордстар» (по крайней мере, в этот раз) оказался нисколько не хуже «Сайры» (более полное название – «Трансайра», если кто-то сразу не врубился): Крит от Таймыра они отличают на раз. Единственные 2 небольших минуса: рейс туда они на 40 минут задержали, а во время полета телевизор, что рядом с нашим сиденьем, все время то убирался внутрь, то опять высовывался. С автоматикой что-то не то было. Но когда летели обратно, было уже все четко, и мы с удовольствием отслеживали перемещение нашего самолета над странами, которые пролетали.

ТРАНСФЕР И ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

В общем, без проблем долетели до аэропорта «Никос Казандзакис» «столицы» Крита – г. ИРАКлиона (время в пути 3,5 – 4 часа, разница во времени с Москвой составляет  -1 час), а далее на трансфере до отеля, расположенного в поселке Платаньяс, что где-то в 6 – 7 км к востоку от г. Ретимно (не путайте с другим Платаньясом, который находится к западу от Ханьи, он пишется вроде точно так же). По дороге гид обычно ведет монолог об особенностях места пребывания, однако поскольку народу в автобусе было совсем не много, я был на Крите не в первый раз и мы с женой сидели на первых сиденьях, у гида получился скорее не монолог, а диалог со мной.

Обсуждали с нею, куда можно съездить, где на Крите лучше отдыхать (по ее словам, это Запад, Запад, и только Запад, т.к. эта часть более «зеленая», однако, на наш с супругой взгляд, восток Крита тоже довольно неплох), а также особенности греческого языка, который я начал осваивать где-то за 2,5 месяца до поездки по учебникам, скачанным из инета, причем отнюдь не безуспешно. Конечно, за такой срок хорошо язык не освоишь, тем более не похожий на языки ни славянской, ни германской, ни романской группы (я владею некоторыми из них), тем более с нуля,  однако, я понял, например, содержание придорожного плаката, которое меня позабавило: «ΑΓΑΠΩ  ΤΗ  ΖΩΗ  ΟΔΗΓΩ  ΜΕ  ΠΡΟΣΟΧΗ», что переводится как «я люблю жизнь и езжу осторожно». А еще, как только мы сели в автобус, я спросил у водилы, далеко ли отель, и он мне ответил, что до отеля 75 км, и это где-то час езды (оказалось немного больше). Ладно, грецкий язык можно обсудить отдельно, если кому интересно.

Гид также раздала всем конверты с кратким путеводителем по экскурсиям, картой Крита и анкетами, которые попросила заполнить и отдать другому гиду при отъезде, т.к. этого от них требовало руководство Millennium Travel Center – встречающей стороны.

Да, еще гид предупредила, что при возвращении домой нужно следить за весом багажа. Его можно провозить бесплатно по 20 кг на человека, но вес каждого места не должен превышать 32 кг: это в Евросоюзе такая забота о сотрудниках, которые грузят багаж.

Также она сообщила, что на следующий день в 16.00 предусмотрена встреча с нашим гидом по имени Карлос (именно ему и надо было отдавать при отъезде заполненные анкеты).

ОТЕЛЬ

Отель Motakis Village (см. отзыв об отеле)

Номер нам достался на первом этаже с видом на дорожку между корпусами отеля, причем довольно просторный, надо сказать.

ПЛЯЖ И БАССЕЙН ПРИ ОТЕЛЕ

Ладно, подобный санузел не такая уж и большая беда, все-таки сутки напролет им пользоваться не будешь (если, конечно, соблюдать элементарные правила гигиены :D ). Поэтому решили мы по-быстренькому переодеться и обследовать местный пляж, который, в отличие от душа, оказался вполне достойным: кругом песок, правда, при входе в море мелкая галька, по которой ходить не очень удобно.

Однако при желании всегда можно купить в одном из местных магазинчиков пляжные тапочки, которые там стоят евреев 5. Развлечения вроде скутера и парашюта, правда, находятся довольно далеко, но ведь обычно на Крите на пляже при отеле не сидят, а берут напрокат машину, на которой можно объехать весь остров и съездить на какой угодно пляж на свой вкус: каменистый или чисто песчаный, с ровной береговой линией или расположенный в бухте, с крутым или пологим берегом, с водными развлечениями или без таковых и т.д. В тот день были небольшие волны, и над пляжем был водружен желтый флаг. Для тех, кто не в курсе: зеленый флаг означает, что море почти спокойное, поэтому купаться тоже можно спокойно; желтый – на море выраженные волны, так что купаться можно, но осторожно; и, наконец, если флаг совковый, то купаться запрещается из-за сильных волн (впрочем, находятся и по**исты, которые лезут в воду и при совковом флаге (сам грешен, был в их числе), но по берегу время от времени проезжает на квадрике какой-то хрен и свистит, чтобы все вышли из воды).

От отеля до пляжа где-то 250 м, а перед пляжем (где-то в 200 м от отеля) находится бассейн с баром и сортиром.

Бассейн там самый обыкновенный, глубиной от 1,5 до 2 м, есть и детский бассейн. Территория при бассейне открыта, по-моему, до 20 часов, но еда в баре продается только до 16.00, потом продаются только напитки. Что касается еды в баре, то там подают только самые распространенные блюда,  типичные для Греции: Gyros, Souvlaki, Mix-grill,  Dolmadakia, салаты – с тунцом, греческий, а также всякие гамбургеры и сэндвичи. Из напитков там всякие молочные шейки (от англ. shake - трясти, встряхивать), фанта-кола, минералка (которую, разумеется, намного выгоднее брать в магазине), свежевыжатый апельсиновый сок по 3 еврея за стакан и, конечно же, пиво, за ту же цену (0,5).

НАЗВАНИЯ И ОПИСАНИЯ БЛЮД

Выше я привел некоторые названия блюд из местной кухни, однако, думаю, не все знают, что это такое, поэтому дам описание некоторых из них.

Gyros - та же шаурма, только не в хлебе, а на тарелке, подается с гарниром, который обычно состоит из картошки-фри, огурцов, помидоров и соуса дзадзики – йогурта с чесноком и чем-то еще (в некоторых местах к гарниру может также быть добавлен рис и/или тушеные размороженные овощи).

Souvlaki - обыкновенный шашлык, как правило, из свинины, баранины или курицы, с тем же гарниром.

Mix-grill - ассорти из различного мяса на гриле с тем же гарниром.

Paidakia – ягнячьи ребрышки с тем же гарниром.

Stifado – тушеное мясо.

Kleftiko – баранина, запеченная в фольге.

Dolmadakia (долма) – листья винограда, фаршированные рисом вроде как с мясом (мясо без микроскопа там разглядеть трудно).

Saganaki – запеченный сыр.

ПИВО

Разливное пиво на всем Крите – далеко не Францисканер и даже не Козёл. Аналитическое оно какое-то. В бутылках же пиво стоит дороже (те же 3 еврея, а то и больше, но уже за 0,33) и тоже, как правило, не лучших сортов. Хорошее пиво там нужно поискать, и, возможно, эти поиски даже увенчаются успехом. Например, в Ираклионе (далее - Ирак) мы видели пивной ресторан (там на входе стояла статуя мужика с пивкружкой), но вот какое там было пиво, даже не поинтересовались, т.к. я все равно был за рулем.

ПЛЯЖ И БАССЕЙН ПРИ ОТЕЛЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Возвращаясь к теме купания, лежаки с зонтиками при бассейне бесплатные, причем почти всегда можно найти свободные, а вот у пляжа лежак стоит уже 3 еврея, и к двум лежакам бесплатно прилагается зонт. На соседнем пляже, впрочем (слева, если стоять лицом к морю), лежаки идут уже по 2,5 еврея. Ну а если хоца и прямо у моря загорать, и денег не платить, то на двоих всегда можно купить в местном магазине по циновке (по 2,5 еврея) и зонт (евреев 15). Нехитрый экономический анализ показывает, что подобное приобретение окупается за 4 дня. :)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО ОБЩЕПИТА

Примерно через час мы проголодались и, поскольку было уже больше 16 часов и в баре при бассейне продавались только напитки, мы решили отправиться в таверну «Финикас», что находится по пути от отеля до пляжа. Там заказали по салату с тунцом (по 4,5 еврея),

пайдакья (lamb chops – жареные ягнячьи ребрышки – 7,5 еврея),

пиво (2,5 еврея за 0,5) и рюмочку узо (1,8 еврея где-то за 50 г). Узо – это у них национальный напиток, анисовый, крепостью 40%, со вкусом и запахом какой-то микстуры (но вообще прикольно). Еще один национальный напиток – раки – виноградная водка, которую итальянцы зовут граппой, а грузины – чачей. По вкусу как самогонка, но довольно неплохо очищенная.

Содрали с нас еще 1 еврей за домашний хлеб с маслом, однако на десерт бесплатно принесли дыни с арбузами. Там вообще если не во всех, то почти во всех ресторанах бесплатно приносят на десерт дыни и арбузы, наливают по рюмочке граппы или узо, а в одном ресторане вообще помимо бахчевых принесли 3 вида десертов вроде яблочного пирога и по 100-граммовому шкалику раки и лимончелло (лимонный ликер). Эх, жаль, я за рулем был, а жена не очень любит крепкую бухару.

Вечером прогулялись по местным барам, попили коктейлей, а в одном из этих баров мы нашли даже пиво Гиннес, которое, впрочем, как мне показалось, было разбавленным. А может, я просто Францисканером избаловался…

МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА

Купили в местном супермаркете среди прочего блок из 12 бутылок минеральной воды по 0,75 л (название не важно, можно брать любую, она вся хорошая) за 2,34 еврея (это чтобы были удобные пластиковые бутылочки). В дальнейшем уже брали минералку в блоках из 6 бутылок по 1,5 литра, что обходилось почти в 2 раза дешевле, и переливали ее в маленькие бутылки, чтобы удобнее было носить с собой.

КОШКИ

Еще нас порадовало большое количество кошек на территории отеля. Были среди них и пугливые, и не очень, которые позволяли себя гладить, однако своего общества не навязывали, так что аллергикам достаточно лишь обходить их стороной. У корпуса Stethali живут рыжие кот

и кошка (кот короткошерстый, кошка длинношерстая), которых туристы иногда подкармливают сосисками, принесенными в салфетках из столовой.

А перед входом на территорию бассейна мы их насчитали аж 15 особей, одна из них – маленький котенок, которого здоровые коты постоянно гоняют. Неподалеку от нашего корпуса тоже были 2 кошки, причем одна из них с 3-мя котятами.

День второй, 13.08.10, пятница

УТРО В ОТЕЛЕ, А ТАКЖЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОЙ ФАУНЫ

Утром я проснулся от шума проезжающих машин. Вроде и дорожка узкая, и заканчивается тупиком, какого хрена им всем там надо, спрашивается? Впрочем, забегая вперед, скажу, что это просто день такой выдался (см. выше сочетание числа и дня недели :D ), в остальные дни было спокойнее. Только дед с бабкой из местных иногда начинали кудахтать по утрам (они жили с нами прямо по соседству, причем к ним в номер вела лестница на балкон, наверное, арендовали там апартаменты на длительный срок). Им вторили местные птицы, похожие на голубей, издавая звуки, представляющие собой что-то среднее между кукушачьими и куриными, что-то вроде ку-кууу-ку, ку-кууу-ку. В первое время может задолбать, но потом вроде привыкаешь. Это, кстати, проблема не данного отеля, а всего Крита, если, конечно, отель расположен не в таком центре тусни, как Херсониссос. Там я этих птиц я даже как-то и не заметил. Любят они, видать, природу, а не тусню. Ну и еще иногда нарушали тишину петухи и козлы (не двуногие, что радует).

ЗАВТРАК В ОТЕЛЕ

Приняв душ, о котором я уже писал выше, пошли мы на завтрак (в корпус Stethali – туда, где расположен и ресепшен).  Мария там тоже в чем-то помогала, заодно отвечая на вопросы русских туристов типа где поесть свежей рыбы, куда съездить, где что купить и т.п. Мы ей напомнили про наше желание поменять номер, и она попросила подойти к ней к 11 часам (завтрак в отеле с 7:30 до 10.00, а брали мы только завтрак, что рекомендуем и всем, кто собирается путешествовать по всему острову, а не сидеть на территории отеля, чтобы не зависеть от ужина, а то еще и обеда).

А НУЖНА ЛИ ЗАМЕНА НОМЕРА?

В 11 ее, впрочем, на месте не оказалось, и я обратился с этим вопросом к Степашке. Он спросил, чем не нравится номер, и я ему на грецком (изредка переходя на англиканский) объяснил, что, во-первых, душ совсем плохой, а во-вторых, машины шумят. На это он мне ответил, что проблему с машинами решить можно, переселив нас в другой номер, а вот душ будет везде одинаковый. А поскольку основной проблемой был именно душ, решили мы плюнуть на идею замены номера и оставить все как есть, о чем не пожалели, т.к. машины нам больше не досаждали.

ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ С РОССИЕЙ

Перед тем как пойти на пляж, купили в местном магазе шлепанцы по 5 евреев, а также телефонную карту IP-телефонии за ту же цену. Извиняйте, название забыли, но она каких-то серо-голубых расцветок. Такую карту лучше не брать, т.к. ее хватает всего где-то на 57 минут разговора с Москвой, если звонить на стационарный телефон, если на мобильный, то на 43 минуты, а если на стационарный телефон в регионе, то минут на 18 (т.е. в рублях по курсу 39,5 это получается 3,46 р., 4,59 р. и 10,97 р. за минуту соответственно). Во многих телефонных кабинках там, кстати, мы видели рекламу карты «Динамит». Она тоже номиналом 5 евреев, но ее вроде как должно хватать аж на 320 минут разговора с Москвой при звонке на стационарный телефон (62 копейки за минуту). Увы, такую карту нам найти в том поселке не посчастливилось, более того, там в других магазинах мы вообще никаких других карт не нашли. Потом только мы купили в Ираке карту Vivodi Telecom CALL PLUS за 3 еврея, и на ней плюс к этому был еще и 10%-ный бонус. Итого получается 3,3 еврея. Так вот, этой карты хватает на 1 ч 58 мин разговора с Москвой при звонке на стационарный тел, на 1 час и 1 минуту при звонке на мобильник и, по-моему, на 58 минут разговора при звонке на стационарные региональные телефоны, что тоже довольно неплохо (1,00 р., 1,94 р. и 2,04 р. соответственно). Карта эта с лицевой стороны зеленого и серого цвета с волнообразной границей между цветами, а с обратной – просто зеленая с белым полем со штрих-кодом. Звонок на телефон провайдера, как всегда, бесплатный. Правда, действует она лишь 6 месяцев с момента первого использования.

ВСТРЕЧА С ГИДОМ

В 16.00, как и было запланировано, мы встретились с Карликом. Он спросил, в первый ли мы раз на Крите, и, узнав, что я там уже был 3 года назад, понял, что какую-нибудь экскурсию втюхать нам вряд ли удастся, однако для проформы вкратце о них рассказал. Мы поинтересовались, сколько у него будет стоить экскурсия в Самарию, и он ответил, что евреев 70 на человека, «ну в 75, - сказал, - точно уложитесь». А так как мы успели бегло заметить куда более выгодные расценки местных экскурсионных агентств, от такого предложения, разумеется, отказались. Единственный плюс – эта экскурсия была бы на русском языке, но для нас этот плюс не существенный, т.к. и англиканский язык вполне устраивает. Да, еще он сказал, что такая цена установлена еще и потому, что экскурсия эта индивидуальная, т.к. не очень популярна среди русских, которые не любят ходить, так что народу будет мало. Поинтересовались и экскурсией на остров Санторини (на картах он, скорее всего, будет обозначен как Тира или Фира) – по 135 евреев с носа (в агентствах обычно на чирик дешевле). Еще спросили, как бы нам посетить Афины. Он ответил, что экскурсия туда может быть только индивидуальная и будет стоить 1500 евреев на двоих. Потом добавил, что самостоятельно нам туда съездить будет намного дешевле – где-то 120 евреев на двоих, если на пароме, который отходит из Ирака в 21:00 и прибывает в Афины в 6 утра, или около 300 евреев, если на самолете, который летит туда где-то полчаса. В общем, как и предполагалось, ничего у него в итоге не взяли.

ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ В УЩЕЛЬЕ САМАРИЯ

После встречи с гидом прошлись по Платаньясу, подробно рассматривая предложения местных экскурсионных бюр. Особенно нас интересовала экскурсия в ущелье Самария, по которому нужно пройти пешком аж 15,5 км. В бюрах туда продавались 2 вида экскурсий: обычная (30 евреев) и «для ленивых» (27 евреев).

Я спросил у сотрудника бюра, чем отличается экскурсия «для ленивых» от обычной, и он ответил, что «для ленивых» - это ничто (it is nothing). Потом пояснил, что обычная экскурсия – это автобус от отеля до входа в ущелье – пеший переход через все ущелье – паром из г. Agia Roumeli (именно к этому городу выходишь из ущелья) в г. Hora Sfakion – доставка автобусом обратно к отелю. Экскурсия же «для ленивых» - это автобус от отеля до Hora Sfakion, паром в г. Agia Roumeli вход в ущелье, возможно, с углублением на км-другой, далее в обратном порядке. В итоге взяли мы в этом бюре «полноценную» экскурсию, отдав 60 евреев за двоих (+ потом пришлось доплатить еще 28 евреев: по 5 за вход и по 9 за паром), причем на следующий день, т.к. места еще были (обычно нужно заказывать не на завтра, а на послезавтра), так что спасибо бюру! Кстати, расценки на экскурсии во всех бюрах были одинаковыми. Еще эти бюра помимо экскурсий, как правило, занимались и прокатом машин.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ (АВТОБУСЫ)

От Платаньяса до Ретимно ходят автобусы, причем, по-моему, только до 23.00. На ресепшене отеля имеется расписание, согласно которому они должны ходить с интервалом в полчаса, однако ходят они, как заблагорассудится их водилам. Билеты на автобусы продаются в местных супермаркетах, стоят 1,2 еврея в один конец. При входе в автобус билет нужно отдать водиле, он отрывает себе половину, а вторую отдает обратно. Этот огрызок нужно свято хранить до конца поездки, иначе можно нарваться на штрафец в 20-кратном размере стоимости проезда (это было написано на билете, причем только по-грецки, однако при нас контролеры никакие не шастали; впрочем, мы и ездили на таких автобусах всего 3 раза). На этом-то автобусе мы и отправились в тот день в Ретимно.

Погуляли по городу, посмотрели местную крепость, но внутрь нее не заходили – оставили это занятие на потом.

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ УЖИН В РЕТИМНО

Рядом с морем расположено множество различных ресторанчиков, куда зазывалы туристов чуть ли не за руку затаскивают. В одном из таких и мы остановились. Там зазывала нас по-английски спросил, откуда мы, я ему по-грецки ответил, что из России и тогда он на чистом русском ответил, мол, пожалуйста, проходите, присаживайтесь, где больше нравится. Оказалось, сам из России. Принес нам на подносе здоровенную креветку размером с блюдце («королевские» креветки, продающиеся в Москве, по сравнению с нею уже не «королевские», а «люмпенские» какие-то), какого-то омара и еще какого-то морского гада – чтобы показать и рассказать, как они их готовят. Типа все свежее и они это готовят на углях. Креветон, впрочем, был красный, т.е. уже отваренный, ну да ладно, выбрали его и омара. Недешево такой ужин обошелся, стольник тогда отвалили, пусть еще и пиво брали, хотя не сказать, чтоб морские гады стоили таких денег. Прикольно, разок попробовать можно, но чтоб питаться ими все время – не стоит оно того. По дороге «домой» нас пытались завлечь еще несколько зазывал, рассказывая, как они охренительно вкусно готовят на углях свежие морепродукты, но я им по-грецки отвечал, что мы уже поели. Они разочарованно вздыхали, однако всучивали нам свои визитки. Ну и ладно, визитку можно и взять, это ж ни к чему не обязывает…

КОЕ-ЧТО ПРО ТАКСИ

Поскольку время было уже позднее, автобусы уже не ходили, поэтому обратно возвращались на такси за 7 евреев. Кстати, такси в попутном направлении поймать оказалось невозможно, т.к. все они были уже с пассажирами. Пришлось ловить встречные такси, что оказалось намного проще (да и развернуться там просто).

День третий, 14.08.10, суббота

ОПИСАНИЕ ЭКСКУРСИИ В САМАРИЮ

В тот день пришлось подняться очень рано, т.к. автобус из Платаньяса выходил аж в 5:15 утра, так что завтраком в отеле пришлось пожертвовать. Причем автобус подходил не к самому отелю, а к месту, расположенному метрах в 150 от нашего отеля. По дороге, как водится, забирали туристов и из других отелей. Когда собрали всех, гид начала рассказывать поочередно на английском и немецком языках об ущелье, а также об особенностях проведения экскурсии. Перед экскурсией рекомендовала съесть чего-нибудь солененького в забегаловке, у которой мы останавливались по пути в Самарию, т.к. соли в этом ущелье придется потерять много, а вместе с нею, естественно, и воды. Однако воды туда достаточно взять лишь по маленькой бутылочке на человека, т.к. родников в ущелье имеется достаточно и запасы воды всегда можно пополнить. Сказала также, что если есть какие-то проблемы со здоровьем, то в ущелье лучше не соваться, а если какие-то проблемы возникли при спуске в ущелье, то дальше идти не нужно, нужно идти назад в автобус, иначе будет только хуже. Предупредила, что некоторые участки нужно проходить очень быстро, т.к. там возможно падение камней. Упомянула также, что хотя пункт первой медпомощи где-то в середине ущелья и есть, рассчитывать на него в случае чего особо не стоит, т.к. это всего лишь будка, а врач где-то гуляет.

Еще в самом турагентстве нас предупреждали, что в ущелье лучше идти в спортивной обуви типа кроссовок. Мы же отправились в сандалиях. В принципе тоже ничего, но кроссовки предпочтительнее, т.к. если нога соскользнет и ударится о камень лодыжкой, то в кроссовках будет не так больно. Да и по камням (которых там много) в них удобнее ходить. А вот в шлепанцах туда лучше не соваться. Не следует туда также соваться тем, кто совсем не дружит со спортом, отличным от шахмат и шашек. А если все-таки надумали туда пойти, то рекомендую для начала пройти 15,5 км (или хотя бы 13) в своем родном городе (поселке, деревне). Что? По городу идти не так интересно, а потому более утомительно? Что ж, тоже верно, от психологических факторов усталость, как правило, наступает быстрее, чем от физических, однако не следует забывать о том, что дороги там не асфальтированные. И даже деревенские проселочные дороги куда комфортнее (если не размыты дождем, конечно), т.к. в ущелье везде камни, а также многочисленные спуски-подъемы, что комфорта не добавляет.

Следует также учесть, что вход в ущелье расположен высоко в горах, поэтому с утра там довольно прохладно, так что можно взять с собой какую-нибудь легкую шмотку с длинным рукавом. А еще имейте в виду, что идти придется довольно быстрым шагом: гид всех подгоняет, типа надо успеть пройти ущелье, пока не стало совсем жарко.

В общем, для меня, как человека, для которого в Москве обычное дело пройти 7 – 8 км во время пешей прогулки или проехать 30 – 40 км на велосипеде, эта экскурсия оказалось не очень утомительной, однако и не сказать, чтобы это было раз плюнуть. А вот супруге пришлось довольно нелегко. Но – что поделаешь, не сумел я ее отговорить от этой авантюры.

Если же со спортом вы дружите и вам нравятся подобные развлечения, то – вперед, природа очень красивая, есть на что посмотреть.

Вошли в ущелье мы в 8 часов по местному времени и довольно долго спускались вниз по «пешеходному серпантину».

До первого пункта привала было 2 км. Всего там этих пунктов 7 (включая пункт билетного контроля при выходе из ущелья). Расстояние между ними от 1 до 4 км (2 – 1 – 1 – 1,5 – 1,5 – 4 – 1,5). Потом предстоит преодолеть еще 3 км до города, 2,5 из которых, впрочем, можно проехать и на автобусе (предприимчивые челы предлагают такую услугу в старом городе Agia Roumeli, расположенном где-то через 500 м от выхода). В каждом пункте привала есть скамейки со столиками или без таковых, а также родники и сортиры. Последние, впрочем, довольно часто встречаются и вне пунктов привала.

В 11 часов с копейками мы добрались до деревни Самария – пункта самого длительного привала,

а в 11.30 нужно было отправляться снова в путь (многие, впрочем, минут на 10 задержались). Следующий пункт привала был аж через 4 км, а через 500 м от него располагаются знаменитые Железные Ворота.

На самом деле никаких ворот там нет – это всего лишь узкий (3 м) проход между двумя высокими (300 м) скалами. Есть там еще ручейки с холодной водой, так что при желании можно умыться или окунуть туда ноги, хотя это и не приветствуется, т.к. вода эта питьевая, и через эти ручейки везде проложены импровизированные деревянные мостики.

Примерно в 15:15, как и было запланировано, мы, наконец, добрались до нового города Agia Roumeli, где пообедали в таверне Faragi, а через полчаса сели на паром. Это был небольшой такой кораблик, трехпалубный.

На нижней палубе размещались автомобили, на средней стояли мягкие кресла по несколько в ряд. Получалось что-то вроде диванов (подлокотников между креслами не было), на которых многие просто лежали, но при этом мест всем хватало. На верхней палубе был бар с пивом, другими напитками и нехитрыми закусонами.  Примерно через час мы прибыла в Hora Sfakion. Потом еще часа 1,5 добирались все на том же автобусе до отеля по серпаку.

Идти в какой-то бар после такого похода было уже в ломину…

День четвертый, 15.08.10, воскресенье

АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ

Изначально мы планировали полностью посвятить этот день отдыху от нелегкой экскурсии в Самарию, т.е. просто тупо валяться на пляже, заплатили даже за лежаки, чтобы отдыхать, как белые люди. БОльшую часть дня мы там, впрочем, и провалялись, однако часов в 16 с копейками нам это надоело, и мы решили, что пора уже брать напрокат тачку. Прошлись по нескольким конторам, которых там предостаточно (правда, у некоторых там есть по 2 филиала) и в итоге взяли Хендай-Матрикс.

Не самый дешевый, конечно, автомобиль, но движок мощный (1,6 л), расположение прибамбасов в салоне удобное, вот только тачка немного громоздкая и неповоротливая, так что парковаться не очень удобно. 320 евреев за 8 дней стоило такое удовольствие (с полной страховкой, разумеется). Были, конечно, предложения и подешевле евреев на 40, но тогда пришлось бы пару деньков подождать, чего нам очень не хотелось. Кстати, в эту цену вошел и небольшой бонус: машину мы брали часов в 17, а возвратить ее должны были до 22:00 часов дня сдачи, т.к. именно во столько закрывается контора. Причем даже если бы мы и не успели сдать машину к этому времени, то это тоже была бы не беда – можно было бы просто припарковать машину на стоянке конторы, а ключи бросить в специальный ящик, наподобие почтового.

Процедура аренды там, как и 3 года назад, упрощенная: никакие кредкарты там не нужны, международные права также никто не требует (как, например, в Италии), обычных вполне достаточно.

Хозяин конторы говорил со мной на смешанном языке: сначала преимущественно на англиканском, потом преимущественно на грецком, потом почти полностью перешел на грецкий. Затем другой сотрудник стал мне показывать, где какие кнопки в автомобиле, причем исключительно на грецком. Половину из этого я понял, а другую половину и так знал. :) Машинка попалась с явными следами эксплуатации: на переднем бампере была небольшая вмятина, на передней и задней частях кузова – несколько царапин, а на одном из стопарей – трещина. На все это я указал чувакам из конторы, но они мне ответили, мол, страховка полная, так что на это забей (в прошлом году в Испании тоже так было, кстати). Так как было уже далеко не раннее утро, мы решили далеко не ездить – посетили еще раз Ретимно с купанием на одном из местных пляжей и съемкой заката на видео.

БЕНЗИН

Поскольку машину нам дали с лишь на 1/4 заполненным баком, решили мы сразу же заправиться. Бензинчик там, кстати, заметно подорожал по сравнению с 2007 г. – теперь стоит около 1,6 еврея за литр +/- копейки (95 без Pb), раньше стоил 1,1, даже чуть меньше. В итоге за 8 дней на бензин потратили более 300 евреев.

День пятый, 16.08.10, понедельник

ПЛЯЖИ В ПЕРИОД АРЕНДЫ АВТО

В период аренды авто на пляж при отеле мы почти вообще не ходили (только 1 раз, и то ненадолго), а выбирали себе пляжи при переезде из одного города в другой.

гг. СУДА, ХАНЬЯ

С утра ненадолго заехали на один из пляжей в Ретимно, затем решили отправиться в один из четырех местных «областных центров» – Ханью (78 км от Ретимно) с заездом в Суду (6,5 км от Ханьи к Востоку). Помимо Ханьи на Крите есть еще 3 «областных центра»: Ретимно, Айиос Николаос и, конечно, же «столица» Ирак(лион). Рядом с Судой нашли еще один пляж – неподалеку от военного кладбища.

Пляж тихий, спокойный, расположен в каком-то заливе и вроде как вдали от всяческих отелей, поскольку купались там одни местные.

Когда приехали в Ханью, там оказалось не так-то просто найти место для парковки, поэтому решили воспользоваться платным подземным паркингом (2,8 еврея за первый час, далее 1,30 в час). Посмотрели местные достопримечательности: крепость,

маяк,

а также якорь с винтом, выставленные на всеобщее обозрение у Критского морского музея.

На саму крепость тоже забрались, насладились панорамой города.

ОЗЕРО КУРНАС

Время у нас еще оставалось, поэтому мы решили посетить озеро Курнас,

расположенное недалеко от города Georgioupoli (между Ханьей и Ретимно). Место это довольно популярное среди туристов, поэтому прямо рядом с озером место для парковки найти трудновато, однако метрах в 100 уже вполне можно (хотя мы там были уже часов в 18, а если приехать пораньше, то народу и, соответственно, машин, возможно, будет больше). Озеро довольно красивое, но вот купаться там ни разу не прикольно: дно глинисто-каменистое, затем переходящее в какое-то глинисто-илистое, а потом вообще начинаются какие-то колючие водоросли. Лучше взять какую-нибудь байдарку или катамаран, которые там всем предлагает на русском языке местный сотрудник – русский грузин (или грузинский русский – как больше нравится). Кстати, пробыли мы там час, потом решили собираться, причем время нашего отъезда совпало с окончанием рабочего дня этого чувака, и он, увидев, что мы собираемся, поинтересовался, куда мы едем, и, получив ответ, попросил его подвезти недалеко, т.к. ему по дороге. Я один пошел пригонять машину, при этом не пристегнув ремень безопасности, который до этого всегда пристегивал…

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНЫХ ГАИШНИКОВ

Грузин, увидев, что я не пристегнул ремень, сказал, что делать это нужно обязательно, т.к. за непристегнутый ремень местные менты штрафуют аж на 350 евреев с человека, причем остальные нарушения, говорит, им как-то пох, хоть пьяный езди. Но вот ремень должен быть пристегнут всегда.

ЧЕРЕПАШКИ

Км через 3 высадили этого чувака, и он нам сказал, что по пути до трассы можно заехать на мост через какую-то речку-вонючку и посмотреть оттуда черепашек, которые там водятся, что мы и сделали. Разглядеть их в этой мутной воде, правда, не очень просто, однако разглядели и даже засняли, причем на фотках они тоже оказались хорошо видны.

День шестой, 17.08.10, вторник

ПЛЯЖИ, KISSAMOS

В этот день мы запланировали посмотреть остров Gramvoussa, расположенный у «аппендикса», что на северо-западном берегу Крита (деревня Balos). Это место примечательно тем, что там происходит слияние трех морей: Ливийского, Ионического и Критского, - и море в этом месте имеет 6 – 8 оттенков. Для начала мы хотели заехать в г. Kissamos, что в 42 км к западу от Ханьи (на карте он обозначен как Kastelli, а в скобочках мелко дано название Kissamos, но я его буду называть именно Kissamos, т.к. г. Kastelli есть еще, по крайней мере, один – км 15 к югу от Херсониссоса).

По дороге в Kissamos заехали на пару пляжей. Первый, дикий, где купались одни местные, запомнился тем, что там рыбки за ноги кусали.

Может, пираний там где-то поблизости выращивают? А вот второй пляж я узнал: я был там в прошлую поездку. Очень хороший пляжик, полностью песчаный, так что очень удобно заходить в море.

Находится между Ретимно и Georgioupoli. Если смотреть на карту, то это будет примерно середина прямого (относительно) участка побережья. В качестве ориентира может служить довольно большая стоянка для автомобилей, а если встать лицом к морю, то на горе будет видна гостиница Anerla Apts.  Она виднеется вдалеке на предыдущей фотке, а вот она поближе.

Киссамос – обычный городишко, в котором мы остановились лишь ненадолго. Пляж там, правда, был неплохой, песчаный,

однако у нас не было времени там оставаться, и мы взяли курс на п-ов Acra Vouxa, рядом с которым расположен остров Gramvoussa. Хотя, кое-что запомнилось и в Киссамосе. У многих из вас, дорогие читатели, наверняка уже возник вопрос: а как же традиционное лирическое отступление о сортирах? Спешу вас обрадовать: следующим абзацем будет именно оно. :)

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О СОРТИРАХ

Так вот, в славном городе Киссамосе стояла «синяя кабинка», оказавшаяся на редкость цивильной в плане чистоты и одорологии (к сожалению, далеко не все переносные сортиры там такие образцово-показательные). Обычные же общественные нужники есть на пляжах, бензоколонках, естественно, в предприятиях общепита, музеях и, разумеется, у всяческих развалин, в которые пускают за деньги (никто ведь, наверное, не хочет, чтоб в качестве отхожего места использовались сами развалины; правда, у Кносса вход в сортир стоил пол-еврея). Даже в ущелье Самария сортиры располагались чуть ли не через каждые 500 м. Реже сортиры встречаются в других местах. На одной из парковок, впрочем, нам тоже попался 4-кабиночный сортир, правда, там не горел свет. Днем он, впрочем, поступал через окна, ночью тоже (искусственный), однако ночью его уже было маловато. На бензоколонках там сортиры, как правило, вполне обычные, но культурные, однако на одной из них сортир попался «гламурный», светлый такой и даже оснащенный датчиками движения, от которых включается свет.

Есть у местных кабинетов для размышлений и еще одна особенность: довольно часто на дверях нет вообще никакой задвижки, иногда в качестве таковой приспосабливают крючок, как в деревенском «скворечнике».

Ну а в случае чего можно и на трассе где-нибудь остановиться, где это удобно, а народу и других машин не очень много. Для особо стеснительных граждан где-то есть кусты, где-то можно просто открыть переднюю и заднюю дверь с пассажирской стороны, далее понятно.

ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

Система дорожных указателей на Крите относительно неплохая, обычно названия на указателях даны по-грецки и тут же дублируются латиницей, но бывает, что сначала они даются только по-грецки, а метров через 200 стоит тот же указатель, но уже на латинице. Однако эти указатели зачастую портятся местными вандалами. Любят они их замалевать всякой непотребщиной, да так, что название хрен разберешь, особенно на скорости.

Вот и мы в этот раз запутались в указателях и проскочили нужный нам поворот. А так как заметили мы это поздно и разворачиваться было в лом, мы решили поехать прямо – в г. Elafonisi, что на юго-западе острова. Однако дорога оказалась очень уж серпантинистой, где особо не разгонишься, поэтому, доехав до г. Sfinari, мы решили там отобедать и все-таки повернуть вспять – в сторону Balos.

РЫБНАЯ ТАВЕРНА В SFINARI

Приехав в Sfinari, мы увидели там рыбную таверну Fidas, или Captain Fidas. Она была закрыта, однако какой-то дед, сидевший в кафе напротив, объяснил нам (на грецко-англиканском), что другой, работающий, «филиал» этой таверны расположен у моря и к нему нужно спуститься. Мы спустились туда прямо на машине и поставили машину на некое подобие стоянки при таверне (асфальта нет, зато есть соломенная крыша).

В таверне мы сели за столики прямо рядом с морским берегом и заказали 8-нога, который стоил столько же евреев, и здоровенного омара за 81 еврей (60 евреев за кило). Правда, рачок этот что-то немного горчил: может, приготовили они его не так, а может, самим надо было выбирать рачка калибром поменьше. А вот 8-ног очень даже ничего. Жестковат, правда.

BALOS, GRAMVOUSSA

До Балоса мы добрались лишь часа через 2, т.к. где-то через 1 км после поворота на него начинается такая дорога, по сравнению с которой узкий серпантин – просто шикарная автострада. Это была не дорога, а какая-то козлиная тропа: асфальта нет, зато вся дорога утыкана булыжниками различного калибра, узкая, местами 2 машины не могут разъехаться, а встречных машин было довольно немало. И при этом дорога идет все время на подъем. В общем, при неаккуратном встречном разъезде можно запросто испытать на себе ускорение в 9,8 м/с2 (или гравитацию в 0 g – как больше нравится).

Проехав несколько км, мы увидели столб, на котором было указано, что до нашего места назначения еще 11 км подобной автомагистрали, которые мы, впрочем, преодолели без особых проблем. Приехали мы туда в 18 часов, когда народец уже сваливает, однако место для парковки нашли с трудом: приходилось выбирать место, где нет здоровенных камней.

Дальше нам пришлось идти еще метров 500 по булыжникам до смотровой площадки, откуда до моря спускаться пришлось бы еще примерно столько же, но мы не стали. А то ведь обратно подниматься придется…

Вид со смотровой площадки красивый, но вот оттенки моря разглядеть, увы, плохо удалось, т.к. солнце уже садилось и отсвечивало.

Вот если туда приехать ближе к полудню, то тогда их, может быть, и удастся разглядеть. Но тогда там вряд ли можно будет найти место для парковки. Так что лучше на остров Gramvoussa брать экскурсию на корабле.

Обратный путь по бездорожью преодолели также без проблем, т.к. спускаться уже проще.

А когда мы уже выехали на автостраду и проезжали через один из городов, мы попали в пробку, вызванную тем, что менты перекрыли дорогу и заставляли всех двигаться в объезд. Немного проехав по объездной дороге, я снова вырулил на основную, но там стоял еще один мент, который тоже отправил меня в объезд. Впрочем, следующая попытка увенчалась успехом, и мы поехали по основной трассе. Однако на нашем пути увидели какую-то толпу и заподозрили, что это какая-то акция массовых беспорядков, однако это оказалась всего лишь пышная свадебная церемония.

Далее уже ехали вообще без проблем.

День седьмой, 18.08.10, среда

В этот день мы ездили в другой «областной центр» - Айиос Николаос, по дороге заехав на пляж в местечке Bali (не путать с популярным индонезийским курортом), что находится между Ретимно и Ираком.

BALI (ПЛЯЖ БЛИЖЕ К РЕТИМНО)

В этом месте два пляжа, которые разделяет скала. В этот раз мы заехали на тот, что ближе к Ретимно (этот похуже).

Так, обычный пляжик, кто-то купается, кто-то ловит рыбу с прибрежных камней (таких меньше). Мест для парковки предостаточно. На пляже этом мы пробыли часа полтора и поехали в Айиос Николаос, что км в 147 от Ретимно.

АЙИОС НИКОЛАОС (ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΛΑΟΣ - буковка «Г» в грецком языке перед звуками i и e читается как й).

Очень красивый город, особенно если смотреть на него с высокой смотровой площадки.

Однако у этой красоты есть и свои минусы. Местность очень уж гористая, так что по узким улочкам ездить будет затруднительно: приходится останавливаться на спусках/подъемах, а можно заехать и в тупик, откуда придется задом выезжать на спуск или подъем. Так что узких улочек лучше избегать, однако в этом случае не так-то просто будет найти место для парковки.

На смотровую площадку в этот раз нам попасть не довелось, однако мы побывали в том месте (площадь с заливом посередине), которое я в 2007 г. с этой самой площадки рассматривал (как видите, предыдущая фотка также датирована 2007-м годом).

Есть в этом городе, естественно, и порт, где предлагаются различные морские экскурсии.

День восьмой, 19.08.10, четверг

ВОДНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В тот день с утра мы заехали на один из пляжей Ретимно, где предлагались также водные развлечения. Среди прочего там предлагались парашют (80 евреев за двоих), скутер (40 евреев за одного или 50 за двоих) и большая круглая резиновая подушка со спинкой, прицепляемая к катеру, который катает на ней людей по морским просторам (по-моему, 50 евреев за двоих). Супруга не является любительницей подобных развлечений, поэтому я решил один прокатиться на скутере. Волны, правда, легкие были, что не добавляет комфорта, учитывая, что скорость скутера порой зашкаливает за 80 км/ч. Но все равно люблю я это дело! А еще я все хочу покататься по морю за рулем катера. Была там, кстати, и такая возможность – арендовать катер на несколько часов для рыбалки и/или морской прогулки. Я даже спросил у сотрудника той конторы, на каких условиях это можно сделать, и он мне объяснил по-грецки, из чего я, если честно, понял только то, что катер нужно заказывать заранее часов за 5, а цена вроде бы зависит от того, сколько на нем прокатаешься. Я хотел уточнить у него детали по-англикански, он начал что-то объяснять, но потом опять перешел на грецкий, т.к. англиканский, видать, знал на лишь уровне hello, my friend. Так что решили мы все-таки оставить катер на потом и поехать в г. Матала (ударение на первый слог).

MATALA

Этот город находится в средней части острова, где южное побережье делает изгиб. Как раз на этом самом изгибе город и находится. Это примерно в 80 км от Ретимно. Три года назад я там уже был, и мне там очень понравилось. Из достопримечательностей там – Римский некрополь.

Пляж там, пожалуй, единственный, расположенный в небольшой бухточке между двумя скалами, одну из которых народ использовал в качестве вышки (именно в ней расположен некрополь). Пляж этот довольно популярен среди туристов. Характерная особенность пляжа, которую я заметил, - вода очень красивого голубого цвета, но только не ближе метров 20 – 30 от берега, так что придется отплыть подальше, чтобы полюбоваться. Кстати, еще один плюс – сам пляж песчаный.

Есть рядом с пляжем и вместительная парковка, но она платная (2 еврея, по-моему, без ограничения по времени). Однако метрах в 100 от пляжа место можно найти и бесплатное.

SPILI

По пути «домой» остановились на ужин в г. Спили (30 км от Ретимно),

где много источников питьевой воды в виде львиных голов.

Выбор блюд в местных ресторанах, правда, оказался невелик. Наконец, остановились в одном из них, вроде наиболее подходящем, но там рыбных блюд не было вообще (в меню они значились, но «в наличии» их не было), а из мясных была только тушеная не то говядина, не то баранина (Stifado).  Ну и еще подали 4 фаршированных рисом с мясом (сколько там мяса, см. выше в описании блюд) овоща: помидор, перец, баклажан и часть кабачка. Зато принесли бесплатно целый кувшин воды, налитый из тех же львиных бошек, и по рюмочке раки, которую они сами же и делают. Жаль, я, как всегда, не смог оценить, из-за того что был за рулем.

Свободная стоянка там, кстати, рядом есть. Именно на ней расположен тот самый 4-кабиночный сортир без внутреннего освещения.

День девятый, 20.08.10, пятница

Денек выдался довольно насыщенный: посетили Кносский дворец, музей Homo Sapiens, пещеру Зевса и г. Херсониссос – рай для любителей тусни. После Самарии это был второй день, когда мы не купались ни на одном пляже.

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ

Находится км в 6 от Ирака, заблудиться невозможно, т.к. указатели к нему ведут четко. Вернее, это уже не дворец, а его развалины. А когда они еще были дворцом, там жил крутой бык по кличке Минотавр, пока его не замочил другой бычара – Тесей. Как видите, и там быки вечно что-нибудь да не поделят, а потом устраивают разборки.

Кто-то советовал приезжать на эти развалины часам к 9 утра, чтобы избежать очередей, создаваемых толпами туристов. Не знаю, как в 9 часов, в такое время мы бы туда не подъехали, т.к. вставать рано не любим, но вот часов в 11 очередь за билетами там уже была, хоть и не сказать, чтоб очень большая. К тому же идет она очень быстро. Билет стоит 8 евреев. Рядом с входом есть платный сортир (пол-еврея). На самих же развалинах довольно много туристических толп, так что посмотреть картины и фрески внутри уцелевших небольших помещений может оказаться проблематичным. Стоят там еще повсюду дома диогенской серии (вопреки распространенному мнению, этот античный чувак жил не в бочке, а в глиняной амфоре).

А вообще, развалины как развалины, просто эти – наиболее популярные среди туристов. Так что если туда по каким-то причинам не попадете, то, думаю, не много потеряете.

МУЗЕЙ HOMO SAPIENS

После посещения развалин Кносского дворца мы решили съездить в гости к Зевсику в его пещеру, путь к которой лежал по серпаку. И на пути, где-то высоко в горах нам вдруг попался музей Homo Sapiens, куда мы тоже решили заглянуть. Рядом с музеем висит табличка, на которой с одной стороны нарисована парочка каких-то питекантропов, с другой – чел, спускающийся из космического корабля на Луну, а между ними надпись на англиканском: «Музей Homo Sapiens. Наша потрясающая эволюция от пещер до Луны».

А еще там висела вот такая табличка.

А музейчик и впрямь довольно-таки интересный оказался. Там стояли под открытым небом экспонаты жилищ, в которых человек жил в различные периоды от 700 тыс. до 3 тыс. лет до Н.Э.,

со всеми атрибутами, храмов, колес (не тех, что любят наркаши) и, естественно, макетов ракет и космических кораблей. Были внутри каждого экспоната жилища и таблички (опять же, на нескольких языках, включая русский, правда, содержание текстов на разных языках несколько различалось) с описанием достижений человека в тот или иной период его развития и с указанием средней продолжительности его жизни. Ну а табличка в конце экспозиции выдержана в пафосном стиле, вот, мол, человек, который когда-то бегал от зверей, чтобы они его не сожрали, потом сам начал на них охотиться, а потом и вообще подчинил себе весь мир и стал покорителем космоса.

Были там еще ветряные мельницы, работающие в режиме водяных насосов.

ПЕЩЕРА ЗЕВСА

Где-то через полчаса после музея добрались до Зевса, прописавшегося в своей пещере, что в местечке Dictaio Andro, и приглашающего всех желающих к себе в гости всего за 4 еврея с носа. Видать, на Олимп старику уже тяжеловато карабкаться, вон он и перебрался в то место, где и родился. Вход в эту резиденцию, правда, расположен высоко в горах Дикти, и чтоб туда добраться, придется попотеть. В начале подъема, впрочем, установлена табличка, настоятельно всем рекомендующая пользоваться услугами местных ословодов (или ословедов – как больше нравится), которые любого желающего посадят на своего подопечного, и ишак доставит его к входу в пещеру всего за 15 евреев. Если потом нужно отвезти еще и обратно, то за это ушастая скотина готова предоставить существенный скидон, т.е. путь туда и обратно обойдется всего в 20 евреев.

Мы же решили подниматься самостоятельно, однако где-то через треть или даже четверть пути супруга пожалела, что не поехала на ослике. Но тут, на наше счастье, нам навстречу попался ослик с дедушкой. Судя по запаху, исходящему от дедушки, он не отказывает себе пропустить стаканчик-другой местной бухары после каждого подъема-спуска. На ослике моей дорогой половине было ехать довольно стремно, т.к. ей все время казалось, что безрогая скотина оступится и полетит вниз вместе с нею. К тому же, кто знает этого дедушку, вдруг ввиду отсутствия собутыльников он избрал в качестве такового своего четвероногого друга, поди их разбери. Так что от обратного трансфера мы отказались, даже несмотря на существенную скидку.

Внутрь пещеры приходится спускаться, причем очень глубоко, но зато уже по лестницам.

Внутри довольно красиво, благодаря искусственной подсветке, сталактиты-сталагмиты там всякие, как водится, правда, очень заметно, что собственник недвижимости не заморачивается отоплением, так что лучше туда брать какую-нибудь рубашонку с длинным рукавом. Бедствовать хозяину, по всей видимости, тоже не приходится, т.к. в его систему водоснабжения туристы щедро бросают монетки различного номинала. Еще дедушка Зевс запрещает фотографировать внутри своей резиденции с применением штативов и вспышек. Штатив туда, впрочем, и так вряд ли кто потащит, а вот со вспышками ему приходится мириться, т.к. без вспышки на фотках будет ничего не видно, а если не фоткать, то кто ж тогда пойдет к нему в гости и одарит 4-мя евреями да еще, возможно, и монеткой-другой? Так что приходится идти на компромисс.

С горы открывается вид на плоскогорье Лассити, также упоминающееся в туристических путеводителях.

СОВОК

У подъема на гору есть несколько таверн, в одну из которых, ту, что ближе, и заходят о100граммиться местные ословоды, в т.ч. и тот самый дедушка. Еще на столике той таверны стояли банки с вареньем и бутылки с домашним вином, самогонкой и оливковым маслом. При этом хозяина рядом не было. Мы захотели купить бутылочку винишка. Один мужичок, сидевший за столиком, увидев, что мы заинтересовались, пошел звать свою дочь, которая всем этим заведовала, а когда вернулся, сказал, что она чем-то очень сильно занята и попросил подождать. Ну, мы минут 5 подождали, потом решили, что в сделке заинтересованы ничуть не больше другой стороны, и та сторона в результате потеряла потенциальных клиентов. Как видите, в Греции все есть – даже совок в лучших своих традициях.

ХЕРСОНИССОС

Погостив у старика Зевса, мы поехали в тот самый город Херсониссос, где я был в 2007 г. Как я уже писал, это центр любителей тусни, ночной жизни.

Причем днем город ничем особо не примечателен, но ночью словно оживает: повсюду бары на любой вкус, шумные и не очень, дискотеки, игровые автоматы, мини-гольф, картинг и даже катапульта (об этом я писал в отчете о Крите от 2007 г.). В общем, развлечения на любой вкус. Я, впрочем, к большим любителям тусни не отношусь. Но возникло у меня, понимаете, что-то вроде ностальгии по этому славному городу. Да и супруге хотел показать, где я отдыхал за три года до этого. Она меня сфотографировала у отеля «Димитрион», где я тогда и отдыхал. Потом пошли на пляж,

где я тогда регулярно заказывал пиво у местного пляжного чувака Эрио, однако его там не оказалось. Вместо него там был другой «пляжный мальчик», внимание которого я привлек «фирменной» майкой расположенного там же бара “Kahlua Beach”, которую приобрел там 3 года назад. Он мне рассказал, что Эрио работает теперь где-то ближе к Ираку и в какой-то другой должности. На повышение типа пошел. Потом я зашел в лавку к одному деду, которого в прошлый приезд обучал русским числительным по его просьбе. Дед оказался там же, причем в добром здравии, меня, правда, не узнал, но довольно охотно со мной потрещал по-грецки, время от времени демонстрируя свои навыки в русском.

Зашли мы и в местный супермаркет, где продавалось даже пиво «Балтика» №№ 3 и 7 в бутылках по 0,5 л по 1,13 и 1,23 еврея соответственно.

Вот уж точно – в Греции всё есть! :D А хотя, что здесь такого? Оно нисколько не хуже тех местных анализов, которые тоже называют пивом! Машину, кстати, припарковали на стоянке того же супермаркета, т.к. место для парковки днем с огнем не сыщешь. Да и там место заняли последнее свободное. А когда выезжали, туда заехал какой-то крендель и, не найдя свободного места, собрался было уже ехать дальше, но потом очень обрадовался, увидев, что мы собрались уезжать.

День десятый, 21.08.10, суббота

ЙЕРАПЕТРА

Этот день мы решили посвятить поездке в г. Йерапетра (ударение на первую а), что на юге восточной половины Крита – в той части, где расстояние между северным и южным побережьем острова минимально. Находится он в 36 км от Айиоса Николаоса, или в 105 км от Ирака, или в 183 км от Ретимно. Остановились мы там в этот раз к востоку от порта. Пляжи там – песок с «плитами»,

что немного хуже по сравнению с той частью города, что к западу от порта – там пляжи песчаные (в прошлый раз я был именно там). Все было замечательно, если не считать того, что поднялся довольно сильный ветер, который непременно сдувал бы наш зонт, однако мы нашли выход из положения, расположившись под тенью ветвистого дерева.

Отобедали, разумеется, в одном из местных ресторанчиков, заказав в т.ч. по тарелке салата «Цезарь». Принесли 2 очень внушительные бадьи, и их одних вполне хватило бы, чтобы наесться. Так что подобную щедрость критских рестораторов следует иметь в виду.

А может быть, это чтобы посетители про местных котов не забывали. :)

ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ – СЕВЕРНАЯ СТОРОНА

На обратном пути остановились на противоположной – северной – стороне этой же части острова. Там тоже красивые пляжи. Правда, волны уже успели разыграться недетские, так что купаться было уже не очень комфортно.

День одиннадцатый, 22.08.10, воскресенье

BALI (ПЛЯЖ БЛИЖЕ К ИРАКУ)

В этот день мы опять решили заехать на пляж в Бали, но на этот раз остановились по другую сторону скалы – ту, что ближе к Ираку. Вот этот пляж уже поинтереснее будет: просторнее и берег песчаный. Волны, правда, усилились еще больше, но купаться все равно было еще комфортно, даже прикольно качаться на волнах. При этом волны с головой не захлестывают, и можно даже не бояться, что волна протащит по гальке, ввиду отсутствия таковой. Кто-то предпочитает качаться на волнах на матрасе, кто-то без него – кому как удобно.

ДЕРЕВНЯ ПЕЗА (ОБЛОМ)

Далее мы заехали в деревеньку под названием Пеза, славящуюся виноделием, чтобы посетить местный винзавод. Зря мы это сделали: на дверях винзавода красовалась табличка с расписанием его работы, в котором было указано, что работает он с 9 до 16, в субботу – с 10.30 до 15, а в воскресенье у него законный выходной.

ИРАКЛИОН

Обломавшись с Пезой, мы поехали в Ирак (в Пезу решили заехать на следующий день). В Ираке тоже имеются проблемы с парковкой (по крайней мере, бесплатной), поэтому решили поставить машину на стоянку в одном из двориков, руководствуясь местными дорзнаками.

Прогулялись по побережью, полюбовались на волны, которые были такими сильными, что разбивались о камни.

В таких точно купаться не стоит. Прошлись по центральной улице 25 Августа – местному Арбату, где всё примерно как и везде: продавцы всякой хрени, туристы и попрошайки.

Пофотографировались там у Венецианской лоджии

и фонтана,

карточку IP-телефонии довольно выгодную (см. главу ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ С РОССИЕЙ) я там купил в одном из местных киосков (при этом киосках в трех, в которых я до этого спрашивал, таких карточек не оказалось – только обычные, которые нужно вставлять в автомат), потом свернули направо – на ул. Handakos

и пошли обратно в сторону набережной к нашему автомобилю. На этой улице видели пивной ресторан, рядом с входом в который стояла статуя мужичка с кружкой, а также бочка с пустыми бутылками на ней. Но так как я был, как всегда, за рулем, делать нам там было абсолютно нечего.

LIGARIA, AGIA PELAGIA

На обратном пути заехали на пляжи, расположенные в Ligaria и Agia Pelagia, где было относительно спокойно в плане волн. Первый пляж дикий,

второй – цивильный, но и там, и там песчано-галечный, так что купаться везде комфортно.

День двенадцатый, 23.08.10, понедельник

ДЕРЕВНЯ ПЕЗА (УСЛОВНО УДАЧНАЯ ПОЕЗДКА)

Вечером этого дня нам предстояло расставание с нашим 4-колесным другом, поэтому далеко мы решили не ездить. Для начала мы решили съездить в Пезу, с которой обломались накануне.

В этот день винодельня была открыта, как и следовало ожидать. Однако, забегая вперед, скажу, что если туда не попадете, то много не потеряете, т.к. винодельня далеко не «дикая», а заточенная под туристические экскурсии. С тех, кто ездит группами, берут за это счастье, по-моему, по 3 еврея с носа. Нам же оно обошлось бесплатно, если не считать покупки вин. Мы там были с понтом в составе одной из групп. В программу входит просмотр ролика с рассказом об особенностях местного виноделия, причем есть такой ролик и на русском языке, осмотр экспонатов – всяческих винодельческих механизмов (пресс,

станок для закупоривания бутылок,

станок для наклейки этикеток,

насос и т.п.),

дегустация вин, а при желании и их приобретение. Винишко как винишко, ничего особенного, однако стоит оно там дороже, чем в магазинах. Мы, например, приобрели бутылку красного и бутылку белого полусладкого вина «Минос» (любит моя жена полусладкие вина) по 5 евреев, в то время как в некоторых магазинах его можно приобрести менее чем за 4 еврея. Но все равно взяли, типа не зря ж ездили. :D Купили еще бутылку сладкого вина за 16 евреев, причем всего за пол-литра. Так, обыкновенное сладкое винишко, ничего особенного. «Для тонких ценителей» продавалось там и выдержанное вино евреев по 300 за бутылку. Купили еще на память пару стаканчиков с рисунком и надписью «Минос» за столько же евреев. Из них впоследствии до Москвы доехал в целости только один, второй же пал жертвой не отличающихся утонченными манерами аэропортовских грузчиков.

О МЕСТНЫХ ДОРОГАХ И ПОЛЬЗЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

После посещения винзавода мы решили еще раз съездить в замечательный город Матала, очень уж он нам понравился своим пляжем. Казалось бы, туда ведет хорошая дорога и заблудиться негде. Даже с учетом того, что мы сначала заехали в Pirgos. Однако когда мы выезжали оттуда, мы куда-то не туда свернули. Потом я пытался срезать путь и вырулить на трассу по проселочным дорогам. А вот этого лучше не делать, т.к. эти козлиные тропы, помимо того, что узкие и ухабистые (причем местами очень сильно), еще и петляют непонятно как. В какой-то момент, когда появляется относительно ровный участок дороги, кажется, что уже вот-вот выедешь на трассу, однако потом опять начинается козлиная тропа. Вот и мы так заехали неизвестно куда. Потом въехали в какую-то деревеньку, никак не обозначенную. Там можно было свернуть налево и выехать на трассу, однако с места поворота трассы не было видно, поэтому мы поехали прямо. Дальше начались такие же "автомагистрали". В одном месте стояла, перегородив дорогу, «Тойота» какого-то 18…-лохматого года, коих на Крите много. Рядом было засаженное чем-то поле, по которому ходил дед – хозяин этого шикарного авто. Увидев нас, он отогнал свой лимузин, а я у него по-грецки спросил, как выехать на большую дорогу. Он очень удивился, спросил, откуда мы приехали, сказал, что большая дорога оттуда далеко и нам нужно разворачиваться в обратном направлении, доехать до деревни и там повернуть направо. Вот так нам пригодился греческий язык, т.к. дедушка этот англиканским наверняка не владел, по крайней мере, ни слова на нем не произнес: тут все-таки не турзона. Туристы там если когда и бывают, то, думаю, очень нечасто. Так что на кой хрен им англиканский учить?

Но все же чем учить грецкий язык, лучше руководствоваться правилом: не сворачивайте на козлиные тропы, не надо, объехать по нормальной дороге получится по-любому быстрее и экономнее в плане бензина.

ГОРТИС (GORTINA)

Так как времени было уже почти 3 часа, а вечером нужно было уже сдавать машину, мы решили отказаться от поездки в Маталу. Нет, съездить, конечно, можно было бы, но сколько времени мы бы там провели? Как-то не хотелось туда приезжать, чтобы тут же ехать обратно. Поэтому отправились мы в археологический заповедник Гортис, или Гортина, как его еще называют, расположенный в городе Agii Deka. Вход в заповедник стоит 4 еврея. Полюбовались на собор Св. Тита 7-го века,

на Римский Одеон,

на платан, под ветвями которого Зевс и Европа полюбили друг друга,

а еще поели инжирчику, который в изобилии растет там на деревьях. Правда, за спелыми плодами придется тянуться повыше. Вкусный, кстати, инжирчик.

ШИКАРНЫЙ ПЛЯЖ У ГОСТИНИЦЫ ANERLA APTS.

На пляже у отеля, куда мы заходили в то утро, волны были сильные, и висел совковый флаг. Да и пасмурно как-то было в тот день и довольно прохладно, так что в воду как-то и не тянуло. Однако, поскольку нам не удалось попасть в Маталу, после Гортины мы решили съездить хоть на тот самый пляж у гостиницы Anerla Apts, который я описывал в шестом дне нашего пребывания. Там не страшны даже волны, т.к. везде песок и волна по камням не протащит, однако купаться все равно некомфортно, т.к. волны захлестывают с головой, только и успевай отворачиваться.

МИНУТА РАССТАВАНИЯ С 4-КОЛЕСНЫМ ДРУГОМ

После пляжа мы сначала решили поужинать, а затем сдать машину. Но потом супруге пришла в голову мудрая мысль: зачем мне ужинать без бухары, а потом сдавать машину, когда можно сначала сдать машину, а затем идти ужинать уже по полной программе? Тем более бензина оставалось уже примерно столько же, сколько его было, когда мы брали машину.

В общем, доехали мы до пункта проката, я поставил машину на стоянку и отдал ключи тому самому сотруднику, который в первый день аренды мне объяснял по-грецки, где что находится. Он, даже не обойдя своего 4-колесного питомца вокруг, сел за руль и поехал, по всей видимости, на мойку, т.к. питомец после всех наших поездок отнюдь не блистал чистотой. Хозяин конторы, который тоже там был, поблагодарил нас за то, что воспользовались услугами его конторы.

День тринадцатый, 24.08.10, вторник

Этот день даже не разделяю на главы, т.к. ничего особенного в тот день не было: купались в бассейне, я купался также в море, несмотря на совковый флаг, кормили местных котов «Фрискасом», купленном в магазине, познакомились с четой итальянцев, с которыми я общался на их родном языке. Итальянец, узнав, что мы были в Самарии, спросил, стоит ли и им туда идти, учитывая, что у его супруги имеются проблемы с коленями, полученные в результате ДТП. Я сказал, что в этом случае однозначно не стоит. Также итальянец мне рассказал, что в августе у них по причине всеобщих летних каникул цены на отели взлетают очень сильно, поэтому им гораздо дешевле обходится отдых за границей, например, в той же Гречке или в Ежике. Помню, когда отдыхал в Ежике, их там было особенно много – где-то 95% от общего числа отдыхающих. Тунец они тоже любят. Жили они, кстати, на первом этаже номера Stethali, и к ним на балкон иногда запрыгивала рыжая кошка, о которой я уже писал.

День четырнадцатый, 25.08.10, среда

ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ НА ПЛЯЖЕ

Ура! Море наконец-то опять утихло, и совковый флаг на пляже сменился зеленым. Пусть и в практически последний день отдыха, но все равно приятно! С зонтом и циновками решили не заморачиваться – просто отдыхали на бесплатных лежаках под бесплатными зонтиками у бассейна, как и в предыдущий день, и время от времени ходили купаться в море.

КРЕПОСТЬ В РЕТИМНО

После пляжа мы решили поехать в Ретимно, чтобы посетить Археологический музей и местную крепость. В музей, впрочем, не попали, т.к. работает он с 8.30 и только до 15 каждый день, кроме понедельника. Мы же в Ретимно приехали почти в 17 часов. Зато крепость там открыта с 8.30 аж до 20.00 (но вход открыт только до 19.15). Билет стоит 4 еврея на человека или чирик на семью. Для лиц старше 65 лет стоимость билета 3 еврея, а для школьников, студентов и инвалидов вход бесплатный.

Ну что могу сказать? Любителям развалин, думаю, будет интересно. Да и на город с высоты крепости посмотреть тоже приятно.

ПЛЯЖ РЯДОМ С МАЯКОМ В РЕТИМНО

После крепости мы зашли в кафешку пропустить по коктейльчику небольшой крепости (как вам каламбур?), после чего пошли на спокойный песчаный пляж, что рядом с маяком. Находится этот пляж в каком-то заливчике и огорожен пристанями, так что там, думаю, всегда спокойно. Пляж этот скорее импровизированный, никаких там лежаков-зонтиков, но купаться удобно, т.к. дно песчаное.

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕСТНЫХ РЕЙСОВЫХ АВТОБУСОВ

Обратно возвращались на автобусе, остановку которого пришлось поискать, т.к. обозначены они далеко не везде. Пришлось пару раз спросить по-грецки, где ближайшая остановка. Остановку вскоре нашли, однако пришлось долго ждать нашего автобуса. А когда доехали до Платаньяса, водила там решил не останавливаться. Я жму на кнопки, что на поручнях у дверей, – никакой реакции. Они, видать, попросту отключены. Лишь когда мы отъехали где-то на км от нашего отеля, я заметил у двери ящик с кнопкой, после нажатия на которую водила тут же остановил автобус. Ну и что, зато прогулялись. :) Проходя мимо конторы, в которой брали напрокат авто, мы увидели и "наш" гелендваген, сиротливо стоявший на стоянке с табличкой “FOR RENT” на лобовом стекле. Хозяин конторы радостно поприветствовал нас.

День пятнадцатый, 26.08.10, четверг

ОТЪЕЗД

Этот день можно назвать днем нашего пребывания на Крите лишь чисто символически, т.к. в 9.55 за нами должен был приехать трансфер в аэропорт. Ну, хоть позавтракать успели. Кстати, трансфер этот опоздал минут на 15 – 20. Обратный перелет прошел без особых проблем. Единственная особенность – в аэропорту сдача багажа проходит немного по другому сценарию: не просто поставил багаж на ленту транспортера и всё, а сначала поставил его туда для взвешивания, потом снял и повез к находящемуся рядом рентгену, где багаж просвечивают, и уже оттуда он уезжает на ленте. Напомню, вес каждого места багажа не должен превышать 32 кг.

Пакеты в местном дьютике даже не опечатывают, т.к. опечатан пакет или нет – разницы никакой, пить в самолете все равно можно. Нет, официально это, конечно, запрещено, но если это дело не афишировать, то никто за этим особо не следит.

Цены не самые дешевые: литр Калуа – 19 евреев, литр Куантро – четвертак, пол-литра Бейлиса – чирик. Взяли там еще 400 г бараньего сыра за 3,6 еврея и примерно столько же козлино-бараньего за 6,26. Последний оказался очень вкусным, а первый пока еще только собираемся открыть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отдыхом остались очень довольны, самим отелем тоже, даже несмотря на столь неинтересную сантехнику. Эх, еще бы на пару-тройку неделек туда…

Кстати, место именно в этой части острова мы выбирали не случайно: лучше всего брать отель где-то между Ираком и Ретимно, т.к. оттуда не так далеко будет ехать в любую точку Крита на арендованной машине, что на Крите обычно и делается.

На этом, дорогие читатели, мы с вами прощаемся, благодарим вас за внимание и желаем всем приятных путешествий!

Греция - со скидкой!
GattoMio
5 август 2011 г.
Отличный отзыв! :-)
sestrenka7979
Россия, Подмосковье
26 апрель 2011 г.
Спасибо за отзыв!! Очень много полезной информации!!
Греция - со скидкой!
Лучшие курорты Греции: Крит, Родос, Кос
Раннее бронирование и горящие туры - скидки!