Отзыв написан: 8 декабря 2010 г.

Всего около шести часов пути на автобусе плюс граница - и ты в другой стране и в другом городе. Ночная дорога, пограничники, чашка кофе рано утром в торговом комплексе, издавна именуемом в народе "Шайбой", утренняя дорога вдоль финского леса - камни, сосны, и озера, и ты в Хельсинки. "Ну что там делать? - вопрошал один мой знакомый, - был я там, второй бы раз не поехал, а уж зимой тем более". Надо сказать, такое мнение я слышала не один раз. Хм… Неужели так сложно найти в Хельсинки что-то интересное? По-моему, не сложно. В любое, в общем-то, время года. Ну, мне так кажется.

Весна

Весной везде на улицах Хельсинки появляются желтые цветы - не знаю названия, но это нечто среднее между подснежниками и нарциссами. Они везде: на окнах, клумбах, у входа в рестораны, продаются пучками в цветочных магазинах. В кафе стулья выносят на улицы. И бледные жители северного города устраиваются на них с чашечкой кофе, подставив лица уже теплому солнцу.

Весна - лучшее время, наряду, правда, с ранней осенью, для прогулок по городу. Точка отправления, конечно, железнодорожный вокзал. Проходим сбоку от музея Атенеум и выходим на улицу Алексантеринкату (Aleksanterinkatu, а собственно katu- это «улица» по-фински и есть). В середине ее громыхают зеленые трамваи, и если это утро выходного дня, то народу на улице совсем мало. Вдоль модных магазинов и кафе идем к Сенатской площади и возвышающейся над ней белой громаде Кафедрального собора. С наступлением весны на его ступенях любят располагаться компании молодежи, да и туристы тоже. Посреди площади стоит памятник Александру II. Царь слегка разводит руками и, кажется, говорит: «Ну, вот вы и пришли, проходите - проходите, надеюсь, вам у нас понравится». Здесь мы в самом центре Хельсинки - в его «официальном» центре.

Город был основан в середине XVI века шведским королем Густавом I Ваза, но с тех далеких времен практически ничего не сохранилось. Да и город был основан немного не здесь, где сейчас центр, а чуть севернее - в устье реки Вантаа. Но там место оказалось не особо удачным, и где-то в начале XVII века центр и порт переместился южнее. Хельсинки должен был по идее короля противостоять другому городу на Балтике -Таллинну, и бюргеров поначалу особым королевским указом вынуждали переселяться в новый центр. В течение долгого времени и эти земли, служившие всегда камнем преткновения между Швецией и Россией, и город принадлежали Швеции. Но, в 1808 году в ходе очередной войны Россия одержала вверх, в следствии чего, Финляндия вошла в состав Российской империи на правах Великого княжества. В 1812 году Хельсинки был объявлен столицей Великого княжества Финляндского - место хорошее, да и от Петербурга недалеко. Но, так как в 1808 году большой пожар уничтожил большую часть города, новая столица нуждалась в почти полной перестройке. В это время для реконструкции города приглашается архитектор Карл Людвиг Энгель, который и проектирует здания в официальном центре Хельсинки по образу и подобию Петербурга: классические черты - колонны, портики, статуи. Таков и есть, так сказать, административный центр финской столицы.

Свернем направо от Кафедрального собора по Софианкату (Sofiankatu) - выходим в гавань, к заливу на Рыночную площадь (Kauppatori). Для меня именно здесь - сердце города Хельсинки. Ибо Хельсинки - город морской, здесь везде вода, крики чаек и паруса яхт. Площадь весной оживает от спячки, по утрам на ней разворачивается продуктово - сувенирный рынок, и открываются кафе на открытом воздухе в ярких желто-оранжевых шатрах. Здесь ставят свои палатки торговцы всякой всячиной: сувениры, украшения, изделия из меха и кожи, овощи, фрукты, ягоды - ведь рынок на этой площади существует уже около 100 лет. Отсюда круглогодично, даже если залив покрыт льдом, отправляются кораблики в крепость Суоменлинна, и туристы с утра уже толпятся у касс. С одной стороны гавани - терминал паромов «Силья Лайн», с другой - «Викинг Лайн». Махины паромов-конкурентов стоят друг напротив друга. Один - бело-красный, другой - бело-синий. Ближе к вечеру оба они отойдут от своих причалов по направлению к Швеции, дав прощальный гудок. Здесь можно спокойно посидеть на скамейке и понаблюдать за кораблями и жизнью гавани, особенно если выдастся теплый солнечный день.

Если встать лицом к заливу, слева на скале возвышается православный Успенский собор, справа - начинается бульвар Эспланада. Можно пойти направо, можно пойти налево. Я, пожалуй, больше люблю налево. Налево пойдешь - попадешь в квартал Катаянокка (Katajanokka), который собственно начинается за Успенским собором.

Классический стиль все-таки не стал определяющим в Хельсинки. В Хельсинки наиболее оригинальна, интересна и как-то подходит этому городу архитектура эпохи модерна - конца XIX - начала XX века. Окна неправильных форм, башенки, каменные украшения. Все это в сочетании местного ландшафта - камней-скал, спусков-подъемов улиц и блестящей воды залива. Кстати, район Катаянокка называют одним из лучших сохранившихся в Европе кварталов, построенных в стиле модерн.  Можно свернуть вдоль улицы Канавакату (Kanavakatu, kanava - это значит просто «канал») по направлению к терминалу «Викинг Лайн», а затем уйти вглубь квартала, практически отовсюду здесь будет виден Успенский собор, так что заблудиться невозможно. Это, в общем-то, жилой район, но что ни дом - то шедевр.

Побродив по улицам Катаянокки, сворачиваем на Северную набережную (Pohjoisranta) - одно из моих самых любимых мест в городе.

Где-то я читала, что в Финляндии на 5 миллионов жителей приходится 200 тысяч яхт. То есть из этого следует, что яхта есть у каждого 25 жителя страны. Может, так оно и есть, точно не знаю, но, выйдя на Северную набережную, понимаешь, что всякого рода морских судов в Финляндии и правда много. Ибо вдоль всей набережной расположены причалы для яхт и катеров - здесь собрались и совсем новенькие маленькие яхточки, и потрепанные ветераны Балтийского моря, и «навороченные» модные моторные суда, и достаточно большие парусники. Весной, здесь начинается своя жизнь. Корабли готовят к новому сезону, пока их тут еще немного, но скоро все причалы заполнятся. Тут же прогуливаются местные жители, пробегают трусцой спортсмены, едут велосипедисты, а ленивые прохожие посиживают на лавочках.

Прогулявшись по набережной, можно свернуть налево по улице Лиисанкату (Liisankatu) и дойти до одного из самых старых домов Хельсинки - Дома бюргера на Кристианинкату (Kristianinkatu). Небольшой деревянный дом на городской улице, где сейчас открыт музей. Ну а дальше, пройдя мимо дома Вилкмана с его золотыми петушками на сером фасаде на той же Лиисанкату, свернуть обратно к Кафедральному собору на Сенатскую площадь, благо его белый купол виден издалека в проемах улиц.

Прогулку по району, расположенному направо от Рыночной площади, лучше начинать рано утром и, все-таки, в то время, когда уже станет вполне тепло. Тогда можно будет заодно заглянуть на блошиный рынок Хиеталахти, который разворачивается во всю с наступлением теплых дней в мае. Сворачиваем на бульвар Эспланада - вообще-то есть Северная Эспланада (Pohjoisesplanadi) и Южная Эспланада (Etelaesplanadi), но на самом деле это просто две стороны одного широкого бульвара. Проходим мимо фонтана Хавис Аманда, и идем до проспекта Маннергейма (Mannerheiminti). Эспланада - это парадная улица Хельсинки, это даже своего рода символ превращения в свое время небольшого городка в деловой центр и действительно в столицу Финляндии. Дома вдоль бульвара внушительны и солидны. Такое вот «скромное обаяние буржуазии».

От проспекта Маннергейма сворачиваем на улицу Булеварди (Bulevardi) и идем прямо по ней, мимо Старой церкви - первой церкви, построенной после провозглашения Хельсинки столицей, до того, как был возведен нынешний Кафедральный собор, до рыночной площади Хиеталахти (Hietalahti), где по выходным разворачивается всем известный блошиный рынок.

Хиеталахти - это торговые ряды со всякой всячиной. И откровенный хлам, и антикварные вещи, и просто интересные штучки, открытки, пластинки, украшения, одежда, правда, одежда ну уж совсем никакая. Среди продавцов порой слышится и русская речь. Мужик с большими клетчатыми челночными сумками подходит к финской продавщице и, тыкая пальцем в бюст Ленина, завязывает разговор: «Ленин бизнес гуд?», что, видимо, в переводе с русского английского обозначает «Есть ли спрос на бюст Ленина?». Финка слегка морщится: «Ноу, нот гуд бизнес» - Ленин, как говорится, не катит, значит … Лучше идут выставленные рядом китайские статуэтки. В общем, есть где порыться.

Кстати, на другой стороне площади Хиеталахти стоят постройки самой старой пивоварни в Финляндии - пивоварни русских купцов Синебрюховых, тут же стоит и дом семьи Синебрюховых, где сейчас находится картинная галерея. Обратно можно вернуться по той же улице Булеварди. Хотя, можно сделать небольшой круг и, свернув по Аннанкату (Annankatu), дойти до собора Св.Иоанна.

А можно еще пройтись по весенним паркам… Хотя нет - эту прогулку, все-таки, лучше оставить на лето.

Лето

Лето - всеми любимое время года. Летом в центре Хельсинки больше туристов, чем местных жителей, так как местные так и норовят уехать побыстрей из города в свои дачки где-нибудь в лесу на озере. Оставшиеся в столице, в выходные коротают время в парках. Или у воды. Впрочем, там же оказываются и туристы. А еще летом на рынках продают ягоды - вкуснейшую клубнику и малину.

Летом на Рыночной площади оживляется движение всяческих судов: морские прогулки вокруг островов залива, кораблики в зоопарк, мини-круизы в город Порвоо, вечерние прогулки с музыкой и банкетом, и, конечно, неизменные поездки на паромчике в крепость Суоменлинна. Ведь Суоменлинна не только музей, но и жилой район города. А также, впрочем, и своего рода «курортный» район Хельсинки.

Суоменлинна - это собственно не один остров, а несколько, соединенных между собой мостами. Расположена она в общем-то недалеко от берега - дорога на кораблике занимает минут пятнадцать. Крепость на подходе к Хельсинки начали строить в середине XVIII века шведы, и называлась она тогда по-шведски Свеаборг, что значит просто «Шведская крепость». Это был по тем временам масштабный и дорогой проект. Но усиление обороны Швеции было необходимо - совсем рядом побережье Балтийского моря уже принадлежало вечному противнику - России. Со своей стороны, строительство крепости, где размещался теперь большой гарнизон, дало толчок и к росту и развитию Хельсинки. Но Свеаборг все-таки сдался русским войскам в 1808 году, а в 1918 году после отделения Финляндии крепость получила свое финское название Суоменлинна (linna - значит «крепость» по-фински, ну а Суоми понятно… «Финская крепость» значит, а не какая-то там шведская!).

Сейчас на островах есть и постоянные жители. Островитяне добираются до материка на этом же кораблике, который курсирует с утра до вечера от Рыночной площади. Ну, или на собственном водном транспорте. Летом лучше подтянуться на пристань пораньше утром, потом перед посадкой скапливается целая толпа. В Суоменлинне есть кафе, ресторанчики и маленькие магазинчики, и, конечно, музеи, среди них даже музей игрушки. Еще на территории крепости можно увидеть уникальный сухой док - один из самых старых доков в Европе, действующих до сих пор. Ну и, разумеется, сами крепостные сооружения.

Сюда можно приехать на целый день, да финны так и делают - всей семьей, с детьми и корзинами для пикника, устраиваются на травке на газонах или в небольших бухточках среди скал. В солнечные жаркие дни наш холодный залив выглядит почти как южное теплое море, солнечные блики сверкают на воде, камни стен бастионов становятся теплыми, а вдали виден Хельсинки.

В Хельсинки есть еще один музей, расположенный на острове - это этнографический музей под открытым небом Сеурасаари (Seurasaari). До него, в принципе, можно дойти из центра города пешком. Правда, дорога займет где-то час с лишним, но дорога очень приятная: вдоль залива, мимо памятника Сибелиусу, потом по парку (а финский парк это камни, сосны, шишки - в общем, больше напоминает лес), потом по мостику на остров. Но можно и на автобусе доехать.

В музее под открытым небом собраны, привезенные со всей страны, постройки XVIII - начала XX века: дома зажиточных фермеров и небольшие сельские домики, усадьба, мельница, церковь. Есть даже избушка на курьих ножках, которая вызывает обычно бурный интерес у посетителей, а на поверку оказалась всего-навсего своеобразным складом для продуктов. По самому острову можно просто погулять бесплатно, здесь есть скамейки и столики для пикников, есть пляж, а по лесу бегают совсем ручные белки - надо обязательно не забыть взять с собой пакетик орешков! А еще разгуливают лебеди и гуси, которые тоже любят щедрых туристов.

Вход во внутренние помещения домов платный, но интересно посмотреть, как люди жили, а жили, надо сказать, они в основном довольно просто. Одна из самых интересных построек на острове, пожалуй, кирха из Каруны - самая старая в музее, здесь по воскресеньям проводятся службы, и иногда проходят концерты.

Еще как пример усадебного хозяйства на острове можно увидеть, например, конюшни княгини Юсуповой из ее загородного имения в Кайвопуйсто. Хотя сейчас Кайвопуйсто это вовсе уже не загород, а парк в черте города - очень популярное место летнего отдыха почти в центре Хельсинки.

Чтобы попасть в Кайвопуйсто (Kaivopuisto), можно идти от Рыночной площади направо к терминалу «Силья Лайн», и дальше вдоль залива по набережной - она выходит прямо к парку. А можно примерно напротив терминала свернуть опять таки направо и пройти через небольшой квартал вилл и иностранных посольств - такой своеобразный «скрытый мир» - кругом ограды, особняки и камеры слежения. Если вы похожи на шпиона, лучше обойти этот квартал стороной. Но район занятный, а пройдя через него выйдешь прямо к заливу - и вот собственно и парк Кайвопуйсто.

В Хельсинки есть такой район Каллио - что значит «скала», но, в принципе, не только этот район, но и весь город стоит на гранитных скалах. Парк Кайвопуйсто - не исключение. Гранит, зеленые лужайки и острова залива совсем рядом от берега. Теплым летним вечером кажется, что пол города устроилось здесь на пикник. Аллеи парка спускаются к берегу, и дальше вдоль воды идет дорожка, которая переходит в набережную, где «паркуется» множество небольших яхт. Кафе у залива заполнены, впрочем, на газонах тоже свободного места не много.

Интересна история этого места, собственно парк возник во многом благодаря первым русским «туристам». В 30-40-х годах XIX века спокойный тихий Хельсинки стал популярным местом отдыха у состоятельных петербуржцев, чему способствовало и открывшееся тогда пароходное сообщение между Хельсинки и Петербургом. И в Кайвопуйсто в 1836 году был открыт курорт с минеральной водой - СПА - курорт, как сказали бы сейчас. Место, как говорится, «раскрутили». Тогда же здесь началось строительство дач и загородных особняков, среди которых была и дача княгини Юсуповой. Так Кайвопуйсто стал центром русской курортной жизни. Впрочем, бум продолжался не долго - до начала Крымской войны 1850-х годов. Некоторые старые особняки еще остались, ну и парк, конечно, по-прежнему хорош, хотя в нем уже и нет СПА. А в том здании, что осталось от СПА центра сейчас ресторан - он находится на центральной аллее.

Вообще парков в Хельсинки много. Иногда они совсем маленькие и ютятся среди плотной городской застройки, а иногда прямо в центре города возникает ощущение, что ты находишься где-то на берегу лесного озера, а не в центре европейской столицы. И пока еще тепло, и не пришла осень, так приятно провести время в этих парках, тем более что дни длинные, а ночи белые и короткие.

Осень

Осень - это понятие растяжимое. Это и теплые солнечные сентябрьские дни, желтые листья, шуршащие под ногами, и ноябрь, когда днем серая мгла низко висит над городом, а в пять часов вечера уже наступает кромешная тьма. Залив становится серым. В такие дни хочется сидеть в каком-нибудь уютном теплом месте с чашечкой горячего кофе. На Рыночной площади в начале октября разворачивается большой рыбный рынок, и стойкий рыбный дух чувствуется в уже прохладном морском воздухе.

Здесь же можно поесть только что приготовленную рыбу в разных вариантах: жаренную на гриле, запеченную, с картошкой или с овощами. Такой обед обойдется 9-12 евро. Финны же чаще всего просто берут горсть ряпушки и кофе (почти национальный финский напиток!) Кроме рыбы тут же можно купить морошковый и брусничный джем, вкусный финский хлеб, сладкие булочки с рисовой начинкой, просто сладкие булочки и, конечно, грибы, из которых наиболее популярны лисички.

Если еще относительно тепло, то можно посидеть в кафе на улице и посмотреть на паромы и, на иногда заходящие сюда, парусники - в середине октября в Хельсинки, как правило, проводятся Дни парусных кораблей.

Если уже прохладно, но с площади уходить не хочется, можно зайти в один интересный бар-ресторан - в старом корабле, стоящем у причала Рыночной площади. Старый корабль - то ли кафе, то ли музей. Если музей, то странный. Больше похожий на свалку всякого корабельного хлама. В общем, своеобразное местечко.

При хорошей погоде есть одно тихое, уютное место в самом центре Хельсинки - это Ботанический сад Кайсаниеми (Kaisaniemi). Надо только пройти чуть в сторону от железнодорожного вокзала и обогнуть здание Национального Театра. Конечно, весной в саду все цветет, а летом зеленеет, и он выглядит совсем по-другому, но осень и желтые листья деревьев придают Ботаническому саду совсем спокойный и какой-то отстраненный вид, кажется, как будто это место полностью отделено от всего остального города, и ты находишься здесь как в тихом убежище. В Ботаническом саду есть и оранжереи, куда можно сходить, если вдруг погода совсем испортится.

А если идет дождь и холодно, самое время сходить в музей. Хотя я вовсе не утверждаю, что в музеи стоит ходить только когда плохая погода, просто для меня музеи - это всегда такой вариант осеннее - зимнего времяпровождения. И интересно, и тепло. В Хельсинки музеев много, обойти их все - сложно. Особенно если приезжаешь только на выходные, потому что большинство из них работают в выходные с 11 до 17 часов. Но постепенно, можно. Ну, или выбрать самые тебе интересные. Есть, например, музей Отелей и ресторанов или музей Дизайна, или еще музей Трамваев, или Фотоискусства.Один из главных музеев - картинная галерея Атенеум. Если честно, каюсь, мне никак не удается туда сходить. Но в следующий раз - обязательно! Хорошо, что в городе есть много небольших музеев, которые можно посетить при ограниченном количестве времени. В этом смысле хороши, например, выставки Музея Города Хельсинки. Музей Города Хельсинки, рассказывающий, собственно, непосредственно об истории города, расположен на улице Софианкату - той, которая ведет от Сенатской площади к гавани. Улица примечательна, и сама по себе является продолжением Музея города - на ней можно увидеть, например, что представлял из себя газовый фонарь, которыми когда-то освещали столицу Финляндии, или старинную телефонную будку.

Сам музей небольшой и, как бы это сказать, логичный. Все периоды развития Хельсинки. Почти деревня, потом шведский город, потом российский период, потом независимая Финляндия. Очень наглядно и познавательно. Прогулку по музею можно использовать вместо путеводителя. Все комментарии к экспонатам есть на английском языке. А в музейном магазине можно купить книги о городе и на русском языке.

Собственно, Музей Города Хельсинки - это не только одно основное здание на Софианкату, это несколько музеев, в число которых входит, например, Дом бюргера на Кристианинкату и Дом Седерхольма на Сенатской площади, или еще небольшой розовый особняк на проспекте Маннергейма рядом с современным Дворцом Финляндии - вилла Хакасалми (Hakasalmi). Сейчас там проводятся временные выставки, например, в последнее время очень хорошая выставка фотографий Хельсинки 1970-х годов. Но вилла Хакасалми интересна еще и тем, что когда-то она принадлежала женщине очень много сделавшей для этого города - Авроре Демидовой-Карамзиной, одной из самых богатых и красивых женщин Российской империи. Ходили даже слухи, что Александр II даровал Финляндии большие свободы именно по ее совету. Много лет прожила Аврора в Хельсинки, занималась благотворительностью, здесь она и умерла в возрасте 90 с лишним лет. А улица, которая проходит сейчас за виллой Хакасалми, называется Карамзининкату.

Да, кстати… вход во все музеи, входящие в состав Музея Города, бесплатный!

Золотая осень - красивое время, которое проходит очень быстро. Да и вообще осень всегда как-то очень быстро сменяется зимой.

Зима

Когда в Петербурге еще идет серый дождь, в Хельсинки уже может мести метель. А когда выпадает снег, город становится веселей. И тьма, кажется, уже не так утомительна. На Рыночной площади остаются только самые смелые и морозоустойчивые продавцы. Залив покрывается льдом. И только маленький стойкий паромчик по-прежнему отчаливает в Суоменлинну согласно расписанию.

о все равно Хельсинки не кажется застывшим - это город, постоянно находящийся в каком-то движении. Даже просто пройдя по улицам, создается такое впечатление, что здесь все куда-то уезжают или приезжают - постоянно видишь на улицах людей волокущих за собой чемоданы.

И все-таки зима, и, конечно, декабрь - это Рождество и все, что с ним связано: праздничная атмосфера, украшенные улицы, рождественские концерты, выбор подарков и … да! шопинг!!! Впрочем, шопинг - это для многих любимое и главное занятие в Хельсинки в любое время года.

Я не шопоголик - попала как-то на большую распродажу в Стокманне и через 15 минут толкотни не хотела уже ничего, лишь бы выбраться оттуда. Но некоторые магазины люблю. Особенно люблю предновогодние базары и ожидание праздника. Все тот же универмаг Стокманн, расположенный в начале Алексантеринкату, традиционно украшает свои витрины к Рождеству целыми композициями: Санта Клаус, гномы, олени и всякие разные лесные зверушки, все они двигаются, разжигают игрушечный костер, готовят на игрушечной кухне и накрывают праздничный ужин за игрушечным столом!

Детям безумно нравится. Впрочем, и взрослым тоже.

Числа с десятого декабря на Эспланаде открывается рождественский рынок. Вдоль всего бульвара ставят деревянные торговые павильончики. А чуть раньше, со 2 по 6 декабря в Хельсинки, как правило, проходит Женская рождественская ярмарка. Проходит она в выставочном комплексе WanhaSatama, что значит «Старая гавань», который находится в районе Катаянокка - почти сразу за терминалом «Викинг Лайн». Несколько больших залов занимает выставка-продажа изделий, выполненных женщинами. Тут просто разбегаются глаза, особенно у любителей накупить гору всяких интересных, но не очень полезных вещей: всякое рукоделие, вязанные вещи - от носков до платьев, свечи, поделки, украшения, рождественские открытки, игрушки, сладости, в общем - держись кошелек… Ведь все не так уж и дешево …Но ты утешаешь себя, что это в подарок, и вот это, конечно, тоже в подарок, это все просто необходимо купить! И еще там обычно очень веселое и доброе предпраздничное настроение.

Ну а если попадаешь в Хельсинки до или уже после рождественских базаров, а праздника хочется, есть в городе один магазин, где всегда Рождество. Это сувенирный магазин на Эспланаде - по адресу Pohjoisesplanadi 35. Магазин трехэтажный - один из самых больших сувенирных магазинов в городе. А на нижнем этаже всегда - то есть круглый год - стоит украшенная посыпанная снегом елка, живут гномы и продаются рождественские украшения! Там всегда зима, даже в июле.

Рынки города зимой - это теплый и уютный уголок, легкий шопинг, плюс кофе, плюс пончик. Конечно, речь идет о крытых рынках. Старейший крытый рынок Хельсинки - WanhaKauppahalli(что, собственно, и значит «Старый рынок»), расположен почти на самой Рыночной площади - чуть справа, если стоять лицом к заливу. Это такое длинное низкое здание пестрой кирпичной кладки. Внутри - длинный коридор всяких вкусностей от овощей и оленины до сладких плюшек. Есть и кафе, где можно спокойно в тепле позавтракать. По субботам здесь особенно много народу. Можно ничего не покупать, просто погулять среди рядов, посмотреть на товар.

Другой известный рынок Хельсинки - Хаканиеми (Hakaniemi) - расположен чуть подальше от центра города, за мостом Питкясилта (Pitkasilta, что значит «Длинный мост»). На первом этаже в Хаканиеми - продуктовые ряды, но здесь же можно поесть вкусного финского супчика, например. На втором - сувениры, одежда, подарки, моя любимая «лавка художника», открытки, и, конечно же, в декабре всякие рождественские штучки.

Еще одно место в городе, которое я люблю - книжный магазин «Академия». Попасть в него можно прямо из универмага Стокманн, пройдя через его нижний этаж. В основном, книги, конечно на финском языке, но много и на английском. А также, есть очень интересные нестандартные открытки, в том числе с видами Хельсинки, которые можно купить в качестве сувениров. А еще там есть очень большой журнальный отдел - журналы разной тематики, в том числе на английском, французском и русском языках. Само же помещение магазина примечательно тем, что его проектировал знаменитый архитектор Алвар Аалто.

На нижних этажах больших супермаркетов, как правило, находятся магазины «Алко» - а это такие места, где у финнов продают алкоголь. Посетить их стоит из-за финского ликера фирмы «Лаппония» - черничного или морошкового. Есть такой магазин и рядом с «Академией» на нижнем этаже Стокманна.

И еще один любимый магазинчик под названием «Все для сауны» - расположен он напротив Кафедрального собора по адресу Aleksanterinkatu 20. Сауны у меня нет, но это ведь не мешает купить какой-нибудь крем или шампунь. Продавцы там говорят по-русски и могут подсказать, что скрывается в каком флакончике за сложными финскими названиями. В этом же здании расположены и небольшие сувенирные магазинчики и магазины с украшениями. Мне, например, очень нравятся финские украшения из цветного стекла.

Кстати о саунах … Зимой хочется погреться… и искупаться тоже…Сауна, в принципе, есть в любом отеле. А вот искупаться можно в аквапарках. Сейчас заменой ранее всеми любимой «Сирены» уже стал аквапарк «Фламинго». Находится он в пригороде Хельсинки - Вантаа. Туда можно доехать из центра города на автобусе. Во «Фламинго» помимо аквапарка есть отдельная СПА-зона с теплыми бассейнами, саунами и различными банями. Народу там, правда, прибавляется, когда в выходные привозят русские группы, но столпотворения все равно нет, или, может, мне просто так везло.

Да… Вот такая зимняя схема: потратил деньги, поплавал в бассейне, погрелся в сауне, выпил ликера, ну еще книжку почитал - и тебе хорошо! Хотя, кто мешает зимой съездить в Суоменлинну или сходить в музей, или погулять по городу? Никто! Так что, есть чем заняться в городе Хельсинки. Вот только прокатиться на кораблике по заливу дальше Суоменлинны зимой не удастся. Ну, так ведь скоро уже весна…И что-то уже снова хочется съездить к северным соседям…

P.S. Немного полезной информации:

На мой взгляд, самый лучший сайт для планирования своего пребывания в Хельсинки www.visithelsinki.fi. Тут есть полная информация и по музеям, и по всем событиям, происходящим в городе, и по достопримечательностям. Есть версия сайта на английском языке, на русском нет. Есть также сайты на русском языке, но они все-таки менее информативны, например: www.vhelsinki.ru, www.helsinkitown.ru

В центре города на Эспланаде находится Туристский информационный центр - адрес Pohjoisesplanadi 19 - здесь можно взять карты города и, в общем-то, получить всю необходимую информацию. Есть бесплатные буклеты и на русском языке, в том числе, с адресами и маршрутами разных прогулок, например маршрут с картой для осмотра лучших построек в стиле модерн.

Здесь же можно купить Карточку Хельсинки, которая дает право бесплатного входа в музеи, проезд на городском транспорте и другие скидки. Но такая карточка достаточно дорогая, мне кажется, и в целом, имеет смысл ее покупать, только если задаться целью за день или два обойти все музеи. Впрочем, каждый судит сам. Сайт с описанием всех услуг, входящих в стоимость карты www.helsinkicard.fi - есть русская версия этого сайта.

Сайт крепости Суоменлинна www.suomenlinna.fi на английском языке.
Музей Сеурасаари
www.seurasaari.fi тоже на английском. Номер автобуса, который идет из центра города - 24. Билет на автобус за 2,5 евро можно купить прямо у водителя.
Морские прогулки по заливу
: www.sunlines.fiwww.royalline.fi - у этого сайта есть русская версия.
Музеи
: Атенеум www.ateneum.fi, Музей города Хельсинки www.helsinkicitymuseum.fi, хотя, в принципе, на сайт любого музея можно зайти с www.visithelsinki.fi
Аквапарк "Фламинго" www.flamingo.fiwww.flamingospa.fi - есть на русском языке, там же можно посмотреть цены.

P.P.S. Да и вообще, кофе кончается… И ликер весь выпили… Точно, снова пора в Хельсинки!

В Финляндию с "1001 тур"!
15 февраль 2016 г.
Придраться не к чему - город Вы знаете куда лучше многих, в нем живущих)))) И лицо его смогли в фотографиях передать очень точно.

Я Ваш рассказ рекомендавала к прочтению здесь http://forum.turizm.ru/common/all/rekomenduyu-tolko-na-turizm-ru-luchshee.html?post=875132#p875132
И с удовольствием передаю Вам право рекомендации, если среди рассказов туральбома есть те, которые Вы положили на свою полочку Избранное.
Katich
15 декабрь 2010 г.
Спасибо всем большое! Рада, что вам понравился рассказ, а если он еще и показался полезным - вообще здорово! Для Магрибка: да, грибы у них на рынках отборные :) Кажется, из Лапландии по большей части. Хотя финны их не очень-то и собирают, и даже в некоторых парках в черте города можно грибы найти.
магрибка
Россия, Подмосковье
14 декабрь 2010 г.
Какие Грибы! Кажется, такие крупные! Грибы все как на подбор! неужели есть такие?
магрибка
Россия, Подмосковье
14 декабрь 2010 г.
с удовольствием несколько раз прочла ваш подробный и интересный рассказ. Фотки замечательные! Узнала много новых тонкостей. Учту при поездке в Суоми. Спасибо! действительно, понравился Ваш фотоотчет.
Medvedev
8 декабрь 2010 г.
Очень понравилось!!!Фотографии супер!!!!
Олега..
Россия, Люберцы
8 декабрь 2010 г.
Рад, что первым влепил 10евро за рассказ...
В Финляндию с "1001 тур"!
Экскурсионные туры от 1481 руб.!
Суперскидки до 40% по акции Раннее бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит, страхование