Новосибирск. Россия
Отзыв написан: 23 ноября 2010 г.

Наверное, нигде в мире нет такого скопления великих достопримечательностей, как в Италии. Страна буквально усеяна шедеврами, и нет ничего удивительного в том, что именно из Италии черпала Россия свое архитектурное вдохновение и именно итальянские зодчие сыграли такую огромную роль в определении облика нашей столицы. Если у кого и могут возникнуть на сей счет сомнения, съездите в Италию и сами в этом убедитесь.

Объехать Италию в один присест, конечно, невозможно, да и не нужно. Однако если ездить туда каждый год, посещая по одному городу за лето, и так по всем остальным городам Европы, может запросто не хватить всей жизни. Вот и пришлось пойти на сделку с собственными желаниями и взять комбинированный тур: неделю экскурсионки по части Италии (хотя он и назывался «Вся Италия») с последующим отдыхом на море. Выбор пал на Натали тур не случайно. Это была единственная туристическая компания, которая предложила прямой перелет из Новосибирска до Римини. Правда, как потом оказалось, это был обман, возможно, не сознательный. Но незадолго до начала путешествия нас «обрадовали», что лететь придется через Москву. И хотя это было названо транзитом, это была пересадка, когда надо сначала получать багаж, а потом заново проходить регистрацию в Домодедово. И летим мы уже, как оказалось не в Римини, а в Болонью. Самолет, как всегда задержали, и мы оказались у стойки регистрации в аэропорту Домодедово незадолго до отправки рейса в Италию. Почти бегом (нас пропустили без очереди) с большим опозданием мы ворвались в самолет, выслушивая по ходу недовольство стюардесс, как будто мы где-то специально болтались, чтобы не дать добропорядочным пассажирам вовремя взмыть в небо.

И вот мы в Италии. Огромная толпа русских туристов была постепенно разобрана по автобусам и прикреплена к соответствующим гидам. Нам повезло больше всех. Я просто убежден в этом. Группа оказалась исключительно интеллигентная. Многочисленные рассказы русских туристов про наших соотечественников, которые не умеют себя вести, не имели к нам ни какого отношения. Я вообще склонен предположить, что на нас наговаривают напраслину. Русские туристы очень любознательные, открытые, нежадные. Возможно все дело в характере поездки, возможно экскурсионные туры выбирает соответствующий тип людей, не знаю. Из всех своих путешествий я был зол на соотечественников только один раз в Китае, больше мне русское быдло за границей не попадалось. Вот немцы – да, тяжелый случай.

Нашим гидом была Ольга, потрясающий рассказчик, блестящий знаток Италии, удивительная женщина, способная удерживать внимание на протяжении долгих часов, слушать которую можно было бесконечно. Все автобусы из аэропорта поехали по заранее намеченному маршруту в Римини, где после расселения и небольшого отдыха туристам предстояла поездка в Сан-Марино. Это касалось всех, но не нас. Ольга нам объявила, что в Римини не нашлось для всех места и наш автобус едет совсем в другую сторону. Первую и последнюю ночь этой туристической недели мы должны будем провести в горах, в живописном месте в районе Урбино. Я был счастлив. Этот город входил в мои планы для посещения, но я не был уверен, соберусь ли я на эту поездку. И вот сама судьба отдавала Урбино мне в руки. Более того, Ольга предложила заехать в Болонью, которая не входила в программу экскурсий. Действительно, глупо прилететь в Болонью и проехать мимо. И вот пока остальные автобусы мчались в направлении Римини, мы въехали в столицу Эмилии-Романьи.

Болонья. Это был первый город на нашем пути и потому легко догадаться, что все первые чувства, первые восторги от Италии мы подарили Болонье. Именно Болонья убедила нас, что московская архитектура создавалась под влиянием итальянцев. Зубчатые стены, мало отличающиеся от Московского Кремля, рассказ о болонском архитекторе Фиораванти, построившего наш Успенский Собор, исключали какую бы то ни было историю о самобытности русской архитектуры.

Центральная часть города являет собой чудом сохранившийся кусочек средневековья. Старые улочки в районе старого университета идеальное место для уединенных прогулок. К сожалению ворота, ведущие в университетский двор, оказались заперты и пришлось разглядывать старейший в Европе университет через узенькую щель. Самое впечатляющее сооружение города фонтан Нептуна работы Джамболоньи. Это был первый итальянский фонтан, который я увидел, и мне хотелось стоять рядом с ним, разглядывать его, фотографировать его много, много раз подряд.

Возможно, поэтому этот Нептун мне показался куда изящнее одноименного фонтана во Флоренции, который мне предстояло увидеть несколькими днями позже.

Однако первое, что бросается в глаза в Болонье, это бесконечные колоннады, идущие вдоль улиц. Было ощущение, что они не кончатся никогда. Нещадно палило солнце, но эти длинные колоннады к всеобщей радости надежно укрывали нас от зноя, позволяя расслабиться и получить истинное удовольствие от прогулки по этому замечательному городу. И еще я узнал, что Италия не ограничивается падающей башней в Пизе. Болонью падающими башнями не удивишь. Их тут сразу две Азинелли и Гаризенда. Это очень старые башни кажется XII в. или около того.

Мы были в Болонье всего несколько часов и потому так и не успели испробовать местные кушанья, которыми славится этот город. Нам рассказали, что нигде в Италии вы не найдете город более близкий к России, чем Болонью. Здесь анклав итальянских коммунистов, которые с великим благоговением относятся к России, к Ленину, что давало нам прекрасную возможность бесконечно плутать по узким улочкам, ибо гарантия безопасности со стороны итальянских коммунистов нам была обеспечена.

Время, отведенное под осмотр Болоньи, закончилось, и наш путь лежал дальше в независимое государство Сан-Марино, которое находится недалеко от Римини. Подъезжая к Римини, мы пересекли некогда весьма примечательную речку Рубикон. Когда-то эта река была границей между Римской республикой и Цезальпийской Галлией. Цезарь долго не мог решиться перейти эту границу, ведь переход Рубикона означал начало гражданской войны. С тех пор выражение «перейти Рубикон» или «жребий брошен», означавшее  принятие бесповоротного решения, стало знаковым. Сейчас это махонькая речушка, больше похожая на арык. С высоты моста она выглядела настолько непрезентабельно, что казалось ее можно просто перепрыгнуть. И все-таки это был знаменитый Рубикон!

Сан-Марино. Расположенное на высокой горе, это государственное образование оказалось весьма симпатичным местечком. Откровенно не ожидал. Там оказалось очень мило и уютно: романтические каменные стены, уходящие ввысь, увитые зеленью дома, располагающие к пешим прогулкам улицы, небольшой садик, смешные военнослужащие в клоунской форме с красной пампушкой на фуражке.

Сан-Марино мне показался просто чудным кукольным городком, в котором все ненастоящее: улицы, магазины, дома, военные.

Со смотровой площадки хорошо просматривается вдали море. А ведь до него, по меньшей мере, 20 км. Здесь нам была предложена дегустация вкусненьких ликеров. Нам больше всех понравилось лимончелло. Рекомендую. Мы приобрели бутылочку, хотя потом в магазине увидели и подешевле. Кстати этот ликер оказался намного насыщеннее и вкуснее той лимончеллы, которую мы позднее купили в супермаркете на побережье.

Сан-Марино зона беспошлинной торговли. Говорят, что здесь все намного дешевле, чем собственно в Италии. Не знаю. К шоппингу я испытываю полнейшее равнодушие, но с чужих слов отдыхавших с нами туристов слышал, что здесь действительно можно приобрести неплохие кожаные вещи, женские сумки по приемлемым ценам. Кое-кто из наших специально ездил из Римини сюда за кожаными изделиями, чтобы без спешки все посмотреть и выбрать понравившееся. Здесь очень много русских девушек работает в магазинах. Видимо, туристы из России никак не могут утолить свой потребительский голод к всеобщей радости итальянцев.

Покинув уже под вечер этот уютный городок, мы добрались до отеля уже затемно. Было очень поздно, поэтому осмотр Урбино решено было отложить до утра. На следующий день с утра пораньше еще до завтрака я отправился в город. Наш отель находился в непосредственной близости от городка в горах в районе вилл. До старой части города, опоясанной каменной стеной, пришлось идти минут 30, но это стоило того. Урбино – родина Рафаэля, и мне безумно хотелось увидеть дом, в котором родился это великий художник. Сам дом меня несколько разочаровал, обычное средневековое строение, но город оказался поистине великолепен. Я попал в настоящее средневековье, в XV век. Этот город полностью сохранился с ренессансных времен.

Было раннее утро, на улицах ни души, тишина. Было ощущение, что я один среди этих старых стен. Это томительное волнение очень трудно передать словами. Уже на обратном пути стали попадаться люди. Это было просто потрясающе. Здесь еще и живут! Времени до завтрака оставалось катастрофически мало, а я еще так многого не увидел. Но что поделаешь, пришлось мчаться в отель. Сегодня предстоял длинный переезд в Рим.

Дорога в Рим пролегает по живописным местам Апеннин через зеленое сердце Италии – Умбрию. Вдоль дороги, иногда пересекая наш путь, извивалась небольшая речушка, которая постепенно становилась все шире и шире. Это оказался Тибр. Мы двигались почти вдоль него, практически повторив тот путь, по которому прошли два юных младенца Ромул и Рэм, рожденные Сильвией от Марса и брошенные в реку злобным Амулием, пока корзинку с детьми не прибило к Палатинскому холму. Ольга неустанно рассказывала нам про этот район страны. Конечно, всего я уже не помню, ведь прошло свыше 4 месяцев, но было страстное желание остановиться для детального знакомства с этими местами.

Рим произвел на меня самое сильное впечатление. Мы там были три дня. Это ничтожно мало, чтобы увидеть  даже самое основное, не говоря уже о большем, но достаточно, чтобы влюбиться в этот город. Стоит пройти несколько раз по одним и тем же местам, по одному и тому же маршруту три раза и город уже кажется чуточку родным и близким. Нас поселили на севере в районе вилл по ту сторону холма Пинчьо рядом со станцией Euclide. От нее под холмом до Пьяцца дель Попполо идет что-то типа метро. Следующая станция уже собственно метро Площадь Фламиния, которая выходит к воротам, ведущим к Пьяцца дель Пополо. Но это не метро, хотя внешне выглядит также. Вагоны, правда, несколько убогие. Билеты с этого типа дороги действительны для проезда в настоящем метро. Холм можно обойти и пешком, достаточно выйти на улицу Фламиния и пройти вниз. Дорога от отеля до Пьяцца дель Пополо пешком занимает минут 20. Здесь на этом холме находится великолепный парк Вилла Боргезе.

Мы бродили по нему рано утром, когда город еще только просыпается. Удивительное время. В парке еще почти никого нет, лишь около озера несколько художников что-то рисуют. Район вокруг озера с храмом Эскулапа пожалуй самое романтическое место в Риме, хотя я побывал далеко не везде, так что однозначно судить очень трудно. Там же нам попался памятник А.С. Пушкину, который никогда в Риме не был.

Через ворота Порто дель Попполо виднеется одноименная площадь и уходящая вдаль улица Корсо. Есть что-то таинственное и мистическое в этих проступающих контурах церквей-близнецов, которые случайно обнаруживаешь, всматриваясь в темный узкий проход, через который когда-то люди въезжали в Вечный город. Огромная Пьяцца дель Попполо красива сама по себе. В центре ее стоит египетский обелиск (их вообще много в Риме), но самым интересным местом на площади без сомнения является церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Она у самых ворот слева от входа, не спутайте с двумя церквями-близнецами в южной части площади. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо построена на месте захоронения праха Нерона, который был выброшен в Тибр в конце XI в. Эта церковь фигурирует в романе Д. Брауна «Ангелы и Демоны», в частности капелла Киджи, спроектированная Рафаэлем. Однако самым поразительным для меня оказалось обилие в церкви черепов, как настоящих, так и искусно сделанных, в том числе великим Бернини.

Что за кости выставлены на всеобщее обозрение, я так и не понял. Я вообще обнаружил в римских церквях многочисленные мумии пап, доступных всеобщему лицезрению. Возможно, эти кости и череп когда-то принадлежали известной личности, кому, я так и не узнал.

Вскоре после заселения в отель нас повезли на обзорную экскурсию по Риму. Как ни странно наибольшее впечатление на меня произвел не Колизей, а Пантеон. Вот где поистине чувствуется что-то необыкновенное и великое. Когда заходишь в Пантеон, замираешь. Мистическое место. Образ Колизея же слишком растиражирован, слишком привычен и узнаваем. Очень часто такие места не вызывают трепетного волнения. Эйфелева башня в Париже вызвала в свое время у меня такие же чувства. Вот если бы я увидел Колизей, даже не подозревая о его существовании, тогда, думаю, я пришел бы в восторг. А так, конечно, уже не то. Кстати сам Колизей снаружи выглядит куда более величественно, чем изнутри. Посещение Колизея меня вообще разочаровало. Внутри там делать просто нечего.

Экскурсия по Вечному городу была организована великолепно. Изюминкой экскурсии было то, что гид не только рассказывала про Рим и его достопримечательности, но и останавливала случайных прохожих в разных местах города и расспрашивала их, задавая самые разные вопросы: почему вы, итальянцы, сначала пьете воду, а только потом кофе; что вы думаете о Муссолини и многие другие. Один раз удалось поймать сенатора. Его вычислили по соответствующему значку на лацкане пиджака. В черных очках, с седыми висками, очень импозантной внешности этот итальянский сенатор как будто сошел с картинок в нашу живую реальность. Жаль, не сфотографировал его. Он поставил это условием перед началом интервью. Так что пришлось ограничиться фотографированием полицейских. Я заметил, что итальянцы в центре города, которые нам встречались (гид безошибочно отличала римлян от туристов), типичные пижоны. Нам рассказали, что итальянцы действительно очень следят за собой и любят все красивое, и потому очень трепетно относятся к своей одежде. Почему-то невольно вспомнил испанцев, те были охламонами.

На каждом углу в городе даже на канализационных люках встречается надпись SPQR. У гида удалось выяснить, что это означает - Senatus Populusque Quiritium Romanus (Сенат и народ Рима едины). Это старая римская формула, которая сохранилась с древнейших времен. И еще на каждом углу в Риме есть фонтанчики или просто колонки. Вода в Риме не менее привлекательное явление, чем все остальное. Вода в Риме удивительно вкусная и чистая. Носите какую-нибудь емкость всегда с собой, гуляя по Риму, особенно в жару, чтобы набирать воду. Все три дня, что мы гуляли по городу, было необыкновенно жарко, но это особенно не чувствовалось, потому что мы пили воду, много воды. Воду можно пить прямо с фонтанчиков, что все и делают. Повторюсь, вода очень и очень вкусная. Говоря о вкусностях, обычно вспоминают итальянское мороженое и граниту. Сразу могу сказать, гранита мне не понравилась, сильно приторный вкус. Жене наоборот, так что это на любителя. Что касается мороженого, то оно, конечно, вкусное, но не более того. Я бы сказал, ничего особенного. Нас русских этим не удивишь. Наше мороженое не хуже. Буквально неделю назад я получил дополнительное подтверждение своим словам, случайно наткнувшись на путеводитель по России, написанный кем-то из иностранцев для своих соотечественников. Из рекомендаций, что следует обязательно попробовать в России, фигурируют только две вещи – водка и мороженое. В путеводители написано: русское мороженое очень высокого качества, по вкусу напоминает итальянское, только стоит намного дешевле, хотя сами русские почему-то предпочитают покупать импортное мороженое. Они вообще склонны считать, что все иностранное лучше отечественного. Точно сказано. Это не значит, что не стоит покупать мороженного в Риме. Стоит, конечно, стоит. Оно намного вкуснее мороженного в Париже или Амстердаме, но похожее наше.

Из всех мест, где мне удалось побывать в Риме, самым замечательным оказался район Трастевере. Без преувеличения это «сердце Рима». Вот, где видишь настоящий повседневный Рим. Обычно в Трастевере рекламируют улочки, находящиеся по разные стороны от шумной Виале Трастевере. Лично мне больше по душе пришелся район вокруг церкви Санта-Мария-ин-Трастеве­ре. Как же там мило и уютно! Своеобразная маленькая деревня посреди шумного города. Маленькие ресторанчики со столиками на улице, местные жители в одних майках, активно жестикулирующие, как все итальянцы, как будто о чем-то спорящие, покой и умиротворение. Там мы и пообедали, устроившись за один из свободных столиков, выбрав тот ресторанчик, где было много местных. И не прогадали. Поскольку меню было только на итальянском, нам пришлось делать заказ наугад. В этом была своя прелесть. Интересно, что нам принесут. Помню, было что-то вкусное.

В район Трастевере мы попали, спускаясь с Яникульского холма, откуда открывается замечательный вид на Рим. Там нам пришлось немного поплутать. После посещения Ватикана, мы решили пройти весь путь до Санта-Мария-ин-Трастеве­ре пешком. До монумента Гарибальди шли без каких-либо осложнений. А вот потом нормальная дорога кончилась. Тротуары исчезли, и нам пришлось идти вдоль автомобильной дороги, которая при этом постоянно петляла, убеждая нас, что мы зашли куда-то не туда. Выйдя к фонтану Паолина, мы прошли еще дальше, спустились вниз по какой-то лестнице и только тогда очутились как раз в тех местах, о которых я писал выше. Вообще в Риме очень легко уйти не туда. Многие парки окружены заборами, которые на карте не указаны. Поэтому приходиться идти неизвестно куда в поисках ворот. Так было, когда мы пытались попасть на виллу Целимонтана. Мы шли долго, долго вдоль забора, но дыры в нем так и не обнаружили. Жена наотрез отказалась идти дальше в поисках заветных ворот, поэтому мы так и не побывали в том парке.

Приехать в Рим и не посетить его главный исторический центр – Древний Римский Форум и Палатин – преступление. Мы не хотели быть преступниками и пошли. Честно скажу, я боялся разочароваться. Судя по фотографиям, размещенным в Интернете, смотреть там особо нечего. Но я рад, что не поддался первым чувствам и побродил по Форуму и Палатину. Посещение этих исторических мест под палящим солнцем оставило куда больше впечатлений, нежели посещение Колизея, входящее в стоимость купленного билета. На первый взгляд там смотреть нечего, но это только на первый взгляд. Хотя людей, далеких от истории и малознающих, думаю, Форум и Палатин оставят равнодушными. Бродить по этим местам надо хоть чуточку исторически подкованным, иначе все эти названия «Виа Сакра», «Храм Весты», которые готовы вскружить голову любому, кто о них так много слышал и вот только теперь увидел воочию, не вызовут в душе ровным счетом никаких чувств. Но для человека влюбленного в историю все эти названия не пустые слова. Можно было бы долго рассказывать о весталках и вообще о Римском Форуме, но это слишком известные сюжеты, чтобы надолго задерживаться на этой теме. Одно лишь скажу, по Форуму надо бродить со схемой в руках, чтобы не терять время, кидаясь от одних развалин к другим, лихорадочно читая надписи в надежде найти остатки того сооружения, которое ищешь. Неожиданно маленьким оказалось здание Сената. Понятно, что это современная реконструкция, но размеры то настоящие. Как там помещалось 300 сенаторов, ума не приложу. Разместиться, конечно, можно, но ведь будет тесно.

Поднявшись на Палатин, мы продолжили свое знакомство с Древним Римом. Не знаю почему, но здесь мне понравилось даже больше чем на Форуме. Есть что-то великое и вечное в этой призрачной части Рима. Когда гуляешь вдоль останков домов, принадлежавших знатным патрициям, осматриваешь развалины резиденции императора Августа (Дом Ливии), воображение рисует картины Древнего Рима. Собственно говоря, все эти места интересны исключительно благодаря игре ассоциаций. Отсюда с высоты холма открывается классический вид на Римский Форум, который я лелеял в своей памяти с далекого детства, когда впервые увидел в школьном учебнике эту картинку. Конечно же, я ее запечатлел.

С другой стороны холма я глянул на Circus Maximus, грандиозный некогда ипподром, ныне красноречиво пустой и заброшенный.

От Колизея к монументу Виктора Эммануила II идет широкая Виа дей Фори Империале, которая просто по живому рассекает императорские Форумы. Как Муссолини с его трепетным отношением к истории Рима вообще мог додуматься проложить эту улицу?! Она не только портит вид, но и отвлекает от раздумий. Машины на фоне античности – это просто чудовищно. Нарушено единство образа. Дорога выглядит настолько нелепо и искусственно, что напоминает холодный душ, который резко и грубо возвращает вас к действительности. Монумент Виктора Эммануила II с Алтарем Отечества многие ругают. Но если выходить к нему не от Колизея, а, наоборот, от площади Венеции, он выглядит впечатляюще. Нас вели в первый день именно так через узенькие улочки к Дворцу Венеции, откуда внезапно открылся удивительный вид с виднеющимся вдали Колизеем.

Монумент Виктора Эммануила II стоит у подножия Капитолийского холма, на который обязательно стоит подняться. На холм ведет две лестницы. Одна старая еще с римских времен, крутая. Сейчас на ее месте лестница XIV  в. Взбираться по ней тяжело. Поэтому обычно все поднимаются по другой, той, что правее, по Кордонате. И это не удивительно. Во-первых, она большая, красивая и пологая, к тому же спроектированная Микеланджело; во-вторых, она ведет к Капитолийским музеям. По пути наверх вас встречают близнецы Диоскуры: Кастор и Поллукс – большие статуи позднеримской эпохи.

Диоскуры считались воплощением воинской доблести и выступали в качестве покровителей всадников, привилегированного слоя в Древнем Риме, поэтому Кастор и Поллукс держат лошадей. В центре площади единственная дошедшая до нас из всех подобных бронзовая конная статуя Марка Аврелия (копия), оригинал в музее, куда я так и не попал из-за катастрофической нехватки времени. Однако, поднимаясь по Кордонате, туристы зачастую не замечают и проходят мимо скромно стоящей в стороне слева от лестницы небольшой статуи Кола ди Риенцо. Большинство людей ничего не слышало об этом человеке. А ведь это был, по сути, последний народный трибун, правда, уже средневекового Рима. Блестящий оратор, сын трактирщика и прачки, Риенцо обличал произвол феодалов. Возглавив народное восстание, он встал во главе Римской республики, но, в конце концов, потерял доверие народа и был им убит. Петрарка, с восторгом относившийся к Риенцо, даже посвятил ему свои строки. К его имени обращался и Байрон:

Но где последний Рима гражданин,

Где ты, Риенци, ты, второй Помпилий,

Ты, искупитель тягостных годин

Италии, ее позорных былей,

Петрарки друг! В тебе трибуна чтили.

Так пусть от древа Вольности листы

Не увядают на твоей могиле!

С тобой народ связал свои мечты.

О, рыцарь Форума, как мало правил ты!

Риенцо был убит как раз у подножия крутой лестницы (Кордонаты тогда еще не было), ведущей наверх Капитолийского холма. Однако эта лестница примечательна не только этим. Крутые ступеньки (их ровно 124, я лично пересчитал, взобравшись по ним на холм) ведут к церкви Санта-Мария-ин-Арачели.

В прежние времена по этим ступенькам женщины поднимались на коленях, умоляя Деву Марию о помощи. Примечательно, что церковь стоит на месте бывшего римского языческого храма Юноны, покровительницы женщин и охранительницы семьи и домашнего очага.

Храмы Рима отдельная самостоятельная страница этого удивительного города. Я с трудом себе представляю, что успели посмотреть и где побывать те люди из нашей группы, которые променяли третий последний день пребывания в Риме на поездку в Неаполь и Помпеи. Конечно, я тоже хотел в Неаполь, но не за счет же Рима! Куча мест, куда я просто не успел попасть за эти три дня. Каково же тем, кто пробыл в Риме всего два, а по сути полтора дня.

Кроме церкви Санта-Мария-дель-Пополо, о которой я уже писал, и собора св. Петра в Ватикане, я посмотрел еще ряд церквей, но более внимательно изучил только четыре, хотя в планах было больше. Первым в этом ряду без сомнения стоит собор св. Иоанна в Латеране. В католической иерархии эта церковь стоит выше всех храмов мира, не исключая собора св. Петра. Это бывшая базилика Спасителя, основанная еще императором Константином в IV в., первая большая христианская церковь в мире, позднее разрушенная, бывшее пристанище пап до 1309 г., до их «авиньонского пленения». Само слово «Латеран» на протяжении тысячи лет вызывало в сознании европейцев те же ассоциации, какие сейчас вызывает слово «Ватикан». Именно там, в центре зала находится папский алтарь, там по сей день находится кафедра папы римского и папский трон, там же над алтарем хранятся головы св. Петра и св. Павла. Самих головы не видно, они хранятся в реликвариях, выполненных в виде бюстов. Бюсты видно хорошо. Но само здание новое, XVIII в., поэтому того впечатления, какое он мог бы произвести, Латеранский собор не производит. Зато рядом с ним находится, наверное, самый древний баптистерий Рима. Он был сооружен в 440 г. Если выйти из собора слева на площади находится здание Святой Лестницы. Считается, что там располагается лестница, некогда находившаяся в доме Пилата, по которой  несколько раз поднимался Иисус Христос. Св. Елена привезла ее из Иерусалима в Рим. Верующие, понятное дело, по ней не ходят, а поднимаются на коленях, подолгу останавливаясь на каждой ступеньке и постоянно целуя их.

От Латеранского собора мы двинулись дальше по Виа Сан-Джованни-ин-Латерано в сторону Колизея. По дороге зашли в базилику св. Климента. Церковь выглядит несколько примитивно и потому кажется очень старой, хотя она XII в. Но под ней находятся остатки базилики IV в., а еще ниже строение I в. сводчатый храм Митры с алтарем в центре. Вход туда платный. Ничем не примечательная снаружи церковь обладает какой-то особой энергетикой, которую я больше в Италии нигде не чувствовал. Часто пишут про энергетику собора св. Петра, но мне этот собор показался лишь замечательным музеем. Совсем иное дело базилика св. Климента. Будучи человеком сугубо светским, я не могу в полной мере осмыслить и прочувствовать религиозную сторону всего этого. Но какая-то особая мистическая атмосфера наподобие той, что я ощущал в Пантеоне, там есть. Зайдите в этот храм. Он не всегда выделен на карте, но найти его можно.

В церковь св. Петра в веригах я пошел, руководствуясь исключительно историческим и художественным интересом. Именно там хранятся цепи, которыми св. Петр был прикован за пропаганду христианства.

Именно там находится статуя Моисея работы Микеланджело, если мне не изменяет память, любимая работа этого художника.

Там же похоронен Николай Кузанский. Я не сразу заметил место погребения этого великого философа, ставшего кардиналом. Я думал, что надгробие должно быть в каком-нибудь нефе или внизу. Ничего не обнаружив, я обратился к местным служителям за помощью. Кое-как удалось втолковать им, что я ищу. Оказалось, что Н. Кузанский похоронен в вертикальном положении. Гроб его вмонтирован в стену, а поверх его вертикально установлена прямо на стене могильная плита.

Последняя церковь, которую я посетил, был храм Санта-Мария делла Витториа. Сама по себе церковь из себя ничего особенного не представляет. Я туда пошел ради знаменитого шедевра Бернини «Экстаз святой Терезы». Это мраморная скульптурная группа, которая фигурирует в романе Д. Брауна «Ангелы и демоны». Произведение Бернини действительно великолепно. Я очень долго стоял возле этого творения, вглядываясь в лицо св. Терезы.

Злые языки говорят, что Тереза испытала самый настоящий оргазм, и фигура, лицо дают для этого некоторые основания. Сама святая так описывала происшедшее с ней: «Непосредственно рядом с собой я увидела ангела в телесном обличье… В руке ангела увидела я длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз мне в сердце, я почувствовала, как острие проникло мне внутрь. И когда он его вынул, мне казалось, что он взял и мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что мне захотелось, чтобы эта боль продолжалась вечно». Чтобы в действительности не испытала св. Тереза, творение Бернини впечатляет. Я вообще люблю барокко. Передать в камне чувства такого рода, как экстаз, может только настоящий мастер. Это была одна из самых любимых работ Бернини. Скульптура как будто вылеплена из мрамора, как будто в руках художника был не камень, а воск.

Двусмысленные скульптурные композиции можно обнаружить не только в церкви Санта-Мария делла Витториа, но и поблизости от нее на площади Республики, в центре которого находится фонтан Наяды, некогда считавшийся слишком фривольным. Казалось, что обнаженные девушки слишком сексуально обнимают морских монстров. Вообще Рим невозможно себе представить без фонтанов. Самые красивые фонтаны, конечно, Треви, Тритон и фонтан Четырех рек. Два последних творения Бернини. Описывать их бессмысленно, их надо видеть, любоваться ими, стоять рядом с ними. К сожалению, площадка перед фонтаном Треви слишком маленькая, а народу там умопомрачительно много. Мы несколько раз побывали там за эти три дня, в том числе и поздно вечером, чтобы посмотреть подсветку. Этот фонтан настолько полюбился, что мой сын каждый раз вспоминает именно Треви. Фонтан Четырех рек Бернини не менее замечательное творение. Он находится на Пьяцца Навона. Это моя любимая площадь Рима. На ней куча художников. Но самое главное здесь, конечно, фонтан. Четыре мощные фигуры олицетворяют самые большие реки каждого из известных в то время четырех континентов. Самую интересную скульптурную группу представляет Нил. Здесь и лошадь, выскакивающая из пещеры, и лев, кра­дущийся к водопою. Исток Нила тогда был неизвестен, поэтому Бернини изобразил эту могучую фигуру с прикрытой головой.

От площади Навона в сторону Тибра уходят замечательные улочки. Настоятельно рекомендую побродить по ним. Это место в Риме мне показалось куда более интересным и располагающим к пешим прогулкам, нежели район Квиринала и Эсквилина.

И последнее место в Риме, о котором нельзя не сказать пару слов, Ватикан. Экскурсия в Ватикан проходила с гидом, что имеет как плюсы, так и минусы. Конечно, послушать интересного рассказчика всегда интересно, не надо плутать по галереям, однако, есть и другая сторона. Приходится идти туда, куда ведет экскурсовод. И это еще полбеды. Не знаешь, что у него на уме и каковы его планы. Ватикан это чудное место. По Ватиканским музеям можно бродить бесконечно. Однако мы увидели лишь малую толику того, что там находится. Нас провели по некоторым галереям. Больше всех запомнились галерея географических карт, галерея Канделябров, галерея бюстов. Была еще какая-то интересная галерея, потолок которой украшен изображениями, которые выглядят выпукло, как будто на потолке лепнина, а не плоский рисунок. Вот этот потолок.

Мы побывали во Дворе Еловой шишки, но подробнее всего мы с гидом изучали Пинакотеку. Там собраны многие выдающиеся произведения живописи. Больше всех производит впечатление знаменитое Преображение Рафаэля, которое было окончено уже после смерти его учениками, что вообщем-то заметно, когда сравниваешь верхнюю рафаэлевскую и нижнюю часть картины. Ну и, конечно, побывали в Сикстинской капелле. Впечатления были смазаны из-за огромного количества народа. Там как в переполненном общественном транспорте. В Сикстинской капелле надо быть одному, тогда все воспринималось бы совсем иначе.

На этом знакомство с Ватиканскими музеями закончилось. Мы не увидели ни Лаокона, ни Станцы Рафаэля, ни много другого. Дальше нас повели в собор св. Петра. Надо было оставить группу и гида (так мы и поступим в Венеции) и самим походить по музеям, а в собор св. Петра сходить самостоятельно, пожертвовав экскурсией. Но тогда я что-то не сообразил, о чем в последствии сильно жалел. Собор св. Петра, конечно, впечатляет, грандиозное сооружение. Нет слов. Но народу! Боже ж ты мой! Выгнать бы всех оттуда. О соборе св. Петра и одноименной площади перед собором можно написать отдельное сочинение, потому я пропущу этот сюжет. Отмечу лишь еще раз, что собор произвел на меня впечатление скорее шикарного дворца, нежели храма. Ничего, хоть сколько-нибудь схожего с тем чувством, какое я испытал в церкви св. Климента, или в русских православных храмах Коломенского, в маленьких буддийских храмах в Китае, в соборе св. Петра я не почувствовал. Удовольствие осталось чисто эстетическое.

Проведя три дня и три ночи в Риме, мы двинулись на север Италии в Тоскану. Первый город, который нам в этот раз предстояло увидеть, была Сиена. Честно скажу, рассказ Ольги о Сиене мне понравился больше чем сама Сиена. Видимо, я ждал чего-то необыкновенного. К тому же еще до поездки мне очень расхваливали этот город. Настоящее средневековье!

Но Урбино в этом отношении куда больше подходит под это определение. В свое время на меня сильное впечатление произвели Бесалу и Рупит в Каталонии. Это были первые такие городки с узкими улочками, которые я увидел. Возможно, если бы первой была Сиена, я влюбился бы в Сиену. Да и Ольга так ярко и красочно рассказывала про этот чудный город, что я уже начал облизываться в предвкушении чуда.

Маленькая Сиена разделена на 17 районов (контрад), которые имеют собственную символику, собственные флаги, гербы. Они называются обычно по имени животных: Черепаха, Улитка, Баран, Жираф, Гусеница и т.д. Жители так порой и представляются, когда хотят подчеркнуть свою принадлежность к той или иной контраде: «Я жираф». Сиенцы натуральные дети. Контрады находятся в жесткой конкуренции друг с другом. Они всячески издеваются, глумятся друг над другом, подтрунивают. Ольга рассказывала, как один ее знакомый прилепил на унитаз эмблему контрады, главного конкурента, чтобы каждый день унижать ее жителей. Дважды в год в Сиене разыгрывается Палио, гонки на неоседланных лошадях, которые проходят на центральной площади Кампо. Каждая контрада выставляет свою лошадь. Это самый главный праздник города. Борьба идет очень жесткая. Победитель получает приз, флаг (палио) и ликует весь год. Он имеет полное право пакостить проигравшим конкурентам. Например, привести осла в соседнюю контраду, чтобы он там нагадил на улице, и с чувством удовлетворенного самолюбия вернуться домой. Причем жители проигравшего района обязаны все это терпеть. Во время праздника знаменосцы демонстрируют виртуозное мастерство с флагами. Они подбрасывают их вверх, а потом ловко их ловят за древко. Двое людей кидают флаги друг другу, всячески их крутят, протаскивают между ногами и т.д. Считается, что такой вид искусства можно увидеть только в Тоскане, и кажется, только в Сиене. Но к великому моему изумлению, я все эти игры с флагами наблюдал собственными глазами в Пезаро уже во время отдыха на побережье. Это район Марке, никакого отношения к Тоскане не имеющий. Возможно, что подобные мероприятия стали общеитальянской особенностью, не знаю, но факт остается фактом.

Вспоминая сейчас Сиену, я вынужден признать, что все-таки, это очень красивый город. Особенно хороша площадь Кампо, на которой все фотографируются полулежа, держа фотоаппарат как можно ниже, ближе к мостовой, чтобы запечатлеть образ на фоне брусчатки и стен, со всех сторон окружающих площадь. Здесь стоит самая высокая башня Италии XIV в., башня Манджо, которая наряду с черно-белым полосатым Собором (Дуомо) является своеобразным символом Сиены, как Эйфелева башня в Париже.

Блуждание по узким средневековым улочкам нас изрядно утомило, и мы пошли в ботанический сад. После городской суеты Рима и сплошного камня ботанический сад нам показался маленьким раем. Вход туда бесплатный. Там тихо и уютно. Кого утомляют экскурсии, города, как бы красивы они ни были, советую там отдохнуть.

После Сиены мы отправились на частную ферму, где нас ждал тосканский обед. Как же мы проголодались! Хозяин оказался чрезвычайно гостеприимен. Будучи уже не молодым человеком, он ловко проявлял чудеса ловкости, живости, как бы демонстрируя всем своим видом, что если будете регулярно пить тосканское вино, будете таким же веселым живчиком, как я и проживете много, много лет. Тосканское вино было великолепно. Нам наливали и местное шампанское (не впечатлило), виноградную водку граппу (вообще на любителя, русская водка куда лучше) и что-то еще. Но лучше кьянти не было ничего. Мы, конечно, купили у этого доброго фермера вина, тем более что в России так много подделок, а хорошее сухое вино большая редкость. К тому же наши соотечественники почему-то предпочитают полусладкие вина, порошковое вино (реже натуральное) с добавлением сахарного сиропа. В Европе подобные издевательства над вином категорически запрещены. До сих пор не пойму причину столь извращенного отношения наших людей к столь благородному напитку. Здесь же мы пили натуральные сухие вина, не опасаясь подделок. В Италию стоит съездить, хотя бы для того, чтобы попить хорошего вина.

Шел пятый день экскурсионной программы, а было ощущение, что после отъезда из дома прошла целая вечность. Разморенные от вкусного обеда и всего выпитого, нам было уже не до экскурсий. Желающих повезли в Пизу, а остальных, в том числе и нас поселили в отеле в небольшом курортном городке Монтекатини-Терме. Ехать в Пизу уже откровенно не хотелось. Калейдоскоп впечатлений уже был полным, хотелось отдохнуть, чтобы не возненавидеть то, что нам еще предстояло посетить и увидеть. Мы сразу легли спать и, отдохнув, пошли гулять по городу. Монтекатини-Терме нам безумно понравился, хотя мы и не побывали в исторической части города за неимением времени, куда можно забраться на фуникулере. Мы жили в районе терм. Там удивительно тихо и спокойно. Идеальная чистота, замечательный парк. Мы очень жалели, что нам выделили так мало времени на это место. В отзывах читал негативные отзывы об этом городке и отеле. Искренне удивлен. Просто недоумеваю, как мог не понравится Монтекатини-Терме. Нас уверили, что этот город – родина Пиноккио (по-нашему, Буратино). Не знаю, во всяком случае, там на каждом углу продают сувениры с Пиноккио, а в 12 км от города находится Парк Пиноккио. К сожалению, мы там не были.

Флоренция. Этот город мы посетили уже на 6 день. Возможно, поэтому Флоренция не очень глубоко врезалась в память, хотя мне кажется дело в другом. Флоренция – город, откуда пошло Возрождение. Именно здесь начинали великие художники, которые потом перебрались в Рим. После Рима Флоренция кажется эскизом, наброском к Риму. Здесь нет того размаха как в Риме. Сам город небольшой, и он не производит впечатления старого города, как Урбино или Сиена. И по-хорошему надо сначала смотреть Флоренцию, а уже потом Рим. Конечно, Флоренция красивый город, что тут скажешь, но почему-то этого уже было мало. Великолепна Санта-Мария дель Фьоре, баптистерий, что рядом с ней. Кстати там похоронен известный бандит, насильник и пират своего времени Бальтазар Косса, который умудрился стать папой Иоанном XXIII, впоследствии вычеркнутый из списка пап. Надгробие антипапы выполнено Донателло.

Туристы обычно посещают Дуомо и церковь Санта Кроче, где покоится прах Галилея, Микеланджело и Макиавелли. Я рекомендую посетить еще одну церковь Сан-Лоренцо. Это приходская церковь семейства Медичи, ставшая их усыпальницей. Медичи долгое время были правителями Флоренции. В центре храма находится гробница Козимо Старшего – основателя династии. Плита в центре на полу, сам саркофаг находится в подземной части церкви, в склепе. Там надпись «Pater Patriae» – «Отец Отечества». Здесь же в подземелье недалеко от решетки, отделяющей саркофаг с гробом Козимо, могила Донателло. Не знал, что он здесь похоронен. Вход туда свободен и там нет ни души. Туристы сюда почему-то не спускаются. В новой сакристии покоится прах Лоренцо Великолепного, при котором Флоренция переживала свой «золотой век». Здесь же могилы его сыновей Лоренцо, герцога Урбинского, и Джулиано, герцога Немурского. Они знамениты шикарными надгробиями, выполненными Микеланджело. Вход в новую сакристию с другой стороны церкви, ее надо просто обойти. Вход в церковь платный, что, честно говоря, меня несколько покоробило. В Риме такого не было, даже в собор св. Петра, для поддержания которого требуется средств куда больше чем на любой собор Флоренции. Если бы это был музей, понятно. Но это церковь и мавзолей! Во Флоренции я заметил вообще во многие церкви вход платный. Думаю, Иисус немало был бы удивлен этим обстоятельством. Помниться, он изгнал торговцев из Храма и правильно сделал. Нельзя служить Богу и Мамоне одновременно.

Обращает на себя внимание площадь Синьории. Здесь был сожжен Савонарола, здесь в Лоджии дель Ланци прямо на открытом пространстве стоят знаменитые шедевры эпохи Ренессанса: «Персей» Бенвенуто Челлини (сразу вспомнился роман А. Дюма «Асканио» про этого великого скульптора), «Похищение сабинянок» Джамболоньи и ряд других.

«Похищение сабинянок» почему-то особенно восхитило. Скульптурная группа выполнена так, что производит впечатление со всех сторон, поэтому скульптуру надо обойти.

А вот фонтан Нептуна не самое выдающееся творение. В Болонье Нептун лучше. Обязательно зайдите во внутренний ренессансный дворик Палаццо Веккьо. Там очень мило. В центре дворика прелестный фонтанчик с крылатым мальчиком, который поймал большую рыбу.

Во Флоренции много мест, куда стоит сходить. Обязательно надо посетить Новый рынок. Там все фотографируются с бронзовым кабанчиком, у которого нос уже блестит от многочисленных прикосновений рук туристов, что не удивительно, кабанчик такой же символ Флоренции, как Русалка в Копенгагене.

Устав от соборов, мы пошли район в Ольтарно. Пройдя по мосту св. Троицы, мы очутились на противоположном берегу Арно. С моста открывается великолепный вид на Понте Веккьо.

Рядом с церковью Санто-Спирито мы пообедали. На одноименной площади расположено сразу несколько весьма приличных кафе. Там не только очень мило и уютно, но и замечательно кормят. Видимо, потому так много народу. Настоятельно рекомендую там покушать, вот только название кафе, в котором мы обедали, я уже не помню. Оно было ближе к церкви. Дойдя до Дворца Питти, мы повернули назад, так и не дойдя до садов Боболи. Жене приспичило, во что бы то ни стало купить кожаную сумочку во Флоренции. Флоренция славится кожаными изделиями. Из-за этих блужданий по магазинам я мало, где побывал. Мы не попали из-за огромной очереди ни в Галерею Уффицы, ни в Галерею Академии, куда тоже было много народу.

В центр города мы возвращались по Понте Веккьо. Удивительное место. Немножко фантазии, и вы попадаете в XVI в. Говорят, мост мало изменился с того времени. Все также на мосту расположены мастерские и лавки ювелиров, все также людно. Мост интересен не столько какими-то достопримечательностями, сколько самой атмосферой этого сохранившегося пятачка средневековья.

Венеция. Сколько уже написано про нее. Только на этом сайте Венеции посвящено больше всех страниц. Очень сложно что-то добавить, хотя про Венецию хочется рассказывать, делиться впечатлениями. Я очень понимаю тех, кто пишет про этот город. Он ворвался в утомленное экскурсиями сознание как поток свежего воздуха, раскрылся перед нашим взором, как нежный цветок лилии. Все в нем было иным по сравнению с тем, что мы видели за последние 7 дней. Там тоже полно узких улочек, но они воспринимаются совершенно по-другому. Там тоже куча церквей, но на них даже не обращаешь внимание. И вообще, все то, из чего складывается образ города: архитектура, церкви, площади, улочки – все это не важно в Венеции. Собор св. Марка я не смог по достоинству оценить. Все эти церкви уже надоели, хотя собор и уникален, он выполнен больше в византийском стиле, чем готическом или ренессансном. Венецию вообще воспринимаешь не столько зрением, сколько сердцем и душой. Сказать, что этот город меня восхитил и поразил – ничего не сказать. Из всей нашей туристической поездки только два города: Рим и Венеция настолько глубоко запали в душу, что я сел писать эти строки, хотя и прошло уже изрядное количество времени.

Уже по возвращению я пытался рефлексировать и пытался понять свои чувства по отношению к Венеции, но так и не понял, в чем дело. Вряд ли дело в каналах как эстетической достопримечательности. Венеция восхищает соприкосновением с ней. На каналы надо не смотреть, не любоваться ими, а кататься по ним на гондоле, опускать руку в воду, трогать стены, слушать крики гондольера. В Венеции хочется не столько фотографировать, не столько рассматривать дома, сколько петь и наслаждаться. Еще до поездки, разглядывая выставленные в Интернете фотографии Венеции, площадь Сан-Марко, я не понимал, что здесь такого особенного. Дворец Дожей не самое красивое сооружение в Италии. Весь фокус Венеции в том, что это не важно, красивое оно или нет. На площади Сан-Марко просто здорово находиться, там какая-то особая неповторимая атмосфера, слегка оттеняемая красками Венеции: белые, красные цвета на фоне голубого неба и изумрудной воды.

Мы приехали в Венецию в субботу накануне Реденторе, одного из знаменитых праздников Венеции. Я очень надеялся, что ради такого случая нас задержат на пару часов, чтобы мы смогли увидеть начало празднования. Но чуда не произошло. Еще засветло нас посадили на катер и увезли. Уже заканчивалось сооружение понтонного моста через канал Джудекка, поэтому нас везли в обратный путь не по каналу, а вокруг островов. Уже развешивали гирлянды, уже прибывали катера с горланящей молодежью, когда нас увозили подальше от этого праздника жизни. Было очень обидно и жаль. И все же Венеция осталась в моей памяти, как что-то светлое и романтичное. Венецианская маска висит у меня на стене в кабинете, где я набираю эти строки. Я смотрю на нее и думаю, в Венецию я должен обязательно вернуться.

Уже поздно вечером мы вновь вернулись в Урбино, в отель, с которого начиналось наше путешествие. Поднявшись на свой этаж, я обнаружил в номере только одну двуспальную кровать. А где спать ребенку? На ресепшене меня уверили, что должна быть еще кровать, я плохо смотрел: «Посмотрите, нет ли там еще двери в другую комнату?». Они что, меня за идиота считают? Я не в состоянии обнаружить вторую комнату? Я ведь не слепой, в номере три двери: входная, в ванную и на балкон. Продолжая недоумевать, я решил выйти на балкон. Открыв дверь, я понял, что я точно идиот. Дверь вела в огромную вторую комнату намного больше первой. За стенками скрывался вмонтированный кухонный гарнитур с плитой, разделочным столом и раковиной с водой. Там были и кресло, как и в первой комнате, и диван, и еще одна кровать, и дверь уже на настоящий балкон. Получилось как в «Двенадцати стульях». Нас обманули, нам дали гораздо лучший номер. Я все это пишу, чтобы оттенить вопрос проживания. Мне доводилось читать гневные отзывы про отели на автобусных экскурсионных маршрутах, в том числе тех, кто путешествовал по той же программе. Может, людям не повезло, может, я мало привередлив, но все отели по нашему маршруту и в Риме, и в Монтекатини-Терме и уж тем более в Урбино были куда лучше отеля на побережье в Пезаро, куда мы и оправились на следующий день.

Пезаро. Ударение на первый слог, как оказалось к великому моему удивлению. Пезаро маленький уютный городок со старинными улочками, тихим умиротворением, который расположен несколько южнее Римини в долине среди гор в районе Марке. Выбор в пользу Пезаро мы сделали не случайно. Из всех городков, предложенных Натали-тур по программе «Вся Италия + отдых на море», Пезаро был единственным, где нет дискотек и ночных клубов. После насыщенной экскурсионной программы обычно хочется тишины и уединения.

Пезаро как нельзя лучше подходил для этого. Кроме того, выяснилось, что Пезаро живой город, в отличие от Римини, где все заточено под туристов. В Пезаро большинство людей просто живет, отдыхающие составляют меньшинство. Здесь полно исторических мест, старой архитектуры. В Пезаро прекрасно сохранился исторический центр города: Герцогский дворец, крепость, церкви и соборы XIII-XIV вв. Проходя как-то мимо одного такого собора, мы увидели итальянскую свадьбу. Как раз молодожены выходили из собора, когда там оказались мы. Здесь в Пезаро родился Дж. Россини. Его дом-музей на центральной улице. В самом Пезаро и выше в горах всюду великолепные частные виллы. Это место видимо очень популярно у итальянцев, которые именно здесь покупают себе дома. Частные территории очень ухоженные, кругом растет олеандр. Красота! Прогулки по улочкам города доставляют исключительное удовольствие. Я пешком обошел весь город. Не в раз, конечно. На центральной площади – Пьяцца Новона – вечером работает блошиный рынок. Ходишь по нему как по музею. Там продают всевозможные старинные вещи, фашистские значки, монеты, открытки и т.п. Каждый вечер бабушки и дедушки надевают свои наряды и выходят на вечерний променад.

В центре набережной находится большой шар. Возле него для пенсионеров частенько устраиваются танцы. Старики еле стоят на ногах, но танцуют, держась друг за друга. В другом месте развлечения для детей, или симфонический оркестр играет отрывки из музыкальных произведений. Программа написана на стенде около шара. Вечерние прогулки по набережной стали для нас традицией. Ребенок до сих пор их вспоминает.

Здесь я обнаружил, что итальянцы люди исключительной вежливости и манерности. Бабушки в Пезаро напоминают внешним видом и манерами старую русскую аристократию или советскую профессуру. Они очень обходительны, подчеркнуто вежливы. Молодежь старается им в этом не уступать. Я ни разу не видел не то что хамского отношения к старшему поколению в Пезаро, а даже элементарной невоспитанности. Молодые люди всегда и везде пропускают стариков, уступают дорогу. Бабушки в этом случае останавливаются и раскланиваются с прохожим. Нам тоже кланялись, когда мы делали шаг в сторону, чтобы дать пройти. Всюду улыбки на лицах. Хочется жить! Я не видел ни одного пьяного дебоша, ни одного итальянского гопника, ни одного бомжа, ни даже просто очень подвыпившего господина. И это в Италии, которая только и делает, что пьет вино. Где они все? Неужели вырезали или загнали в концлагеря?

Мы жили в отеле Embassy. Отель очень скромный, городского типа без территории, но со своим бассейном. Полностью оправдывает свою невысокую цену; мы приблизительно на то и рассчитывали, когда заказывали отель. Тем более что выбора не было вообще. На сайте Натали тур при выборе Пезаро высвечивался только один единственный отель. Так что брали, что дают. Единственно, мы доплатили при бронировании отеля за прямой вид на море. В этих номерах большой балкон, там очень удобно сидеть за столиком и пить вино, устремив свой взор в просторы Адриатики. Другие балконы, те, что выходят на улицу или имеют боковой вид на море, намного меньше. Сами номера, конечно, очень скромные. Мотоциклов по ночам мы не слышали, как пугали в отзывах, может как раз потому, что балкон выходил на море; вообще-то транспорта вечером не так уж и много. Один раз под окнами у бассейна устраивалась какая-то вечеринка для тех, кто помнит Муссолини, т.е. для очень пожилых людей. Они танцевали под громкую музыку, уснуть было невозможно, хотя вскоре все стихло. Основная часть отдыхающих итальянские пенсионеры. Итальянцы вообще составляют 90% проживающих в отеле. Видели только одну семью франкоговорящую, одну русскую, одну немецкую. Если пройти немного в южном направлении от отеля, там, наоборот, почти весь пляж был забит молодежью.

Пляж в Пезаро муниципальный, лежи, где хочешь. Аренда двух шезлонгов и одного зонтика составляла 15 евро в день. Наверное, можно было торговаться, я не знаю. Рядом было дешевле, но не было свободных. Можно пройти минут 7 направо, если смотреть на море, там отели и шезлонги заканчиваются и некоторое пространство занимает дикий пляж, где народ лежит на полотенцах, циновках прямо на песке. Так что можно и сэкономить 15 евро в день.

По еде. Утром был шведский стол. Обедали мы в кафе, иногда брали пиццу. Кстати, пицца меня особо не впечатлила ни в Риме, ни в Пезаро. Та, что продается в российских пиццериях, конечно, и в подметки не годится итальянской, но я ел в России пиццу и получше. Это было всего несколько раз, но было. Ужинали в отеле. Кормят по меню, хотя есть небольшой шведский стол, какие-то салаты, картошка. За вами закрепляют стол и предлагают заполнить заказ на ужин на день вперед. На выбор предлагают три первых блюда (два варианта пасты (макарон) и один супа). Это первое. Три варианта второго, и уже устно официант вас спросит, что будете кушать на десерт (тоже три варианта). Это могут быть фрукты, шоколадный пудинг, еще что-то. Еда разнообразная, вполне наедаешься. Напитки платные. Официанты очень внимательные и терпеливые. Дело в том, что все меню составлено на итальянском языке. Можно попросить на английском, французском, немецком. Однако наши познания в иностранных языках до неприличия очень скромны, а на русском меню нет. Мы долго уточняли названия блюд, тогда официант ушел, его долго не было, а когда он вернулся, на меню ручкой было написано по-русски, правда крайне неточно, что означают те или иные блюда. Как это было мило с его стороны проявить такую трогательную заботу. Видимо, они вбили текст меню в компьютер и пропустили через переводчик. Вообще весь персонал ОЧЕНЬ приветливый, как и все итальянцы, мы по-настоящему отдыхали. Рано утром перед самым отъездом мы сидели в холле и терпеливо ждали автобус, лениво листая глянцевые журналы. Портье, добросердечный пожилой господин оказался настолько любезен, что сварил нам капучино, угостил какими-то плюшками и пожелал счастливой дороги. Все было настолько мило, что уезжать не хотелось.

Я не думал, что буду писать отзыв об этой поездке. Однако, сейчас, когда уже прошло несколько месяцев, когда за окном лежит снег, начинаешь вспоминать свои летние путешествия и просыпается желание вновь все это пережить и как-то зафиксировать. Италия – чудесная страна, но жить я бы там не хотел. Итальянцы очень похожи на русских, но все-таки они чужие. Сюда надо приезжать, жить какое-то время, и возвращаться на Родину в Россию, только тогда знакомство с другой страной, другой культурой будет оставлять тот незабываемый след, который и подвигает к написанию такого рода сочинений.

Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Maxim69
Россия, Новосибирск
28 ноябрь 2010 г.
Спасибо за добрые слова! Посмотрел предложеные фотографии по Риму. Отлично! Видна рука мастера.
Лова
Россия, Владивосток
28 ноябрь 2010 г.
Италия,Италия! Могу читать о ней бесконечно.А когда так написано,хочется перечитывать,сравнивать свои впечатления.Читала и увидела себя в зеркале : Сижу с глупой,мечтательно-лирической улыбкой на лице. Как точно и красиво написано про Венецию: "...этот город. Он ворвался в утомленное экскурсиями сознание как поток свежего воздуха,как нежный цветок лилии." А про Рим: "Стоит пройти ... по одному и тому же маршруту три раза и город уже кажется чуточку родным и близким." Я думаю в Риме можно пройти более,чем три раза по одному маршруту и каждый раз приметить что то новое. К сожаленеию,я была только в этих двух городах, а так хочется посетить остальные.
neferttrin
25 ноябрь 2010 г.
Прекрасный рассказ. В то же время мне стало как-то грустно - сколько в Риме я еще не увидела. Ну что ж будет повод вернуться... СПАСИБО!!!
Yak
Россия, Ростов-на-Дону
25 ноябрь 2010 г.
Спасибо, прекрасный рассказ. Мы были только в Риме (декабрь 2008), но уж зато 9 дней. Даже не поехали в Неаполь и Флоренцию - решили, что Рима более чем достаточно. Чувствую в Вашем изложении, кроме восторга, и немного разочарования - очень уж мало на каждый город. Мы уговариваем себя сдерживаться и не пытаться увидеть всё, хоть это и трудно. Но мы стараемся ездить самостоятельно. Если интересно, помотрите мои римские фото http://www.fotokritik.ru/member/?member_id=9193&serie_id=30259
23 ноябрь 2010 г.
Очень интересный рассказ! Читая, сравнивал Ваши впечатления со своими от поездки в 2008 году - они во многом оказались удивительно схожими. Ну, а Рим - без лишних слов - потрясающий город! Спасибо за путешествие в любимую мною великую страну Италию!
Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Горящие туры! Спецпредложения со скидкой 30%!
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.