Астрахань. Россия
Отзыв написан: 13 ноября 2010 г.
Посещенные курорты: Осло
Астрахань. Россия

Общие впечатления - положительные. Что Стокгольм, что Осло - чистые, спокойные города, хорошо приспособленные для жизни людей.

Главный аэропорт Стокгольма - Арланда. Добраться до города можно аэроэкспрессом (200 крон, 25 минут, имеется в виду поезд), автобусом, автобусов-экспрессов два, один стоит 120 крон, второй 111 крон. Едут оба одинаково, минут 35-40. 1 Шведская крона - примерно 4,2 рубля, вообще не фиг менять доллары, или евро на Шведские (и Норвежские) Кроны, эти самые ихние кроны - неликвидная валюта, за обмен наличности берут нешуточные комиссионные, в Стокгольме в аэропорту с меня взяли 10%, в Осло пытался обменять кроны на евро а автомате, запросили комиссионные в размере 35%. Жаба меня как-то очень сильно задавила, в итоге - менять не стал. Что в Швеции, что в Норвегии, практически везде можно расплачиваться карточкой Виза, даже у водителей автобусов, которые ходят в аэропорт, стоят терминалы для считывания карточек, аналогично в магазинах, в музеях, в кассах на экскурсии, но полезно иметь ID (документ с фотографией - паспорт, или права), иногда карточка не проходит, тогда они требуют ID, после чего проблема решается, не было по-другому. У меня Карточка VISA Classic Банка Москвы, - работает, проблем нет.

Стокгольм

Билет на все виды транспорта в пределах города - единый, на сутки стоит 70 Крон, на трое суток 200 крон. Если брать с музеями, то что-то 700 крон на три дня, если активно шариться по музеям, то имеет смысл. Метро ходит практически до 3 часов ночи, и начинает примерно в 5-30 утра.

Продукты дороже, чем в Москве примерно на треть, если брать в магазинах. Если в забегаловках, типа 7-11, то надо умножать почти на 2. Вообще не понятно, как они едят, и почему до сих пор живы, ведь, как и везде, едят в основном печеное и сладкое, в большом ходу Фаст-Фуд, Макдональдсов очень много, в той же забегаловке 7-11 продают печёности, сладости, чай-кофе, почти всегда есть небольшая очередь, то есть всё это пользуется спросом у населения и туристов. В остальных местах народ жадно ест бутерброды, пьёт кофе. Иногда пиво, чай за столиками на улицах. У меня есть стойкое впечатление, что весь тамошний народ, включая туристов, и местное население, живёт, чтобы что-то съесть на улице в уличной кафе, или на ходу. Также любят кушать бутерброды, сидя на лавочке, на траве, на земле, на набережной, или даже в общественном транспорте. В Вене один товарищ в костюме и в лакированных туфлях зарулил в трамвай (там трамваи приличные, не то, что у нас) с бутербродом, и стаканчиком кофе в руке. Видимо, экономика всех туристических мест держится на бутербродах, если бы все эти забегаловки были бы у нас в провинциальном городке - разорились бы на хрен, и мгновенно, а там - ничего себе, живут! И даже процветают!

Народ спокойный, примерно 30% - цветные.

Самый посещаемый музей - затонувшего корабля Ваcа. Корабль был построен в 16м веке, самый большой для того времени, построен для войны с Польшей. Однако, когда шведский король узнал, что поляки строят примерно такой же корабль, приказал доснарядить Ваcу дополнительными пушками. Против короля корабелы не попёрли, и волю его исполнили, что сделало корабль, и так не сильно устойчивый (борта высокие, это удобно при рукопашной битве, но делает корабль неустойчивым), совсем неустойчивым, несмотря на то, что ему в трюм насыпали 120 тонн булыжников. Я считаю, что этот музей - самый посещаемый в Швеции не из-за древности корабля - мало ли в мире древних деревяшек! - а из-за того, что корабль, который замышлялся как самый мощный для своего времени, сразу же затонул, но у Шведов хватило духу признать эту ошибку своих пращуров, поднять корабль, и выставить этот символ своего позора на всеобщее обозрение. Этот корабль - памятник глупости и тщеславия короля, который оплачивал строительство, памятник трусости кораблестроителей, у которых не хватило духу пойти поперёк воли короля. Был бы среди них смелый человек, - он бы вышел впёред, и сказал бы что-то наподобие "Мой король! Я глубоко уважаю твою волю, но у моря - свои законы! Я считаю что дополнительные пушки ставить нельзя!"

Смелость корабела состояла в том, что его работа в чём-то похожа на работу хорошего сантехника: если сантехник всё правильно сделал, то нигде не потечёт. И корабел также, если все правильно рассчитал, и сделал, - всё сухо. Заложил запас прочности, но никто точно не знает, какой. Так что, если бы не поставили бы дополнительные пушки, может быть, ходил бы корабль непотопляемым по морям и океанам лет сто, а на корабелов косились бы "Надо было дополнительные пушки всё-таки поставить, королька нашего потешить". И ведь кораблестроитель про всё это знали, таблицы для расчета корпусов кораблей у них были, оказывается! Но для великого дела одних знаний и навыков - мало, смелость духа нужна, именно за неё нашим великим конструкторам, - Королёву, Кошкину, Лавочкину, Ильюшину, и много кому ещё, - памятники ставили. Умных и знающих, - их много, а вот смелых, сильных да настойчивых - куда как меньше.

Неверно, ох как неверно пишут во всех учебниках по истории, что заслуга человека в том, что он что-то "изобрёл". Нет, не в этом заслуга! Настоящая и главная его заслуга в том, что он это самое, мысль свою, сумел-таки продавить, убедить всех, что она нужная, наконец, в металле (или в чём-то ещё) реализовать! Фактически мы прославляем реализаторов, обзывая их изобретателями, что порождает неверные иллюзии, мол, главное, - это мыслю придумать. А главное - её реализовать, а не из головы выдумать! Многие из тех, что умеют придумывать, про это слышать не хотят, тешат себя своей изобретательностью, потом сталкиваются с тем, что никому не интересны, спиваются до смерти… В Швеции реальных реализаторов было немало - Эриксон, Нобель, Болиндер (первые двигатели внутреннего сгорания, обычно одноцилиндровые, их на небольших лодках в Астрахани ещё в начале 20-го века устанавливали), Ларс Смит (создатель водки Абсолют, который начал заниматься предпринимательством в 14 лет), очень неплохо для небольшой страны!

В итоге корабль Ваcа всё-таки спустили в воду с дополнительными пушками, он прошёл 1200 метров, кое-как пережил первый порыв ветра, а второй хороший порыв ветра его опрокинул, корабль черпанул, и пошёл ко дну. Вместе с ним утонули человек 50 матросов. Высота корабля с мачтами была более 50 метров, затонул он прямиком посредине фарватера, поэтому как-то очень сильно мешал судоходству. Проблему решили, - спилили ему мачты, и успокоились на 300 лет. В 1961 году корабль подняли, операция длилась почти три года. Поскольку в том месте, где он затонул, было много ила, а вода - почти морская, корабль прекрасно сохранился, ил его укрыл, а черви именно в таком сочетании пресной и морской воды, видите ли, не грызут. Брезгуют. Посмотреть на него любопытно, впечатляет. Вход в музей 120 крон, по-моему. Прямо около кассы на двух языках, на русском и на английском, висит предупреждение о ворах-карманниках, видимо, лозунг товарища Бендера "Берегите карманы, Шура!" - не утерял своей актуальности.

Музей Ваcа вместе с музеем героев сказок Астрид Линдгрен, и вместе с музеем под открытым небом находятся на острове Дургарден, от центральной станции до этого острова ходит автобус. Ещё понравился ледяной бар в отеле Нордик Си, все действительно изо льда. На входе дают такую попону, которая одевается сверху, там есть дырка для головы, и капюшон. Вход 70 Крон, если ничего не пить, если 180 крон, то наливают грамм 50 коктейля на основе водки Абсолют. Я попросил просто водки без коктейля, при этом пожилая пара, стоящая рядом, кивнули одобрительно: "It's a write way!" (правильной дорогой пьёте, товарищи!), сел за крайний столик изо льда, и немного долил в ледяной стакан из своей бутылки (у меня с собой было). Стало совсем не холодно! И совсем некисло! Даже выходить было не охота!

Шведы примерно на 60% нордические, а на 30-35% состоят из самых шведских шведов, которые либо совсем чёрные, либо черноватые. Видимо, и до Швеции африканские ребята добраться успели. А что? - там хорошо, права твои защищают, кормят, социализм, понимаешь!

Водные экскурсии по историческим местам. 170-190 крон, причалов несколько, вроде бы их три штуки, ближе всего к центру тот, что около ратуши. Примерно час, аудиогид, в том числе на русском языке, перевод весьма презабавный. Из перевода (рядом все слушают на других языках, их тоже немного слышно) можно сделать вывод о совершенстве "великого и могучего" - у меня уже все сказали, а на других языках всё ещё формулируют. Лаконичен и велик русский язык!

"Ночную жизнь" что в Стокгольме, что в Осло, было бы правильнее назвать "Ночное обжорство", захотелось потанцевать, обошёл около 10 заведений в Стокгольме, и штук 5 в Осло - везде едят, и всё! Я понимаю, что жующий-пьющий клиент выгоднее для бизнеса, чем танцующий, но всё-таки. Некоторые заведения сменили названия и профиль, некоторые переименовали. Скажем, в Golden Hits в Стокгольме там, где вроде был культ АВВА, теперь культ тяжёлого рока, на входе очередь, - не подступишься. Больше половины заведений пустуют, - то ли не сезон, то ли кризис.

В Стокгольме видел реконструкцию рыцарского турнира, 4 разраженных рыцаря на лошадях ловко попадали копьём по деревяшке, вывешенной над землёй. За турниром важно наблюдали ряженные король с королевой, восседающие в торце дорожки для лошадей. В целом народу - интересно, всё лучше (да и дешевле) чем водку пить, народу - тьма! Вообще, я заметил, что нам гораздо интереснее не древности всякие рассматривать, - в них толком мало кто разбирается! - а вот что-то мифическое, то, что похоже на сказку, и мы сами это придумали. Придумали миф о благородстве рыцарей, - вон, сколько народу на выдуманной реставрации выдуманных событий, сфотографировался в обнимку с восковой фигурой актёра, который играл вымышленного Джеймса Бонда - ах, какой молодец! Места, в которых снимались фильмы про Джеймса Бонда, теперь круче исторических, по имени фильмов называют реальные военные операции, в которых убивают очень даже реальных живых людей до смерти.

В целом Стокгольм - весёлый город, вечером в метро народу гораздо больше, чем днём, и он какой-то расслабленный, популярные пьяно-обжорные заведения забиты народом, фестиваль у них был летний, так очень много народу гуляющего по улицам, и при этом - почти непьющего. Так, пивко для понту некоторые посасывают… Полиция у них какая-то инфантильная на вид, смотрят светлыми невинными белёсыми, как у телка, глазами, и всё. Прилетел в Шереметьево - у наших милиционеров совсем другой взгляд: ищущий, деловитый, оценивающий, сразу видно: люди деньги зарабатывают, а не просто казённое обмундирование изнашивают!

Осло

Город поменьше Стокгольма, спокойнее, и провинциальнее, всего-то полмиллиона человек. Добраться из Аэропорта (их, оказывается всего 3, но один - самый главный, и именно он принимает зарубежные рейсы) можно на ж-д экспрессе (20 минут, 180 Крон), на электричке (30-35 минут, 110 Крон), или на автобусах (40 минут 130-140 Крон, автобусов ходит несколько). Билет я купил через карточку ВИЗА в автомате, которые в изобилии развешены недалеко от эскалатора, что ведёт вниз к электричкам.

Электрички, - приличные весьма, как и весь общественный транспорт. Суточный проездной на городской транспорт стоит 70 Крон, билет на одну поездку можно за наличные купить у водителя за 40 Крон, либо заранее в автоматах (за наличные) за 26 Крон. Все билеты можно купить в уличных автоматах, но нужны наличные, либо в туристическом офисе около вокзала (там все по-взрослому, даже чтобы задать плёвый вопрос, подходишь к терминалу, выбиваешь билетик с номером, чинно ждёшь своей очереди), либо в забегаловках 7-11. Любой билет универсален - я по нему ездил на водном трамвайчике, который ходит на несколько островов, на одном из которых есть три музея: музей корабля Фрам Амундерсена, музей кораблей викингов, музей местного быта. Вход в каждый музей стоит 120-140 Крон, 1 Крона - примерно 4,35 рубля. Ну, в музей корабля "Фрам" я сходил, интересно, на чём люди пытались до Северного полюса доехать, а в остальные не пошёл - кораблей с меня хватит, а по бэушной бытовой утвари я не ходок. В водном трамвайчике ехала со мной группа детей, лет по 6-7. Всего 10 человек, 5 - местные, один- полукровка, а остальные - чёрные, сразу видно, - настоящие норвежцы, аж почернели от холоднючего климата этой страны. Дети постарше кучкуются сами, белые - с белыми, чёрные - к чёрным, смешанные группы встречались нечасто, наверное дело в том, что которые постарше, могут сами выбирать себе приятелей, а пока тебе 6 лет - с кем тётенька тебя в одну группу объединила, с теми тебе и ходить.

Яхты. Когда я был молод и высок, мне было 19 лет, я впервые попал в Швецию, это было на практике после первого курса института. Меня тогда ещё поразило огромное количество яхт, прямо лес мачт около причала. То же самое, - и сейчас, что в Стокгольме, что в Осло, яхт очень много, если в Монако преобладают яхты шикарные и моторные, то здесь - немного скромнее, и парусные. Другой менталитет. Но есть одно общее: яхты везде стоят, а не ходят под парусом, или под мотором. СТОЯТ! Если бы хотя бы 1/20 часть вышла бы в плавание, акватория была бы белой от их парусов, и корпусов, но они - СТОЯТ. Зачем нужна дорогая и красивая яхта, которая стоит на приколе? Может, лучше мопед купить, который будет ездить?

В транспорте билеты не проверяют, за исключением водного трамвайчика, там - всё строго. В метро я ни разу не видел, чтобы кто-то проходил через турникет, сбоку проход есть, так через него все и ходят. Дежурный в метро около прохода (который, естественно, билетики не проверят, брезгует), зачастую отсутствует.

Метро в Осло - отдельная песня. Всего линий вроде бы 6. Как я представляю себе обычное метро, что в Москве, что в Париже, что в Стокгольме? - очень просто: у каждой линии свой перрон, и свои рельсы. Так здесь всё не так! Под вокзалом, и ещё на протяжении трёх станций все 6 (летом 5, но об этом - позже) линий едут по одним рельсам, и приходят на один и тот же перрон. Из табло, что над перроном видно, куда поезд идёт. Наверное, это рационально, но сначала не понятно. Одна из веток, что ведёт к олимпийскому трамплину, с марта по декабрь работает в "летнем режиме", т.е. доезжаешь на любой ветке до станции, там пересаживаешься на автобус, он тащит тебя в гору. Всё это написано на местном наречии, сбоку для очень любознательных есть мелкий текст на английском.

На той горе - необычайная красота! Там действительно очень красивая природа, прямо около города (городской автобус ходит), и не загаженная практически. Очень красивые виды, смотровая площадка… Я до конца не доехал (я тогда не знал, что автобус 1Б по кругу ходит), вылез на ближайшей (надо кнопочку нажать), и пошёл на смотровую площадку приобщаться к красоте. Потом вверх не полез, - зачем? - стал спускаться вниз, и искать остановку. Немного тревожило то, что вверх проехало уже два автобуса, а вот вниз - ни одного. Живых людей нет, мимо проезжали туристы, стали у меня что-то спрашивать, видать сами плутнули. Наконец, нашёлся местный чел, важный такой, с полосатым жезлом, в оранжевой куртке, чтобы с пейзажем не сливаться. Спросил, где остановка - оказалось, за поворотом, метров 200. Там обнаружилась остановка, но опять - в гору, на ней - запыхавшийся местный мальчик с рюкзачишком. Спросил я у него где остановка, чтобы проехать вниз. Он сказал, что вот она, и автобус вот-вот приедет. Я спросил что, автобус по кругу ходит? - оказывается, да.

Пришёл в автобус, пока я искал остановку, прошло более часа, и суточный билет мой истёк. Там билеты не показывают, просто важно шествуют в салон. Я показал, водитель сделал вид, что смотрит, я прошёл в салон тоже. Пока ехали, люди заходили, через пару остановок зашёл приятель того мальчика, что я на остановке встретил. Как мы здороваемся друг с другом? - улыбаемся, руку жмём. Там - не так, сказали друг другу что-то, без улыбки, руку не пожали, сели друг напротив друга, молчат. Обоим - лет по 12. Оч. спокойные ребята!

В Осло много цыган (и до них добрались!), попрошаек, и довольно много проституток, их как-то видно! Причём толкутся они не на улице Йохана, где народ есть, а на других улицах, в районе казарм, где народу нет вообще, чем они там живут - не понятно. Я туда случайно зашёл вечером в воскресенье, шёл по азимуту до причала, - и забрёл. Было у тамошних проституток там что-то вроде производственного совещания, одна самая страшная, как водится, в самой короткой юбке, что-то продвигала остальным, видимо, те были рангом пониже, и было их человек 7, или 8, наверное, призывала их выполнять производственный план. "Остальные" квёло внимали, работать им, а тем более, выполнять план, видаться, совсем не хотелось, у всех участников совещания явно угадывалось наличие цыганских кровей. Мимо проехали две девушки в полицейской форме на лошадях, девушки были очень увлечены своим транспортом, и на производственное совещание никакого внимания не обратили. Через полчаса я, уже в центре города, видел, как эта самая "предводительница" вышла из такси, и с водителем такси вместе вошла в кабак, только она до этого места доехала в такси, а я - на почти бесплатном городском автобусе. Цыганок - много, это удивительно, очень похожи на наших, но не проявляют активности, сами не подходят, просто стоят с протянутой рукой. Как-то даже захотелось подойти и спросить "Позолотить? Расскажешь?"

В воскресенье на набережной около Анкер Бридж полно народу, и, как обычно, все жадно едят бутерброды за столиками, или просто на ходу. Вот, где я единственный раз я пожалел о том, что у меня нет наличности! Там продавали бутерброды, которые я бы поел - два тонких куска хлеба, а между ними… - толстый стейк из сёмги толщиной 2-2,5 см, пожаренный тут же на гриле! Всё это чудо стоит всего-то 235 рублей (50 Норвежских Крон) на наши деньги! Сунулся я было с карточкой своей - не берут, нет у них там аппарата соответствующего! Посмотрел по сторонам - а нету банкомата нигде! На следующий день нашёл банкомат около вокзала, нацедил из него 200 Крон, зажав денюжку в кулачке к обеду добрался до набережной, - а облом-с! - понедельник-с, понимаешь… Нету ярмарки! Потом от этих Крон избавляться пришлось, часть истратил на еду в магазине, которую доедал уже во Франции, часть - купил обратный билет на электричку до аэропорта (в электричках билеты строго проверяют, строже, чем на водном трамвайчике), часть обратно привёз. Ибо приехал в аэропорт я за 55 минут до вылета, но на спецконтроль стояла огромная очередь… Просто огромная, в несколько изгибов, которые организованы специально расставленными заграждениями. Очередь отняла у меня почти полчаса, посадочный талон у меня уже был, - но времени на сувениры не осталось, пора бежать на посадку!

Кстати. Я часто закладываю в ручную кладь что-то из того, что запрещено, обычно - бутылку с водой. Для проверки. В половине случаев пропускают, в половине - нет. В Рижском аэропорту бутылку с водой, расположенную в наружном кармане рюкзака, - изъяли, а початую бутылку с водкой, расположенную внутри - оставили, хотя, думается, видели её. Так вот. В аэропорту Стокгольма у меня изъяли бутылку с водой, и почти полную бутылку с водкой, при этом охранник спросил, не хочу ли я сдать её в багаж? Я ответил что не хочу, он на меня странно посмотрел. Летел я тогда из Стокгольма в Осло, рядом сидели старичок со своей старушкой, они зачем-то купили в самолёте две здоровенные бутылки Виски. В их-то возрасте… Потом я понял, зачем: в Осло спиртного в магазине не продают! Пиво я нашел только в одном магазине в центре города, но был уже восьмой час вечера, и подошёл я было к полке с пивом, а продавщица встала поперёк грудью: Поздно уже, пиво не продаётся! О, как! Раньше, в совейские времена, всё было проще: пива нет. Или "Пиво нет", кому как нравится. А тут, вишь, оно есть, но не продается… Во как загнули…

Так вот, в ословском аэропорту через спецконтроль пропустили почти полную бутылку с водой, которую я внаглую положил в наружный сетчатый карман рюкзака. Пей, товарищч! Так что очередь на спецконтроль - большая, да толку нет. Кстати, нигде, ни в одном аэропорту, где я был, даже в Израильском, не заставляют снимать обувь, эта затея прижилась только у нас. Видимо, закупили наши очень много одноразовых бахил, которые оказались многоразовыми, надо же их куда-то девать?

Приятно поразил в Осло парк бронзовых скульптур под открытым небом, вход в него бесплатный, не то, что в Стокгольме. Чем поразили скульптуры? - в них видны реальные люди, а не идеалы - культуристы. Там скульптуры женщин, детей, и мужчин. Ну, женщины и дети меня не удивили, - их обычно так и рисуют, то есть все дети - похожи, а женщин изображают очень по-разному. А вот чтобы голые мужички с признаками животика… Не обычные качки-культуристы, или в чем-то длиннополом, и с длинными причёсками, а вполне обычные, но голые, но с животиком, и очень реальные из-за этого. Видимо, в Осло деньги есть, вот их в город вложили, не экономили.

Гостиница - 150 метров от вокзала, 2*, он ОЧЕНЬ приличная, все новое, инет бесплатный, завтрак - не то, что во Франции… гостиница понравилась, в общем. Городок тихий такой, после обеда в воскресенье не то, что прохожих, машин на улицах не сыщешь.

Швеция от 23 481 руб!
20 июнь 2011 г.
Да, ладно! К чему такая критика? Хороший рассказ, мне было интересно прочитать. Спасибо.
Алексей С
15 ноябрь 2010 г.
Легко и приятно быть смелым в разговоре с королем, спустя 300 с лишним лет. Посмотрел бы я, где была бы Ваша принципиальность и Ваша голова в то время.
Швеция от 23 481 руб!
  • Экскурсионные туры!
  • Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит