Отзыв написан: 12 октября 2014 г.
Посещенные курорты: Акаба, Карак
Следующим утром мы покидаем гостеприимный Амман,и наш водитель везет нас дальше. В программе дня – добраться до Петры с заездом в Мадабу, Большой каньон Иордании Вади Муджиб  и Карак - программа обширная, поэтому собираемся быстро и в путь.
Мадаба расположена примерно в 35 километрах от Аммана, и мы даже не замечаем, как попадаем туда, настолько быстро доехали. Город этот имеет древнюю историю, постоен моавитянами (племя, произошедшее от Моава сына Лота  и его второй дочери) и несколько раз упоминается  в Библии. Возраст города около 4 тысяч лет. Часто переходил из рук в руки, не раз был стерт с лица земли и вновь восстановлен. Мадаба славится своими мозаиками V-VI века. Самой известной из них является мозаика в церкви Святого Георгия, изображающая карту святой земли. По преданию эту карту создал в конце IV века неизвестный пилигрим. В те далекие времена паломники, идущие в Иерусалим, могли полагаться только на рассказы путешественников и Господа Бога, многие не доходили до цели своего путешествия. Эта карта служила им 300 лет . В XI веке крестоносцы вторглись в Святую землю. Их первый поход был стремительным. Нет никаких сомнений, что и они воспользовались картой Мадабы. Так по иронии судьбы благое намерение неизвестного картографа вымостило дорогу в ад. Крестоносцы создали свою более точную карту Палестины. На 800 лет о карте Мадабы забыли. А в XIX веке карту случайно нашли бедуины, но находка не была оценена по достоинству и часть карты погибла под новой застройкой…. Вот такая вкратце история. Правда в храм Святого Георгия мы не попали, не хватило времени, но в археологическом парке сумели по достоинству оценить древнее мозаичное искусство. Раскопки идут повсюду и археологи везде натыкаются на мозаичные панно, рассказывающие о былой жизни. Сам городок очень милый с переплетением узких улочек, все перемешано в нем и остатки римских колонн, и христианские церкви и мечети.
Нам посчастливилось попасть в церковь  Усекновения главы Иоанна Крестителя, взобраться на колокольню и осмотреть город с высоты птичьего полета
. Наш водитель приготовил еще один сюрприз – договорился со служителями и мы послушали несколько церковных песен, исполненных местными девушками под органную музыку – душа просто воспарила к небу от впечатлений! В городе множество лавочек со всякой всячиной, здесь мы впервые увидели местную диковину – расписные страусиные яйца
. Когда-то в Иордании обитали страусы,  еще лет сто назад, но их  истребили. Последний раз эту птицу видели в этих местах в 1966 г.  Люди как и везде в Иордании очень приветливы и милы, в одном из магазинчиков совершенно неожиданно угостили нас восточными сладостями и очень вкусным гранатовым соком. Плату за вкусности категорически отказались брать, узнав, что мы из России. А в заключение мы побывали на фабрике мозаик,  где столкнулись с любопытным феноменом  - экскурсией на чистейшем русском языке. Неожиданно, но приятно. Вещи, которые там производятся необыкновенной красоты, можно купить все, что пожелается – все упакуют и доставят куда нужно, но… это только для богатых людей, а для нас сойдут и небольшие сувениры
. Все очень здорово и интересно, но нам нужно двигаться дальше в Карак. А путь наш лежит через большой каньон Иордании Вади Муджиб.  Постепенно взбираемся в горы и вдруг открывается панорама всего каньона с высоты птичьего полета, останавливаемся на смотровой площадке и любуемся прекрасными видами. К сожалению фотографии не могут передать всех оттенков бежевого, коричневого и медового цветов, окрашивающих окружающие нас горы. Каньон огромен, глубок и широк, дух захватывает от его величественности
. Любоваться можно целый день, а на закате это наверное фантастическое зрелище! Но нам пора. Спускаемся на самое дно к плотине, образовавшей огромное прозрачное озеро зелено-бирюзового цвета, и карабкаемся вверх по другой стороне. На одной из смотровых площадок наш водитель знакомит нас со своим другом Сами. Это человек-мотор! Сверкая черными глазами и ослепительной улыбкой, он за 15 минут показывает нам все свое хозяйство, заставляет немного позаниматься скалолазанием, несмотря на языковой барьер, мы немного рассказываем о себе и обмениваемся сувенирами
. Приятная встреча, но мы  прощаемся и едем дальше. А дальше огромный замок крестоносцев Карак. Это целый город с несколькими уровнями застройки. Возведение крепости крестоносцев началось в 1142 году. Крестоносцы назвали этот форт Крак Моавский или Крак-де-Моав, что в переводе означает «крепость в Земле Моавской». Строительство её заняло около двадцати лет. Замок вошел в  цепь крепостных укреплений, протянувшихся от египетской границы (близ залива Акаба) до Турции. Эль-Карак, как и все остальные пункты в этой цепи крепостных укреплений, должен был обеспечивать передачу сообщений на всём её протяжении, посредством ночного использования горящих факелов. Таким образом, сообщение, отправленное из пункта, находящегося у залива Акаба, поступало в крепость, расположенную чуть севернее. В свою очередь эта крепость передавала это же сообщение в другой пункт, расположенный также севернее от него. И так одно послание менее чем за 12 часов могло дойти с египетской границы до турецкой или же в обратном направлении (об этом я уже упоминала ранее, описывая замок Аджлун). Выгодное местоположение позволяло крестоносцам с легкостью отбивать врагов. На некоторое время история замка окрасилась в кровавые тона,   когда он перешел под управление Рено де Шатильона. О жестокости этого человека повествуют легенды – пленников он содержал в очень тесных ямах, кроме того неугодных ему людей сбрасывал с крепостных стен в пропасть. Неоднократно захватить замок пытался Саладдин, но попытки его терпели неудачу. Время шло, крестовые походы закончились, а вместе с ними из замка ушли христиане. С той поры Карак стал мусульманским. В его истории было множество осад и боев, землетрясения разрушали стены, которые затем надстраивались и перестраивались и к  XX веку он окончательно утратив свои боевые позиции  стал сельскохозяйственным центром.. Ну а в наше время замок привлекает туристов, которые с удовольствием заглядывают в укромные уголки этого огромного сооружения. Вот и мы с помощью фонарика заглянули в нижние этажи, где располагались конюшни и склады, посмотрели с протяженной открытой галереи на окрестные горы, да и просто побродили среди внушительных развалин, в мыслях уносясь в прошлое
. Да, земля Иордании хранит множество туристических жемчужин, несмотря на небольшую территорию. А теперь снова в путь. Сегодня мы должны доехать до Петры, путь еще долгий, поэтому остановки не предусмотрены. В дороге любуемся пустынным закатом, и в город  въезжаем  в полной темноте. В гостинице Petra Gate Hostel and Hotel нас уже ждут, быстро заселяют в номера и предлагают ужин в отеле на террасе, которая располагается на крыше. Так что в завершение сегодняшнего путешествия получаем бонус – вид ночного города.  Усталость сказывается, поэтому ужинаем быстро, договариваемся о планах на завтра, благодарим нашего замечательного водителя и прощаемся с ним и спать. Выспаться не удалось…. Оказалось, что в непосредственной близи к нашей гостинице располагается мечеть, ну и соответственно в 4 часа утра всех правоверных начали громко сзывать на молитву! С одного минарета несется басовитый голос, с другого тонкий и заливистый, с третьего, четвертого, пятого до нас тоже доносятся звуки голосов, в общем, получается  замечательный хор муэдзинов. НО спать при этом проблематично. Впрочем, в отпуске это совсем не страшно, найдем другое время для сна. После завтрака расспрашиваем как найти каньон и старинный город, в ответ на это нам предлагают подвезти туда и через 10 минут мы на месте. Покупаем билеты и отправляемся в прошлое. На этот раз нас ждет древний набатейский город.
Петра! Еще совсем недавно многие люди даже не слышали об этом чуде. Несмотря на любовь к интересным и загадочным местам, я узнала о ней всего-то лет 10 назад, посмотрев фильм об Индиане Джонсе. Так и возникла картинка розовато-оранжевого храма изумительного по своей красоте, высеченного в скале, ну а уж что внутри – загадка.
Город Петра, а это действительно огромный город был построен  набатеями.  Сегодня в Петре от них не осталось и следа. Сейчас здесь хозяйничает другое племя — бедуины. Они тут и извозчики, и гиды, и режиссеры небольших представлений. Сам город нужно еще поискать, так как люди, построившие его, выбрали очень удачное место, единственная дорога туда идет через узкий каньон, прорезанный в скалах. Впервые Петра упоминается в египетских документах XVIII династии примерно в 15 веке до нашей эры, хотя местность была населена различными племенами гораздо раньше. В 7 веке до н.э.  была завоевана набатеями, которым и приписываются все самые замечательные постройки. В 300-х годах до н.э. попала под влияние эллинской цивилизации, затем была завоевана римлянами, далее в 6-7 веках н.э. сюда пришли арабы, а после сильного землетрясения в 8 веке пришла в упадок, люди из-за изменения торговых путей в основном ушли, а Петра была надолго забыта. И вот наступил 1812 год… Один неугомонный швейцарский исследователь ближнего Востока Людвик Иоганн Бургхарт услышал от бедуинов легенду о прекрасном заброшенном городе и конечно же решил во что бы то ни стало увидеть его. Но все сведения тщательно скрывались. Он не отступился от своей мечты, переоделся мусульманином-богословом и в таком виде путешествовал по Аравии. С одним из бедуинских караванов он прошел по ущелью и увидел прекрасное зрелище, настолько поразившее его, что он чуть было не выдал себя. Пришлось совладать со своими эмоциями, чтобы сохранить жизнь и рассказать об открытии Петры. Так вкратце можно изложить историю.
А до каньона еще нужно дойти. Минут через пять ходьбы по сторонам дорожки появляются первые исторические сооружения в виде больших пирамидальных камней. Как уже потом я прочитала, они олицетворяют главного  набатейского бога Душару.
Согласно мифу, он был рожден девой-камнем, считался творцом и владыкой мира, громовержцем, богом земледелия и растительности, виноградарства и виноделия, был покровителем страны набатеев и богом их царской династии. Чем дальше идем, тем больше подобных сооружений.  А мимо проносятся всадники на лошадях, погонщики ведут верблюдов, предлагая  доставить желающих к достопримечательностям.  У входа в каньон (по местному сик) марширует небольшой отряд солдат, одетых в старинные доспехи, куча небольших экипажей, готовых провезти через сик – в общем, обычная туристическая мишура. Сделав фото на память с «защитниками города», входим в ущелье. И конечно это отдельное чудо. Оранжево-полосатые стены возносятся почти отвесно вверх, над головой полоска голубого неба, звуки какие-то особенные, хочется разговаривать шепотом, чтобы не нарушать загадочности
. На стенах встречаются небольшие вырезанные в скале алтари и лесенки, уходящие в никуда, что тоже добавляет таинственности. Сик делает несколько поворотов, медленно сужается и вот открывается то, что увидел Бургхарт -  Эль-хазна – сокровищница – вид, наиболее растиражированный рекламой.
Могу сказать одно – будь я на месте первооткрывателя Петры – никто бы никогда о ней не узнал, по крайней мере от меня,  свой восторг я выражаю очень бурно, поэтому бедуины убили бы на месте! Зрелище действительно великолепное, описывать бесполезно, надо увидеть. Не в силах оторвать взгляд, выходим на небольшую площадку перед этим великолепием, забитую погонщиками верблюдов и осликов, торговцами сувенирами и разношерстной толпой туристов. А дальше снова в путь!
За один день обойти всю Петру очень трудно – это действительно огромный город, а Эль-хазна – это только самое начало. Дальше следуют набатейские мавзолеи, вырубленные в горах, амфитеатр, вездесущие римские развалины. Можно подняться наверх к местам жертвоприношений, можно сходит в монастырь, но у нас только один день, к сожалению при планировании путешествия мы жестоко просчитались, поэтому просто обошли центральную площадь и прилегающие к ней пещеры и храмы.
Все равно впечатлений море! По возвращении захотелось узнать все больше и больше, поэтому вот несколько интересных фактов:
Как строились эти храмы, когда вокруг не было никаких деревьев, и сделать строительные леса было невозможно? А вот как – храмы высекались в скале сверху пласт за пластом, образовывая промежуточные строительные площадки.
Почему у самого красивого и хорошо сохранившегося храма такое необычное название Эль-хазна (казна)? Долгое время местные жители считали, что в урне, установленной на портике, находятся сокровища фараонов, поэтому старались добыть их и на самой урне множество следов от ружейных выстрелов – а вдруг из проделанных дыр посыплется золото? Но все это сказки, урна сделана из каменного монолита и ничего внутри нет. А вот название прикрепилось намертво.
Для чего предназначались самые великолепные храмы? Как правило, это усыпальницы царей и  внутри никакого особенного убранства нет, только великолепный рисунок самих каменных стен. А основное население жило в простых вырубленных в скалах жилищах, некоторые из них обитаемы и сейчас.
Чем жил этот огромный древний город? Как ни удивителен его внешний вид, богатство Петры было нажито довольно странным способом. Основным источником дохода набатеев было сопровождение купеческих караванов, но и тут есть некоторые хитрости. Зачастую с останавливающихся в городе караванов брали пошлину, а когда те отправлялись дальше в путь, «неизвестные» разбойники грабили купцов. Та охрана, которая якобы охраняла ночью, при свете дня могла и почистить карманы. Кроме того процветала работорговля…. Так что основное богатство наживалось слезами и страданиями  людей.
Кроме всего прочего, в Петре есть одно зловещее место (мы его не посетили) – это алтарь для жертвоприношений, расположенный на вершине скалы над амфитеатром.  Практически каждодневно на алтарях Петры приносился в жертву хотя бы один человек. На протяжении 1000 лет по красным ступеням гигантской лестницы  в сопровождении жрецов поднималась очередная жертва, прекрасно сознавая, что с каждой ступенью, с каждым лестничным пролетом она поднимается навстречу своей страшной гибели. И пока обреченный медленно под звуки барабанов восходил на алтарь смерти, у подножия лестницы уже толпились сотни возбужденных жителей города в нетерпеливом религиозном экстазе ожидая того момента, когда со ступеней потечет кровь очередной жертвы и когда победными исступленными возгласами можно будет огласить небо. Почти как у древних майя, жители Петры таким образом пытались задобрить Бога Солнца.
В общем, несмотря на красоты, история довольно трагическая.
Но пора выходить из древности в современность, долго-долго смотрим на Эль-хазна на прощание и выбираемся в наше время. Остается пара часов на то, чтобы вернуться, собраться, перекусить и отправиться в пустыню Вади Рам.
В назначенное время за нами приехала машина, заказанная заранее. Удивительная и волшебная страна Иордания – все тут четко и туристический бизнес налажен очень хорошо – если обещано, значит сделают.  И мы отправляемся к еще одному иорданскому чуду – пустыне Вади Рам. По пути мы еще раз видим Петру с высоты горного склона – тоже незабываемое зрелище и по красивой дороге, окруженной горными пиками, едем к точке назначения в пустынный лагерь Real Bedouin Camp.
Полтора часа пути пролетают быстро в приятных впечатлениях от дороги и вот мы на месте. Нас встречает хозяин лагеря Аттала – очень приятный молодой человек, который при общении  сожалеет, что мы плохо владеем английским языком, потому что ему  многое интересно услышать от нас, да и рассказать тоже наверное много чего мог бы, но увы…. Заселяют нас в прекрасно оборудованные палатки, в которых имеется все, что нужно для ночлега – кровати, тумбочки и теплые одеяла, знакомят с лагерем и условиями проживания, а тем временем солнце заходит за скалы и наступает темнота. Расположившись, мы проходим в основное место встреч, общения, чаепития, которые служит еще и рестораном и концертным залом. Обстановка этой большой палатки в бедуинском стиле – стены, пол и потолок покрыты шерстяной кошмой, вдоль стен низкие маты- диванчики, в центре очаг. Освещается все это электрическими лампочками – в общем уютом и романтикой пустыни мы обеспечены. Хозяева-бедуины разносят чай, постепенно к очагу стекаются все жители лагеря. Народ из разных стран, из русских только мы, общение все на английском, но мы все понимаем, хотя в основном помалкиваем. Пламя очага приятно согревает, появляется музыкант с инструментом, похожим на лютню и начинается песня долгая и протяжная, содержание которой я бы характеризовала, не зная арабского, примерно так : «вот еду я по пустыне на верблюде, проехал одну скалу, проехал другую, проехал бархан, проехал саксаул и так далее» на полчаса, в общем, что увижу, то пою
.  Конечно, если слушать это несколько часов, то утомляет, непривычны мы к такой музыке, но у Атталы все очень грамотно построено. После протяжной песни начинается более энергичная, за ней еще энергичнее, в конце концов, все пускаются в пляс. По окончании дискотеки нас ждет очень необычный ужин, который мы всей компанией идем «добывать». Сюрприз заключается в том, что готовится блюдо по-бедуински, но мы еще не в курсе. Нас подводят к песчаному холмику, подходит парень с лопатой и начинает копать. Через несколько мнгновений показывается закопанная в песок кошма, ее откидывают, а там нечто обернутое фольгой, прям клад какой-то.
И вот из-под всех этих прикрышек достают наш ужин – подобие этажерки с запеченными курицей, картошкой и овощами!!!! Красота! Рецепт сего блюда довольно прост – советую приготовить (ха-ха). В красном песке аравийской пустыне выкопать яму, поставить в нее железную бочку, раскалить ее путем сжигания в ней дров, затем опустить туда этажерку, нагруженную сырыми ингридиентами, плотно закрыть во избежании попадания песка, закопать часа на три, а потом раскопать и есть. Очень вкусно. Аттала шутит, чтобы смотрели на еду внимательно, а вдруг попадется змея или скорпион, но все прекрасно понимают шутку. После ужина еще немного музыки при свечах для еще большей романтичности, а заканчивается все рассказами анекдотов на английском языке. Ну тут мы не смогли поучаствовать, потому что русские анекдоты вряд ли поймут. К сожалению, звездного пустынного неба нам не досталось, его затянули облака, зато и холода пустынного не было. Отдельное впечатление от местного санузла – это просто какое-то чудо!!!! В скале вырублен, облицован красивой плиткой стерильно чистый туалет и душ с горячей и холодной водой!!!! Во как! И это в пустыне.  Выразив все восторги и поделившись впечатлениями насыщенного дня, отправляемся спать. Завтра рано поутру мы выезжаем в пустыню для знакомства с местными красотами.
Спали мы прекрасно, но под утро меня и Марину разбудил дикий кошачий вопль и царапанье когтей по крыше. Уж не знаю – местные ли кошки это были или какой-нибудь дикий манул, но заснуть больше не смогла и пошла встречать рассвет на  улицу
. Не обнаружив ничего угрожающего, прошлась по окрестностям, любуясь скалами, окрашивающимися в красноватый свет, посмотрела на местную растительность в виде небольших кустиков с мелкими цветочками, получив массу удовольствия.  А через некоторое время народ уже стал просыпаться и лагерь постепенно оживал. После завтрака нас распределили по машинам и верблюдам и все разъехались за впечатлениями в разные стороны. Вади Рам – одна из самых красивых пустынь – красноватый песок, причудливые горы, возникающие с разных сторон, местами песчаные дюны, а так как весна и самая жара еще не наступила, то еще много зелени и цветов, поэтому цветовая палитра просто великолепна. Мы побывали в маленьком каньончике, взобрались на пару красивых каменных арок, возведенных самой природой, я  скатилась на доске с песчаной дюны – очень забавное впечатление, пообщались с верблюдами, мирно пасущимися в одной из долин, заехали на чаепитие к бедуинам, посмотрели на древние наскальные рисунки,  прошлись по еще одному каньону, пообедали на свежем воздухе в традиционном бедуинском стиле, и, как заключительный аккорд прокатились на верблюдах
. День опять был наполнен самими разнообразными впечатлениями и красотой.
Жаль прощаться с Атталой, но нам снова в путь – на этот раз в конечную точку нашего путешествия – Акабу.
На этот раз заказанная машина немного опоздала, но водитель компенсировал свой промах веселой болтовней и быстрым продвижением к месту назначения. Акаба  в Иордании это примерно как Гонконг в Китае – есть некоторое отличие от основной Иордании. Нравы попроще,  все настроено на приморскую туристическую жизнь. Проезжая по городу, наш водитель-гид рассказывал некоторые интересные особенности, в частности, мы узнали что в Акабе есть небольшая русская община, а также показывал магазины, в которых можно свободно купить пиво, что для нашей не отказывающей себе ни в чем компании довольно актуально. Вечерело, движение в городе оживлялось, зажигались огоньки и было очень красиво. К своему отелю Bedouin Garden Village, расположенному за Акабой мы приехали уже в темноте. Этот отельчик оказался замечательным по своему дизайну. Маленькие отдельные номера-домики делали его похожим на сказочный городок. Несмотря на небольшую территорию можно было на первых порах заблудиться среди уютных двориков с диванами и кальянами. В общем, этакая шкатулочка с драгоценностями. Единственное, что огорчило в этот вечер – долго пришлось ждать ужина, потому что вместе с нами прибыла большая немецкая группа, но потом такого больше не повторялось.  Здесь мы и провели оставшиеся три дня в ленивом отдыхе. Особенностями такого отдыха были покой, купание в красном море и бассейне, выезды в Акабу и небольшая пробежка, совершенная мной по окрестностям. Море красивое, очень чистое, разноцветные рыбки, есть чем полюбоваться. Место на побережье рядом с нашим отелем называлось «японский сад». Пляж приспособлен под местных жителей – зонтики от солнца и каменные мангалы

. Лежаков и какого-то особенного оборудования нет. Раскинул свое полотенчико и отдыхай. Просто красивое море и горы на другом берегу для созерцания. Пиво и еду при желании надо брать с собой. Покупается все в городе, рядом магазинов нет. Есть небольшие палатки с оборудованием и инструкторами по дайвингу. Если хочется в ресторан или повеселиться как-то еще, то вечером нужно отправляться в город. Такси стоит в среднем 2 динара с человека, а если договориться с кем-то из водителей на постоянное обслуживание, то выйдет дешевле. Сама Акаба очень милый курортный город со множеством лавочек и ресторанчиков на любой вкус и кошелек. В первый наш набег туда мы попросили водителя отвезти нас в то место, где можно дешево и без пафоса поесть свежей рыбы и он привез  нас на улочку, набитую мелкими кафешками, в которых едят местные жители. Это было и экзотично, и очень вкусно, и очень дешево
. Кроме того по местному телевидению мы немного посмотрели передачу о военной мощи Иордании – тоже интересно. Тем более, что страна и правящая в ней королевская семья нам симпатичны. Одно из развлечений местных жителей в Акабе – это собираться на побережье и наблюдать закат – сюда стекаются целыми семьями для прогулок.

И вообще местные жители выходят на улицу всей семьей, гуляют, общаются – все очень тихо и приятно, все улыбаются – мирная хорошая атмосфера. В отличие от того же Египта никто назойливо не заманивает в лавочки, не пристает с предложениями что-то купить, иногда понравившемуся покупателю что-то дарят или угощают чаем, с удовольствием разговаривают и стараются понять.
В один из наших пляжных дней погода немного испортилась – задул сильный ветер, и плавать в море было некомфортно, а так как я совершенно не могу сидеть на месте, то совершила вылазку в окрестные горы. Места эти суровы, растительности почти нет, воды тоже, но зато открываются великолепные виды на море.

Облазав наш маленький отельчик,  на задворках я встретилась, почти как Алиса в стране чудес, с кроликом, который удирал от кошек. Нашла несколько деревьев, усыпанных кумкватами, которые можно было есть прямо с дерева, бергамот с чудным запахом и помело, висящие на деревьях.

Вот такие чудеса. Конечно, три дня на море многовато, но так уж получилось, хотя никто из нас об этом не пожалел. Не весь же отпуск носиться…..
Но вот и предпоследний день. Нам надо переместиться обратно в Амман и поэтому мы договорились с одним из местных таксистов. Расстояние около 400 км и ехать примерно часов 6. Тут не могу не упомянуть о нашем водителе – это отдельный шедевр. В Иордании проживает довольно много негров, вот нам и достался такой черненький.  Мы поздоровались, загрузились в машину и поехали. Как только тронулись с места, наш драйвер на полную катушку включил самый что ни на есть негритянский рэп и слушали мы его почти всю дорогу.  Заправка была совсем экзотичной – где-то на задворках Акабы, чуть ли не из ведра! Но нам было сказано, что это самый лучший бензин здесь. Уже забавно, но если он знает, то ладно. Водитель кроме того оказался просто каким-то вундеркиндом – за рулем он делал много разных вещей – ел, пил, разговаривал по телефону, пританцовывал в особо выдающихся местах, но вместе с этим все таки вписывался в повороты, хотя и отчаянно сигналил и выражал свои эмоции по поводу других водителей. И вдруг наш Ваня Александров, сидящий рядом с ним, достал фляжку из-под виски, в которую была налита простая вода и отхлебнул. Что тут сделалось! Мы думали, что наш черненький хлопнется в обморок! А уж когда предложили отхлебнуть ему – шарахнулся как от чего-то жуткого. Оказалось, что он совсем не пьет, а когда попробовал однажды, то ему было так дурно, что больше не прикасается к алкоголю. Он-то был не в курсе, что это просто вода….  После этого он нас зауважал, перестал есть и пить за рулем, выключил свой рэп и даже стал показывать какие-то местные достопримечательности. Было  смешно. Так что дорога до Акабы была не скучной. Уже совсем на подъезде к нашей гостинице, измученный пробками наш драйвер так колоритно ругался с подрезавшим его водителем, что я посожалела, что не сняла все это на видео – вот это темперамент!!!!!  В гостинице нас встретили совсем как родных, быстро заселили в те же номера, быстро договорились о такси с нашим знакомым водителем на следующее утро, расспрашивали о наших впечатлениях и приключениях – в общем как домой попали. Уезжать ужасно не хотелось. В этот последний вечер я прошлась по уже знакомым местам Аммана и еще раз почувствовала все дружелюбие и открытость амманцев. Те, у кого я что-то покупала раньше, узнавали и спрашивали как дела, те у кого еще не была зазывали в свои магазинчики и чем-то угощали, несмотря на языковой барьер, все было просто и понятно.

Еще одно впечатление этого вечера – мы неожиданно обнаружили, что в Иордании перешли на летнее время! И хорошо, что случилось это вечером, а то могли бы опоздать на самолет. Время в Иордании переводится в ночь с пятницы на субботу с 28 на 29 марта, т.е в последнюю пятницу марта.  Ну вот и прощальный ужин, отпуск кончается. А на следующее утро – прощай Иордания! Спасибо всем, кто помогал нам в нашей поездке. Обратный полет был очень интересным, небо чистым и вся страна проплыла под нами как на ладошке,

потом Аравийские пустыни, Средиземное море, гора Арарат и озеро Ван в Турции, дождливый Стамбул

, ну а Москва уже встречала снегом

В заключение хочу сказать – Иордания, несмотря на свои размеры очень богата достопримечательностями и мы посетили отнюдь не все интересные места. Ну а главное богатство этой страны замечательные люди – они добры и приветливы, так что из их уст «Велком ту Джордан» звучит очень искренне.

Некоторые особенности путешествия в Иорданию.
1. Не бойтесь останавливаться в небольших гостиницах, как правило там есть все условия для проживания и если Вам кажется, что отсутствует какая-то услуга (нет горячей воды), спросите у персонала. Скорее всего, из экономии ее включают по желанию посетителей.
2. Для путешествия лучше всего ехать компанией, кратной 4, так как в машину умещается 4 человека и договариваться с таксистом о передвижениях по всему маршруту. Дешевле и удобнее всего. По цене можно сторговаться.
3. Не бойтесь есть в небольших кафе. Несмотря ни на что понять друг друга можно, а еда везде очень свежая и вкусная.
4. На рынках принято торговаться, цены могут быть очень разные и понравившемуся покупателю охотно уступают, а мелочи могут и просто подарить.  Жители и торговцы приветливы и ненавязчивы в отличие от Египта и Турции.
5. Кроме Библейских мест и других известных достопримечатльностей, в Иордании есть несколько очень красивых заповедников, так что в данном путешествии я описала далеко не все интересное.
Иордания цены март 2014:
Итого: 575= с человека 144=JD
Входные билеты:
Цитадель входные билеты 2
Гид в цитадели 10 (можно поторговаться и найти подешевле)
Умм Кайс входные билеты на территорию 1
Вади Рам  проживание, питание и культурная программа 80
Въезд в Вади Рам 5
Итого: 208=JD
Всего с человека за культурную программу 352=JD(17600=)
Билеты и гостиницы 32000= (в Москве) Билеты около 20000=, гостиницы мы заказывали самые дешевые.
Еда примерно 10 в день – 120=JD (6000=)
Всего :  55600= (1562= доллара)
В Иорданию - со скидкой!
Зося*
Казахстан, Караганда
17 июнь 2015 г.
Прочитала вторую часть вашего рассказа-так захотелось всё увидеть своими глазами....Спасибо за мельчайшие подробности по стране и полезнейшие советы и по ценам и по экскурсиям...Очень познавательно!!!
Lanka Baginska
19 октябрь 2014 г.
Ваш рассказ мне очень пригодится, спасибо! Когда-нибудь вернусь в Иорданию, чтобы поснимать Петру в ночных огоньках..
Андрей Май
13 октябрь 2014 г.
Не люблю, когда много букв.... А тут не удержался и прочёл ВСЁ...
cheelena
Россия, Самара
13 октябрь 2014 г.
Как я люблю такие полезные рассказы!
Хочу в Вади Рам и, конечно, Петру, хочу-хочу.
12 октябрь 2014 г.
У Вас получился целый путеводитель для желающих путешествовать по Иордании)))
Разделяю Ваши восторги, мне Петра тоже понравилась. Но еще больше мне понравилась иорданская королева, которой очень гордится народ - умница и красавица. Растиражированы ее с королем фотки на мотоцикле с коляской - такие вот невзыскательные мы...
В Иорданию - со скидкой!
Горящие туры в Иорданию - у нас дешевле
Любые формы оплаты туров, туры в кредит