Отзыв написан: 26 октября 2010 г.

Находясь на Сицилии, я не могла не посетить Палермо, столицу этой провинции. Город был основан финикийцами в 8 веке до н.э. Затем были греки, римляне, при арабском владычестве Палермо развился. В 11 веке в результате крестовых походов норманны захватили город. В 1130 гду Рожер II был коронован как король Сицилии. В Палермо стали строиться особенные по стилю дворцы и церкви (смешение романского и арабского стилей). Однако этот период продолжался недолго, после смерти всех представителей династии власть на Сицилии перешла к французам (анжуйцам), затем к испанцам (арагонцам). Испанцы несколько веков владычествовали на Сицилии, и в Палермо много архитектурных памятников того периода. В 19 веке власть опять менялась неоднократно вплоть до высадки на острове войск Гарибальди и вступления Сицилии в объединенную Италию. В результате Второй мировой войны центр Палермо сильно пострадал, многое не стали восстанавливать, а возвели новые жилые кварталы на окраинах. Палермо никогда не был промышленным центром, это был город знати, правителей.

По Палермо я гуляла в течение двух дней. Вот мои впечатления.

В историческом центре три больших улицы: от вокзала прямо идет виа Рома, параллельно ей немного левее идет виа Македа. А перпендикулярно им от старого порта к Норманнскому дворцу идет виа (угадай, кого?) Витторио Эммануэле. Таким образом исторический центр делится на четыре квартала. Я посещение достопримечательностей разделила по дням, исходя не столько из значимости объектов, сколько из прогноза погоды и расписания работы. Так вышло, что первый раз я поехала в Палермо в воскресенье, когда многие объекты открыты только до обеда. А на второй день был вероятен дождь. Поэтому на первый день я запланировала больше прогулок и менее значимых объектов, а все самое важное оставила напоследок. И все равно мне не удалось избежать накладок.Итак, первый день. Я приехала поездом из Чефалу в Палермо и направилась в город по улице Македа (Maqueda). Сперва зрелище было неприглядное: подавляющее большинство людей вокруг африканского и азиатского происхождения, никаких тебе красот на улице. Довольно узкая улица, еще уже переулки налево и направо, пространство сжато стоящими бок о бок старинными 4-5 этажными домами. Не сразу замечаешь, что среди этих домов попадаются церкви, вдруг прямо из стены - портик с колоннами. Но вот справа возникла небольшая площадь, а на ней - две известные церкви: Сан-Катальдо и Санта-Мария-делль-Аммиральо (Марторана). Церковь Святого Катальда - образец арабо-норманнской архитектуры 12 века.

Церковь Девы Марии называется "адмиральской", так как была построена по приказу адмирала короля Рожера, византийца Георгия Антиохийского (также 12 век). Увы, снаружи церковь была в строительных лесах, а внутрь я тогда не попала, шла служба, туристов не пускали.

Напротив этих церквей на той же площади стоит барочная церковь Св. Екатерины. Но если церковь не действующая, то вход в нее платный.(( Если обойти церковь Св. Екатерины слева, то попадаешь на пьяцца Претория к знаменитому фонтану 16 века, который был куплен у вице-короля из его тосканской резиденции за немалые деньги.Чтобы перевезти фонтан, его разъяли на 644 части и вновь собрали под руководством сына скульптора. Однако палермитане того времени считали очень неприличным расположение такого фонтана рядом с церквями и монастырями (напротив фонтана стоит еще и церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини).

И сразу за фонтаном виден перекресток Кваттро Канти (Четыре угла), официально именуемый пьяцца Вильена. Площадь сформировалась в начале 17 века. Четыре "угла", выходящие на перекресток, имеют три яруса. В нижнем установлены фонтаны с аллегорическими скульптурами времен года, в среднем - статуи испанских монархов (ведь тогда испанцы владели Сицилией), в верхнем - статуи святых, небесных покровительниц города.

Далее я продолжила путь по виа Македа и вскоре вышла к Большому театру (Театро Массимо). Это самый крупный театр в Италии и третий по величине в Европе, был построен во второй половине 19 века. На ступеньках этого театра снималась драматическая заключительная сцена фильма "Крестный отец-3".

[От здания театра переулками можно выйти на виа Рома, к церкви Сан-Доменико в стиле барокко (17-18 вв.)

В этой церкви тоже шла воскресная служба, однако можно было свободно войти, так как это не туристический объект. Я вошла. В этот момент священник пожелал всем мира, и все прихожане стали обниматься и тоже желать мира друг другу. Одна итальянка пожала мне руку и пожелала мира мне. Я растрогалась и смутилась и вышла из церкви. Где-то неподалеку должен был находиться рынок Вуччирия. Обошла близлежащие улицы и ничего не нашла. И потом сообразила, что рынок находится именно там, где я хожу, только в воскресенье он не работает. Далее, по своему плану, я перешла на другую сторону виа Витторио Эммануэле, свернула в кривой переулок виа Алессандро Патерностро и вышла к церкви Сан-Франческо-д'Ассизи (Святого Франциска Ассизского) с готическим фасадом, очень напоминающим церкви в Ассизи.

Далее по улице Мерло справа от церкви я вышла к площади Пьяцца Марина и Палаццо Мирто. В путеводителе Томаса Кука я нашла, что вход в особняк Мирто свободный. Неправда, вход стоит 4 евро. Этот особняк был построен в 18 веке для аристократической семьи, ныне музей, в нем сохранена старинная обстановка - мебель, гобелены, вазы. На третьем этаже интерьеры более позднего времени, на первом - "гараж" для экипажей. Мне было интересно окунуться в жизнь прошлых веков. Фотосъемка во дворце запрещена, я сняла только вид из окна на красивый фонтан во внутреннем дворике.

После палаццо Мирто я попыталась посетить и палаццо Абателлис, расположенный в 5 минутах ходьбы, на виа Аллоро, там находится Региональная галерея - коллекция средневекового искусства. Но на вход в галерею уже не пускали (в воскресенье галерея открыта до 13:30), и я вернулась на пьяцца Марина. В центре площади разбит сад имени Гарибальди с поражающими воображение деревьями (огромными фикусами) и памятниками Гарибальди и его сподвижникам.

Площадь окружена интересными старинными зданиями, а вокруг парка в этот день раскинулся блошиный рынок. на котором можно было увидеть даже антикварную мебель и льняные полотенца из России (так мне показалось). С пьяцца Марина попала опять на виа Витторио Эммануэле.

Здесь уже рядом море! Увидела бухту Кала, которая исстари была главным портом Палермо, а сейчас обмелела и служит причалом для спортивных и прогулочных яхт.

Здесь же стоит церковь Санта-Мария-делла-Катена (Девы Марии у цепи, имеется в виду цепь, которой закрывали гавань). Вход платный.

Завершают улицу Витторио Эммануэле ворота Порта Феличе 16-17 вв.

На набережной.

В этом квартале (Кальса) стоят еще несколько церквей в стиле барокко, я осмотрела снаружи некоторые из них. Санта-Мария-делла-Пьета.

Санта-Тереза-алла-Кальса.

Вдоль набережной я дошла до улицы Линкольна, на которой находятся парк Вилла Джулия и Ботанический сад. В парк Вилла Джулия вход свободный, а в Ботанический сад стоит 5 евро, но тут мне повезло - в этот день был бесплатный вход! На Вилле Джулия такая умиротворяющая атмосфера! Отцветающие деревья,немного разрушающиеся скульптуры и вазоны, неработающие фонтаны создавали впечатление умирающей красоты и запущенности. И было немного грустно, но и приятно бродить по дорожкам парка.

В Ботаническом саду растения были более ухожены. Здесь можно увидеть много экзотических деревьев, они растут прямо на улице в этом климате. Есть и оранжереи. Поскольку в историческом центре Палермо мало зелени на улицах, за исключением отдельных озелененных площадей, то провести время в Ботаническом саду приятно и интересно.

[Так закончилась моя первая прогулка по Палермо.

День второй (среда). Меня ждали основные достопримечательности Палермо и его пригород Монреале, а также то, что я не смогла увидеть в воскресенье. В этот раз я пошла от вокзала по виа Рома. Эта улица совсем другая, чем виа Македа. Это - средоточие магазинов, бутиков. Я вертела головой направо и налево, хотелось зайти во многие магазины, но как будешь с сумками осматривать достопримечательности? Решила обязательно пройтись по этой улице на обратном пути. Через перекресток с виа Витторио Эммануэле проскочила, не заметив его (и это главный перекресток?!), и остановилась перед церковью Сан-Доменико. Ага, в переулке видны рыночные лотки. Но рынок Вуччирия меня не впечатлил. Рынок и рынок, в путеводителях преувеличивают его колоритность. Один прилавок, правда, вызвал любопытство.

Далее пошла по виа Витторио Эммануэле к Норманнскому дворцу. Я торопилась, так как путеводитель Томаса Кука гласил, что в 12 до 14 дворец закрыт. Похоже, он опять наврал. Когда я подошла ко входу для туристов (со стороны пьяцца Индипенденца), на кассе ни слова не было насчет перерыва. Зато было отмечено, что в разные дни недели разная стоимость входного билета. Со вторника по четверг - 7 евро, с пятницы по понедельник немного выше. Я обрадовалась, так как была среда, но ненадолго.

Норманнский, или королевский, дворец - интересное здание. Крепость на этом месте существовала еще в античные времена (финикийские, затем римские укрепления). В 9 веке здесь построили дворец арабы. Норманны перестроили дворец, с тех времен сохранилась часть дворца, которая называется почему-то Пизанская башня (Торре Пизана). В 16-17 веке испанцы провели грандиозную перестройку дворца. Сейчас в этом дворце заседает парламент Сицилии.

Жемчужиной дворца является Палатинская капелла, придворная церковь норманнского периода. Сейчас она находится полностью в стенах дворца, вход в нее из внутреннего дворика. Капелла поражает своими мозаиками в византийском стиле.

[Интересен резной потолок, выполненный арабскими мастерами.

[Восхитившись Палатинской капеллой и осмотрев древние стены и крипту,

я стала искать, наконец, вход собственно во дворец, в королевские покои, но не могла найти. На мой вопрос дежурные ответили, что сегодня вход во дворец закрыт, будет открыт в пятницу. Вот тут-то я и поняла, почему входной билет был дешевый. Увы, в пятницу я уже улетала домой. Так и не увидела помещения дворца.

Недалеко от Норманнского дворца стоит еще одна церковь 12 века - Сан-Джованни-дельи-Эремити (Святого Иоанна Отшельника).

Рассудив, что службы в храмах, если и идут, то уже должны к этому времени закончиться, я вернулась на виа Витторио Эммануэле, так как там находится Кафедральный собор Палермо. Здание собора впечатляет. Оно было заложено в 12 веке, апсиды с западной части собора сохранились с той поры.

Почти каждое столетие вносились какие-то изменения во внешний вид храма. Перед собором устроена озелененная площадь, обнесенная балюстрадой со скульптурами святых, в центре площади - скульптура Святой Розалии, покровительницы города.

Колокольня собора встроена в здание архиепископского дворца и соединена с собором арками.

Интерьер собора выполнен в стиле классицизм.

В этот день зашла я и в Марторану, Адмиральскую церковь Девы Марии. Я писала о ней выше. Мартораной она называется по фамилии настоятельницы бенедиктинского монастыря, которому передали церковь в 15 веке. Интерьер этой церкви также богато украшен византийскими мозаиками, хотя и не так впечатляющ, как Палатинская капелла.

А во второй половине дня я собиралась ехать в Монреале. Это пригород всего в нескольких километрах от Палермо. От уже знакомой мне площади Индипенденца туда идет автобус №389. По пути я зашла в ресторанчик, наконец-то отведала одно из типичных блюд средиземноморья - паста с чернилами каракатицы.

Триумфальная арка Порта Нуова (Новые ворота) рядом с Норманнским дворцом когда-то обозначала выезд из города, сейчас - из исторического центра. Она построена в 16 веке и посвящена победам Карла V в Тунисе, о чем свидетельствуют мавры с отрубленными руками, изображенные на арке.

Пройдя под ней, попадаешь на площадь Индипенденца, вперед идет корсо Калатафими, продолжение виа Витторио Эммануэле. Автобусы выезжают слева. Я пошла в том направлении, там нашла и конечную остановку нужного мне автобуса, и билетную кассу. Надо сказать, автобус тащится еле-еле. Помимо официальных остановок есть еще остановки по требованию (ехало много школьников после занятий, автобус тормозил у каждого угла), плюс пробки. Наконец все школьники вышли, автобус стал подниматься в гору, и вот уже остановился у собора Монреале.

Этот собор - самое замечательное, что я увидела на Сицилии. Само слово "Монреале" значит "королевская гора". По преданию, юному норманнскому королю Вильгельму II здесь явилась Мадонна, указав место, где спрятаны сокровища его отца, и Вильгельм II обещал возвести на этом месте храм. И ему удалось возвести храм небывалый, который превосходит более ранние собор в Чефалу и Палатинскую капеллу. Справа от собора находится чудный монастырский дворик, построенный также при Вильгельме II. Так как собор еще был закрыт на сиесту, я вначале пошла во дворик (вход стоит 6 евро).

Наверно, из множества колонн в нем нет двух одинаковых. Если даже узор на колоннах будет совпадать, то капители абсолютно разные!

В углу дворика в окружении колонн находится фонтан в арабском стиле. Когда видишь это многообразие, поражаешься умению древних мастеров.

Но собор поразил меня еще больше. Весь его громадный объем украшен мозаиками в византийском стиле, перед тобой проходит вся Библия в картинках, и над всем царит изображение Христа Пантократора. Хорошая статья с иллюстрациями про этот собор в Википедии.

А мои фото плохо передают эту красоту.

Я сидела в соборе, пораженная, и подумала: "Как же не хочется отсюда уходить!" Поистине, когда чего-то желаешь, это может сбыться, но совершенно по-иному. Когда я все же решила выйти, оказалось, что на улице ливень и град. В соборе можно еще за небольшую плату посетить террасу (откуда, вероятно, открываются красивые виды), но мне объяснили, что во время дождя туда не пускают, так как терраса открытая. После дождя я обошла собор, чтобы увидеть узорные апсиды.

[В хорошую погоду с обзорной площадки за собором виден весь Палермо. А потом на автобусе я уехала обратно (остановка слева от собора). Обратно автобус шел быстрее.

И еще одну достопримечательность хочу упомянуть, хотя сфотографировать ее не было возможности. В центре города на ровном месте стоит древний Адмиральский мост (Понте дель Аммиральо), построенный в 12 веке по приказу вышеупомянутого адмирала Георгия Антиохийского. Ранее здесь было русло реки Орето, сейчас культурный слой засыпал часть моста. Его можно увидеть слева из окна поезда, выезжая с вокзала Палермо.

Мне для знакомства с Палермо не хватило двух дней. И абсолютно не укладывается в голове, что можно увидеть, понять, почувствовать на обзорной экскурсии туроператора за полдня.

Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Танютка
Россия, Иркутск
13 сентябрь 2011 г.
Великолепный рассказ и фотографии!!! Другой путеводитель и не нужен - вряд ли кто-то лучше Вас может рассказать и показать где и что лучше посмотреть. Спасибо большое!!!
timir
25 май 2011 г.
Несколько лет назад я побывала на Сицилии. 7 дней на Тирренском море и столько же на Ионическом. В турпутёвку были включены по четыре экскурсии на каждом побережье. Но это по принципу \"Я там был...\" Общее впечатление они мне дали , ввели в эти чудесные средневековые городки. Но ничто не сравнится с самостоятельным, пусть порой и затруднительным,осмотром достопримечательностей. Татьяна, спасибо за интересный \"путеводитель\" по Чефалу и Палермо. Полностью согласна с вами, нужно не спеша самой прочувствовать дух древней Сицилии. На днях,всего на недельку, снова направляюсь в эти манящие края. Думаю, что в мае ещё не так многолюдно. А после ваших рассказов и в \"Санта Лучии\" остановиться не страшно. Море есть, солнце есть, есть друг и друг-фотоаппарат.
=foxy=
22 февраль 2011 г.
Татьяна, спасибо за рассказ и фото :)
Впечатляет :)
Хочу на Сицилию...
Иностранка
8 декабрь 2010 г.
Спасибо автору за прекрасный рассказ и великолепные фото! Я путешествовала по Сицилии в сентябре 2010. Впечатления от поездки потрясающие! Палермо тоже оставил сильные впечатления, и туда хочется вернуть вновь. Очень колоритный, теплый и уютный город.
сеновалычев
Россия, Ярославль
5 ноябрь 2010 г.
Я тоже был в Соборе в Монреале. Красота его поражает!
Savl
31 октябрь 2010 г.
Прекрасный рассказ, прекрасные фото!
Маргарита66
Россия, Владимир
27 октябрь 2010 г.
Танюша, с новым путешествием тебя!Очень понравился твой рассказ,особенно впечатлила Палатинская капелла и собор в Монреале.Судя по фотографиям,Ботанический сад тоже достоин посещения!Вообщем, Сицилия,после твоего отзыва,встала в очередь на посещение.
yaki27
26 октябрь 2010 г.
А я уже неоднократно использовала Татьянины рассказы, как путеводитель. Путеводитель с собственным взглядом, настроением, чувством. Спасибо Вам за это. И фотографии, как всегда, просто чудесные!
катуся
Россия, Тольятти
26 октябрь 2010 г.
Я уже выбрала ваш рассказ в качестве "путеводителя" по Палермо,это действительно интересный город Вам удалось передать это и качественными фото и интересным рассказом.
Luna_T
26 октябрь 2010 г.
Андрей, увы, я тупо взяла недельный тур на отдых в отеле в Чефалу. Как-то скудно с перелетами на Сицилию, самым лучшим вариантом перелета оказался наш чартер. Да еще я хотела на Этну съездить (будет следующий рассказ), а машину я не вожу, так что выбрала лететь с ТО.
26 октябрь 2010 г.
Спасибо, Татьяна! Очень интересно! Красивый получился город в Вашем фотообъективе! А гостиницу в Палермо Вы заранее бронировали или уже на месте подыскали?
Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Горящие туры! Спецпредложения со скидкой 30%!
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.