Отзыв написан: 21 сентября 2010 г.
Посещенные курорты: Бар, Колашин

Всем привет!

Как обещал, публикую второй отчёт о нашей второй поездке в Черногорию (правда, в этот раз целую неделю я провёл в горах один... почти как монах) :) но обо всём по порядку :) (не флуда ради, а дела для, - ссылка на первый рассказ: http://album.turizm.ru/91993/mess_1/)

Речь пойдёт, прежде всего о городе Жабляк.

Вторая вылазка в эту (ставшую уже любимой сегодня) страну состоялась во второй половине марта - начале апреля 2009 г. Цель поездки: освоение новых горных вершин стоя на лыжах. Сегодня можно с уверенностью сказать, что северные склоны Черногории по некоторым параметрам не уступают многим общеизвестным горнолыжным курортам.

Началось всё, безусловно, с заказа билетов, а также бронирования жилья на юге и севере дружественной страны. В этот раз билет на самолёт заказал через интернет в авиакомпании S7. Гостиницу - снова через JadranBuro.

Был приятно удивлён, что за лыжи дополнительных сборов в авиакомпании не предусмотрено. То есть даже если общий вес багажа из-за лыж превышает 20 кг., их провоз всё равно бесплатный. Причём на обратном пути мы набили лыжный чехол ещё и экипировкой, в которую рассовали по 4-5 бутылей вина, "Горького листа" и др. Представители S7 и глазом не моргнули... :), в итоге из Черногории удалось привезти целый бар местных благородных напитков...

Прилетел в аэропорт города Подгорица, а оттуда сразу в отель (хотя правильней, наверное, сказать - Вилла, поскольку именно так называются мини-отели в Черногории) в городе Бар.

Для справки: средняя стоимость гостиницы летом составляет 45-70 Евро в сутки за 2-х - 3-х местный номер, зимой 25-50 соответственно. Хотя и за 4, и за 450 Евро в сутки можно найти жильё.

В тот же день в центре Бара встретился с друзьями, которые приехали в Montenegro за несколько дней до меня.

Южный город Бар (с многоговорящим названием) был выбран не случайно. И совсем не потому, что именно в нём нам очень понравился один местный ирландский паб (фото 1).

Этот населённый пункт достаточно крупный, чтобы рассмотреть "современный мир" черногорской жизни и достаточно комфортный, чтобы отдыхать здесь без излишней суматохи. Кроме этого, г. Бар удобен хорошим транспортным сообщением, - обратно с гор на юг страны я добирался на автобусах и поезде (фото 2).

Кстати, об ирландском пабе. Именно в нём на следующий день после приезда мы встретили двух французов, которые на велосипеде ехали из Вьетнама(!) в Марсель(!).

Заходим в паб и лицезреем этих иностранцев, "припарковавших" своих двухколёсных "друзей" около заведения. Так как погода была средней паршивости - моросил прохладный дождь - французы больше походили на продрогших котят... они тихо сидели за барной стойкой и потягивали пиво за 1 Евро (как ни странно, оно на уровне нашего за 150-200р.; при этом в магазине той же марки может продаваться за 80 евроцентов).

В общем, разговорились... они сказали, что раньше русских не встречали, а из Вьетнама ехали через ближневосточные страны, в том числе Пакистан, Иран, Ирак и т.п. В тот момент их путешествие длилось уже год. Причём, когда они показали фотки из Вьетнама - молодые шальные ребята (около 25 лет) с горящими глазами, однако сейчас перед нами стояли взрослые мужчины. В их глазах читался не просто опыт увлекательной туристической поездки... более, чем 10 000 км. наложили на этих молодых парней отпечаток настоящей школы выживания...

Как выяснилось, французы только приехали в город Адриатического побережья и ещё не успели ни отдохнуть, ни найти себе пристанище на ночь.

В этот вечер заняться нам всё равно было нечем, и мы решили помочь представителям дружественного народа. Учитывая наличие машины и хорошую поддержку из агентства, мы предложили иностранцам поискать для них жильё. Те с недоверием и прищуром осторожно согласились, хотя и предупредили, что их финансовые запасы на исходе и попросили комнату for cheap price. На поиски крыши над головой потребовалось немногим более часа. Была найдена комната в частном секторе всего за 4 Евро в сутки, правда, с достаточно спартанскими условиями.

Возвращаемся в паб. Наши новые друзья со скучающим видом сидят, облокотившись о стойку. Было очень забавно смотреть на их воодушевлённо-удивлённые лица, когда мы предстали пред ними со словами: "Let`s go!". Несколько минут они переспрашивали, точно ли мы нашли комнату... потом ещё столько же, - зачем мы это делаем... когда мы сказали, что просто потому, что им нужна помощь, они выдержали некоторую паузу и сказали, что это, наверное, широкая русская душа, о которой они так много слышали... :)

Запомнилось то, что мы ехали на авто со скоростью примерно 40 км/ч, а велосипедисты не отставали... удивились... потом, правда, удивились ещё больше, когда начался подъём, а они как ехали, так и едут... :)

Французы были вполне довольны горячим душем, сухой и тёплой комнатой.

Через 2 часа мы заехали за ними с мясом, овощами, вином и мангалом и поехали на набережную. В их меркантильную европейскую голову никак не могло уложиться, ради чего мы всё это делаем...

просто ради тусовки :)

В общем, отлично провели время и сформировали положительный образ русского народа у французских экстремалов :)

На следующий день попробовали искупаться, но дальше, чем по колено войти не смогли - вода была ещё холодная. Полностью залезть в море решился только местный пёс.

- Аргентинский Дог всё из того же Ядран Бюро.

Полюбовались на незабываемые виды...

На третий день упаковали сумки, взяли лыжи и прямо с самого утра выдвинулись на север на арендованном пару дней назад а/м.

Для справки: средняя стоимость а/м в сутки составляет от 35 (эконом-класс, типа Тойоты Ярис, Хюндай Гетз) до 60 (бизнес-класс, типа Мазды 6 или Ситроена С5) Евро в сутки.

Теперь такие передвижения у меня ассоциируются с постепенным одеванием тёплых вещей по пути в горы и их складыванием в сумку по пути на юг :) При том, что у моря была вполне комфортная погода российского лета (фото 3, 9)

- на севере приходилось ходить в полной экипировке (фото 4)

Наш путь проходил примерно следующим образом: Бар - Сутоморе - Подгорица - (Каньон Морача) - Колашин - Майковац - Жабляк.

Особо впечатлил Каньон Морача (фото 10, 11, 12, 13, 14),

по которому мы ехали почти от Подгорицы и до самого Колашина. Этот отрезок пути представлял из себя горный серпантин, где с одной стороны глубокий каньон, а с другой - отвесная скала. Страшно и красиво... примерно как на фото 36 (хотя это немного другое место и время).

Если соблюдать скоростной режим и злостно не нарушать правила, то дорога вполне безопасная.

Первой крупной остановкой стал г. Колашин (фото 15)

Сей интересный населённый пункт был "стихийно" основан в середине XVII века вокруг турецкой заставы и с тех пор несколько раз переходил во владение противоборствующих народов.

Город Колашин "открыт" для любителей красот и экстремальных путешествий круглый год. Весной и летом местная природа опьяняет красотой цветущих растений и незабываемыми видами величественных гор. Ранней весной, всю зиму и поздней осенью сюда приезжают любители горных лыж и сноубордов.

Колашин стал для нас первым горнолыжным курортом за весь 2009 год, поэтому, как только машина остановилась у подножья склона, вся наша немногочисленная компания тут же ринулась за скипасами. Местный персонал сказал, чтобы мы пока переодевались... буквально через 20 минут мы стояли перед "продавцами" экстремального счастья в полной экипировке. Однако бессовестные работники сказали, что уже начало пятого вечера, и вы, мол, не успеете прокатиться - 20 минут подъём, в лучшем случае 20 минут спуск... а в 17:00 мы закрываем калитку для посетителей. Никакие просьбы и упрёки не смогли пробить их стойкое упрямство.

Расстроились, вышли из "домика приёмов" и стали горевать по упущенному кайфу. Буквально через 5 минут к нам подбежал один сербский турист со словами: "что, скипас не продают?", сунул свою карточку и убежал в автобус, где его уже ждала группа таких же лыжников. Со счастливой улыбкой и обсыпая добродушного серба словами благодарности, я побежал на подъёмник, раскидывая по дороге ненужные вещи (кроссовки, чехол для лыж, бутылку минералки)...

Слава Богу, не забыл фотоаппарат (фото 16, 17,18)

Жадный на скипасы персонал не обманул - подъём на самый верх действительно занял около 20 минут. На вершине со скучающим видом сидели два черногорца (что-то типа контролёров и спасателей). Пока я любовался открывшимися пейзажами, они (черногорцы) пытались всячески поторопить меня.

Как только я встал на лыжи и с непривычки осторожно тронулся по склону, этих ребят и след простыл, - выписав несколько лихих пируэтов, они скрылись "за углом". Правда, буквально через 500-700 метров как раз на опасной развилке я снова их увидел в терпеливом ожидании... и так несколько раз. После подмосковных холмиков, этот спуск даже заставил немного устать и грохнуться на кочке в самом конце.

В любом случае, чувство счастья переполняло меня.

Однако, несмотря на местные красоты и прекрасные ощущения, задерживаться в Колашине мы не стали. Во-первых, потому, что изначально был выбран Жабляк, а во-вторых, инфраструктура г. Колашина не показалась нам совершенной. Отели относительно не близко от горки, да и дорога к склону оставляла желать лучшего.

В город Жабляк мы приехали уже к вечеру, когда было темно. Поселились в частной гостинице - за 30 Евро (на всех) в сутки получили 3-х местный апартамент в отдельном доме на окраине города (зато недалеко от склона) в месте, которое с гордостью носит название всего с двумя гласными - "Развршье".

Фото 35 сделано практически с участка (гора справа - её не видно). Хозяин сделал хорошую скидку, т.к. мы приехали как раз в межсезонье, и гостей было совсем немного...

Поужинали за 12 Евро (с каждого) большой порцией салата, отменным куском говядины с гарниром, бутылкой местного красного вина Vranac и чашечкой кофе.

Наутро поехали на горку. Красотища! (фото 19, 20, 21, 22)

Горка представляет собой три уровня "крутости". Например, на фото 30 хорошо видно,

что прямо по курсу (правее) склон для детей и новичков - достаточно пологий и длинный (около 600-800 метров). Хотя и на нём можно неплохо разогнаться... :)

На фото 31

линиями показана крутость/сложность каждой трассы, а стрелками - точка старта (естественно, всё достаточно условно, т.к. не видно и половины склона). Слева находится длинный кресельный подъёмник (фото 26),

состоящий из трёх секций (обычно во время десяти-пятнадцати минутного подъёма я доставал из рюкзака книжку либо любовался красотами). Первая привозит на "синюю" трассу, вторая - "красную" (скорее даже, - "красно-чёрную"), третий - "чёрную". На горках также есть несколько бугельных подъёмников - на "зелёной" трассе (справа) и "сине-красной" - посередине. По большому счёту, однозначно сказать, какова сложность склона невозможно, так как он может быть сначала "чёрным", потом "красным", потом "синим" и снова "красным"... со стопроцентной уверенностью можно сказать только о самом крутом склоне на самом верху горы - куда привозит лишь третья секция кресельного подъёмника. На фото 31 - верхние чёрные стрелка и линия (сама трасса проходит за горой).

В первый день мы не решились туда подняться, так как и половина горы нам показалась страшной и труднопреодолимой. Например, фото 19 была сделана почти в самом конце второй секции. Фото 20 - аккурат после "выгрузки" из кресла. То есть сначала нужно было спуститься в точку, где виднеются три человечка, а потом свернуть налево. Фото 21 и 22 сделаны ещё метров через 200-250 вниз после поворота налево; этот спуск дался тяжело и со страхом :) Однако, дальше начался более или менее приятный склон - "красно-синий".

Общая протяжённость трассы от второй секции составляет примерно 2000 метров с достаточно большим количеством вариантов спуска. Третья - ещё около 500 метров очень крутой трассы.

Как правило, утром мы ехали на горку и катались часов до 14 (за редким исключением). В середине дня солнышко начинало припекать, и снег становился липким - не особо пригодным для катания.

Через несколько дней друзья уехали на юг, и я остался один... причём в середине недели - совсем один, т.к. в конце марта туристов немного...

Стало скучно и одиноко, и я пошёл на поиски приключений :)

После утренних катаний пришёл на центральную улицу Жабляка, и в надежде встретить хоть кого-то начал заходить в кафе, бары и другие немногочисленные места. После нескольких неудачных попыток отчаялся, сел за барную стойку очередного заведения и стал "допрашивать" скучающего бармена. Оказалось, что туристов в эти две-три недели нет, все местные красоты тоже находятся в относительно труднодоступных местах. Буквально через месяц, предрекал он, начнётся цветение, всё подсохнет и воцарится внеземной рай :) А сегодня единственной простой и вполне интересной достопримечательностью (до которой можно добраться хоть пешком) было "Чёрное озеро". Правда, как сказал бармен, несколько дней назад там была обнаружена "бешеная лиса"...

В общем, в тот вечер я так и не нашёл себе компанию и банально напился с барменом... :)

На следующий день, сквозь чащу (фото 27, 28)

выдвинулся на "Чёрное озеро" (фото 33, 34, 4),

причём пешком. Добравшись до живописного водоёма, вооружился палкой и пошёл вокруг. Несмотря на то, что мой путь иногда пролегал по колено в снегу, ни лису, ни зайца, ни кого-либо ещё из представителей богатой здесь фауны я не встретил. Зато, выбравшись из чащи на тропинку, испугал своей дубиной молодую парочку немцев :)

Полюбовался красотой и побрёл обратно...

Последние дни моего пребывания в Жабляке проходили достаточно однообразно: утром горка, днём обед и прогулки по окрестностям, вечером книга/кино/музыка/философские размышления - полный набор отшельника :)

В середине недели горка выглядела примерно так: (фото 24, 25)

Между покатушками пил кофе в кафе внизу (фото 23)

и играл с его персоналом в какую-то сербскую карточную игру.

Веселье началось в выходные, когда приехала куча сербов. Как выяснилось, они приезжают сюда каждый выходной, - примерно как мы ездим по Дмитровке в популярные горнолыжные парки.

В очередной раз, катившись меж ёлок и скал (основные накатанные "дорожки" казались уже скучными, и я начал покорять "бездорожье" - те самые четыре чёрные линии на фото 31, - около кресельного подъёмника), кубарем покатился под откос. Потерял лыжу... искал её минут пятнадцать обливаясь холодным потом и углубляясь в снег всё сильнее... обнаружил её в нескольких метрах от места падения и почти на метровой глубине... перевёл дух и поехал дальше. Зашёл в кафе, заказал кофе, сел за столик и услышал довольный смех над ухом... генератором сего веселья оказался здоровый бородатый серб, который сквозь ржач пытался рассказать мне, как я забавно кувыркался, а потом искал лыжи. В тот момент он как раз сидел на остановившимся (из-за сильного ветра) подъёмнике и наблюдал за всей картиной происходящего. В итоге угостил меня кофе и ушёл... :)

Перед отъездом хозяин гостиницы пригласил меня домой (черногорцы очень гостеприимный народ и хорошо относятся к русским), угостил свежесваренным кофе, сливовицей собственного производства и впарил две банки мёда (без сомнения - качественным и вкусным) со своей пасеки.

На автобусную станцию пришёл часам к 12 дня, как раз минут за 20 до отхода транспорта по расписанию. Оказалось, что этот рейс отменён из-за нехватки желающих, а следующий планируется только в 18:00. Что ж, погрузил вещи в автобус и направился в привокзальную кафешку. Пью кофе, читаю книжку. За соседним столиком несколько местных жителей бурно что-то отмечают... скорее даже просто бухают. Один из них - самый активный и горе-трюкач (буквально пару минут назад, пытаясь всех удивить своей безупречной ловкостью, вдребезги разбил рюмку, которая несколько раз подкидывалась им под потолок) подходит ко мне и тянет ручонки к солнечным очкам. С моего разрешения примерил. Затем начал уговаривать меня продать их, т.к. в их "деревне" не продаются хорошие экземпляры. Когда узнал, что я "рус", очень обрадовался и предложил 10 Евро. Посмеялись... когда он дошёл до 50 Евро, человек в форме полицейского (тусовался за столиком среди этой компании; веселился, но не пил) наконец под руку увёл за свой столик местного забулдыгу. Бросив пару дружественных жестов в мою сторону, весельчак послушно удалился.

Дорога до города Бар, где мы должны были провести ещё один день, заняла около 5-6 часов. Первая пересадка состоялась в незнакомом мне городе, где водитель, пообещавший доставить нас в срок, спешно перекидал вещи в другой автобус и так же быстро ретировался. Следующая смена транспорта состоялась уже в Подгорице; ждать электричку пришлось минут 40. Километрах в 5 от Бара меня встретили друзья, и мы отправились в "родной" отель.

На следующий день - шопинг, в том числе, - с покупками местных горячительных напитков для друзей и прощальный вечер (фото 37, 38, 39)

В общем, как всегда Черногория оставила массу положительных впечатлений, гору приятных ощущений и непоколебимое желание снова посетить эту красивейшую страну в мире.

Очередная поездка в Montenegro состоялась в 2010 г., где мы наслаждались отличным пляжным отдыхом и посетили немало новых незабываемых достопримечательностей... но об этом в следующем рассказе... :)

Незабываемый отдых в Черногории!
Malvina
Чехия, Брно
Большое спасибо! Два года назад я была в черногории на море в сентябре,в Будве и всех местных расспрашивала о г/л центрах,но никто толком объяснить не мог и на г/л сайтах было мало информации.Ваш рассказ самый информационный и интересный,как раз то,что нужно и фотографии хорошие.Когда будет возможность,обязательно поеду покататься в Жабляк. Между прочим, пиво Cerna hora - 100% чешское, а не черногорское ;) :) В 25 км от города Брно находится городок Черная гора и там с 16 века варят очень вкусное пиво.
Незабываемый отдых в Черногории!
Персональный подбор туров в Черногорию
Горящие туры и раннее бронирование
Оформление в кредит, страхование, бонусы