Отдых на Соловецких островах. Практические советы

Череповец. Россия
Отзыв написан: 1 сентября 2010 г.

- Вы из Москвы? - брови продавца нахмурились.
- Нет, из Череповца, - продавец изменилась в лице, улыбнулась и стала заворачивать купленные нами сладкие лепешки, - Из монастырской пекарни, по рецепту XVIII века, кушайте на здоровье.

Её понять можно. Такого количества надменных взглядов и пренебрежительных выражений лица я не видел со своего последнего визита в Москву. На Соловецких островах москвичей много, очень много. С чем это связано не знаю. Наверное, потому что цены здесь близкие к московским.

Высокие цены и сложность с трансфером туда - единственные минусы отдыха на Соловках. Конечно, если Вы едите туда не для того, чтобы загорать и купаться. Красивые пейзажи, интересные экскурсии, комфортное жилье, хорошая кухня, прогулки в море, баня, рыбалка - все это есть на Соловках. Сегодня Соловецкие острова - место с относительно развитой туристической инфраструктурой (в рамках Архангельской области, не стоит сравнивать с Турцией или Египтом), место, где Вы можете отлично отдохнуть и получить массу удовольствия.

Оптимальное число дней для отдыха - 5-6 (4-5 ночей). Больше не стоит. Времени хватит, чтобы осмотреть все достопримечательности, и "не надоест" отдыхать.

Туры на Соловецкие острова сегодня можно купить в любом городе, причем с разными условиями проживания и, соответственно, с разной стоимостью. Покупать лучше заранее, так как Соловки сегодня популярное место отдыха, и за месяц выбор номеров в гостиницах был невелик.

Самые дорогие гостиницы - это "Соловки-Отель" и "Зеленая деревня - Соловки". Деревянные рубленые коттеджи, в номерах все удобства, ресторан. Мы остановились в "Зеленой деревне". Тур был рассчитан на 4 дня / 3 ночи, завтраки и обеды были включены, ужины и трансфер до островов - нет. Тур покупали не через турагенство, а напрямую, предварительно позвонив в Архангельскую область. Стоимость - 22 600 руб. на двоих. 50% оплатили через "Сбербанк", остальное наличными по прибытию. Решили, что четырех дней нам недостаточно, поэтому таким же способом сняли на сутки номер в туркомплексе "Соловки". Стоимость - 850 руб. с человека в номере без удобств.

Кроме того, на Соловецких островах можно остановиться в следующих местах:
· Туристический комплекс "Причал"
· Клубный отель "Приют"
· Гостиница "Соло"
· Частный сектор. Гостей местные жители встречают прямо на причале с табличками. Все как в Сочи. Стоимость тоже. 750-900 руб. за комнату в зависимости от набора удобств.
· Палаточный городок. Стоимость - 50 руб./чел. в сутки.

Какие условия проживания, цены и качества обслуживания в этих местах - не знаю. Расскажу только о двух гостиницах, где мы останавливались.

"Зеленая деревня - Соловки" - отличный отель. Классные интерьеры, номера с ТВ, душем и феном, вежливый персонал. Обедали в ресторане, обслуживание было на высоком уровне. Кухня хорошая, но не отличается разнообразностью. Блюда за 4 дня менялись мало.

Туркомплекс"Соловки" попроще. За 850 руб./чел. вы получаете двухместный номер в одноэтажном коттедже; душ (не кабинка, а ванна с занавеской), умывальник и туалет на три комнаты. Мебель старая, сантехника тоже, обои кое-где треснули, но все чисто и уютно. Мы люди простые, нам здесь понравилось. Серьезный недостаток - расположение. Находится в 1,5 км от поселка, так что вещи придется тащить на себе или заказать такси (мы взяли в аренду велосипеды). Туркомплекс представляет собой несколько отдельностоящих домиков, есть баня, кафе, прокат велосипедов, озеро. Тихо и уютно. У нас проблем с заездом не возникло, и мы остались довольны. А вот молодая пара, с которой мы познакомились там же - нет. Когда они бронировали номер, то им сказали, что свободных 2-х местных номеров нет, и им пришлось снимать на 5 дней 4-х местный, заплатив в 2 раза больше.

В туркомплексе можно заказать комплексное питание: завтрак - 250 руб., обед - 390 руб., ужин - 340 руб. Это откровенно дорого за ту еду, которую нам предложили - жареная колбаса с макаронами, борщ из консервированного набора, салат из огурцов и болгарского перца.

Дороговизна продуктов - отличительная особенность жизни на Соловках. Конечно же, это обусловлено отдаленностью от материка, откуда все доставляется. Так что даже если Вы решили ночевать в палатках (на Соловках для этого отведена отдельная зона, единственное место на острове, где можно их ставить) все равно на продукты придется потратиться.

В большинство туров не включаются ужины. Кафе есть почти во всех гостиницах, цены высокие. Ужин в "Трапезной" туркомплекса "Соловки" стоит 340 руб./чел, чтобы поужинать вдвоем в "Зеленой деревне" нужно постараться уложиться в тысячу. Самое оптимальное соотношение цена/качество - это кафе "Кают - компания". Кухня тут относительно хорошая, качество обслуживание - нет. Половина блюд в меню отсутствуют, обстановка столовская, зато вдвоем поужинать здесь (салат, второе, чай, выпечка) можно меньше чем за 500 руб. Вечером официанты нервные из-за постоянных, часто необоснованных претензий, два раза подряд наблюдали как они ругались с клиентами. В первый раз посетительница осталась недовольна количеством макарон, которое ей положили. Во второй раз другой клиент доказывал, что он съел не селедку, а какую-то другую рыбу. Москвичи требуют к себе особого отношения…

В большинство туров включены экскурсии на первые два дня отдыха. Обычно это обзорная по монастырю и большая, на целый день, по Большому Соловецкому острову. Предполагается, что в остальные дни Вы составляете программу сами. Благо выбор экскурсий очень велик. Записываться на них лучше в "Доме гостеприимства". Он расположен в центре, рядом с монастырем, и является официальным экскурсионным бюро музея-заповедника. Приобретая экскурсии здесь, Вы поддерживаете восстановительные работы в монастыре и науку Северного края. Все гиды приезжие, в основном из Архангельска и Петрозаводска. Они отлично подготовлены, рассказываю очень интересно, на вопросы отвечают прямо и точно.

На выбор предлагаются следующие экскурсии:
1. Обзорная по Соловецкому кремлю - 3 ч., 350 руб./чел.
2. История и архитектура Соловецкого монастыря - 2 ч., 250 руб./чел.
3. Соловецкая крепость - 2 ч., 250 руб./чел.
4. Ссылки и заключение на Соловках. Монастырская тюрьма - 1,5 ч., 250 руб./чел.
5. Острова духовного подвига. Соловецкие подвижники благочестия - 2 ч., 250 руб./чел.
6. История Соловецких лагерей особого назначения - 2,5 ч., 300 руб./чел.
7. История Соловецкой школы юнг - 1 ч., 150 руб./чел.
8. Ботанический сад - 2 ч., 200 руб./чел.
9. Гора Секирная. Свято - Вознесенский скит - 3 ч., 300 руб./чел.
10. Лодочный поход по малому кругу озерно-канальной системы Соловков - 5 ч., 270 руб./чел.
11. Природа Соловков. Мыс Белужий - 6 ч., 400 руб./чел.
12. К строгим скитам острова Анзер - 11 ч., 1100 руб./чел.
13. Морская прогулка на остров Большая Муксалма - 5 ч., 550 руб./чел.
14. Достопримечательности Большого Заяцкого острова - 3 ч., 550 руб./чел.
15. Секирная гора - 3 ч., 180 руб./чел.
16. Филипповкие садки - 2 ч., 110 руб./чел.
17. Промыслы и ремесла Соловецкого монастыря - 2 ч., 250 руб./чел.
18. Лодочный поход по большому кругу озерно-канальной системы Соловков - 12 ч., 450 руб./чел.
19. Мыс Лабиринтов - 1,5 ч., 110 руб./чел.

Обзорная экскурсия по монастырю (в первый день тура) включает в себя информацию об истории и архитектуре монастыря, в т.ч. и о временах ГУЛаг. То есть экскурсии №№2,3 её во многом дублируют.

На второй день у нас была мега-экскурсия на целый день "Лодочный поход по малому кругу - Секирная гора - ботанический сад". Имейте в виду, что грести по каналам и озерам придется самостоятельно. Не бойтесь этого. Физически это не так сложно, как может показаться поначалу. На лодочной станции вам предложат купить белые рабочие перчатки (40 руб.), но если Вы заняты интеллектуальным трудом, то руки всё равно сотрёте.

Экскурсия №6 очень тяжёлая и многим не нравится. За первые два дня вы будете иметь хорошее представление о временах ГУЛаг на острове, и большой надобности в её приобретении нет. Однако, если вам нравится творчество режиссёра Балобанова - смело заказывайте её, т.к. море негатива Вам обеспечено.

Поездка на Заяцкий остров обязательна! Это одна из самых интересных экскурсий. На остров Большая Муксалма можно доехать самостоятельно, взяв напрокат велосипед или скутер (имейте в виду, что дорога нахолодится в плохом состоянии). Скит на этом острове в настоящее время разрушен, восстановительные работы пока не производится, поэтому показывать попросту нечего. Гид расскажет Вам много интересного, но при этом показывать будет развалины келий и фундаменты церквей. Что касается дамбы (основной достопримечательностью острова) и природы, то ими можно полюбоваться самостоятельно.

На Соловках можно увидеть в море белух и тюленей. На мыс Белужий, куда каждый год приходят белухи для воспроизводства потомства, также устраивается экскурсия, но гарантий, что Вы кого-то там увидите, никто не дает. В любом случае, на него съездить самостоятельно, на велосипеде и пешком (велосипеды можно оставить в лесу, они никуда с острова не пропадут), обязательно во время отлива, прихватив с собой бинокль.

Многие владельца лодок и катеров устраивают прогулки к мысу Белужий на своих суднах. Помните, что белухи боятся шума моторов. Сегодня Соловецкие острова - одно из немногих мест в мире, куда приходят белые киты для воспроизводства потомства. Если Вы едите к ним на катере, Вы поступаете безответственно. Тот, кто Вас везет, обязательно скажет, что ничего страшного в этом нет. Но может случится так, что Ваши дети увидеть белух смогут только на фото, которое Вы, если Вам повезет, сделаете.

Самая длинная экскурсия - на остров Анзер, 12-14 часов. Те, кто туда ездил, говорят, что это самое красивое место на Соловках. Мы туда не попали, так как проводится она не каждый день. Отсюда вывод - записывайтесь на неё сразу по прибытию.

В день этой экскурсии нам необходимо было уезжать, поехав на остров Анзер, мы бы не успели вернуться до отплытия теплохода, поэтому вместо неё мы отправились на архипелаг Кузова (тоже достаточно длинная экскурсия, с 9.00 до 16.00).

Архипелаг Кузова (ударение на последний слог, от слова "кузов") - уникальное место. По словам капитана прогулочного катера - самое красивое место на Соловках. В этом он прав. Этот архипелаг - выход на поверхность скальных пород, с уникальной растительностью и пейзажами. Кроме того, на них самое крупное плато саамских сейдов, построенных во II-III тысячелетии до н.э. Экскурсия так и называется - "Путешествие в мир древнего человека". Проходит не каждый не каждый день и организует её не "Дом гостеприимства". Это объясняется тем, что Кузова - это уже республика Карелия, а не Архангельская область, к которой относится Соловецкие острова. Поэтому узнавать про поездку надо узнавать не в музее - заповеднике, а в экскурсионном бюро на Тамарином причале.

Стоимость экскурсии - 1500 руб., но это того стоит. Проводит её ученый по имени Олег, автор двух (а может и более) книг по истории, человек посвятивший жизнь изучению феномена древних сейдов и лабиринтов. Необычайно эрудированный и со своим собственным философским взглядом на эволюцию человека. Уверен, что экскурсия Вам понравится, если будет финансовая возможность и желание, обязательно посетите острова Кузова.

Почти все туры не включают в себя трансфер до Соловков. Добраться до Соловецких островов можно самолётом, либо по морю. Последний вариант дешевле и удобнее, так как самолет летает только из Архангельска.

Теплоходы ходят от двух карельских городов - Кемь и Беломорск. Лучше плыть через Кемь, так как это дешевле и быстрее, но в то же время не очень комфортно. Перед отъездом обязательно забронируйте билеты по телефону в туркомплексе "Причал"!, в противном случае на теплоход вы попадете одними из последних.

До стации Кемь можно добраться на поезде. Из Санкт-Петербурга ходят два поезда "Санкт-Петербург - Мурманск": №012 (отправляется ежедневно в 11.02) и №22 (отправляется ежедневно в 17.20). В Кемь приходят 3.08 и 9.00 соответственно. Теплоход "Василий Косяков" совершает в период навигации ежедневные регулярные рейсы в 8.30. То есть в принципе, подходит только поезд "012", который очень неудобен (ехать весь день в жару, прибывает поезд слишком рано). Однако летом иногда устраивается дополнительный рейс в 10.00 на теплоходе "Метеор". Вся беда в том, что судовладелец, компания "Причал", за три недели до отплытия (а именно за три недели мы покупали билеты на поезд) не знает, будет ли этот дополнительный рейс. Поэтому мы решили не рисковать и выбрали первый вариант.

Теплоход отходит от пристани туркомплекса "Причал". Если есть возможность и Вам не жалко денег, обязательно снимите номер в этом туркомплексе. Первый день на Солвках насыщенный и Вам не помешает отдохнуть. Если вы приехали на машине, её можно оставить тут же на платной стоянке.

Мы решили не тратиться и провести остаток ночи на вокзале, и немного пожалели об этом. Кемь - ужасное и унылое место. В этом крупном перевалочном пункте туристов не создано почти ничего для нормального приёма последних. А туристов здесь всегда много. Многие едут не только на Соловецкие острова, но и в походы на байдарках по быстрым рекам Карелии. Расписание теплоходов не увязано с расписанием поездов, поэтому зал ожидания вокзала ночью превращается в туристический лагерь. Туристы огораживаются своими огромными рюкзаками, палатками и разборными частями байдарок, расстилают прямо на полу спальники и спят. Многие спят на стульях, так что мест для сиденья может просто не хватить.

Если вы ночью проголодаетесь, то недалеко от вокзала есть круглосуточная столовая. Располагается она справа от привокзальной площади, за Сбербанком. Здание выглядит как будто закрытое на ремонт, но оно работает, просто вход с торца. Об этом предлагается догадаться самостоятельно, как впрочем, и о наличии самой столовой. Столовая - единственное позитивное место в городе Кемь. Здесь можно недорого и вполне вкусно поесть. Есть ещё ресторан "Кузова", но туристы, сходившие туда, сказали, что он мало чем отличается от столовой.

Автобусы (вам нужен маршрут №1) начинают ходить в семь, такси, естественно круглосуточно. Проезд до причала на такси - 300 руб., на автобусе - 18 рублей, причём после 21 часа - уже 20. Водитель возьмёт с вас деньги и за багаж тоже. Автобус маленький, марки ПАЗ, народу очень много, рюкзаков и палаток - ещё больше. Посадка на теплоход начинается в 8.00, поэтому все едут на первом автобусе. Вам нужно быть проворным, если вы не хотите всю дорогу (минут 20) стоять в ПАЗике зажатый между палаткой и гигантским туристическим рюкзаком. Ещё на причал ходят маршрутные такси, но в "час пик", то есть с утра перед отплытием теплохода, их почему-то не было.

Остановка располагается напротив столовой, причем никаких знаков, навесов или вообще намёков, что это остановка автобуса нет. Весьма странно, не думаю, что для сотни туристов, проезжающих здесь ежедневно и тратящих свои деньги в местных магазинах, трудно повесить табличку с указанием, откуда можно уехать до пристани.

Вам надо ехать до конечной остановки, дальше идете по единственной дороге через ж/д переезд в сторону туркомплекса "Причал". Купить билеты на теплоход можно у администратора, в корпусе где находится ресторан. Для граждан РФ проезд стоит 550 руб. Выкупать билет лучше сразу в обе стороны. Ещё раз напомню о необходимости заранее забронировать балеты по телефону.

После покупки билетов начинается отвратительный процесс посадки на теплоход. Дело в том, что на "Василия Косякова" билеты продаются без мест, поэтому в 8 часов трап окружает толпа людей с рюкзаками и чемоданами. Первые садятся организованные группы (если брали путёвку в турагентстве, Вы будете в ней). Женщина - администратор выкрикивает название турагентств, и члены групп должны сквозь толпу протиснуться к трапу. Порядок, вернее беспорядок, поддерживают два мужлана-вышибалы. Далее садятся те, кто выкупил заранее бронь. Теперь уже вы протискиваетесь сквозь толпу. Остерегайтесь туристических рюкзаков! Замешкавшись, Вы можете искупаться в Белом море.

Оказавшись на борту теплохода, сразу идите на нижнюю палубу. Там вы обнаружите, что почти все места заняли члены организованных групп. Нижняя палуба - небольшое помещение, напоминающее загон для свиней, с двумя тусклыми лампочками, являющимися единственными источниками света. Обязательно найдите себе здесь место, даже если вам придется разбиться по одному человеку. Вам будет предложено путешествовать на верхней палубе под открытым небом. Не ведитесь на это! В Белом море, особенно с утра, очень ветрено и холодно. Лучше начать путешествие внизу и периодически подниматься наверх, чтобы полюбоваться морскими пейзажами. На теплоходе можно купить чай - 30 руб., кофе - 40 руб. и пончики - 40 руб. Есть туалет. Моряки называют это место "гальюн". На самом деле для туалета на теплоходе "Василий Косяков" больше подходит название "сортир". Не расстраивайтесь, заключенных в 20-30 гг. доставляли сюда с ещё меньшим комфортом. Тем более, плыть всего 2,5 часа.

Выехать из Соловков сложнее, чем заехать, поэтому бронируйте билеты в оба конца. Отходит теплоход с Тамариного причала в 17.30, посадка начинается в 17.00. Схема та же. Организованные группы - пассажиры с билетами - безбилетные пассажиры, оплачивающие билет на месте.

Из Кеми в 20.25 отходит поезд в Санкт-Петербург. Не покупайте на него билет! Никто не даст гарантии, что теплоход прибудет в 20.00. Наш прибыл примерно в 20.20. Поэтому Вы снова выбираете между ночёвкой в туркомплексе "Причал" и вокзалом.

Добраться до вокзала вечером сложно. Мы решили не брать такси, а ехать на автобусе или маршрутке и пошли на остановку. При этом не заметили маршрутное такси, которое стояло рядом с пристанью. Позже, когда толпа людей стояла на остановке, эта маршрутка проехала мимо, хотя свободные места в микроавтобусе были. Потом приехала ещё одна маршрутка, но брать людей вообще не стала, так как наступило время ужина, она просто развернулась и уехала пустая. Почему у местных маршрутчиков такое отношение к клиентам непонятно. Наверно в Кеми легко можно заработать деньги.

В результате мы снова поехали в том же ПАЗике, на котором ехали на причал. Дружно и весело. Автобус пришел в 20.40, но чтобы взять со всех 20 руб., а не 18, водитель терпеливо ждал 20 мин, хотя мы готовы были платить по 30 руб., и даже больше. Когда мы сидели в душном ПАЗике, среди рюкзаков и палаток, наслаждаясь запахом костра и пота, мы жалели, что князь Милославский помешал отдать Ивану Васильевичу Кемьскую волость шведам.

Поужинав в столовой, большинство туристов располагается на ночлег в зале ожидания. Некоторые купаются в речке Кемке или осматривают местный собор. Времени предостаточно, так как поезда в сторону Санкт-Петербурга или Москвы идут или ночью, или утром.

Не сидите в Богом забытой Кеми всю ночь! Выезжайте с первым поездом "Мурманск-Адлер" в Петрозаводск. Поезд отходит в 1.20, прибывает в столицу Карелии в 9.20. Из Петрозаводска легче выехать, а свободное время можно потратить на осмотр достопримечательностей города. Из Петрозаводска мы взяли билет на прямой поезд до Санкт-Петербурга. Отправление в 22.50. Времени было достаточно, чтобы не только погулять по городу, но съездить на водопад Кивач - красивейшее место в Карелии. Для этого заранее позвонили в турбюро "Театральное" (teatralnoe-rk.ru), и заказали экскурсию. Стоимость - 700 руб. с человека. Экскурсия отправляется каждые понедельник, среду и пятницу в 10.00 (ради нас её даже перенесли на 30 мин). Отправляется экскурсия от гостиницы "Маски", остановка "Площадь Кирова". Добраться до неё от вокзала можно на троллейбусе №1.

Кроме водопада, попали на "Марциальные воды" - первый курорт в России, основанный ещё Петром I. Группа состояла из 8 человек, интересный рассказ гида, комфортабельный микроавтобус "Мерседес" - экскурсия нам очень понравилась. Вернулись в город в 17.00. Поужинали в кафе "Акварели", это недалеко, как его найти подскажет гид. Рекомендуем - вкусно, мило, недорого. Потом можно спуститься к набережной, это рядом. Самое красивое место в городе. На вокзал возвращались пешком, это недалеко, любуясь чистотой и красотой города Петрозаводска, основанного Петром I, и по архитектуре напоминающим г. Санкт-Петербург.

Если Вы любите активный отдых, если хотите поближе познакомиться с историей и природой Русского Севера - посетите Соловецкие острова. Это уникальное место, добрую память о котором Вы сохраните на долгие годы в своем сердце.

Сергей Архангельский.

Отдых на море по лучшей цене!
галина
Россия, Серпухов
24 ноябрь 2014 г.
Все очень четко и конкретно. Кто поедет на Соловецкие острова, может использовать изложенную информацию. А мне вспомнились Соловецкие острова в конце 80-х. Для меня это была бесплатная профсоюзная путевка- поощрение за публикацию статей в газете.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
17 июль 2014 г.
Какой интересный рассказ!Информативный!Хотя цены,наверное,уже изменились:)Жаль фотографий мало.Много читала и слышала о паломнических поездках,а вот о таком виде отдыха - ни разу.... Спасибо!
Матвеева Елизавета
17 июль 2014 г.
очень полезная информация! спасибо! пригодилась не только мне одной!)) интересно, как цены преобразились по сравнению с 10 годом... узнаем через месяц)! постараюсь отписаться
Otta
6 сентябрь 2010 г.
Много полезной информации, спасибо! Но почему-же так мало фотографий?
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.