Безумное автомобильное путешествие из Питера на остров Тенерифе. Часть 14

Отзыв написан: 16 августа 2010 г.

Окончание - Винные дороги Франции: Бургундия, Эльзас

Барселона - Бон (24.07., вторник)

Покидая Испанию, остановились на чудной стоянке, на берегу моря. Впереди Франция, наша цель - Бургундия. Название этого региона у всех вызывает одни и те же ассоциации – конечно, бургундское вино. Для знакомства с этим краем мы выбрали Бон (Beaune)- маленький ухоженный городок, стоящий в самом центре винных дорог, окружённый виноградниками.

11.00 - выехали из отеля
1 час 15 мин -6 остановок
20.30 - прибыли в отель
Общее время в пути - 9,5 часов (840км)

Отель «Ermitage de corton»****- это особняк за городом в живописнейшем месте среди виноградников. От него веяло спокойствием, тишиной и умиротворением…

Нас встретили очень приветливо. Узнав, что мы проделали далёкий путь, поинтересовались, понадобится ли нам ресторан и, хотя, он на тот момент уже должен был закрываться, весь персонал терпеливо ждал, пока мы заселимся, приведём себя в порядок и спустимся к ужину. Кухня и обслуживание оставили самые приятные впечатления. Вечер мы продолжили в садике вокруг отеля, который манил своей красотой и уютом.

После прогулки усталость как рукой сняло, у нас даже появились силы на изучение изумительного дизайна отеля и своих комнат. В обстановке умело и гармонично сочетались современная мебель и предметы старины. В нашей комнате, например, помимо современного душа стояла старинная ванная на ажурных ножках. Ну, а у наших детей (по нашим меркам) были просто царские апартаменты.

Бон – Страсбург (25.07., среда)

Утром нас разбудило чудное пение птиц. Наше короткое пребывание в гостеприимном особняке, увы, закончилось и мы, со стойким желанием посетить этот дом ещё раз, отправились знакомиться с городом. К сожалению, о Боне смогла найти не очень много информации, но это нисколько не испортило наших впечатлений – тихий, ухоженный, милый французский городок, изобилующий цветами, сувенирными лавками, магазинчиками и дегустационными залами.

Мы шли по почти пустынным улицам, не понимая, а где же люди?

Неожиданно для себя, оказались на небольшой площади, где уютно расположился рынок – тут-то мы и получили ответ на свой вопрос.

Бон, на рынке

Испытали истинное наслаждение от погружения в мир сувениров и разных вкусностей - благоухающие специи, домашние колбасы, умопомрачительное разнообразие мёда, горчицы и, конечно же, сыра. Устоять от соблазна что-нибудь купить мы не смогли и приобрели несколько сувениров и коллекцию мёда.

Бон, на рынке

Неспешно прогуливаясь, мы приближались к цели нашей прогулки – музею вина.

С интересом обошли все залы,

но самую интересную для нас часть экспозиции мы обнаружили в неприметном сооружении.

Запахи винограда и вина мысленно перенесли нас в прошлые века. Очень живая атмосфера - было ощущение, что прямо сейчас здесь появятся виноделы, заработает большущий пресс и в бочонки польётся вино.

Пожалев, что мы не купили сыр на рынке, выйдя из музея, мы решили вернуться на площадь. Каково же было наше изумление, когда мы не нашли и следа от оживлённой торговли – ни лавочек, ни мусоринки, ни соринки. Город «вымер» - время шло к обеду. По пустынным улицам мы дошли до собора.

Конечно, пройти мимо дегустационных залов и погребов в Бургундии было бы кощунством.

Бон, бургундское

Ведь Бон – это неофициальная столица бургундских вин. Забыв о том, что с двух часов всё закрывается, мы успели посетить только несколько, но на наши впечатления от общения с винами и знаменитыми ликёрами это не отразилось, охарактеризовать их хочется словами Клайва Коутса (признанного специалиста по винам Бургундии): «Я влюбился в бургундские вина с самого момента, когда действительно великое Пино Нуар впервые коснулось моих уст. И вы не найдете ни одного человека, кого бы это вино не очаровало. Оно поет как соловей, искрится как сапфир, интригует как шахматная задача и пленит как поцелуй любимой. Оно способно вдохновить как искусный оратор, поразить как изысканное блюдо и успокоить как медленный ритм фортепьянного концерта Моцарта. Лучшие образцы бургундских вин сложные, но понятные, глубокие, но не навязчивые, они великолепны и не отпугивают своим совершенством».

11.30 – выехали из отеля

14.00 – выехали из Бона

1 час – обед и 2 остановки

18.30 – прибыли в отель

Общее время в пути – 4,5 часа (375 км)

К отелю Maison Rouge*** подъезда не было: с одной стороны здания трамвайные пути, по бокам которых тротуар для пешеходов, с другой стороны - улицы с кафешками, по которым движение запрещено.

Пришлось нарушать правила. На рецепции нас встретила девушка с любезным и удивлённым выражением лица: «А как вы подъехали?» - мы улыбнулись в ответ. После всех формальностей нам было предложено поставить машину на платную парковку отеля, проехав под запрещающие знаки. Комментарии были таковы: «Вообще-то здесь нельзя, но на парковку можно». В результате мы перепугали немало народа, который мирно попивал кофе, сидя за столиками на улице и никак не ожидавшего встречи с автомобилем.

День закончился ужином в ресторанчике, где мы, как я уже писала, убедились, что хорошо прожаренное мясо во Франции лучше не заказывать.

Страсбург (26.07., четверг)

Экскурсии: «По Винной дороге»; обзорная по Страсбургу

Утром нас ждал экскурсовод Евгений. В этот раз принимающая сторона вновь «пошалила», как и в случае с Валенсией – чтобы провести для нас экскурсию по Страсбургу и винной дороге, Евгений приехал из немецкого города Баден-Баден.

Да-а-а, пишу эти строки в 2010 году и думаю: это сейчас «с высоты своего опыта» я понимаю, что мы вполне могли всё посмотреть сами, а в 2007 не хватило уверенности в себе и сработал стереотип – осмотр незнакомых мест только с экскурсоводом, чтобы узнать побольше и не заблудиться. Ну да ладно… С Евгением, правда нам повезло, он оказался интересным рассказчиком, сумел почувствовать нашу семью, показал много интересных мест, влюбил нас в Эльзас, а главное - не пытался вложить в наши уши всю историю Франции за один день. Общаясь с ним, мы не только знакомились с Эльзасом, но и виртуально «посетили» Баден-Баден. Весь день прошёл под лозунгом: «Франция – это, конечно, хорошо, а Германия – лучше!», после чего нестерпимо захотелось в Баден-Баден…

Итак, мы погрузились в его микроавтобус и отправились по Эльзасской винной дороге. Если честно, была уверена, что уже ничто нас не сможет удивить – шёл 41-й день нашего путешествия, это был последний номер нашей культурной программы, мы были, можно сказать, «на выдохе», слегка утомившись от стран, городов и их достопримечательностей. Я-то как думала: ну увидим виноградники, ну увидим французские городки - этим нас уже не удивить. Главное - попробуем вина этого региона Франции (кстати, это и было основной причиной, почему мы отправились с экскурсоводом, а не поехали сами). Но всё оказалось совсем наоборот.

Сначала мы проехались по бескрайним виноградникам,

а потом приехали в город Риквир, который как «сказочный» по другому не назовёшь. У меня «всплыли» забытые эмоции из детства, Тима с интересом разглядывал всё подолгу, а Саша сказала: «Мне не вериться, что здесь всегда так,… что это не декорации для туристов»

Риквир окружён крепостной стеной XII века, а весь центр превращён в пешеходную зону. Главная городская улица застроена средневековыми (фахверковыми) и ренессансными (из розового песчаника) домами с эркерами и скульптурными композициями. Евгений сказал: «Риквир не столь популярен как Рибовилле, поэтому не такой декоративный. Но мне он нравится больше, а ещё он интересен тем, что в нём сохранены старинные вывески над лавками и ресторанчиками». С тех пор мы посетили ни один городок по винной Эльзасской дороге, но Риквир и для нас стал самым любимым.

Символ Эльзаса – аист, поэтому сувениров с его изображением в избытке

От разнообразия сувенирных лавочек, кондитерских и ресторанчиков «глаза разбегаются».

Евгений пытался нас поторопить, чтобы успеть посетить ещё один город, но, поняв, что это тщетно, напомнил, что нам пора только тогда, когда приблизилось время обеда. Сожалея, что время пролетело так быстро, мы направились в соседний городок. И снова кругом виноградники…

Интересный факт - виноградари Риквира высаживают в начале и в конце каждого ряда лозы розовый куст, чтобы определить, есть вредители или нет. Насекомые, прежде чем набросится на виноград, пытаются съесть розы.

По дороге увидели символ Эльзаса «в живую». Чувствуют они себя хозяевами и на людей мало внимания обращают – проходят мимо с гордым видом.

Символ Эльзаса

Обедали в типично Эльзасском ресторанчике, вкушая традиционно немецкую кухню. Всё-таки интересный край – французское и немецкое здесь переплеталось веками. Пили местное вино – прелестно! Попробовали простейший напиток – минеральная вода, яблочный сок и лёд. Безумно понравилось, жаль, не запомнила, как его там называют.

Да! Чуть не забыла. Евгений нам шепнул: «Обязательно посетите туалет». Прямо скажу, немного удивилась, но позже поняла, почему он нас настоятельно туда отправлял. Дело в том, что дизайнер (в прошлом инженер), оформляя ресторан, не обошёл вниманием и туалет. Посещая сие место, попадаешь на подводную лодку, где даже умывальник – чудо инженерной мысли, напоминающий аквариум (только без рыб) с какой-то чудной системой наполнения воды…

Дальше наш путь лежал в Европейский квартал Страсбурга. Здание Европарламента имеет форму крыла, а его 60-метровая башня специально оставлена как бы недостроенной. В этом есть определённая символика – башня ориентирована на восток, в сторону Восточной Европы (на момент строительства ни одна восточноевропейская страна ещё не являлась членом ЕС).

Перед самим зданием располагается огромная площадь, на которой возвышаются флагштоки с флагами стран-участниц Евросоюза и скульптура «Сердце Европы» - официальный символ Евросоюза.

Автор – скульптор Людмила Черина. Евгений сказал, что она русская, но дома в путеводителе я прочитала, что она «известная французская художница, балерина, актриса и писательница (1924-2004), урождённая Моник Чемерзин: отец её был черкесским дворянином, военным инженером и изобретателем, бежавшим из Санкт-Петербурга в Париж и там женившимся на француженке Стефании Финетт».

Удивило, что мы не встретили никакой особенной охраны или пропускной системы – у входа стоял скучающий молодой человек. Мы свободно прошли дальше и увидели это здание изнутри.

Неподалёку от Европарламента располагается здание Европейского суда по правам человека - очень простое, скорее похожее на жилой комплекс, чем на официальное учреждение, своими очертаниями напоминает круизный лайнер.

Страсбург, здание Европейского суда

Информация из справочника: «Британец Ричард Роджерс и его коллега Клод Бюшер задались целью создать «символический объект, а не памятник». Учитывая специфику Европейского суда, архитекторы постарались сделать здание открытым и дружественным, а не отпугивающим или похожим на крепость — но в то же время полным достоинства. Роджерс представлял себе новое здание как плывущий по волнам корабль с двумя трубами. Форма здания была продиктована изгибом реки Иль, в итоге получилось гармоничное сооружение, отлично списавшееся в окружающий пейзаж. Неслучайно крышу и фасады дворца облюбовали целые каскады живой растительности. Кроме того, практически все службы здания (освещение, вентиляция и т.п.) работают без расхода энергоресурсов: экологичность здания также входила в задачи архитекторов».

Нашу экскурсию Евгений закончил обзорной поездкой по Страсбургу и пешей прогулкой по старой части города. Конечно, после Риквира, мы уже не ахали и не охали, но город произвёл очень приятное впечатление.

Вспоминается любопытный момент: Евгений, на протяжении всего дня корректно демонстрируя своё предпочтение немцам перед французами, наткнувшись на здание с обвалившейся штукатуркой и облупленным углом в самом центре старого города, с иронией обратил на это наше внимание: «Вот видите – в этом все французы… Немец бы встал с утра пораньше и занялся бы ремонтом, а французы…- повесили цветок в горшке, поставили под ним столик со скамеечкой… вот вам и красота по-французски».

Особое впечатление на нас произвёл Нотр-Дам.

Интересно, что у собора только один шпиль. Башню начали строить в XIV веке, главной задачей тогда было построить самую высокую в Европе колокольню, и действительно, до XIX века это был самый высокий шпиль христианского мира – 142м. Жители Страсбурга утверждают, что вторую башню не стали строить специально для того, чтобы собор стал похож на лебедя – символ верности.

Внутри собора увидели астрономические часы

Информация из справочника: «Это сложное инженерное сооружение высотой около 30м, сочетающее в оформлении готические и ренессансные черты. Они установлены в южном трансепте в 1570 году. Механизм сконструировал К. Дазиподиус. После революции часы остановились и стояли до 1842 года, когда Ж.-Б. Швильге, добавив к конструкции планетарий и церковный календарь, вновь запустил механизм. Каждую четверть часа происходит «малое представление»: фигуры, символизирующие смену четырех возрастов, проходят перед фигурой смерти. Каждый час ангел переворачивает песочные часы. В астрономический полдень (12:30) фигуры апостолов, вращаясь, проходят мимо Иисуса, троекратный крик петуха напоминает об отречении Петра».

В этом описании есть маленькая неточность – для того, чтобы посмотреть это «малое представление» нужно опустить монетку в автомат, стоящий поблизости, после чего над часами загорается свет (до этого они погружены во тьму) и около минуты продолжается действо. Захотите продолжения – кидайте следующую монетку. Евгений и тут не смог промолчать: «Ох уж эти французы… лучше бы брали плату при входе».

Все посетители, да и мы, конечно, прикоснулись к неприметной собачке, «живущей» в соборе, с которой связана легенда в стиле: «Дотроньтесь до неё, и будет вам счастье…»

Узнав от Евгения, что с наступлением сумерек в летнее время возле Нотр-Дам начинается цветомузыкальное шоу, вечером снова отправились в старый город. Зрелище оказалось потрясающим – сочетание музыки с игрой цвета на фоне фантастической архитектуры!!!

Этот полный впечатлениями день закончили ужином в ресторанчике, которому уже «сто лет в обед» и о котором ходят легенды, что в нём бывал сам Наполеон.

Вот и подошло к концу наше путешествие, осталось только добраться домой. Снова Германия, паром, Финляндия и, наконец, Питер…

Что же в ИТОГЕ?

• 44 дня в отпуске
  • Преодолели 9400 км на автомобиле
  • 48 часов на Суперфасте в Балтийском море
  • 80 часов в Атлантическом океане
  • Посетили и попытались изучить четыре страны: Финляндия, Германия, Франция, Испания
  • Незаметно проскочили Бельгию
  • Побывали в двадцати двух городах: Эспоо, Хельсинки, Бремен, Париж, Версаль, Барбезон, Фонтенбло, Блуа, Сент-Эмильон, Салоу, Валенсия, Кордоба, Севилья, Кадиз, Плайа-де-лас–Америкас, Канделярия, Санта-Крус-де-Тенерифе, Таганана, Барселона, Бон, Риквир, Страсбург
  • Переезжая из города в город, погостили в девяти отелях
  • Почувствовали себя вельможами, пожив в трёх французских средневековых замках: Esclimont, Baralli, Ermitage de Corton
  • Полюбовались тремя замками в долине Луары: Шенонсо, Блуа, Шамбор
  • Получили массу впечатлений, побывав на девятнадцати экскурсиях
  • Поразвлеклись в пяти парках: Диснейленд в Париже, Порт Авентура в Салоу, Лоро парк на Тенерифе, зоопарк и моретариум в Барселоне
  • Лишились голоса (на время) после Рыцарского турнира на Тенерифе
  • «Покорили» Пиренеи и вулкан Тэйде
  • Увидели три разных варианта фламенко: на Тенерифе, в Кордобе и Барселоне
  • Стали невольными участниками испанской фиесты
  • И, наконец, испытали на себе и навсегда запомнили французскую кухню!!!

Что касается денежной стороны вопроса. Как я писала, это был наш второй автомобильный тур. У нас было не очень много опыта, поэтому то, что сейчас мы делаем самостоятельно, тогда бронировали через турагентство, соответственно и денег потратили больше. Через агентство мы оплачивали: визы, медицинские страховки, зелёную карту, проживание, билеты на паром Хельсинки – Росток – Хельсинки и экскурсии. Что касается этих расходов, то их можно сократить, сделав всё самостоятельно, достаточно сходить на соответствующие сайты.

1. Бензин (у нашего авто расход 10-12л/100 км) – 1430 евро;
  2. Платные дороги – 260 евро;
  3. Парковки – 270 евро;
  4. По парому Хельсинки – Росток (Травемюнде) – Хельсинки. Паромные компании часто предлагают скидки за раннее бронирование и автопакеты, поэтому можно приобрести билеты на 4 взрослых, ребёнка и автомобиль «туда и обратно» за 640 евро;
  5. О пароме Кадис – Тенерифе – Кадис подробно описано в части 10 этого рассказа.
  6. Цена за проживание зависит от ваших потребностей. Кто-то замечательно будет себя чувствовать в кемпинге, а кому – 5 звёзд со SPA подавай;
  7. То же можно сказать и о расходах на питание – кто-то предпочитает гастрономический ресторан, а кто и в апартаментах сам себе приготовит. В этом путешествии мы сочетали и то и другое. Для примера, проживая в апартаментах на Тенерифе, наша большая семья за две недели потратила 730 евро;
  8. Что касается экскурсий, то теперь мы тратимся только на входные билеты, поскольку я подобные поездки готовлю сама: выбираю маршрут, изучаю достопримечательности, заранее готовлю материал, а потом устраиваю экскурсии для своей семьи; услугами экскурсоводов пользуемся только в том случае, если они обязательно «прилагаются» к достопримечательности.
  9. Обязательно будут траты на всякую мелочь, вроде оплаты за сейф, покупки фото на выходе из какого-нибудь парка, напитки на экскурсиях и прочее. У нас на это «улетело» 440 евро;
  10. Нужно ещё запланировать траты на сувениры и прочие покупки, которые зависят от степени увлечения шопингом.

Вот, пожалуй, и добралась я до конца повествования!

Всем спасибо за внимание!