Самара. Россия
Отзыв написан: 22 июля 2010 г.

Отдыхала на Крите (Херсониссос) с 29 мая по 10 июня.

В своем отзыве постараюсь максимально подробно ответить на вопросы, которые интересовали меня перед отъездом и на которые мне чаще всего приходилось отвечать по возвращении.

Курорт Херсониссос

Херсониссос тусовочное место. Здесь жизнь кипит круглые сутки. На каждом шагу располагаются ресторанчики, много ночных клубов, откуда по утрам расползаются (иногда, в прямом смысле) тусовщики.

Очень приятно было погордиться соотечественниками: за почти 2 недели не видела ни одного пьяного и неадекватно себя ведущего русского. Как-то в основном встречались очень приличные люди. Чего о европейцах (особенно европейской молодежи) ну совершенно не могу сказать. Первые дней 5 на курорте было тихо и спокойно. А 4 июня приключился массовый заезд европейских тинейджеров. Я это точно помню, потому как именно в этот день у меня на пляже сперли сумку (на 99% уверена, что стырили ее голландские тины). Причем ладно бы добыча была полезная. Так ведь не ношу я на пляж ничего ценного (ну, может, кроме ключа от сейфа, которым воры все равно не смогли бы воспользоваться). Выйдя на следующее утро из отеля поплавать перед завтраком, я окончательно поняла, что хана спокойной жизни. На улице слышались вопли, звон битого стекла – это по домам разбредались поддатые подростки. А некоторые уже не разбредались, валялись там, где их подкосило от усталости. Нет, я конечно не первый день живу на свете, пьяных (в т. ч. и подростков) видеть приходилось, но тут эффект масштаба просто сразил. Ну не видела я до того времени столько бесчувственных тел, штабелями валяющихся на улицах, пляжах, на лавочках. А нафига было выворачивать камни из тротуара и фонарные столбы ? Увидев облеванные (простите) спуски к пляжу я поняла, что больше не смогу ходить по ним босиком. И так цивилизованные европейцы отрывались каждую ночь. Там, где я отдыхала, зажигали голландцы, в других местах жаловались на англичан… А местные каждое утро драили улицу.

С утра и до полудня тины восстанавливали силы, а в районе 15-16 часов выползали на улицу, выстраивались в огромные очереди у банкоматов, затаривались в магазинах, ну а потом – на пляж. Памятуя об их криминальных наклонностях я, приходя поплавать вечером, пляжные принадлежности упаковывала в прозрачные пакеты, чтоб не возникало иллюзий, что там есть что-то ценное, а располагалась обычно там, где загорали хорошие девочки с книжками J Bad guys туда не совались. Плавать эти бледные немощи, к счастью, тоже не любили, так что в море было вполне спокойно.

Еще напрягало, что эти лыка не вяжущие дети, тем не менее, садились на скутеры, квадроциклы, авто и во всю разъезжали по дороге, по пешеходной части.

Вообще они сами по себе зверушки забавные, коммуникабельные. Утром идешь на пляж – пытаются познакомиться, ручонки поздороваться тянут. А я как вспомню про растекающиеся по лестницам результаты интоксикации юных организмов, сразу начинаю думать, а не эти ли ручонки участвовали в появлении тех лужиц. И сразу возникает соблазн изобразить то, что принято называть «мордой кирпичом».

Так что с детьми на этот курорт в летние месяцы лучше не ездить: вряд ли им на пользу пойдет лицезрение пьяного быдла и понимание того, что такое быдлячество может быть нормой (пусть даже и в отдельно взятом месте).

Само собой, специализация Херсониссоса накладывает отпечаток и на тех, кто работает на данном курорте. Конечно, за всех не скажу – там я встречала много приятных и доброжелательных людей. Но приходилось наблюдать и неприкрыто потребительское отношение к окружающим на грани хамства. И в принципе, это даже можно понять: сложно сохранять уважение к homo sapiens, зарабатывая на тех, кому можно запросто сказать «Hey, guys, come on», а потом напоить до поросячьего визга. Лично мне хватило недели лицезрения мерзких обдолбанных подростков, чтоб впредь избегать поездок в тусовочные места, а местные это видят каждый день, из года в год, и совершенно не гордятся тем, что вот это и есть источник их заработка.

Пляжи

Практически напротив Palmera Beach правее гостиничной таверны располагался крошечный пляж с несколькими шезлонгами. Он мне показался очень уж каменистым, так что для купанья выбрала другое место. Зато этот пляж чудесно смотрелся с наступлением сумерек. Возле шезлонгов устанавливались и зажигались светильники. Море, камни и огоньки – просто супер.

Что касается купанья, то мне приглянулся пляж, находящийся метрах в 150 налево от гостиницы – в районе супермаркета Ocean и некоего заведения под названием Cool down. Пляж песчано-галечно-каменистый.  Но камни достаточно пологие, так что особых проблем с заходом в воду (и выходом), не было. Ну, конечно, если не штормило. А вот при сильной волне заходить в воду было жутковато.

Температура воды, по моим ощущениям была в районе 22 градусов. 31 мая-1 июня водичка заметно потеплела. Но потом было несколько неспокойных ветреных дней, да еще и, как слышала от других отдыхающих, приключились 2 землетрясения (лично я их никак не почувствовала, во время одного из них я была в Рефимно, а во время другого заметила только шторм). Вполне возможно, что из-за этого температура воды вновь слегка упала.

Впечатлившись рассказами про морских ежей, я перед поездкой на Крит купила резиновые башмачки для плавания. И на каменистых пляжах купалась исключительно в них. Ни одного морского ежа на пляже не видела (только в портах). Говорят, они появляются вечером. Правда, как рассказывала Оксана, в прошлом году постоянно кому-то приходилось удалять иголки (к слову, в местном медцентре такая операция стоила 90 евро).

Отличные (по многочисленным отзывам, сама я там не купалась) песчаные пляжи находятся в районах Стар бич и Сталида. Это минут 20-30 ходьбы на восток от Херсониссоса, т. е. в сторону Агиос Николаоса. Или можно доехать на любом автобусе, идущем в том направлении. В Стар бич также имеются водные развлечения. На пляжах Херсониссоса этого практически нет. Единственное место в Херсониссосе, где я видела катающихся на бананах и еще каких-то круглых плавсредствах, располагалось в районе развалин старой крепости (недалеко от порта). Проходя мимо Стар Бич обратила внимание, что народу там гораздо больше, нежели на херсониссоских пляжах.

Во время поездки на Санторини купалась на черном вулканическом пляже Периса. Пляж оборудован зонтами и лежаками, за которые, почему-то никто не собирал плату. Там даже была такая редкость, как что-то типа кабинки для переодевания. Что-то типа – это потому что без двери. Требуемая степень интимности достигалась при помощи останков двери и полотенец. Но очередь туда выстроилась такая, что проще было переодеваться прям на пляже, что я, собственно, и делала. Кроме того, на этом пляже даже был душ! Ну, т. е., конечно, душ – естественная часть пляжной инфраструктуры, просто на Крите я с такими благами мало где сталкивалась. Эгейское море в районе Санторини бодрящее, градусов 18-20.

Также побывала на пляжах южного побережья Крита, на Ливийском море. Обратила внимание на черный галечный пляж, он расположен недалеко от центра Иерапетры. Но для купанья мы выбрали пляжи, находящиеся левее. Один из этих пляжей песчаный с уходящими в море плитами. Оборудован зонтами. Имеется кабинка для переодевания. Вода показалась прохладнее, чем на северном побережье. Минутах в 30 неспешной прогулки по каменистому берегу обнаружили еще один пляж. Там вода была существенно теплее – прямо как в Херсониссосе. Помнится, пляж был песчано-галечно-каменистым и почти  пустынным.

При всей моей склонности к теплой водичке скромные 19-20-22 градуса на Крите как-то очень даже неплохо переносились. Не знаю почему. То ли дело в химическом составе воды, то ли просто сознание довело до сведения организма, что он знал, куда едет и что выбирать все равно не приходится. В любом случае, невысокая температура не мешала мне заплывать подальше и часа по 1,5 безостановочно рассекать вдоль берега.

Экскурсии, поездки

Я брала 2 организованные экскурсии. У туроператора («Пегас туристик») о. Санторини, у местной фирмы – Лассити+пещера Зевса.

Экскурсия на о-в Санторини стоил 132 евро. Рано утром автобус собрал туристов и доставил в порт Ираклиона. Там всех загрузили в MegaJet. И через 2,5 часа мы уже были на месте. Немного не повезло с погодой: была сильная качка, так что получить удовольствие от созерцания воды мне (как, впрочем, и большей части плывущих) не удалось, пакет стал другом, товарищем и братом. Зря я, в общем-то, снисходительно лыбилась, когда перед отплытием члены команды стали раздавать туристам эти самые пакетики. Причем раздавали щедро так, пачками. Довольно скоро выяснилось, что люди там работают опытные, и знают, что делают.

А еще на судне ну очень хорошо работают кондиционеры. Имеет смысл взять что-нибудь типа палантина или кофты, чтоб не задубеть.

Зато если выйти на корму – вот где красота! Такая шикарная пенистая дорожка остается. Прям по Киплингу: «за кормой сребристый след, как дорога в небосвод» J

В порту туристы разошлись по автобусам. Для русскоязычных отдыхающих отвели 4 автобуса, можно было выбрать любой. Меня угораздило сесть туда, где была гид по имени Доминика. Такая довольно упитанная дама приятной наружности и сильно не по погоде одетая (осенние полуботинки, плотные черные брюки, довольно плотная рубашка с длинными рукавами и шляпка; смотрится совершенно жутко, когда сама-то ты в шортах и открытом топе и при этом изнываешь от жары). Вдруг это описание кому-то поможет вовремя передумать садиться к ней в автобус? Судя по выговору, Доминика полька. И в основном она работает с английскими группами. По-русски она говорила мало, но достаточно прилично. Проблемы у нее были скорее с пониманием русской речи на слух, поэтому часто приходилось переспрашивать по-английски. Но самое неприятное было в том, что организатор из нее оказался… ну, как бы это так сказать без мата. Все ее попытки объявить какие-то оргмоменты (когда и куда выезжаем, во сколько планируем прибыть на место, сколько будет дано свободного времени, где и во сколько встречаемся и т. д.) вызывали скорее недоумение, нежели понимание ситуации. Все эти организационные моменты она почему-то категорически не желала объявлять в микрофон (а он работал, совершенно точно!). Информировала всех индивидуально, проходя по автобусу. Легко представить, сколько это занимало времени. Объяснения оканчивала вопросом: понЯли? Туристы обреченно говорили «понЯли-понЯли», потом переспрашивали друг у друга «а Вы-то понЯли?». Потом выяснялось, что она что-то не то рассказала или «вождь» (водитель наш, т. е.) время/маршрут поменял, и снова начиналась церемония с разъяснениями. Когда приезжали в города (Ойю и Фиру), Доминика с упорством римского легионера топала вперед, не особо интересуясь наличием своих туристов и не вдаваясь в подробности: где идем, что видим, где встречаемся. Мы с девочкой, с которой познакомились днем раньше на другой экскурсии, предпочли гулять сами по себе, периодически (когда возникало желание узнать какую-нибудь информацию об острове) присоединяясь к другим группам, которым больше повезло с гидами. Конечно, 1-1,5 ч на город – маловато, чтобы разглядеть его по-настоящему, проникнуться духом. Тем более что часть времени уходила на поиск дороги к автобусу, что в тех лабиринтах не так уж и просто. Так что получилось «галопом по Европам». Но отведенного времени вполне хватило, чтоб понять, что следующий раз хотелось бы приехать сюда на более длительный срок.

Экскурсию «Лассити+пещера Зевса» брала у местной турфирмы (помнится, у Sparrow Travel). Стоило то ли 35, то ли 38 евро (ну + еще нужно было отдельно покупать входные билеты за 1-2-4 евро, а можно было и не покупать). У нас была совмещенная англо/русскоязычная группа (к слову, чисто русская группа стоит существенно дороже). По-моему, ничего в этом страшного нет, напротив, очень удобно, есть возможность попрактиковаться в языке.

Первым пунктом была горная деревня Мохос с интересной церковью, где под одной крышей располагается сразу 2 церкви. Да и сама деревня очень приятная. Какой-то пожилой мужчина (оказался бывшим моряком, когда-то давно целый месяц простоявшим в Одессе, где ему очень понравился оперный театр J) пригласил меня зайти пофотографировать в кафе. Зашла и не пожалела. Стены до потолка украшены портретами: такая а-ля античность. А на самом видном месте портрет усатого джентльмена в наряде, судя по всему, времен османского ига. Выяснилось, что это отец хозяйки заведения – такой сгорбленный старушки лет 100 в черном одеянии (ну чистая карга J), которая сидела в углу за загородкой и чистила картофель. Вот в такие места стоит ходить, у них есть какой-то свой дух, характер.

Еще побывали в 2-х монастырях – женском и мужском. При всем моем прохладном отношении к религиям и их активным поборникам, греческие монастыри понравились – своей демократичностью, патриотизмом (в военные времена они оказывались очагами сопротивления) и шикарными цветниками.

Заехали в эко-парк, где водятся козы кри-кри, и где, как считается, вся продукция производится без участия всякой разной химии. Там можно поучаствовать в изготовлении керамики, поупражняться в столярном деле. Имеется сувенирная лавка.

Особый пункт – посещение пещеры Зевса. С высоты открывается шикарный вид. И сама пещера заслуживает внимания.

Заехали в деревню Красси, знаменитую своим 1000 летним платаном, источником, а также винами и оливковым маслом с местных семейных предприятий.

Своим ходом побывала в Кноссе, Ираклионе, Рефимно, Агиос Николаосе и Иерапетре, музее Лихностатис, ну плюс в горных деревнях в районе Херсониссоса.

Посещение Кносса стоило порядка 16 евро против 46 – за организованные экскурсии (40 евро+6 евро за вход). Добиралась так: автобусом от Херсониссоса  до Ираклиона (2,9 евро в один конец), автобусом от Ираклиона до Кносса (1,3 евро туда и 2 евро обратно). Расписание автобусов можно посмотреть на сайте греческих автобусных линий KTEL.

Вход в музей – 6 евро. При всем моем уважении и интересе к древним руинам, Кносс как-то не зацепил, не было у меня там ощущения времени.

Ираклион. Больше всего там понравились порт и венецианская крепость. Посещение крепости – 2 евро. Сам город – обычный мегаполис. Первые этажи домов заняты ресторанами, магазинами и прокатными конторами.

Рефимно – очень симпатичный и приятный город с узенькими улочками, портом, огромной крепостью и прочими достопримечательностями. Добираться туда около 1,5-2 часов от Ираклиона. Стоимость проезда на автобусе – около 11 евро (в оба конца, если покупать билеты в один конец, выйдет чуть дороже). Стоимость посещения фортеции – насколько помню, около 4 евро.

Агиос Николаос находится минутах в 40 езды от Херсониссоса. Стоимость проезда – 3,7 евро в один конец. Считается самым красивым городом Крита. Знаменит озером Вулисмени, где, по легенде, купалась Афина.

Иерапетра – самый южный город Крита. Прочитав в одном из путеводителей, что это один из самых густонаселенных городов острова, я сильно удивилась. Мне она показалась практически пустынной. Тихий безмятежный городок. Такое ощущение, будто время там совершенно замерло. Очевидно, что Иерапетра в гораздо меньшей степени ориентирована на туризм, нежели северные курорты. Дорога в Иерапетру из Херсониссоса занимает часа 1,5. Билет в один конец стоит 7 евро.

Из деревень, расположенных недалеко от Херсониссоса, была в Кутулуфари и Старом Херсониссосе  (чисто туристические места: на каждом шагу гостиницы, апартаменты, ресторанчики, сувенирные магазины). Минут 20-30 ходьбы в гору. Но можно добраться и на паровозике. Возле супермаркета Халкиадакис ближе к трассе размещена карта с указанием дорог к этим деревням. Или можно купить карту Херсониссоса на улице. А в принципе, по любой дороге, ведущей вверх, несложно добраться до той или иной деревни.

Недалеко от Херсониссоса, в районе Стар Бич, располагается музей под открытым небом Лихностатис, посвященный традициям и быту критян. Там нет каких-то уникальных экспонатов, представляющих невероятную научную ценность. И тем не менее, музей хорош. Он сделан очень умно и с любовью к своей земле. Музей рассказывает о различных сферах жизни критян: дом, сельское хозяйство, рыболовство, церковь, пчеловодство, виноделие, война… Также можно познакомиться с растительностью острова. Во многих случаях демонстрация экспонатов сопровождается соответствующим звуковым фоном (жужжание пчел, музыка…), показом видеороликов. Входной билет в Лихностатис стоит 6 евро. По средам там проводятся дегустации местной алкогольной продукции (билет будет подороже, по-моему 12 евро). Музей работает с 9.30 до 14.00 (выходной – суббота). Рекламу Лихностатиса с описанием дороги к нему можно найти на главной улице курорта – в лоточках на столбах. К слову, там же встречается реклама океанариума. Правда, по словам местных, океанариум в районе Херсониссоса маленький и неинтересный, в отличие от того, который расположен ближе к Иераклиону.

Цены

стоимость обеда/ужина в ресторане в среднем составляет порядка 15 евро (+-): около 5 евро салат, 7-10-15 и больше евро – основное блюдо, кофе, пиво, бокал вина – около 2,5-3 евро. В некоторых местах предлагают что-то типа комплексных обедов стоимостью 11-13 евро. Местный фастфуд недорог: гирос (лепешка с завернутым туда мясом, овощами, картофелем фри, соусами) стоит менее 3 евро. Во многих кафе предлагают завтраки стоимостью 4-5 евро. 1,5 л бутыль минеральной воды в супермаркете стоит в районе 0,3-0,5 евро. 0,75 л свежевыжатого апельсинового сока в супермаркете Халкиадакис – 1,39 евро. Пиво – 0,5-0,8 евро за баночку 0,33 л. Шоколад – около 1 евро за плитку. Оливковое масло – 5-6 евро за 0,75-1, оливковое масло в жестянках емкостью 5 л – 15-17 евро. Вина – от 2 до 12 евро, есть дороже. Метакса – около 5-6 евро за 0,5 л. Фрукты (за кг): апельсины – 0,5 евро, черешня – около 6 евро, яблоки – около 1,5 евро, дыни – около 2 евро. Специи – от 1,5-2 евро и выше.

Карты – от 1,5 до 9 евро.

Сувениры: мыло – 1-2 евро, серебро – от 10 евро до нескольких сотен, бижутерия – от 5-6 евро и выше, шерстяные тапки с помпонами – 9 евро, диски с музыкой – 5-7 евро, керамика – 4-6-15 и больше евро, магнитики – 1-2 евро.

Греция - со скидкой!
Lanka Baginska
23 июнь 2012 г.
Спасибо! Когда-нибудь и на Крит слетаю))
Ledi lyda
19 декабрь 2011 г.
Умница!
Comtesse
Россия, Ростов-на-Дону
28 июнь 2011 г.
Прекрасный рассказ. Окончательно определилась с посещением Греции. Фотки просто замечательные!
28 апрель 2011 г.
Спасибо, Танютка. Рада, если смогла помочь))
Танютка
Россия, Иркутск
28 апрель 2011 г.
Отличный рассказ и много нужной информации. Я как раз собираюсь на Крит, и Ваш рассказ очень помог определиться с экскурсиями, ценами и т.д. Спасибо Вам огромное!!!
Россия, Самара
Спасибо, sahea2009 :-) А тебе желаю хорошо отдохнуть в израиле :-)
sahea2009
Россия, Самара
Прекрасный и подробный рассказ. фото очаровательны.
26 июль 2010 г.
Спасибо всем :-) А барбос - да, шикарный. Целых 27 кг :)) А поскольку вылет был около 4 утра, то мы ему все очень завидовали.
Маргарита66
Россия, Владимир
25 июль 2010 г.
Огромное спасибо за столь содержательный отзыв!
веселый доктор
24 июль 2010 г.
Замечательные фотки, особенно последняя
Ilka
23 июль 2010 г.
Отличный рассказ и фотки!
Греция - со скидкой!
Лучшие курорты Греции: Крит, Родос, Кос
Раннее бронирование и горящие туры - скидки!