Отзыв написан: 14 июля 2010 г.

Вторник. Вечер. Москва стоит. В Москве уже стало традицией стоять именно по вторникам. Стояние по понедельникам поддается хоть какому-то логическому обоснованию – народ возвращается в Москву после выходных, а стояние по вторникам стало нелогичной московской забавой. К вечеру наконец стало жарко, кондиционер пашет вовсю, Москва стоит, «Авторадио» постоянно подтверждает, что «Великое Стояние По Вторникам» - незыблемо, как кепка московского градоначальника. Ровно час от Осташковского шоссе до Волгоградки – что ж, могло быть и хуже. Сбрасываем одометр на ноль. Новое приключение началось!

Первое яркое впечатление от дороги – это топонимы. Что там пили наши предки, называя так поселки и реки, история умалчивает, но, судя по всему, пили регулярно, весело и с размахом. Вот вы бы к такой речке рискнули приблизиться?

Речка
А название другой реки вполне даже понятно. Вот шел себе человек, шел, и по всем приметам выходило, что впереди река. И явно она ему была очень нужна – то ли ноги помыть, то ли разбавить то, что наши предки регулярно и весело пили. В предыдущей-то речке с этим делом не забалуешь, как мы выяснили. В общем, человек идет, версты намеряет, лапти тешет, и тут бац – речка. С аршин шириной и в пол-локтя глубиной. А уже и ноги грязные, и то, что разбавить надо было, заканчивается почти. И прямо из глубины души на такую несправедливость – исконно русское «во, б..я!» (извиняюсь за дословность цитаты) Ну, не мудрствуя лукаво, так речку и назвали.
Тоже речка)))

«Вшивки» и «Вобли» хоть как-то скрашивают впечатление от одной из двух главных русских бед – не слишком широкая дорога с огромным количеством фур и жуткой колеёй не дает расслабиться и заставляет временами вцепиться в руль покрепче. Количество продавцов полосатых палочек тоже держит в тонусе – любимых кустов у них здесь, судя по всему, хоть отбавляй. На подъезде к Рязани «команда желтых кружек» (наследство одного автобусного туроператора, заслугой коего и является наше с нынешними попутчицами знакомство) решает перекусить, пока окончательно не стемнело, а я передаю руль мужу – на такой дороге радость от «Вшивок» на пассажирском сидении значительно ярче.

После Рязанской объездной где-то далеко над разделительной полосой впереди появляется странный знак, не сразу идентифицируемый как луна. Почти красный огромный «блин» висит прямо над дорогой, низко-низко, вызывая восторг присутствующих и глубокую печаль от понимания полной невозможности запечатлеть это для истории прямо с середины дороги да еще и на нашу «технику». Дорога ныряет с холма вниз – луна прячется за холм, создавая полную иллюзию того, что это не мы опускаемся, а она заходит. «Ну вот, уже луна села, а мы все едем!» - резюмирует Ксюша. Дорога петляет влево-вправо – новый оптический обман: это не мы поворачиваем, а луна движется по небу туда-сюда. Медленно и гордо влево. Быстро и стремительно вправо. Косит желтым глазом и иногда почти подмигивает. Фе-е-рич-но!

Мордовия осталась в памяти благодаря инетовским рассказам о гаишниках-беспредельщиках и селу Умёт – главной едальне трассы. По обеим сторонам дороги в селе стоят дома, домики, домишечки и даже сараюшечки. Это местные жители понастроили у дороги все, что в состоянии построить. Естественно, с целью наживы - дабы оборудовать то, что на вывесках гордо именуется «кафе».

К дамам на огонек))

Традиция давать названия после регулярных и веселых возлияний, ясное дело, передалась жителям села от предков. Каждое заведение, включая самый сараистый сарайчик, имеет свое название. Название может быть гордо изображено на вывеске, а может быть и накарябано краской на доске – судя по кривизне букв, как раз во время долгого и плодотворного процесса изобретения того названия. Это чтобы утром не забыть. «Наташи», «Оли» и «Маши» на фоне буйства фантазии поражают убогостью воображения. Куда как круче «Одиссей» (сарай сараем), «У юных дев» (вот оно, счастье дальнобойщика!) или «Самсунг» (вывеской обещана корейская кухня, а это, видимо, единственно знакомое корейское слово). Перед тем, как назвать кафешку «Финиш», выпито было особо много, не иначе. А эта вывеска – и вовсе верх умётовского креатива:

Морддоналдс))

Дорога за шутками-прибаутками доводит наконец до Саратова, который вдруг предстает во всей красе перед изумленными путниками.

Одна из особенностей Саратова – большое количество естественно образовавшихся смотровых площадок. Город, вытянувшийся вдоль Волги на 34 км, расположен в котловине, окружённой с трёх сторон невысокими (до 250 м) горами, с которых открывается прекрасный вид на город и Волгу.

Саратов – город-ностальгия. Город – воспоминание. Не в том смысле, что кто-то из нас здесь был. Саратов – это Москва лет …дцать назад. На улицах продают потрясающе вкусный квас за 7 рублей. А еще – о далекое детство! – газировку. С сиропом. Или без сиропа. Вкуууусную!! Огромный кусок торта в пекарне – с творогом, сливками и свежей клубникой – опустошит кошелек на 30 рублей. А еще можно освежить воспоминания, прокатившись в достаточно старом трамвайчике. При этом если он идет в район, считающийся «неблагополучным», то в нем еще и будут деревянные сидения. Не в смысле, что фабрично-деревянные, а эдакие деревяшки взамен раскуроченных мягких сидений.

Из примет «нового времени» - Макдональдс и пробки. Купеческий Саратов так и не обзавелся широкими улицами, поэтому суждено городу стоять, как столицам. Движение организовано столь бестолково, что не спасает даже наличие карты с нанесенными вроде как односторонними улицами. Логике эта «односторонность» не поддается, посему не зная города, есть шанс крутиться на месте по несколько раз. Асфальт на саратовских улицах – местами дело условное. Так что передвигаться по Саратову проще на общественном транспорте, благо цена к этому располагает. Проезд в трамвае-троллейбусе стоит 7 рублей, а в маршрутке – 10. При этом ежели вы не станете брать у кондуктора билет, то можно заплатить и 5, а если вас за отсутствием билета застанут контролеры – наказание будет суровым, целых 20 руб. За вашу десятку в маршрутке водитель честно оторвет билетик, а пассажиры старательно передадут билеты всем заплатившим. Чудеса, да и только!

Особая прелесть Саратова – в только ему ведомом умении, будучи без сотни миллионником, оставаться по-хорошему провинциальным, при этом опровергая фразу классика про «деревню, глушь». Центр города – это сохранившаяся старая купеческая застройка. Многие из домов явно нуждаются в реставрации, но при этом полностью отсутствует впечатление «графских развалин». Зато присутствует другое – эдакая необъяснимая «ускользающая красота».

Яйцо для всей семьи))

Улица имени бабушки))

Волга в Саратове – красавица. Ширина Волги - от 2,6 км у того самого моста и до 8 км у поселка Зоналка. На самом деле это, конечно, не ширина реки, а ширина водохранилища, образованного рекой. Водохранилище называется Волгоградское. Почему не Саратовское? Потому что Саратовское тоже есть – в Самаре. Волгоградское – в Саратове, Саратовское – в Самаре. Чего ж тут непонятного? На самом деле водохранилище в Саратове образовано Волгоградской ГЭС, поэтому так и называется.

Визитная карточка Сара́това - автомобильный мост через Волгу, соединяющий правый берег реки, на котором стоит Саратов, и левый берег, на котором расположен Энгельс. Саратовский мост длиной 2800 с копейками метров на момент постройки в 1965 году был самым длинным мостом в Европе. Теперь саратовский мост добавляет перманентной головной боли местной администрации. Вряд ли при его строительстве кто-нибудь догадывался, что пройдет всего ничего и машина из роскоши превратится в средство передвижения. Учитывая, что многие из Энгельса едут на работу в Саратов, пробки в утренние часы в сторону Саратова и вечером в сторону Энгельса стали на мосту делом привычным. А вот подобные нагрузки для моста привычными так и не стали. Более того, по заявлениям специалистов, ресурс таких сооружений при допустимой нагрузке – 40 лет. Сорок лет уже прошли, а нагрузка давно перестала быть плановой. Власти время от времени грозятся закрыть мост на реконструкцию, но что делать, пока почти 3 км будут реконструировать, так никто из «главных по тарелочкам» не придумал.

Количество лодок, лодочек, лодчушек, яхточек и даже самых что ни на есть Яхт – вот прямо так, с большой буквы – впечатляет. Да и грех это – жить рядом с такой красотищей и смотреть на нее с берега. Хорошо, что в Саратове есть Волга, и очень даже замечательно, когда на Волге есть друзья, а у друзей яхта. На этой самой яхте мы и отправляемся покорять водные просторы. Громыхающий с отплывающей яхты марш «Прощание славянки» привлекает внимание малышни и загорающих саратовчанок (или саратовок?), но если малышня проявляет интерес еще долгое время, то барышни сникают, разглядев количество дам рядом с капитаном.

Штиль

И все-таки удобное плавсредство на большой реке – это наше всё. Можно рассмотреть тот самый мост снизу.  Можно, уцепившись изо всех сил за спущенную в воду лесенку,  рассекать со скоростью яхты речную гладь (ай-яй-яй, прибейте купальник покрепче!). А еще можно отыскать очередной симпатичный островок с потрясающим песчаным пляжем, устроить там пикник с купанием и шашлыками и долго тревожить спускающиеся на реку сумерки дружным ревом нескольких глоток про «бутылку кефира, полбатона». И ветер будет разносить далеко по реке стройное несмотря ни на какие поллитровые препятствия многоголосье про огни на улицах Саратова. И рыба будет плескаться где-то совсем рядом, и поленья в костре потрескивать в унисон тому самому ворону, что вьется, и гитарные аккорды будут еще долго звучать в ночи. Как же немного для тебя надо, счастье…

Мост в Энгельс

Железнодорожный мост

Волжский пляж

Острова

На большой реке все по-настоящему, и даже бури. На второй день путешествия небо за пять минут затягивает тучами, а налетевший ветер рвет паруса, заставляя капитана делать несколько дел одновременно: пытаться направить яхту к берегу и называть происходящее разной степени витиеватости, но одинаково грандиозной емкости русскими словами. Но на емкие слова капитана мало кто реагирует – зрители поглощены разглядыванием фееричного зрелища в виде быстро приближающейся грозы.

Волга

Тучи над городом

Самая высокая точка Саратова – Соколова гора. Здесь находится одна из основных достопримечательностей города – мемориальный комплекс "Парк Победы". В парке расположились музей военной техники под открытым небом, памятник погибшим во время Великой Отечественной войны воинам-саратовцам "Журавли" и музей "Национальная Деревня". От памятника открывается очередной вид на город. А еще он, понятное дело, является одним из главных действующих лиц на саратовских свадебных фотографиях.

Монумент "Журавли"

И пусть наши мужчины с видом знатоков рассуждают, что половина у танка в музее от одной модели, а вторая от другой и «крылья у этого самолета тоже какие-то странные», количество и состояние собранной техники очень даже впечатляет. А в национальной деревне очень хорошо переждать очередную налетевшую грозу на террасе за мисочкой вкуснейшего плова,  перед которой в ход уже пошли лагман, шашлык, свежайшие горячие лепешки и несколько чайников чая с чабрецом. Можно было и в соседней корчме за галушками переждать, но уж больно неприлично вкусно пахнет тот плов.

Жалко только, что нельзя наесться на 800 км вперед, а дорога уже опять зовет: мимо уметовского креатива, луховицких огурцов и «говорящих» речек - в вечные московкие пробки. Бесконечно жаль, что путешествия заканчиваются. И очень замечательно, что всегда можно пуститься в новые приключения. Путешествие – это, как лето в известной песне,  «маленькая жизнь». А потому не стоит пренебрегать возможностью прожить этих «маленьких жизней» как можно больше. И да хорошей нам дороги!

Отдых на море по лучшей цене!
Астраханец
Россия, Астрахань
14 июль 2011 г.
Вроде нехитрое дело - проехать через Мордовию в Саратов и прокатиться на яхте по Волге и "нет пророка в своем Отечестве", а все же читать очень интересно и весело, я бы сказал ВКУСНО! Отличный рассказ.
Олега..
Россия, Люберцы
5 август 2010 г.
хорошо, конечно.....хорошо....
.Helga.
Спасибо за отзывы, всех люблю! А ты, Серега, ленивец - дело ж даже не в Саратове, а в приключении))))
foggy_MLB
Россия, Новосибирск
17 июль 2010 г.
Спасибо Очень понравилось,ждем продолжения!
Серджио
Россия, Южно-Сахалинск
17 июль 2010 г.
Алёна, написано - красота! Но даже опосля твоего повествования мне в Саратов почему то не захотелось.
MikMik
США, Лос-Анджелес
Ну что сказать Алёнка, ты есть Алёнка, сестра как некак. Отлично , всё ! Особенно мне поравилось фото девочек с расспродаж, в последнем ряду с плакатом "Всё ! Под одной крышей !" Это аксиома сегодняшнего дня ! А вообще Россию, и глубину её души оценить сложно ! Но мне кажется что такие рассазы всегда заслуживают внимание ! .. Спасибо автору ! 10 баллов это мало.....
shelena
Узбекистан, Ташкент
16 июль 2010 г.
Молодец,Алёна!Как всегда на высоте!
Luna_T
16 июль 2010 г.
А мне рассказ показался лиричным и поэтичным. Спасибо, Helga!
.Helga.
14 июль 2010 г.
Спасибо за добрые слова, Андрей! На самом деле город очень понравился, и как раз-таки своей "полной нестоличностью". Так что никакой снисходительности, только искренне теплые воспоминания!
14 июль 2010 г.
Спасибо большое за очередное творение! :) Очень понравился Ваш немного ироничный рассказ и Ваш, всё-таки оставшийся добрым (хотя и слегка снисходительно-московским, а, может быть, просто материнским...), взгляд на Саратов. Ваши повествования всегда приятно читать! Молодец, Helga!!!
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.