Путешествие в Абхазию и не только (обобщённый опыт поездок на Юга)

Екатеринбург. Россия
Отзыв написан: 13 апреля 2010 г.

Путешествие в Абхазию и не только (обобщённый опыт поездок на Юга).

1.Планирование поездки.

Поездка была запланирована на август 2007 г., но сорвалась из-за отсутствия путёвок ( уже в мае их не было).Поездку перенесли на сентябрь 2008 г.,путёвки покупали в феврале . Был выбран - пансионат "Литфонд" в Пицунде , заезд 9 сентября , транспорт - автомобиль , связь - МТС. Экипаж состоял из 2 чел: капитана (меня) и штурмана (он же- второй пилот)-моей жены Ольги.

Почему пансионат ?                                                                                                                                                            Просто хотелось полной расслабухи и не заморачиваться бытовыми проблемами типа жилья , готовки и т.д

Почему сентябрь ?

ситуация на пляже

Меньше отдыхающих , меньше машин на дорогах и не так жарко.        Сразу скажу - ожидания оправдались : тёплое и чистое море в ста метрах от пансионата , шведский стол , бесплатная автостоянка , во дворе бассейн , есть хорошая библиотека. Номер - не люкс , но чисто , все удобства функционировали круглосуточно. Не стали брать номер с кондеем и не ошиблись - в сентябре это не актуально.

шведский  стол
 С погодой тоже повезло : не купались один день из-за штормов - просто загорали. По вечерам - анимация и небольшая культурная программа для взрослых (типа концертов местных звёзд и пение под караоке) , которую можно было наблюдать со своего балкона с бокалом абхазского вина или коньяка. Вино  не дорогое и невкусное (слишком сладкое и приторное вне зависимости от названия и сорта). Местный же коньяк "Айнар" был одобрен. Из-за импичмента местного вина на обратном пути пришлось заезжать в Абрау-Дюрсо для пополнения винных запасов.
наш номер и пансионате

2.Планирование маршрута.

Маршрут разрабатывался с помощью GPS-навигатора (был куплен специально для этой поездки) с поправкой на собственный опыт поездок в Анапу в 2006 и 2007 г.г. (июль и август). Отмечу - покупка навигатора себя оправдала , но есть одно "но" : чем подробней карта навигатора,  тем более неожиданным путём он прокладывает маршрут , тем лучше должна быть бумажная карта. Ситуации бывают разные - сгорел прикуриватель , заглючил навигатор , карта не соответствует местности и т.д. По не знакомому городу с навигатором нужно ездить осторожно - можно попасть на нарушение ПДД , так как знаки меняют свою дислокацию и соответственно характер и приоритет движения. Так в Саратове мы попали на встречку , но пронесло , так как рядом не было  гайцев и мы успели быстро ретироваться. Пришлось    ехать  по  ночному  городу  с  подсказками .

Теперь   о  главном  : расстояние от Екатеринбурга до Абхазии примерно 3000 км. Из опыта : за один присест проезжаю до ночёвки около 1200 км при СРЕДНЕЙ скорости 80 км/ч ( с заправками , перекусами , купанием , общением с ГИБДД ). Сон запланирован в авто , 6 - 7 часов. Если ехать быстрее - то вы активный спонсор ГИБДД (засады везде и всюду никто не отменял). Если ехать дольше по времени без подмены - это фанатизм , опасный для окружающих , так как можно уснуть за рулём даже днём , и самое важное для меня - не получаешь удовольствие от поездки , а просто тупо перемещаешься. Хотя , конечно , у каждого свои резоны.      Исходя из вышесказанного время отправления выбрано в ночь с 5 на 6 сентября 2008 года. Место старта - Екатеринбург , ул.Сулимова.

Почему в ночь?                                                                                                                                                                            Еще и потому , что предпочитаю первый перегон пройти ночью (традиция такая , мало машин , есть навигатор для областных дорог) , а так же  необходим небольшой запас по времени , т.к. путёвка уже оплачена и опоздание - за свой счёт.    Рискну дать совет для тех , кто планирует поездку на Юга в первый раз , особенно из Уральских краёв : держитесь федеральных трасс до Самары , т.к. в Челябинской , Пермской , Свердловской областях а так же в Татарии и Башкирии попадаются грунтовки , обозначенные на карте как асфальт. Я сам в 2006 году испытал такое "попадалово" в Башкирии и проехал более 100 км по грунту , чтобы не возвращаться ; впрочем это искупилось красотами башкирской природы. Но если вы авантюрист - дерзайте , могу подсказать маршрут.                                                                                   Наш маршрут : Екатеринбург - Н.Серги - Сим - Уфа - Самара - Саратов - Волгоград - Котельниково - Туапсе - Сочи - Пицунда.

сейчас штурман начнет проверять легенду

Самый плохой перегон - от границы Саратовской области до Волгограда (напряженная движуха , самые плохие дороги , самая унылая местность , откровенно г.... менты).      После Волгограда (его удобнее всего пересечь  по центральной улице длиной около 75 км до "штанов" , и по пути посетить Мамаев Курган) движение и дороги улучшаются , а после Котельниково ( а это уже Ростовская область ) движение и дороги становятся почти идеальными , что впрочем вполне компенсируется еще большей г......... гиббонов. Они там почти в каждом посёлке. И еще : бойся мента с радаром в засаде сидящего , ПЕРЕД знаком населённого пункта - тут никакой штурман не поможет ,местность простреливается навылет, причем в обе стороны.

ничего у него не блестит , брехня ...

Самый красивый и интересный перегон -от Адыгеи до Сочи (через Туапсе). Во-первых : красивая природа, во-вторых : езда по горному серпантину со" шпильками" способствует увеличению адреналина в крови. Нарушать ПДД в горах не советую- чревато спонсорством и авариями (наблюдал сам и то и другое).Средняя скорость по серпантину 60 км/ч и обгонять практически негде.

в горах под  Туапсе

Ночевки были запланированы две, две и произошли: первая возле заправки за Саратовом ,вторая в Адыгее возле поста ДПС. Спали как обычно в авто. Перед остановкой на ночлег в Адыгее наблюдали такую картину: горящие поля возле самой дороги и вокруг, куда ни кинешь взгляд -море огня. После неоднократного повторения картины поняли- это агротехнический прием кубанских казаков. Но все равно было жутковато
  Перед сном- легкий ужин с прохладным пивом из автохолодильника. Легкое пиво-отличное проверенное снотворное, время срабатывания 5-6 мин. Утром гарантируются  хорошее настроение и, после легкой зарядки и умывания,бодрость.
  Кстати сказать: энергетические напитки однозначно рекомендовать не могу. Например,Ред Булл у нас со штурманом наоборот вызывал сонливость и головную боль. Представьте : ночь, трасса и засыпающий водитель в полной уверенности , что теперь-то он не уснет... Бёрн показал свой эффект, но его лучше пить до появления признаков сонливости; для меня это с 1 до 2 часов ночи. Эффект  длится примерно 3 часа.Повторная доза дает гораздо меньший результат.
  Самый лучший энерготоник- кратковременный сон за рулем на обочине (привет Штирлицу).

3. Выбор автомобиля (если есть из чего выбирать).

Из двух авто (Форд Мондео-седан и ВАЗ 21113-универсал ) с большим отрывом был выбран ВАЗ  2004 г., объем движка 1,5 л., 16 кл., 92 л.с., на одометре 80 тыс. км.
  Почему?
 а) Форд ( движок 2 л., 145 л.с., полный фарш ,на одометре 16 тыс. км.) еще новый, т. е. жалко, ведь путь неблизкий (после Абхазии планировался заезд в Белоруссию и ,через Москву, в Н. Новгород).
 б) Форд и кушает больше , и багажник у него меньше.
 в) В случае поломки Форда на трассе единственный способ ремонта гарантийной машины - это буксир в сторону дома.
 г) ВАЗ работает на бензине и газе. Запас хода ок. 1000 км., газ дешевле бензина более чем в 2 раза, да и расход бензина у ВАЗа меньше на 1 л./ 100 км.
 д) ВАЗ в случае чего ремонтируется в любом колхозе.
 е) ВАЗ меньше раздражает ментов.
 ж) Езда на газе располагает к экономичности и по расходу газа и по штрафам. Правда, иногда приходится констатировать, что "кобыла" понесла, но через 50-100 км. она успокаивается.
 з) Отсутствие климат- контроля у ВАЗа компенсируется открытыми окнами, правда вместе с шумом.

4.Подготовка автомобиля.

При подготовке авто к пробегу соглашусь с самой суровой диагностикой подвески (сход, развал, балансировка),а так же состоянием шаровых, пыльников, шрусов, рулевого управления и тормозов. При необходимости- безжалостный ремонт! Я совмещаю диагностику и ремонт в автосервисе у знакомого слесаря, в добросовестности которого не сомневаюсь.
  С собой беру джентельменский набор: аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки, веревку а так  же запаску, компрессор, предохранители, лампочки, штатный инструмент, фонарик.
  Из личного опыта: в Ростовской области могут спросить сертификат на аптечку (это такая бумажка со штампом в новой аптечке, в которой напечатан список лекарств), как вариант- проверить наличие и годность самих медикаментов. Спорить- себе дороже; проторчишь на этом посту, а может и на последующих т. к. связь у них работает. Могут так же спросить: почему огнетушитель не 2 л.? Оказывается есть такой тайный циркуляр ГИБДД ! В этом случае помогает ссылка на пройденное ТО а так же просьба предъявить вышеозначенный документ. Просьбу надо выражать корректно , но твердо.
  Есть "засада" для владельцев газового авто- при себе надо иметь не только документы на переоборудование авто, но и документ на проведение опрессовки газового баллона ( это своеобразное газовое ТО происходит раз в 2 года). Самое противное, что это законное требование, правда оно возникает после поднятия капота, да и то не всегда.
  В поездку берите не менее 10 л. питьевой воды т. к. в придорожных кафе начиная с Поволжья  набрать ее проблематично- дают только помыть руки.
  Для личной гигиены очень удобны влажные салфетки, но иметь простую воду надо.
  В бачок омывателя  лучше заливать средство типа "Мухомой" и т. п. так  как простая вода насекомых почти не смывает , а если в нее добавлять автошампунь, то трудно подобрать пропорцию: мало добавил- не моет, много- ничего кроме пены на скорости ок. 100 км./ч. не получите. Хотя ,по правде сказать, " Мухомой" и т.п. не панацея: при 25-35 градусах дичь присыхает к стеклу моментально, дочищать приходится на стоянках.
  Разговоры о полчищах летающих насекомых по пути на Юга не подтверждаю (ездил в июле, августе, сентябре; днем и ночью). Лично у меня за поездку расходуется не более 1-2 бачков омывайки.
  И последнее: если планируете ночные перегоны, то противотуманки на российском авто просто необходимы, да и стоят недорого.

5. Подготовка водителя.

Подготовка водителя также важна , как выбор и подготовка автомобиля. Даже если  вы намерены строго соблюдать ПДД и этим избежать общения с ГИБДД , то скорее всего у вас это не получится, потому что гайцы тоже хотят иметь масло на свой хлеб. Прямое вымогательство ( даже без нарушения правил с вашей стороны) еще не изжито, я испытал это на себе не раз.
  Полезно перечитать ПДД , освежить в памяти основные термины и понятия, что очень упрощает общение с гайцами.
  ЗАУЧИТЕ  те пункты ПДД , которые "тянут" на изъятие прав или весомый штраф: очень любят гайцы притягивать за уши любые нарушения к этим пунктам.
  НИКОГДА не рассказывайте остановившему вас инспектору ДПС о своем  нарушении, в напрасной надежде смягчить его сердце. Вы для него лосось, идущий на нерест. Пусть он вам рассказывает, а вы слушайте и аргументированно опровергайте. Не бойтесь возражать, хуже от этого не будет. Здесь шансы 50 на 50 ,потому что часто гайцы просто разводят клиентов ( см. выше про хлеб и масло). Попросите его предъявить служебное удостоверение (обязан показать из своих рук ) или переспросите фамилию (обязан повторить); запишите подразделение и его дислокацию, номер экипажа. Короче, излучайте уверенность и знание своих прав , а также его обязанностей. Штрафов не бойтесь, пока нет общей базы - они издалека не доходят ( проверено).
А если и дойдет случайно один из 10 , то лучше заплатить государству чем вороватому гиббону.
  Я предпочитаю потерять время , но сохранить деньги, да и гайцев баловать нельзя.
  Вывод такой: если лосось трепыхается (доказательства нарушения неочевидно ,или вообще разводилово) чаще всего его отпускают,чтобы выхватить нового. Время дорого- нерест идет.
  И еще замечено: размер требуемой мзды находится в прямой зависимости от размера населенного пункта. к которому приписан гаец.
     Очень полезно иметь мини-диктофон на шее - это СУПЕР !, но искать правду с помощью этого гаджета нужно осторожно( мент -человек вооруженный и при власти), но дело того стоит. Не забудьте только внушить оборотню, что в случае необходимости вы готовы идти до конца, т.е. до его ССБ( служба собственной безопасности) или прокурора. Я таким образом отбил свои бабки в Волгограде, т.е. сначала дал, потом когда понял, что меня развели, вернулся и забрал. Это чистая правда. Правда и то, что на моего штурмана было больно смотреть: она думала , что меня загребут вместе с машиной и прощай Абхазия !
  Не пугайтесь слов о досмотре авто. Они имеют на это право при наличии 2-х понятых,протокола досмотра, стационарного поста ДПС и оснований( антитеррор, ориентировка на ваше авто). При твердом цитирововании вышеизложенных пунктов досмотр авто обычно трансформируется в досмотр аптечки и подкапотного пространства и в осмотр автомобиля снаружи. Но  если гайцы настаивают  - насторожитесь и будьте бдительны при досмотре, как говорится береженого бог бережет...
  При задержании авто на посту на неопределенное время интересуйтесь телефоном  оперативного дежурного вышестоящей ГИБДД. Впрочем, он обычно вывешен на видном месте; на самый крайний случай есть 02. Это помогает ускорить процесс.
  ВСЕГДА пытайтесь наладить контакт с инспектором ГИБДД ,но без угодничества или, наоборот, хамства- они ведь тоже люди. В любом случае вы лучше поймете, что он от вас хочет, а во-вторых это иногда помогает трансформировать незначительный  штраф в предупреждение.

6. Собственно об Абхазии

В Абхазии были в первый раз, поездка едва не сорвалась из-за войны с Грузией,но уверенность и честное пионерское слово капитана сделали свое дело.

в Новом Афоне идет ремонт

Выехали , как уже писалось, в ночь с 5 на 6 сентября, в Сочи въехали 8 сентября в 14 часов и попали в часовую пробку , т.к. поехали через центр. На границе были в 16 часов , простояли в очереди около часа. Нашу таможню прошли минут за 40 (досмотр и заполнение декларации ), абхазскую за 5 минут. На таможне есть перерывы !!!  Купили местную страховку за 100 или 150 р. (точно не помню), которую однажды проверили. Сохраняйте декларацию- пригодится для выезда; если управляете авто по доверенности, то доверенность должна быть нотариально заверенной или предъявите собственника.

женская радость  Новоафонской  пещеры

Абхазия нам понравилась,но любителям тусовок и пафосного отдыха скорее всего не подойдет.
Море теплое ,чистое; пляж галечный, лежаки присутствуют, контингент отдыхающих после 40 или молодые с детьми(есть семейный корпус). На пляже расстояние между отдыхающими 5-6 м.  Аборигены приветливы, менты лично нам не докучали, но мы и вели себя как гости.

священные коровы Абхазии

Были в Гаграх , в самой Пицунде, на озере Рица, в Сухуми, в Новом Афоне. Не буду описывать местные красоты в тысяча первый раз- приедете и сами все увидите и оцените, откроете свою Абхазию и, не исключено, что будете в восторге.
  Моя оценка отдыха - твердая четверка, соотношение цена-качество четверка с плюсом или ,если угодно, пять с минусом( в прошлом году, а тем более в позапрошлом, было значительно дешевле).

питомник в Сухуми , жалко обезьян...

В Абхазии бензином не заправлялся, только газом; он , как и бензин, процентов на 25 дороже , чем в России. На трассе бензином заправлялся только на "Лукойле", газом - где придется. Газовых заправок на трассе хватает, цены разные. Самый дорогой газ на Югах, самый дешевый в Татарии ( почти в полтора раза). Отмечен небольшой дефицит газа в Башкирии, с чем это связано- непонятно.

штурман и море

Общий пробег составил около 8 тыс. км.( по GPS-навигатору). Спидометр и одометр прибавляют  по 5-6%, впрочем это нормально. Стоимость 1 км. пробега составила ок. 90 коп. Учтите , что с Югов машина шла груженая под завязку.
  Домой вернулись 27 сентября, к первому снегу, немного уставшие от дороги, но довольные.

по пути на озеро Рица

Буду рад , если мои заметки помогут коллегам-автопутешественникам спланировать и  осуществить поездку в Абхазию или на Юг. Удачи вам на дорогах!
  Отдельный штурманский привет всем штурманам  от прекрасной половины нашего экипажа.

прощальный  закат

С приветом  Алексей.

Абхазия: цены ниже!
тасечка85
9 июль 2013 г.
Фу, как вы это мерзко - про женские радости... Дальше читать расхотелось даже..
semen123-1
Когда будете на экскурсии в Рицу, ни в коем случае не покупайте мед. Особенно если вам очень убедительно будут заливать что пасека находится на горе и что мед они спускают на лошадях. У этих вообще пасеки нет. Это развод. Вы купите сахар с различными добавками опасными для здоровья!
Медуница
Отличный рассказ!!! Вы наверное журналист? Мы два раза отдыхали в абхазии и очень довольны!!!Красота неописуемая!!!!
albina_l
Абхазия, Гагра
17 апрель 2010 г.
Классный рассказ! Очень интересно пишете, наверно у Вас талант.
Абхазия: цены ниже!
Горящие туры в Абхазию!!!
Спецпредложения с выгодой до 30%! Туры рассрочку или кредит.