Отзыв написан: 23 марта 2010 г.

Желание поехать в Стамбул  появилось у меня достаточно давно. Увидеть собственными глазами один из величайших городов мира, который на протяжении практически нескольких тысячелетий продолжает оставаться  центром многих основополагающих исторических событий планетарного уровня; являлся столицей Византийской и Османской империи. К чисто познавательному фактору прибавилось и стремление выбраться хотя бы на несколько дней из надоевшей московской зимы  в весну.

ПЕРЕЛЕТ. Билеты были куплены в конце ноября прошлого года по спецпредложению Аэрофлота и обошлись нам со сборами 15104.00 RUR (352.00 EUR =176 x 2).  К сожалению,  после выхода спецпредложения мы сутки еще оставались в раздумье: «Ехать – не ехать». В итоге, когда мы с мужем оба окончательно созрели для этого путешествия, осознав возможность скорректировать наши рабочие графики на предполагаемый для путешествия период, билеты остались  с неудобным ночным временем перелета (Москва-Стамбул (22.25 – 0.40) и Стамбул-Москва (1.40-5.35).  Но нас это уже не остановило. Через сайт была произведена оплата и сразу же забронированы места.

Перелет прошел  традиционно. Шереметьево «проводило» почти часовым выстаиванием у стойки паспортного контроля и небольшим (20минут), но характерным опозданием с непосредственным вылетом. На борту ждал маленький, но приятный  surprise для женщин (мы летели в ночь с 7 на 8марта) –  каждой пассажирке выдали баночку растворимого кофе.

Возвращение на Родину тоже прошло без происшествий. Мы весьма быстро прошли паспортный контроль и через зеленый коридор были выпущены в раннеутреннее морозное Шереметьево. Единственный нюанс стамбульского рейса, даже, если он регулярный аэрофлотовский,  все вещички таможенники просили поставить  на «просвечивание».  Однако дальнейших действий с более «заинтересованной» проверкой содержимого чемоданов и сумок при мне не производилось.

ГОСТИНИЦА.  Отель для проживания в Стамбуле был выбран международной цепочки Unirez - Orsep Royal.

Основные требования, которыми я руководствовалась: 1. В пешей доступности от большинства интересовавших меня мест. 2. Должен был располагаться  не в «челночном» районе.  3.  Иметь  СПА-центр с бассейном и сауной (в межсезонье мне нравится таким образом занять себя вечерами). 4. Предоставлять бесплатную трансферную услугу для проезда из аэропорта в отель.

В принципе выбранный отель оправдал практически полностью наши к нему ожидания. По европейским сервисным меркам он больше соответствует добротной «трешке», чем «четверке», которой себя позиционирует. Относительно небольшие номера («чистенько», но без излишеств в виде халатов, тапочек, чайника и т.п.), стандартные завтраки без деликатесов (выпечка,  сырная и колбасная нарезка, вареные яйца, мюсли, йогурт, масло, джемы).

СПА-центр оказался платным. За вход нужно было «выложить» 5евро. Эта оплата предполагала ненормированное пользование тренажерным залом, сауной, турецкой баней и бассейном. Последний представлял собой пятиметровую купель, в которую было комфортно окунуться после сауны. Полотенце, тапочки и простынь (назовем так клетчатую «тряпку», в которую можно обвернуться) прилагались. Работает до 22.00. Для меня это было приятное дополнение к «прогулочной» части поездки, когда уставшие мы «притаскивались» в отель и шли на «часик» отмокнуть и пропариться.

Гостиница находится недалеко от вокзала Сиркеджи в сторону Топкапы. До вокзала идти минут 5, до Св. Софии – 10 неспешным шагом. Отель стоит на тихой улице, перпендикулярно отходящей от той, по которой ходит скоростной трамвай. Окружение представлено такими же отелями, строительной площадкой, не приносящей «слуховые неудобства», и полуразрушенным зданием. Так что рассчитывать на чудный вид из окна не приходится, но и никакие посторонние звуки не мешают.

Пару слов о трансфере.  За два дня до приезда я отправила электронной почтой письмо в отель с просьбой организовать нашу позднюю доставку.  Практически сразу был получен ответ, где подробно рассказывалось «где», «кто» будет нас встречать.  В реальности все  описанное было благополучно реализовано на практике.  Сразу при выходе из зоны контроля и получения багажа нас встретил шофер с табличкой, на которой была написана наша фамилия и название отеля. Через 25минут, а именно в 1. 30 мы были уже в своем номере.

НАШИ МАРШРУТЫ. В Стамбуле мы провели полных 6дней.  У меня было приблизительное представление об их наполнении. Однако я  как всегда осознавала возможность корректировки этих планов в зависимости от погоды, возникновения на пути новых интересных мест, невозможности досконально просчитать время, которое будет тратиться на самом деле на посещение задуманных достопримечательностей.

Карту города можно взять в Информационных туристических центрах. Мы заходили в два: на вокзале Сиркеджи и на «пяточке» между Голубой мечетью, Цистерной и Святой Софией. К сожалению, кроме карты других полезных буклетов в этих центрах не предлагается. Да, и сама карта весьма поверхностно дает описание улиц, многие из них отсутствуют.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.

Он выпал на понедельник, т.е. изначально понималось, что многие музеи  закрыты. Поэтому нужно было выбрать из «сухого остатка».

Оказалось, что  этим «остатком», вернее отправной точкой нашего стамбульского похода, стал дворец Топкапы, который и территориально находился ближе всего к нашей гостинице.

Начитавшись «жутких» рассказов о толпах народа, мы  «притащились» к открытию. Особого столпотворения замечено не было ни при входе в весь в дворцовый комплекс, ни в гаремную его часть.

Как охарактеризовать мои личные ощущения? ЗАНЯТНО. Сразу стало очевидно, насколько  восточная эстетика противостоит моему собственному представлению о красоте убранства дворцовых покоев, тонкости ювелирных  украшений.

Да, я осознаю, что изникская плитка, которой украшен интерьер гарема и другие дворцовые помещения, претендует на восприятие ее, как произведения искусства. Но, с другой стороны,  сложившиеся у меня представления о традиционном использовании этого облицовочного материала, в том числе и собственном доме, мешает наслаждаться ее утонченностью в полной мере.

Да, я осознаю, что украшение  с 86-каратным алмазом Ложечника, церемониальные кольчуги и кинжалы, усыпанные алмазами, изумрудами и рубинами,  есть  сокровища в полном понимании данного слова. Но, опять-таки, мое личное эстетическое «Я» воспринимает прекрасное не только как синоним богатства и роскоши, характерное для восточного миросозерцания, но и в контексте более утонченных форм и символов.

То, что именно Топкапы были первым место нашей стамбульской эпопеи, стало для меня, в определенном смысле, «знаковым». Меня сразу «окунули» в азиатское мироощущение основных жизненных ценностей, подсказали, каким я должна воспринимать все увиденное здесь. Сразу поставили на отведенное мне место. В рамках которого, я должна четко осознавать, что нахожусь именно в СТАМБУЛЕ, а не в интегративном симбиозе Константинополя, Византии или Царьграда.

После Топкапы наш путь лежал мимо Св. Софии, закрытой для посещения в понедельник, к шестиминаретной Голубой мечети.  Она стала одним из потрясших меня культовых сооружений, которые мне удалось видеть в достаточно многочисленных моих поездках. Стоящие друг напротив друга эти два олицетворения «рукотворной вечности» являются одним из запоминающихся образов Стамбула.  При этом «несуразность» Св. Софии с ее боковыми контрфорсами и противоестественными минаретами только подчеркивает гармоничность архитектуры Голубой мечети.  Гармония присутствует и во внутреннем ее убранстве, и даже «раздражающая» меня плитка именно в ней смотрелась величественно и естественно.

Вход в мечеть свободный. Нужно только снять обувь  и женщине надеть на голову платок. Эта процедура обязательная в любом мусульманском храме. Непосредственно при входе на специальном месте, огороженном от основного зала, можно неправоверному находиться даже во время намаза. Надо отметить, что во всех мечетях, которые мы посещали, их служащие были любезны, тактичны и никогда не выражали никакого недовольства.   Мы, в свою очередь, всегда старались получить у них личное согласие на фотосъемку, спрашивали разрешение на проход вовнутрь.

Следующим пунктом  стала Базилика Цистерна. Я, конечно, знаю древнюю историю ее появления еще при Юстиниане в 532году. Однако на меня она произвела впечатление некой «развлекухи»: рыбки плавают в воде, полумрак, поддерживаемый продуманной подсветкой. Я так и не поняла, почему многие из описывающих свою поездку в Стамбул, отводят весьма почтительное место в ряду наиболее интересных достопримечательностей, именно Цистерне.

Через Ипподром, вернее, его остатки с Египетским обелиском, змеиной колонной и т.п. мы решили дойти до византийской церкви Св. Сергия и Вакха, которая более известна как «Малая Ай София».  В этом районе можно встретить достаточно много симпатичных реконструированных зданий традиционной турецкой архитектуры, немало из них превращены в небольшие гостиницы. Весьма приятное место для неспешной прогулки и отдыха от достопримечательностей.

Малая Ай София была последним пунктом этого дня.  Церковь построена на несколько лет раньше своей знаменитой тезки и стала ее архитектурным прообразом. Как и все остальные византийские церкви (как исключение из этого правила я могу назвать только церковь Св. Ирины, которая находится в первом дворе Топкапы),  в последствии она была перестроена в мечеть. Внутри сохранились надписи на фризе, сделанные на греческом языке. Их обрамление совместно с ажурными капителями того же периода позволяют почувствовать связь с константинопольской культурой. Но опять-таки в стамбульском обрамлении.

ВТОРОЙ ДЕНЬ.

Утро началось с посещения  Ай Софии.  Если современный внешний вид вызывает неоднозначность ее восприятия и даже некоторое отторжение, то, оказавшись внутри, ты ощущаешь всю мощь и масштабность данного сооружения. Начинаешь верить в легенду, что именно после посещения Ай Софии послами из Киевской Руси, отправленными князем Владимиром Красное Солнышко на «разведку»,  они возвратились домой потрясенными с ощущением, что побывали в раю. Якобы этот визит сыграл определенную роль в решении Владимира крестить Русь именно по православным канонам.

Обязательно стоит не забыть подняться на второй этаж – на галереи, где сохранились одни из лучших мозаик не только этого храма, но и всей византийской культуры.  По галереям мне было комфортнее ходить и по причине того, что здесь меньше ощущалось присутствие элементов другой, чуждой идее данного храма религии. Каллиграфические круглые золотые надписи на черном фоне, михраб виделись мне противоестественными, мешающими полностью ощутить неповторимую атмосферу одного из самых известных памятников христианства.

Еще одним местом, которое изначально рассматривалась нами обязательным для посещения, был Археологический музей.  Начитавшись, что данный музей «обладает одной из крупнейших в мире коллекций классических произведений искусства», и, понимая, какие великие малоазийские античные города находятся на территории современной Турции,  мы не могли  обойти его вниманием. Увиденное нас разочаровало.  Количественный показатель, на самом деле, выдержан. Экспонатов на трех этажах собрано немеряно. Однако, то, каким образом построена коллекция, систематизированы  «притащенные» со всех уголков страны ценности, у меня лично вызвало недоумение.  Создалось впечатление, что доминировал традиционный «восточный» подход - главное выставить в витринах побольше, чтобы всем было видно, обилие, т.е. богатство этого музея. Особенно «порадовала» экспозиция – «Стамбул сквозь века».  Она разделялась по городским местам, где производились археологические раскопки. Например, стенд «Султанхамет» - это груда артефактов, сложенных буквально в кучу. Поэтому сложно сориентироваться в этой «массе», выделить и запомнить наиболее исторически значимое.

В этот же день мы решили еще съездить в Церковь Спасителя в Хора или Карие, известную своими византийскими мозаиками и фресками, соизмеримыми по ценности с святософийскими.

Заодно захотели прогуляться вдоль восстановленных стен Феодосия,  в первую очередь, вдоль той их части,  через которую в 1453году турки ворвались в Константинополь.

Добираться решили вначале на скоростном трамвае до Aksaray, далее дойти до одноименной остановки метро и проехать до  Ulubatu Hasan. Все прошло быстро и без особых издержек.

Посещение Карие  стало продолжением знакомства с византийскими шедеврами,  стало важным дополнением в создание цельной картины той эпохи.

Воодушевленные удачно сложившимся днем под знаком включения в византийскую эпоху, мы решили пройти от Карие к Золотому Рогу, по пути посетив несколько христианских памятных мест. Но не тут- то было.  Избитый сюжет из «Брильянтовой руки» о блуждании главных героев  по узким улочкам стал реальностью. Полноту ощущений добавлял местный колорит одного из самых консервативны районов Стамбула – Фатиха (где мы и «выгуливались»), начавшийся дождь и наступление «предвечерья».  В итоге нам удалось выйти к Болгарской церкви Св. Стефана. Интересна тем, что целиком выполнена из железа. Далее – дойти до здания Патриархии греческой православной церкви, и от нее – к мечети Селима1, где и завершилось наше путешествие этого дня.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ.

Решено было отправиться во дворец Долмабахче. Добираться до него также не составляет особого труда – на скоростном трамвае до конечной станции Kabatas.

По дороге к Дворцу можно зайти в одноименную с ним мечеть. Она станет первым шагом к знакомству с поздней османской архитектурой, в которой явно прослеживаются традиционные европейские стилевые тенденции. Зодчими, которые во второй половине 19века стали одними из зачинателей явно выраженной европеизации Стамбульских построек именно для турок (Перу (Галату) мы в расчет не берем), стало армянское семейство Бальянов.

Как легко догадаться выбор художественного направления, которое отвечала восточной  приверженности к роскоши, яркости и пышности, не представлял труда. Это было барокко с интерьерными вкраплениями рококо.  По моему мнению, с этой задачей Бальяны справились весьма успешно.

Если сравнивать  Топкапы и Долмабахче, то последний дворцовый комплекс мне понравился несоизмеримо больше. И я могу найти этому объяснение. Он мне понятен и соотносим с моими пристрастиями и представлениями о дворцовой архитектуре. Для меня большее удовольствие составляет возможность в контексте сравнительного анализа увидеть бальяновские находки включения восточного в европейское, его «подстраивание» под восприятие султана и его двора, чем наблюдать чуждые мне Топкапы. И в моем понимании, и я предполагаю, турецкой знати шикарной выглядит и Хрустальная лестница, и Церемониальный зал, и салон Сюфера и т.д. На стенах появляются картины европейских художников. Обширно представлен Айвазовский. У меня даже закралась мысль – не дальний родственник ли он Бальянов?!

Во дворце проводятся только организованные экскурсии. Их две -  «Селямлык» и «Гарем». Первая, несомненно, интереснее и насыщеннее. Как советуют во всех путеводителях, при невозможности посетить обе, однозначно следует выбирать «Селямлык».

Воодушевленные увиденным в Долмабахче, мы решили прогуляться до других стамбульских дворцовых построек этого времени. Заглянули в Чираган, также построенный плодовитыми Бальянами в том же барочном стиле. Сейчас это пятизвездочная гостиница. Поэтому пришлось довольствоваться лицезрением внешней составляющей.

Наконец доплелись до парка Йылдыз, и, неспеша,  с «передыхом» на скамейках зеленого старинного парка дошли до, так называемой, виллы Шале.  Это еще один полноценный барочный дворцовый комплекс, состоящий из 60комнат, его также можно посетить, осмотрев внутренний интерьер. В нем еще в большей степени чувствуется «дыхание Европы», чем в  Долмабахче. И это не случайно. Он часто использовался для приема и проживания знатных гостей султана. Как легко догадаться архитекторами также выступило известное армянское семейство.

Поймав такси, мы решили поехать в военный музей, который также находится приблизительно в этих краях. Собрались мы в него именно в это время целенаправленно. В 15.00 со среды по воскресенье в нем проходят концерты мехтерского ансамбля, музыкантами которого с 14века выступали янычары. Интересное, яркое зрелище. На концерте присутствовало много детей школьного возраста. Многие из них подпевали, хлопали, пристукивали в такт ногами. Было видно, что детям очень нравится. Сразу вкралась мысль – вот она  «на лицо» традиционная турецкая национальная идея, подпитывающая эту великую нацию тысячелетиями, когда и у современного мальчишки начинают гореть глаза при звуках военного марша.  По моему мнению, военный музей – самый лучший в Стамбуле. С какой любовью, продуманностью до деталей построена экспозиция. Даже мне, человеку, мало интересующемуся оружием и другими милитаристскими «причиндалами», было интересно пройти по его залам. Осталось достаточно цельное представление о развитии оружия в мировом разрезе, т.к. коллекция представлена образцами из многих стран. Можно только догадываться, каким образом они проделали путь до этих музейных витрин. Это было одно из ярких подтверждений слов П. Вайля, что  в этой стране всегда было два достойных занятия – война и торговля.

О достойности торговли для турок можно судить, только выходишь на любую улицу в любом микрорайоне этого многомиллионного мегаполиса.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ.

Мы, наконец, решили пройтись по Пере. Пешком по Галатскому мосту пересекли Золотой Рог и в горку направились к знаменитой башне – еще одному символу Стамбула.

Уникальное географическое положение порождает огромные возможности для видовых съемок. Наверно, ни из одной из своих поездок мы ни привозили такое количество масштабных снимков. Хотелось опять и опять запечатлеть поднимающийся на холмы город в обрамлении водного пространства.

Башня Галата и является одной из самых выгодных «точек» для вышеупомянутого занятия.

Далее мы двинулись по направлению к известной пешеходной улице Истикляль, на которой с конца позапрошлого века сосредоточились посольства зарубежных государств (после 1923года – консульства), церкви различных конфессий. Улица не впечатлила, вспомнилась еще одна фраза П. Вайля: «…оживленный променад среди обветшалых домов столетней давности…» Мне показалась некоторая неестственность  ее расположения в рамках сегодняшнего города. И эта неприкаянность связана с тем, что она чуждая сейчас и для европейца, и для стамбульца. Зашли мы и на Французскую улицу. Наверно, вечером она выглядит более органично и самодостаточно, но на задворках дневного Галатсарая, она также смотрелась случайной туристской на восточных культурных задворках.

А вот вырванные из антуража толпы и «отфотошопоные» приглаженные снимки отдельных зданий Истикляля выглядят весьма привлекательно…

В этом районе мне хотелось посетить одну мечеть – Нусретие. Вчера проезжая на трамвае, мы обратили на нее внимание, а вышеупомянутое барочное путешествие только дополнило это желание. Для меня – это лучший образец «омусульманивания» и «овосточивания» знаменитого европейского стиля, и еще один «реверанс» Бальянам.

Надо сказать, что перед поездкой, я отдельно продумывала «выборку» для посещения мусульманских святынь. Понимала, как важно определиться «со списком», чтобы  череда посещаемых мечетей не превратилась в один расплывчатый образ «нечто» с минаретами.

В конце этого дня, вернувшись на свой берег Золотого Рога на скоростном трамвае, мы прогулялись по набережной Босфора в сторону Топкапы, повернув в парк Гюльхане, находящийся у дворцовых стен. Уже начинала сказываться душевная усталость от яркости, шумности современного Стамбула, возникала потребность оказаться вне постоянно бурлящей толпы.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ.

Он был «посвящен» азиатской части. За 1,5лиры, неизменную цену на все виды общественного транспорта в городе, мы со «своей» пристани Eminonu за 15минут  переправились на катере до азиатской  Karakoy. Морские трамвайчики ходят регулярно. Ни туда, ни обратно нам не пришлось ждать.И мне опять хочется процитировать  моего единомышленника в видении Стамбула П. Вайля: «Здесь горят огни на перекрестках, здесь следят, чтобы не рушились дома и не замусоривались улицы, — на это есть время, поскольку нет одержимости идеей продажи и показа, никто не дергает пришельца за фалды, предлагая путеводитель, шашлык, бумажные салфетки, штаны, древний камень. Здесь живут для себя, и в том, что для себя живут лучше, чем для чужеземцев, — серьезное отличие Турции от северного соседа».И еще: «… главный парадокс Стамбула таков: Азия тутэто Европа, а вот Европасамая что ни на есть Азия».На самом деле еще на пристани ты ощущаешь большую цивилизованность, ухоженность окружающего здесь пространства, спокойную размеренность, не ориентированного на туризм района.В первую очередь, из разряда достопримечательностей мне хотелось посетить открывшуюся в прошлом году мечеть в модернистском современном стиле. Дальнейший маршрут предполагал «свободное» гуляние.По дороге к «основному» объекту мы забрели в мечеть Атик Валиде, построенную в конце 16века еще одним великим архитектором Турции и тоже не турком «по крови» – Синаном. Так получилось, что его творения в европейской части пока оказались нами «не охваченные». Первая встреча произошла на азиатской земле. И очень удачно, что именно здесь, т.к. это был тихий, «семейный» визит, «без посторонних». В тишине и одиночестве мы прошли во внутренний двор,  далее – в саму мечеть. Как я убедилась и впоследствии, у Синана есть свой «почерк», свой особое чувство формы, в которую приходится вовлекать жестко каноническое пространство мусульманского храма.Наконец мы дошли до огромнейшего кладбища Караджа Ахмед. Говорят, что на его площади располагается около миллиона могил. Оно имеет характерный для мусульманских «садов мертвых» единообразный вид своих захоронений и надгробных плит – феска или тюрбан в верхней части обелиска указывает на мужскую могилу, подобие кокошника с выгравированными  цветами – на женскую. Понятно, что никаких фотографий, скульптур не предполагается. Даже при нашей «слабости» включать в свою культурную программу путешествий посещение кладбищ, длительная прогулка  не «задалась».Современная мечеть Шакирин, которую изначально мы и хотели посетить, находится в этом скорбном месте. Ее построила на свои средства дети и внуки, в память о своих родителях – Ибрагиме и Семихе Шакир, похороненных на Караджа Ахмед. Мечеть выполнена из алюминиевого сплава (купол, минареты) и ее металлический блеск на солнце подчеркивает величественность ее восприятия.  Интересен и ее внутренний авангардный интерьер, Например, михраб напоминает морскую раковину. Его дизайнером выступила внучатая племянница Семихе Шакир, известная в Стамбуле художница, оформившая многие современные рестораны и ночные клубы города.

Далее мы решили выйти к морю, пройдя по пути к внушительным казармам Селимие, спроектированные одним из представителей запомнившегося нам семейства Бальянов.  То, что мы можем видеть сейчас – это восстановленные здания, т.к. во время восстания янычар первоначальное сооружение было сожжено. Мы их заприметили еще с противоположного берега, рядом с Топкапы, и, оказавшись на азиатской части, подошли рассмотреть их поближе.  На саму территорию пройти не удалось, в них продолжает располагаться военный гарнизон.

Прогулка по набережной заняла у нас часа полтора. Светило солнце. С одной стороны, открывались живописные Босфорские виды, башня Леандра; с другой, на зеленых холмах возвышались ухоженные виллы, обрамленные уютными двориками, над которыми явно поработали ландшафтные дизайнеры.

Перекусив в одном из рыбных ресторанов, мы отправились обратно к себе в шумную и «толпящуюся» Европу.

Выйдя  на Eminonu, мы пересекли оживленную дорогу, чтобы заглянуть в Новую мечеть, и углубились в Египетский базар или базар Пряностей, который и был пристроен в 17веке к мечети. За счет его доходов и осуществлялась благотворительная деятельность Новой мечети.  При отсутствии в мусульманстве монастырей, традиционно оказывающих в христианстве социальную помощь, многие мечети включают в свой комплекс больницы, школы, столовые для бедных, караван-сараи, общественные бани. И основным источником получения средств на эти цели в стране, где заниматься рыночной торговлей считалось и считается весьма достойным занятием,  являются выплаты (денежные, товарами и т.д.) с этого вида деятельности. Тот же самый принцип связывает мечеть Сулеймание с Большим или Гранд базаром.

Египетский базар сам по себе представляет яркое зрелище, в восприятие которого задействуются все органы чувств, а покупка на нем чего-либо рассматривается больше «сувениром», памятной вещью.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ.

самолет у нас вылетал только ночью, в 1.40 по местному времени. Изначально стояла дилемма – оплатить еще один день проживания в гостинице или учесть интересы «жабы».  В итоге победило земноводное.  Поэтому мы решили до 12.00 отдохнуть в отеле, оставить  здесь чемодан  в специально отведенном месте и отправиться в «последнее плавание».

В этот день ярко светило солнце, было достаточно тепло, градусов 16. Поэтому  «плавание» таковым и оказалось в реалии. Мы оправились в двухчасовое путешествие по Босфору. Кораблики отходят от той же пристани Eminonu. Мы уселись в первый подвернувшийся «пароход» за 10лир с человека. Если пройти подальше, можно сэкономить 1лиру, т.е. получить этот же «набор» дешевле. Однако большое количество не только иностранцев, но и местных жителей на борту говорит, что этот этот простейший «маркетинговый» ход удачно действует, и многие садятся в первое плавучее средство, которое видят на своем пути.

Сама прогулка была приятной и необременительной. То, что у нас она «прошла», как один из заключительных «аккордов» стамбульского похода, были свои плюсы. В первую очередь,  многие места, которые мы проходили, были узнаваемы; мы с гордостью ощутили себя  почти знатоками Стамбула. Да, и фотографии на фоне «воды»  оживили нашу стамбульскую коллекцию.

После выхода на берег, перекусив бутербродом с жареной скумбрией в шумной толпе таких же жаждущих не только «зрелищ», мы поняли, что «созрели» для «выгула» в районе Большого базара.

Место, с которого многие традиционно начинают свое знакомство со Стамбулом у нас осталось «на закуску». Живость и полноту ощущений добавляло и то, что был субботний день, и множество горожан, как и наших соотечественников, этот день посвящают одному из главных своих жизненных развлечений – хождению по «базару».

Маршрут был незамысловатый: мечеть Сулеймание с посещением гробниц самого Сулеймана, его жены-славянки Роксоланы и придворного скульптора «всех времен и народов» Синана; - мимо зданий университета до площади Баязида – форум Феодосия, мечеть Лалели. В заключении мы «добрели» до Акведука Валенты и памятника Фатиху, где  нас и застали сумерки.  Мы неспешно отправились в обратный путь к своей гостинице, попрощались с Св. Софией, Голубой мечетью, прошлись последний раз по полюбившемуся нам парку Гюльхане.

Напоследок несколько практических замечаний.

транспорт. Весьма удобно передвигаться на скоростном трамвае; его маршрут охватывает многие исторические районы. стоимость полторы лиры.

Вторым по удобству является такси.  Желтые автомобили в немереном количестве встречаются везде, тратить время на их поиски не приходится. Оплата четко по счетчику: 2,5лиры – посадку, далее – в зависимости от километража. У нас выходило в среднем 7-8 лир. Но мы не ездили на дальние расстояния. В основном им пользовались, когда «ноги уже не шли» или начинался дождь.

ЕДА.  «Едальни» в Стамбуле встречаются на каждом шагу. Практически все первые этажи зданий заняты под магазины и различные точки общепита. Цены могут быть как весьма дешевые, так и соизмеримые со средне венскими или средне испанскими.

Я не хочу вступать в бурную полемику с большим количеством поклонников турецкой еды.  Поэтому скажу о ней кратко. Кроме того, ЧТО я ем, для меня важно КАК и ГДЕ. И эти два последних параметра не позволяли мне испытать истинное наслаждение от принятия пищи. Я скажу наверно «страшные» слова для «апологетов» стамбульской кухни, но комфортнее всего я чувствовала себя в американских сетевых кофейнях Starbuсks. Стаканчик любимого напитка в этих заведениях позволял восстановить душевное равновесие, возвращал силы для того, чтобы окунуться опять в гущу стамбульской жизни.

ПОКУПКИ. Практически в начале поездки мы предприняли попытку отправиться в  район Zeytinburnu, который позиционируется как массовая дислокация кожных фабрик и фирменных при них магазинов.  Опять таки сугубо ИМХО. Ничего для себя интересного, отвечающего моим предпочтениям при соотношении цена-качество, найдено не было. И мы с радостью поставили на этой «затее» большой жирный крест. В этом районе зашли в аутлет Оливиум, где приобрели кое-какие достаточно качественные вещи под известные бренды.

Сладости покупали в одном из магазинов сети Koska, они расфасованы в красивые коробки, многие с видами Стамбула. Нам показалось, что удачный выбор для подарки из Турции.

ПОСТКРИПТУМ.  Хотя бы раз в жизни, наверно стоит посетить Стамбул. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать его историческую и культурную ценность.

А вот второй раз я не знаю, соберусь ли в него в этой жизни. Как мне кажется, желание возвратиться  должно привязываться к двум факторам. Первое: многое, что очень хотелось увидеть, не удалось в этот раз. И второе: так понравилась атмосфера, жизненный ритм этого города или страны в целом, что жаждешь опять окунуться в его круговерть.

В отношении Стамбула эти два фактора не «работают". Может быть, ПОКА…

Отдых в Турции со скидкой 30%
19 май 2011 г.
полезно
ursegoval
Россия, Петрозаводск
6 август 2010 г.
Очень логично и во многом созвучно с моими впечатлениями от посещения Стамбула в мае.
balbes2
Было 180 рублей, а стало 180.000 рублей. Я наткнулся на это на одном форуме совершенно случайно и решил попробовать. Бродя, как обычно, по разного рода форумам я нахожу эту статью, в которой говорится, что можно СДЕЛАТЬ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ ЗА ПАРУ НЕДЕЛЬ ПРИ ВЛОЖЕНИИ ВСЕГО 180 рублей (прим. от "автора": таких бабок за ДВЕ НЕДЕЛИ вы явно не увидите. Гораздо позже). Там говорилось, что надо послать по 30руб. на 6 Internet кошельков, которые ниже перечислены. Потом Вы вписываете номер своего Internet кошелька и закидываете данное, с Вами на шестой строчке, сообщение на 200 разных форумов. Никаких уловок - Ну я поразмышлял и подумал, что я в принципе ничего не теряю кроме 180 рублей - и решил попробовать. Установил Интернет кошелёк, перечислил всем участникам акции по 30 руб. и начал рассылать эти объявления по разным форумам. В течение 2-х дней я зарегистрировался на 120 бизнес форумах и бесплатных досках объявлений. Прошла неделя, заглядываю в свой Интернет кошелек - поступлений никаких нет. А разные участники пишут, что за неделю заработали кто по 25$, кто по 15$. Ну и бросил это занятие, так и не дослав свое объявление до 200 форумов. Ещё через две недели, случайно в Интернете нашел комментарий к этому проекту (комментарий убедительный). Открыл свой Интернет кошелек, а в нем уже около 900 рублей. Непонятная картина, но всё равно за 1 месяц 900 рублей это очень мало. И вдруг после 1 месяца началось самое интересное: на мой кошелёк стали приходить деньги каждый день, спустя ещё 2 недели на моем счету уже было более 30 тыс. руб. После этого я отправил свои объявления ещё на 120 форумов. Результат был ошеломляющий. По прошествии всего 2 месяцев, я получил 4 700$ и деньги идут каждый день. Каждые 10 минут на мой счёт поступает по 30 рублей. И это все только за цену в 180 руб.!!!Я не поверил, что это работает, пока не начал получать переводы со всего света. Моя работа теперь - это каждый день по 2 часа в Интернете и ВСЁ! А заработок такой, что никаким начальникам и руководителям даже и не снился. Теперь я расскажу Вам, как это работает, и самое главное ПОЧЕМУ! Я вам обещаю, что если вы будете в точности соблюдать ниже перечисленные инструкции, то вы начнете получать намного больше денег, чем вы думали, не прилагая к этому особых усилий. Согласитесь, это просто!!! И ваш вклад составляет всего 180 рублей... ВАЖНО: ЭТО НЕ ОБМАН!!! ЭТО НЕ "РАЗВОД" !!!И ПРИ ЭТОМ ВЫ НИЧЕМ НЕ РИСКУЕТЕ, НО ЭТО РАБОТАЕТ!!! ВНИМАНИЕ!!! ПРОЧТИТЕ ЭТО ПАРУ РАЗ!!! Всё это удачно работает благодаря ЧЕСТНОСТИ участников. ВОТ ТЕ самые ТРИ ШАГА К УСПЕХУ: 1.Зарегистрируйтесь с системе YANDEX MONEY, хорошенько ознакомьтесь с данной системой как она работает. Можно просто зарегистрировать почтовый ящик на Яндексе, и войдя на почту можно создать кошелек. Установите Интернет. Кошелек, затем выберите оптимальный для себя вариант пополнения кошелька и внесите 180 руб. на свой кошелек (карточки Yandex * ДЕНЬГИ минимум 100 руб. продаются в обычных ларьках или прочитайте на страничке другие способы пополнения кошелька). 2. Возьмите первый номер кошелька из нижеуказанного списка, отправьте на него 30 руб., вписав этот номер в поле "Номер счёта", (в поля "Имя получателя" и "E-mail получателя" вписывать ничего не нужно), в поле Контракт/назначение платежа: напишите - "Пожалуйста, внесите меня в список Yandex кошельков". Все, что Вы сделали - это создали услугу, и самое главное - абсолютно легально. Вы просите законный сервис, за который платите. Далее, начиная со второго, по аналогии отправьте по 30 руб. на следующие 5 кошельков (не забудьте вписывать в поле Контракт/назначение платежа: "Пожалуйста, внесите меня в список Yandex кошельков") 1.) 41001466742463 ; 2.) 41001466747771; 3.) 41001466749327; 4.) 41001466750920; 5.) 41001575652158: 6.)41001603355968. Теперь ВНИМАНИЕ!!! После того, как Вы выполнили ШАГ 2, скопируйте к себе на компьютер весь этот текст от начала до конца (можно в формате txt или ещё как вам удобней). В скопированной статье вычеркните из этого списка 1-ый кошелёк и переместите 2-ой кошелёк на место 1-го, который Вы стёрли, тем самым переместите список на одну строку выше (6 становится 5, 5 становится 4 -..), и впишите в 6-тую строчку Ваш кошелёк. 3.Желательно не делать в этой статье какие либо изменения, так как этот текст наиболее понятно излагает смысл. Разместите эту статью на не менее чем 200 форумах и новостных лентах (News Groups) или рассылайте по почте. Запомните, чем больше вы разместите, тем выше будет ваш доход, и этот доход будет напрямую зависеть от вас. Размещение этой статьи на 200 форумах, даже на самых малопосещаемых, гарантирует Вам доход. Больше размещений - больше доход при том в геометрической прогрессии. ПОМНИТЕ ЭТО!!! Этот бизнес продолжает существовать и процветать только БЛАГОДАРЯ ЧЕСТНОСТИ И СЕРЬЕЗНОСТИ УЧАСТНИКОВ. Итак, когда вы достигнете первой позиции, вы будете иметь тысячи долларов просто как создатель списка! Это стоит 180 рублей и совсем пустяковой работы! И главное это реально! Желаю всем удачи!
Маргарита66
Россия, Владимир
25 март 2010 г.
Спасибо за отзыв.Вы показали нам такой разный Стамбул.
Savl
24 март 2010 г.
Великолепный отчет! По нынешним временам редкий по степени непопсовости:) Чувствуется, что к исламской культуре и истории Вы относитесь с интересом и без часто встречающейся (к сожалению) ныне неприязни.
Отдых в Турции со скидкой 30%

Турция со скидками. Лучшие цены на отдых!
Интересные акции каждую неделю, удобный онлайн поиск туров!
1001% надежности: страхование туристов!