Круиз ЮВА (из Гонконга - Манила-Борнео-Сингапур-Вьетнам-Хайнань)

Владимир. Россия
Отзыв написан: 18 марта 2010 г.
Время отдыха: 25.02-14.03.2010

Никогда не писал отзывы, но всегда их читал много, жадно и часто. Особенно при подготовке к этому круизу. Т.к. направление новое и неизученное и компания (Коста) тоже нами не пользованная до этого. Сами понимаете потребность в информации огромная, всегда хочется хорошо подготовиться. Оооочень помог отзыв «Скучного», за что ему огромная благодарность, пользовались им как путеводителем. Поэтому можете встретить в моем отзыве повторения, но и дополнения тоже будут  (Писал все по ходу нашего путешествия, поэтому возможно встретите какие-то корректировки или несоответствия)

Летели «Эмирейтс» со стыковкой в Дубаи (в оба конца на 2-х 54 000р), компанией очень довольны, только странная какая-то команда у них была, когда летели в Гонконг (по вызову стюардессы не приходили, довольно жестко и неприветливо разговаривали с пассажирами (может их увольняли и у них последний рейс был ),но например, Сингапурские авиалинии все равно получше будут, и намного лучше любой нашей -это 100%! После пересадки из Дубай летели Б777, в эконом- классе есть даже розетки для ноутбуков, хорошая развлекательная программа, в т.ч. фильмы на русском языке! Перелет ночной, в 23 часа были в Гонконге. Брали отель «YMCA» 4* за 800 HKD 1ночь на 2-х без завтрака на п-ве Коолун (бронировали сами, как перелет тоже), расположен в 5 минутах пешком от порта, т.к. должны были отходить из порта Виктория, что на этом полуострове. Но « Коста» ,никого не предупредив, перенесла отправление на о-в Гонконг, причем на самый отшиб, хорошо, что мы прилетели за сутки, сходили пешком, узнали все и успели вовремя сориентироваться.

Разместились в отеле, пошли погулять по городу, время было около 1 часа ночи, народу полные улицы, такое ощущение, что никто не спит вообще там. Около 1 часа ночи почти все закрывается, поэтому успели забежать в какую-то китайскую кафешку, заказали суп из краба и филе тунца. По- английски почти не говорят, пришлось разговаривать на пальцах, принесли совсем не то, что заказали, хотя меню было с фото и описанием на 2-х языках (кит + англ),какой-то рисовый суп и какую-то рыбу целиком запеченную с овощами. Поинтересовался у них- что это такое, на что получил ответ, что принесли то, что оставалось на кухне, т.к. они уже закрываются и больше у них все равно ничего нет  Санитарное состояние кафе – никакое, пришлось сбегать в соседний магазин за бутылочкой виски для дезинфекции  в итоге все прошло без каких – либо последствий для здоровья и посмеялись от души .

Сам корабль «Costa Classica». (до этого имел опыт круизов на «Принцесс» и «Роял Карибиан»)
Сказать что старый – это ничего не сказать (старая посудина, попали в шторм, о котором напишу ниже, который почти«смазал» все впечатление о круизе. Никто больше мне не сможет доказать, что круиз это исключительно комфортный и приятный вид отдыха. И никакой морской болезни!  ) Построен в 1991 г и это говорит само за себя. Пора ему уже на отдых, да была реконструкция в 2001г и это заметно, если бы не она, было наверное совсем грустно. Пытаются уже давно продать его китайцам, пока не получается, говорят, что через 2 месяца ставят на ремонт. Но команда, как может, поддерживает техническое состояние корабля, так что не могу сказать, что все очень плохо. По порядку: никакого декора почти нигде, все скучно, просто и аскетично. Нет центрального холла и атриума. Все простенько и без изыска. У нас была каюта с окном. Действительно большая и светлая! Очень большая (по судовым меркам) ванная комната !Больше добавить нечего. Уборка номера и смена полотенец 2рдень, качество уборки хорошее, смена постельного белья каждые 3 дня, лед приносят в каюту каждый день. Есть «рум сервис» (за 2 евро), даже есть чайник и чай и кофе в каюте. В душе только жидкое мыло из диспенсера на стене, нет шампуня, лосьона для тела и т.п. Фен «никакой», весь разваливается. Слышимость полная, никакой звукоизоляции, можно узнать, все, что происходит в округе, кто чихнул, пукнул и т.д.  У нас в номере плохо работал кондиционер -шумел сильно, особенно ночью и охлаждал слабо. Каждый день я ходил на ресепшн, оставлял заявки…… (мой вам совет берите беруши, на корабле всегда много шумов –мы берем с собой постоянно, очень помогают провести отпуск с удовольствием ), потом перестал ходить, они только звонили и спрашивали, сделали нам его или нет, но его так до конца круиза никто не сделал 

Корабль качало (за исключением момента, когда проходили на спокойной воде по рифам), иногда очень ощутимо, по-видимому, плохо работают стабилизаторы качки (берите с собой таблетки хорошие те что на корабле выдают – не очень).

Персонал почти на 100% азиаты (некоторые кстати очень даже стараются, но далеко не все), менеджмент европейцы в основном. В общем, уровень слабоват, до америкосов они не дотягивают, да и не мудрено, т.к. последние в этом мое мнение №1.
Питание -никакое по сравнению с 2-я предыдущими компаниями. Завтраки очень скудные(фрукты, омлет, яйца, бекон, хлеб, сыр, сок из пакетов, короче стандартный минимальный набор).Обед не многим «богаче». Более и менее только ужин, но в ресторане внизу почти тоже самое меню, как на верху в «столовке», только с красивым описанием и подача есть . У нас был очень хороший официант и его помощник, даже по имени нас называли, от них осталось самое благоприятное впечатление! Но общая оценка питания на 3*, не более того. Спасали только фрукты, их много всегда, разных, вкусных и спелых! Питание- не 24 часа, есть перерывы между завтраком и обедом и между обедом и ужином. И заканчивают всегда строго вовремя, если придете к концу, то уже ничего не получите, короче опаздывать нельзя и к концу приходить тоже! И что еще не удобно иногда меняли расписание еды т.е. начало и конец, тем самым есть вероятность остаться вообще без еды (например возвращаешься на обед с берега, а его уже и нет, 30 минут как закончился хотя вчера например в это время еще был )

Магазины: их 4 и они «никакие» (парфюм, часы, украшения, сигареты и ликерка (кстати ее по-видимому никто не берет, она уже уценена-переуценена, прикупил пару бут хорошего виски односолодового по цене раза в 3 ниже, чем в обычном дьютике, но остальное – все дороже, чем везде), такое ощущение, что товар закупили, когда лайнер спускали на воду и больше не пополняли. Нет даже зуб пасты и всяких прочих нужных мелочей. Жена вообще «плакала», негде было вечером погулять. Да и вообще вечером, да и днем тоже, кроме как шоу посмотреть и дискотеки 80-х, заняться нечем.
Напитки на судне не дешевые, все что у американцев в $, здесь в евро да еще и по дороже будет. Брал виски хороший односолодовый – на вкус показался разбавлен, чтоне есть хорошо (2х50 гр =14 евро), больше брать ничего в баре не стал .

Контингент: в основном иностранные пенсионеры со всего света, в большей степени, скорее всего за 60 лет уже. Так что все вместе (пассажиры, лайнер, питание) вызывает ассоциацию, что попал в какой-то наш старый санаторий-профилакторий . Хотя реально большее кол-во этих минусов перестаешь замечать уже на 2-й день плавания, подстраиваешься, привыкаешь, и тем более уже начинаются остановки, которые тоже отвлекают.
Сотовая связь во время навигации какая-то сеть есть, но мой тел (МТС) в ней не всегда регистрировался. Интернет дорогой и медленный (WI-FI нет вообще).

Из плюсов: русский представитель на борту, всегда расскажет-подскажет, если у кого есть какие-то проблемы или вопросы. Ежедневная судовая газета на русском языке! Очень хорошие карты тех мест, куда пребываем (выдают бесплатно за день до прибытия). Каждый вечер программа хорошего качества в театре и вечер гастрономических сюрпризов (хотя это громко сказано) на верху. Веселая анимация и не навязчивая . Отзывчивый метрдотель, который в первый же вечер сам нам предложил сменить столик на ужин с большого на столик на 2-х. Лояльный контроль при возвращении на борт, напитки и еду не отбирают, как это было у американцев. Лежаков хватает всегда, полотенец бери и меняй сколько хочешь. 2-а бассейна с морской водой (но шезлонги старые- престарые, грязненькие и без матрасов). Хороший спортзал, только кондишн плохо справляется там, очень душно.

При посадке нужно делать депозит по 150 евро на чел или активировать банковскую карту, во втором случае деньги на карте не блокируются, как это было у американцев, что тоже удобно, а просто списываются по мере того, как их тратишь на корабле (хотя особо потратить не на что ). Не забываем про чаевые, которые списываются ежедневно автоматом из расчета 6 еврочел в день.

Сам маршрут (экскурсии нигде не брали, предпочитаем перемещаться сами, независимо, дабы прочувствовать то место, где находишься +можешь охватить сразу 2-3 экскурсии, да и к слову это еще и дешевле на много получается (если кто сэкономить хочет)), но кое-где брали шатлбас, у них (Косты) ,к слову, этот сервис очень хорошо организован!

Первая остановка Филлипины, Манила: Курс 1$=46,8 PHP, обмен был прямо в порту. Первое впечатление – жуть, грязь, нищета. Все посмотрели на такси (которое оказалось «типа такси»), взяли прямо в порту за 25 USD. Я думаю, что если бы взяли настоящее такси, что уже на выходе за забором порта, то вышло бы еще меньше (т.к. когда обратно в порт ехали из Молла на нормальном такси заплатили всего 3$USD). Реально смотреть почти нечего (если конечно вы не любители экстрима), на все ушло мах 1,5 часа. Заезжали в крепость, там навязывают конную повозку, брать не нужно – смотреть там нечего мы все пешком за 10 мин обошли. Потом поехали в «Молл оф Азия». Там хорошо, чисто, красиво и безопасно, везде полисмэны, даже на входе тебя досматривают. Реально нереально большой молл  Цены самые низкие из всех, что видели по маршруту. Бренды в основном рядовые, «премиум класса» нет. Очень хорошая и дешевая мужская обувь. Для тех, кто заботится о своем здоровье есть отличный магазин “Healthy Options” натуральных пищевых добавок и витаминов со всего цвета (цены ниже, чем в других странах, т.к. сам постоянно их покупаю по миру или заказываю из-за границы)!

На следующий день в море видели много летающих рыб и даже пару раз дельфинов!

О. Борнео, Кота-Кинабалу, Малайзия. Курс 1$=3,4MYR, обмена в порту нет, только в городе. Можно на такси ехать 2 минуты и 5$ или пешком от порта до центра ~15 мин. В городе делать нечего вообще, все дорого и купить нечего. Если нужны сувениры , то есть большой рынок handycraft, там можно что-нибудь подобрать из сувениров. Но лучше сразу на острова – это супер! Это рай для дайверов и с маской тоже очень интересно поплавать. 10 мин пешком от порта- причал, откуда отходят лодки на острова ,все организованно, можно взять один остров, два и т.д. или вообще раунд-трип по островам. Мы взяли 2-а острова (т.к. времени было мало , а последний катер с любого острова уходи в 16 часов). Обошлось это в 68MYR + 10MYR на 2-их вход на любой пляж, причем один раз платишь и на всех островах вход на пляж уже бесплатно. Можно смотреть по больше островов (но вряд ли успеете по времени), т.к. они разные (мы были на Сапи и Мамутик) вода в море- как дома в ванной  не вылезали все 5 часов. Если будите брать несколько островов не забудьте точно договориться с боотмэном во сколько он за вами приедет для трансфера, т.к. про нас забыли и чуть было не забрали с первого острова , с английским у них туго, лучше на пальцах. На островах есть еда и напитки, так что можно с собой не тащить.

С каждым днем опускаемся все южнее и становится все жарче при том, что влажность воздуха около 80% и более того. Если в Гонконге было около 25 градусов, то в Брунее мне показалось уже все 40 !

О. Борнео, Бруней, Бандар-Сери-Бегаван. Виза 10 еврочел. Курс 1$=1,4BND обмен прямо в порту (к слову там есть и бесплатный WI-FI). Стоим в порту до 14 часов, но этого вполне достаточно. Брали раунд трип за воротами порта, договорились за 60 BND. Времени только-только хватило на все. Впечатление производит приятное после всего увиденного до этого, все чистенько, аккуратненько, есть и богатые дома, есть и попроще. Конечно, ожидал увидеть что-то более впечатляющее с их то миллиардами $. Дороги – так себе, ну все остальное тоже. Смотреть обязательно: мечеть Омар-Али-Сайфуддин и мечеть ДжамеАср-Хассанил-Болкиа-Моске -это реально как из сказки «1000 и 1 ночь»! очень красиво, причем обе мечети принципиально разные. Речная деревня -интересно, т.к. очень большая, но мне больше понравилась плавучая деревня в Тайланде. Дворец султана увидеть невозможно, останавливают у главных ворот, которые всегда закрыты, в щелочку почти нечего не видно. Он открыт для публичного посещения только 1ргод в конце Рамадана. Зашли в торговый центр – как сказал наш водитель это самый большой Молл, с виду красиво сделан, как дворец – внутри по факту большой рынок с низкокачественным китайским товаром, купить нечего – цены очень большие. На обратном пути в порт заехали в отель-комплекс «Эмпайр», который строил младший брат султана за огромные миллионов $, красиво как в описании (можно найти в интернете), стоит посмотреть!

О. Сингапур. Курс 1$=1,4SGD. Обмен и банкоматы везде, но впрочем, нал практически не нужен, пластик карты принимают абсолютно везде, даже в такси. Сначала съездили на о. Сентоза, фуникулер не работает, поэтому воспользовались монорельсовым экспрессом, билет на двоих 6 SGD в оба конца. Там 3 станции, если нужны парки развлечений выходите раньше, пляж –последняя остановка. Поплавали в море, оно конечно мутное по сравнению с Борнео  и вид на огромный «паркинг» судов, стоящих на якоре. Лежаки на пляж бесплатные, туалеты тоже. Все очень чисто и красиво везде ! Оценка: пляж и все остальное на «5», море на «3-» . Потом поехали на Орчад роуд на такси (10 SGD и 20-30 мин в пути). Это мега улица магазинов и торговых центров от дешевых до мега дорогих брендов, каждый найдет что-то для себя и своего кармана, но времени нужно не 3 часа, а 3 дня как минимум. Согласен со «Скучным», нужно еще раз приехать и досмотреть то, что не успели, хотя сами здесь уже 2-й раз.

Хо Ши Мин (Сайгон).Вьетнам. Таможенный сбор 5 еврочел (действует на обе остановки, но с Россиян не берут кстати). Курс 1$=19 VND. Во Вьетнаме в первый раз, так что своими впечатлениями поделюсь. Мы заплыли в устье реки Сайгон из моря и доплыли до самого Сайгона, точнее до его пригорода (т.к. в центре есть еще один порт и там тоже швартуются лайнеры –мы видели один), так что наш пришвартовали на отшибе. Но это и к лучшему, т.к. получилось составить более полное представление о городе. Такси не стали брать (чему в последствии оказались очень рады!), взяли шатлбас (7 еврочел), до центра ехали мин 30 мин, а то и больше. Вот уже где пробки, после них Манила кажется безобидным провинциальным городком  хотя все пробки из-за хаоса, происходящего на дорогах. Основной вид транспорта- мотороллеры и их несметное количество. Такое ощущение, что правил движения для них не существует. Каждый едет, как хочет и куда, поэтому и образуются заторы, светофоров нет, только в самом центре видел пару. На улице жара! По дороге к центру посмотрели как выглядит Сайгон во всей его «красоте», дороги в ужасном состоянии, внешне город напоминает нашу Россию в период полного развала СССР: бардак, грязь, нищета. Центр наоборот- красота и порядок, как будто попадаешь в другой город. Постройки времен 19 века в отличном состоянии, идеально ухоженные парки и скверы. Торговые центры с «премиум» брендами. Правда цены выше, чем везде мы видели до этого, малый выбор и большая проблема с размерами. В центре, где останавливается наш шатлбас, хороший торговый центр с отделом всевозможных сувениров ручной работы (большой выбор и хорошие цены – только нужно торговаться). Скупили бы полотдела, если бы сразу потом улетать нужно было бы, а так на руках, на корабль, да еще и перелет с пересадкой, короче тащить все не хотелось с собой (одну статуэтку купили – сдали ее в багаж но нам ее переломали при перелете , хотя сдавали отдельно как хрупкое).

После выхода их Сайгона, на следующий день начиная с обеда попали в такой шторм, что просто ужас (или скорее всего наш корабль просто ужас, скорее всего у него все-таки очень плохо обстоят дела со стабилизаторами качки, если они есть вообще). Волны были такие, что легко достигали нашего иллюминатора и даже выше (мы плыли на 6-й палубе !). Скорость ветра достигала 120км/ч!! И температура упала с 33 до 19 градусов. Перемещаться пешком по лайнеру было практически не возможно, только ползком вдоль стенки, все время провели лежа в кровати, качало так, что казалось тебя с кровати сбросит. Вот вам и хваленые круизные лайнеры, на которых нет морской болезни !  Болезнь есть, да еще какая! Благо туалет в номере и до него ползти не далеко. Что касается самой Коста, то не в начале шторма, ни на всем его продолжении ни слова не было сказано в поддержку турристов, а на самом деле были моменты, когда становилось реально страшновато!! Нет бы предупредили заранее, что мы входит в зону шторма, не волнуйтесь, все в порядке, если нужны таблетки, можете получить их там-то и т.п. …, ан нет, ни слова…. Когда сам выползал за таблетками на ресепшн – увидел, что вся лестница и столы на лайнере обвешаны гигиеническими пакетами, сами понимаете для чего .)В общем Коста – отстой!!!!  Докондыбали мы до Да Нанга, и уже почти у самого берега нам сообщают, что в связи с неблагоприятными метеоусловия порт закрыт и нас не примут – короче плывите к подальше (кстати, кто брал экскурсии у Нептуна в России потеряли свои деньги за эти экскурсии , которые не состоялись, а кто покупал на корабле якобы получили обратно!). Туристы и экипаж были шокированы таким заявлением, по-видимому его не кто ожидал, это было видно по реакции всех, т.к. объявили об этом на завтраке в 8 утра. И отправились мы по морям по волнам дальше в Санью, хотя отправились, будет сказать не правильно, а правильно мы просто скакали и подпрыгивали по волнам, ощущение, мягко говоря, далеко не из приятных. В результате «колбасило» нас больше суток. Как потом мы узнали от персонала (в разговоре) мы попали в 9-бальный (?? ) шторм и якобы обошли тайфун. Но официально от капитана так никакой информации и не последовало .

О.Хайнань, Санья. Курс 1$=1,8CNY. Приплыли на день раньше (из-за шторма), точнее вечером. Что бы получить китайскую визу нужно как минимуму купить шатлбас, а лучше экскурсию. Стоимость шатла +виза 22 =еврочел. По другому, если у вас нет визы Китая, на берег вы сойти не сможете. Шатл подали в тот же вечер, поэтому мы имели возможность увидеть жизнь вечерне-ночную (т.к. можно было гулять до 2 часов ночи, потом просто на корабль не пустят), и соответственно на следующий день дневную. Общее впечатление: это все большой китайский рынок. Китайцев много как ночью, так и днем, когда они спят не ясно? Общий впечатление от цен – высокие, как минимум не ниже, а то и выше чем везде до этого. Качество товара низкое и очень низкое. Рука не поднимается вообще что-либо купить. Кроме чая (чай хороший очень) и мелких украшений. Привезли нас в самый центр на «Увокин стрит», это улочка состоящая из большого в 2 ряда кол-ва лотков, где торгуют украшениями, жемчугом и прочими сувенирами. цены не высокие, можно торговаться с ними, цену все называют «от балды», если что-то понравится, то нужно пройти спросить у нескольких цену, и уже у тех, кто предложит минимальную дальше ее сбивать. Чай лучше покупать в другом месте (мы то конечно так не сделали, сделали как все, накупили его здесь, а на следующий день, когда попали в район Дадонхай (Dadonghai), там еще пляжи находятся, то поняли на сколько велика разница в ценах), причем не только чай, но шелк и все остальное тоже. Удивило полное незнание английского языка китайцами, начиная от таксистов, и заканчиваю продавцами в магазинах, но как не странно некоторые из последних вполне сносно изъясняются по-русски! И второе, слабое знание элементарной математики, практически везде покупали все за USD, так вот почти никто не смог даже с помощью калькулятора пересчитать из их Юуаней в доллары правильно!! На улицах довольно-таки грязновато, много нищих и попрошаек. Молодежь ходит с какими-то стеклянными глазами, как будто на чем-то все сидят. Дальше был Гонконг.

Гонконг понравился очень!! Суда обязательно приедем еще раз! Курс 1 HKD=4 руб. На столько он не похож на тот китай, что мы видели на Хайнане, что это просто удивительно. Сам остров сильно отличается от полуострова. Нужно и там и там побывать обязательно. П-ов Коолун, попроще, но и поколоритнее будет, чего только стоят их улицы электроники (к слову она здесь дешевле чем у нас мин на 30%!), спортобуви и т.п. Но все элитные бренды (одежда и т.п.) на острове, такого сосредоточения их в одном месте я до этого нигде не видел. Торговые центры шикарные! Да и не только центры, хорошие рестораны тоже есть. Не смогли увидеть город с высоты и лазерное шоу вечером – был сильный туман 

В общем поездка понравилась даже очень ! 

P.S. прошу о снисхождении, т.к. повторюсь до этого ни разу отзывы не писал, но наконец осознал насколько это важно и полезно именно для тех, кому это действительно интересно и необходимо !
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
наата
23 февраль 2011 г.
Спасибо огромное за рассказ,я полностью с Вами согласна Коста не Принцесса ,мы плавали на Принцессе по Карибам полный восторг,а Хайнань это тихий ужас врагу не пожелаю там отдыхать ,хотя весь остальной Китай произвёл впечатление .
22 март 2010 г.
БЕТЕЛЬ-плод пальмы. Оказывает наркотическое действие. Обычно часть плода заварачивают в кусочек листа тойже пальмы и жуют.Одна порция этой жвачки по действию примерно как около 100 грамм водки. Сам пробовал.На Хайнань жуют его все .Даже водители за рулем. А фотографии -хотелось бы посмотреть самое интересное по Вашему путешествию.
chictor
Россия, Владимир
фото выложу, скажите какие интересно ? Бетель - это что такое ?
Спасибо. Жаль без фото. А про людей на о.Хайнань - Вы правильно подметили -это они на бетеле все сидят. Жуют все- и малые и большие.
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит