Отзыв написан: 20 октября 2009 г.

Маленькая русалочка

«Мама, папа, я боюсь воды!» (вместо предисловия)

Теплое море, жаркое южное солнце… И пара родителей, безуспешно «воюющих» с собственным чадом, наотрез отказывающимся идти в воду. Наверное, каждый из нас хоть раз наблюдал эту картину со стороны или сам был участником упомянутого «шоу».

«Шоу», правда, довольно грустное. Ведь где не помогают ласковые уговоры и игра, из уст теряющих терпение родителей нередко слышатся команды, угрозы и прочие гневные нотки на повышенных тонах. А кто-то просто бесцеремонно сгребает малыша и (пока бедолага машет руками-ногами что твои пара вентиляторов) плюхается с ним в набежавшую волну. Последнее обычно комментируется проревевшемуся дитятку так: «Ну что? Страшно было? И чего ты, глупенький, боялся?». Да уж, дитятку на тот момент уже вроде и не так страшно, но неприятный осадок остается, а история со временем повторяется…

Неоднократно замечая подобное, я всегда полагал: никакой любви ребенка к морю такими способами не привьешь. Не годится превращать купание в стресс, наказание и последующее пристыживание. Сомневаюсь, что возникающие у ребенка при виде открытой воды ассоциации будут впоследствии положительными.

Впрочем, вряд ли разовьет любовь к воде и противоположная тактика: «Ну и оставайся на берегу! А мы с мамой уплыли!»

Страх остаться одному, особенно в чужом месте, для ребенка куда сильнее, чем страх войти в воду (да что там в воду, хоть в кипящую лаву). И бедный перепуганный малыш либо битый час плачет у кромки воды (похлеще Пенелопы), либо в полуистерике топает в море под одобряющие возгласы бултыхающихся вдали родителей. Проще говоря, садизм какой-то.

Всегда просто осуждать чью-то неудачную тактику, а совсем другое – придумать собственную, более удачную.
И, честно признаюсь, сначала о разработке таковой мы с женой не задумывались. Почему-то нашей семье (на 100% водоплавающей и ныряющей) казалось, что любовь ребенка к воде будет изначально «зашита» на генетическом уровне…

…Но первое же знакомство с открытой водой внесло в наши радужные планы серьезные коррективы.

Виноваты мы были, конечно, сами (кто без греха – пусть бросит в меня ластой). Несмотря на то, что двухлетняя дочка смело пошла с нами в воду, не следовало расслабляться и предоставлять ребенку полную свободу передвижения, пока синеглазое чудо храбро и радостно топало рядом по песчаному мелководью.

Шлеп! Дочка запуталась в собственных ножках и плюхнулась в теплую воду на безопасной отметке «курице по колено». Не ушиблась ничуть, да и нахлебаться не успела. Ну что, не стоит внимания эта «мелочь»?

Отнюдь.
Увы, первый «бултых» носом в воду обернулся и первым испугом ребенка. Впоследствии дочка пару с лишним лет косо поглядывала на любой водоем, а завести ее в воду в то время каждый раз становилось непростой задачей …

Сегодня все эти проблемы давно позади. Еще в дошкольном возрасте успешно покорены многие реки, озера, моря-океаны. Давно уже стало проблемой не затащить, а вытащить дочку из воды…

И вот о том, как происходила эта метаморфоза, я и хотел бы рассказать по порядку.

1. Входим в воду.

Детская боязнь воды – на первый взгляд удивительная вещь. Ребенок обожает плескаться в ванне, но зайти в море по колено или по пояс ему страшновато. Но это только на первый взгляд.

Если разобраться - все оказывается логичным. Ведь ребенка пугает не столько сама вода, сколько «ее количество». И в маленький прудик малыш шагает куда смелее, нежели в огромный водоем.

Опираясь на это наблюдение, мы довольно быстро решили задачу «входа в море» в 3 этапа.

Этап 1. Начнем с «лужи».

Раз большое море нам пока страшно, устроим на берегу маленькое море.

Для этого используем тяжелую канавокопательную технику в лице папы или более легкий аналог в лице мамы. Разместив «канавокопательную машину» задним бампером кверху, роем с помощью штатных рук или иных подручных средств небольшой (где-нибудь метр в диаметре) бассейн с глубиной «курице по колено» и аккуратно уплотняем стенки.

Наиболее удобно размещать получившийся бассейн в зоне, куда доходят отдельные приливные волны - наш импровизированный водоем будет постепенно заполняться водой сам по себе. В противном случае придется долго и нудно таскать воду, уровень которой будет постоянно снижаться.

Кстати, настоятельно рекомендую и водичку из моря периодически приносить. Занятие это для Вашей крохи чрезвычайно интересно, и в пылу азарта малыш (после слов «помогай маме/папе») сам схватит маленькое ведерко и, забыв про страх перед морем, пойдет черпать водицу для своего бассейна. И здесь «хитрые взрослые» (поначалу входя в воду вместе с малышом) как бы невзначай заметят: чуть подальше от берега вода намного чище … ;)

Глядишь – какие-нибудь полчаса спустя малыш будет бесстрашно входить в воду с ведерком в руке, садиться вместе с ведром в воду (чисто детский способ зачерпывания) и торжественно шлепать обратно. Главное чтоб волны были маленькими, а понижение глубины для ребенка – достаточно плавным. Впрочем, об этом, собственно, надо думать еще до выбора места отдыха.

Если же небольшая (для ребенка) волна все-таки присутствует, можно приучить кроху не бояться ее другим проверенным способом. Выкопав полукруглый бассейн с открытым входом для волны, предложите ребенку встречать волну. Малыш скорее всего и сам додумается плюхнуться у входа, чтобы закрыть собой «отлив» драгоценной воды из бассейна. И спустя какое-то время каждый «прилив-отлив» будет воспринимать спокойно как неотъемлемую часть игры. Вы же в это время не только отдохнете от копания, но и сделаете серию прекрасных пляжных фотографий с копошащимся чадом.

Ты волна моя, волна...

Существует ряд случаев, когда описанное выше копание бассейна невозможно. Речь в первую очередь идет о крупногалечных пляжах и о пляжах с тонким слоем насыпного песка поверх скальной плиты. Конечно, значительно проще подбирать для отдыха с малышом более подходящие курорты, но если уж «попали», то аккуратно пробуем перейти к следующему шагу.

2) Идем за «сокровищами».

Итак, наигравшись в «мини-море» и убедившись, что за водой ребенок бегает самостоятельно (не задумываясь о том, что он де-факто уже «вошел в море»), начинаем приучать дочку к мелководью.

А для этого рассказываем про разнообразные дары моря, которые выбрасываются на берег приливом. В зависимости от курорта ими оказываются ракушки-гребешки, обточенные стеклышки, красивые гладкие камушки (ох сколько их мы привозили из того же Кемера), а также раки-отшельники и моллюски в раковинах. Ребенок постепенно собирает свою собственную коллекцию из неживых даров моря.

Обратив внимание ребенка на то, что мокрые камушки выглядят лучше и ярче, постепенно приучаем бродить с нами вдоль берега прямо по воде.

Важно: все это время родители идут со стороны открытой воды, тем самым как бы отгораживая ребенка от глубины и от моря, как бы оставляя в его поле зрения лишь мелководную полоску. По мере того, как азарт перерастает в спокойное «хождение по воде», все чаще выходим вперед или немного отстаем, чтобы ребенок привык к виду глубокой открытой воды сбоку.

В какой-то момент проявляем хитрость и, отойдя на пару шагов в море, просим показать поближе наиболее интересную находку. Восторженный ребенок смело топает к нам.

И вот уже вскоре наше чадо самостоятельно топает на поиски «сокровищ», а глядящие ему вслед родители перемигиваются и переходят к третьей части своего «коварного плана».

3) «Углубляемся»

Настал момент, чтобы завести ребенка в воду по пояс (а затем по грудь).

Гуляя по воде вдоль берега, выбираем участок чистой прозрачной воды и потихоньку меняем направление, отклоняясь от берега. Каждый следующий раз угол будем постепенно увеличивать.

Все это время продолжаем закрывать от ребенка открытую воду собой. Иными словами, ребенок по-прежнему ощущает себя в «маленьком мелком водоеме». Зайдя в воду по пояс, малыш начинает испуганно озираться (ощутив, что его как-то «грязно накололи»).

Самый момент дать ему в руки что-нибудь интересное. Подойдет и цветной камушек (в том числе заранее поднятый у кромки воды), и ракушка, и принесенная с глубины морская звездочка… Словом, любое «сокровище».

Внимание ребенка мгновенно переключается на новый объект, и он постепенно привыкает к новому уровню воды. Следующий шаг – в случае если «сокровище» неживое, надо предложить малышу отнести его на берег и вернуться обратно (естественно, на данный момент для него уже приготовлено следующее «сокровище»). Проходит несколько раз, и ребенок легко бежит в воду к присевшим-прилегшим на мелководье родителям.

Чтобы завести ребенка по грудь, обмываем его водичкой и немножко кружим по поверхности «как моторную лодку». С радостным визгом поступает предложение «Еще!». На что следует ответ – тут тесновато, надо сделать пару шагов глубже, чтобы папа сам не упал. «Давай!!!» И вот уже нами достигнута новая глубина.

В какой-то момент ребенок сам потащит Вас в воду (что Вы, взявшись за руки, и сделаете). Уже не отгораживая от малыша открытую воду (он и так знает, когда остановиться).

Осталось лишь добавить, что если интервалы между поездками на море довольно велики, ребенок успевает подзабыть опыт прошлого раза. А это значит, что в следующий раз потребуется повторить описанные шаги или с самого начала, или с того этапа, который укажет Вам сам малыш.

Но однозначно радует то, что с каждым разом время, затрачиваемое на такую «адаптацию» будет сокращаться, и очень скоро потребность в «адаптации» отпадет совсем.

2. Ну что, поплаваем?

Но только обрадованные родители достают из чемодана припасенные яркие нарукавники, как ребенок резко настораживается. Еще бы, от этих взрослых любой «гадости» можно ожидать! :)

Мигом вспомнив, зачем эта «красота» покупалась, ребенок изрекает: «я никуда не поплыву»!

Ответ рождается мигом: «А это я не тебе достаю. Это мама/папа поплывет» (лучше «папа» - он крупнее раза в полтора-два, поэтому в глазах ребенка мгновенно загораются первые веселые огоньки). Папы, не спешите краснеть и отказываться! Ничего страшного, 15 минут позора – и цель почти достигнута.

Заходим в воду, мама-папа на «камень-ножницы-бумага» определяют, кому напяливать нарукавники на этот раз и смешно барахтаются на отмели. Ребенок в восторге.

Рассуждаем вслух о том, что (ну надо же)  в нарукавниках-то совсем другое дело! Мол, и под воду не уйдешь (ага, щас - это при папином-то весе под добрую сотню кг), и плавать можно совсем не уметь. Ребенок заинтересованно настораживается…

Как бы невзначай спрашиваем ребенка: может, попробуешь и ты? В ответ получаем ожидаемое согласие любопытного юного почемучки. И вот уже наше чудо весело барахтается в нарукавниках.

Далее начинаются эксперименты-экзекуции. Сначала предлагаем глубоко вдохнуть (надуться как шарик) и лечь на спину на мамины-папины руки. Постепенно руки убираем, а ребенок спокойно лежит на воде (позже все то же самое будем делать и без нарукавников, но это еще нескоро). Объясняем, что, если не выдыхать до конца, лежать на воде можно бесконечно, причем даже без нарукавников.

Иллюстрирует последний факт «добрая» увлекательная игра под названием «утопи папу». Папа лежит на воде на спине (глубоко вдохнув и дыша с неполным выдохом), а ребенок залезает на него сверху. «Плавсредство» перемещается по воде и «почему-то не тонет» к огромной радости ребенка. Остается лишь вовремя пресекать человеколюбивые советы отдельных родных плеснуть водичкой папе на нос. :)

Зато потом после фразы «папа устал, помогай» ребенок охотно «поможет», плавая рядом по-собачьи.

Итак, первые страхи воды позади, как бы ребенка теперь просто поплавать уговорить? Тут ведь кроме отрабатывания самих навыков надо еще уговорить его не бояться опускать лицо в воду (упражнение «поплавок», увы, в нашем случае было неубедительно – ребенок его с удовольствием выполнял, но плыть не хотел)

3. Окошко в новый мир.

А решение-то лежит на поверхности: просто надо купить ребенку маску с трубкой. Плюс до кучи сразу и ласты, чтоб поплыло наше чадо с минимальными усилиями, практически не работая руками (стиль будем отрабатывать позже, когда малыш почувствует себя «как рыба в воде»).

Вы спросите, зачем ребенку набор для сноркелинга?
Поясню: чтобы ребенок не боялся, его надо увлечь, заинтересовать и тем самым отвлечь от страхов. Когда под тобой на маленькой глубине проплывают подводные ландшафты, а буквально в нос заглядывают любопытные рыбки (морские караси и губаны в Турции и разнообразная рифовая мелочь в Египте) – ребенок забудет о страхах и будет лишь радостно показывать пальцами на увиденное, громко бубня что-то неразборчивое в трубку.

Чтобы эксперименты с маской и трубкой не завершились провалом, дам несколько советов по подбору оборудования для ребенка.

Маска:
Подбирали мы маску долго, причем еще в Москве. Заранее отбросив вызывающие аллергию маски с небезопасным стеклом или полупрозрачной пластмассой (и какому идиоту пришло в голову наводнить этим «детский мир»?), мы поехали выбирать маску с закаленным стеклом и гипоаллергенной силиконовой основой.

Но и здесь большинство масок при примерке нам не подходили – например, для популярных комплектов TUSA и Technisub лицо у дочки оказалось узковато – герметичность была на нуле. Неудивительно, ведь в ряде наборов «для детей» представлены обычные женские маски.

Для тех, кто не умеет подбирать и правильно примерять маску, поясню: нужно отогнуть ремешок маски, убрать с лица волосы и приложить маску к лицу. После этого примеряющий должен вдохнуть носом и какое-то время не выдыхать. Все это время маска должна оставаться «прилипшей» к лицу и удерживаться без рук. В противном случае под маску будет постоянно затекать вода.

Если маска сидит герметично, после примерки следует внимательно расспросить ребенка о том, не давит ли на переносицу перегородка (при наличии таковой), удобно ли смотреть сквозь маску (иногда сильно мешает та же перегородка) и т.п.

Но вернемся к теме.

В общем, повезли мы свое четырехлетнее чудо на дайвинг-выставку в Олимпийский, где среди ассортимента разных магазинов нашли подходящий вариант от Mares, на котором и остановились.

Кстати, рекомендую сразу прикупить к маске следующие аксессуары:
1) неопреновый чехол для ремешка маски, который облегчит надевание-снятие маски на человека с длинными волосами. Путаться в ремешке волосы не будут, а задача снять маску без снятия скальпа станет реальной.
2) пару запасных силиконовых ремешков к маске (подойдут любые). Они стоят от силы 1-2 доллара, а на отдыхе могут порваться в самый неподходящий момент, оставив Вас или Ваше чадо без вожделенной маски (я до сих пор не понимаю, откуда берется такая деструктивная силища в маленьких детских ручонках).

Трубка:
Выбирая трубку для ребенка, надо помнить 2 момента.

Во-первых, в идеале в трубку не должна попадать вода. Посему варианты с открытым верхом лучше отбросить и искать трубку с отсекателем волны (благо их масса). Такая конструкция-набалдашник защитит от заплескивания в большинстве случаев.

Во-вторых, надо понимать, что ребенок, мотая головой, черпанет воду в трубку и сам (при любом отсекателе). А значит: или ему придется выныривать и вынимать трубку изо рта, или как-то выдувать воду. В случае с выдуванием сил продуть воду через всю трубку у малыша точно не будет (многим взрослым ее не хватает тоже), поэтому поглядите трубку с нижним клапаном (вода будет выталкиваться вниз даже при легком выдохе). А ребенку объясните, что при попадании воды надо очень медленно вдыхать и резко выдыхать.

В любом случае берите трубку с прозрачной нижней частью – тогда Вы сможете заранее увидеть, что в трубке у ребенка появилась вода и помочь избавиться от нее еще до того, как малыш «хлебнет».

Еще один важный момент: толщина трубки у детей и взрослых разная. В идеале она должна быть равна толщине трахеи. Так что берите для ребенка трубку потоньше.

В принципе, Вы не перепутаете детские трубки. Обычно у них маленький загубник с короткой «областью закусывания» (ведь у маленьких детей еще нет жевательных зубов). На это тоже советую обратить внимание.

И, наконец, купите и возьмите с собой сразу пару трубок для ребенка. На примере дочки скажу, что разгрызала она с непривычки загубники лихо. Уж и не знаю: то ли от страха, то ли кормили ее мы плохо? :)

Ласты:
Это самый больной вопрос.
Нога у любого ребенка растет с катастрофической быстротой. Поэтому если брать обычные ласты с «галошей» и закрытой пяткой, через несколько лет Вы станете счастливым обладателем вязанки разнокалиберных ласт, регулярно обновляя эту «коллекцию» 1-2 раза в год.

Поэтому мы изначально ориентировались на регулируемые ласты. Такие одеваются на коралловые тапочки (или просто на неопреновый носок) и их модельный ряд обычно начинается от 28 размера. В частности, первые годы очень удобными показали себя короткие регулируемые ласты от фирмы US Divers (28-32), которые приобрели в «Экстриме» на Речном вокзале. Ну а начиная с 32 размера в продаже можно найти уже массу разнообразных регулируемых ласт (с интервалом размеров 32-36).

Еще один ОГРОМНЫЙ плюс регулируемых ласт для ребенка – это возможность в любой момент снять их в воде, но при этом остаться в тапочках. И нипочем нам тогда ни колкие камушки у берега, ни обломки прибрежных кораллов. Зашли по пояс – пристегнули ласты. Наплавались – не выходя из воды отстегнули их и продолжили игру на мелководье.

4. В гостях у сказки.

Итак, экипировались и «поплыли».
В кавычках потому, что половину пути ребенок плывет, свесив ласты, на буксире у мамы-папы, но часть времени малышу предлагается поработать ручками и ножками самостоятельно, чтобы разогреваться и не замерзнуть в воде (опыт показывает, что чадо может застучать зубами даже в воде с температурой +28 градусов).

Парить над голым песком никому не интересно. Дети – не исключение. Поэтому, пока мама разминается с малышом на мелководье, папа отправляется на разведку с боевым заданием либо найти осьминога на близлежащих камнях, либо раковину, морскую звезду или ската на песке, либо хотя бы большую стаю рыб (возле любого причала она 100% будет). И вот тогда по папиной отмашке маленькая русалочка буксируется к обозначенной достопримечательности.

Скорей, мама! Папа зовет!

Особенно интересно, если экскурсия будет как бы «случайной». То есть, дать ребенку почувствовать, что он просто плыл к папе, а ската, звезду и т.п. нашел сам. А на берегу похвалить малыша: «вот ведь молодец, дочка, сколько всего нашла – а я-то совсем ничего не вижу, и мне никто не попадается». В награду за старания тут же услышите: «ну ничего, папа, в следующий раз я тебе еще что-нибудь интересное найду».

В поисках Немо

И так вот раз за разом расширяется и зона заплывов, и их продолжительность. Все глубже и глубже, все дальше и дальше… И страх постепенно исчезает, ребенок все чаще вырывается, чтобы плыть над шестиметровой «бездной» самостоятельно (но, конечно же, пока еще в нарукавниках).

Иногда ребенок придумывает себе подводные развлечения сам. Например, в турецком PiratesBeach дочка предложила пойти искать под водой пиратские клады. Которые тут же не замедлили «найтись» возле пирса, откуда уезжающие бросают в воду монетки.

Картина маслом: папа ныряет на 3-4 метра, а ребенок с поверхности воды указывает ему, где лежит то или иное «сокровище». Поднимешь монетку со дна, а сверху тебе уже указывают следующую. Вот так и плаваешь пару минут на одном дыхании по дну, мысленно посмеиваясь над перспективой утонуть за какую-то горстку рублей или евроцентов. Зато дочке какая радость – дороже любых пиратских сокровищ!

Ой! Кто это?

Следующий этап – серьезные поиски. Как правило, на пляже обязательно кто-то что-то теряет в воде. Поэтому, обнаружив ныряющую семью, пострадавшие нередко просят отыскать свою пропажу на дне. Во всяком случае нас просили довольно часто. И тогда, подключив по вышеописанной схеме к поискам ребенка, получаем самое настоящее приключение.

В общем, за пару сезонов были подняты со дна несколько серебряных печаток, золотое обручальное кольцо с тремя бриллиантовыми крошками, пара нательных крестов на цепочке, наручные часы, ключи от номера… Радости ребенка, отдающего находку хозяину, нет предела. Про радость хозяина и говорить нечего.

Но в любой игре есть и доля учебы. И раз за разом в ребенке развиваются наблюдательность и начальные навыки подводного ориентирования. Очень скоро подводная карта запоминается малышом, и юный дошкольник может смело выступать сноркелинг-гидом для «новичков».

5. Снимаем нарукавники

Наконец, ребенок все чаще отталкивается от нас, чтобы плыть самостоятельно. Заплывы становятся более и более длительными, порой по 30-40 минут. От берега мы удаляемся на 200-300 метров и уже там бороздим глубоководные просторы. Постепенно приучаемся отдыхать, лежа на воде, и стараемся никогда не касаться дна (для последующих поездок на коралловые рифы это станет очень полезным навыком).

Не пора ли попробовать плыть без нарукавников?

Оказывается, тут в ребенке снова срабатывает подсознательный страх. Из осторожных расспросов понимаем, что ребенок боится утонуть на глубине, которую он не видит. Никакие уговоры плавать около берега на мелководном участке не помогают.

И тут жена выдает смелую фразу: «Ну так плыви в маске. Как же ты утонешь, глупенькая? Ты же в маске!».

Переглядываемся… Ребенок задумывается… Говорит «а ведь точно!»… Снимает нарукавники, одевает маску и…
… чешет вплавь вдоль берега !!!

Родительское сердце от радости так и скачет в груди, грозя переломать ребра и вырваться наружу. :)

Тем не менее, следующие заплывы еще несколько дней совершаем с подстраховкой в виде нарукавников. Но одеты они во время заплыва не на ребенке, а на ком-то из нас. А дочка лишь хихикает над «глупыми взрослыми, которые в отличие от нее до сих пор боятся плавать».

В какой-то момент нарукавники отправляются на вечное хранение в чемодан.

Приветик, папа :)

Одиночное плавание

6. Большому кораблю – большое плавание.

Нам уже 6-7 лет. Чтобы не отвыкать от моря, в Москве регулярно посещаем бассейн, где боязнь воды проходит окончательно.

Дальние заплывы давно стали стандартом. Час-полтора фотосессий за рифом проходят на ура, а ребенок знает наперечет большинство рифовых обитателей. Успешно пройдено визуальное знакомство с морскими черепахами, гигантскими муренами и большими скатами-орляками. Ребенок активно познает подводный мир.

Не пора ли расширить горизонты?

Словом, мы (предварительно и тщательно разведав обстановку, выбрав приличный дайв-центр и план поездки) предпринимаем первую попытку сноркелинга с корабля.

Начали с Рас Мохаммеда – там в большинстве остановок привычно близок берег.

В открытом море

Вход в воду с дрейфующего корабля специфичен. Вперед намеренно не лезем, чтобы (если ребенок в воде замешкается) не попасть под какую-нибудь не отягощенную интеллектом и наблюдательностью «бомбу» из числа соседей по кораблю. Предварительно одев ласты и маску, пропускаем всех вперед. Ребенку надуваем спасжилет, а свои (для возможности экстренно нырнуть если что) специально не поддуваем.

Далее в воду первым входит папа. Выныривает и разворачивается к площадке катера, готовый принять ребенка.

Если платформа низкая, ребенок может сесть на край, на папиных руках развернуться и погрузиться в воду. Если высокая, то лучше прыгать, придерживая маску рукой. Мама входит в воду последней, чтобы контролировать ребенка на палубе.

Прыжок… Папины руки быстро принимают не успевшего испугаться ребенка… Мы спешно отплываем в сторону, освобождая площадку для мамы. За это время как раз последняя пара в цепочке сноркелеров успела отплыть от нас на несколько метров, так что мы можем спокойно начать снорк, не толкаясь с ними и не попадая под чужие неосторожные ласты.

Катер дрейфует вдоль берега, а мы наслаждаемся видами. Мама с дочкой плывут вдоль стенки рифа, держась за руки, а папа плывет чуть в стороне, подстраховывая с глубины и поглядывая вперед-назад, чтобы не столкнуться с другими ныряльщиками и следить за сигналами старшего группы. А попутно – снимать фотографии дочки на фоне рифа.

Выход на корабль происходит в обратном порядке. Выходим последними, чтобы не путаться под ногами. Сначала выводим маму, потом – передаю ей на руки ребенка и лишь тогда выхожу сам.

Все четко и слаженно. Страха нет, и вскоре ребенок осваивает заплывы в открытом море у отливного песчаного островка или у рифов акватории острова Тиран.

7. Ныряем

Рано или поздно, освоившись на воде, любой ребенок предпринимает первые попытки нырнуть. Этот момент лучше не прозевать, т.к. страх воды может внезапно вернуться.

Все дело в том, что при погружении в воду малыш инстинктивно вдыхает. А поскольку он еще не умеет правильно оценить момент погружения, нередко вдох происходит поздно и через трубку в рот попадает вода.

Поэтому первые свои нырки мы выполняем так: голова поднимается над водой, трубка выпускается изо рта, делается вдох – и с закрытым ртом ребенок погружается под воду. Позже можно предложить закрывать при нырянии трубку языком, а еще позже ребенок сам почувствует, что можно просто вовремя прекратить вдох.

Глубоко малыш сразу не нырнет – не бойтесь. Морская вода выталкивает нашего «изо всех сил надутого» маленького пловца, и во время первых попыток нырнуть пятая точка последнего ярким буйком торчит над водой. Получается не столько нырок, сколько наклон. Тем не менее, и это большой шаг вперед.

После первого «па-а-апа, у меня не получа-а-ается», перебазируемся поближе к берегу и над песчаным дном на метровой глубине начинаем отрабатывать навыки ныряния.

Здесь самое главное – научить ребенка уходить вертикально вниз, а у дна быстро выпрямляться. Именно так он научится контролировать свою плавучесть и выполнять погружения с минимальными усилиями (а стало быть, с минимальным расходом воздуха и максимальным временем нахождения на дне).

Русалочка

А делается это так:
1) Ложимся на воду на животе, прямые руки прижимаем к бедрам.
2) В момент ныряния после вдоха выполняем резкий взмах руками (под собой) вперед и вверх. В этот момент тело ныряльщика наклоняется под прямым углом к поверхности воды и уходит где-то на метр в глубину.
3) Если дно еще далеко, толкаемся ластами (РУКАМИ НЕ ДВИГАЕМ). В 2-3 уверенных движения при правильном выполнении упражнения достигается глубина даже в 8-10 метров. Но для ребенка эта глубина пока не актуальна, нам бы на 1-2 метра нырнуть.
4) Около дна или иной намеченной цели вытянутые вперед руки снова резким движением проводим под собой и опять прижимаем к бедрам. Этим движением мы разворачиваем себя параллельно дну и по инерции плывем над дном.
5) перемещаясь в ластах над дном, я обычно рекомендую чуть поджать ноги. Тогда легкий мах ласт выполняется на полметра выше уровня лица и на метр выше дна. Так мы не поднимем песок со дна и не заденем ластой (по неосторожности) находящиеся на дне предметы (например, кораллы).
6) Чтобы быстро вынырнуть, аккуратно проводим сжатыми руками вдоль тела вперед и опять выполняем мах руками под себя. Тело разворачивается головой вверх. Взмах-другой ластами – и мы на поверхности. В процессе всплытия заранее начинаем плавный выдох.

Чтобы сделать игру в «нырки» увлекательнее, на дно (на досягаемой для ребенка глубине) помещается какое-либо «сокровище». Что это будет: монетка, морская звезда и т.п. – решать Вам. Главное, чтобы обитатели моря оставались в море, а принесенное с берега – возвращалось на берег. И, конечно, убедитесь в отсутствии на дне опасных предметов и обитателей.

Всего 2-3 занятия, и в поисках «морских сокровищ» у Вас появится новый помощник. Настоящий помощник!
Который обязательно заявит следующее:

8. «Папа, возьми меня на дайвинг!» (вместо эпилога)

Вот пишу эти строки, а перед глазами стоит кулак жены и взгляд, не обещающий ничего привлекательного. Как говорится, если сам сдуру на глубину девятиэтажного дома лезешь, то и черт с тобой. Но ребенка туда тащить – только через мамин (а еще лучше папин) труп! :)

Не буду настаивать – боже упаси. Так и быть, пропустим ненужное баловство в виде PADI Bubble Maker и дождемся возраста в 10 лет, когда можно пройти настоящее обучение.

Глядишь, к тому моменту моя «русалочка» подрастет и сама сможет решить, хочет ли она и дальше покорять пространство морей и океанов или будет держаться ближе к поверхности воды. Тащить силой под воду ее никто не будет.

Но, знаете ли, что-то подсказывает мне, что история эта пока далеко не завершена…

Погружение в сказку

P.S.
Прошу прощения за длинное изложение. Благодарю за внимание и желаю всем удачи в подготовке новых «маленьких русалочек».

ОАЭ - лучшая альтернатива Египту!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
10 сентябрь 2013 г.
Super!Русалочка подросла?Где продолжение!?
С огромным удовольствием прочла и посмотрела фотографии.Какие вы-родители молодцы!Это рассказ надо использовать всем родителям.едущим на море и приучающим ребёнка к дайвингу с малых лет.Здорово!Фото со звездой на ладошке - просто +100!!!
KGV200
Россия, Омск
29 июнь 2012 г.
классно получилось!
Аlex
5 июнь 2011 г.
Спасибо всем за добрые слова. Мне очень приятно, что кто-то счел данный материал полезным.
Удачных всем заплывов!
gulnar-ka
Россия, Казань
5 июнь 2011 г.
Вы просто умница! Буду обязательно следовать вашим советам при введении своих чад в воду. Как же мне захотелось стать маленькой девочкой...)))
Elena_F
23 апрель 2010 г.
Alex, Вы молодец!!! Очень знакомо все, о чем Вы пишете - у меня дочка (9лет), прошли примерно те же этапы, о которых Вы пишете:) Оч. хочет скорее вырасти, чтобы можно было дайвить:)
Надежда Петровичева
23 февраль 2010 г.
Вот это инструкция!Срочно запатентуйте!Даже мне взрослому человеку очень полезна эта информация .Спасибо.
Тимошина мама
Россия, Магнитогорск
Спасибо гигантское!!!! Распечатаю и всегда буду брать с собой на отдых. Хоть мы и маленькие еще)))) Просто, ну, оооочень ценно!!!!!!! Когда последний раз ныряли в Еги, на корабле была семья, мальчику 11 лет - готовился сдавать экзамен на получение сертификата. С практикой уже все в порядке. В 9 лет уже на Филиппинах с родителями нырял.
Аlex
22 октябрь 2009 г.
Большое всем спасибо за теплые слова. -------- для Eugene Remi: увы, опыта работы с будущими русалами-Ихтиандрами пока не имею. Но искренне желаю, чтоб "русалочкин" метод проецировался и на них. Подводный мир прекрасен и открыт для ВСЕХ. ;)
Megera_ya
Спасибо! Впечатляющие фотографии!!!
Quercus vulgaris
Россия, Владивосток
Спасибо!
Elena_Пляж
21 октябрь 2009 г.
Супер! И рассказ, и фотографии!
Redaktor
20 октябрь 2009 г.
Блестяще! Это надо заставить распечатывать и брать с собой на море всех родителей - глядишь, проблема отцов и детей растворится в ходе совместных ныряний.
Ирина_
20 октябрь 2009 г.
Супер! И правда можно брошюрку выпустить, будет пользоваться успехом ))) Дочка умничка просто, вот уж точно - русалочка ))). Но с моей другой случай, как у Елены. Она и плавает вроде нормально, и ныряет с трубкой во рту (сама догадалась языком затыкать), правда пока в бассейне, но вот кораллы и рыбы, которые по праву считаются опасными...Это всё. Дети ж теперь умные, дискавери смотрят и энциклопедии читают, все про всех знают. Перед последней поездкой подробно и спокойно все рассказывала: мы кораллы и рыб трогать не будем, и рыбы тебя сами боятся, и клятвенно обещала, что крылаток мы не встретим (сама постоянно контролировала этот вопрос, чтобы вовремя развернуть в другую сторону), и про наполеона ОЧЕНЬ много рассказывала, и фотографии, как его яйцами кормят, показывала, и вслух о встрече с ним мечтала. Продолжение Вы знаете...Я конечно понимаю, что он с неё ростом и выглядит для ребенка просто огромным чудовищем, но её реакция мне совсем не понравилась. Беседа по поведению в воде конечно проведена еще раз( и уже далеко не в первый), но вот только не знаю, какая будет реакция при виде, например, мурены...Кстати, первый сноркелинг с корабля у неё был в 6 лет, она тогда за плечо гида держалась, а я со второй стороны подстраховывала. И вроде все нормально было, пока какой-то придурок не заорал "АКУЛЫ!!!АКУЛЫ!!!", типа рассмешить всех. Реакцию ребенка представляете? Пришлось плыть обратно к кораблю и там успокаивать.
Eugene Remi
Ирландия, Дублин
20 октябрь 2009 г.
А почему пожелания только для "русалочек"? как насчет Ихтиандров? :)
SUN_SHINE
20 октябрь 2009 г.
Алекс, спасибо за рассказ-инструкцию! СУПЕР! Желаю вашей дочке дальнейших успехов в покорении морей-океанов! И все-таки убедите жену, чтобы разрешила дочке получить свой первый сертификат в 10 лет! Такие успехи должны только поощряться! Она у вас настоящая русалочка! Я вот уже мечтаю, что с раннего дества буду своего ребенка приучать к морю, плаванию, нырянию. Теперь скопирую ваш рассказ и когда придет время буду использовать уже как подробную инстркцию, проверенную Вами методику! сама море просто обожаю! С первого своего раза на море всегда просто плавать не могла, ныряла с открытыми глазами по нескольку часов, пытаясь высмотреть что-нибудь интересненькое на Черном море. И только года назад поняла как это на самом деле здорово занурнуть поглубже и увидеть всю красоту подводного мира! Влюбилась в дайвинг!
Лена С.
Алекс -как всегда - супер! Брошюрка уже готова(выше), а если добавить "мальдивских гадов"- то и книжку можно издавать:). Подумайте над этим - серьезно. А у меня вот детки - в воду рожденные, и никогда ее не боявшиеся - и сейчас могут и нырять в бассейне, и на дне в позе лотоса сидеть - но вот боятся активного моря - рифов, кораллов - я уж замучилась выбирать, чтоб и нам посноркать, и дети купались не в бассейне, потому что не загонишь в море-окиян ни на Мальдивах, ни в египте. Может, посоветуете чего?
ОАЭ - лучшая альтернатива Египту!

Идеальный спокойный отдых в ОАЭ!
Горящие туры, интересные акции каждую неделю -торопитесь!
Бонусная программа, страхование от невыезда