Отзыв написан: 2 сентября 2009 г.

Желание поехать в Прагу возникло достаточно спонтанно. Катализатором послужил сюжет по телевизору то ли о чешском пиве, то ли о путешествии в Чехию. В общем, в один прекрасный момент мы решили поехать в Прагу. Сразу возник вопрос: «Как?» И практически тут же отпал. На собственном авто!!! Уж очень захотелось помимо самой Праги посетить другие места Чешской Республики. И плюс сама необычность (именно для нас) путешествия на машине сыграла немаловажную роль в принятии такого решения. Решено было ехать во второй декаде августа (благо, и с отпусками проблем не было; и ребенка было с кем оставить).

С тех пор я начал безудержно шерстить пространства мировой паутины в поисках сколь бесценной, столь и необходимой информации. Основными источниками я для себя определил отзывы путешественников, побывавших в вышеозначенной братской стране. Потому как личный опыт – это лучшее, на что можно ориентироваться в подготовке к самостоятельному трипу (речь не шла о столь субъективных эмоциях; факты, лишь факты интересовали меня).

Таким образом основные вводные я получил из таких источников, как www.forum.awd.ru (Форум Винского, с огромным количеством достаточно систематизированной информации для подготовки самостоятельных путешествий), www.turizm.ru (информация о странах, отзывы путешественников), www.travel.ru (аналогично). Также были изучены многие другие отчеты с иных, не таких известных, сайтов.

В результате был подготовлен следующий маршрут: Москва – Прага (4 дня) - Ческий Крумлов (3 дня) – Краков – Москва. Из Праги планировались однодневные выезды в Кутна Гору и Чешскую Швейцарию. Из Крумлова – в замки Глубока над Влтавой и Рожемберк, а также городок Телч.

Затем настал процесс получения визы. Остановлюсь подробнее на документах на машину. По телефону консульства меня заверили, что нужны лишь оригиналы и копии следующих документов:

• свидетельство о регистрации ТС
  • грин-карта (международное ОСАГО)
  • права

В процессе подачи документов (благо, у меня с собой на всякий случай были их оригиналы и копии) затребовали копию ПТС и права супруги. В общем, мой совет: сделайте на всякий случай все возможные копии документов на машину и прав своих и тех людей, кто в процессе поездки будет управлять автомобилем.

Еще один узкий момент, который поджидал меня при подаче документов на визу. Из трех забронированных пенсионов (Прага, Крумлов, Краков), факсовая копия у меня была только от крумловского. Пражская хозяйка пенсиона так и не смогла побороть факс. Зато она просто сфоткала подтверждение со своей печатью и подписью и прислала мне сей «документ» по электронной почте. Краковские хозяева ушли недалеко и прислали мне просто факс-копию по электронной почте (почему нельзя было отправит факсом подтверждение – для меня так и осталось загадкой).

В связи с этим милая девушка из визового центра на приемке документов мне сказал следующее (практически цитата): «Считайте, что брони из Праги и Кракова у Вас нет. Я, конечно, приму документы, но с пометкой, что они не соответствую правилам». На том и порешили. Как оказалось впоследствии, качество таких подтверждений особой роли не сыграло и визы мне и супруге выдали без проблем.

Параллельно был закуплен навигатор MIO C520, благополучно разлочен, и загружен различными навигационными программами, самыми последними картами, POI и радарами. В итоге я пользовался только двумя: TomTom Navigator 7 и IGO 83. Что могу сказать – обе программы зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Но TomTom мне понравился больше в силу того, что он не такой навязчивый, как IGO, что ли. Хотя, если максимально настроить программу «под себя», то такой навязчивости, скорее всего, не будет. В общем – дело вкуса.

Таким образом, в понедельник 10 августа 2009 года рано утром мы выехали по направлению к Праге. Первый день, понедельник, 10 августа (Москва – Брест – Grojec, Польша):

Выезд из Москвы в 5:00. Счетчик одометра обнулен. Бак заполнен чуть больше, чем наполовину. Дорога от Москвы удивительна. Чем дальше от МКАДа – тем лучше. Самый плохой участок Минского шоссе – МКАД-Кубинка. Затем дорога значительно улучшается и до границы с Белоруссией на протяжении процентов 90 трасса представляет собой новый, прекрасный, ровный, тихий асфальт. До границы с Белоруссией мы добрались за 4,5 часа. Границы, как таковой, нет. Вы, конечно, увидите некое подобие шлагбаумов, скопление фур. Но и только. Мужик в цветоотражающей жилетке просто махнул нам цветным жезлом. Мол, проезжайте дальше. Мы и проехали. Километра через 2 стоят полноценные шлагбаумы. Рядом с ними специально обученные тетечки собирают мзду за пользование трассой Москва-Брест на территории Белоруссии. Стоимость такого удовольствия (на 10.08.2009): 4 точки по 23 рубля. Итого – 92 рубля за великолепную (других слов подобрать не могу) трассу с ограничением скорости в 120 км/ч и полным отсутствием гаишников на протяжении 600 км. Плюс к этому – отлично оборудованные зоны отдыха вдоль трассы (правда, к туалетам это не относится. Туалеты типа «сортир» еще долго будут отравлять окружающий воздух).

беловежский зубр
аист на крыше

Как итог: в 15:00 по московскому времени мы подъехали к границе Брест-Тересполь. Тут же перед границей на заправке залили полный бак 95-го бензина по цене 29,02 рублей литр. Честно говоря, мне показалось, что бензин был паленый. Уже в Польше, когда хотел обогнать попутно идущую машину, мой авто ревел, скорость набирал, но оооооочень медленно.

Вернусь к границе. На прохождение всей процедуры мы потратили ровно 1,5 часа. Белорусы смотрели только документы. Поляки смотрели еще и содержимое багажника. Польский таможенник спросил меня: «Что везете?». «Личные вещи», - ответил я ему. «Сигареты есть?». «Нет, не курим». Следующий его вопрос сопровождался настолько удивленными интонациями, что меня это невольно улыбнуло: «Что, совсем нет?» )))

Дорогу от Тересполя до Праги «туда» решено было проложить в навигаторе по принципу «короткий маршрут». Хотелось поближе познакомиться с польской  чешской глубинкой (дело в том, что короткий маршрут, как правило, прокладывается далеко не всегда по центральным автомагистралям и зачастую проходит через маленькие городки-поселки-деревеньки и такие же маленькие и узкие дороги). Чуть забегая вперед, скажу, что такой эксперимент лично мне совсем не понравился. Во-первых, эти самые маленькие городки местного колорита не передают абсолютно. Скорость в них ограничивается 50 км/ч. Поэтому, хоть маршрут и короткий, время на нем теряется изрядно (для сравнения: «быстрый» маршрут в навигаторах был длиннее «короткого» на без малого 200 км, а выигрыш по времени при этом составлял 2 часа в пользу «быстрого» маршрута). Плюс дороги что в Польше, что в Чехии при этом довольно узкие, по одной полосе в одну сторону, с ограничением по трассе в 90 км/ч, в городках – 50 км/ч. На трассе водители (что поляки, что чехи) в большинстве своем превышают безбожно, но в городках в общем и целом лимит в 50 км/ч блюдут строго.

Итак, сразу после Тересполя мы двинулись по короткому маршруту в сторону Праги. Напомню, что границу мы прошли к 14:30 по местному времени (разница с Москвой – минус 2 часа). Впереди, по хорошему, было еще полдня. Поэтому решили максимально далеко отъехать от границы и уже ближе к вечеру где-нибудь осесть, поужинать и переночевать. Ближе к 18:00 (далее по тексту время будет указываться местное) уже очень захотелось остановиться на ночлег, перекусить и завалиться спать. В результате на пути оказался польский городок Grojec. На дороге мы увидели рекламу местного пенсиона. Цена в 25 евро за двухместную комнату показалась не слишком высокой, поэтому решили от добра добра не искать. Перекусив в городе, благополучно вернулись в пенсион и уснули глубоким сном. Пенсион особого впечатления не произвел, поэтому рекомендовать его не буду. Второй день, вторник, 11 августа (Польша – Прага):

Рано утром, точнее в 7 часов, мы продолжили свой путь. Навигатор показывал оставшееся расстояние в 600 км и примерное время в пути 10 часов 15 минут. Казалось бы, что такое 600 км? Ну, максимум 8 часов дороги. Ан нет…. В результате мы провели в пути даже чуть больше, чем заявленные 10:15.

Буквально минут через 40 после начала движения, по пути стали регулярно попадаться рекламные плакаты с различными пенсионами и отелями. Знай мы об этом накануне, лучше потерпели бы лишние 40 минут, но нашли более подходящий ночлег. В общем, хорошо там, где нас нет.

Дорога проходила по таким же узким «тропинкам». Пора было вновь заправиться. Процедура это несколько отличается от того, как мы привыкли. Нужно сначала вставить пистолет, заправить машину, и лишь после этого идти расплачиваться. Карточки принимают почти на всех заправках.

Ближе к границе с Чехией (Kudowa-Zdroj - Nachod), местность становится холмистой, дороги начинают прыгать вверх-вниз, а один участок вообще напоминает альпийские горы с серпантином и уклоном в 8%. Переход границы Польша-Чехия как таковой отсутствует. Шенген и Евросоюз тому причиной. О былой границе напоминает лишь большой барьер посреди дороги.

В Чехии на первой же заправке купил виньетку (специальная марка на автомобиль, позволяющая пользоваться платными дорогами). Цена 220 крон на 7 дней. ВНИМАНИЕ: на заправке (а это был Shell), потребовали только наличные. Карточку принимать отказались. Так ли это на всей территории Чехии, либо на отдельно взятой заправке – отвечать не берусь. Но как факт: виньетка стоимостью 220 крон мне обошлась в 12 евро (при том, что курс обмена примерно 1 евро = 25,6 крон).

В Чехии дороги (по «короткому» пути) не шибко отличаются от польских. И лишь километров за 70 до Праги навигатор вывел меня на отличную магистраль D11/E67. Скорость на ней ограничивается 130 км/ч. Но многие едут и того больше. Если двигаетесь со скоростью выше 130 км/ч, желательно притормаживать перед мостами, эстакадами, путевыми щитами, надземными переходами до 130 км/ч, так как на некоторых висят камеры. Мой навигатор не указал ни одну из таких камер.

В 17:30 мы прибыли в наш пенсион. Пенсион Julie (http://www.pensionjulie.cz),  находится в районе Jinonice, Praga 5. Основным параметром выбора для меня было наличие положительных отзывов (спасибо wufei  с Форума Винского) и наличие паркинга. В итоге стоимость 2-местного номера в сутки нам обошлась в 1120 крон за ночь (паркинг 20 крон и завтрак 50 крон на человека включены). До метро пешком минут 10 неспешным шагом (станция метро Nove Butovice, желтая линия), либо 200 метров до остановки, от которой автобус 130 довезет до станции метро Andel (по времени оба пути примерно одинаковы). Сам пенсион очень понравился. Довольно большая комната с 2-спальной кроватью и отдельно стоящим диваном, телевизор, холодильник, мини-кухня (СВЧ-печь, раковина, набор посуды), ванная комната с душевой кабиной, Wi-Fi. Завтраки по утрам с 7:30 до 9:45. Вполне сытные. Вполне хватало до часов 4-5 вечера.

Пенсион Julie

Итак, приехав в пенсион и разместившись в комнате, мы решили пойти поздороваться с городом. Благо, время всего около 18:00 и весь вечер еще впереди. Но для начала нужно поужинать. Недалеко от пенсиона есть ресторан Nova Hospoda (http://www.novahospoda.eu/).  Все в нем хорошо за исключением одного – не принимают карточки для оплаты. Пришлось ехать в центр города менять евро на кроны. На станции метро есть банкомат, в котором с карточки были сняты необходимые суммы для покупки билета на общественный транспорт (билет действует на все виды транспорта в течении 24-х часов с неограниченным количеством пересадок и стоит 100 крон). На метро добрались до метро Mustek. Вышли на Вацлавскую площадь. Прошлись по ней в сторону памятника Святому Вацлаву до улицы Opletalova. Затем дошли до перекрестка с улицей Politickych veznu. На этом перекрестке есть обменники с самым лучшим курсом. В одном из них курс был 25,5, в другом – 25,6 крон за 1 евро. Выйдя из обменника, глаз уперся в заведение Ferdinanda(www.ferdinanda.cz). Организм требовал пищи и пива (или, скорее, пива и пищи – именно в таком порядке). Памятуя о том, что данное заведение входит в список рекомендуемых пивных еще одного полезного ресурса по Чехии в общем и по чешскому пиву в частности (а именно сайт www.zapivkom.ru), решено было тут же осесть. Пиво Ferdinand очень понравилось. Я брал 11-ку и 12-ку. 12-ка понравилась больше. Из еды взяли 2 салата и мясную тарелку. Сумма счета составила около 370 крон.

После ужина неспешным шагом по Вацлавке вниз, далее направо на Na Prikope до Namestni Republiki. Там есть трамвайная остановка, от которой можно легко добраться до нашей следующей цели – шоу поющих фонтанов (они же Křižíkova fontána, http://krizikovafontana.cz/cz). Цена входного билета на шоу – 200 крон. Представление длится около 45 минут. Мы попали на представление, сопровождаемое фонограммой трех великих теноров. Красиво. Но, на мой взгляд – гораздо слабее, чем фонтаны в Барселоне. Как-будто мощи, энергии им не хватало.

На обратном пути вышли из трамвая возле Танцующего дома. В ночной подстветке он смотрится еще интереснее, чем днем. Настоящие Джинджер и Фред.

Танцующий дом
ночной Пражский град

Время близилось к 11 вечера, позади длинная долгая дорога, поэтому решили отправиться домой отдыхать и восстанавливать силы перед завтрашним днем. Третий день, среда, 12 августа (Прага):

Этот день решили провести в Mala Strana и Hradcany. На метро доехали до станции Narodni Trida. Далее вниз по улице к набережной, к Народному театру (Narodni Divaldo), по мосту через Влтаву к Петржинскому холму.

Narodni Trida
Вид с моста Legii
вид с моста Legii

Улица вывела нас к памятнику жертвам коммунизма. Честно говоря, я не стал фотографировать это «произведение искусства». От памятника направо к станции фуникулера. Очередь показалась большой. Но в реальности мы простояли всего минут 15. Еще 5 минут подъема в фуникулере – и мы наверху. Не знаю, как в другие месяцы (или времена года), но в середине августа там довольно красиво: несколько уютных розариев, зелень, лужайки – все радует глаз. Справа от верхней станции фуникулера находится Петржинская башня (Petřínská rozhledna, http://www.petrinska-rozhledna.cz/, уменьшенная копия Эйфелевой). Отстояв примерно такую же очередь и заплатив по 100 крон за человека, отправились в путь. Виды со смотровой площадки открываются великолепные. Вся Прага на ладони. Тут тебе и шпили башен, и ярко-оранжевые черепичные крыши, и мосты, и река, и…. В общем, ляпота.

Петржинская башня
вид на Карлов мост и Старое место с Петржинской башни
вид на Градчаны с Петржинской башни
Вид на Влтаву с Петржинской башни

Спустившись с башни, отправились в сторону Страговского монастыря (Strahovsky klaster). В самом монастыре можно было через стекло посмотреть внутренне убранство собора, а также посетить библиотеку. Наши же желания были более приземленные, нежели осмотр книг, поэтому мы сделал остановку в ресторане, напротив монастыря, дабы отведать пива местного пивовара (http://www.klasterni-pivovar.cz). Пиво «Святый Норберт» понравилось. Взяли по 0,5 янтарного. Дорогое (59 крон за пол-литра), но вкусное. Во дворе пивовара (на летней террасе) на стене нарисован весь процесс изготовления пива.

рисунок на террасе Klášterní pivovar Strahov

Немного отдохнув, отправились дальше. От монастыря открываются отличные виды (надо сказать, в Праге особенно много мест, откуда она смотрится завораживающе). Но если чуть спуститься и пойти направо (как бы обратно в сторону башни), увидите указатель к Святой Марии. Этакая тропинка вверх. Вот если пойти по этому указателю – метров через 70 будет маленькая смотровая площадка со скамейкой. Так вот оттуда виды еще лучше.

вид на Прагу от смотровой площадки возле Св.Марии

Идем дальше в сторону улицы Uvoz. Поднимаемся до улицы Loretanska и к самой Лорете (http://www.loreta.cz). Билеты по 110 крон. Внутри много всяких красивостей. Но особое место занимает алмазная дароносица. Недаром ее фотографии в обязательном порядке присутствуют во всех мало-мальских рекламных проспектах.

во дворе Лореты
башня Лореты
во дворе Лореты

Выйдя из Лореты, мы не спешили к Градчанам. Решили сделать небольшой круг слева от Лореты  по маршруту KapucínskáNový Svět Černínská. Улочки короткие, но на них присутствует дух стародавних времен. Извилистые, с местами облупившейся штукатуркой, одетые в древний булыжник, они создают неповторимую ауру.

улица Kapucínská
на улице Kapucínská
улица  Nový Svět

Наконец, добираемся до Градчан. Время смены караула. Процесс не впечатлил. А вот дальнейшее действо – это что-то… Толпы туристов разного пола и возраста, роста и цвета кожи, поодиночке и целыми группами хотят сфотографироваться рядом с часовыми. А если учесть, что пространство рядом с ними (часовыми) никак не огорожено, их (часовых) самообладанию можно только позавидовать. Ступив за ворота, достаем свое «секретное оружие». Перед поездкой я скачал аудиогиды по Праге (а именно, Пражский град в целом и Собор святого Вита в частности, Карлов мост, Еврейский квартал, Староместская площадь) с сайта «Едем сами» (http://edemsami.com). Очень пользительная штука!! Всячески рекомендую. К аудиогидам прилагаются специальные брошюры (так же скачиваемые с сайта), благодаря которым очень легко ориентироваться, о чем в данный момент идет речь и куда нужно смотреть.

Собор Святого Вита поражает. Поражает своей монументальностью, основательностью, архитектурой, витражами, оргАном, да, в конце концов, количеством туристов.

центральный фасад Св.Вита
Южная башня Св.Вита
барельеф на центральных воротах Св.Вита
горгульи Св.Вита

Обойдя Пражский град изнутри, выходим из него и по правой стороне по скверику возвращаемся в сторону Hradčanské námesti. Внизу наблюдаем, как в каком-то посольстве (а их в этом районе очень много) проходит светский прием.

Спустившись к улице Nerudova, не спеша идем по ней, разглядывая медальоны на домах: баран, ключ, рак, колесо от телеги, кубок, лев, звезда, лебедь… Каких только нет. Ведь раньше номеров у домов не было, и каждый имел свой собственный знак. Отсюда и пошли названия домов: «у льва», «у святой Марии», «у двух солнц».

на улице Nerudova

Напротив костела Святой Марии есть небольшая арка. Спустившись в нее, оказываемся возле еще одного знакового места – ресторан "Baráčnická Rychta" (http://www.baracnickarychta.cz/). Во многих отзывах и отчетах об этом ресторане упоминали в превосходных тонах. Ну как не посетить? Тем более уже и подкрепиться пора. Отличное (и нераскрученное) пиво Svijanské, сыр гермелин, два горячих блюда и два салата обошлись нам в 521 крону. Место стоит того, действительно все очень вкусно.Откушав, вновь вернулись на Nerudova и пошли вниз, в сторону реки. Nerudova плавно перетекла в Letenská, далее до пересечения с U lužického semináře. Чем примечательна эта улочка? Во-первых, с нее есть отличный спуск прямо к водам Влатвы, где можно покормить уток и/или белых лебедей. Во-вторых, на ней находится музей Франца Кафки. Во дворе этого музея скульптурная композиция из двух писающих мужиков (этакая пародия на брюссельского писающего мальчика). Только эти поболее будут, их двое, плюс они поворачиваются к тем, кто подходит к ним достаточно близко. Со двора музея можно спуститься к ресторану, в котором наиболее примечательным является отнюдь не меню, а отличная площадка с видом на Карлов мост и Староместскую мостовую башню. В-третьих, на эту улицу выходит еще одна примечательная улочка. Она настолько узкая, что по ней может пройти только один человек. Дабы посередине нее не встретились два человека и не уставились другу на друга как те известные фольклорные герои, с обоих концов висят…. да-да, обычные пешеходные светофоры. Если с одного конца улочки пошел человек, он нажимает кнопку, и на другом ее конце загорается красный сигнал.

во дворе музея Франца Кафки
та самая узенькая улочка со светофором
Карлов мост

Таким неспешным образом U lužického semináře выводит нас прямиком к Карлову мосту. Примерно четверть моста на реконструкции. Народу от этого кажется еще больше. Мы лабиринтами улочек Старого места выходим на Староместскую площадь. Время к половине десятого вечера. Темно уже. Но и Старая ратуша, и церковь Девы Марии перед Тыном подсвечены, поэтому я в свое удовольствие изгаляюсь с фотоаппаратом, делая ночные снимки.

церковь Девы Марии перед Тыном  (вечер)
Старая ратуша (вечер)

День закончен. Завтра нам предстоит поездка в Кутну Гору

Четвертый день, четверг, 13 августа (Кутна Гора, Прага).

Позавтракав, примерно в 9 часов выдвигаемся в направлении Кутна Горы. Навигатор показывает путь длиной 90 километров и длительностью примерно 1 час 20 минут. Путь по преимуществу пролегает по D11/E67.

Городок небольшой. Многие дороги на ремонте. Поэтому нашему навигатору пришлось нелегко, ежеминутно перепрокладывая маршрут. В итоге нашли бесплатное место для стоянки в самом начале улицы Rejskova возле Каменного фонтана. Спустившись вниз по улице Husova до Palackého náměstí, обнаружили там инфоцентр, вооружились картой города, а также рекомендованным туристическим маршрутом. Не мудрствуя долго, решили с помощью этого маршрута и ознакомиться с городом и местными знаковыми местами. Неспешным шагом он займет минут 25.

Каменный фонтан в Кутна Гора
Каменный дом, Кутна Гора
Чумной столб, Кутна Гора
Palackého náměstí, Кутна Гора

Основными целями для нас были собор Святой Барбары и Музей серебра, поэтому решили сделать так, чтобы эти места были в самом конце пути. Кутна Гора был основан в месте, богатом серебряными жилами. Долгие годы серебро было главным градообразующим ресурсом. В конце концов, горы под городом изрыли так, что они стали больше похожи на муравьиные ходы в муравейнике. В результате многие шахты были завалены, заброшены или затоплены. Лишь недавно (кажется, в конце 80-х годов прошлого века), ученые обнаружили неподалеку от собора Святой Барбары достаточно хорошо сохранившуюся горную выработку. В настоящее время – это славный аттракцион для туристов. И для нас тоже. Купив билет по 110 крон, мы попали на экскурсию по музею серебра с англоговорящим гидом. На руки нам выдали тексты на русском языке. Так что даже для людей, плохо понимающих иностранные языки, такие экскурсии будут очень интересны. После музея серебра нас облачили в белые балахоны, выдали каски и фонари, и мы организованной толпой отправились вниз. На глубину 35 метров под землей. Экскурсия по выработке понравилась своей легкой экстремальностью (местами ширина хода составляла 40 сантиметров, поэтому приходилось всячески ужиматься, чтобы протиснуться, да и высота потолков в отдельных местах заставляла идти практически на корточках). Поражает воображение, как люди, имея в своем арсенале лишь молоток да тесало, умудрялись прорывать такие ходы!!!

После экскурсии добрались, наконец, до Собора святой Барбары. Очень красивый костел как снаружи, так и изнутри. Потрясающе красивые потолки с гербами, очень светлый внутри, с красивейшей деревянной резьбой на хорах (кстати, ни разу не повторяющийся рисунок на всех скамьях). Собор оставил наиприятнейшее впечатление. Рядом с собором находится сувенирный магазинчик, где мы купили себе по металлической копии старого пражского гроша. Есть такая примета: положи такой грош себе в кошелек, и деньги в нем никогда не переведутся.

Геральдика на потолке собора Св.Барбары, Кутна Гора
Собор Св.Барбары
Орган собора Св.Барбары, Кутна Гора

Подошло время отобедать, и мы решили отправиться в ресторанчик, который находился недалеко от места парковки нашего авто (ресторан "Dačický", www.dacicky.com). Именно там я попробовал вкуснейший суп-гуляш, подаваемый в хлебной буханке. Да и местное пиво Dačický следует отметить крайне положительно. Я был за рулем, поэтому после бокала пива было бы неплохо немного подождать, прежде чем отправиться в обратную дорогу. Мы немного прогулялись по улочкам города, вышли на центральную площадь Palackého náměstí, устроились на лавочке, и под яркие лучи солнца и аккомпанемент местных музыкантов, устроивших на площади попурри из известных песен, посидели минут сорок. Боже, как же отдыхается душой и телом в такие моменты!!!

пиво Dačický
правила поведения, ресторан Dačický

Трасса  D11/E67 приходит в Прагу в районе Černý Most. Здесь находится большой торгово-развлекательный центр (nakupna zona). По аналогии с московской Мегой. Пройдясь по магазинам, решили повременить с покупками. Выбор не шибко большой, а цены пока сравнивать было не с чем (как оказалось в дальнейшем – оказались абсолютно правы).

Из торгового центра доехали до Летенского парка. Место, крайне приятное для спокойных, неспешных прогулок по парковым дорожкам. Много отдыхающих всей семьей, молодежь сидит за столиками и попивает вино и пиво. Все довольно чинно. По парку мы дошли до метронома. Возле него отличная площадка с красивыми видами на Прагу. Но если пройти еще немного до Ганавского павильона, то там будет вид, который для меня стал номером 1. На левом берегу Старо Место, прямо перед тобой Влтава с пятью мостами. Красота! Да что рассказывать… Видеть надо.

вид на Прагу от Ганавского павильона
вид на Прагу от Ганавского павильона, Ч/Б

Вечером продолжили шопинг: недалеко от нашего места проживания рядом с метро есть другой торгово-развлекательный центр местного пошиба. Кроме продуктового супермаркета отметить в нем нечего.

Пятый день, пятница, 14 августа (Прага)

В этот день у нас была запланировано посещение правого берега Влтавы (Старо Место, Еврейский квартал, Вышеград). С утра-пораньше – пока нет такого количества туристов – поехали на Карлов мост. Не смотря на довольно раннее время, назвать его безлюдным язык не поворачивается. Но тем не менее, можно было спокойно выбирать удобное место и слушать нашего аудиогида. По окончании осмотра заметили, что за час с небольшим, народу на мосту стало значительно больше: группы разномастных туристов, музыканты и художники буквально запрудили все свободное пространство.

вид на собор Св.Вита с Карлова моста
Староместская мостовая башня

Далее мы отправились на Староместскую площадь. Попали аккурат на бой Орлоя (куранты на ратуше). Толпа туристов стояла, задрав головы и разинув рты, и смотрела на представление. Тут же предлагали свои услуги местные экскурсоводы. И тут же праздновалась свадьба. У пражан бытует такая примета, что если молодожены войдут в зал бракосочетаний под бой Орлоя – это к счастливому браку. Через час мы наблюдали следующую картину: новый кортеж с молодыми прибыл чуть раньше, и они еще минут семь сидели в лимузине, ожидая, пока прокукарекает петушок на часах.

на улочках Старого Места
Старая Ратуша днем
Орлой

Со Староместской площади по улице Maiselova пошли в Еврейский квартал. Поразило обилие туристов в этом небольшом райончике. Наш аудиогид провел нас таким маршрутом: Maiselova – Široká – 17. listopadu – Břehová - U starého hřbitova – Cervena – Pařížská –Široká - Maiselova - Jáchymova - Pařížská –Široká мимо Староновой синагоги, Еврейской ратуши, Пинкасовой синагоги, Старого еврейского кладбища, Клаусовой, Высокой и Майзеловой синагог к Испанской синагоге и Церкви Святого Духа. Во многие места можно было войти внутрь, но билеты за 300 крон нас отпугнули.

в Еврейском квартале
Майзелова синагога
памятник Францу Кафке
Клаусова синагога

Далее улочками Haštalská, Řásnovka, Klášterská мимо монастыря святой Агнежки мы вышли на набережную и пошли в обратную сторону к Карлову мосту. По дороге присели, свесив ноги к воде и покормили лебедей. Вообще, эти птицы уже настолько приучены к тому, что любой человек, подходящий близко к воде, имеет в руках какую-нибудь вкусность, что заранее подплывают к нему и буквально выпрашивают корм.

влтавский лебедь

Очень хотелось промочить горло. Нашей целью был ресторан "U medvídků" (http://www.umedvidku.cz). Правда, не сам ресторан, а бар при местном минипивоваре, в котором варят пиво Oldgott. Пиво оказалось отменным (да и как могло быть иначе, если все, ранее его продегустировавшие, отзывались исключительно в превосходных тонах) и несколько капризным. Фотографироваться наотрез отказалось. По кружке пива – и снова в путь.

пиво Oldgott (вкусное, но капризное)
минипивоварня "U medvídků "

Следующая цель – Вышеград. Рядом с рестораном «U medvídků» находится станция метро Můstek. Сделав одну пересадку, добрались до станции метро Vyšehrad. От неё по указателям, мимо конгресс-центра, минут пять ходьбы до Таборских ворот Вышеграда. Место это представляет собой огороженный высокой крепостной стеной старый город. Довольно приятное место с практически полным отсутствием (особенно после Карлова моста и Староместской площади) туристов. В Вышеграде есть одно интересное место: казематы. Это довольно высокие и широкие проходы внутри крепостных стен, в которых подразумевалась передислокация войск во время осады крепости. В конце одного из таких коридоров находится огромная комната, в которой хранятся некоторые ОРИГИНАЛЬНЫЕ скульптуры с Карлова моста. На улице было около 30 градусов тепла, внутри – около 17-ти. Со смотровых площадок Вышеграда открываются нестандартные виды на Влтаву и Прагу. Спустившись с Вышеграда, идем по улице Vyšehradská в сторону Karlovo náměstí. Пожалуй, стоило пойти по улице Podskalská, так как с нее был бы лучше виден монастырь Эмаузы с необычной крышей.

в окрестностях Вышеграда
монастырь Эмаузы

Вот так день клонился к завершению. Пора было уже подкрепиться. Решили попытать счастья и пойти в ресторан при заводе Staropramen “Na Verandách”( http://www.staropramen.cz/pp/jnp/cz/znackove_restaurace/znackove_restaurace-potrefena_husa-pha_na_verandach.html). Находится он недалеко от станции метро Anděl (5 минут пешком или одна остановка на трамвае). Что сказать… Ресторан оставил двоякое впечатление. В первую очередь мы заказали пиво Velvet. Очень оно нам запомнилось после первой совместной поездки в далеком 2001 году: вкусом и необычным поведением пены, похожей на осыпающиеся барханы (такое поведение еще называют лавинным эффектом). Такого разочарования я не испытывал давно: вкуса у пива нет как такового – вода водой. Пены – сантиметра полтора от силы. Никакого лавинного эффекта нет и в помине. Обидно, однако. Но зато с кухней и пивом Staropramen – все в порядке. Я взял вепшево колено, вымоченное в темном пиве. Просто таяло во рту!!! Не смотря на огромную рульку, я ее осилил без проблем – уж очень вкусна, чертовка, оказалась. Пиво пробовал резаное и Granat. Очень понравилось. В итоге получилось дороже, чем «в среднем по больнице», но оно того стоило.

Шестой день, суббота, 15 августа (Чешская Швейцария, Дрезден)

В этот день мы поехали на север Чехии – в так называемую Чешскую Швейцарию. День оказался на редкость приятным. Началось все с дороги: от Праги идет шикарная трасса D8/E55. Затем нужно уйти на Lovosice и далее держать курс на Ústí nad Labem. Дорога будет идти по берегу Лабы (она же Эльба). Очень красивая и живописная дорога. Ехать – одно наслаждение. Красота!!! Лишь в двух местах, когда проезжаешь Ústí nad Labem и Děčín, индустриальные постройки портят картину. После Ústí nad Labem держать курс на Děčín. В Děčín на отвесном высоком берегу стоит местный замок. Очень эффектно смотрится. Далее на Hřensko. Мы хотели посмотреть местную достопримечательность – чудо природы – Правчицкие ворота (Pravčická brána) (http://www.cztour.cz/ceske-svycarsko.php). Добраться до них можно двумя путями – непосредственно из Hřensko, либо из соседнего городка Mezní Louka. Мы выбрали второй вариант. Думаю, не прогадали. Как я понял, если идти до Правчицких ворот из Hřensko, часть пути пройдет по обочине дороги, соединяющей Hřensko и Mezní Louka. Плюс – как мне показалось – дорога будет иметь существенный подъем вверх (обратно, соответственно, вниз). Мы же выбрали второй вариант, поэтому расскажу о нем. Тропа имеет несущественный подъем в самом начале. В дальнейшем она идет практически на одном уровне. Дорога красивейшая. Местами слева крутой обрыв, справа отвесные скалы из песчаника. Кругом деревья, зелень, запах леса. По пути нам встречались туристы разных возрастов и национальностей. Особо часто – почтенные бюргеры в преклонном возрасте (сказывается близость Германии). Длина трассы – 6 километров в один конец. Дорогу туда мы преодолели за 1,5 часа довольно бодрым шагом, обратно – за 1 час 15 минут.

виды с тропы к Правчицкой бране
ресторан "Соколиное гнездо" у подножия Правчицкой браны
Вход на обзорные площадки на вершине – платный. 75 крон или 3 евро. Виды – шикарные. Обзорные площадки находятся практически на самой высокой точке окружающих скал, и ты как бы находишься НАД ними. Очень красиво!!! Но ехать туда надо только в хорошую погоду. Если будет хотя бы небольшой дождь, боюсь, что лесные тропы могут превратиться в банальное месиво с торчащими скользкими корнями.
Правчицкая брана
Вернувшись в городок, отобедали в местном ресторане. Время приближалось к 3 часам дня, и решено было сгонять на несколько часов в Дрезден на шопинг. До Дрездена – неполных 50 километров. Через час мы уже были рядом с центральным железнодорожным вокзалом Дрездена – Wiener Platz. Прямо возле вокзала достаточно много места для парковки автомобиля. Перпендикулярно площади идет главная торговая улица – Prager strasse. Вот на ее разграбление я и выделил своей благоверной три часа. В результате мы оказались правы, отложив покупки в Праге на потом. В Дрездене выбор больше, цены ниже. Особенно это касается детских вещей. Обратная дорога до Праги идет сначала по немецкому автобану (без ограничения скорости), затем по уже известной чешской автостраде D8/E55. Путь назад занял неполных 2 часа.

Седьмой день, воскресенье, 16 августа (Прага - Ческий Крумлов)

С утра решили докупиться и поехали в торговую зону Fashion Outlet Arena (http://www.fashion-arena.cz). Здесь находятся магазины многих известных марок, продающие свои товары со значительной скидкой. Добраться можно и своим ходом – до станции метро Depo Hostivař, далее автобусом-шаттлом, который ходит каждые полчаса. Магазины работают до восьми вечера.

Прикупив еще немного обновы, мы направились в следующее место нашей дислокации – Ческий Крумлов. Примерно три часа дороги – и мы на месте. Выбран был пенсион «Sluneční dům» (http://slunecnidum.eu). Опять же – основной принцип – бесплатная парковка. Можно было бы взять пенсион в историческом центре по схожей цене, но машину оставлять на платной парковке по 150 крон в сутки. Решили, что лишние 5 минут прогулки не помешают.

Крумлов покорил сразу и бесповоротно. Если в Праге историю – древнюю историю – ощущаешь лишь в отдельных местах, в Крумлове историей дышит каждый квадратный метр.

вид на Ческий Крумлов

Войдя в город по улице Horní, по левую руку сразу увидели знакомое название – "Krčma Barbakán" (http://www.krcmabarbakan.cz). Сколько раз в Интернете я натыкался на упоминания о знаменитой «корме» - не сосчитать. К сожалению, хозяина корчмы пана Власова в этот день не было, но вот корму мы отведали. Вкусненько, сладенько, но… Напиток, скорее, для женщин. Коктейль из пива и медовины с преобладанием последней (потому и сладенько). Как только нам вынесли кружки на террасу, все окрестные пчелы прилетели за наш стол. Поэтому пришлось ретироваться внутрь корчмы. О чем нисколько не пожалели. Внутри небольшое помещение, полумрак, три стола, свечи на столах и ступенях лестницы, официанты в средневековых холщовых рубашках и штанах. Отличный антураж. Думаю, вечером, когда на улице темно, там будет еще интереснее. После легкого обеда отправились на изучение города. Прогулялись по всем улочкам, набережным, заглянули в сувенирные магазины и, наконец, добрались до входа в замок.

замок Ческого Крумлова днем
многоярусная галерея-мост
замковая башня днем
на берегу Влтавы
Бурые медведи, живущие в замковом рве, отлично нам попозировали. Время было уже далеко за 5 вечера, потому мы прогулялись лишь по дворам замка, а затем и по замковым садам. В семь часов вечера садовый сторож выгонял всех гуляющих за ворота – скоро начинается представление в местном театре. В кассе, находящейся недалеко от входа в парк, висело объявление, что все билеты проданы, но стояла небольшая кучка народа, надеющихся на чудо. Театр этот чрезвычайно популярен.
главня охрана замка Ческого Крумлова
главные охранники замка Ческого Крумлова
и снова замковая башня
вид на Крумлов из замка

Походив еще немного по «латранской» части Крумлова, добрались до ресторана местного пивовара "Eggenberg" (http://www.eggenberg.cz/). Отведали разного пива (и темное, и светлое разного содержания алкоголя). Мне больше всего понравился lezak. Время позднее, народу на улицах заметно поубавилось (организованные группы уже разъехались), и город стал выглядеть совсем по-другому. Более таинственно. Напротив главного отеля города Růže есть небольшая смотровая площадка-скверик, с которой открывается отличный вид на замок.

ресторан при пивоваре Eggenberg
замковая башня вечером
вид на замок с Lazebnicky most
замок Ческого Крумлова вечером

Восьмой день, понедельник, 17 августа (Глубока над Влтавой, Телч, Ческий Крумлов)

По понедельникам практически все замки в Чехии закрыты (в том числе и крумловский). Но есть счастливое исключение – замок Глубока над Влтавой. И находится он в 40 минутах езды от Крумлова. Поэтому отправились к нему. Возле инфоцентра ушлые парковщики требуют 70 крон за машиноместо. Если спуститься на пару улиц вниз – большая парковка по 50 крон. Если оставить машину во дворах домов между этими двумя улицами – вообще бесплатно. Замок красив – ничего не скажешь. Снаружи он – на мой взгляд – все же немного уступает баварскому Нойшванштайну, но зато внутри…. Такой красоты я не видел нигде. После интерьеров замка Глубока остальные нужно смотреть лишь после длительного перерыва,  иначе они могут показаться пресными. Экскурсия была на чешском языке, но на руки выдавали тексты на русском.

замок Глубока над Влтавой
внтуренний двор замка Глубока над Влтавой
замковая башня, Глубока над Влтавой
южный фасад, Глубока над Влтавой
винтовая лестница на южном фасаде, Глубока над Влтавой
традиционный элемент герба рода Шварценберг

Из Глубока отправились в городок Телч (100 километров, 1 час 45 минут пути). Городок маленький, историческая часть еще меньше и представляет собой красивейшую площадь, окруженную «пряничными» домами. Причем дома все разного цвета, отчего площадь кажется еще ярче и веселее. Замок Телча не произвел никакого впечатления. Разве что башня Святого Якова привлекает своими старыми деревянными лестницами, да возможностью как следует рассмотреть настоящие башенные колокола в полтора человеческих роста высотой. Отобедали в одном из местных ресторанов (бокал белого вина, пиво 0,5 и два огромных горячих блюда стоили нам всего 200 крон), покормили карпиков в пруду, еще раз прошлись по площади и отправились обратно в Крумлов – ведь вечером нас ждало самое интересное…

сюрпризы природы, Телч
центральная площадь, Телч
Телч в отражении

Еще в Москве я списался по электронной почте с пани Дагмар (info@gid-dasa.cz). Она ведет индивидуальные и групповые экскурсии по Крумлову, крумловскому замку, Рожемберку. Но нас интересовала вечерня экскурсия по Крумлову – «Легенды Ческого Крумлова». Ровно в девять вечера на смотровой площадке напротив гостиницы Růže к нам подошли две женщины в старочешских одеяниях с факелами в руках – пани Дагмар и ее помощница Ренатка. В течении часа они провели нас по ночному городу, рассказывая различные легенды про те или иные места, про героев разных веков (в том числе и историю про знаменитую Белую Даму). Рассказ сопровождался остроумными шутками, коими пани Дагмар владеет в полной мере. Время пролетело незаметно. Впечатления от экскурсии (или, скорее, от прогулки) – самые приятные. Очень рад, что заранее списался по e-mail с пани Дагмар. Для супруги эта экскурсия, кстати, была сюрпризом, и до последнего момента она о ней не подозревала. Поэтому она осталась довольна втройне.

с пани Дагмар

После окончания экскурсии мы зашли в корчму "Šatlava" (http://www.satlava.cz), известную тем, что раньше это помещение отводилось под тюрьму. Антураж очень приятный – огромная печь с открытым огнем и шкворчащим на решетке мясом, нависающие потолки. Чего не скажешь о пиве – банальном и не особо вкусном Budweiser. Еще одного достоинство корчмы – кухня работает до 11 вечера (в подавляющем большинстве других заведений – только до 10). Поэтому для припозднившихся и проголодавшихся туристов путь лежит именно туда.

Девятый день, вторник, 18 августа (замок Рожемберк, Ческий Крумлов)

В этот день с утра мы отправились еще южнее – в замок Рожемберк, находящийся в 25 минутах езды от Крумлова. Дорога идет вдоль Влтавы, которая буквально кишит любителями сплава на различных видах водного транспорта (рафтеры, байдарочники, каякеры, плоттеры и многие другие). Как я уже писал выше, после Глубока над Влтавой другие замки нужно смотреть после длительного перерыва. Рожемберк показался значительно проще, чем Глубока. Но и у него есть своя изюминка: он более рыцарский, что ли. Ситуация стандартная: экскурсия - на чешском, тексты – на русском.

замок Рожемберк

В этот же день в Крумлове у нас была запланирована экскурсия по крумловскому замку все с той же пани Дагмар. Только в этот раз мы были не вдвоем, а в составе довольно большой группы соотечественников. Пани Дагмар и в замке чувствовала себя в своей тарелке и полностью завладела вниманием аудитории. Еще раз огромное ей спасибо за то, как она ведет экскурсии.

После замка мы пообедали в ресторане U dwau Maryi (http://www.2marie.cz/) с прекрасным пивом Regent. Остаток дня просто бродили по улочкам, заходили во всякие закоулки, искали магнитики и прочие сувениры. В общем вели себя как обычные туристы. Хотелось получше запомнить этот замечательный город. День завершили с еще одним вкусны пивом – Bernard – в ресторане Laibon (http://www.laibon.cz/cz/).

снова улочки Крумлова
Крумлов в отражении
пиво Regent, ресторан “U dwau Maryi”
снова улочки Крумлова
пиво Bernard, ресторан Laibon

Десятый день, среда, 19 августа (Чехия – Краков, Польша)

Рано утром отправились в обратный путь до дому, решив по дороге захватить Краков. Семь часов дороги, и мы на окраине польского города. Заночевать решили в отеле Bona (http://hotelbona.com.pl/). Двухместный номер с завтраком и паркингом обошелся в 40 евро. Быстренько кинув вещи в номер, поехали на машине в исторический центр. Честно говоря, город не впечатлил. Скорее всего, его нужно было смотреть по дороге ТУДА до Праги и Крумлова. Конечно, есть свой шарм, но после чешских городов он как-то нивелируется. Посмотрели старый город, зашли в королевский замок (правда, внутренние помещения были уже закрыты, поэтому прогулялись только по двору). В итоге полдня на весь Краков нам вполне хватило. Да и эмоции были уже не те. Все-таки дорога домой – это не дорога на отдых.

Костел Св.Петра и Св.Павла днем... (Краков)
Костел Св.Андрея днем... (Краков)
Костел Девы Марии днем... (Краков)
башня костела Девы Марии, Краков
башня костела Девы Марии, вечер, Краков
башня Ратуши днем... (Краков)

Одиннадцатый день, четверг, 20 августа (Краков, Польша – Белоруссия)

За семь часов мы добрались до польско-белорусской границы. Вроде расстояние 423 километра, а ты гляди, 7 часов добирались. Всё эти польские узенькие дорожки с огромным количеством мелких городков и ограничением скорости в 50 км/ч. На границе стоял довольно большой хвост (машин 30) из автомобилей. Испугались, что проторчим тут довольно долго. Но белорус из соседней машины успокоил, что за час границу пройдем. Так и получилось. Через час мы уже ехали по Бресту в сторону трассы Брест-Москва. На обратном пути за платную дорогу почему-то брали не 23, а 22 рубля за участок. На часах было около 6 часов вечера по местному времени, поэтому решили ехать дальше и где-нибудь по дороге заночевать. Вдоль трассы в зонах отдыха стоят щиты с картой трассы и указанием места ночевок. Одно из таких мест мы приглядели, немного не доезжая до Столбцов. Оказалось, что это заправка Лукойл и небольшая гостиница при ней. Ну что сказать… За 1200 рублей мы получили большую комнату с двумя кроватями, шкафом, раздельным санузлом, древним унитазом и протекающим душем. Ужин в местном кафе обошелся в 370 российских рублей. Здесь же на заправке залил бензина по карточке Visa.

Двенадцатый день, пятница, 20 августа (Белоруссия – Москва)

До Москвы оставалось около 750 километров. Дорога по Белоруссии также хороша, а вот по России показалась хуже, чем «туда». Много заплаток, колейность встречается. Странно – дороги ремонтируют только по одной стороне, что ли? Один узкий момент: перед самым Минском шоссе уходит направо, поэтому нужно следить за указателями и не проскочить развилку, как получилось у нас.

Через 7 часов мы были на месте. Путешествие наше закончилось, а меня ждало приятное дарение подарков (читай – пива) родственникам и друзьям, разгребание фотографий и написание отчета.

Итог:

По результатам поездки имеем:

• на одометре пробег 5012 километров
  • расход бензина 7,1 литра на 100 км
  • затраты на бензин 14 000 рублей
  • общие расходы (бензин, визы, жилье, питание, экскурсии, общественный транспорт; БЕЗ сувениров и личных покупок) – 1200 евро на двоих

tanuka
12 октябрь 2010 г.
Макс, спасибо большое за Ваш рассказ!!! Вдохновились, и всей семьей в июне повторили Ваш маршрут, только ехали из Питера.
Marixo
Финляндия, Рованиеми
8 апрель 2010 г.
Спасибо за ответ:) а фотоаппарат у вас для своего класса, очень достойный:)...особенно поражает съёмка в ночное время.
5 апрель 2010 г.
И еще раз спасибо ))) Фотоаппарат FujiFilm F30. Обычная 6-мегапиксельная цифромыльница
Marixo
Финляндия, Рованиеми
5 апрель 2010 г.
Замечательный отзыв, очень подробный:) действительно настоящий мини-путеводитель по Чехии. А фотографии!!!!....просто нет слов! Не знаю насколько это вежливо:) но хочется узнать какой у вас фотоаппарат и объектив?
Kuzol
19 февраль 2010 г.
Отличный отзав. Большое Вам спасибо за такую подробную информацию. Очень полезно для собирающихся в такую же поездку.
Jane S.
Россия, Калининград
9 ноябрь 2009 г.
Огромное спасибо за чудесный рассказ! Как будто побывала сама в Чехии! Будет моим путеводителем в моей первой поездке!!!
29 октябрь 2009 г.
Спасибо, спасибо, спасибо! Очень приятно.
Наташок
Россия, Екатеринбург
20 октябрь 2009 г.
Супер!
Майя Анатольевна
15 октябрь 2009 г.
Очень хороший отзыв. Особенно понравились фотографии. Замечательно!!! Большое спасибо.
Dobchel
Россия, Йошкар-Ола
7 октябрь 2009 г.
Спасибо! Рассказ очень впечатляет.
Alligator
Россия, Саратов
29 сентябрь 2009 г.
Молодец!!!Ещё больше желания поехать прибавилось!Спас!!!
Ирина_
19 сентябрь 2009 г.
Здорово! Замечательный отчет и замечательные фотографии!
21 апрель 2010 г.
И еще раз спасибо. Такие отзывы об отчете как раз и помогают делиться впечатлениями. Еще вот что хотел отметить. Изначально, отчет задумывался как некий путеводитель с подробным описание маршрутов. Без эмоций. Не получилось... Все-таки Чехия без эмоций - это нонсенс ))))
akusch
11 сентябрь 2009 г.
Вот это рассказ! Замечательно! Включила его в "любимые репортажи".
Kaheksa
11 сентябрь 2009 г.
Замечательное путешествие! Спасибо, что поделились впечатлениями!
7 сентябрь 2009 г.
Большое спасибо за лестные комментарии!!
avoska87
Автор, молодец! Рассказ и фото-супер!
Alexpop2
21 апрель 2010 г.
Да, вот так и надо жить - сам и без боязни - единственный минус - российские дороги...