Самара. Россия
Отзыв написан: 26 августа 2009 г.

Слава шестнадцатого союзного государства так надежно закрепилась за Болгарией, что не покидает эту балканскую страну даже спустя полтора десятка лет после распада СССР. Поэтому вполне естественно, что в первые часы пребывания на территорию Болгарии любимой забавой наших соотечественников становится игра в "найди столько-то отличий". Причем когда эти самые отличия почему-то не желают обнаруживаться, игроки, как правило, испытывают восторг от узнавания своей далекой родины (все ж таки 3 часа лету) в болгарских реалиях. Но потом эта игра надоедает, и начинается просто отдых.

Привет из прошлого

"Управа!", "А вот пошла Стара-Загора!", - оживленно делились впечатлениями отпускники, когда самолет, летевший по маршруту Самара-Варна, пошел на посадку. Очередной прилив радости узнавания не заставил себя ждать. Как только автобусы, ожидавшие у аэровокзала туристов из России, двинулись по направлению к курортам, проплывавшие за окнами образцы варненской архитектуры (к счастью, не все) стали причиной нового озарения: "Да это же "хрущевки", "точно, "хрущевки", а вон панельные дома", "совсем как у нас"...

Но лично меня "подкосила" вовсе не родная панельная застройка, на встречу с которой в сотнях километров от России я даже не надеялась, а замеченный мною недалеко от Ривьеры (один из самых респектабельных курортов Болгарии) сильно потрепанный жизнью желтый "Запорожец". После этого ВАЗовские "восьмерки", "девятки" и "девяносто девятые" на болгарских дорогах воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Не шокировал даже тот факт, что в качестве внедорожников для "джип-сафари" принимающая сторона, как выяснилось, вполне может предложить туристам УАЗики военного образца. Ну, а на чем еще можно перемещаться по пересеченной местности бывшего "союзного государства"?

Впрочем, надо сказать, российские автомобили встречались не так уж и часто: особой симпатией у болгар пользуются французский и немецкий автопром. Однако представители сильной половины бывшего братского народа довольно четко представляют, где производятся "Жигули" и "Лады". "Вы откуда? Из Самары? О, я знаю, там живут самые красивые девушки, а еще там делают машины", - радостно продемонстрировал свою информированность один из чрезвычайно дружелюбных аборигенов.

German, English, Russian

По-настоящему понимание того, что ты находишься не дома, посещает отнюдь не во время прохождения паспортного контроля. Оно возникает позднее, когда, прибыв в свои отели, туристы, потерявшие бдительность от обилия знакомого, пытаются пообщаться с местным населением. По-русски.

Вопреки расхожему мнению, не все болгары говорят по-русски! Нет, конечно, глобальных языковых проблем в этой стране у наших соотечественников не возникает. Многие болгары действительно понимают русский язык, и даже говорят на нем (особенно это касается персонала гостиниц). Многие, но не все.

Известно, что наши люди редко бывают полиглотами. Поэтому тем, кому исключительный патриотизм помешал в свое время выучить какой-нибудь иностранный язык, а встретить русскоговорящего балканца не посчастливилось, остается опознавать корни болгарских слов, подключать собственную логику и внимательно следить за жестами собеседника.

Кстати, чем солиднее возраст аборигена, тем больше вероятность, что вы поймете друг друга. А вот болгары моложе 30-ти охотнее изучают английский и немецкий, с русским же языком они мало знакомы.

Среди особо актуальных для болгар иностранных языков русский сегодня занимает второе, а то и третье место. На первой позиции, по моим наблюдениям, находится немецкий, поскольку чаще всего в последнее время эту балканскую страну в качестве места отдыха выбирают туристы из Германии и Австрии. Еще одна многочисленная категория туристов - это англоязычные европейцы. Поэтому английский также числится в тройке приоритетных иностранных языков.

Мелодии и ритмы российской эстрады

И все-таки русское присутствие на болгарских курортах очень даже ощущается. Чего стоят одни только записи Верки Сердючки или группы "Руки вверх", периодически раздающиеся из уличных ресторанчиков! Впрочем, если Сердючка и "Руки вверх" зачастую воспринимаются на заграничном курорте как не особо желанная экзотика, то "Миллион алых роз", пропетые с приятным болгарским акцентом, звучат по-настоящему трогательно.

Кстати, о музыке. Одним из гидов, которых предоставляла принимающая турфирма, была очень колоритная дама средних лет по имени Виолетта. Во время экскурсий она не только рассказывала о Болгарии и экскурсионных объектах, но и полностью заменяла радио и прочие воспроизводящие музыку устройства. Эта женщина-караоке знала практически все хиты советской эстрады 70-80-х годов, а также множество русских народных песен, которые она и пела во время переездов.

Вообще, надо сказать, болгары - очень музыкальный народ. К примеру, на Золотых песках, где я отдыхала, практически в каждом ресторанчике была живая музыка - европейская, латиноамериканская, восточная, народная болгарская... Она была даже в крошечных барах, состоящих из стойки и нескольких стульев. Причем, что особенно приятно, музыканты практически всегда работали очень и очень качественно, я бы даже сказала, профессионально. И зачастую публика там собиралась именно из эстетических соображений, а не только ради дегустации кулинарных изысков и шедевров барменского искусства.

В ресторане Стара кышта_выступление артистов

На любой вкус

Конечно же, никто из наших соотечественников (или, во всяком случае, не многие) не едут в Болгарию специально для того, чтобы идентифицировать ее в качестве иностранного или экс-союзного государства. Сюда едут, чтобы отдохнуть. Зимой туристов привлекают лыжные курорты, а летом, соответственно, морские.

Одним из старейших и самых крупных горнолыжных курортов Болгарии считается Боровец. Второй по величине лыжный курорт страны - это Пампорово. Банско - самый новый в Болгарии, но уже хорошо "раскрученный" зимний курорт.

Что же касается отдыха на море, то самым крупным и известным туркомплексом страны является Солнечный берег. Он расположен на небольшом заливе, недалеко от удивительно красивого старинного городка Несебр. Солнечный берег считается экологически чистым курортом, это подтверждается авторитетной международной наградой "Синий Флаг".

Такая же награда имеется и у другого знаменитого черноморского курорта - у Золотых песков, что в 17 км от Варны. Как правило, это местечко выбирают желающие не только отдохнуть на одном из самых чистых пляжей Европы, но и хорошенько потусоваться. Здесь масса всевозможных увеселительных заведений, благодаря чему жизнь по ночам прямо-таки "бурлит". Но как ни странно, это совершенно не мешает спокойно спать. Хотя, возможно, не мешает это только обитателям отелей, находящихся непосредственно у моря, поскольку в этой части курорта дискотек и ночных клубов не так много.

Идеальным местом для семейного отдыха считаются респектабельные Албена и Св. Константин и Елена. Это довольно тихие и спокойные курорты, но при этом там нет недостатка в ресторанах, ночных клубах и т. д. и т. п. Любителям рыбалки наверняка понравится Кранево, а любителям руин - Обзор, расположенный недалеко от крепости Хелиополис (вернее, того, что от нее осталось). А еще в Болгарии есть такие морские курорты, как Ривьера, Русалка, Елените, Дюны… В общем, выбор приличный, главное понять, чего ожидаешь от отдыха.

Рай для шопоголиков

А еще в Болгарии есть чего посмотреть. Так, одним из самых популярных объектов паломничества туристов является уже упомянутый Несебр - один из древнейших городов Европы. Там до сих пор сохранилась архитектура времен Болгарского Возрождения и следы влияния фракийцев, древних греков, римлян... На то, чтобы просто обойти старую часть города, понадобится минут 30, бродить же по его улочкам можно часами.

Несебр

Не менее популярен Балчик, где располагается архитектурно-парковый комплекс, включающий в себя летнюю резиденцию румынской королевы Марии и Ботанический сад. В туристических справочниках утверждается, что коллекция собранных там растений состоит более чем из 3000 видов, особенно впечатляют огромные выше человеческого роста кактусы. А еще, во время прогулки по парку можно продегустировать, а при желании и купить вино с королевских виноградников. Стоит оно весьма скромно - 12-15 левов (до 300 рублей).

В Балчике

В Балчике_парк

Как правило, по пути в Балчик туристов завозят в одну из гончарных мастерских - понаблюдать за процессом изготовления болгарской керамики. Для шопоголиков (ну, или просто нестойких к соблазнам существ) это зона повышенного риска, потому что соблазн накупить целый ворох чертовски милых безделушек очень велик.

В гончарной мастерской

А с другой стороны, не такие уж это и безделушки - это сувениры: вас же никто не поймет, если вернетесь из Болгарии с пустыми руками. И керамика в качестве сувенира подходит как нельзя лучше. Кроме того, здесь очень красивые и вполне демократичные по ценам изделия из серебра, интересные вещицы из ракушек (украшения, шкатулки, статуэтки), на каждом шагу продаются национальные болгарские специи и розовое масло (пожалуй, самое живое напоминание о Болгарии).

Кстати, не так давно в Интернете появилась информация, что один из болгарских рестораторов выступил с идеей использовать для мытья приморских аллей остаточные продукты производства розового масла. Однако и без такой дополнительной ароматизации болгария пахнет розами. И даже не пахнет - благоухает.

Лучшие туры в Болгарию!
19 декабрь 2011 г.
В Балчике продавалось очень интересное вино: миндальное (густое и очень сладкое), белое мускатное с медом.
Ledi lyda
19 декабрь 2011 г.
Кстати,об ароматах: У нашего сотрудника сын живет в Болгарии. Отец ездит к сыну на отдых и каждый раз привозит нам,"лучшей половине учреждения", что - нибудь из парфюмерии с запахом розы.И вино я видела в плетёной "одёжке" - не знаю куда "другая половина" дела. Нам не дали.
19 декабрь 2011 г.
Спасибо)) До сих пор помню, какой умопомрачительный ароматный воздух в Болгарии :)
Ledi lyda
19 декабрь 2011 г.
Да просто здорово! Хоть в Болгарию ехать и не собираюсь.
Comtesse
Россия, Ростов-на-Дону
28 июнь 2011 г.
Спасибо за рассказ и фотки. Поностальгировала. Мы тоже были в Болгарии. Балчик и вино из королевских погребов - незабываемо!
Танютка
Россия, Иркутск
10 декабрь 2010 г.
Спасибо огромное!!! Я отдыхала в Несебре, он действительно прекрасен, и в Балчик мы тоже ездили, там очень красиво!!! Ваши фотографии вызвали такую ностальгию. И еще, очень приятно читать Ваш отзыв - повезло журналу и его читателям! :-)
Татьяна из Подмосковья
2 октябрь 2010 г.
Интересный рассказ. Мне не удалось побывать в Балчике. Спасибо. По поводу чистого моря в Золотых песках не соглашусь. Отдыхала с 10 по 20 сентября 2010 года - море с медузами и грязное, правда погода была не очень. Была в Несебыре - прекрасный город. Вот где надо отдыхать в Болгарии!!! И летом!
18 ноябрь 2009 г.
Спасибо Вам :-) Когда-то писала этот отзыв для одного глянцевого бортового журнала :-)
Маргарита66
Россия, Владимир
Интересно.красивые фотографии Несебра и Балчика.Спасибо.
Лучшие туры в Болгарию!
Выгодные цены по акции Раннее Бронирование!
Удобные способы оплаты, туры в кредит, страхование