Мы сами с усами (или записки независимого путешественника по Таиланду)

Хабаровск. Россия
Отзыв написан: 27 июля 2009 г.

В путешествие по Таиланду я отправился в первый раз и самостоятельно. Предварительно изучил карту, порылся в Интернете, почитал отзывы туристов, и только потом наметил маршрут. Сразу подчеркну - английский я знаю на школьном уровне и не люблю организованные туры, когда селят в заранее выбранную кем-то гостиницу, группой возят на экскурсии (шаг влево - шаг вправо не приветствуется, только прямо), навязывают неудобный и дорогой трансфер. К тому же привык считать деньги, так как не обременен их излишком. По складу характера - немного авантюрист. И не привык бесцельно солдатиком лежать на пляже. Всегда принимал участие во всевозможных экскурсиях, по прибытии на новое место - обязательно обследую окрестности, наделаю кучу фоток, а чтобы расширить кругозор и разнообразить жизненные навыки - даже записался на курсы дайвинга и успешно их закончил. Мой совет: не бойтесь трудностей и смело отправляйтесь за бугор, в самостоятельное плавание. Думаю, мой рассказ сможет убедить вас.

Первой точкой моего маршрута был город Сурин, расположенный на северо-востоке Таиланда, куда я отправился на праздник слонов.

Праздник исполинов

На фестивале - тайка в национальном костюме

На ежегодное шоу слонов, которое проходит в Таиланде собираются зрители со всего мира. Во время соревнований по перетягиванию каната на Празднике слонов в Сурине, люди уже в который раз проиграли исполину джунглей. Сначала уступила команда тайцев, затем - сборная фарангов. Так, в Таиланде называют белокожих иностранцев. Дважды в компании с туристами я участвовал в противоборстве со слоном. Упирался изо всех сил: даже сбросил рубашку, чтобы не мешала. Но что поделаешь, гигантское животное оказалось сильнее в этом шуточном сражении - ему, победителю, достались аплодисменты зрителей. Напомним, что для жителей Таиланда слон олицетворяет силу, смелость, благородство и даже прежде на древнем гербе Сиама (нынче Таиланд) были изображены три слона, стоящие под зонтиком. К тому же, белый слон считается в стране символом монархии.

Город Сурин, расположен на северо-востоке Таиланда в 430 километрах от Бангкока, тайцы еще называют его родиной слонов. В прошлом году с 22 по 23 ноября здесь проходил праздник, посвященный великанам джунглей. В этом популярном шоу ежегодно принимают участие около 100 слонов, которые демонстрируют свои навыки, ум и силу - играют в футбол, рисуют картины, состязаются в беге и метании дротиков, разыгрывают сцены древних сражений. Этому знаменательному во всех смыслах событию уже более 40 лет. Как рассказал местный журналист, слонов содержат на специальных фермах, расположенных в деревеньках неподалеку от города. Там для них созданы все условия для проживания и дрессировки. У каждого слона есть свой "махаут" (погонщик). Махаутом становятся с детства. Растет слоненок, взрослеет и погонщик. Чтобы ближе познакомиться с бытом дрессировщиков, отправляйтесь в деревню, на слоновью ферму. Интересная деталь - в качестве одного из сувениров там можно приобрести бумагу из … слоновьего навоза. Не бойтесь - она без запаха.

Парад слонов

Торжество гигантов

Билет на представление купил загодя в тайском турагентстве: хорошее и недорогое место обошлось мне в 500 бат (местная валюта). Также заблаговременно забронировал себе номер в гостинице (цены на проживание на время фестиваля подскочили почти в два раза): на праздник съезжаются местные жители, большое количество туристов и поэтому лучше озаботиться ночлегом заранее. Под ритмы народной музыки, раздающиеся из огромных динамиков, праздник начался рано утром в 8:30 на стадионе Сринаронг, на подступах к которому бойко шла торговля разнообразной сувенирной продукцией: изделиями из слоновьей кости, футболками и рубашками с логотипами исполинов джунглей, отрезами знаменитого тайского шелка и прочим ширпотребом. Приобрел себе за 150 бат белую рубашку с вышитыми слонами - на память о фестивале. Сначала зрители увидели парад слонов, богато украшенных праздничными попонами, лентами и колокольчиками, наблюдая за слаженными действиями животных, затем - конкурсы и игры с участием исполинов.

Погонщик слонов

Все представления перемежались выступлением творческих коллективов. Так, одно из них, рассказывало, что бог Индра благословил всех слонов, рождаться именно в этом уголке Земли - в Сурине, а местное население подружилось со слонятами и приручило их. Под захватывающие комментарии две команды слонов состязались в импровизированном футбольном матче. Гиганты ловко и сноровисто перекидывали друг другу мяч, быстро перемещаясь по стадиону. Удачное попадание - гол и радостный рев трибун! Вот несколько исполинов, зажав хоботами кисточки, сосредоточенно на больших кусках картона рисовали картины. Помощники держали ведра с краской, а затем, проходя вдоль трибун, показывали всем творения своих подопечных. Еще несколько могучих животных показывали искусство метания дротиков, этот конкурс чем-то напоминал дартс. После нескольких бросков один из них достиг цели - дротик попал в разноцветный шарик и тот сдулся. Есть - победитель определен!

Грандиозное зрелище - реконструкция древней битвы с участием боевых слонов. Сражение произошло более 400 лет назад, в смертельной схватке сошлись извечные противники - тайские и бирманские воины. Более тысячи актеров были одеты в сверкающие на солнце доспехи прошлых лет и вооружены копьями и мечами. Всадники гарцевали на разгоряченных лошадях, задиристо наскакивая друг на друга. Храбрые команды артиллеристов и мушкетеров стреляли из старинных пушек, аркебуз и мушкетов. Поле боя окуталось клубами порохового дыма. Вот завязался рукопашный бой, где воины демонстрировали прекрасное владение холодным оружием. Могучие животные отлично выдрессированы и беспрекословно слушались своих погонщиков, которые смело направляли их в гущу сражения. Подобные битвы неоднократно демонстрировали подвиги тайских слонов, которые в итоге привели их к мировой известности.

После окончания основной части шоу, где-то к 12 часам дня, когда полуденный зной стал особо нестерпимым, слоны отправились на заслуженный отдых. Часть животных вышла на улицы города, где туристы фотографировались с ними или же катались верхом. Дети могли проехаться на специально подросших слонятах. Хочешь покормить животных, плати погонщику 20 бат за небольшой пакетик с любимым слоновьим лакомством - кусочками сердцевины нежных побегов бамбука и угощай великана. И еще, у тайцев существует поверье, что если пройтись под хоботом или животом слона, то это принесет удачу. В тот раз я так и не попробовал совершить этот несложный ритуал. Но кто знает, может быть, в следующий раз - рискну и, возможно, счастье, такое же огромное, как слон, окажется у меня в руках.

Исполины на арене

Очарование подводных садов

Экзотическое подводное царство Таиланда открывает свои тайны. Идея этой поездки созрела у меня не так давно - где-то осенью прошлого года. Программа зарубежного вояжа намечалась обширной. В числе прочих подводные путешествия у тайского побережья. Конечно, можно было понырять в морскую пучину в ластах с маской и трубкой, но много ли увидишь на мелководье. Хотелось чего-то большего, чтобы адреналин захлестывал по полной. Но для этого надо опуститься на глубину, неподвластную простому ныряльщику. Потому запланировал пройти начальный курс обучения в каком-либо дайвинг-центре, чтобы получить сертификат международного образца и претворить свою мечту в жизнь.

После некоторых поисков в недрах Интернета остановился на услугах, которые предлагает профессиональный PADI скуба дайвинг-центр "Манта Пойнт" под английским руководством, расположенный в Ао Нанг Бич - самом сердце бухты Франг Нга на побережье провинции Краби.

Разъясню: дайвинг - это погружение под воду с использованием акваланга (скуба дайвинг). Занятие дайвингом требует достаточно серьезных навыков и умения. Существуют специальные системы обучения дайвингу (PADI, CMAS и другие). После прохождения соответствующих курсов и сдачи экзаменов по теоретической и практической частям дайверу выдается соответствующий сертификат, который признается во всех частях света.

И вот с разных интернетовских форумов "накачана" куча рассказов путешественников и дайверов, на всякий случай оформлена росгосстраховская медстраховка и в путь. Добирался до Краби на самолете внутренних авиалиний от Бангкока. Билет обошелся в 90 долларов. Встречала меня супруга руководителя дайв-центра Светлана - русская. В свое время она закончила Московский институт иностранных языков. А так как я не особо хорошо владею английским, то в дальнейшем Светлана (ее услуги были бесплатными и в цену курса не входили) присутствовала на всех занятиях в качестве переводчика и помогла мне успешно пройти обучение. Стоимость четырехдневного курса Open Water Diver (для начинающих) - 14 тысяч бат (с небольшой скидкой). Замечу, во время дальнейшего турне по тайским островам встречал центры по обучению дайверов с гораздо меньшей оплатой за обучение: например, девять тысяч бат. Но преподавание в них велось только на английском, немецком либо французском языках. Так что учите иностранный - и в жизни пригодится, и для кошелька полезно.

Первый день - акклиматизация. Поселился в пальмовой парковой зоне в отдельном просторном бунгало, сутки проживания в котором (с завтраком) - одна тысяча бат. До моря - 10-12 минут спокойной ходьбы. Директор центра англичанин Киф Аттвуд - дайвер с большим стажем был моим наставником. На второй день у близлежащего острова состоялась первая попытка погружения в открытое море с борта водолазного бота "ЭНТЕРПРАЙЗ 1". Доплыл до водолазного буя, отдышался, поднял руку и через специальную кнопку на инфляторе стравил воздух из жилета (компенсатор плавучести - BCD). Чарующий подводный мир раскрыл мне свои объятья. Дважды (с перерывом на обед) погружался на глубину 12 метров.

Что же там на дне?

Правда, не все получалось как надо. Но, как говорится, повторенье - мать ученья. С непривычки весь вечер болели барабанные перепонки (от перепада давления на глубине). На третий день наш корабль отправился на острова Пхи Пхи, где мы в полной дайверской экипировке уходили под воду на глубину в 18 метров. Позже я поселился на острове Пхи Пхи Дон (единственный клочок суши, где живут люди), чтобы более подробно познакомиться с тайским архипелагом. Последний, четвертый день, обучения - сдача тестов и финального экзамена. И после проверки результатов - поздравление Кифа с успешным завершением курса.

Место силы

Пхи Пхи Дон и Пхи Пхи Лаем - два живописных тропических острова-близнеца, находящиеся в восточной части Андаманского моря, по праву считаются одними из лучших мест для дайвинга во всей Юго-Восточной Азии. Завораживающая синева морских глубин и кристально чистая вода с видимостью до 30 метров никого не оставят равнодушными. А нетронутые белоснежные пляжи, бирюзовые лагуны и величественные утесы поражают воображение туристов своей первозданной красотой. Эти тропические острова, по некоторым источникам, с давних времен являются местом силы. Так, необитаемый Пхи-Пхи Лаем, у берегов которого мы погружались под воду, считают главной "акупунктурной" точкой планеты в данном регионе.

На острове Пхи-Пхи Лаем

Остров своеобразен и имеет весьма специфическую форму: спирально закрученные вокруг бухт многослойные скалы. Создается впечатление, что эти каменные исполины прилетели из космоса. Увидев один раз это чудо, поражаешься величию и силе природы. Также на этих кручах местные жители с помощью бамбуковых шестов забираются на головокружительную высоту и добывают редкий и очень дорогой деликатес, особо ценимый гурманами восточной кухни, - ласточкины гнезда, которые используются для приготовления супа. Прибрежные воды островов славятся богатой фауной. К примеру, по подсчетам местных ихтиологов, около четырехсот видов рыб нашли здесь себе пристанище. На коралловых рифах большое разнообразие актиний, голотурий, звезд, морских ежей и прочих беспозвоночных. Многочисленные скопления крупных барракуд "обходили с дозором" окрестности. Приблизиться к такой группе можно практически вплотную. Длинные зубастые пасти и немигающие глаза уверенных в себе полутораметровых рыбин, неотрывно наблюдающие за вами, произвели на меня весьма сильное впечатление. Впоследствии в рыбном ресторане попробовал стейк из филе барракуды - не "фонтан", ожидал большего. Во время подводного сафари Киф показал мне расщелину, из которой торчала голова мурены. Немного подразнив грозную бестию, не стали дальше испытывать судьбу и поплыли восвояси. При появлении серых рифовых белоперых и черноперых акул длиной от двух до трех метров невольно вздрагиваешь, хотя, как утверждают бывалые дайверы, этот вид морских хищников на людей не нападает. Но кто их знает, а вдруг ты им придешься по вкусу.

Остров черепах

Очередной этап моего вояжа, где я планировал остановиться, небольшой клочок суши в Сиамском заливе - гористый остров Тао, расположенный в 70 километрах от материка. Это место пользуется особой популярностью у дайверов, здесь кораллы начинаются практически от самого пляжа.

Закат на море

Добирался до него на ночном двухпалубном суденышке. Поясняю, на второй палубе, где постелены маты, можно только лежать. Попали в шторм, нашу утлую посудину швыряло по волнам, как гусиное перышко. Утром, шатаясь, сошел на берег, вымотанный качкой донельзя. Заметил, цивилизация на острове присутствует вовсю: магазины, гостиницы и гестхаузы, интернет-кафе, рынки, сувенирные лавки, всевозможные дайвинг-центры громоздятся один на другом. Поселился в бунгало у самого моря на популярном пляже Сайри.

Небольшое пояснение - Тао в переводе с тайского означает черепаха, потому что в прошлом воды в этом районе были богаты морскими черепахами, которые в период размножения во время отлива откладывали на побережье яйца. И хоть сегодня черепахи выбрали для себя иные места обитания и размножения, представителей этого вида морской фауны иногда можно увидеть в островных бухтах. В середине 90-х прошлого столетия молодой британский писатель Алекс Гарланд, путешествуя по Юго-Восточной Азии, был настолько очарован и красотой Тао, что под впечатлением написал свой первый роман "Пляж". Сюжет закручен лихо - основная интрига разворачивается в одной из бухт на севере острова. Дебют был ошеломляющим: приключения молодого англичанина в поисках легендарного райского острова, затерянного в Южно-Китайском море, вызвали такой интерес у читающей публики Европы и Америки, что книга стала хитом продаж в Новом и Старом Свете. В 2000 году режиссер Дэнни Бойл снял одноименный фильм по этому произведению с голливудской мега-звездой Леонардо ди Каприо в главной роли. Правда, в качестве места съемок был выбран почему-то не Тао, а другой тайский остров - Пхи-Пхи Лаем в Андаманском море. Но это, как говорится, дело вкуса кинематографистов. Заказал в местном туристическом агентстве однодневную обзорную экскурсию вокруг острова на катере. Небольшие заливы, обрамленные по краям могучими валунами и мощными скалами, белоснежный коралловый песок, буйство тропических садов и кудрявые пальмы - ну, прямо райский уголок, открывающий свои неземные прелести лишь избранным.

Тропа у моря

Во время морского турне, ныряя в глубины, нашел красивую раковину - каури. Раньше, насколько мне известно, эти раковины выступали в качестве платежного средства среди местного населения. Хоть и небольшой, а прибыток. Как гласил рекламный проспект турагентства, если во время посещения shark point (акулья банка) вы не увидите грозу морей, то мы вернем вам деньги за экскурсию. Полчаса бороздил морскую акваторию в этом месте - нет акул и все тут. Наверное, в это время у них был сонный час, потому что никто из моих спутников так и не заметил хищников. Зато позже разглядел на дне знакомый силуэт, приблизился - двухметровый акуленок резво уплывал от меня в глубину. Через четыре дня, попрощавшись с мягкой восточной красотой подводного мира острова Тао, перебрался на большой остров Самуй, но это уже другая история.

Удивлять, так навсегда

Самуи - большая островная жемчужина Таиланда. Густые тропические сумерки окутали темным покрывалом побережье, сладко-манящий запах орхидеи кружил голову, дрожащие в море огоньки рыбацких лодок звали в дальнюю дорогу, легкий шорох листвы - с глухим стуком рядом со мной на песок упал кокос, вмиг развеявший сладкие мечты. Первый вечер на спокойном островном Самуи чуть не закончился для меня печально. В следующий раз буду осторожнее и не сяду любоваться закатом под пальмами.

Самуи, третий по величине остров Таиланда, находится в Сиамском заливе в 700 километрах от Бангкока. Как курорт этот остров получил известность в конце 60-х годов, когда его открыли хиппи. Раньше Самуи почти полностью был занят под плантацию кокосовых пальм. Теперь остров вулканического происхождения, фактически ставший известный широким массам туристов со всего мира только 10 лет назад, соперничает с островом Пхукет как самый популярный морской курорт Таиланда. На Самуи жизнь сосредоточена в основном на пляжах. Доступ к ним обеспечивает 50-ти километровая кольцевая дорога, которая проложена вдоль берега.

Я поселился на уединенном северном побережье острова, вдали от мирской суеты, где на самой вершине холма находится пятнадцатиметровая статуя, сидящего в позе лотоса Будды. Это зона медитации местных жителей и буддийских монахов. А место так и называется - пляж Большого Будды. Отель бунгального типа, где я остановился, расположился непосредственно на береговой черте в тени тропического леса: не роскошный дворец, но и не совсем уж скромная хижина. Везде, куда ни кинешь взгляд пышные, кудрявые пальмы (по сведениям из местных источников, здесь их более трех миллионов). Заметил, что на Самуи нет ни одного здания, которое было бы выше кокосовых великанов. Позже узнал, что даже есть закон, призванный ограничить высоту островных сооружений.

Заказав экскурсию в местном турагентстве, рано утром в составе небольшой группы отправился на восточное побережья, где расположены курортные зоны Чавенг и Ламаи, чтобы полюбоваться местной достопримечательностью - водопадами в джунглях, которые называются "Намуанг-1" и "Намуанг-2". Место очень красивое: вокруг лес, вода с высоты с ревом падает на камни, внизу небольшая купальня, куда может залезть любой желающий, чтобы искупаться в серебряных струях. Зря, что ли сюда приехал, полез в воду, которая на поверку оказалась чуть прохладной. Потом катание на слонах. Со специальной эстакады перелез в сиденье на спину исполина джунглей. Погонщик устроился на голове, за ушами, и погонял гигантское животное небольшой палкой, с железным крючком на конце. Получасовая дорога шла по кругу, вдоль забора крокодиловой фермы. Слон, поднимаясь по круче, тяжело отфыркивался и покачивался на ходу. Погонщик где-то на середине пути по-русски стал заученно произносить одну и ту же фразу: "Слоник хочет кушать!", затем, получив небольшую сумму на корм, слез на землю, взяв мою камеру, и несколько раз сфотографировал меня на память. После экстремального путешествия наша группа, пообедав в небольшом ресторанчике, отправилась в близлежащий "Сафари парк", где в порядке очереди быстро прогнали три шоу: слонов, обезьян и крокодилов. Последнее - запомнилось больше всех.

Шоу крокодайл

Смелые дрессировщики бесстрашно засовывали в крокодилью пасть свои руки и голову, таскали за хвосты зубастых рептилий, срывая аплодисменты зрителей. Снова в дорогу, на самую высокую точку острова (около 600 метров) в "Сад 40 Будд" или "Волшебный сад". Спустился по ступенькам вниз, в холодный полумрак оврага, где между деревьев, вдоль ручья стоят или лежат в нем разнообразные скульптуры. Здесь есть сказочные животные, персонажи легенд и мифов, фигурки Будд, причудливые гроты, бетонные скамейки и стулья, больше похожие на трон. Рассказывают, богатый торговец решил искупить свои грехи и оставить после себя хоть какой-то след, поэтому и начал возводить этот фантастический городок. После его смерти над этим местом приоткрылась завеса тайны. С тех пор монахи считают этот участок святым из-за высокой энергетики. Напоследок перед отъездом с острова решил посетить статую Большого Будды.

Большой Будда

Перед лестницей к нему снял обувь, поднялся, постучал по многочисленным колоколам ладошкой, чтобы исполнились самые заветные желания. У подножья обнаружил небольшой магазин, в котором продавали статуи Чужих и Хищников. Какие-то оригиналы из аборигенов собрали эти произведения техноискусства из разного автомобильного хлама: сходство с киношными героями просто удивительное. Опять в дорогу. Впереди, Бангкок - столица Таиланда. Но это уже совсем другая история.

Дорогая моя столица

Крупнейший мегаполис азиатского континента Бангкок (столица Таиланда) - один из самых посещаемых городов в мире. Экзотика и высочайший уровень комфорта сделали город ангелов, так называют Бангкок местные жители, необыкновенно привлекательным для туристов со всего света. Приехав в столицу поздно ночью на междугороднем автобусе, остановился в гестхаузе на улице Каосан Роад - бэкпекерского центра всей Юго-Восточной Азии (бэкпекер - вольный путешественник). Жизнь в этом месте, где масса туристов и бродяг всех мастей со всего света, бурлит круглые сутки. Вдоль улицы, которую неспешным шагом можно пройти за 15 минут, тянутся ресторанчики, бары, клубы, дансинги, массажные, тату, парикмахерские салоны, и практический каждый дом представляет собой гостиницу, а с вечера и допоздна в многочисленных лавочках торгуют всяким сувенирным хламом. В обменных пунктах, туристических агентствах, коих несметное число, меняют валюту, продают билеты на все виды транспорта и турпакеты по всей Азии. Привлекательно для авиапутешественников (не надо заморачиваться с такси): отсюда до аэропорта ходит специальный автобус, каждый час с пяти утра. Билет - 150 бат на человека. Из-за своего расположения Каосан Роад очень удобное место. Все достопримечательности в этом краю, в Старом городе: до королевского дворца рукой подать, до пристани или Голден маунт пешком минут 15, до Чайна Тауна по реке тоже недалеко. Эти места местные еще называют "островом".

Все могут короли

Кто не видел монастыря Ват Пхра Кео (храм Изумрудного Будды), считающийся самым священным местом в Таиланде и одним из красивейших храмов, тот не поймет душу тайца, говорили знакомые аборигены. Следующим пунктом моего маршрута стали Королевский дворец и расположенные по соседству монастыри. На входе в покои короля дресс-код - в шортах и майках не пускают. Территория дворцового комплекса довольно компактная, от золота и глазури рябит в глазах. Первый раз в жизни я видел такие великолепные сооружения - просто дух захватило. Сфотографировался на память рядом с королевским гвардейцем, одетого в форму гренадеров времен российского царя Николая II. В монастыре Ват Пхо, его еще называют храмом Лежащего Будды, прохладная тишина. Исполинский позолоченный Будда (статуя достигает 46 метров в длину и 15 метров в высоту) лежит, опираясь на локоть, на огромном постаменте в ожидании достижения нирваны. На его ступнях перламутровые пластинки со священными текстами. И еще, именно в этом монастыре находится самая знаменитая в стране школа традиционного тайского массажа. Такому искусству здесь обучаются не только местные жители, но и иностранцы. Если вы захворали или устали от пеших прогулок, массажисты вмиг поставят вас на ноги.

Главная национальная святыня государства, символ его могущества и процветания - Изумрудный Будда. Хранится он в храме Ват Пхра Кео. Высота скульптуры, которая сделана из яшмы, небольшая - 66 сантиметров, установлена она в глубине зала на возвышении. Четырежды в год (по временам года) сам король облачает статую в священные золотые одежды. Фотографировать нельзя, зато у входа можно приобрести карточки с изображением Изумрудного Будды.

Все выше и выше

Ближе к вечеру решил побывать на самом высоком здании Таиланда - на небоскребе Байок Скай. Это самая высокая точка столицы, 84 этажа (плюс три технических этажа). Я специально приехал туда за час до заката, чтобы посмотреть сверху на дневную и ночную панораму Бангкока. На самом верху здания вокруг шпиля вращалась открытая обзорная площадка, обнесенная сеткой. Ветер упруго бил в лицо.

Бангкок - с высоты птичьего полета

Внизу в туманной дымке готовился ко сну девятимиллионный мегаполис. После шести часов вечера солнце растворилось за горизонтом, зажглись огни многочисленных небоскребов, словно змеи зашевелились разноцветные ленты из автомобилей и поползли по шоссе и авторазвязкам. Фантастические пейзажи - нереальная урбанистическая красота. Ниже этажом спустился в ресторан, в котором за билетик на смотровую площадку наливают бесплатный напиток - по выбору, от сока и минералки до пива и виски. Темный зал, свечка на столе, а за окном с высоты птичьего полета шевелятся внизу живые огни ночного города.

По азиатской Венеции

В предпоследний день, купив однодневную турпутевку, поехал на микроавтобусе в древнюю столицу Таиланда того времени, Аюттхая. В 1767 году в ходе войны город почти полностью был разрушен бирманцами. Честно говоря, после храмового комплекса Ангкора (Камбоджа), развалины бывшего стольного града Сиама не вдохновили. Управились с осмотром самых интересных руин и наиболее известного храма, Ват Махатхат, за три с половиной часа. Затем отправились на прогулочном теплоходе по реки Чаупхрая и каналам, которые опоясывают весь город (ведь Бангкок - это Азиатская Венеция). Проплывая мимо тайских хижин и жилых комплексов, буддистских монастырей и пристаней, наблюдали вблизи за жизнью и бытом обычных людей.

Мое месячное путешествие по Таиланду закончилось. Впечатлений - масса. Поделюсь с вами еще несколькими наблюдениями. Во-первых, расскажу про особенности национального характера тайцев. Во-вторых, об их удивительной кухне. В-третьих, о том, какой транспорт (сухопутный) перевозит жителей страны и туристов.

Что толку горевать

Почитая других, ты уважаешь, прежде всего, себя "Внимание! Улыбочка. Вас снимают". Эту отрепетированную многими российскими фотолюбителями фразу в Таиланде можно не повторять. Без надобности. Все и так улыбаются, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Хотя, видел я там и хмурые, даже злые личности: но они, что называется, не портят общей благоприятной картины. Вообще, тайцы - народ незлобивый и веселого нрава. Философия их проста и незамысловата: они практически невосприимчивы к негативным явлениям повседневности. Потому что так воспитаны - по канонам буддизма. "Увы, со смертью и разрушением связан этот мир, - и мудрые, познавшие начала этого мира, не горюют о том", - учил Будда Шакьямуни, чье имя переводится как "Мудрец из рода Шакья". Буддизм для тайцев - это не только религия, а образ жизни - все в стране пропитано буддийским самоощущением. Например, на юго-востоке Таиланда есть город Сураттхани, названный так в 1915 году королем Вачиравудх (Рама VI) за приверженность населения буддизму, что означает "Город хороших людей". Алтари в стране есть повсюду: в храмах, гостиницах, ресторанах, официальных заведениях, в жилых помещениях. Туда тайцы приносят свои приношения, восжигают ароматические палочки. Кроме того, закон в стране очень строг по отношению к религиозным хулиганам: посягательство на изображение Будды карается как тяжкое преступление.

И еще, как я заметил, у них не прислуживают, а как бы совершают определенный ритуал. Придя первый раз на сеанс массажа, который, кстати, стоит у них где-то около 200 рублей (в пересчете на российский эквивалент) за один час, стало неловко от того, что молоденькая массажистка первым делом стала передо мной на колени (я в это время сидел в кресле), и в тазике с теплой водой сначала вымыла мне ступни, а затем протерла их полотенцем. Потом я понял, что это не унижение, как посчитало бы большинство моих соотечественников. На самом деле она не ниже меня, но именно от нее зависит в данный момент, чтобы мне было комфортно. Если приятно клиенту, то хорошо и ей. Это совсем другие люди, чем мы. И поэтому их надо воспринимать и уважать такими, какие они есть. В то же время коммерческая жилка есть у большинства тайцев. С ними надо уметь торговаться - туристам все беспощадно заряжается по более высокой цене. Например, если ловите такси возле отеля, то готовьтесь заплатить за поездку раза в два-три больше, чем за за taxi meter, пойманный на соседней улице.

Туризм - основная статья доходов для тайского бюджета, поэтому относятся к нему очень серьезно. Вместе с тем гидом может быть только таец, но далеко не все из них говорят на великорусском языке. Обязательно рядом с гидом - переводчик, обычно, из наших бывших сограждан. Также турист должен запомнить главное - в Таиланде левостороннее движение. Некоторые наши соотечественники предпочитают на время отдыха брать в прокат байк или машину. И тут их подстерегает опасность: пока едешь по своей полосе, то все нормально, но на перекрестке начинается чехарда - многие заруливают по встречке, перекресток из 3-4 дорог наших автолюбителей обычно ставит в тупик. Хотя местные водители в основной массе дружелюбны, особо никто не выпендривается, могут уступить дорогу без проблем, подсказать правильное направление, если вы заблудились. Если же машина идет на обгон мотоциклиста, то предварительно посигналит ему, чтобы байкер ненароком не дернулся и не попал под колеса.

Весьма примечательно, что у России с Таиландом давняя связь. Таиландская национальная гвардия до 1970-х годов носила российские гусарские мундиры, их государственный гимн написан русским композитором Петром Шуровским в конце XX века. В благодарность за это король Рама V подарил ему именную серебряную табакерку. Также для участия в коронации Рамы VI в Бангкок на крейсере "Аврора" (впоследствии легенда революции 1917 года) в качестве представителя российского императорского дома прибыл великий князь Борис. Его встречал брат наследника принц Чакрабон, безукоризненно владевший русским языком, поскольку учился в России и имел русскую жену Екатерину Десницкую.

Алхимия вкуса

Причудливые вкусовые сочетания кухни Таиланда не имеет себе равных. Не зря на раскрученных туристических курортах существуют многочисленные кулинарные курсы, где за вполне умеренную плату обучают секретам поварского искусства путешественников со всего света. Для меня в первые дни пребывания в стране казалось невероятным, как, например, в одном блюде - кокосовом супе с креветками, могут уживаться в гармонии разные вкусовые стихии (острое, соленое, сладкое, горькое и кислое). Позже, привыкнув к тайской стряпне, я уже ничему не удивлялся. Некоторые из приезжих считают, что местная пища - для любителей острых ощущений. Очень вкусно, но до чрезвычайности остро. Поэтому советуют в обязательном порядке перед заказом блюда высказывать просьбу - "ноу спайси" (без перца). Хотя, если вы принимаете пищу в какой-нибудь небольшой закусочной, вас могут и не понять, так как кроме тайского другие языки им неведомы. Спешу заверить соотечественников: в любом случае с питанием никаких проблем. Многочисленные рестораны, кафе, бары и закусочные на любой вкус - от американских фаст-фудов и итальянских пиццерий до изысканных французских и национальных тайских.

Вкусно и дешево

Хочу дать совет. Если вы бюджетный путешественник и к тому же желаете лучше понять национальные особенности страны пребывания, то тайская кулинария - это для вас. Я побывал на севере Таиланда, в центральной его части, на юге страны, и спешу заверить, что еда в любом месте безопасная и очень вкусная. А свой выбор я обычно останавливал на той точке общепита, где много посетителей и по преимуществу тайцев. Куда ходят аборигены, там без сомнения дешево и вкусно. Зарплаты у местного населения не очень большие, потому и цены "не кусаются". Если вы не сильный привереда, то в среднем на 100 бат (где-то около 90 рублей) можно отобедать под завязку. На улицах, особенно в вечернее время, когда спадает жара, часто попадаются харчевни на колесах - на этих передвижных мини-кухнях, рядом с которыми ставят несколько столов, готовят немудреные кушанья. Выбор обычно небогат - два или три блюда, зато рядом с гостиницей, далеко идти никуда не надо.

Порезанные и очищенные фрукты под стеклом и на льду обычно продают с тележек. В ассортименте - дольки ананасов, манго, папайя, ломтики арбузов и дынь, выложенные на стандартную подложку. В пакетике с фруктами обязательно заостренная палочка, чтобы не пачкать руки. Иногда, по желанию, прилагается небольшой кулек со специями. Стоит попробовать: например, сладкий манго или ананас с перчено-соленой приправой - оригинально и необычно. Если захочется пить - охлажденные кокосы. Стоят эти тропические дары природы недорого - где-то 20-30 бат.

Наиболее известен в стране традиционный острый суп "Том ям". Есть две его разновидности - креветочные "Том ям кунг" и "Том ям кха", последний на кокосовом молоке. В тайских ресторанах туристам, скорее всего, подадут адаптированный для приезжих суп. У "правильного" блюда настолько пряный и перченый вкус, что не каждому под силу выдержать "пожар" во рту. По моему мнению, один из секретов местных оригинальных блюд - неповторимый букет острых пряных приправ, который под силу подобрать только тайским поварам. Так, для приготовления тайского кушанья может понадобится от двадцати до сорока видов специй и пряностей.

Без сомнения Таиланд славится своими кулинарными изысками. Например, жаренными во фритюре насекомыми. Смельчаки могут попробовать скорпионов, саранчу такатэн, водяных тараканов мэнда, мучных и шелковичных червей, жуков-плавунцов или ручейников. Для тайцев это то же самое, как для русских семечки.

Экзотика на прилавке

Слон тук-тука не догонит

Путешествуя по заграницам, невольно начинаешь сравнивать: что у них похоже на наше, российское, а что разнится. Прошлой зимой, странствуя по Таиланду, обратил внимание на тамошний сухопутный транспорт, и заметил, что тайский извоз выделяется каким-то особым неповторимым колоритом. Ну, например, такое транспортное средство, как слон. В России на исполинах джунглей как-то не принято передвигаться - климат не тот, да и не водятся они в наших палестинах. Их в основном можно увидеть либо в зоопарке (в крупных городах), иногда в цирке. Для жителей Таиланда слон олицетворение силы, смелости и благородства, к тому же - верный помощник по хозяйству. И катают на них (на деревянной площадке, которая укреплена на спине животного) по преимуществу туристов. Первый раз мне довелось "оседлать" серого гиганта в Сурине, во время праздника слонов. Получасовая прогулка по городским улицам обошлась для моего кошелька в 400 бат.

Еще один специфический вид транспорта - моторикши, в просторечье называемые тук-тук (потому что при движении они очень громко шумят). Эти мотороллеры с прицепным кузовом используются в основном в качестве такси. Кузов у них открытый - только крыша над головой, сиденье - на два места. При посадке необходимо сразу договариваться о цене, и платить лишь по прибытии в конечную точку маршрута. Вполне могут вместо доставки в нужное место начать возить по магазинам и ресторанам, начисто забыв английский язык. Причины - комиссионные, которые водитель тук-тука получает с владельца торговой точки. Иногда встречаются велорикши, но это уже экзотика и потому увидеть их можно весьма редко. Самое дешевое и быстрое средство доехать куда-либо - это мототакси. Садишься позади мотоциклиста, одетого обычно в оранжевый жилет, и в путь. Резво доставят вас в нужную точку со скоростью ветра, ловко и рискованно маневрируя среди скопившегося транспорта.

Есть еще довольно популярный транспорт в Таиланде с трудно произносимым названием - сонгхто. Это грузовой пикап с навесом от палящих солнечных лучей и со скамейками в кузове. Хотя на острове Тао встречалось мне авто и без крыши. Потому что расстояние там не ахти какое, и пассажиры, по всей видимости, не успевают в дороге нагреться на солнце.

Приятно поразило, что система перевозок у тайцев организована весьма неплохо: например, существует "joint ticket" - один билет на несколько видов транспорта, который можно приобрести в любом уличном турагентстве, что в результате существенно облегчает жизнь вольному путешественнику. Если вы наметили с материка попасть, к примеру, на остров, то по "сквозному билету" минибас довезет вас до пирса, затем паром - остров - автобус и прямиком в отель. Такси в стране и, особенно в Бангкоке, очень много. Все автомобили со счетчиком, то есть "такси-метер". Расценки низкие. Днем можно за вполне умеренную плату уехать на довольно далекое расстояние. Если таксист отказывается включить счетчик, а начинает предлагать фиксированную плату за проезд - значит, хитрит и завышают цену минимум в полтора-два раза по сравнению со счетчиком. В таком случае воспользуйтесь услугой другого такси. Также в столице возможны пробки. Чтобы быстрее добраться, например, до аэропорта, можно за дополнительные деньги воспользоваться платными дорогами. Стоит недорого. В конце водитель приплюсует потраченные средства к показаниям счетчика. Правда вечером, никто вас по счетчику не повезет: такое ощущение, что в темное время суток таксисты работают только на себя. Но особо не переживайте - за 150-200 бат можно уехать в любую точку огромного мегаполиса. Автобусы курсируют по всей стране. Почти все они кондиционированные, кроме самых дешевых - красных, где, тем не менее, установлены мощные вентиляторы. Совет, обязательно носите с собой карту, чтобы показывать таксистам или водителям общественного транспорта, куда вы надо направляетесь. Также не помешает карточка отеля (можно попросить, чтобы администратор написал на ней название отеля по-тайски).

ХАБАР

Таиланд. Лучшие предложения!
26 ноябрь 2016 г.
Жаль, что рассказ о Таиланде из далекого уже прошлого - 2009 год. Автор не пожалел ни добрых советов, ни слов на прекрасно описанные впечатления - спасибо!
веселый доктор
29 сентябрь 2009 г.
Замечательный рассказ!
Лова
Россия, Владивосток
24 сентябрь 2009 г.
Аплодисменты автору! и 100 балов.
akusch
6 сентябрь 2009 г.
Замечательный рассказ! Завидую белой завистью людям,которые ездят самостоятельно даже в экзотические страны.Молодец!
Luna_T
3 сентябрь 2009 г.
Очень интересно и познавательно!
29 август 2009 г.
Супер! Молодец!
Zahar1001
С таким даром повествования можно рассказать о деревянной табуретке и будет очень интересно) Действительно интересно!
нелли
Как здорово!!!!! :)))
=foxy=
Классное путешествие. И рассказ отличный! Спасибо :)
mikers
Очень интересно, спасибо!
MikMik
США, Лос-Анджелес
27 июль 2009 г.
Ну что можно сказать когда просто нет слов ! Просто великолепный рассказ, Практически, это альманах о Тайланде, Я бы поставил не 10 а все 100 балов ! Браво !!!!!!!!Просто суппер !!!!
Таиланд. Лучшие предложения!

Планируй свой отпуск заранее!
о. Пхукет, Паттайя, Краби, Бангкок, Као-Лак и д.р.
Удобный онлайн поиск и офисы рядом с домом!