Отзыв написан: 20 июля 2009 г.

Вариант летнего отдыха в Черногории рассматривался мной достаточно давно.  Побывав два года тому назад в Хорватии, хотелось посмотреть и на ее «соседку» как по Восточной Адриатике, так и по бывшей Югославии. Не стану скрывать, что определенную лепту в данном выборе сыграл и «экономический кризис», т. к. предполагалась определенная минимизация расходов.

Традиционно организацией поездки занялась заранее – еще в марте.  Блуждая в интернетовском пространстве в один из промозглых ранневесенних дней и подспудно уже тоскуя по морю, солнцу, новым впечатлениям, набрела на привлекательную для себя информацию  по Черногории, которая касалась двух основополагающих моментов – на чем доехать и где жить.

Первый вопрос решился в пользу чартерного рейса, организованного ТО Астревел. Это удовольствие в марте стоило 20тысяч на двоих + 1300 аэропортовый сбор.  Перелет был организован из Домодедово «дочкой» S7 – «Глобусом». Оплата производилась наличными в офисе ТО, после работы заехала к ним тогда еще на Новослободскую, потратив минут 15-20 на оформление. За 5дней были присланы на мою почту электронные билеты.  Рейс из Москвы задержали на два часа, и еще один час был потрачен на выпроваживание милицией из самолета семейной парочки, активно выяснявшей отношения с привлечением других пассажиров после двухчасового излияния алкогольной продукцией из «дьюти фри». В результате вместо предполагаемого прилета в Тиват в 16.00, мы оказались на черногорской земле только в семь вечера, потеряв в дороге практически весь день.  И только в половине девятого были на месте.  Так что в очередной раз убедилась, что тяга к дешевым дорожным расходам, чаще всего имеет весьма показательную обратную сторону.  Правды ради замечу, что возвращение в Москву прошло без накладок, четко по расписанию. Хотя остальные рейсы, вылетающие в это время из Тивата, были задержаны. Поэтому в единственном маленьком зале вылета скопилось много народу,  народ сидел и полулежал даже на полу. О возможности найти какое-либо свободное место, чтобы нормально присесть, вопрос не стоял. Нам оставалось только порадоваться за себя, что в таких условиях мы провели не больше 20минут, и посочувствовать пассажирам «невезучих» рейсов.

Проблема проживания изначально была решена в пользу апартаментов как наиболее популярного места для жилья именно в Черногории. При любой поездке я всегда стараюсь найти какие-то специфические моменты, характерные для данной страны или региона. Если в Будапеште я видела себя только отдыхающей в термальном отеле, в Черногории захотелось попробовать именно этот вариант. Бронировала на сайте Аdriatic-tour в марте сразу после покупки билетов.

Выбор место пребывания был сделан в пользу Петроваца, самого южного курорта Будванской Ривьеры. Первые позитивные впечатления черпала на google, рассматривая там фотографии, заприметила этот городок с его набережной со средневековыми (псевдосредневековыми?) домами из серого крупного камня, двумя островками на горизонте. В одном из этих домов и были заказаны апартаменты.

Петровац ориентирован на тихий семейный отдых, много совсем маленьких детей. Основной контингент – черногорцы, сербы и русские. Представители других национальностей   встречаются намного реже. Город можно неспешно обойти минут за 10, особой «развлекаловки» нет, вечером все выбираются на набережную и чинно выгуливаются, посещая сувенирные лавки и кафе. Других мест для вечернего променада в пешей доступности нет. До Будвы, Св. Стефана и пролегающих между ними курортов можно добраться только на автобусе или такси.  Петровац достаточно чистый по черногорским меркам и живописный городок со своей особой аурой. Особенно мне было приятно выходить рано утром, часов в 6-6.30 по местному времени из своих апартаментов, народа еще почти не было, однако на набережной уже чувствовалось небольшое движение, пахло свежей выпечкой и кофе, на пляже тоже была еще тишина.

О пляжах Петроваца нужно сказать особо. В начале искреннее спасибо (серьезно, не шучу) хочу выразить Владимиру67. Благодаря его постоянным «красочным» зарисовкам на этом форуме о количестве отдыхающих на сантиметр пляжной поверхности, я была подготовлена к увиденному. Внутри теплилась надежда, что удастся найти альтернативный вариант, но она так и не реализовалась.  Людей на городском пляже ОЧЕНЬ много. Если бы я изначально не была об этом уведомлена, скорее всего, данная «ложка дегтя» серьезно подпортила мой черногорский отдых. А так… Осведомлен, значит вооружен.

Недалеко от Петроваца есть еще пляж Лучица (15минут неспешным шагом). В июле месяце на нем также яблоку негде упасть практически в прямом смысле. Мы его несколько раз посетили, но для себя особо отличия в лучшую сторону не увидели. Можно пройти еще дальше и потратить на дорогу еще 30минут в один конец. Тогда попадете на относительно протяженный и безлюдный пляж Белярица. Стоит ли игра свеч? Однозначного ответа у меня нет. Если уж кому-нибудь будет совсем невмоготу от перенасыщенности ближайших к Петровацу пляжей, может решиться и на такое неблизкое хождение на море.

Еще одно пляжное место можно найти в противоположной стороне от Петроваца (ближе к Будве). Туда ведет живописная дорожка, окруженная средиземноморскими соснами. Далее – нужно пройти через три туннеля (фонарик нужно иметь при себе обязательно), и спустившись на стройку отеля (поговаривают, что его заказчик -  Газпром) дойти до небольшого пляжа. Вторая часть пути достаточно экстремальная даже для взрослых, с детьми проделывать этот путь, тем более постоянно, достаточно обременительно.

Лично мы выбрали для себя самый простой вариант -  городской пляж, до которого  было в прямом смысле 10шагов.  Большая часть пляжа (это касается и Лучицы) занята лежаками (2лежака+зонт -10евро). Они выстроены длинными  прямыми рядами, не оставляя возможности проникнуть и расстелить свою подстилку отдыхающим, игнорирующим, это предлагаемое им благо цивилизованного отдыха. Найти свободный лежак – не проблема. В то время, когда, мы отдыхали, минимум 1/3 оставались весь день без «хозяев».  К сожалению, чистота пляжей желает лучшего.  Окурки, бумажки, другой мусор естественная их составляющая.

С питанием  проблем не возникало ни в самом Петроваце, ни в Черногории в целом. В местном супермаркете «Воли» цены адекватные московским, большой выбор и молочных продуктов, и сыров, и колбас, и замороженных овощных и мясных изделий. Если кто желает готовить более серьезную еду можно купить парное мясо, фарш.

Фастфуд представлен, в основном, пиццей (кусок 1.20-1.50евро) и плескавицей (2евро): черногорским бигмаком -  булкой с большой котлетой (она и называется плескавицей), другие ингредиенты – помидоры, огурцы, капуста, лук, специи – каждый может самостоятельно положить по вкусу. Такой «перекус» можно дополнить чашечкой кофе, пирожным или мороженным.

Более «серьезную» еду можно найти в местных кафе, большинство из которых находятся на набережной. Порции везде большие, цены практически везде одинаковые (мясное блюдо 7-10евро, рыба 18-40евро за килограмм в зависимости от категории).  Если вы едите немного, то можно обойтись одной на двоих. Совершенно нормально официантом рассматривается просьба принести еще одну тарелку и положить два прибора, или попросить оставшееся недоеденным блюдо завернуть в фольгу, чтобы взять с собой, можно попросить сразу завернуть с собой заказанное блюдо.

Как и любая предыдущая поездка, эта не обошлась без путешествия по Черногории. Для этих целей тоже еще в Москве через Интернет была забронирована машина Hyundai Atos, механика (40евро в день).  Контора - Meridian. Пять дней обошлись нам в 200евро (платили наличностью) + 300 блокировка на карточке.  Такой вид  оплаты не обязателен, можно выбрать любой удобный для вас вариант: заплатить все наличными или карточкой.  Еще 5евро было заплачено за то, что машина была доставлена из Будвы, где и находится данная контора. Все тоже было достаточно четко, вовремя и без накладок с маркой модели. Единственный момент, который мне не понравился (я расценила его как определенную нецивилизованность сервиса) – машина  сдавалась с пустым баком, с таким же наполнением можно было ее и сдавать. Но это мелочи, которые присутствуют в Черногории, и, если не хочешь испортить себе отдых, лучше на них не  обращать внимание. Что-либо «поиметь» на халяву свойственно и более территориально близким мне представителям сферы услуг.

В первый день мы отправились по достопримечательностям Бока Которского залива. Вначале заехали в Котор. Только собрались пройтись по его узким улочкам, пошел дождь. Мы решили его переждать в морском музее. Кстати, билеты в черногорские музеи недешевы (3-5евро). Это объясняется характерной «черногорской сметливостью» в области предоставления любых услуг (особенно, если это касается второстепенных), т.е. часто тебе стараются втихаря, не интересуясь твоим желанием и не предоставляя выбора (получить или отказаться), «втюхать» какую-то дополнительную услугу. Например, в цену билетов заложено экскурсионное обслуживание. В морском музее – это аудиогид.  В музеях Цетине – «живой» гид, который проводил только для нас двоих экскурсию. Правда, она была на сербском языке. Но это уже мелочи.

Сам которский музей весьма интересен, дает полное и наглядное представление о развитии мореплавания в этих краях, множество собрано экспонатов различных периодов. После выхода из музея, мы наблюдали такую же безрадостную картину – дождь только усилился. Поэтому было принято решение не ждать его окончания, а ехать дальше. Это один из моментов, который доказывает предпочтительность  самостоятельных путешествий.  Ты не привязан ко времени, можешь мобильно перестроиться на другой вариант путешествия.

Следующим пунктом нашей «перводневной» поездки был Пераст. За это время дождь поутих, была легкая дымка, которая только шла этому Бокакоторскому чуду.  В одном из прочитанных отзывов я  выделила для себя такие слова об этом городе – « место, где застыло время». Они весьма точно передают дух Пераста.  Такой тишины, спокойствия, «безмолвия вечности» я не встречала больше нигде. Когда я сейчас вспоминаю Черногорию, то первый образ, который возникает в моей памяти, связан именно с Перастом, с его ближайшими островами. И только потом вспоминается красота Адриатики со Свети Стефаном, Будвой, «моим» Петровацем.

Обязательно следует съездить на катере (4евро с человека) на рукотворный остров Богородицы на скале с одноименной церковью. Его посещение только добавляет «эксклюзивности» данному месту.

В заключении путешествия– Герцег Нови с заездом по дороге в монастырь Св. Савина, одного из самых больших православных монастырей на Балканах. Сам Герцег Нови произвел на меня  благостное впечатление. Это зеленый курорт со своим  Старым городом и с такими уже знакомыми атрибутами восточной Адриатики как Морской форт, узкие улочки, дома с красночерепичными крышами. Окончательным аккордом стало купание в море и ужин  в одной из придорожных коноб.

На второй день был запланирован Дубровник, встреча с моей любимой Хорватией, приятные воспоминания о которой сыграли немаловажную роль в том, что мы отправились отдыхать в Черногорию.

Практический совет: заранее проверьте наличие, так называемой, green card у арендованной вами машины. Ее отсутствие может привезти к серьезным проблемам при пересечении границы. Нам пришлось по дороге в Дубровник заехать в свою контору в Будву и получить эту карту и наклейку на заднее стекло. Для сокращения пути лучше воспользоваться паромом (4евро в один конец за машину). Паромы ходят постоянно, мы им пользовались три раза, никогда долго не ждали, всегда попадали на ближайший. Добраться до него не сложно. Нужно ехать по шоссе через Тиват, никуда не сворачивая.

Переход границы занял у нас: туда – 40минут, обратно – 15. Не сказать, что проезжаешь с ветерком, не останавливаясь, но, с другой стороны, особо нас лично не досматривали, хотя кое в каких машинах и копались как черногорские пограничники, так и хорватские.

Дубровник – красивейший город восточной Адриатики, который мне удалось видеть. Восхищает мощь и богатство зданий древней Рагузы. Для полноты ощущений не лишне пройтись и по его крепостным стенам.

Машину мы поставили в подземную стоянку относительно недалеко от Старого города (3,5 часа – 3евро, оплата естественно в местной валюте – кунах). Их лучше всего поменять в банке, мы это сделали на Страдуне (главной улице Старого города). Нам хватило 50евро, на последние оставшиеся куны мы купили в одном из последних перед границей супермаркете хорватские гостинцы домой.

Кроме Дубровника мы заехали на хорватский курорт Цавтат. Традиционно познакомились с его пляжно-морскими прелестями, понежась на вечернем солнышке и искупавшись в ярко бирюзовой воде на его живописном острове, соединенным с «большой» землей мостом. Полюбовались шикарными яхтами, пришвартованными к местному пирсу, прошлись по набережной. Машину также поставили на охраняемую стоянку (2евро за два с половиной часа), об этом нас убедительно просили в арендной конторе, рассказывая страшилки о битых стеклах и проколотых шинах у автомобилей с черногорскими номерами.

В третий день нами был предпринят поход на юг Черногории.  Утром мы заехали на Скадарское озеро. Советую, если есть время и желание, проехать через Вирпазар (находится на трассе на Подгорицу) дальше по верхнему указателю вдоль побережья.  дорога извилистая с одной полосой в обе стороны, но виды открываются чудесные.  дорога тянется по всему практически, прилегающему берегу, мы повернули обратно километров через 15, можно наслаждаться и дольше.

На обратном пути со Скадарского озера, когда мы уже выехали опять на Адриатическое шоссе (Ядранский путь), нас занесло в курортный городок Сутоморе. В него можно со спокойной совестью не заезжать, если не мучает ностальгия по пыльным черноморским отечественным курортам в худшие годы их функционирования.  В принципе у меня сложилось впечатление, что отдых в южной части Черногории – это на ОЧЕНЬ большего любителя  «экзотики» или ради ОЧЕНЬ большой экономии. цены в кафешках, на фастфуд в среднем на30-50% меньше, чем в Петроваце на аналогичную еду.

Далее нас «понесло» в Бар. Сперва мы, начитавшись отзывов о близости к Италии и о самом большом в стране морском порте, заехали «пошопиться» в Новый Бар. Пройдя по основной торговой улице, только из жалости по потерянному времени купили по паре итальянской обуви за достаточно немалые деньги. То, что было дешевле, даже по запаху было схоже с товаром, продаваемом на вещевых рынках.

В середине дня мы, наконец, доехали до Старого Бара. Весьма многочисленные развалины Цитадели, церквей, дворцов различных эпох, начиная с 10века, которые были приведены в такое состояние несколькими землетрясениями, где последним аккордом стал взрыв порохового склада.

Вечер и этого дня мы традиционно провели в пляже, выбрав для этой цели знаменитый 13-километровый песчаный пляж из серого песка за Ульцинем. В сам город мы решили не заезжать, т.к. полностью «насладились» за время поездки местным колоритом. Резюмируя впечатления этого дня, могу отметить некоторую их двойственность. С одной стороны,  мы посетили много интересных и самобытных мест, известных как важная составляющая основных черногорских достопримечательностей. С другой стороны, после чистой и более «приглаженной» во всех отношениях Хорватии,  эти края смотрелись еще в большей степени запущенными.

Четвертый день был посвящен черногорской столице - Цетине и монастырю Василия Острожского. Цетине – маленький тихий провинциальный городок, который волею судьбы получил опять столичный статус. Если вы, как и мы, любители музеев и соскучились по ним за время отдыха, советую посетить дворец короля Николая и дворец Петра Петровича Негоша (Билярда). Дворцами их в соотнесении с Лувром, Хофбургом или Эрмитажем назвать сложно, но и монархия во Франции, Австрии и России была более длительной и политически сильнее и представительнее, чем черногорская.  Однако в них много весьма познавательных экспонатов.  Например, во дворце короля Николая полностью сохранился интерьер большинства комнат, залов, выставлена красивая посуда, наряды королевской семьи. Все достаточно «живенько». В Цетиньском монастыре посетили одну из святынь всего христианского мира - кисть десницы (правой руки) Иоанна Крестителя. Я намеревалась увидеть еще и сокровища монастырской ризницы, минимум треть которых -  дары российской царской семьи. Однако «выставленный счет» в 20евро для нас как неорганизованных туристов и высокомерно-снисходительное отношение местных монахов(близость власти, даже сугубо религиозной, всегда портит), оставило это желание неосуществленным. И мы двинулись в другую православную святыню – Острог.  Поднявшись по весьма адреналиновому серпантину к нижней части монастыря, мы собирались 4оставшихся километра до верхнего монастыря с кельей и мощами Василия Острожского  идти пешком. Однако, пройдя 500м, решили согрешить, вернувшись обратно к машине и на ней доехав. Место величественное, «намоленное», это святостью пропитан сам воздух Острога. Мы приехали в субботу, было много паломников, они находились не только в монастырской гостинице, но матрасы, одеяла занимали и всю площадь перед ней.  По виду, поведению большинства людей чувствовалось их  осознанное посещение данного места. В Остроге мной была решена и проблема с «сувенирами».  Родителям,  некоторым друзьям,  я купила иконки, кресты.   Многие из близких, именно такой презент рассмотрели как весьма трогательный.

Последний пятый день традиционно был ориентирован на  посещение мест, которые по различным причинам не были включены в программу предыдущих поездок. Мы опять съездили в Котор, где на этот раз светило солнце, заехали на знаменитый мелкогалечный пляж Яз и в Голубую бухту, прошлись по Будве, ее Старому городу.

Остаток дня провели на малолюдном и весьма чистом пляже Свети Стефана, прогулявшись по его паркам.

РЕЗЮМЕ.

Самыми распространенными стереотипами, привязанными к отдыху в Черногории, как мне лично кажется, выступают:

- первый представлен знаменитым слоганом «Отдыхайте там, где вас любят».  Если честно, я не заметила на себе особую отличительную любовь черногорцев. Да, она и не нужна. Эти чувства пусть искренне испытывают ко мне мои близкие.  От местного населения в Черногории, как и от представителей других стран, в которые я приезжаю, мне хочется получить качественный сервис, цивилизованный подход в организации турбизнеса. Желание получить максимальную прибыль в ускоренные сроки при минимальных затратах, присутствие  в различных видовых обличьях черногорских детей лейтенанта Шмидта имеет место быть.

- Второй стереотип касается утверждения, что Черногория – оптимальное место для отдыха с детьми с чудесным климатом. Я лично и этого не заметила. Климат здесь более влажный, чем в Хорватии, Греции, Испании, Болгарии. Этот список можно увеличить. Удобна сама модель отдыха в апартаментах. Но ее можно иметь при желании и в вышеперечисленных странах. Мне кажется, данное утверждение было привязано к необходимости привлечь именно российских покупателей недвижимости в Черногорию, заинтересовать их покупать виллы и апартаменты, чтобы проводить в них лето со своими детьми.

Можно еще перечислять «помарки» и недочеты.  Но стоит ли?!

Незабываемый отдых в Черногории!
3 октябрь 2010 г.
Спасибо за рассказ! Странно, что Вы его так озаглавили ...без эмоций. Ну ведь Острог не оставил Вас равнодушными!? А Котор? Разве он хуже Дубровника? Ничуть...
нелли
20 июль 2009 г.
хе... наше окошко :))))) только мы в прошлом сентябре там жили :)
Незабываемый отдых в Черногории!
Персональный подбор туров в Черногорию
Горящие туры и раннее бронирование
Оформление в кредит, страхование, бонусы