Из ХХI века в Средневековье. Поездка в Таллинн и немного мистики

Отзыв написан: 15 июля 2009 г.
Из ХХI века - в Средневековье. Поездка в Таллинн и немножко мистики.

На это лето у нас были другие планы - очередной автобусный тур по Европе (люблю это дело и давно езжу). Но, кризис все-таки сказался и группа не набралась - хотя и ждали до последнего момента. Увы... А душа просилась в путешествие. Тут и вспомнился отложенный "на потом" вариант - а не съездить ли в Таллинн? Давно собирался свозить туда свою любимую, ради удовольствия которой все последние годы и ездим по Европам.

Интерес к этому городу возник еще в детстве, когда неоднократно читал и перечитывал любимую советскую книжку - "Рыцари моря" (кажется Игоря Всеволожского). Книга о мальчике из династии советских военных моряков, живущем в Таллинне и поехавшем поступать в Нахимовское училище в Ленинграде. Так вот "вкусные" таллинские названия "Кадриорг", "Кек ин де кек", "Длинная" и "Короткая" нога, "Толстая Маргарита" и другие - прочно осели в памяти. С тех пор несколько раз туда ездил, но все как-то не так... В советские времена, из Питера съездить в Таллинн было так же , как сейчас в Финляндию (если есть виза), т.е. просто. Это могли себе позволить даже студенты - вечером брали плацкарт до Таллинна, утром - там, сразу - на автобусный вокзал, брали билет на автобус, часов на 16, и - на полдня город на разграбление. Ездили кофе попить, ибо уже тогда Таллинн обладал для нас неким "заграничным флером". А уж любое уважающее себя предприятие по профсоюзной линии могло заказать автобус и свозить своих сотрудников хотя бы в Нарву - ездили за молочными продуктами, сливками, шоколадом, мармеладом в тюбиках. Эстонские трудящиеся точно так же ездили к нам-за одеждой.Вообщем, пресловутый "Мост дружбы" через Нарову таковым и являлся. Правда тогда в Таллинне вам могли запросто не ответить и не обслужить в магазине-если вы говорили по-русски...

Поскольку та же душа просила ни в чем себе не отказывать, я снова ее послушался и решил заказать очень хорошую гостиницу - выбрал "Рэдиссон Блю Таллинн" 4+ (бывш. "Рэдиссон SAS" - этот логотип еще практически везде в гостинице),

Гостиница "Рэдиссон"

а поскольку находился в отпуске, то передал все хлопоты по поездке турфирме "Леввей" (это питерское представительство известного московского т/а по Прибалтике - "Лас Флорес"), а сам уехал на дачу. Сразу скажу - фирма справилась на все 100. Привез документы - заплатил - забрал документы. Визы, гостиница, страховка, билеты на автобус, автобусная экскурсия по городу.Самый простой, и, практически, единственно доступный способ (если нет своей машины - но и она не лучший вариант) добраться до Таллинна - автобусная фирма "Евролайнс". Начитался здесь ужасов про нее - про неработающие туалеты и кресла, опоздания и поломки - и был приятно удивлен - туда "Люкс Экспресс" - шикарный автобус марки "IRIZAR" с мягкими сидениями, с большим расстоянием между рядами, розетками для ноутбуков, бесплатным кофе, прессой, комфортабельным туалетом без следов запаха. (Обратно - простой рейсовый, но лишь чуть менее комфортабельный "VOLVO"). Жалобы на дорогу тоже не подтвердились - все-таки ее ремонтируют, сдирают асфальт, хотя километрах в 50 от Ивангорода остался один жуткий участок, где за наш "IRIZAR" было просто физически больно - так он трясся и дребезжал. Про дороги в Эстонии, понятно, говорить нечего - они в порядке. Несмотря на то, что как рейсовый, мы проходили границу без очереди (отодвинув толпу галдящиих финнов, чей автобус уже поставили было под навес), прохождение границы заняло примерно 1 час 15 минут и дольше стояли перед эстонцами. Кстати, может кто знает, почему отличительная черта российских пограничных пропускных пунктов - грязные вонючие туалеты? Где бы не пересекал - в Торфяновке, Нарве, Калининграде... Видимо национальный колорит - где-то вышитые рушники, а у нас - туалеты.

Довольно унылая дорога до Таллинна разбавилась несколькими интересными эпизодами, типа экзотических пейзажей у Кохтла-Ярве, в виде огромных терриконов - отвалов породы, кусочка моря, вынырнувшего неожиданно справа или лося, бегущего куда-то вдоль дороги по своим лосиным делам. Есть там такой населенный пункт - Усть Нарва, так вот в советские времена дорожный указатель к нему в русской транскрипции эстонского названия выглядел так: (внимание, собрались, теперь читаем) НАРВА - ЙЫЭСУУ. Сейчас, разумеется, надпись на эстонском - специально обратил внимание. Но особенно умилил другой дорожный указатель - уже на подъезде к Таллинну: Таллинн... км, а сверху, почему-то : Стокгольм... км. Подумалось - неужели "малленькая тррудолюбиввая Эстонния" так глубоко интегрировалась в Европу, что уже и до Стокгольма шоссе проложила - ведь вообще-то между ними Балтийское море? Или юная западная демократия решила таким образом лизнуть "старшего брата", что называется "по самые гланды"? А вот еще вопрос - может в Тбилиси, например, есть подобный указатель - сколько км до Вашингтона? Вообще, этот эпизод напомнил реальный случай в Америке - там некий террорист захватил автобус во Флориде и потребовал у водителя отвезти его... на Кубу. Вниманию террористов! Если вы читаете сейчас эти строки, знайте, что из Эстонии можно доехать до Стокгольма на автобусе, только для этого нужен в заложниках хотя бы один из тех эстонских чиновников, кто санкционировал подобную дурь. Он и дорогу покажет...

Готовясь к поездке, я, естественно, очень внимательно изучал Интернет, т.к. ни одного путеводителя по Таллинну в Питере не нашли. Смотрел и карту города в Гугле - пытался понять - далеко ли отель от автовокзала - получалось, вроде не близко. Но в действительности все оказалась рядом - пешком дошли до "Рэдиссона" минут за 15-20. Специально попросили при заселении этаж повыше - ведь отель находится в самом высоком жилом здании города и получили огромный "дабл" на 18 этаже (из 24) с панорамным окном во всю стену и шикарным видом на город (что выяснилось уже утром, когда широким жестом распахнул занавески). Залив с портом, Пирита, небоскребы банка "SEB" и "Swissotel", море зелени и муравьи-прохожие внизу - просто супер!

Вид из окна

Конечно, с крыши отеля, где находится открытый ресторан, вид гораздо круче - практически обзор на 360 градусов.

Вид с крыши на Старый город

В разные годы гостями отеля, если судить по "Стене славы" были президенты Буш и Саакашвили, принц Монако Альбер, куча музыкантов во главе с "DEEP PURPLE" и Джо Кокером, сборная России по футболу, Рууд ван Нистелрой и такие мегазвезды, как Людмила Гурченко, Дима Билан, и, даже, прости Господи, Сергей Зверев. Последним именем, стену, ИМХО, просто испачкали.

С утра была запланирована и оплачена еще в Питере автобусная экскурсия по городу - приехал микроавтобус от той же "Лас Флорес" с туристами из Москвы и местным гидом Мариной. Сели и поехали как раз в Кадриорг, Пирита, к памятнику "Русалке",

Памятник погибшему кораблю "Русалка"

монастырю св. Биргитты,

Развалины монастыря Св. Биргитты

на Певческое поле

Певческое поле

- т.е.в те районы, в которые затруднительно было бы идти пешком, что вышло очень удачно для наших планов осмотра города.Оттуда же полюбовалсь великолепной панорамой города уже со стороны моря.

Вид из района Пирита

Как выяснилось из расписания группы, на тот же день у них была запланирована и пешеходная экскурсия по Старому городу, к которой мы впоследствии и присоединились, уплатив гиду смешные 200 крон (а в Питере предлагали за 60 евро! ).Поездив 2 часа по городу, наконец-то добрались до Вирусских ворот,

Вирусские ворота

первым делом купили путеводитель и просто "нырнули" в неповторимую атмосферу Старого города. Как выяснилось, в эти дни в Таллинне проходили "Дни Средневековья"

Дни Средневековья

и на Ратушной площади был развернут огромный рынок, где люди в национальных и исторических костюмах торговали, в основном, изделиями "народных промыслов", т.е. своими поделками.

Поделки

Но здесь же работали кузнецы, гончар, плетельщики корзин,

Ремесленники

какие-то вязальщики (чуть не написал "стропальщики 5-го разряда"), короче - умельцы. По всему городу разгуливали люди, которых у нас называют "реконструкторы" - в старинной одежде, при оружии.

Вольные стрелки

Тут же, на сцене, пели старинные песни, играли на волынках, перед сценой дрались на мечах

Бой

- вообщем было здорово, и уходить оттуда не хотелось. Но надо... И пошли мы, куда глаза глядят, заворачивая во все переулочки, благо, заблудиться там трудно - пока не выйдешь за стены. Не представляю, как бы мы там были в эпоху пленочных фотоаппаратов - ведь, буквально, каждые 10 метров нужно было обязательно сфотографировать какой-нибудь дом,

Три брата

фонарь, флюгер,

Флюгер
Старый Тоомас

выглянувший кусочек башни,

Башни

водосточную трубу,

Водосточная труба

или, заглянув за угол, увидеть там такое вот чудо...

Чудо

Читая отзывы гостей Таллинна выписал для себя кучу адресов, где надо обязательно побывать - типа "Музея марципана", кафе "У бабушки" и т.п. В действительности, все эти планы пошли прахом, ибо шли, крутя головой как те флюгера, что были над головой,(во, загнул!) и, время от времени, натыкаясь все же на знакомые по записям места. Чего говорить - город, даже по сравнению с последним его посещением (ездили туда с дочерью встречать Миллениум - очень не понравилось, даже поменяли билеты и уехали на день раньше) сильно похорошел - он просто "вылизан" (это не в обиду), кругом чистота,

Стены города
Улица "Длинная нога"

и в городе и над городом,

Моют небоскреб

в каждом доме мастерская, ресторан или магазинчик - практически тот же Гамла Стан в любимом мною Стокгольме. Плюс, конечно, повезло с погодой - в череде дождливых дней именно этот был теплым и солнечным.

Интересный момент - за полтора дня в Старом городе не увидели ни одного полицейского. Как раз утром в отеле, слушая выпуск новостей на нашем 1-м канале (эстонский выпуск) узнал, что по сведениям кого-то (не помню кого) больше всего пострадали от кризиса 3 страны - Эстония, Латвия и Сейшельские острова. В Эстонии сокращения коснулись уже даже работников спецслужб (типа МЧС) и полицейских. Видать, и вправду, совсем худо, если начинают сокращать полицию. Кто же их будет охранять и защищать в следующем году?

Но вот где кризис не ощущается, так это между Вирусскими воротами и Ратушей - там туристический люд просто кишит и ситуация напоминает Венецию летом - кто был знает, о чем я - просто не протолкнуться... Да еще все рестораны вынесли наружу свои террассы. Конечно, сильно портят средневековые виды улиц и переулков, да и просто мешают проходу, припаркованные автомобили, которые как тараканы лезут во все щели.

За несколько часов обошли и осмотрели ту часть города, где находятся церковь Олевисте,

Церковь Олевисте

Толстая Маргарита,

Толстая Маргарита

"Три сестры", переулок Катарины

Переулок Катарины
Там же

и к 15 часам вернулись на Ратушную площадь, чтобы снова встретиться с гидом Мариной и отправиться с ней на экскурсию, как раз в тот район, где мы еще не были - к церкви Нигулисте, Домскому собору, холму Линды, смотровым площадкам, короче в Вышгород,

Длинный Германн
пронизанный духом рыцарей,
Сувенир

что, тоже, было для нас очень удачно. Выйдя на смотровую площадку,

Вид на Старый город

решил глянуть на город в бинокль. Бросил в него требуемую 1 крону, но автомат, даже не сказав "спасибо" монету просто сожрал. Почему-то это меня страшно разозлило и я высказал этой железной гляделке все, что думаю о ее хамском поступке. Представляете, на следующий день, город, видимо устыдившись поведением отдельных несознательных автоматов, нам эту монетку вернул, подбросив ее на парапет у церкви Нигулисте. Мистика...

После пешеходной экскурсии ноги уже не ходили, было жарко и мы с трудом доползли до гостиницы, где приняли прохладный душ и просто вырубились, т.к. первую ночь почему-то долго не могли уснуть. Но рассыпаться было некогда, ибо на 19-30 был заказан романтический ужин. Попробуйте с 2-х попыток угадать, где? Правильно - в "Пепперзаке".

Ресторан "Пепперзак"

Столько читал про эти культовые для российских туристов рестораны (вторая попытка, естественно, "Олде Ханса"), что нужно было самому взглянуть и оценить. "Пепперзак" перевесил благодаря знаменитому шоу, которое проходит там каждый вечер. Поскольку места были заказаны заранее, мы сидели на маленьком балкончике под потолком, где было всего 3 маленьких столика и откуда все было хорошо видно. Старинный антураж заведения, деревянные потолки с закопченными балками, свечи, официантки в средневековых костюмах... Суть представления в том, что два местных "мачо", тоже в старинных костюмах, не могут поделить некую красотку. Начинается все с "непереводимой игры слов, с применением местных идиоматических выражений " (с), потом начинают сыпаться звонкие плюхи ( а девица томно ахает), потом достаются шпаги и начинается махалово с прыжками с лестницы, падениями, вырыванием оружия у противника и т.п. И тут главная фишка - в самый разгар драки в ресторан с улицы заходит... Смерть с косой! Типа, я тут мимо проходила, может чем помочь? И вообще, мол, повнимательнее... Но расторопные официантки быстро выносят Смерти бокал пива, та его забирает и снова уходит на улицу - других дел полно. ( Представляю состояние сидящих на террассе снаружи - пьют пиво, и вдруг по городу идет Смерть, заходит в их заведение и тут же выходит - тоже с пивом). Драка продолжается, пока девице это не надоедает и она уходит, попутно отправив в нокдаун одного из соискателей. Тут прибегает буфетчик с двумя кружками хмельного, бойцы секунду раздумывают, а потом хватают кружки и обнимаются под аплодисменты собравшихся. Забавно, с "веселым хвостиком", а Смерть - просто супер! Ужин понравился, блюда под названием "Слабость тетушки Маргариты"- нежнейшее куриное филе с рисом и фруктами и "Особое от магистра Йохана" - свинина на гриле с печеным картофелем и грибной подливкой, пирожное из мороженого с малиной,а особенно "Медовое" пиво -просто великолепны. Второй раз в жизни легко выпил 0,5 пива, т.к.вообще-то его практически не пью. (Первый раз - тоже в культовом месте - знаменитой пивной "Хофбройхаус" в Мюнхене).После ужина снова прогулялись по Старому городу,народу было гораздо меньше, зато его "градус" неуклонно поднимался - все-таки вечер пятницы. Последствия этого обнаружили на следующее утро. В Вышгороде, на одном из домов есть мемориальная доска, посвященная "эстонскому Станиславскому" - Вольдемару Пансо. Она изображает голову мэтра и его торчащую из стены руку. Так вот утром в субботу в этой руке был большой пустой бокал...Мистика...

Мистика...

На следующее утро проснувшись и не спеша позавтракав снова отправились в Вышгород, погуляли и направились на традиционный субботний получасовой органный концерт в Домский собор. Потоптали, как он и завещал, прах эстонского Дон Жуана Отто Йогана Туве у входа, поклонились праху Ивана Федоровича Крузенштерна - "парохода и человека", которого папа с мамой вообще-то называли Адам Йохан фон... и послушали концерт, разглядывая великолепные рыцарские гербы развешанные по стенам - их там более 100. Вообще, мое глубокое убеждение, что если есть возможность послушать оргАн в старинных соборах, этой возможности никак нельзя упускать. Так же повезло в прошлом году в Базеле. Атмосфера, впечатления - просто непередаваемые. Ни в каком концертном зале такого глубокого погружения в звуки музыки, идущей, кажется из самих древних стен, конечно, не достигнуть.

Выйдя после концерта в состоянии глубокого погружения , не удержался и пострелял из настоящего лука - нацепив, как полагалось в старину, кожаный нарукавник на одну руку и кожаные "наперстки" для тетивы на другую - и, исполнив, попутно, свою давнюю мечту. Результат, естественно, значения не имел - важен был процесс.

Погружение

Тут скажу банальности: "...но время неумолимо..." и "Цигель, цигель-ай лю-лю!".Это означает, что наш автобус уже бил копытом на автовокзале.

И снова - не поверите, но именно в тот момент, когда мы туда направились, вдруг начался дождь. Хотелось верить, что город плачет... Мистика...

Резюме: поездка оказалась во всех отношениях просто замечательной, наконец-то рассмотрел город, ощутил и понял (надеюсь) его фантастическую красоту и самобытность.Что называется - зацепило. Единственный минус - надо было брать 2 полных дня. Тогда бы успели самостоятельно съездить в Пирита и Кадриорг, а возможно и в парк "Рокка-аль-маре". Имейте это в виду, уважаемый читатель, при планировании первой поездки. Гостиница полностью оправдывает свою звездность, сервис везде в городе на уровне. Практически повсеместно можно расплачиваться пластиковыми карточками. Со мной случилось страшное - поскольку, как я уже говорил, душа просила, собирался активно пользоваться карточкой, а налички взять чуть-чуть - на всякий случай - не люблю оказываться в стране без местных денег. И вот буквально вечером накануне поездки, совершенно случайно с ужасом обнаружил, что у обоих карточек -"Виза" и "Мастеркард" закончился срок действия. Лихорадочные поиски налички привели к покупке 2300 крон ( примерно 6000 руб.). Ровно все их мы, в итоге, и потратили. Мистика....Конечно,были и евро и рубли, но как-то не люблю пользоваться обменниками.

Все эти страшилки про нелюбовь к русским - ерунда. Им там не до того, чтобы выбирать - ну-ка, а кто тут русский? К нам всегда сначала обращались по английски, но на вопрос :"Понимаете ли по-русски?" каждый отвечал хотя бы "...чуть-чуть..." и старался ответить на вопрос по русски. Молодежи, конечно, в этом плане сложнее, но, особенно в обслуге - в отеле, ресторанах, магазинах и т.п. - все стараются.

Вот такая получилась короткая, но насыщенная поездка, с легким налетом мистики. Город оказался непрост...

Так что - все, кто еще не был - в Таллинн!

Спасибо, что дочитали.

Эстония - отдых по самым низким ценам!
веселый доктор
28 февраль 2012 г.
Тоже бывал проездом-теперь нужно выбираться целенаправленно
Natalya_sonata
Китай, Пекин
12 февраль 2011 г.
Какая красотища!!! Спасибо огромное!!!
16 декабрь 2010 г.
Магрибка - спасибо и Вам - за добрые слова
магрибка
Россия, Подмосковье
14 декабрь 2010 г.
три раза с интервалом прочла и посмотрела на ваши замечательные фотки, такой восторг вызвал ваш фотоотчет. Действительно, очень сильно захотелось съездить в Таллинн. Так красочно и живо описаны достопримечательности и подмечены житейские мелочи, что рассказ получился "живым" и фотки такие замечательные! Спасибо, что выложили.
K.E.
Россия, Нарьян-Мар
25 январь 2010 г.
Отлично,фотографии тоже+++
13 сентябрь 2009 г.
Спасибо RedFlower - м Вам того же!
RedFlower
Замечательный рассказ и фото отличные, в тему! Побольше Вам таких незабываемых поездок и приятных открытий!
Зайцелюб
17 июль 2009 г.
Грандиозный отчет! Спасибо!
Lorens
Латвия, Вентспилс
17 июль 2009 г.
Спасибо за возможность еще раз прогуляться по Таллинну
scram
16 июль 2009 г.
А Вам спасибо за рассказ, за фотографии :)
15 июль 2009 г.
Спасибо, Маргарита. Да я и без лука ничего :))
Маргарита66
Россия, Владимир
15 июль 2009 г.
Порадовалась за Вас Алексей.Здорово, что попали на дни средневековья, это добавило красок в вашу поездку.Очень колоритно смотритесь с луком в руках!
Эстония - отдых по самым низким ценам!
  • Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит