Отзыв написан: 5 марта 2009 г.
Предупреждаю сразу, пост Очень большой, предназначен в основном для автобусных путешественников, но и все остальные, думаю, найдут что-то интересное. И пусть размеры вас не пугают. А для самых нелюбопытных и ленивых – в конце поста небольшая информация и советы.

Прага - это волшебная сказка. Кто скажет, что это не так, пусть первым бросит в меня камень. Отдача замучает. Прага – это город моей мечты, я давно рвалась туда, интуитивно предчувствуя, что это МОЙ город. Интуиция не подвела. Но обо все по - порядку.

День первый и второй

Жарким июльским днем мы встретились на Витебском вокзале с остальной группой и благополучно загрузились в поезд Санкт-Петербург – Боровичи. Белорусские Железные Дороги приятно удивили отсутствием лишних стуков, скрежетов, сквозняков и наличием вежливого и даже добродушного сервиса. Хотя, поезда, они везде поезда. День и полночи в пути. К Боровичам подъехали то ли в два, то ли в три, то ли в четыре ночи (с переводом часов вначале вышла небольшая путаница). Но никто не проспал, что само по себе хорошо. Из Питера вагон шел прицепным и это, скажу вам, жуткое зрелище, когда твой вагон неторопливо отцепляют посреди путей. Ни вправо, ни влево перрона не видно. Мимо окон пробегают бравые мужички и вагон тут же трогается. (Для меня до сих пор остается загадкой, толи тепловоз подогнали, толи мужички шибко мощные были). Прямо за вокзалом нас уже поджидает автобус. Большой, белый и улыбающийся. Загрузившись в салон, согласно купленных билетов, народ тут же начинает устраиваться поудобнее, твердо намериваясь урвать еще часика три сна. Руководитель группы Алена мужественно рассказывает о предстоящем дне и прочих неприятностях. Заодно разъясняет, почему вместо обычного Бреста мы прибыли в Боровичи – чтобы оказаться на границе раньше автобусов из Бреста. Как оказалось впоследствии – все сработало, и у пограничников мы были, чуть ли не первыми. Про Алену отдельные три отлично-ее-описывающих слова: высокопрофессиональна, обаятельна, открыта. Пять баллов.

Из окна автобуса Брест кажется очень чистым и аккуратным городком (видимо, сказывается близость к Европе). На границе по случаю раннего часа стоим всего ничего – два с половиной часа. На улице уже жара, а в автобусе духота. Выхода нет. Народ торопливо подъедает запрещенные к ввозу в Польшу молочную продукцию и колбасу. А те, кто больше не может есть – прячет в дамские сумочки – их не проверяют. Нам повезло – даже выходить из автобуса не заставили. Собрали паспорта, раздали паспорта – вот и вся таможня.

Этот день стал, пожалуй, самым трудным за все время путешествия. Двенадцать часов транзитом по территории Польши, каждые три часа остановки. И все занятья надоедают через пару часов, и пятую точку отсиживаешь напрочь. Зато есть шанс хорошенько разглядеть придорожную Польшу. Невысокие домики, хутора, широко расположившиеся вдоль дорог и огромное море цветов. Они здесь повсюду: в палисадниках, на окнах, балконах и даже автозаправках. Как выяснилось, в Польше очень дешевые цветочные семена. Проезжаем по краешку Варшавы, но по спальным районам, кажется повсюду одинаковым, ничего нельзя сказать про столицу. К вечеру подъезжаем к подножиям Судет - и сразу жить становится легче, веселее и прохладнее. Мчимся по гористым дорогам, так, что дух захватывает. Больше всего поразили не только хорошие дороги, а самый настоящий светофор в лесу. Остановились на красный и минут десять стояли, ничего не понимая. Зеленый. Поехали. Оказалось, что впереди кусок дороги ремонтировали и чтобы не было аварий… Вы поняли.

Часов в десять въехали в небольшой городок на самой границе – Душники Здруе (Duszniki Zdro'j), где когда-то отдыхал Шопен. Очень милый «домашний» отельчик “Sonata”, уютные номера и неплохой завтрак. И мы снова готовы отправиться в путь.

День третий

На границе также стоим недолго – всего пару часов. Грустно провожаю взглядом поляков и чехов, пешком переходящих границу туда-сюда. Наверное, по магазинам. Сразу за таможней меняем доллары и евро на кроны (нам повезло, этим летом Чехия еще не перешла на евро). Как оказалось впоследствии, на границе был едва ли не самый выгодный курс. Что касается минимума денег, необходимого в Чехии – Алена еще с вечера все толково и тщательно объяснила и подсчитала для нас. Как оказалось потом – очень точно. Снова в автобус, снова в дорогу. Придорожная Чехия разительно отличается от придорожной Польши. Здесь все городки размещены очень сжато и компактно. Больше трехэтажных старинных каменных домиков. И гораздо меньше цветов. Одним больше нравится Чехия, другим – Польша. На любителя. На территории Чехии Алена предлагает выучить парочку фраз на чешском, дабы совсем не ударить в грязь лицом. «Добже рано, дзень и вече» проходят на ура, но с «дзенкую добже» («спасибо большое») уже начинаются проблемы. Вообще языковых проблем нигде не возникало. Например, в Праге, более возрастной контингент знает русский потому что учили в школе, а молодые люди из числа работников отелей, ресторанов и пивниц – потому что надо делать бизнес, ибо русских в Праге великое множество. А уж если вы обладаете зачатками английского языка, то можете совсем ни о чем не беспокоиться – не пропадете.

Для нас Прага началась с большой развязки при въезде в город и такой уже родной «ИКЕИ» там же. По очередному счастливому стечению обстоятельств, с гостиницей, в которой нам предстояло жить (Прага-8), в последний момент случилась накладка и принимающая сторона забронировала места в отеле «Централ» (“Central”), который находится в пяти (!) минутах ходьбы от Староместской площади, читай, в историческом центре города. В этот самый центр, как вы понимаете, въезд автобусам запрещен, поэтому нас высадили на стоянке за три квартала до отеля. Это было колоритное зрелище: разношерстная толпа в сорок человек с сумками наперевес и чемоданами на колесах за спиной мчит по улицам города. Горожане в панике отпрыгивают с пути, растерянно глядя вслед. А чемоданы оглушительно грохочут пластиковыми колесами по неровным булыжным мостовым. Страшное зрелище, скажу я вам, радует одно, что мы были по эту сторону чемоданов. За свободный час в отеле успеваем спокойно смыть пыль дорог (настоящая ванна, а не просто душевая кабинка!), вытянуть ноги на мягких кроватях и приготовиться к новым свершениям. Отель, кстати, очень и очень достойный. Ненавязчивый сервис, аккуратная уборка и разнообразие меню на завтрак.

Автобус отвозит нас в Пражский Град, где начинается трехчасовая пешеходная экскурсия по Праге под предводительством очаровательного экскурсовода Ирины. Собор Святого Вита, Пражский Град, Карлов Мост, Башня Орлой, Староместская площадь, Карлова Уличка и Вацлавская площадь… Не хватит слов, чтобы передать всю красоту этого города. Пожалуй только, одно слово – атмосферность. Темно-каменные джунгли, покатая брусчатка, неожиданные узкие улочки, навевающие мысли о средних веках (особенно ночью), и в тоже время, яркое солнце, широкая спокойно-волнительная Влтава и кусты-деревья на каждом свободном клочке земли; вечные туристы, смешение языков, запах жареного мяса, кнедликов и, конечно, пива (но об этом чуть позднее)… Прага многогранна, многолика и многоголоса. И она не отпускает.

После экскурсии слегка замученные, но довольные отправляемся на вечернюю прогулку по Влтаве. Шведский стол и стопка «Бехеровки» в подарок. Единственное, что слегка разочаровало – необходимость довольно долго стоять в шлюзе на реке, однако, это стоит того. Легкий ветерок, закат и Вышеград, до которого по земле мы так и не доберемся. А еще, немцы с остановившегося рядом кораблика, с которыми мы поднимали бокалы пива через окно за здравие друг друга и, опять-таки, немцы, распевавшие что-то свое родное, пока не открыли шлюз. Все очень здорово, душевно, по-русски, что ли…

Потом была ночная Прага: загулявшие туристы, кругом интернациональная речь, пивницы с чертовски вкусным пивом, сияние витрин и удивительно-мистический город, который по ночам возвращается сам и возвращает внимательного путешественника в свое прошлое.

День четвертый

Наскоро позавтракав, грузимся в автобус и направляемся в Карловы Вары. По дороге заезжаем на экскурсию на пивоваренный завод «Крушовице». Милый чех, довольно бодро изъясняющийся по-русски, проводит нас по залам завода. Как будущие химики-технологи облизываемся на суперсовременное и полностью автоматическое оборудование. В конце экскурсии ждет весьма приятный сюрприз – дегустация 4-х сортов пива (по пол-литра каждого). Честно признаюсь, до последнего сорта я добралась уже с трудом. Но «Крушовице Черне» это что-то! Кстати, чехи считают, что темное пиво – женское, в нем нет такой горчинки, как в светлом. И еще, если увидите у нас в магазинах «Крушовицу» смело берите – это настоящее привозное, потому что этот завод не продает лицензии и все «Крушовице» в мире сварено в Чехии.

По дороге в «Карловы Вары» нас ждет еще одна остановка – средневековый городок Локет с одноименным замком. В замке, как и положено, есть настоящий дракон, хранитель и даже настоящая комната пыток. В целом, Локет помогает понять Чехию не такой, какой она представляется в парадной Праге, а такой, какая она есть – страной множества «локетов» - старинных городков в полторы улицы с домиками, покрытыми оранжевой черепицей с непременной ратушей в центре и обязательным собственным замком.

«Карловы Вары»… «Как много в этом звуке, для сердца русского слилось…» Сами чехи говорят, что это не чешский город, это русский город. В самом деле, на улицах гораздо чаще слышишь русскую речь, чувствуя себя где-нибудь в Пятигорске или Кисловодске. А вообще, Карловы Вары – настоящий кукольный городок, другого слова и не придумаешь, когда видишь все эти резные-вычурные дома, домики и домишки. Спокойная, сонная и неторопливая атмосфера. Как и экскурсовод со смотровой экскурсией. Честно скажу, не понравилось, потому что затянуто, хотя и не мало интересных фактов. Основной след от пребывания в Карловых Варах оставили: сами источники (всего 12, самый холодный + 300С, самый горячий + 750С, к тому же бьет на высоту 12 метров), вафли, минеральная вода «Mattoni» и, конечно, купание в открытом бассейне на крыше гостинице «Термаль». Само здание гостиницы видно из любой точки города, настолько оно страшное. Подарено в 70-е гг. дружественным советским народом. И за что наши руководители так невзлюбили Карловы Вары? А бассейн – почти сказка. Вода +290С круглый год (разбавленная вода из источника), на улице + 300С, а от бортика бассейна виден весь город – красота!

А день все никак не мог закончиться.… По единогласно поддержанному нами предложению Алены заехать на вечернее представление «Поющих фонтанов», автобус направился в Градчаны, где для этих фонтанов построен специальный стадион. Нечто подобное недавно открылось в Питере на Московской – фонтаны, подсвеченные множеством огней бьют, опадают, снова взлетают вверх под музыку – «танцуют и поют». Однако здесь в десять вечера вместе с фонтанами на небольшой сцене танцует специальная балетная труппа. Незабываемое зрелище: яркие тугие струи воды на фоне теменного пражского неба, четко выверенные действие танцоров и бессмертная музыка Чайковского. (Нам обещали «Кармен», однако, как случается, произошла накладка, и показали «Лебединое озеро», умудрившись втиснуть его в 45 минут, ничего при этом не потеряв) Впечатлений море и все только положительные.

Доползя ночью до номера, тут же уснули – уж слишком наполненным выдался день.

День пятый

Это был единственный свободный день в Праге. Широко разрекламированный зоопарк сразу же решили отложить на следующий приезд (который непременно состоится!), потому что хотелось побродить по городу, а еще залезть на Петрежен – посмотреть на Прагу с высоты птичьего полета, там расположена одноименная башня со смотровой площадкой. Башня эта, по уверениям экскурсовода, является уменьшенной копией Эйфелевой. Так что можно сфотографироваться на ее фоне, а потом доверчивым лохам рассказывать, мол-де "стало скучно в Праге, смотались в Париж на пару часиков". Именно за этим мы и потопали на Петржен. По заверениям, у подножья холма обитает экзотическое существо с фамилией Фуникулер, которое за определенную мзду домчит нас до верха. С ветерком. Но у меня же не может быть все по человечески! Когда мы, наконец, добрались до него, нас радостно встретил забавный красный шлагбаум с милой надписью о ремонте. Естественно, на время нашего пребывания в Праге. Но бешенной собаке, как известно, и сто верст не крюк...Подумаешь, какие-то 300 метров вверх при 35 градусной жаре... Поползли. Что самое примечательное - дорожки на холм есть, а вот указателей, что и куда, нема. Как будто и не в Европе вовсе. А навстречу, как назло, одни туристы. Причем все не те - мы ведь ни на дойче, ни на франсе не спикаем! Топаем, значит, куда глаза глядят. Я, как самая бодрая (читай, бешенная), умотала вперед. Оглядываюсь, а мамы с Иркой нету. Подожду. 5 минут, 10...Никого. "Нахалки", - думаю, "сидят себе в тенечке, пока я тут... пи-пи-пи..." Возвращаюсь. Никого. Вообще. Даже туристы и те вымерли. Ну, я как крикну во всю мощь неслабых легких. Вороны падают с сосен, самолеты на секунду замедляют полет, но никто не отзывается. Иду дальше. С печалью вспоминают про мобильник, положенный в мамину сумку "для сохранности". Впереди работают строители - мостят дорожку наверх. По виду - типичные гастарбайтеры-такжики. И до сюда добрались. И, конечно, не бельмеса по-русски. Чтоб вас...
Поднимаюсь по недостроенной дорожке - и вижу перед собой мини-эйфелеву башню. На скамеечке в тенечке сидят Они. Оказывается, потеряв меня из виду, решили действовать напролом и полезли по едва заметной лесной тропке. А еще говорят, что я псих.
Раз уж пришли, надобно на башню забраться. Мама отказывается наотрез, мол высоты боится. Ну и что, я то же боюсь... Ой, мамочки, и нафига я сюда поперлась! Это ж холм 325 метров, да плюс еще башня 60... На первой смотровой площадке еще полбеды. Даже можно к краю подойти. Но потом... Поднимаемся по лестнице. За перилами 300 метров свободного пространства. Чувствую, как коленки сами собой останавливаются и дальше ни в какую. Специально для таких, как я, в середине пролета устроена скамеечка. "Я тебя здесь подожду" - махаю Ире рукой и пытаюсь думать о чем-нибудь невысоком. Поребрике, например. Через минуту до меня доходит ужасная правда - вниз-то ведет другая лестница! проклинаю Европу за их повышенную комфортность и предусмотрительность. Обреченно встаю - теперь только один путь - наверх. Уговаривая коленки, что со страхами надо бороться, доползаю до верха. смотрю на город с высоты птичьего полета. Дух захватывает во всех смыслах, когда эта огромная метллическая дура начинает раскачиваться на ветру. Ира фотографирует меня с дикими глазами и зеленоватым лицом на фоне крыш. С чувством выполненного долга, начинаем обратный путь.
Оказывается, спускаться гораздо страшнее, чем подниматься. И коленки не просто останавливаются, они умудрятся выгибаться в другую сторону! Не ожидала такого предательства со стороны собственного организма. Медленно, аккуратненько, по стеночке начинаем спускаться. Вдруг сверху раздается дикий топот. Как будто стадо мутировавших слонов. Небольшое, конечно, но я, вжавшись в стенку, лихорадочно начинаю прикидывать, как же мы разойдемся. Топот приближается. Выяснятся, что это не мутировавшие слоны, а американцы, мутировавшие в слонов (ну, вы поняли). Веселым галопом несутся вниз, перекрикиваясь на ходу. Начинаю завидовать им зеленой завистью, натренировались, блин, на своих стоэтажных небоскребах и хоть бы хны. Направить письмо губернатору что-ли? Пусть строят нам небоскреб. Очутившись на твердой земле испытываю дикое желание приложиться и поцеловать твердь. Дика горда собой - начала успешно бороться со страхами.

Заглядываем еще в Вальндшейновский сад рядом с метро «Malastranska». Тихое место в центре шумного города. Неприлично ожиревшие золотые карпы в пруду и искусственная сталагмито-сталактитовая стена с загадкой в глубине сада. Необычно и интересно. Еще был Еврейский квартал, Злата Уличка, Пражский Град, Старе Место… все описать просто невозможно, это надо видеть и чувствовать.

Невозможно усталые, но безмерно довольные, глубокой ночью возвращаемся в гостиницу. Мы полны Прагой, но уже чувствуем, что хочется еще.

День шестой

Вскочив в пять утра, хватаем аппаратуру, чтобы запечатлеть Карлов мост без туристов (как вы понимаете, в другое время это сделать нереально). Наши шаги по брусчатке Королевского пути эхом отдаются от стен узких улочек. Прага пуста, Прага подвластна еще последним, самым сладким, мгновениям сна, когда пора просыпаться и встречать новый день и новых гостей. Такой она запоминается больше всего: молчаливой, пустынной, величавой и одновременно трогательной, ставшей почти родной всего за пару дней. Волшебная Прага. На мосту встречаем точно таких же сумасшедших фотографов, их к счастью, немного, поэтому с удовольствием пробегаемся во всю ширину моста, не боясь на кого-нибудь налететь.

Автобус неторопливо едет по улицам города, а мы так же неторопливо прощаемся с ним, обещая вернуться.

По дороге на границу заезжаем в Моравский Крас – удивительные карстовые пещеры, которые тянутся на много километров. Миловидная экскурсовод сразу же предупреждает, что по-русски гораздо лучше понимает, чем говорит. Особенно милым выглядят ее вопросы время от времени: «Вы меня понимаете? Я правильно говорю?». Мы ее, конечно, успокаиваем, тем более, что во многих словах эти пещеры не нуждаются. Слишком красив, величественно и безмолвно. И в эту мрачноватую красоту отлично вписывается «Ameno», зазвучавшая, едва мы вошли в главный зал. Да, кстати, в пещерах всегда плюс 8, поэтому с большим облегчением выползаем на тридцатиградусную жару.

Первая, пожалуй, неприятность за все время нас поджидает на Чешско-Польской границе. 4,5 часа на самом солнцепеке. С грустью наблюдаем, как один за одним проходят таможню рейсовые автобусы. Дабы напомнить о себе после трех часов непонятного ожидания, почти всем женским коллективом автобуса танцуем на границе что-то типа странной смеси из канкана, яблочка и летки-енки. Поём. Срываем шквал аплодисментов от соседей по несчастью, но ноль эмоций от таможенников. А мы так старались…

Ввиду задержки на границе, в Величку (городок на окраине Кракова) приезжаем ну Очень поздно. Не успеваю рассмотреть название отельчика.

День седьмой

С утра самыми первыми пребываем в дирекцию соляных копей. Всего 388 ступенек вниз и мы внутри настоящей соляной шахты, где все, от потолка до стен, из соли. Проверено на себе. Полячка украинского происхождения Анна с неистребимым хохлацким акцентом остроумно и толково проводит экскурсию по уникальным штольням. Признаюсь честно, дух захватывает. Особенно, когда осознаешь, что над тобой 135 м соли, а, сколько под тобой – вообще неизвестно. Настоящие соляные скульптуры, озеро и подземный действующий костел (поляки – одна из самых верующих в Европе наций и не могли обойтись без церкви, даже под землей). Особый местный аттракцион – подъем в полной темноте наверх на шахтерском лифте. И не надо никаких американских горок. Честно признаюсь, орала громко, когда нас загрузили по девять человек в лифт, выключили свет и рванули наверх. Ощущений выше крыши.

После шахты прямым ходом направляемся в Краков – древнюю столицу Польши. Честно скажу, после Праги город не впечатляет. Хотя, это только мое мнение. Многим нравится. Сам по себе небольшой. Исторический центр можно обойти за час-полтора. Если не торопиться. Вавель – центральная крепость, у подножия которой спит дракон. Дышит огнем за СМС-ку, отправленную по определенному номеру. Внутри – Кафедральный собор Королевский дворец. Красиво, но дух не захватывает. Рыночная площадь с ратушей, на которой каждый час трубит трубач неоконченную мелодию. Машет тем, кто после его выступления громче порадуется и похвалит. После нашего коллективного «Ура» он чуть не выпал. А там высоко. Торговые ряды, картинная галерея и много-много костелов. Они в Кракове на каждом шагу, говорят по воскресеньям в каждом – масса народа. Еще есть замечательный парк, опоясывающий центральную часть города. Плюс аквапарк. Пожалуй, все, что есть в Кракове.

Опять несколько часов в автобусе. Двигаемся к границе. Разговоров мало, начинает ощущаться некоторая усталость, одновременно с приятной «наполненностью».

Ночуем в отельчике «Дельфин» в небольшом городке почти на границе. Сменив за короткое время несколько отелей, начинаешь довольно быстро разбираться-собираться. Умение приходит с опытом.

День восьмой и девятый

Наутро чуть свет снова на ногах. Торопимся на границу, чтобы опять быть первыми. Тут стоит заметить о том, что белорусское руководство, решив, видимо, подзаработать деньжат, ввели ограничение на ввоз пива и алкогольной продукции. Это просто ужасно, везти из Чехии всего по две бутылки пива и 1 л крепких напитков на человека! А на каждую следую бутылку пошлина – 5 евро. Золотое пиво получается. Но наши туристы экстремалы до мозга костей и на свой страх и риск берут больше, надеясь на «авось». В нашем случае сработало. И спасибо больше водителям, которые помогли пройти границу без проволочек. Нас не досматривали Даше поверхностно. Хотя, нам на всех границах так везло – нигде не заставляли ни выходить, ни вещи вытаскивать. А может, в жару таможенникам тоже работать не хочется?

До поезда оставалось время, успели заехать в Брестскую крепость. Торжественно, грустно, но светло. Еще бы побольше средств на восстановление…

Захлопываются двери поезда, заканчивается и чешская сказка. Но само ощущение волшебства будет жить в нас еще долго, по крайней мере, до следующего приезда….

Краткая Информация и Советы

Автобус: не пожалейте денег (в районе 50 руб.) и купите надувную подушку под голову – и прощай затекшая шея. В жару в автобусах душно, кондиционер не всегда спасает, поэтому не набирайте много воды заранее (все равно, охладить негде будет), лучше потратить лишний злотый-крону на заправках, но зато минералка (пиво) будет гарантировано холодной. Не брезгуйте санитарными остановками! Лучше сходить раньше, чем терпеть (после пива-то) три часа до следующей. В новых автобусах практически не укачивает, но пара мятных конфет все равно не помешает. Не забудьте все необходимые в автобусе вещи заранее переложить из чемодана в тару поменьше, чтобы взять в салон. Водители, конечно, добрые, но на каждой остановке они вам багажник открывать не будут! Про еду не пишу, это только по вашим потребностям. Периодически в автобусе появляется кипяток (заправляются почти на каждой остановке, но пассажиров-то 40 человек!)

Таможня: в Польшу нельзя ввозить молочные продукты (включая сыры) и колбасные изделия (правда, всегда можно спрятать в дамской сумочке); в Белоруссию нельзя ввозить более 2х бутылок пива (по 0,5л) и 1л крепкого алкоголя на человека. На каждую бутылку сверх нормы пошлина – 5 евро.

Деньги: в Польше - благодаря руководителю заранее рассчитали необходимое количество злотых (получилось в районе 85 злотых на человека + 30 на сувениры). Как раз хватило. Меняли прямо на первой остановке (кафе, где кормятся все проезжающие туристы), курс приличный, кому не хватило, меняли в Кракове, там похуже. В среднем (на июль 2006г – 1zl = 8.5 руб; 1э = 3.8zl; 1$ = 3zl.)

в Чехии: 1550 крон – самый-самый минимум (со всеми экскурсиями и едой в кафешках, вместе с группой), плюс еще сувениры всяко-разно, бассейн в Карловых Варах, зоопарк, пивницы и проч. – примерно 500 крон (1э = 28 Kc(, 1$ = 22Kc(; 1000Kc( = 1200 руб.)

Меняли прямо после границы – на удивление оказался хороший курс, про обменники в городе ничего сказать не могу, потому что пользовались кредиткой: очень удобно – сразу получаешь кроны, кроме того, межбанковский курс обмена всегда выгодней чем, в самих пунктах обмена.

Еда: оговорюсь сразу – питались мы (кроме включенных в стоимость завтраков) в кафе, заказанных руководителем, вместе со всей группой. Получалось совсем не дорого, да и самим голову ломать не надо. Единственное кафе, которое не понравилось – «Чаплин» в Карловых Варах. Что в Польше, что в Чехии – везде подают просто огромные порции, одной на двоих даже бывает много. Пообедать - поужинать в Польше в среднем – 15 zl, в Чехии – 200-250 Kc(.

Пиво: В Праге – везде. В центре в пивницах, естественно, подороже, примерно 30 Kc(, в известную пивницу «У Чаши» можно сходить ради экскурсии, но не более - на цены лучше не смотреть. Есть вариант – заказать экскурсию по пивоварням и там уж во всей красе, все сорта и по низким ценам… (На «Крушовице» бутылки по 12-17 Kc(). Запомнилась маленькая пивница на улице «U(jezd», недалеко от Петржена – темный «Гамбринус» 12 Kc(. В магазинах города пиво 0,5л – от 15-18 Kc( и выше. Да, и не забывайте, в Чехии считается, что темное женское, а светлое – мужское!

Традиционные сувениры:
Прага – пиво, кружки, изображения с Кафкой и Швейком, улыбающихся ведьмочек, остальное по желанию…
Карловы Вары: кружка с носиком, вафли, минеральная вода «Mattoni» (можно и в Праге), хрусталь, косметику, «Бехеровку», соляные пилочки для ногтей…
Величка: лечебные соляные лампы (в 7-10раз дешевле, чем в Питере)…
Краков: дракончики…

В обязательном порядке везде запастись огромными впечатлениями и положительными эмоциями!!!

Вроде бы все, если появятся вопросы, пишите. Всем успехов и путешествуйте с улыбкой!
Helena_
Россия, Пермь
Интересный рассказ! А я все сомневалась-что там интересного в чехии! Надо съездить обязательно! А от какой фирмы ездили?
Маргарита66
Россия, Владимир
6 март 2009 г.
Рассказ понравился, фотографий,для такой поездки,хотелось бы побольше.
scram
5 март 2009 г.
Рассказ послушно не читала :) А фотографии понравились. Жаль, что их так мало.