Отзыв написан: 2 февраля 2009 г.

Отдельно про Иссык-куль. (1-я серия)

Есть такое золотое место в Киргизии – озеро Иссык-куль  на высоте 1600 метров над уровнем  моря. Вы можете где угодно скачать данные по Иссык-кулю, но редко где вы найдёте ответ на вопрос - почему каждое лето более миллиона человек со всей Средней Азии и Казахстана стремятся попасть на это большое  (180х60 км)  озеро.

Я с детских лет проводил своё школьное лето на Иссык-куле, и сейчас живя уже 12-ть лет в Москве, регулярно езжу летом в Бишкек и на Иссык-куль.

Когда я впервые повёз своих московских друзей в Кыргызстан (Киргизия) и на Иссык-куль, то предупредил сразу – хотите верьте, хотите нет, но вы влюбитесь в это место, и побывав там однажды, вас будет тянуть туда ещё и ещё раз. Горное солнце с сильнейшим ультрафиолетом, чистый воздух насыщенный настоем запаха полыни и горных трав, озеро голубого цвета (из-за наличия минеральных солей в воде) – всё это вместе создаёт ощущение курортного отдыха. Семёнов - Тянь-шаньский и  Прежевальский, влюбились в Иссык-куль с первого взгляда, с первого вздоха его пьянящим воздухом. Это место, я не могу сравнить ни с каким другим местом  в бывшем СССР, разве что видел что-то подобное по телепередачам  в Чили, Перу и Аргентине. В своё время побережье озера было освоено за счёт предприятий  г. Фрунзе и Ташкента. Раньше киргизы не особо любили пляжный отдых, и поэтому в старые времена пляжи были заполнены в основном бледнолицыми жителями Чуйской долины. Сейчас ситуация переменилась, и пляжи лучших пансионатов заполнены уже местным населением. В старые времена (1970-1985 г) на пляжах  Иссык-куля спиртное пили редко, а пили его в основном вечером, сейчас  же часто вижу, как пьют непосредственно на пляже, причём крепкие спиртные напитки – что влечёт за собой перегревы на солнце, и увеличение числа утонувших по-пьянке. Когда я предупреждал своих друзей о том, что на Иссык-куле можно сильно сгореть за 30-ть минут, мне никто не поверил. Мой друг сказал мне, что объездил почти 50 городов России и нигде он не сгорал даже за 4-е часа. Время проверило нас, вечером в коттедже после пляжа он орал, как бегемот   что он помирает, и не поймёт, как он мог так сильно сгореть всего за 2-а часа. Шкура потом с него слезала как с жертвы атомной бомбардировки. Пляжи там имеют обманчивый прохладный ветерок, и при этом идёт сильное ультрафиолетовое излучение даже через тучки.  Советую путешественникам - особенно берегите от излишнего облучения ультрафиолетом на пляже маленьких детей, стариков и беременных женщин. Тем, у кого повышенное артериальное давление, или проблема с сосудами – Иссык-куль вообще противопоказан  – тому подтверждение немало случаев (вплоть до смертельных исходов) ещё в советскую бытность отдыха. Вообще даже не планируйте, что вы будете загорать на пляже подряд несколько дней, потому как после того, как вы «сгорите» в первые два дня, вам уже не будет хотеться на пляж, и вот тут то начинается вторая интересная часть отдыха – поездка по ущельями и горам.

Местного на Иссык-куле очень легко отличить от приезжего, он загорелый как спичка, голова чёрная, а всё тело слегка, так сказать, посветлее. На Иссык-куле есть и русские сёла, правда русских там сейчас живёт  меньше чем раньше и они с горечью считают, что их просто бросили на произвол судьбы. В своё время они переселились туда в 19-м веке из центра крепостной России, и в дальнейшем по столыпинской программе переселения. Киргизы – выходцы из Сибири с реки Енисей, это кочевой народ  монголоидной расы, тюркская группа  языка, который только недавно начал оседать (до сих пор многие пользуются кочевыми юртами), основной рацион кочевников это мясо и молоко.  Киргизы переселились из Сибири на территорию современного Кыргызстана после полного ухода Гуннов (Хуны – современные Венгры) и затем кочевавших там Калмыков. Чаще всего (если они не бедняки) Киргизы едят  много мяса с мучными изделиями, в основном в варённом виде, и некоторые мужчины могут съесть целого взрослого барана целиком за один ужин - на спор.  Лагман, манты, хашаны, плов это узбекская и уйгурская кухня – в Киргизии их хорошо готовят повара  именно этих национальностей, так что не спешите делать вывод об общем вкусе блюда на основании всего одной пробы у плохого повара. Зато киргизские повара хорошо готовят мясо в любом виде, бешбармак, и национальные мясные колбаски, жарят местную рыбу.  Часто проходя мимо кафе в Чолпон-ате (областной центр Иссык-кульской области) видишь надпись «Уйгурская кухня» - но  это совсем не означает, что там готовит уйгурский повар. Цены в  кафе на Иссык-куле  будут в два три раза выше, чем в Бишкеке, потому что этот бизнес  у них сезонный, и за три месяца работы им надо оправдать все затраты. Рекомендую посетить также кафе корейской и дунганской  кухни – это тоже уже почти местная кухня, и её все едят часто – ашлям-фу, корейские салаты, рис  с бульоном и травами, корейская лапша, жаренное мясо по-корейски, пигоди, фунчёза.  И также в Чолпон-ате вы найдёте множество кафешек с настоящей русской кухней – борщ, окрошка, котлеты, картофельное пюре, типичные салаты, уха, пельмени, причём готовят они там хорошо, и от этого посещаемость у них высокая.

Видя прохлаждающихся туристов с «несметными богатствами» в виде мобильных телефонов, фотоаппаратов, часов и кошельков наполненных деньгами местные испытывают раздражение, и поэтому кражи из местных пансионатов очень часты. Вообще нежелательно выставлять напоказ своё благосостояние в этих местах, и если есть возможность, то желательно вести себя и одеваться скромнее, дабы не провоцировать местное население на конфликты. Это вам не Европа, привыкшая к социальному неравенству, и имеющая культуру обслуживания туристов, и уважения к капиталу. Здесь частично дикий край,  во многом не тронутый активной цивилизацией, и поэтому если вы хотите насладиться его красотами, то надо слиться с ним, не только внешне, но внутренне по духу. Уважение к местным традициям, добродушие, и наличие местного гида всегда помогут вам достойно выйти из любой нестандартной ситуации при контакте с местным населением.

Часто вижу ошибку у туристов – когда они отдают свой отдых в руки экскурсоводов профессионалов – я считаю это удел глупой толпы, неискушённых ценителей отдыха. Мы вообще предпочитаем останавливаться в частном секторе, и при этом каждый день совершаем поездки в разные пансионаты и кафе побережья, а уж их немало – больше 80-ти бывших заводских фабричных и ведомственных пансионатов, турбаз, санаториев, и это не учитываю построенные недавно маленькие частные отели и частные дома.  Настоящую экскурсию,  вам устроит местный водитель киргиз, пред - пенсионного возраста, на своей старенькой машине (которую можно совсем недорого взять вместе с ним в аренду), который вам расскажет от души столько интересного, что вы нисколько не пожалеете о том, что доплатили ему за дружескую беседу, при этом он вам поможет ещё и солидно сэкономит бюджет за счёт того, что вам сделают скидку как на въезде во все ущелья, так и при расчёте за еду в горах. Кстати о еде в горах – нет ничего лучше горного кумыса в горах, слегка перебродившего, и набравшего маленький градус  алкоголя. Пастухи, которые пьют кумыс, живут долго, и ведут активный образ жизни, и это несмотря на то, что они при этом едят достаточно много мяса. От кумыса восстанавливается микрофлора кишечника и начинается активное брожение внутри, но не надо делать поспешных выводов, и прекращать его пить, это просто внутри всё приходит в порядок, и от этого так непривычно. Если пить настоящий  горный кумыс хотя бы неделю, то кишечник приходит в порядок, а все многочисленные горные травы, усваиваясь через кобылье молоко, отдают свою силу вам, и вы чувствуете заметное улучшение настроения, прибавку аппетита, и улучшение восприятия окружающего мира – цвета становятся ярче. Местные пастухи-киргизы в горах очень тонко чувствуют ваше отношение к ним, и если вы проявите истинное добродушие,  то раскроются перед вами всей полнотой кочевого гостеприимства, когда гостя уважают, усаживают, поят чаем, кормят. Лично мы, просто привозим им подарки в виде риса, чая, водки, лука, картошки – всё это не растёт на горных пастбищах, и поэтому эти скромные подарки пастухи воспринимают с большой радостью, отвечая истинным гостеприимством и пуская в свой кочевой древний мир, где законы выживания проверены десятками тысяч лет.

На Иссык-куле растёт особый сорт конопли, который не принято курить в сушённом виде, а курят как правило гашиш из него, который получают путём натирания стеблей в руках, и дальнейшего стирания этого сока с маслом и пыльцой в катыши похожие на сухой пластилин – который называют - «ручник», или же если коноплю варят в казане, то затем получившейся гашиш называют -«тарпак». Раньше, в советские времена борьба со сбором гашиша и конопли велась очень жёстко, и тюремные сроки получали все, кто ловился, исключая, пожалуй, местное население. Сейчас же к этому стали относится мягче, но всё равно не стоит поддаваться на провокации и пытаться общаться на эту тему с незнакомыми людьми, и держать при себе больше чем разрешено законом в Кыргызстане для собственного потребления. Вообще то, если вы действительно курите коноплю и гашиш, то местные выкупят вас очень быстро, потому что рыбак рыбака видит издалека.

Иссык-кульские земли очень и очень недооценены, и когда огромные корпорации поймут, что продав свой горный отель в Швейцарии, они могут построить на эти деньги десять таких же в местах ещё более красивых, с чистым горным воздухом, то начнётся строительный бум отелей как в горах, так и на побережье Иссык-куля. Это место, как нетронутая девственница - королева красоты, о которой никто не знает, и может быть это даже к лучшему.  Иссык-куль очень напоминает драгоценный камень голубого цвета в ожерелье из гор, именно поэтому часто его называют жемчужиной гор. Воздух на Иссык-куле окрашивается запахом множества разновидностей полыни, и этот запах не спутать ни с чем, он запоминается и вызывает потом чувство острой щемящей тоски, тоски по чистому воздуху, яркому солнцу, чистому голубому озеру, иссык-кульским абрикосам и особому сорту яблок иссык-кульскому апорту, который достигает больших размеров.  А иссык-кульские груши, благодаря мягкому горному климату имеют особый аромат, и нигде больше я таких груш не пробовал, это вам не китайские безвкусные пластиковые груши в супермаркетах Москвы. На Иссык-куле особый микроклимат, сильное солнце с сильнейшим ультрафиолетовым излучением,  почти морской климат, отсутствие жары  и сильных холодов – и хотя  при этом фрукты зреют значительно дольше, чем в Чуйской долине, но зато набирают неповторимый аромат и вкус. Ещё там растёт очень ароматная облепиха, из неё варят варенье и масло и барбарис – из него делают прелестное местное ягодное вино типа «Барматухи». Когда мой друг увидел это вино в бутылке 80-х годов, ценой в 12-ть российских рублей  (если переводить на рубли сомы) то его накрыл неописуемый восторг, и он не выпускал из своих рук эту бутылку, и хвастался ей, как маленький мальчик. Причём на вкус это дешёвое вино было ничуть не хуже, чем половина, якобы французских, и восточно - европейских вин в московских супермаркетах.

Ночи на Иссык-куле холодные даже в июле (+10  +15 ),  это потому что горный воздух стекает в котловину озера с ледников и холодных верхушек Тянь-Шаня. Туристический сезон длится  2,5 месяца – с середины июня по конец августа. Причём в июле достигает максимума  потому,  что во всех долинах Средней Азии стоит сильная сухая жара +42 +45, а на Иссык-куле температура в это время не поднимается днём выше чем +32 +34 градуса по Цельсию, средняя температура там летом в сезон +25 +27. И именно поэтому все те, кто ценит комфорт прохлады в яркий солнечный день, и обладает свободным временем, устремляются на Иссык-куль. Особенно много молодёжи, которая собирается по вечерам в определённых пансионатах в больших количествах (по 10-15 тысяч в одном месте) и развлекается танцами, алкоголем и всем тем, чем положено для молодёжи. Всего в июле приезжает до 1,5 миллиона отдыхающих, и особенно много на выходные дни. Некоторые отдыхающие приезжая после мрачного севера буквально дуреют от солнца и чистого горного воздуха, организм настраивается на рай, тело чувствует - что все невзгоды позади, и просит стандартного наслаждения при благоприятных внешних условиях – безусловный рефлекс  размножения, поэтому курортные романы так активно процветают на Иссык-куле.

На Иссык-куле водятся великолепные фазаны, кеклики, орлы, суслики, лисы, змеи, ёжики, множество птиц, до сих пор есть волки. Причём это всё вы можете увидеть своими глазами в горах, но упаси Боже вас от соблазна охотится на них. Местные рассказывают удивительные истории о миграции большого количества змей в 80-х годах, которые ползли как мини речка, и пересекали дорогу в районе границы села Бозтери и Комсомол , я эту историю слышал не раз, и не от одного десятка людей, поэтому охотно верю что такое могло быть.

Большой недостаток на Иссык-куле - это очень плохая медицина, фактически вас спасут только от колото-резанных ран, и то если вы сами доберётесь из пансионата  до больницы, на более сложные акции местные медики не готовы – просто отправят в больницу в Бишкек. Больница в Чолпон-ате одна и она маленькая, нормальной скорой помощи фактически нет, если вы доберётесь туда сами, то и там вам не особо смогут помочь, если у вас тяжёлый случай.  В советские времена были нормальные доктора и медикаменты, сейчас же имеется большой недостаток, как в опытных  врачах, так и во всём оборудовании и медикаментах. То есть, если с вами что- то случится, не надо ждать помощи, а спасать себя самому (никакие медицинские страховки вообще не действуют), это придаёт отдыху на Иссык-куле пикантную дикость. В некоторые ведомственные пансионаты («Голубой  Иссык-куль») приезжают врачи из Бишкека, но когда у вас случится кризис, вы их сразу не найдёте.

На Иссык-куле существует множество радоновых горячих источников, диких и с бассейнами (село Чок-тал,  село Бозтери), обязательно искупайтесь в них, но помните, что надо знать меру во всём, и они весьма снижают мужскую потенцию. Есть отличные санатории курортного типа  с радоновыми ваннами, душем Шарко, массажем, и кучей процедур. Причём цены раз в пять-десять ниже, чем в России, и поэтому напрягаться по поводу кошелька не стоит. Обязательно обмажьтесь, на побережье  лечебной глиной ,она помогает от артритов, но тоже в меру по времени.

Спиртное покупайте только в больших магазинах, так как при покупке с рук и маленьких ларьках, вы рискуете взять самопальную водку и отравиться ей. Вообще из-за высокогорья (низкое атмосферное давление) на Иссык-куле алкоголь пьётся легко, и похмелье от него слабое, но помните, что пить желательно только в конце дня, а не на жарком солнце, и тем более не на горячем пляже.

В общем - всем тем, кто не бывал на Иссык-куле, обязательно рекомендую туда съездить! Соблюдая все меры предосторожности, можно вполне наслаждаться этим сказочным озером, и эта поездка западёт вам в душу навсегда. Он вам долго потом будет  снится, этот солнечный тёплый рай из далёкого детства! Все те, кто там побывал со мной, хотят туда поехать ещё раз и неоднократно, вопрос только во времени и деньгах на перелёт, хотя в поезде на Бишкек есть тоже особый кайф, но это уже другой рассказ.

Отдельно про Иссык-куль. (2-я серия)

В этой серии рассказа про Иссык-куль затронем конкретные советы путешественникам, так и продолжим отвлечённые рассказы иссык-кульских историй. Цены в Киргизии, и на Иссык-куле в частности достаточно дешёвые, и поднимают их в основном туристы из Российской федерации, которые не уточнив что и сколько стоит  в Чуйской долине, без лишних торгов отдают по 5-ть цен за помидоры и огурцы, и покупают за три цены спиртное на мини-рынках. Местные киргизы - торгаши хорошо просекают достаток покупателя, буквально после нескольких минут общения с покупателем, и при этом в типично восточном стиле начинают торг с завышенной цены, бледнолицые же граждане, привыкшие покупать продукты питания в магазинах, или в крайнем случае в кафе, совсем не привыкли торговаться по поводу продуктов питания в фабричной упаковке, или же делают это частенько грубо и по-хамски.  Торг это целая традиция в Средней Азии, торг это не война, это способ диалога, и он ни в коем случае, не предполагает наличия злой мимики и ядовитых реплик. Торг должен доставить удовольствие,  как покупателю, так и продавцу, потому что тем самым он уравновешивает у одного чувство того, что он дёшево отдал, а другого того, что он дорого купил. Торг это психологическое лекарство для всех участников рынка. К чему это я – да всё к тому что из-за того что отдыхающие не умеют правильно торговаться они либо значительно повышают цены на рынках Иссык-куля, чему удивляются даже привыкшие к дороговизне алма-атинцы,  либо оставляют после общения с собой неприятный осадок у продавца, что тоже не способствует усилению дружелюбия. Поэтому не стоит удивляться тому, что мы катаемся на лошадях за 200-и сомов за 4-е часа, а другие туристы в Григорьевском ущелье  20-ть сомов за 3-и минуты. Кто-то платит по 300 сомов за такси на 10 км, а кто-то за это же расстояние платит 70-ть сомов. Местные вообще оплачивают водителям частных машин по 8 - 10 сомов за место на расстояние в 20-ть км, и ничего – нормально все довольны. Это я к тому, что многие считают ниже своего достоинства выяснить у местного населения - что и почём, прежде чем торговаться с хитрыми продавцами на рынке, или же с оборзевшими,  от халявных  денег, таксистами.

Если вы отдыхаете большим коллективом, то желательно пройтись предварительно по заведениям общепита и сделать в кафе  заказ заранее,  это лишит вас утомительных десятков минут ожидания заказа, и к тому же вы можете регулировать заказ под свои вкусы – острее, жирнее, больше гарнира, и какие другие мелкие предпочтения. В Чолпон-ате сначала в одном кафе отказались готовить мне кашу на завтрак и суп на обед, но потом когда поняли – что приходящая со мной группа товарищей съедает и выпивает  в 20-ть раз больше, они с удовольствием пошли на мои предпочтения в еде. Чем замечательны кафе на Иссык-куле, да и вообще во всей Средней Азии – это тем,  что там, в азиатских кафе есть множество топчанов, где можно полежать после обеда и ужина, причём можно даже поспать если вы сделали до этого нормальный заказ в пределах 500-800 сомов на троих. Ни в одном кафе Москвы вам не позволят спать в пьяном состоянии в кафе. А здесь, за столиком с короткими ножками,  с подушками и одеялами в восточном стиле,  можно поспать. И  в Средней Азии это нормальная традиция – ещё и принесут дополнительную подушку (а в горах теплое одеяло) – слегка полежать после обеда, потому как жара не способствует быстрым передвижениям, а топчаны специально для этого и созданы, чтобы на них полулёжа принимать пищу, и это пошло ещё с древнейших времён.  Есть на Иссык-куле такие кафе, где каждый отдельный столик на большую компанию – это отдельная юрта, где вы можете  заниматься вообще тем, чем хотите (конечно всё зависит от стоимости заказа и уважаемого клиента) – но уж поверьте мне эти суммы в десять  раз меньшие чем в Москве. Может это моё ощущение, но на Иссык-куле частенько принято кочевать по кафешкам, по берегу, по пансионатам, по ущельям и горам, там просто  не сидится на месте, всё время тянет посмотреть новые места. И вот мы за вечер объезжаем в среднем по три кафе, и порой дело доходит до маразмов - когда мы ищем в кафешках определённое блюдо, например хороший Ган-фан, или нормальный уйгурский Гюро-лагман с уйгурским поваром, но при этом  потом, тратим там  дополнительно в десять раз больше, на салаты, вино, водку, и сладости к чаю. Иногда товарищей тянуло  на дикость, и они охотно соглашались на блюдо из жареного барсука или обычный бараний шашлык с сырым луком. Там готовят типичный средне-азиатский вариант шашлыка – маленькими кусочками, хорошо промаринованный из баранины или говядины с сырым луком в придачу, а если же вы попросите кавказский вариант шашлыка  – большими кусками или же шашлык из свинины, то шашлычник на вас посмотрит как на маньяка, который заказывает ему шашлык из живых ёжиков, и скорее всего, откажется вам его готовить за обычные цены.  Аппетит на Иссык-куле разыгрывается вечером просто  зверский, потому что температура воздуха резко опускается на 15-20 градусов, и при этом стоит тёмная (темнеет очень быстро) и очень звёздная ночь   (миллиарды ярких звёзд на небе), воздух насыщен кислородом, запахом трав и полыни, а звуки цикад и сверчков умиротворяют сознание.

Когда мы в начале лета 2008 года снимали комнату с двумя кроватями у бабушки в Чолпон-ате по 300 сомов  в сутки, то мы ещё и просили её топить нам через день баню (это всё входит в её сервис), и чтобы она не напрягалась – то сами таскали дрова с улицы (упавшие тополя) и сами же её топили.  После яркого, солнечного дня, насыщенного флиртом с девушками на пляже, и множеством приключений, вечер кажется иногда скучным, и поэтому отдыхающие группируются по дискотекам и кафе, получая наслаждения просто от присутствия в группе, этакий древний инстинкт собираться в стаю, при неблагоприятных внешних обстоятельствах – темнота, похолодание.

Маленькое отступление, воспоминания.

Когда то, ещё 18-ти летний я приехал как-то на Иссык-куль к брату,  в пионерский лагерь, где он работал пионервожатым. Это был 1991 год, последний год перед кошмарным распадом Союза, но там всё ещё было по старому – пионеры, линейка, барабаны, мазание пастой по ночам, свингер - тусовка пионервожатых, которые потеряли счёт своим половым связям внутри и снаружи пионерлагеря. У нас  там был прикольный радист  Куба (Куват) тогда ему было 36 лет, который  хорошо разбирался в нетрадиционных методах медицины, и сам занимался мелким шаманством и  показывал иногда разные фокусы – от левитации, до  того, что мальчишку укладывал в трансе на табуретки и сажал на него троих людей. Так вот, куба много рассказывал мне разных историй с философским поучительным оттенком, качаясь на корточках на краю обрыва, возле нашего летнего пионерского кинотеатра под звёздным небом,  в накуренном состоянии, он почти медитировал, и частенько говорил мне – (хотя тогда я это воспринимал тогда в шутку) – что Иссык-куль это энергетический центр континента,  и странным образом в этой местности концентрируются многие виды,  как плохих, так и хороших энергий, и самое главное это правильно настроится на волну, для того чтобы принять хорошую  энергию в себя. Я посмеивался над этими рассуждениями, и над тем, как он мне рассказывал  - что  якобы они втроём видели инопланетный корабль, который приземлился буквально в трёстах метрах от них, и что от ручника такой глюк, на троих ну никак  нельзя было  поймать, и что после этого они просто боялись про это рассказывать. Так как понимали что им никто не поверит, тем более зная о том что они - физрук, радист, и лодочник частенько курили втроём, по вечерам в густых кустах барбариса возле клуба.  Как-то однажды,  я приболел, и мне стало плоховато, я пожаловался на это Кубе, и он просто попросил меня вытянуть к нему открытые ладони. Он приложил к моим ладоням свои ладони и стал напрягаться  до того, что его стало немного потрясывать, и тут я стал чувствовать лёгкое покалывание в месте контакта наших ладоней и причём это отдавалось даже в моих пятках, и буквально через минуты три меня заколотило самого. Куба уложил меня под одеяло  и сказал, что призвал на помощь энергию этого места, и она мне поможет, хотя кажется, он немного переборщил, потому что меня продолжало сильно колотить даже под одеялом, мне было совсем не до шуток, потому что я на своей шкуре ощутил как в меня входит необъяснимая энергия, и просто вошёл в полный транс. Я выздоровел, мне стало легче.  После этого,  я перестал шутить над шаманскими выходками Кубы, и стал внимательно слушать его – а он рассказывал, как всегда в полу-трансе от ручника, что мы песчинки мироздания, и наше время очень скоротечно, а озеро Иссык-куль это как живой организм, только оно живёт в другом временном исчислении скорость другая, и если мы будем в гармонии с ним, то оно нам даст силы для продолжительной и здоровой жизни.

Продолжаю рекомендации – на Иссык-куль из Бишкека можно доехать автобусом за 150 сомов, маршруткой за 200-250 сомов, или на отдельной машине за 1800-3000 сомов. Самый центровой город – это Чолпон-ата, соответственно, самые дорогие цены на съём комнат и коек именно там. Следующим по ценам идёт село Бозтери, потом Долинка, а уж затем Чок-тал, Комсомол, Курумды, Тору-Айгыр.

Из-за наличия ветров из разных ущелий климат на Иссык-куле в пределах 180 км северного побережья весьма отличается, и если зимой в Караколе (Прежевальск) может лежать снег до метра высотой, а в горах и все полтора, то в Балыкчи (Рыбычьем) снега на земле вообще может не лежать всю зиму. И Дожди там идут локально. Когда в Индии начинается сезон дождей, на Иссык-куль также доходят тучки, и дожди могут идти неделями, и это при том, что в Бишкеке может стоять сильная сухая жара, а это всего в 270-и км от Чолпон-аты через ущелье Баом.  Когда мой товарищ, лежал в такой дождь под двумя одеялами в коттедже, он с упрёком говорил мне – что сейчас в Москве +32, а у нас на Исык-куле в тот момент  уже третий день было днём +15, а ночью вообще +10. Но потом дожди закончились, вышло солнышко и сразу же, в первый день стало значительно теплее.

На Иссык-куле очень опасайтесь пить всяческие травяные бабушкины настойки, потому что там есть особые корешки эндемики  (уж не буду называть их), от половины сырого грамма которых, взрослый человек откидывает копыта  в течение получаса, без шансов на спасение антидотами.

Очень рекомендую вам переночевать хотя бы одну ночь в горах, на Джай-лоо (горные пастбища) в настоящей юрте. Когда мы ночевали в юрте в Семёновском ущелье, за  15 км от побережья в горах, где нет электричества, нет водопровода, и даже мобильный телефон там не ловит связь, я ощутил необыкновенные чувства ночью, когда выйдя в тёмную ночь за юрту, я увидел это звёздное южное небо, только ради этого стоило переночевать в горах. А рассказы пастухов о том, что поблизости бродят волки, и буквально на днях у них волк загрыз пару овец,  добавляют жути, и отбивают желание отходить ночью далеко от юрты.

Раньше, до русских до 19-го века, киргизы вообще не ели грибы и рыбу, и только с их приходом, они стали немного ловить и есть рыбу, но к грибам до сих пор имеют весьма плохое отношение, и старых киргизов не заставишь есть грибы даже уговорами. По поводу рыбы, это видимо идёт от того, что там водится рыба  «Маринка» с частично ядовитыми потрохами, которыми регулярно (но не смертельно) травятся неопытные любители. А вот грибами на Иссык-куле при мне (и даже по слухам) никто никогда не травился, там вообще очень мало ложных грибов, они там какие-то все очень видные – поганки видно издалека. Это верно, как и тот факт, что в Средней Азии и на Иссык-куле в рыбе глисты не водятся, и я первый раз узнал, что такое вообще возможно только в России – когда при мне в Солнечногорске на Сенеже вспороли рыбу, и она была полная глистов – я был в шоке.

В речках Иссык-куля водится замечательная мелкая форель, и если вы захотите, то местные в ущелье приготовят вам её при вас же. Хотя на самом побережье чаще в кафе готовят рыбу «Сиг».

Особая радость – это горные Тянь-шаньские ели, они имеют сильный хвойный аромат, стройное сложение, и приятный вид. Все стороны гор, на которые попадает вода, чаще всего это восточные стороны, покрыты участками этих елей. Но есть и абсолютно лысые каменные и глиняные горы, видимо там совсем не сохраняется  вода из тучек. Множество зарослей запашистого горного можжевельника (Арчи), из его ягод  делают джин Ала-арча. Вообще травы альпийских лугов Иссы-куля это отдельный рассказ, их там тысячи разновидностей, они особо сочные и питательные для травоядных (в отличие от долины, где летом трава выгорает), именно поэтому летом всех овец отгоняют на горные пастбища.

На Иссык-куле водятся замечательные шмели, а они любят только чистые экологичные места,  часто встречаются шершни, есть мелкие комары,  но они не такие злые как в Сибири. Много лягушек и крупных улиток, хотя непонятно где они могут жить – озеро то солённое. Иссык-кульские ёжики немного отличаются от Российских и водятся там в больших  количествах, атакуя по ночам пищевые свалки отходов в пансионатах. Из-за того, что там много ежей, змей, лис, и хищных птиц – крыс  там я не видел никогда, видимо несладко живётся серым воришкам, и им просто не дают размножаться там как в городе Москве. В Сёлах (Аилах) Иссык-кульского побережья, в некоторых дворах у киргизов можно увидеть настоящих домашних больших орлов и соколов для охоты. Раньше их было больше, но потом когда люди узнали что за одного орла или сокола, натренированного на охоту с рук на лису, дают в Арабских эмиратах до 30-ти тысяч долларов, и причём на них большой спрос, то многих птиц контрабандой вывезли из республики. В горах есть ещё и горные козлы – архары, и снежные барсы «Ильбирсы»,  но их много стреляли в 20-м веке, и я  их не видел вживую даже издалека.

Иссык-кульский  мёд  хороший, он насыщенный, густой, запашистый, и очень ценится настоящими знатоками мёда. Также на побережье растёт множество деревьев урюка ( мелкий дикий абрикос) из которого варят очень вкусный компот.

До 1973 года на Иссык-куле в массовом порядке выращивали опиумный мак, поля были расположены за селом Курумды и до Тюпа,  а это почти 100 км побережья. И даже моя бабушка принимала участие в сборе опиума сырца, и была определённая норма сбора. Потом всё это резко запретили, но кувшины с сырым опиумом потом ещё долго находи закопанными в полях. Настоящий опиумный мак цветёт бело-фиолетовыми лепестками, это такой опиумный сорт из «Золотого треугольника», а алые сорта мака - это пищевые сорта, и их выращивают на Украине на маковые семечки для булочек. Есть такой старый фильм «Алые маки Иссык-куля» там показывают, как боролись с посевами мака на Иссык-куле в 1922-24 году, но там не показали, что потом им засадили треть побережья все колхозы. На Иссык-куле выращивали соболя (и это показано в фильме 1983 г. выпуска - «Волчья яма» киностудии "Кыргыз-фильм"), но потом  почему - то прекратили, и перенесли зверосовхозы на Дальний восток.

Продолжение следует………………….

linakomi
Россия, Сыктывкар
2 март 2014 г.
Спасибо за такой подробный рассказ!
Lanka Baginska
16 июнь 2012 г.
Очень-очень интересно!Спасибо! Буду искать попутчиков в Киргизию на следующее лето)
partisanne
Украина, Киев
12 февраль 2009 г.
Очень интересный рассказ. Захотелось там непременно побывать. Спасибо!
Zygimantas
10 февраль 2009 г.
Пост хорош! Главное -- все по-делу, а не вода! Автор явно мастер слова, желаю ему дальнейших подобных успехов!
vladi4ik
21 апрель 2010 г.
билеты мск-бишкек -мск в районе 20 000р максимум на одного. гостишки на Ик, около 100 долларов сутки и до бесконечности, со всеми причиндалами. Такси от аэропорта до Иссыкуля в 30-40 $ больше не платите. ТОргуйтесь торгуйтесь торгуйтесь. это вам Азия. Обязательно побывайте на мервом озере. с южной стороны озера. Я побывал там в прошлом году, и сказат ьчто я был в восторге ничего не сказать. А вообще отрыли аэропорт на Иссыкуле, и иногда чертерные чамолеты туда садились в 2008 году. от аээропорта до пляжа пможно было доехать за 10 минут
leopardik
Россия, Орел
4 февраль 2009 г.
Спасибо, хорошая статья, загорелась поездкой в Киргизию. Очень хотелось бы, чтобы Вы обозначили примерный бюджет поездки в конце июня, на двоих, дней этак на 10.
веселый доктор
2 февраль 2009 г.
Ай, молодца! Как снова там побывал. Школьные годы тоже месяц ( чаще август) проводил летом в пионерлагере на Иссык-куле возле Бакомбаева. Кстати, национальные колбаски из конины называются казами :).