Отзыв написан: 2 февраля 2009 г.

Большое путешествие на Суматру март 2008

Собираясь в очередной отпуск, мы решили заглянуть на сайт Саши Алякринского, посмотреть его планы.  После просмотра немного расстроились - предлагаемые по срокам поездки нам не подходили, поэтому решили написать Саше и спросить, нельзя ли придумать что-нибудь, тем более что нас, желающих, уже было 5 человек, все-таки компания. Саша, замечательный путешественник, биолог, географ и отзывчивый человек, откликнулся очень быстро и предложил нам поездку на Суматру! Да еще и  руководителем путешествия должен быть наш друг Олег Бурковский! Вот это здорово. Суматра – само название загадочное и манящее, как какой-нибудь Зурбаган у Грина. Суматра – это огромные экваториальные леса, наполненные необычными животными,  это экзотические племена и культуры, - это специи, растущие прямо под открытым небом,- это вулканы и водопады! Конечно,  предложение заинтересовало и вызвало лихорадочное возбуждение, дожидаться поездки было очень тяжело, но 3 месяца прошли незаметно и вот мы отправились в путь.

День первый, собственно не март, а февраль

29.02. Отъезд

День начался относительно спокойно – вещи все собраны, информация, которую можно было найти в Интернете и других источниках, прочитана и просмотрена, билеты на руках, отпуск оформлен, все ЦУ розданы. Даже Ване удалось вернуться с работы вовремя, хотя, конечно и тяжело это – после суток на «скорой помощи» куда-то ехать.

По традиции решили добираться до аэропорта на электричке. И спокойнее, и пробок не бывает, а из графика электрички выбиваются редко. Уже на Павелецком вокзале встретились со всей своей группой. Лену с Юрой мы знали уже по прошлой поездке в Таиланд, а с остальными: Женей, Катей, Таней, Наташей познакомились здесь же. Летим мы самолетом Эмиратес Аирлайнес, что обещает приятный полет без задержек с комфортом ранее не виданным нами (по отзывам бывалых людей). В аэропорту встретились с Сашей, получили последние инструкции и наставления, и в путь. С Олегом руководителем группы мы должны встретиться в Куала-Лумпуре.  Саша немного нервничает – во Владивостоке, откуда должен вылететь Олег обещали сильную метель, и на всякий случай, выдает рекомендации, если Олег опоздает. Получается, что до Медана придется добираться своими силами и ждать Олега там…. Это немного настораживает, но не сбивает веселого отпускного настроения, и мы бодро идем перекусить и выпить пивка за отъезд.

В самолет садимся во время, а там действительно видим чудеса: симпатичные стюардессы – девушки как из арабских сказок в красных шапочках и вуалях, в спинке каждого кресла монитор с наушниками – можно посмотреть кино, послушать музыку, понаблюдать с помощью камер, встроенных в самолет, взлет и посадку. Кресла комфортабельные, как приложение дается подушечка и пледик, можно спокойно вытянуть ноги, что очень важно для нас длинноногих. Самолет легко и быстро вспорхнул (иначе не скажешь) в небо и мы, освещаемые ярким солнцем, понеслись навстречу экзотике и новым приключениям, которые вскоре и начались….

Приземлились вовремя, нашли свое место в Дубайском аэропорту и тут с недоумением и удивлением обнаружили, что рейс задерживается и вместо 3 часов нам придется сидеть в аэропорту целых 5! Это неприятно удивило - эмиратские линии так нахваливают – и удобно, и без опозданий, но видно не для нас. Начали немного нервничать, ведь нас ждут в Куала-Лумпуре, чтобы лететь дальше, и если мы опоздаем, все расписание рушится. Но огорчения огорчениями, а аэропорт произвел  огромное впечатление и даже не своими размерами и прекрасным оформлением залов, а контрастами и разнообразием рас и национальностей. Создалось впечатление, что мы находимся на перекрестке всех дорог земного шара: разноязычная речь, порой страшная суматоха от вновь прибывшего рейса, красочные одеяния невероятных фасонов… Мы видели дородных негритянок в ярких цветастых платьях, арабов в белоснежных галабеях, индусов в тюрбанах и прекрасных индианок в сари, мусульманок, закутанных а паранжу различных фасонов с разной степенью открытости лица. Люди спали  на полу, на стульях, под стульями. Мужчины бомжеватого вида сидели с ноутбуками по турецки рядом с розетками, подстелив газетку. Жизнь бурлила вокруг как карнавал и несмотря на задержку рейса это было непередаваемое впечатление.

1 марта плавно вытекло из 29 февраля в том же Дубае. За это время некоторые интеллектуалы успели выучить произношение почти всех арабских цифр, другие -  походить по Дубайскому «дьюти фри» и огромному книжному магазину, в котором мне, например, удалось посмотреть прекрасные фотоальбомы и познакомится по фотографиям с местной флорой и фауной, жизнью и обычаями арабских эмиратов, ну а некоторые просто подремали, скорчившись на стульчиках.

Следующим ударом по нервам было то, что когда, наконец, объявили наш рейс, то он оказался до Джакарты…. Но все, слава Богу, выяснилось, в Куала-Лумпур мы все же попадем, просто потом рейс продлевается до Джакарты.  Ожидание посадки прошло с истерическим смехом моих Иванов – все уже очень устали и реакции организма на безобидные шутки уже не очень контролировали. Удалось созвониться с Олегом и оказалось, что у него-то как раз все в порядке, он в Бангкоке и тоже по плану скоро вылетает к месту встречи. При посадке в самолет с нами произошел казус – пройдя к нашим местам, я обнаружила, что на моем месте у окошка сидит молодой симпатичный негр. Смотрю посадочный талон и не понимаю – места наши, странно. Пытаюсь объяснить, что он не туда сел – не очень получается – ни по-русски, ни по-английски он не говорит, из жестов моих понял только, что нужно пропустить даму к окну – двигается. Следом за мной идут Иваны, их места тоже тут, надо как-то объяснять парню, что он забрел куда-то не туда. После долгих разборок оказалось, что он летит вообще не в нашем самолете и вовсе не в Джакарту, а в Осаку и его самолет, к сожалению, уже улетел…. Жалко парнишку, как будет добираться?

Наконец все улажено, все расселись и дальше в основном летели в сонном состоянии – уж очень хотелось спать. Приземлились, получили багаж, и пошли искать Олега. Встречаемся с ним с удовольствием – очень подружились с ним в прошлогодней поездке и целый год переписывались. Знакомим его с остальной частью группы и никак не можем наговориться, за год всего накопилось много. Успеваем перекусить перед полетом до места назначения и дальше – осталось еще пролететь 45 минут до Медана. Этот рейс прошел настолько молниеносно, что показалось – только взлетели и сразу сели.    Все оформление виз и получение багажа прошло довольно быстро, и вскоре мы встречаемся с нашим водителем Удином. Поменяв доллары на местную валюту – рупии, расселяемся в гостинице. Гостиница как гостиница, в таких мы жили и раньше: в Бангкоке, Куала-Лумпуре и Сингапуре – без особых изысков, но вполне уютная.

Побросав вещи и наскоро приняв душ с дороги, выбираемся в город – на людей посмотреть, себя показать, а также поесть наконец-то не самолетной еды в свое удовольствие. Выйдя на улицу, долго не можем перейти дорогу – очень напряженное движение, мотоциклы вышныривают из-за машин, просто страшно, но вот, наконец, нам это удается, и мы заходим в кафе, которое порекомендовал Олег. Хозяин приветливо встречает нас и сажает за большой стол, в центре которого плоский вертящийся круг. В Индонезии принято семьями и большими компаниями ходить в кафе, где можно покушать и пообщаться, а крутящийся круг на столе – дань традиции: на него ставятся все заказанные блюда и каждый, повернув круг, может попробовать любое – это сближает. Мы, правда, не поддерживаем это – устали в дороге и нам хочется просто отдохнуть и поесть по-своему. С непривычки долго изучаем меню, ведь для нас все еще ново и незнакомо. Хозяин и официанты изо всех сил стараются нам помочь, а от этого суматохи еще больше. Но вскоре выбор сделан, все в ожидании, а я по своей привычке не терять драгоценного времени выхожу из-за стола и иду осматриваться в новом городе. Далеко конечно уйти не удается, но складывается впечатление, что весь город сегодня собрался на этом пятачке. Кругом шум и тарарам -  суббота и все радуются выходному дню: катают детей на каруселях, сидят в кафе, поют, торгуют  с лотков на улице. За пару минут мне было предложено отведать несколько видов ракушек, мини-шашлычков, фруктов, какой-то снеди из деревянных плошек. Местные мальчишки, увидев в моих руках фотоаппарат, охотно позируют и кричат те несколько английских слов, которые успели выучить. Туристов здесь очень мало, поэтому наблюдаю местную жизнь во всей красе и непосредственности, и мне это очень нравится.

Возвращаюсь к своим, уже начали подавать еду. Оказалось, что индонезийская кухня совсем не страшная, нас только пугали, что она очень острая, а на самом деле это вовсе не так – как попросишь, так и приготовят. В середине трапезы замечаем, что выносят какое-то необычное блюдо – конус из чего-то высотой около полметра и сантиметров 10 в диаметре и чем-то политое. Мы, конечно, заинтересовались и посыпались самые невероятные предположения о назначении и составе этого экзотического чуда, а хозяин, видя нашу заинтересованность, предлагает попробовать сие произведение кулинарного искусства. Конечно да! Мне разрешают посмотреть, как это готовится, и я пытаюсь заснять процесс. Приготовление блюда оказалось очень простым: кусок тонкого теста, предположительно из рисовой  муки кладут на горячую жаровню, потом быстро оборачивают форму в виде конуса, а после остывания снимают с формы и поливают шоколадом или сыром, в зависимости от пожеланий клиента. Блюдо простое, но вкусное, напоминает сладкие чипсы ( заказали с шоколадом

). Поели, расплатились, поблагодарили хозяина, немного прогулялись  по городу, и спать. Завтра в 10.00 мы едем дальше. Что день грядущий нам готовит? Какие чудеса преподнесет? А теперь спать, глаза слипаются, а строчки сползают…..

2 марта. Начало пути.

День начался очень рано – в Москве только 3 часа ночи, а у нас звонит будильник, у нас уже 7 часов утра. Недосып начинаю ощущать только после завтрака, но беру себя в руки и отправлюсь на разведку. Хоть и говорят, что город Медан не особенно интересен, но хочется составить свое мнение о нем, ведь когда-то его называли Азиатским Парижем. На улице сыпет мелкий дождичек, приято ласкает теплый ветерок, жары нет и бродить по улицам очень приятно. Дети радуются, когда видят большую белую жещину, которая  отвечает на приветствие улыбкой или корчит ответную гримаску. Каждый водитель тук-тука или мотоцикла притормаживает, сигналит, кричит «хелло», приглашает прокатиться. Начинаю, наконец, осознавать, что на нас здесь смотрят как на чудо, видеть здесь туристов не привыкли. Вот чем меня и привлекает Юго-Восточная Азия – это наивность и простота, естественность и непосредственность, приветливые улыбки, и пусть разные языки и религии, люди очень доброжелательны и открыты.

Иду по улице, глазею по сторонам, стараюсь понять и проникнуть в местную жизнь. Зарисовки следующие: прямо на асфальте спит компания бомжей и, кажется, неплохо себя чувствует, асфальт-то теплый; вот полицейский, готовый ради тебя на минуту перекрыть бурное автомобильно-тук-туковое движение, вперемешку стоят старинные особняки, еще сохранившие следы красоты, между ними ютятся совсем развалюхи, тут же и новые постройки. Долго бродить не получается, приходится возвращаться. Дождик стих, просветлело. В холле гостиницы начинает собираться наша группа. В запасе остается еще 15 минут, и я решаю пойти на разведку отеля, прохожу через небольшой коридорчик и обнаруживаю несколько внутренних двориков с коттеджами, бассейн, фонтанчик с рыбками и даже старинный рояль в дальнем углу холла. Оказывается отельчик-то  интересный…. Делюсь своими впечатлениями с друзьями и все за 5 минут убеждаются, что эти чудеса рядом. Но любоваться нет времени, нас ждет Удин, и мы отправляемся на осмотр главной достопримечательности Медана – мечети, построенной в начале двадцатого века голландским архитектором.
Она очень красива, можно зайти, пофотографировать везде, что мы и делаем. А потом двигаемся дальше, отправляемся в небольшой городок Брастаги. В этом городе нас ждет прогулка на вулкан Сибайяк.

Дорога интересна и живописна. Сначала мы долго едем по Медану, и выясняется, что город не такой уж маленький. Местность густонаселенная и не очень понятно, где закончился Медан и начались окружающие его деревни. Мелькают домики и дворики, небольшие рынки, церкви и мечети, часто соседствующие между собой. Голова вертится в разные стороны, глаза ухватывают массу интересных вещей: экзотические фрукты на рынках, клетки с летучими лисицами, какие-то монументы, маленькие алтари со статуями святых, рисовые поля, прекрасные цветы вокруг домишек. Хотелось бы останавливаться и рассматривать каждое  заинтересовавшее меня чудо, но тогда мы бы далеко не уехали. После часа пути запланирована передышка  на чаепитие. Местечко, в которое Удин нас привозит замечательное. Рядом с кафе протекает речка, и мы решаем посмотреть на нее поближе. Олег предполагает, что местные жители стирают там белье, но все оказывается совсем по-другому. Это местный курорт. На берегах стоят легкие навесы с подстилками и там собираются люди с семьями, чтобы отдохнуть, искупаться в речке, устроить пикник, да и просто посидеть помедитировать – место красивое.  Полюбовавшись, пьем чай и в путь. Через непродолжительное время оказываемся в Брастаги и сразу притормаживаем на местном рынке, всем хочется попробовать необычных фруктов. Рынки мне всегда очень нравились, здесь  можно найти что-то интересное. Этот тоже не обманывает ожиданий: продают множество цветов, тут же кролики, черепахи, щенки и морские свинки, чуть дальше горы маракуйи, мангустинов, мандаринов (это Олег подсказывает нам названия всей экзотики, сами бы мы не разобрались), овощей, зелени, а сбоку торгуют одеждой и сувенирами. Накупив фруктов, едем в гостиницу и поражаемся увиденному: на прекрасном газоне с клумбами стоят коттеджи, построенные в батакском стиле с головами буйволов на коньках крыш. Мы в восторге! Трудно было предположить такую красоту в небольшом провинциальном городишке. На ресепшн нас встречает девушка в национальном костюме, угощает соком и быстро выдает ключи от домиков.

Расселившись, идем в город пообедать и посмотреть на всякие чудеса. В небольшом кафе делаем заказ и за то время, которое уйдет на его исполнение, идем смотреть местную церковь – достопримечательность этого небольшого городка. По дороге встречаем веселую процессию в карнавальных костюмах и масках.

Заметив, что мы фотографируем, участники торжества охотно позируют и приглашают повеселиться с ними. Таковы индонезийцы фотографироваться любят, а дети корчат рожицы и совершенно не боятся. По дороге видим множество расписных автобусов, фрески из жизни местного населения, сюжеты которых не всегда понятны. И вот мы у цели. Церковь не похожа ни на что, виденное ранее. Батакские крыши с головами буйволов прекрасно сочетаются с высокими окнами и витражами, росписи в сочетании красно-белых цветов хоть и немного наивно, показывают основные библейские сюжеты

Возвращаемся в кафе, где все уже в основном готово. Еда вкусная, сытная и некоторые понимают, что переусердствовали с заказом… После обеда идем прогуляться по городу и оказывается, что индонезийцы очень веселый народ и развлекаться умеют. Город к вечеру оживает, всюду появляются лотки с едой и передвижные кухни, местами устраиваются самодеятельные представления на сюжеты местного эпоса. Из кафе и из домиков доносятся песни, иногда перекликающиеся между собой. Все очень душевно и настраивает на любовь ко всему миру.

Вернувшись в гостиницу, готовимся к собственному празднику. У Юры день рождения и торжество назначено на 20.00. Вечер удался на славу, все щебетали без умолку, желая имениннику доброго здоровья и вспоминая свои приключения. Было очень весело и душевно, даже песня спелась как-то сама собой. (Если б знали вы, как мне дороги Суматранские вечера…) Разошлись поздно, но надо поспать. Завтра! Идем! На вулкан!

3 марта. Вулкан

Встали очень рано, еще темно, луна мирно покачивается в облаках, в ветвях дерева напевает свои рулады местная птица, а мы неугомонные уже собираемся. К 6.30 пришли в ресторан на завтрак, и выяснилось, что нас особо не ждали. Правда, постучавшись в дверь, разбудили дежурного, и он пошел возиться на кухне. Завтрак нам все-таки довольно быстро подают. Тем временем светает, и в 7.10  выезжаем. После недолгого пути останавливаемся, наш проводник (с необычным для этих мест именем Эрвин) рассказывает о лекарственных травах, растущих здесь, и мы начинаем подъем. Погода пасмурная, местами висит туман, дорога мерно тянется вверх. Пытаясь сфотографировать красивый вид, сворачиваю в сторону и пугаю какую-то большую птицу, которая с дикими возмущенными криками шарахается в сторону. Джунгли-то здесь очень даже обитаемые. Дорога кончается, и мы переходим на узкую тропу, со всех сторон окруженную такими зарослями, что пройти невозможно – переплетены кустарники, папоротники, лианы. Местами тропинка похожа на тоннель – верхушки деревьев и кустов смыкаются над головой. Лес постепенно кончается, и мы идем среди цветущих кустарников, удивляясь многообразию и красоте цветов. Вскоре растительность окончательно остается позади и в воздухе отчетливо попахивает сероводородом – мы входим в царство Вулкана. Через некоторое время начинаем слышать его дыхание – звуки, напоминающие бойлерную или закипающий чайник. Поднимается выше, и видим своими глазами вырывающийся из-под земли пар и осевшую в этих местах чистую серу ярко желтого цвета. Последнее извержение было около 200 лет назад, но он окончательно не успокоился и из множества фумарол идет пар – где-то слегка дымится, а где-то бьет сильной упругой струей, заволакивая округу туманом.

Местами в лужицах клокочет кипящая грязь. Поднимаемся повыше и видим кратер с небольшим горячим озерцом, местами кипящим. На отмели камешками выложены надписи побывавших здесь раньше групп, типа «здесь был Вася»
. Времени у нас мало, а то мы бы тоже могли отметиться и оставить автограф. Налюбовавшись величественным зрелищем и послушав песню земли, начинаем спуск по другой тропе. Это отдельное приключение – тропа очень крутая и скользкая и приходится очень тщательно выбирать место, чтобы наступить, иначе можно упасть. Местами приходится нырять в тоннели между переплетенными кустарниками, местами скакать по очень неудобным ступеням. Вскоре ноги деревенеют, но с оханьем, кряхтением и всяческими прибаутками, все-таки спускаемся вниз. По дороге встречаем множество причудливых цветов, деревьев, папоротников, но животные и птицы предпочитают нам не показываться. Они живут высоко на деревьях, и мы  только слышим  их щебет и крики.

После «веселого» спуска попадаем в поселок с горячими сернистыми источниками и идем купаться. Вода такая горячая, что сначала нужно к ней привыкнуть и заходить постепенно, а уж когда погрузишься и сядешь, наступает полное блаженство.

Усталые ножки становятся легкими и готовы двигаться дальше. Переодевшись, садимся в машину и едем дальше. Наша цель – озеро Тоба – самое большое в мире озеро вулканического происхождения. В центре озера - остров Самосир, там мы пробудем 2 дня и 3 ночи. По пути веселая болтовня нашей компании затихает, все начинают подремывать, сказывается ранний подъем, да и погода способствует – идет дождь
. По дороге делаем короткую остановку, чтобы посмотреть на красивый водопад со смешным названием Сиписописо. На улице неуютно и сделав пару фотографий, садимся в машину и продолжаем путь.

По дороге делаем еще  остановку, чтобы посмотреть  достопримечательность – музей под открытым небом – деревня батаков. Похоже на наши Кижи, только с индонезийской архитектурой. Показаны типичные постройки племени батаков, населяющих эти края: здесь и большой королевский дом, и хозяйственные постройки, и домики поменьше для остальных. На коньках крыш везде головы буйвола – священного животного, покровителя племени, охраняющего людей от всяческих бед и невзгод.

Часам к пяти подъезжаем к причалу и грузимся на паром, который доставит нас на остров. Дождь не прекращается, но с озера тянет теплом и, несмотря на такую неприветливую погоду, местные дети купаются, рыбаки выплывают на своих маленьких лодочках, жизнь идет своим чередом, все улыбаются. На пароме пробуем предложенные нам утиные яйца, смотрим по сторонам и через час высаживаемся на остров под проливным дождем в темноте.

Расселяемся в отеле. Наш дом похож на коммуналку или многоэтажный скворечник – слышимость идеальная, как будто разговариваешь в одной компании за столом. Сил, чтобы куда-то пойти ужинать уже нет, поэтому приземляемся в местном ресторане и ужинаем. Впервые дорого. Вообще-то покушать в любом месте стоит очень дешево. Если перевести на рубли, в среднем обед с пивом на одного человека стоит рублей 200.

Пока ужинаем, дождь прекращается и становится очень хорошо. Не жарко и не холодно, территория отеля очень красива, кругом цветники и фонарики. А вид с нашего балкона просто великолепный – озеро в обрамлении гор.

4 марта. Этнографическое путешествие

Первое утро на острове.

Наконец-то выспались. Погода прекрасная – нежное солнышко, гладь озера спокойна, следов дождя не видно. Сегодня в нашей программе изучение танцев и обрядов батаков – народности, живущей на острове и в этой части Суматры. Завтракаем в ресторане, успеваем поплавать в прозрачной зеленовато-голубоватой, приятно ласкающей воде озера и в путь. Удин уже ждет нас. Сначала мы едем смотреть танцы. По дороге останавливаемся в понравившихся нам местах, фотографируем горы, водопады, цветочки, буйволов, кофе и какао, растущие на плантациях. Все в диковинку, все восхищает, все хочется потрогать, понюхать, погладить. Одной из отличительных особенностей островного населения является почтительное отношение к памяти предков. По обочинам дороги на семейных полях и огородах стоит великое множество мавзолеев  маленьких и больших, затейливо оформленных скульптурами и росписью. Возле самого большого мы остановились и узнали о некоторых обычаях, связанных с усопшими.

Подъехав к культурному центру – там находится площадка для танцев и музей батаков, берем билеты и разбредаемся по территории. До танцев есть минут 20 времени. Меня поразил огромный баньян со множеством висячих корней. Под ним я нашла древних идолов. По местным обычаям сначала сажают дерево и только потом начинают строить деревню, а под священным деревом люди молятся своим богам.

Побродив около священного дерева и экспонатов музея, мы собираемся на танцевальной площадке, и представление начинается. К народным танцам я отношусь двойственно: с одной стороны интересно посмотреть, с другой стороны для многих народов танец как молитва, дело интимное и я не думаю, что, танцуя для туристов, местные жители делают это по-настоящему – все равно не поймут.
В общем, танцы как танцы, может и делали танцоры все серьезно, потому что лица их были сосредоточены. Очень необычным был танец с марионетками. Конечно, в ходе представления  нам было предложено поучаствовать в танцах, и мы не отказались, старались, привносили свои детали в танец и честно выкрикивали батакское приветствие «Хорас!!!» Потешнее всего выглядел Ваня Александров, которому местные жители едва доставали до плеча.

По окончании танцев полазили по домикам, музею, узнали, что в росписях черный цвет олицетворяет мир подземный, красный мир земной, а белый мир духов. Здесь же была рассказана и одна из версий, почему у домов такие изогнутые крыши – оказывается это олицетворение священного буйвола по форме его рогов.

Дальше нас повезли опять на купание в горячих источниках. Они оказались такими же – нужно привыкать к горячей воде, чтобы было комфортно. Я больше все-таки люблю прохладную воду, поэтому, немного посидев в бассейне, переоделась и пошла бродить по окрестностям, тем более, что из бассейна в пределах видимости увидела симпатичный водопад. С первой попытки подойти к нему не удалось, тропинка резко кончилась, зато вторая попытка увенчалась успехом.

Когда  выбрались из бассейна, всей компанией направились на водопадик, а потом решили подняться повыше и найти сами источники, но к ним дошли не все. Я шла, пока встречались живописные водоемчики и водопадики, пока был виден желтый от отложений серы ручей, а потом повернула обратно. К истокам дошли только Юра и Женя.

Пообедали здесь же рядом с бассейнами в вегетарианском кафе и двинулись дальше в деревню Амрита. По дороге шутили – вымытые и откормленные мы хорошая добыча для каннибалов (местное население перестало кушать друг друга только около 100 лет назад, а по некоторым данным, людей ели еще и в 20 веке). На площадке, окруженной традиционными домами и заставленной каменными скамьями и столами, мы прослушали рассказ о том, что же действительно происходило и почему и кого ели. На самом деле,  большой совет, на котором собиралось все племя, судил нехороших соплеменников за преступления. Кто совершал проступки незначительные должен был отсидеть в специальном помещении (типа тюрьмы) неделю или чуть побольше и заниматься каждый день общественно полезными работами – в поле, на огородах и т.д. А те, кто совершал серьезные преступления, приговаривались к смертной казни. Их тоже сажали в тюрьму и они должны были дожидаться определенного дня. В батакском календаре предусмотрены дни для разных дел – для женитьбы, для посевов, ну и конечно для казни. Как происходила казнь, наш экскурсовод очень правдоподобно и эмоционально изобразил, подозвав местного мальчишку в качестве жертвы.

Мальчишка исполнил роль мастерски и очень правдоподобно кричал. После расправы над преступником, каждый из племени должен был съесть кусочек, в назидание, чтобы другим неповадно было совершать преступления…. Мы внутренне содрогнулись и пошли закупать сувениры. Этот процесс не занял много времени, но торговцы, даже после того, как мы ушли с рынка, еще шли за нами, предлагая купить что-нибудь еще.

Вернувшись в отель, мы пошли купаться в озере. К этому времени набежали тучки, подул ветерок, развел волну, и купание получилось почти морским. Женя меня очень оригинально напугал, схватив за ногу под водой – так я уже давно не кричала – кто его знает, что водится в этом озере, местами глубина его достигает 450 м.

Отдохнув после купания, поехали в рекомендованный Удином ресторанчик, пробовать озерную рыбу. Владельцы ресторанчиков выращивают ее рядом с берегом в садках, к столу вылавливают и подают свеженькую. Готовили для нас довольно долго и за это время мы успели посмотреть на садки при помощи фонариков, понаблюдать за летучими мышами, которые носились, не обращая на нас внимания, за насекомыми и выпить все заказанные напитки. Принесенная, наконец, рыбка оказалась очень вкусной, а хвосты и плавники с удовольствием доели местные кошки. Их тут много, они голосистые и никогда не откажутся чем-нибудь подкрепиться.

Наевшиеся и довольные возвратились к себе, написали письма родным, полюбовались ночным озером, и спать. Завтра планируется более спортивная прогулка и надо отдохнуть, а то ноги до сих пор болят после похода на вулкан и ходим мы все слегка прихрамывая.

5 марта.  Ботаническая экспедиция

По привычке встали рано. Даже странно, я жуткая соня, рано вставать не люблю, но здесь все получается как-то само собой – вокруг много интересного и ничего не хочется упустить. Перед завтраком вместо зарядки успеваем искупаться, сразу появляется бодрость и упругость во всем теле.

Выезжаем в 9.00, знакомимся с нашим новым проводником – его зовут Ленни, мне показалось Ленин – было смешно. После крутого подъема в гору на машине останавливаемся в небольшой деревушке. Первым делом нам встречается стайка детишек-школьников младших классов, и конечно мы их фотографируем, а они охотно позируют и улыбаются. Потом замечаем очаровательную живность – маленьких черненьких поросят, которые вызывают восторг, но стараются со всех ног убежать. Вскоре Ленни собирает нас, и мы начинаем наш путь. Сразу за домами начинается экстремальная тропинка, заросшая кустарником и травой, скользкая после дождя, а наши ножки еще побаливают после похода на вулкан, в общем походка совсем не изящная. Но зато кругом нас ожидают открытия. На пути мы встретили растение-хищник непентус, которое ловит в свои кувшинчики зазевавшихся насекомых, побывали на плантации кофе и увидели его в разных видах: в бутонах, цветущим, неспелым зеленым и созревшим красным. Наташа, которая хорошо разбирается в ботанике сказала, что можно посадить кофейное зернышко дома и оно вырастет и даже даст плоды. Ленни рассказывает и показывает, как местные жители обрабатывают зерна – сначала очищают от кожицы в специальном устройстве, напоминающем кофемолку, потом толкут в специальном камне с углублением и провеивают от шелухи, а потом упаковывают и продают. Наша прогулка напоминает поход по ботаническому саду: мы увидели, как растет имбирь, авокадо, дуриан, ваниль, тапиока (похожий на картофель плод), гвоздика, лимонная трава (популярная здесь приправа), кайенский перец, рис, бетель и все можно было потрогать, понюхать, попробовать и сфотографировать. А некоторые растения, которые мы рассматривали и пробовали, имеют только местные названия. Вокруг расстилаются пасторальные картины с мирно пасущимися между рисовыми чеками буйволами, поют птицы – красота.

В середине пути у нас был привал в деревне, где нас угостили прекрасным  кофе, выращенным здесь. Во время кофейной церемонии была выслушана еще одна версия о том, почему крыши батакских домов такой необычной формы. Оказалось, что эта конструкция позволяет им быть более прочными и сопротивляться ураганным ветрам. А потом мы продолжили путь. Побывали в местной школе, вызвав восторг и учителей и учеников. Занятия вскоре кончились и довольно долго мы шли, окруженные ватагой ребятишек, которые весело переговаривались, строили рожицы, что-то напевали и таращили на нас удивленные глаза.

Прогулка удалась. Все в восторге от увиденного. Аппетит нагуляли зверский, и пошли обедать в ресторанчик. Сделали это во-время, потому что вскоре начался обычный для второй половины дня дождь. Мы обедали, слушали шум дождя и наблюдали за местными ребятишками, которые бегали под дождем голышом. Пообедав, разбрелись каждый по своим интересам.

Мы с Ваней вернулись в отель, дождались окончания дождя и пошли на вечернюю прогулку. Покупать ничего не собирались, поэтому просто гуляли по дороге, наблюдая обычную жизнь местного населения. Вот две девчонки припозднились из школы, болтая между собой; вот в домике целая компания смотрит телевизор, сидя на полу; вот рыбаки выходят на своих узеньких лодочках на вечернюю рыбалку; садки для разведения рыбы, вывешенные для просушки сети; вот семейство сидит перед домиком. Все приветливо машут руками и говорят «хелло», даже самые маленькие ребятишки. Сердце радуется от этой простоты и доброты. Вскоре темнеет и мы, постояв на причале, возвращаемся домой. Дождя нет, озеро притихло и можно искупаться, что мы и делаем. Теплая и спокойная вода покачивает отблески фонариков – здорово. После купания мы узнаем, что в баре гостиницы вечерний концерт. Подтягиваемся не сразу, успеваем послушать только пару песен. Но песни чудесные, исполнители очень искренны и голоса прекрасные. День опять был интересным и насыщенным.

6 марта. Первая встреча с океаном

Уже привычно ранний подъем никого ни удивляет. Наш паром в 10.00 и у нас остается еще полчасика погулять по рынку в поселке Тук-Тук, где  находится причал. Вещевой рынок меня не очень привлекает, пробегаем его быстро, зато продуктовый очень интересен.

Там можно посмотреть на типичные для этой местности продукты и понаблюдать сценки из жизни. На этом рынке все товары разложены на циновках прямо на земле. Торговцы сидят на низких скамеечках рядом со своим товаром. Продают всякую всячину – здесь я впервые увидела, как продают бетель – листья лианы, которые местные жители используют как жвачку, отчего зубы у стариков, которые все жизнь жуют это снадобье, становятся красными. Множество овощей, совершенно обычных для нас – картошка, морковь, капуста; различные специи, которые выращивают прямо здесь на плантациях (и мы своими глазами это видели); свежевыловленная озерная рыба нескольких видов. Только вот с фруктами было как-то бедновато – в основном бананы, наверное, не сезон для чего-то другого.  Местные жители подходят к торговцам, болтают о том, о сем, закупают привычные продукты, причем рыбу разделывают здесь же за разговором. Можно наблюдать долго, но пора, пора.

Доплыли до берега быстро, поездка на пароме приятная – светит солнышко, по воде блики, мимо пролетают птицы, дует легкий ветерок. Причалили и, не теряя времени поехали. За окном опять масса интересного – живописные рисовые поля, буйволы, цапли, леса, деревни. Проезжали мастерскую по производству гитар, видели, как на огромных сковородках  обжаривают арахис,  свадебную процессию. По пути мы вызываем бурный восторг и интерес населения – туристов немного и большие белые люди в диковинку. Все стремятся махнуть рукой, улыбнуться, поприветствовать.

Обедать остановились маленьком провинциальном городке Тарутунг. Вид у ресторанчика впечатляет и напоминает Камбоджу, где все, что находится на кухне и готовится, на виду у посетителей – подвешенное на крюках мясо, шипящие сковородки, повара в чаду – как будто находишься на своей кухне. Заказав еду, выхожу на улицу и произвожу необыкновенный фурор. Как раз в это время школьники-подростки идут из школы. Чувствовала себя, как на сцене – столько восхищенных глаз и улыбок! Стараюсь всем ответить на приветствия, смотрю по сторонам и замечаю что-то наподобие дворца в виде трех красивых батакских домов с красочными росписями. Побродила рядом, сфотографировала и вернулась к своим. Оказалось, что дворец – это что-то вроде парламента здешнего округа. Пообедав, продолжаем путь. По дороге еще останавливались рядом с грандиозным мавзолеем одного из батакских королей, построенного на берегу живописной речки. Здесь уже ощущается изменение погоды – становится жарко. Тронулись дальше и после длинного серпантина увидели океан. Впечатление сильное, только видно все как в дымке. По заливу разбросаны острова, между ними большие и маленькие рыбацкие лодочки, на берегу портовый город. Мы уже почуяли морской воздух, и остаток пути проходит в радостном возбуждении. Въезжаем в город под названием Сиболга и останавливаемся на набережной. Местные жители любуются предзакатным океаном, который катит серо-зеленые волны, разбивающиеся о берег миллионами брызг. Нас грузят в лодочку, по дороге мы наблюдаем прекрасный закат и минут через 40 в сумерках прибываем на остров. Что и говорить – он прекрасен. Теплая водичка ласкает белый песчаный пляж с нависающими на него кокосовыми пальмами. Нас расселяют в домики, стоящие на берегу и мы идем купаться. Правда, в темноте не очень разобрались в обстановке – почему-то все время мешает плавать какая-то трава, а коленки задевают дно. Но ничего, завтра, при свете дня разберемся.

Во время ужина началось наше знакомство с местной фауной: Наташа поймала большого геккона и все имели возможность рассмотреть и погладить его, потом на газоне обнаружилось сухопутные раки отшельники, ковыляющие в поисках еды и несущие свои раковины-домики размером с кулак. Все животные вызывали восторг и интерес, и тут же были сфотографированы на память.

Посидев напоследок на пороге домика, послушав песню океана, ложимся спать.

7 марта. Остров в океане

Островная жизнь настраивает на спокойный размеренный отдых. Теплое море, белые песчаные пляжи, пальмы и прочая красивая растительность.

Позавтракав и искупавшись, иду разведывать ближайшие тропинки и дорожки. Нахожу смотровую площадку, с которой видна отмель перед нашим пляжем и я понимаю, почему накануне мы не смогли как следует искупаться, и все время цеплялись за траву. Отмель очень протяженная и чтобы как следует окунуться нужно пройтись….Спустившись с площадки, сворачиваю на тропку и тут…. Какая-то большая зверюга рванулась прямо передо мной в кусты. Рассмотреть толком я не успела, но по следам на песке поняла – это большой варан. Вернувшись к своей компании, я живо поделилась впечатлениями, на что Олег сказал, что здесь действительно водятся довольно крупные вараны. После этого было решено отправиться на прогулку вокруг острова. В самом начале нашего путешествия я в который раз убедилась, что человек – самое вредное существо в природе и прогресс ему совсем не на пользу. На этот райский берег течением из ближайшего города принесло массу мусора – в основном полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки. Горько видеть все это издевательство над природой. Правда, мусорный берег вскоре кончается, и начинаются живописные картины. Мы миновали маленький островок и мыс и вскоре увидели на горизонте в море любопытные сооружения, типа небольших платформ на сваях. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это хитроумные приспособления для ловли рыбы: на ночь с них опускают сети в море, а утром поднимают, вытаскивают рыбу, а сети просушивают. Здесь же на берегу я нашла рыбью кость таких размеров, что поняла – рыба здесь водится не только мелкая…

Вскоре показалось прекрасно место для купания и девчонки, войдя в воду напугали стайку мелкой рыбешки, которая начала скакать по воде очень забавно, как будто идет дождик. Накупавшись, пошли дальше. Начался отлив, и перед нами раскинулась огромная литораль (обнажившееся морское, ой океанское дно), манящая нас натуралистов, готовых к открытиям. Пока мы любовались волнами, мерно обрушивающими свои пенные гребешки на отмель, прямо под ногами пронеслась стайка небольших акул. Олег по нашим описаниям определил, что это кошачьи акулы, которые охотятся на мелкую рыбешку, а размером не вырастают больше метра и к человеку абсолютно равнодушны. Нас не покусали, и мы отправились лазить по отмели дальше. Наряду с прекрасными видами, мы в этот день увидели еще и много живности: маленького морского конька, выброшенного на берег, крабов-трусов, которые при малейшем движении улепетывали или плюхались в море и крабов отважных, которые пытались померяться с нами силами и несмотря на разницу в весовых категориях агрессивно размахивали клешнями и норовили ущипнуть, косяки мелких рыбок, снующих в лужицах, краснополосого варанчика- сцинка, который настолько обалдел от всеобщего внимания, что дал себя поймать и погладить, летучих мышей, которых мы пугали в маленьких прибрежных пещерках. Конечно, насобирали кучу ракушек и обломков кораллов, валяющихся на берегу. Напоследок нашли старый разбитый кораблик – если включить воображение то, стоя рядом с его обломками можно представить себя пиратом, охотником за кладами или Робинзоном Крузо.

Вернувшись, пообедали и стали решать, что же делать дальше? Кто-то захотел послеобеденной сиесты, а самые бодрые Олег, Женя, Юра и я решили пройтись на вершину острова – побережье мы обошли полностью, захотелось изучить сухопутную часть. Подъем прошел довольно легко и, пробравшись через джунгли, оказались на вершине горы, где нашли систему укреплений времен второй мировой войны, построенную японцами. Они уже изрядно заросли травой и полузатоплены, поэтому внутрь проникнуть не удалось. Зато виды с горы захватывающие, хочется лететь как птица надо всей здешней красотой: джунглями, горами, океаном. И отель наш с высоты мы тоже разглядели. Хотели пройти еще дальше вглубь острова, но тропинок не нашли, поэтому спустились вниз, по дороге сфотографировав и напугав огромного паука. Юра, Олег и Женя отправились на добычу кокосов, а я вернулась в отель. Хотела найти еще какую-нибудь тропинку, но сразу не нашла, а долго искать не хотелось, поэтому пошла купаться.  Остров к этому времени наполнился местными жителями. Пятница, суббота и воскресенье дни выходные и люди приезжают из ближайшего города Сиболга. На пляже много народу и опять я вызвала своим появлением полный восторг, чуть ли не все захотели со мной сфотографироваться. Улыбаюсь, служу фоном для фото, мне не жалко. Кувыркаться и качаться на волнах  здесь здорово. Вскоре китайцы и другие местные расходятся.  А ко мне присоединяются Иваны, которых я разбудила и потащила купаться.  И мы еще долго наслаждаемся теплым ласковым океаном, и играем с волнами.

После купания идем отмечать праздник 8 марта, который вообще-то завтра, но завтра весь день пройдет в дороге, поэтому намечено это на сегодня. Мы уютно расположились в беседке. Ребята, вот молодцы привезли еще из Москвы бутылку шампанского, здесь такого не достанешь, с выпивкой в мусульманских странах туго. Очень кстати пришлись добытые кокосы, всем удалось попробовать кокосовое молоко и приятную на вкус сердцевину. И конечно мужчины наговорили нам множество приятных слов. За это время успел пройти обычный дождик, разогнавший под крыши всех отдыхающих на острове местных жителей.

После праздника мы с Ваней все-таки решили пойти поужинать. И пока ждали исполнения заказа, увидели некоторые интересные зарисовки: вот сидит компания молодых китайцев, они играют в карты, шутят, смеются и веселятся от души. Рядом за столиком благочестивое семейство – они читают молитву перед едой и лица их совершенно серьезны. Но вот заиграла музыка – по соседству с рестораном на площадке для танцев и вся веселая компания убегает на дискотеку, а серьезное семейство чинно приступает к еде. Поужинав, идем мимо танцплощадки - картина там такая: музыканты на сцене поют и пританцовывают сами по себе, а публика хихикает, болтает, слушает, но никто почему-то не танцует. Очень смешно звучат знакомые нам мелодии, например твист в местной обработке. Музыка играла часов до 11, причем в конце остались только неугомонные музыканты, поющие и танцующие сами с собой. Вот такая вот дискотека….

Мы еще немного сидим, делимся дневными впечатлениями, слушаем океан, шумящий поблизости, да и спать.

8 марта. Долгая дорога в Буккитинги

Встали очень рано, в 6.30 уже позавтракали и в путь. Сначала на кораблике, а потом на нашем автобусе, который стал вторым домом. Дорога проходит через множество деревень и мы видим, что переместились уже в мусульманскую часть Суматры. Здесь встречаются только мечети, а женщины ходят только с покрытой платком головой

. В отличие от христианской части, жители здесь не такие улыбчивые и чересчур серьезные – во всяком случае на нас уже не обращали такого внимания, как раньше. По дороге опять встречается масса интересного, но останавливаться нет времени, поэтому картинки мелькают как в калейдоскопе. Мы видели медресе для юношей и для девушек, очень красочная картина, когда ученики в своих красивых бело-голубых костюмах идут после занятий. Да и одежда местных жителей тоже изменилась – мужчины в пестрых саронгах и рубашках в черных или белых шапочках, женщины в разноцветных платьях. Живут все очень просто – в домах часто только телевизор на какой-нибудь подставке, да пара циновок для ночлега, которые днем убирают. Свежевыстиранная одежка вывешена для просушки где-то на веревках, а где-то прямо на кустах. Моются и стирают люди в близлежащей речке, не стесняясь. Рис раскладывают на просушку перед домами на больших плетеных циновках.

Видели коричные деревья и пробовали их кору. Собирают корицу, обдирая кору с дерева кусками, потом сушат и продают на рынке вязанками, как дрова – я даже сначала не поняла, что это, потом объяснили. На плантациях гевеи собирают латекс и продают его, когда он затвердевает в виде комков размером с футбольный мяч.

Дорога то идет по прямой, то закручивается в серпантины. Мы преодолеваем, незаметно для себя, несколько горных перевалов. В одном холмистом месте проехали кирпичные мастерские – прямо на склоне холма кирпичи формируют из глины под навесами из пальмовых листьев, тут же обжигают их в печах, и строительный материал готов. В одной из деревень множество кузниц и можно было мельком увидеть работу кузнецов…

Хоть дорога и утомительна, но познавательна – такого не увидишь в обычных туристических местах. Жаль, что не могли выходить, где хочется, а из окон на скорости фотографировать не получается.

В середине дня остановились в очень приятном месте на обед. Ресторанчик на берегу речки, окружен цветущими кустами, вокруг порхают бабочки. Пока нам готовят еду, мы прогуливаемся по лужайкам и разминаем затекшие ноги, попутно фотографируем бабочек. Ко мне подошли две местные девочки  и завели разговор на английском языке. Оказалось, что английский язык они учат в школе и им посоветовали практиковаться с туристами. Мой английский слабоват, но некоторые вещи сумела объяснить и что мы из России, и где были на Суматре, и что нам понравилось. В ответ удостоилась комплимента, что русские очень умные и красивые, что сами бы они хотели побывать в России. Сфотографировавшись на память и подарив монетки в качестве сувениров, расстаюсь с  новыми подружками.

Пообедав, продвигаемся дальше и часов в 6 вечера достигаем экватора. Но тут нам не  повезло – уже темнело, пошел дождь и наш переход в другое полушарие прошел как-то быстро и довольно суетливо. Тут еще налетели продавцы футболок, и мы совершили торопливый шопинг

Совсем стемнело, постоянно шел дождь, эта часть пути для меня прошла в полудреме под обрывки Жениного рассказа о геологических премудростях. Дорога измотала и когда  наконец-то очутились в отеле, радости не было предела. Полчаса на заселение и мы идем ужинать в небольшое кафе, рекомендованное Олегом. Кафе очень уютное,  в нем есть маленький бассейн с декоративными карпами. Меня поразило то, что карпы совсем ручные, дают себя погладить, а еще очень смешно целуются с громким причмокиванием. Накормили нас как всегда хорошо и вкусно. После ужина борюсь с усталостью – хочется пройтись немного по ночному городу Буккитинги, но усталость побеждает, и мы идем спать.

9 марта. Раффлезии,  обезьяны и летучие лисицы

Выспаться удалось прекрасно. Позавтракав и имея 30 минут свободных,  побежала осваивать город. Далеко уйти не удалось, потому что даже поблизости было интересно.

Еще вчера я заметила очень красивые ворота над близлежащей улицей и пошла рассмотреть их поближе. Пока фотографировала, за спиной раздался цокот копыт – оказывается, здесь по улицам снуют конные экипажи. Лошадки хоть и маленькие, но очень нарядные с яркими помпонами на лбу. Гуляя, успеваю пообщаться с парочкой местных жителей, которые живо интересуются  приезжими. Полчаса истекли быстро, и я возвращаюсь в гостиницу – в 10 часов мы выезжаем в национальный парк, посмотреть на самый большой цветок – Раффлезию. По серпантину поднимаемся в горку, в деревне подхватываем проводника Джонни и через несколько минут мы на месте. Выгружаемся, выходим на тропу,  и буквально через 5 минут пути видим, правда, мельком стаю обезьян, скачущих по деревьям на противоположной стороне ручья. Толком мы их не разглядели, увидели только рыжую шерсть и длинные хвосты. Дальше дорога шла по изумрудным рисовым полям под пение птичек. Вскоре свернули в джунгли и пошли вдоль ручья, берега которого постепенно превращались в узкое ущелье.
Кругом очень красиво, не устаем восхищаться природой. Под конец пришлось подниматься по скользкой крутой тропинке, держась за свисающие лианы, и вот сквозь кусты показалась она – цель нашего путешествия – Раффлезия. Цветок действительно впечатляет – размерами с колесо легкового автомобиля, красно-оранжевого цвета с крапинками более светлого тона, бархатистый на ощупь.
Балансируя на тропинке, фотографируем, рассматриваем, позируем. Налюбовавшись на природное диво, отправляемся обратно. Во избежание травм спускаемся полуползком и все равно Ване Александрову пришлось проехать часть пути на пятой точке…

Возвратившись к автобусу, решаем сразу ехать на прогулку по каньону,  намеченную дальше по программе. Приехали обратно в Буккитинги на смотровую площадку, и пока Олег договаривался с проводником, пошли знакомиться с обезьянами. Целая стая разнокалиберных макак кормится здесь угощениями, предлагаемыми посетителями. Они с удовольствием едят хлеб, бананы, орехи, печенье и чипсы. Каждая обезьяна общается по-разному: конечно самые смелые из них самцы, ничего не боятся и пока не наедятся, отгоняют более слабых мамаш с детенышами и молодняк. Потом подтягиваются более робкие. Самые трусливые быстро хватают угощение из рук и пускаются наутек, а те, что посмелее очень нежно и степенно берут кусочки, культурно и неспешно едят. Наши запасы кончаются, и мы идем осматривать японские катакомбы времен второй мировой войны, построенные  во время оккупации Индонезии.

Эти катакомбы строились по проекту японцев людьми, привезенными с окрестных островов – Явы, Сулавеси и Бали и были как бы отдельным тайным городом с множеством ходов в разных направлениях и выходами в разных местах. Там были и казармы, и арсенал, и кухни, и всякие хозяйственные помещения.

Выйдя на поверхность, отправляемся в каньон. У первой же деревни останавливаемся и заходим в гости к одному из местных жителей. Там нам показывают, как растет сахарный тростник, и дают попробовать. Вкусно, выжимаешь зубами сладкий сок, высасываешь, а остальное выплевываешь. А еще угостили папайей, сорванной прямо с дерева. Благодарим радушного хозяина, оставляем несколько монет и дальше в путь

. Сам каньон нам не очень понравился, потому что ощущается близость цивилизации – речка, протекающая по его дну, нанесла кучи мусора, который не очень-то живописен. После крутого подъема и выхода из каньона, попадаем в «серебряную» деревню. Там делают и продают украшения из серебра, и женская часть коллектива стала азартно выбирать украшения. Все вернулись довольные и удовлетворенные покупками.

Напоследок нам показали место, где живут летучие лисицы. Они висят как коконы вниз головой на больших деревьях и предпочитают сухие ветки, поэтому видно их хорошо. Если напугать, то они срываются с ветвей и кружат по каньону. Зрелище впечатляющее – размах крыльев у них метра полтора

. Но они совершенно безобидные существа – питаются фруктами. Полюбовавшись на этих зверо-птиц, мы заметили большую черную тучу на горизонте и побежали к автобусу. Успели вовремя: вот мы слышим шум приближающегося ливня, вот все скрывается  в его потоках и вот он накрывает наш автобус, а нам сухо и уютно.

На ужин пошли в разные места. Нам понравилось у Аниты, мы решили ничего не менять, а остальные пошли искать счастья в другое место. Все остались довольны. Ребятам очень понравилась еда в найденном ими ресторане, а мы вдоволь пообщались с любознательной Анитой. Ей была интересна русская кухня, и мы пытались рассказать, как варят борщ, делают картофельное пюре и солят огурцы. Даже научили довольно сносно произносить названия блюд. Было очень весело, а в конце разговора она предложила в следующее наше посещение Суматры организовать поездку на острова к примитивным племенам. Это конечно здорово и интересно, но поживем, посмотрим.

В вечерней программе были намечены местные танцы, которые очень понравились Олегу, но не сложилось.

По традиции выпили по стаканчику на сон грядущий и спать.

10 марта Буккитинги-Маниджао

Сегодня у нас с Ванями небольшой праздник – ровно год, как мы познакомились с Олегом. Как быстро пролетел этот год…..

Мы продолжаем знакомство с Буккитинги и идем в зоопарк, в котором, как оказалось есть еще и этнографический музей народности минанкабау.

Зоопарк понравился. Он маленький, компактный и какой-то уютный. Немножно портил все постоянно идущий мелкий дождик. Здесь я впервые увидела тапиров, которые сладко спали, прижавшись друг к другу. Неожиданно для себя, рядом мы обнаружили скелет кита под навесом. Прекрасно смотрелись крокодилы, лежащие на газонах за низкими загородками и рассмешили гавиалы – жирные, с челюстью набок. Обезьяны были задумчивы и глубокомысленны, маленький гиббон, сидящий под дождем был комичен и одновременно вызывал жалостливые чувства. Особенно привлекал к себе орангутанг с печальными глазами, полными достоинства. Заглядывал прямо в душу, и хотелось поговорить с ним… Пеликаны играли с рыбой, то ловили ее, а то выбрасывали из своих мешков. Хорош собой был и суматранский тигр, басовито мяукающий – видно ему тоже не нравился дождь. Очень смешно пообщались с большим оленем, который облизал мне руки, съел предложенный хлеб, а когда все кончилось, пытался прожевать мою рубашку – еле вырвалась. Напоследок зашли в этнографический музей, где посмотрели национальные костюмы народности минанкабау, предметы быта, музыкальные инструменты и монеты из разных стран. Мы заметили, что российских монет нет, поэтому оставили из наших запасов несколько, объяснив смотрительнице их происхождение. Хотелось бы, чтобы они тоже стали экспонатами.

Перед отъездом на озеро Маниджао остался еще целый час, и мы решили посвятить его покупке сувениров. Все разбрелись по интересам. Меня как всегда потянуло на продуктовый рынок, ближе к народу. Здесь оказалось очень много чипсов разных размеров и окраски,  сушеная рыба от привычной нам типа воблы до длинных мелких рыбешек, хитро пришпиленных к деревянным палочкам, так что сразу и не поймешь, что это такое. Масса каких-то чудных кондитерских изделий, из которых знакомыми оказались только козинаки. Мы купили несколько видов сладостей на пробу в дорогу. Ну и конечно здесь обнаружились невиданные нами ранее фрукты – размером с грецкий орех, внутри дольки типа чеснока и привкусом грейпфрута, название забыла…. Этими штуками нас угостил Олег, сами бы мы не догадались купить. Встретившись под часами на площади через час, все похвастались покупками: Таня купила очень красивую вышитую национальную рубашку, мужчины  головные уборы типа тюбетеек, Ваня с Олегом диски с местной музыкой. Все остались довольны. Сфотографировались напоследок возле башни, и прощай, Буккитинги, мы едем дальше. До Озера Маниджао ехать недолго часа полтора. В дороге сделали остановку в маленьком магазинчике-кафе со смотровой площадкой. Наконец-то здесь я смогла сфотографировать вязанки корицы. В магазинчике нашлись всякие интересные вещи и мы накупили местного чая и кофе. На веранде, выходящей в сторону долины, выпили кофе под постукивание развешанных повсюду бамбуковых колокольчиков. И попробовали сладости: шарики из тапиоки с пальмовым сахаром нам не понравились, а конфетки были странные, но приятные – сначала как будто жуешь муку, а потом проявляется вкус кокоса.

Мы продолжили путь и вскоре оказались в отеле. Опять это прекрасное место с чудными газонами и цветами. Открылся вид на озеро, и в нынешнем освещении при облачной пелене оно оказалось серебряным. Не теряя времени, поселились в гостинице и поехали на озеро окунуться. Дорога вниз к озеру представляет собой крутой серпантин с 42 поворотами, с каждого открывается новый вид, а на последних поворотах мы встретили стаю диких обезьян. Конечно, наша безграничная любовь к этим существам заставила Удина припарковаться, чтобы мы смогли насладиться общением с меньшими нашими братьями.

Как и в предыдущем случае, мы старались накормить в первую очередь самых робких и мамаш с прицепившимися к ним детенышами. Общение с животными всегда вызывает положительные эмоции, но припасенные лакомства кончились, мы поспешили на пляж. По дороге Женя замечает бадминтонную площадку, его уже невозможно оттуда выманить – азартный игрок. А все остальные  идут купаться. Вода чистая, теплая и мы плаваем с наслаждением.

Накупавшись, возвращаемся в отель. По дороге видим гнезда ткачиков на одном из больших деревьев и пролетающих высоко в небе летучих лисиц.

После ужина нас с Ваней охватывает какая-то безумная усталость, поэтому идем отдыхать, пока остальной народ играет в бильярд.

11 марта. Энтомологическая прогулка

Сегодня свободный день на озере. В описании озера я прочитала, что оно изумительного голубого цвета, но вчера мы видели его серебряным, а сегодня оно туманное и дождливое. С утра над горами, окружающими озеро клубятся облака, периодически образуются просветы и голубое небо отражается на поверхности воды. Картина все время меняется и завораживает, можно долго наблюдать.

После завтрака решаем пройтись прогуляться по дорожке, идущей в стороне от деревни. Пока собираемся, нашли на газоне большого жука размером в пол ладони.

Он оказался совершенно безобидным – дал себя подержать и рассмотреть. Выйдя на дорожку, почти сразу нашли другого представителя племени насекомых – кивсяка. Это такой бронированный червяк со множеством ножек. Они периодически встречались на нашем дальнейшем пути. Прогулялись мы хорошо, полюбовались окрестностями и решили возвратиться, хоть дорога и шла дальше. У нас в программе были еще купание в бассейне и поход на водопад. На обратной дороге нашли дохлую сколопендру – грозное насекомое с мощными челюстями, укус которых болезненный и может вызвать большие неприятности, т.к. она еще и ядовита. В результате прогулка получилась энтомологической, кроме насекомых мы встретили только уже привычных нам буйволов и коз.

Вернувшись в отель, искупались в бассейне с очень бодрящей с непривычки водой. Мы привыкли уже к горячим источникам и теплой озерной воде, а тут градусов 20 всего. Просто плавать быстро надоело, мы резвились и дурачились – строили разные пирамиды и фигуры в воде.

В 12 часов начался дождь, мы сели в автобус и спустились к озеру. Там в кафе заказали на обед озерную рыбку, а пока готовят пошли к водопаду. Дождь как по заказу утих. Часть дороги шла через деревню, в которой почти у каждого дома небольшие прудики для разведения рыбы. Она приучена к тому, что ее кормят и хлебные крошки хватала чуть ли не из рук. Деревня осталась позади, вокруг нас только деревья, поющие птицы и журчащий поблизости ручеек. Порхают бабочки, встречаются прекрасные цветы. Через некоторое время мы с Ваней обнаружили, что промахнулись с обувью. Пошли в шлепанцах, а тропинка оказалась местами крутоватая и скользкая, переходя ручей, в нескольких местах мне приходилось разуваться, потому что не хотелось падать в воду. Но идти недолго и вскоре мы услышали, а потом и увидели водопад. Полюбовались, искупались под брызгами и успели вернуться в деревню до дождя. К этому времени торговцы открыли свои лотки, и мы увидели на них очень необычные блюда местной кухни: ракушки, политые соусом на банановых листьях,

мелкую копченую рыбешку, чипсы из рыбы и что-то завернутое в банановые листья и запеченное. Развернув листья, вместо ожидаемой целой рыбешки обнаружили внутри нечто, оказавшееся самыми мелкими мальками, сдобренными приправой. На вкус оказалось очень неплохо, но больше понравились чипсы, напоминающие зажаренную до хруста рыбу. К ресторану подошли  как раз вовремя – наша еда уже была готова. Рыбка понравилась всем. Как только мы начали гастрономическое наслаждение, откуда-то прибежал крохотный котенок и начал громко требовать свою долю. Даже не верилось, что в таком тщедушном тельце может быть такой мощный голос. Мы люди сердобольные, тут же стали его подкармливать. Вскоре он уже напоминал шарик, так набил свой животик. Но успокоения это ему не принесло – животинка стала требовать ласки и тепла и пока я не взяла его на руки и не погладила, он громко мяукал по Суматрански. Мы уже заметили, что кошки тут мяукают как-то не по-русски.

Снова пошел дождь, мы сели в автобус и поехали обратно. По дороге удалось таки сфотографировать и попробовать еще один экзотический фрукт – карамболу (стар фрут). Возвратившись в отель, разбрелись по номерам. Гулять было невозможно – шел дождь.

Только он утих, я оставила дремлющего Ваню в номере и отправилась гулять по деревне. Как всегда,  уже привычно, вызвала оживление, а особенно мне понравилось приветствие, которое произносили жители «хелло, мамми», как-то ласково звучало. Я проходила мимо домиков и наблюдала, как играют ватаги ребятишек. Особых игрушек и компьютеров у них, слава богу, нет, поэтому они носятся, веселятся и сами придумывают игры. Совсем как мы в детстве носились по дворам со своими прятками и догонялками. Почти около всех домиков цветники, на верандах часто встречаются клетки с птицами. В середине деревни обнаружился рынок, но, к сожалению, было уже поздно, торговля закончилась. На окраине деревни рисовые поля перемежаются с прудиками для разведения рыбы, там я наблюдала, как небольшая рыжая цапля собралась поужинать рыбкой, пойманной здесь же, но, желая сфотографировать, я спугнула ее. Идти и смотреть по сторонам очень интересно, тем временем быстро темнело и пришлось возвращаться. Жители деревни сидели перед своими домиками, завернувшись в пледы, в домиках зажигались свечи…

Вернувшись, пошли ужинать. Когда я рассказала Олегу про рыжую цаплю, он немного расстроился, т.к. очень бы хотел ее сфотографировать – оказывается, я увидела нечто редкое.

После ужина  любовалась озером в сумерки. Над ним нависли свинцовые тучи, а по берегам зажглись огоньки.

12 марта. Дорога к океану

Опять ранний подъем, мы уже привыкли к этому. Программа наша очень насыщенная, каждый день что-то новенькое и конечно переезды с места на место. Сегодня отправляемся к крайней точке нашего путешествия – тропическому острову. Ехать примерно пол дня с остановкой на обед. С утра иду на смотровую площадку бросить прощальный взгляд на озеро, и опять оно выглядит по-новому, правда голубым оно так и не показалось. После завтрака осталось немного времени, и я решила покормить карпов, живущих в маленьком пруду на территории гостиницы. Они прекрасно понимают, что если человек что-то бросает в воду, то это можно есть, поэтому быстро подплывают, и смешно чмокая, хватают хлебные крошки. Здесь же, радом с прудом я увидела на дереве пару пальмовых белок, носящихся друг за другом и не обращающих на меня внимания.

Вскоре отправляемся в путь – прощай, туманно-дождливое Маниджау. Дорога – это опять масса интересных впечатлений и эпизодов. В одной из деревень мы увидели, как поле пашут на буйволе, резко затормозили и все побежали фотографировать обалдевшего от такого внимания крестьянина и его буйвола.

Проехав дальше, увидели, как рис сажают. Сначала на маленьком участке выращивают рассаду, потом аккуратно выдергивают, связывают в маленькие пучки, а уж потом рассаживают кустики в подготовленную землю, зачастую по колено в грязи – работа тяжелая. Видели небольшие мебельные мастерские, в которых прямо под тентом делают деревянные каркасы, тут же набивают поролоном, обтягивают  и рядом стоит уже готовая к продаже мебель.

Проезжали железную дорогу – у нее 3 рельса и она какая-то заброшенная – местные жители сушат на ней белье. Видимо поезда ходят нечасто. Впоследствии узнали, что дорога была построена голландцами в 19 веке, и они вывозили по ней добытый уголь.

Ненадолго остановились у водопада, отдохнули и купили фруктов. Дальше по пути встретилась дуриановая деревня, в которой мы остановились пробовать дуриан. Тут мнения разделились: кто-то не стал пробовать, кому-то показалось отвратительным, а мне понравилось.

Наконец показалось море. Погода тут совсем другая – солнечно и жарко. Вскоре останавливаемся на обед. И тут новое впечатление – мы присутствуем при вытягивании рыбацкой сети из моря. Рыбаки с натугой тянут, а она все не показывается. Устав ждать, идем под навес. Нам уже начинают подносить заказанную еду, и тут начинается самое интересное. Сеть вытянута, и рыбаки начинают разбирать рыбу. Улов хороший - 4 большие корзины

. Рыбка мелкая, но разнообразная. Некоторую отбрасывают сразу – это разновидность фугу и крылатка – их не едят. Улов разбирают очень быстро, промывают сеть и едут на лодке забрасывать ее еще раз, а мы идем обедать. После обеда, решив пройти немного по берегу, натыкаюсь на мастерскую, где строят лодки, и вижу весь процесс, начиная от каркаса, заканчивая окраской готовой лодки. Вот такая жизнь – все на виду.

Наконец все собрались и через полтора часа мы на пристани, с которой на лодке нас повезут на остров. Как только  выгружаемся, набегает куча детишек, разглядывает нас, машет руками и кричит привычное «хелло».  С сожалением прощаемся с Удином. Садимся в лодку и через полчаса оказываемся на острове. Это настоящий рай – белый песчаный пляж, чистое море, манящее нас скрытыми сокровищами – рыбами и кораллами. Нас встречают приветливые хозяева Марко и Доменик, показывают наши бунгало на берегу.

Внутри очень уютно, а самое необычное – дырявый пол в душе. Разложив вещи, бежим плавать и обнаруживаем, что предвкушение чуда нас не обмануло. В море много красивых рыбок и кораллов, встречаются морские звезды и компании ежей.

Накупавшись, идем на вечерний коктейль в бар, находящийся прямо на причале и нам подают напитки на любой вкус. Уже стемнело, вдали видны ярко освещенные рыбацкие лодки, шумит прибой. В 8 часов раздается гонг – сигнал к ужину. Все очень вкусно, стол красиво сервирован, подают все новые и новые блюда, и когда, казалось бы, уже невозможно съесть и кусочка, подают шоколадное мороженое и корзину фруктов. Устоять невозможно. Все объелись.

Чтобы снять тяжесть после ужина, иду поплавать в ночное море. Из-под рук разбегаются искорки, вода теплая и мягкая. Наплававшись, чувствую себя лучше и иду спать под шум моря.

13 марта  Вараны, крабы, кабаны

Еще не было и 7 часов, как меня разбудили птицы. На острове их много и поют они громко. Солнце висит в дымке, совсем не жарко. Олег рассказывал нам, что на острове живет пара птиц-носорогов, они рано прилетают кормиться и их можно увидеть. В надежде на удачу, постаралась потихоньку пройтись по берегу и увидеть их. Не повезло. Но по рассказам Доменик на острове есть кроме птиц-носорогов почти ручные вараны, иногда приплывают морские черепахи, а также живут кабаны. В общем, остров очень живой. И если нам повезет, то можно увидеть всю эту живность.

После завтрака мы пошли на помойку посмотреть на варанов

. Они действительно приходят туда за чем-нибудь вкусненьким, а местные жители подманивают их свистом. Людей вараны почти не боятся. Постоянных посетителей 4 штуки, все больше метра в длину, а самый крупный похож на крокодила. Совершенно спокойно позируют для фото, но подходить близко пожалуй не стоит, да и они сами уходят в болото, если слишком приближаешься. Буквально сразу же, оглянувшись, видим на дереве большую пальмовую белку, потом прибежали обезьяны и стали скакать с ветки на ветку. Остров подтверждает, что живности здесь много. Катя с Женей увлеченно погоняли по газону зеленую длинноногую ящерицу. Кругом порхают птицы и бабочки. Около дерева привязана обезьянка. Очень потешная любит играть, интеллигентно кушает, если угостить чем-то, иногда балуется с едой, если уже сыта.

После завтрака на кухню принесли огромного краба, пойманного в мангровых зарослях и, конечно же, мы очень захотели рассмотреть эту зверюгу поближе. Краба привязали на веревку,  можно было его подержать. Все желающие сфотографировались, на фоне знатного членистоногого, а я, держа его в руках, на мгновение зазевалась, чем и воспользовалась эта страшная зверушка.

Он подтянулся задними ногами и изо всех сил вцепился огромными клешнями мне в руку. От боли и неожиданности я завопила так, что сбежались все присутствующие на острове. Хорошо, что рядом стоял Марко, который не растерялся, разжал клешни и освободил меня – сама бы я не справилась – краб очень сильный. Отделалась я довольно легко – двумя ранками, как будто проколотыми ножом и синяками. Жить можно.

Когда все волнения улеглись, нам предложили отправиться на соседний остров на пикник. И через 40 минут мы оказались уже на другом райском острове. Нам показали, где лучше всего плавать с маской и мы наслаждались прекрасными подводными видами и теплой водой. Здесь много рыб, красивые кораллы и множество животных-фильтров – кольчатых червей. Несмотря на непривлекательное название, это симпатичные животные, похожие на цветы – оранжевые, зеленые, голубые, пестрые. Если дотронуться, прячутся в норки. В середине дня сделали перерыв на обед, а после опять плавали. Катя, Женя и я отплыли довольно далеко, и отлив застал нас на не очень удобной отмели. Вдруг мы увидели тех самых птиц-носорогов, которые с шумом пролетели  вдоль берега и уселись на пальме. Хоть мы  видели их отчетливо с моря, захотелось рассмотреть это чудо поближе и мы десантировались на берег. Птиц, к сожалению,  так и не увидели, а солнце начало нещадно припекать, поэтому  мы поспешили вернуться.

Вскоре, утомленные морем и солнцем, поплыли обратно. По дороге выяснилось, что немотря на принятые меры, все в разной степени обгорели. Было около пяти часов, и весь народ пошел на пристань караулить обещанных черепах. Нам сказали, что они примерно в это время приплывают. Но не повезло. Черепах ни сегодня, ни на следующий день увидеть так и не удалось.

До заката солнца еще оставалось время, и мы с Ваней пошли побродить по берегу, послушать прибой, пособирать ракушки. Никакой живности больше не встретили. Вернувшись, расположились на веранде помедитировать перед вечерним коктейлем. Вдруг увидели, что около соседнего домика из лесу вышел кабанчик и спокойно прогуливается по лужайке. Но пока бегали за фотоаппаратом, он успел чинно удалиться.

Как всегда, вечером был прекрасный коктейль и вкусный ужин. Одним из блюд был салат, приготовленный из краба – моего обидчика. Вот такая вот месть за укусы….

Впечатления дня  и подгоревшая на солнце кожа утомили меня, поэтому спать я ушла сразу после ужина.

14 марта. Восхождение на вершину острова

Сегодня день отдыха. Олег предложил после обеда совершить восхождение на вершину острова, а до этого просто отдохнуть. И после завтрака все занимались, чем хочется. Кто-то плавал с маской, кто-то фотографировал кабанов и птиц, кто-то сидел в тенечке, кто-то собирал ракушки. Так незаметно пролетело время, а потом пошел мелкий дождик и в группе начался разброд. Идти на вершину захотели не все. Самые отважные взяли себя в руки,  и вскоре наш путь начался. Буквально после первого шага, передо мной на траву упала с дерева змея. Сначала мне показалось, что это просто веточка, но когда «веточка» подняла изящную головку и посмотрела маленькими глазками, все стало ясно. Какой разновидности эта змея определить не удалось. Длиной около полуметра, но тонкая, толщиной с карандаш, серенькая, с оранжевым язычком. Событие это произвело фурор, ведь раньше никто здесь со змеями не встречался, наверное, эта оказалась какая-то неправильная, слишком любопытная змея. Мы ее сфотографировали, и она благополучно и быстро снова уползла на дерево. А мы отправились дальше. Тропинка круто пошла вверх. Подниматься  было бы легче, если бы не прошел дождь. А еще и кабаны прошлись перед нами, поэтому местами было очень грязно и скользко. Идем мы в быстром темпе, почти не останавливаясь,  но по дороге успеваем заметить фикус-душитель, обвивший большое дерево и маленького лягушонка, тут же пойманного и сфотографированного Олегом.  Через полчаса достигаем вершины. Вид прекрасный, ощущение полета

.  И мы осознаем, насколько правильно преодолевать свою лень, такого нигде не увидишь:  под нами тропический лес, с запутавшимися в нем облаками, океан с разбросанными островами и изрезанным берегом – словами описать трудно, просто восторг. Пока мы наслаждаемся увиденным и фотографируем во все стороны, мимо  пролетает пара птиц-носорогов. Они близко-близко, огромные крылья с шумом рассекают воздух, хорошо видны массивные клювы и черно-бело желтое оперение. Но сфотографировать их не успеваем, только у Олега получились кадры. Только прошел первый восторг, как мимо проносятся еще четыре птицы. Да, не зря мы поднялись, редко можно увидеть такое шоу. Птицы еще долго кружили над лесом, пока совсем не пропали из виду. Мы посидели еще немного на вершине, полюбовались, отдохнули и полные впечатлений спустились вниз.

До захода солнца поплавали напоследок, попрощались со здешними рыбками и морскими звездами.

Обычный вечерний коктейль и ужин сегодня у нас прощальные. Становится грустно, завтра уезжаем. Солнца, моря, улыбок, которыми щедро одаривают местные жители, всегда хочется еще. После ужина собираем рюкзаки, и я  в последний раз залезаю в ночное море, хоть еще разочек искупаться. Море разбрызгивает голубые искорки, трещат цикады.

15 марта. Обратный путь. Куала-Лумпур

Начало обратного пути в 4.30 утра. Еще совсем темно. Мы с Ваней вышли из домика первыми и спугнули кабанов, которые с веселым хрюканьем пронеслись в кусты. Вскоре собрались все, и Марко с Доменик напоили нас кофе. Мы прощаемся, грузимся на лодку и выходим в ночное море. Кругом темно, море слегка колышется, по пути встречаются  ярко освещенные рыбацкие лодки. Вскоре оказываемся на причале. Кругом тихо, только слышно пение муэдзина, созывающего людей на утреннюю молитву. Из домов выходят небольшие группки людей и идут в мечеть, в основном почему-то женщины. Садимся в автобус, рассвет застает нас уже в пути. Паданг проехали не останавливаясь,  расмотреть не успели. Показалось только, что городок чистый и  зеленый. В аэропорту все тоже происходит быстро, в самолете толком вздремнуть не удалось. И вот мы в Куала-Лумпуре.

Малайзия встретила нас обычной влажной жарой и духотой. Мы отвыкли от такого на Суматре. Несмотря на более южное расположение, климат был гораздо прохладнее и приятнее. Конечно, по началу я строила планы посмотреть в Куала-Лумпуре что-то новенькое, побывать не там, где бывали раньше, но усталость взяла свое, сонные мысли почти не шевелятся, поэтому решаем плыть по течению вместе со всеми.

Сначала был парк птиц, и я совсем не пожалела, что пошла туда во второй раз. Он немного изменился – гораздо больше его обитателей стало просто гулять по территории. Очень понравился аттракцион «напои попугая молоком». В маленькую чашечку наливают молоко, берешь ее в руки, и сразу налетает целая стайка птичек. Они садятся прямо на руку, лапки теплые, прикосновения нежные. Пока молока много, они мирно пьют, даже не пьют, а лакают почти как кошки, а когда угощение подходит к концу, начинается свалка

. Они толкаются, щиплют друг друга клювами  и галдят. Но приходит другой человек с молоком и вся компания перемещается. Очень забавно.

Также приятно было пообщаться с компанией аистов-марабу, которые с серьезным видом ходят между людей, а особо понравившихся могут дернуть за штаны. Но слишком близко знакомится с ними страшновато – клювы длинные и острые. Больше травм не нужно.

Следующим был парк орхидей и хотя занимал он небольшое пространство, уходить оттуда очень не хотелось. Такое разнообразие форм и расцветок. Каждым цветком хочется  полюбоваться подольше. Очень большой соблазн купить рассаду, тем более что ее продают на каждом лотке…

Потом был аквариум. Он нам понравился еще в прошлый раз, а теперь мы ходили там не спеша и могли налюбоваться вдоволь. Впечатляют огромные южноамериканские рыбы – арапаимы и сомы. Если представить, что эти громадины плавают рядом в речке, становится страшновато. Морские черепахи, которых мы так ждали на острове, показали себя во всей красе – большеглазые существа прекрасного бело-шоколадного окраса. Посещение тоннеля внутри большого аквариума вообще производит неизгладимое впечатление. Можно лицом к лицу потолковать с акулой и рассмотреть ее зубки, постоять под проплывающим сверху огромным скатом и поближе рассмотреть всяческих рыб. Здесь же есть еще и террариум и выставка тропических насекомых, с которыми в природе встречаться не хотелось бы. А вот банановая змея зеленого цвета с янтарными глазами была такой очаровательной, что ее я бы, пожалуй, погладила бы.  Но все рано или поздно кончается, мы покидаем и этот райский уголок.

Остается еще довольно много времени и о том, как его провести, мнения разделяются: Мы втроем с Иванами хотим пройтись по китайскому кварталу за сувенирами и фруктами, там же и поужинать, остальная часть группы хочет провести время по-другому. Мы разделяемся. И нас ждет еще одно приключение: самостоятельно в Куала-Лумпуре мы еще не передвигались, поэтому метро находим не сразу, но когда нам удается купить билеты и  правильно доехать до станции назначения, мы становимся совсем смелыми и гордыми. Все, что хотели нашли, купили подарки и напоследок с удовольствием поужинали полюбившейся уткой местного приготовления в маленькой забегаловке прямо на улице в бурлящем жизнью китайском квартале. Послушали бродячих музыкантов, с удовольствием выпили пива. Здорово.

Вскоре пришло время ехать в аэропорт. Прощай, Куала-Лумпур, когда еще попадем сюда не знаем, но этот город стал уже родным. В аэропорту переодеваемся, укладываем рюкзаки и с большим сожалением прощаемся с Олегом. С ним так уютно, он очень заботился о нашем комфорте, было  интересно общаться. Хотелось бы съездить куда-нибудь еще вместе.

На регистрации устраиваем настоящий переполох. Вся наша компания хотела бы лететь, сидя рядом,  но самолет летит из Джакарты и многие места уже заняты. Представитель авиакомпании изо всех сил морщит лоб, пыхтит, периодически выписывает и рвет посадочные талоны – в общем, суета. Наконец все выписано, но посадили нас так, как получилось. Почти сразу все задремали. Во время взлета я успела только увидеть луну, похожую на дольку апельсина, которая не висела, а лежала, подобно лодочке в небе, звезды и море огней….

16 марта. На родину!

Утро было раннее и туманное. Как пилот посадил самолет в Дубае – загадка. Мы вынырнули из тумана прямо на посадочную полосу и через 5 минут были уже на земле. Эмиратские авиалинии опять не порадовали, на этот раз задержка рейса была 3 часа, так что вопрос « какими линиями летать?» остался открытым. Лично для меня значение имеет лишь то, чтобы добираться все-таки вовремя.

Рассвет встретили в Дубае, опять подивились человеческому муравейнику и сделали покупки.  И вот долгожданный самолет несет нас в Москву, домой. Мне не повезло в этот раз, не получилось сесть у окошка и посмотреть с высоты на природные красоты, поэтому всю дорогу смотрела мультики в компании очаровательной маленькой девочки, сидевшей рядом. Долетели без приключений. Наше путешествие окончено. Грустно расставаться. Компания у нас сложилась очень хорошая, все интересные, симпатичные и общительные. Это еще одна из особенностей поездок по Сашиным маршрутам – всегда знакомишься с хорошими людьми. Теперь будем разбирать фотографии, делать слайд-шоу, фильмы и писать дневники, чтобы,  встретившись вместе, еще и еще вспоминать чудесное время поездки.

В заключение рассказа хочу еще раз поблагодарить Сашу и Олега за прекрасный маршрут и незабываемые впечатления, подаренные нам. Удачи вам, новых открытий и интересных путешествий с хорошей компанией.

Индонезия с "1001 тур"
Туры в Индонезию на 8 ночей от 77 186 руб.
Быстрый подбор тура онлайн. Лучшие предложения!
Популярные курорты: Кута, о. Бали, о. Суматра и др.
Раннее бронирование, туры в кредит, страхование
Офисы продаж по всей России! Звоните сейчас!
(495) 22-5555-2, 8-800-200-22-51, www.masterot.ru
Индонезия с "1001 тур"
Акции и Горящие туры в Индонезию - лучшие цены!
КутаБалиУбудЛегианДжакарта
Поддержка клиентов 24 часа в сутки!