Барселона. Испания
Отзыв написан: 5 ноября 2008 г.

В конце октября в нашей Жироне проходят праздники, совпадающие с общеиспанским Днем святых, который отмечают 1-го ноября. На эти дни я всегда пытаюсь свалить куда-нибудь подальше от шума и гама. В этом году выбор пал на зеленый рай - Vall de Aran. Расположен он примерно в 4-х часах езды от Жироны за Андоррой, и называют его испанской Швейцарией. Там живет всего лишь 7 тыс. человек, из них 3 тыс. в столице долины, городе Vielha (город оказался большой деревней). В Аране говорят на аранском языке, который является диалектом гасконского, а тот в свою очередь окситанского. Немногочисленные аранские школьники кроме иностранных должны учить и три официальных языка: испанский, каталонский и аранский, которые довольно сильно различаются между собой. Но я особого акцента у людей не заметила, даже в Жироне люди говорят с сильным каталонским акцентом, а там нет.

Vall de Aran - единственное место в Каталонии, где встречается атлантический климат, хотя долина расположена далеко от Атлантики. Кроме красивый пейзажей и тишины долина Аран славится превосходным качеством снега, и там расположены одни из лучших горнолыжных станций Испании. Зимой там потрясающие пейзажи, домики с дымящимися трубами заваливает снегом до крыш, к сожалению, дороги тоже в снегу, а цепи на колеса я одевать не умею, поэтому решила ехать еще до снега.

За день до выезда резко похолодало, пошел нудный ледяной дождь, в горах превращающийся в снег. И такую панораму обещали на все дни нашей поездки. Но меня это не смутило, я хотела именно отдохнуть. Мы заказали гостиницу с водным центром Vilagaros в деревушке Garos (одной из самых живописных в Пиренеях), и я ожидала спокойного нудного отдыха с водными процедурами под барабанящим дождем.

Гарос расположен около известного заповедника Aigu'estortes, и мне очень хотелось его посетить. Пока я подбирала подходящую одежду для прогулки под дождем, по телевизору показывали передачу из жизни медведей. Симпатичные мишки в последние годы расплодились и довольно часто встречаются... именно там, куда мы там собирались. Обычно они не нападали на человека, но как раз в эти дни одна медведица нарушила правило, и правительство Долины Аран, наплевав на мнение зеленых, издало указ о ее поимке. Медведица, не зная об указе, спокойно готовилась к зимовке, а за ней гонялись все аранские лесники. Представив, как мы под проливным дождем удираем от разъяренной медведицы, я решила исключить из программы лесную прогулку. Но все-таки надеялась прогуляться по осеннему лесу, полюбоваться на разноцветные деревья, может даже набрать грибов. Но горы не прощают таких наивных мечтателей как я.

Первая встреча со снегом
Пустынная дорога

Из Жироны по С-25 мы поехали через Вик и Манрезу. Уже в районе Манрезы дождь превратился в снег, но несмотря на летящую в лобовое стекло порошу и заснеженные поля, дорога была чистой.

Первой нашей остановкой уже на С-55 была Кардона. Там находится довольно интересный замок и известная здесь соляная гора, но все это из-за погоды осталось без нашего внимания. После Solsona на С-26 мы свернули на С-14, закончились фабрики, и пейзажи стали живописнее, редкие придорожные ресторанчики были закрыты, а есть особенно по такой погоде хотелось очень. Голод плохой советчик, поэтому меня и занесло в какой-то подозрительный трактирчик с надписью "авторская кухня" в Pla de Sant Tirs. Я к таким надписям отношусь с недоверием, т.к. обычно это означает малюсенький кусочек чего-то непонятного на огромной тарелке, украшенного какими-то странными крошками. Ну и цена соответственно у этих "авторов" заоблачная. Заезжая я не обратила внимания на название ресторана, а зря. Назывался он Blat d'Or (золотая пшеница), но на въезде кто-то (видимо, такая же жертва как и я) заклеил у В нижний кружочек и получилось Plat d'Or (золотая тарелка). Цен на входе не было, пришлось входить и садиться за стол. В зале мы были одни и было холодно, но.... дети хотели есть. Прибежала слишком вежливая тетка и начала рассказывать, как вкусно у них готовят. Отступать было некуда. Решив, что живем один раз, мы заказали горячего супчика escudella, утку и барашка. Escudella - типичный зимний суп Каталонии, мне он очень нравится. Это наваристый калорийный суп с мясом, овощами, вермишелью и турецким горохом, нечто вроде похлебки. Очень подходящая еда для холодной горной зимы.

Olla aranesa

Суп и правда был вкусным, то же самое можно сказать и о втором, хотя как баранина, так и утка были бы гораздо вкуснее без "украшающих" блюдо палочек и лесных ягод. Со счетом хозяйка принесла маленького стеклянного жука-скоробея, приносящего удачу. Ей он ее конечно принес, т.к. мы были единственными посетителями и заплатили 100 евро, вдвое больше обычного счета. Ну ладно, все-таки было вкусно, а заклеенное В я увидела только выезжая.

Сразу же после ресторана мы свернули на N-260, наша дорога лежала в Sort, деревню известную не только в Каталонии, но и во всей Испании. Известна она тем, что лотерейные билеты, купленные там, часто выигрывают. Испанцы - люди, больные по лотерее, ну то есть очень любят всякие розыгрыши, и многие действительно надеются что-то выиграть. А некоторые покупают из солидарности, чтобы кому-то было хорошо, это если выигрыш идет в пользу слепых или инвалидов. В общем так или иначе покупают почти все. Самая главная лотерея проходит 22 декабря, когда пол-Испании прилипает к телевизору, потирая в руке билет. Потом телевидение несколько дней подряд показывает нескольких счастливчиков, выигравших Рождественскую лотерею. В Sort таких выигрышей были несколько, надо заметить, что само название деревни в переводе с каталонского означает "удача", а лотерейный киоск назвали "золотая ведьма". Здесь удачу приносят ведьмы на помеле, и иx часто можно видеть на зеркалах автомобилей.

Золотая ведьма

У меня есть одна, прикрепленная к сумке, но мимо Сорта проехать конечно было нельзя. Хотя я и неверующая (т.е. неиграющая), но у Золотой ведьмы все-таки купила билетик, может повезет? Накупив еще кучу маленьких ведьмочек на сувениры мы двинули дальше.

Уже совсем стемнело, но по карте было недалеко. Совет: никогда не доверяйте незнакомой горной дороге, да еще ночью, да еще поздней осенью. В горах ночь наступает очень быстро и уже в 19.00 была кромешная тьма. Судя по карте нас ждала широкая хорошая дорога С-13, но я не учла очень важную деталь: нам нужно было переезжать перевал Bonaigua. Сразу за Guinguneta d'Aneu дорога начала ухудшаться, превратилась в узкую дорожку с плохим асфальтом, да еще и светофор стоял переносной. Такие ставят во время дорожных работ, как раз то, чего нам не доставало для полного счастья. Медленно мы поползли в гору, и тут я увидела, что меня ожидает перевал, высотой 2.072 м. Блин, по телевизору передавали, что снег выпал на высоте уже 700 метров, что же будет на 2-х километрах? Цепей у меня не было, а если бы и были, то одевать я их не умею, а если бы и умела, то, учитывая шатающуюся медведицу и многочисленных кабанов с волками, вылезать бы из машины не стала.

Ночной снегопад

На дороге никого не было, в кромешной тьме танцевали снежинки, дул сильный ветер, в общем пурга. Я вспоминала, когда в последний раз меняла шины и мысленно просчитывала варианты дорожной зимней ночевки, но упрямо ползла вверх. В конце концов было написано, что перевал открыт, а в снегопады их закрывают. Дорога уже была полностью покрыта снегом, но пока не начались повороты, машину не заносило. Вдруг я увидела вдалеке странный огонек, колышащийся вверх-вниз. Подъехав ближе я различила мужика, который на обочине махал фонарем. Может надо помочь? Но у меня в машине двое детей, и мужик вроде о помощи не просил, а просто показывал, что надо ехать медленнее. Да я и так тащилась 30 км в час, ну значит впереди авария. Хорошо, что я поехала медленнее... еще чуть-чуть, и я уперлась в огромный хвостатый круп. Перед ним маячил еще один. Стадо горных лошадей! В Пиринеях они не очень высокие, но очень сильные, настоящие мохнатые тяжеловозы с огромными копытами. Вот значит зачем махал мужик, он предупреждал меня о животных. Это были пастухи, перегоняющие стадо, но обычные тропинки были занесены до пояса снегом, и им пришлось делать часть пути по дороге. Это сказал мне другой пастух, который впереди сгонял стадо с дороги под откос. Он поморщился, увидев мой низкий Форд, но сказал, что проеду, т.к. дорога все еще чистая.

Не знаю, что в горном понятии чистая, но скоро машина начала буксовать, а когда пошли повороты, ее еще и заносило. Да, я конечно из России, но в последний я там была летом и 20 лет назад, и машину по снегу вела в первый раз. Вдоль дороги стояли трактора-снегоуборщики, и время от времени можно было различить металлические сараи, вероятно там хранят соль для дорог. Конечно в Испании чистят дороги от снега, но сейчас валил снегопад, ни один нормальный человек не поедет в такую ночь через заснеженный перевал, все трактора начнут работать с утра.

Уже на следующий день я узнала, что дорогу просто не успели перекрыть. Я тащилась по девственному снегу, с ужасом представляя себе спуск и с благодарностью вспоминала своего учителя автошколы, который под пальмами на берегу Средиземного моря вдалбливал нам правила вождения по снегу. В России конечно это нормально, но в Испании их знают только жители горных районов и то по собственному горькому опыту. Но мне все-таки теория помогла, мы благополучно преодолели перевал и начали спускаться на скорости 10 км/час, но машина все-равно "танцевала" на поворотах. Я прижималась к скале, надеясь, если что, успеть повернуть руль и врезаться в стену, а не в защитный барьер на другой стороне дороге. За барьером была только снежная пустота, и меня совершенно не прельщала мысль скатиться под откос неизвестно какой глубины. По дороге нам встретилось только одно живое существо: бурый заяц, лениво перелезавший сугроб. Несчастное животное, не успевшее полинять, резко выделялось на белом фоне. Снег выпал на месяц раньше обычного, и если не сойдет, то зайцу придется худо.

Гордая собой, я все-таки спустилась с заснеженных поворотов и уже среди цивилизации покатила к своей гостинице в поселке Гарос, совсем недалеко от столицы долины Аран города Vielha. По дороге я проехала поселок Baqueira Beret, знаменитый лучшей в Испании горнолыжной станцией и тем, что там отдыхает королевская семья. Он находился всего лишь в 10-ти км от нашей гостиницы, и я решила, что назавтра мы сюда вернемся.

Гостиницу Vilagaros мы нашли очень быстро, она расположена прямо на въезде в малюсенькую деревушку Гарос. Портье, услышав по какой дороге мы приехали, сделал большие глаза и позволил пойти в бассейн уже после закрытия, чтобы снять стресс. В принципе гостиница неплохая, но особого энтузиазма она у меня не вызвала. Номер хороший, двухэтажный с деревянной винтовой лестницей, но наверху курятник с кроватями. Детям интересно, но взрослым неудобно. Слышимость ужасная, ванная комната хорошая, хотя крыша наклонная, и одна из балок расположена прямо, пардон, над унитазом. Так вот будешь вставать, не рассчитаешь, ну и бац! Мелочь, а неприятно. Бассейн маленький, и стены для 4-х звезд слишком обшарпанные. Там была сауна и процедуры всякие, но после таких стен, мне расхотелось что-либо заказывать. Есть еще салон с баром, камином и настольными играми, но там сильно воняло табаком, хотя постояльцев не было. Сезон начинался только в начале декабря и туристов еще не было.

На следующий день завтрак нас просто разочаровал. Я заплатила 289 евро за две ночи, можно было бы хотя бы сосиску горячую предложить за эти деньги, но нет, только дежурные сыр-ветчина и джемы с булками. Куцый какой-то завтрак для зимы.

Королевский курорт
Без слов

С утра мы поехали в Бакейру, потоптать снежок перед приездом короля. Мальчишки рвались в бой и скоро стали все мокрые от снега. Конечно из России читать это смешно, но для нас-то снег в диковинку. Мои дети видели его один раз в жизни, когда мы ездили в горы около Жироны. Тогда мы привезли снег в термосе домой и сделали снеговика на блюдце. Поэтому сейчас мы наслаждались вволю: бегали среди заснеженных елок, кидались снежками и прыгали в сугробы.

Очевидное-невероятное: октябрь, Испания
Речка в снегу
o

Деталь: это было в октябре, в Испании в 4-х часах езды от средиземноморского побережья. Затем мы отправились во Вьелью покупать шапки и перчатки. Цены опять неприятно удивили, я не привыкла тратить деньги на такие вещи, в Жироне они просто не нужны. В заштатном магазинчике в городе с населением 3 тысячи чел, две детские шапки, ничего из себя не представляющие, и две пары перчаток обошлись мне в 98 евро!!!! Кошмар!!! Правда, когда я увидела какие-то суперперчатки с обогревом за 300 евро, я поняла, что я просто не в теме. Придется теперь придумывать зимнюю поездку, чтобы как-то оправдать обновки.

Vielha это просто деревня, даже не очень большая, но симпатичная. Там мы попробовали типичное блюдо olla aranesa, в общем-то та же похлебка, что и escudella, но очень вкусно и сытно. Затем, рассчитав обратную дорогу, мы решили смотаться во Францию по N-230. По дороге можно остановиться в очень милой деревушке Bossost, купить безделушки, ну и заехать в пару живописных поселков. Все они обозначены на туристических картах, которые с удовольствием дают в информационном центре в Vielha.

У границы в огромном аутлете, забитом ужасными шмотками, тусовались французы, скупавшие дешевые тряпки. Ну как ни ужасные, а штаны пацанам я все-таки подкупила классные и по радующим сердцу ценам. Во Франции ничего интересного мы не нашли, а точнее мне просто не дали это сделать, там снега уже не было, а за спиной у меня ныли два несостоявшихся эскимоса, желающие построить иглу. Пришлось поворачивать, опять тащиться на королевское место отдыха Baqueira Beret (снег там действительно великолепный) и изображать из себя чукчу в тундре. Хотя все-таки приятно было вспомнить, как хрустит снег под ногами. Там все еще было закрыто, сейчас народ только готовится к сезону, но это один из самых престижных зимних курортов Испании и грех был бы не воспользоваться случаем.

Baqueira Beret

Поездка была короткой, и на третий день мы уже возвращались домой. Долго думала, каким путем возвращаться. Дорога - это тоже путешествие, по той же самой тащиться не хотелось, через Францию было дольше и дороже (если ехать по автобану через Тулуз), решила последовать совету портье и поехать по туннелю Vielha (более 5 км.), т.е. по той дороге, по которой обычно въезжают в Вал де Аран, к тому же эта дорога N-230 была бесплатной. С утра опять моросило, и я была уверена, что за туннелем нас ждет осень, т.к. мы спускались, но природа опять решила преподнести нам сюрприз.

Туннель был закрыт, однако машины стояли и терпеливо ждали, мы тоже. Раз местные стоят, значит скоро дорогу должны открыть. После 15 мин. ожидания машины тронулись. Уже в туннеле горели таблички "Осторожно, снежные комбайны", ага, значит мы ждали, пока дорогу очистят от снега, хотя в Виэлье его уже не было. Вдруг мы выехали в белоснежную сказку. После главного туннеля дорога петляла, проходила по коротким туннелям, но по сторонам был заснеженный лес, а асфальт, несмотря на то, что его почистили, был покрыт мокрым снегом, потому что снежные хлопья валили не переставая. Дети опять начали ныть об иглу и снеговиках, но не было места для остановки. А так хотелось остановиться и хотя бы спокойно посмотреть на эту красоту: с веток не переставая падал снег, белые елки подступали к самой дороге, слева угадывался заледеневший водоем, но дорога шла вниз под довольно большим уклоном, и машины не собирались замедлять ход. Все-таки не зря в Испании самое большое количество аварий в Европе, здесь водители не понимают, что в дождь, туман, снег надо ехать медленнее, и упорно пытаются нарушить даже те правила, которые еще помнят. Хоть кол на голове теши. Каждую зиму повторяется одна о та же картина: по телевизору несколько дней талдычат о приближающейся снежной буре в конкретном районе, просят не отправляться в путь без особой нужды, а если уж вынуждены ехать, то с полным баком, цепями, горячим термосом, одеялами и провизией на случай чего. Но как только наступает уик-энд, все считают своим долгом куда-то рвануть, наплевав на рекомендации метеорологов и полиции. В результате сидят в снежных заносах с пустыми баками и желудками и на чем свет стоит клянут правительство. Правильно, кто же кроме президента виноват в плохой погоде и в том, что снегоуборщики не справляются с метровыми сугробами? Даже во время такой короткой поездки я насчитала несколько десятков комбайнов и
солехранилищ вдоль дороги, а ведь был всего лишь конец октября. Несмотря на действительно тяжелые (хотя предвиденные) погодные условия, дорожные рабочие делали все возможное, чтобы дорога была чистой.

Что нас ждет за поворотом?
Горная дорога

Наконец, снег стал сходить, показалась земля и пейзажи стали гораздо менее живописнее. Проехав Pont de Suert я остановилась заправиться, и вдруг дорогу перебежала нутрия. Ничего себе, живые шубы по дорогам бегают, наверное рядом речка. Оказалось, рядом был большой центр по разведению нутрий, с дороги были видны бассейны, но зайти внутрь было нельзя. Мы свернули на N-260, и дорога резко ухудшилась, хотя стала намного красивее, но уже осенней красотой.

Осенняя палитра

Мы ехали среди разноцветных деревьев, вдоль журчащей речки, и вновь начался подъем. Нам опять нужно было преодолевать перевал, но днем это было совсем не страшно. Справа была отвесная скала, а слева... а слева был вообще туман, и я тешила себя надеждой, что ущелье не такое уж глубокое. Опять начал появляться снег, но уже не такой красивый как раньше, и пошел нудный дождь. На дороге появились лепешки свежего навоза, и я насторожилась. И правильно, потому что за следующим поворотом меня ждали две огромные коровы.

Встреча на дороге

Они как раз преходили дорогу и думали в какую сторону им идти, решили, что в мою. Стало неприятно, я не знаю, как коровы реагируют на мешающие им машины, но, видимо, коровы были опытные и быстро сошли на обочину, так что мы мирно разъехались.

Уже после Tremp дорога стала ровной и хорошей и под проливным дождем, но без приключений мы доехали до дома.

Испания со скидкой!
Стрекоза
побольше рассказов и фото из первых рук! Спасибо за интересный рассказ!
Svetasa
Испания, Барселона
17 ноябрь 2008 г.
Спасибо, я тоже, но уже сидя в тепле на родном диване.
веселый доктор
Наслаждаюсь Вашими фото.
platok
Россия, Обнинск
Ой, здорово как! Фотки хорошие,снега много, дети красивые , мама-еще краше!
Пипетка
5 ноябрь 2008 г.
Спасибо большое за рассказ!!! Как всегда очень интересно, отличные фотки!
Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.